Святая анна мама богородицы: Святая праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы / Монастырский вестник
Тропарь праведной Анны глас 4 Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная. | Кондак праведной Анны глас 2 Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи. |
Что мы знаем о праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Почему мы так мало знаем об Анне – матери Пресвятой Богородицы, и за что конкретно почитает ее Церковь мы спросили филолога-библеиста, доцента Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святителей Кирилла и Мефодия Михаила Георгиевича Селезнева.
Михаил Георгиевич, почему о жизни праведной Анны нам ничего не сообщает Библия?
Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством или их отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения, Евангелие от Иоанна, после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например, Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус, какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению, мало интересовали.
У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла достаточно явления ему Воскресшего Господа, он не пошел к апостолам, знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из «плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)… Не это важно для него.
Целование праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот, XVI век
А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?
Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям, с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и опросить очевидцев.
Хотя свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о детстве Иисуса, о детстве Девы Марии, о Ее родителях. От столетия к столетию такие сказания становились все более детальными, более красочными.
Читайте также
Кто были родители Пресвятой Богородицы?
В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но это не историческая правда, а правда символа, и следует говорить, прежде всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят, думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам для другого.
Мы знаем, что у родителей Пресвятой Богородицы – праведных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей?
Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности, практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах) меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной неожиданностью для слушателей.
Ласкание Богородицы. Праведные Иоаким и Анна
Древнейший памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны – так называемое «Протоевангелие Иакова», написанное не ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных повествований (об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке).
Читайте также
Кто такая Пресвятая Богородица
Особенно близки соответствующие строки «Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты, игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом.
Известно, что праведная Анна родила, уже будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?
Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.
За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну?
Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».
Святая Анна | Традиции, жизнь и наследие
Святая Анна с Богородицей и Младенцем
Смотреть все медиа
- Расцвет:
- ок. 100 г. до н.э. — ок. 1 г. до н.э.
г.
- Известные члены семьи:
- супруг святой Иоахим
дочь Мэри
Просмотреть весь связанный контент →
Святая Анна , мать Девы Марии, согласно традиции, полученной из некоторых апокрифических писаний. Святая Анна — одна из святых покровительниц Бретани и Канады, а также рожениц. Как бабушка и дедушка Иисуса, Анна и ее муж Иоахим также считаются святыми покровителями бабушек и дедушек; их праздник отмечается 26 июля.
Информация о ее жизни, поразительно совпадающая с ветхозаветной историей бесплодной Анны и ее зачатием пророка Самуила (1 Царств 1), содержится в Protevangelium II века от Иакова («Первое Евангелие от Иакова» ) и Evangelium de nativitate Mariae («Евангелие Рождества Богородицы» 3-го века). Согласно этим небиблейским источникам, Анна (иврит: Ханна) родилась в Вифлееме в Иудее. Она вышла замуж за Иоакима, и они прожили богатую и набожную жизнь в Назарете. Опечаленная своим бесплодием, Анна пообещала Богу, что посвятит своего первенца на служение Господу. Затем пара получила видение ангела, который объявил, что Анна зачнет и родит самое чудесное дитя, Марию. Когда ребенку исполнилось три года, Иоаким и Анна, во исполнение ее божественного обещания, привели Марию в Иерусалимский храм, где оставили ее на воспитание.
Protevangelium рассказ о жизни св. Анны стал основанием для установления литургических праздников Рождества Богородицы (8 сентября) и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря), которые обычно отмечается как священный день обязательства. Посвящение Марии во Храм стало настолько важным в церковном учении, что к 1585 году папа Сикст V включил в западный церковный календарь литургический праздник Введения в храм Девы Марии (21 ноября). Хотя этот праздник зародился рано на Востоке, вероятно, в Иерусалиме в 543 году, его первое соблюдение на Западе было зарегистрировано в Англии в 11 веке. Действительно, Protevangelium долгое время пользовался большим авторитетом в восточных церквях, и его части читались во время различных праздников Марии греками, сирийцами и коптами.
В дополнение к повествованию о Protevangelium , некоторые другие традиции утверждают, что Анна, овдовевшая вскоре после представления Марии в храме, впоследствии вышла замуж повторно (один или два раза) и является бабушкой одного или нескольких апостолов, включая Иоанна и Иакова (сыновья Зеведея), Симона, Иуду и Иакова Меньшего (сына Алфея), а также Иакова, «брата Господа», в зависимости от источника. Восточная литература об Анне, восходящая к IV веку, не следует фантастическим легендам средневековой западной традиции. Мать Марии почитается в исламе, хотя ее имя не упоминается в Коране.
Культ Анны процветал в Восточной церкви уже в 4 веке, и многие церкви, первая из которых датируется 6 веком, были построены в ее честь. В начале 8 века папа Константин, вероятно, представил ее преданность Риму. Анна стала чрезвычайно популярной в средние века и оказала влияние на таких теологов, как Жан де Жерсон, Конрад Вимпинар и Иоганн Экк. В ответ на нападки протестантских реформаторов на ее культ преданность святой Анне получила дальнейшее развитие со стороны постреформационных пап. В искусстве изображения Святого Семейства со святой Анной были особенно популярны в Германии, где они впервые появились в 14 в. и были широко представлены в 15 в.; в 15 и 16 веках их также часто изображали в Италии и Испании.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
О святой Анне — покровительнице Статья
О святой Анне
Предание гласит, что святая Анна, или Анна, является матерью Девы Марии, матери Иисуса. В Библии нет упоминания об Анне. Небиблейские книги раннехристианских веков признают родителей Марии Иоакимом и Анной. Эти источники утверждают, что Иоахим и Анна были бездетны в течение многих лет своего брака. Ангел Гавриил явился им отдельно и объявил, что они действительно родят ребенка, который должен быть посвящен Богу. Таким образом, Анна стала матерью нашей Пресвятой Девы Марии.
Объявленная папой Григорием XIII всеобщей, церковь празднует ее праздник вместе с Иоакимом 26 июля. Святая Анна, что на иврите означает «Ханна», что означает «благодать», со временем стала покровительницей замужних женщин и бездетных пар. Художественные изображения изображают святую Анну с младенцем Марией на коленях, держащим Христа Иисуса.
Магазин медалей и четок Святой Анны
Быстрый просмотр
25,75 $
Быстрый просмотр
Рейтинг 4,50 из 5
14,25 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
56,50 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Quick View
85,00 $
Как женщина, избранная Богом, чтобы стать Матерью Его Сына, Дева Мария известна во всем мире как добрая, святая и исключительная женщина. Конечно, у нее должны были быть выдающиеся родители, чей пример веры и доверия Господу повлиял на нее таким образом, что навсегда изменил ход истории! Этих родителей, которых звали Иоаким и Анна, на протяжении веков прославляли за их преданность воспитанию дочери Марии женщиной, полностью преданной Богу.
На изображении изображены Иоаким (слева) и Анна (справа), родители Пресвятой Богородицы. Мария изображена как ребенок (в центре).
О родителях Девы Марии известно очень мало. Святая Анна и святой Иоаким не упоминаются в канонических евангелиях; однако их история была рассказана в документе, известном как «Евангелие от Иакова». Этот документ не следует читать из-за его исторической или фактологической точности, а также он не является вдохновленным Словом Божьим (именно поэтому он не включен в Библию). Тем не менее, включенная в этот документ легенда, рассказывающая о святой Анне и святом Иоакиме, является первым упоминанием о родителях Марии и послужила для христиан катализатором почитания и прославления родителей Марии. Верны ли имена и даты в «Евангелии от Иакова» о св. Анне и св. и женщина, воспитавшая ее так, что прославила Бога.
Святую Анну часто изображают сидящей женщиной с книгой на коленях и прислонившейся к ней девочкой Марией, жаждущей знаний. Это изображение говорит нам, что мы знаем о святой Анне, а также о причине, по которой святая Анна почитается по сей день. Святая Анна занимала уникальное положение, в котором Бог доверил ей задачу воспитать Богоматерь в святой и добродетельной манере. Обучая Марию готовить, заботиться о своем доме и заботиться о своей семье и ближних, святая Анна стала образцом для Девы Марии жизни в молитве, любви и смирении. Тем самым святая Анна подготовила Богородицу к принятию Господа не только в свое сердце, но и в самое свое тело, став Богородицей.
8 декабря католики отмечают праздник Непорочного Зачатия. Это учение было верой католиков на протяжении веков; однако она стала официальной догмой в 1854 году Папой Пием XI. В этот день католики признают, что Дева Мария была зачата во чреве святой Анны свободной от первородного греха. Это подготовило Ее как чистый и святой сосуд к тому, чтобы стать Богородицей.
Информация о смерти святой Анны была утеряна для истории. Она почиталась как святая со времен раннего христианства, а ее мощи были причиной паломничества в нескольких странах. Они были доставлены в Константинополь в 710 г. и оставались там до 1330 г., когда были переселены в несколько мест, включая Апт, Гент, Прованс и Шартр. В 1506 году папа Юлий II объявил, что мощи святой Анны останутся в Дюрене, Германия. Кроме того, есть небольшие реликвии, которые находятся в различных церквях и монастырях по всему миру, перешедших под ее покровительство.
Магазин медалей и розариев Святой Анны
Быстрый просмотр
25,75 $
Быстрый просмотр
56,50 $
Быстрый просмотр
56,50 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Быстрый просмотр
85,00 $
Quick View
76,50 $
Дева Мария, младенец Иисус и бабушка Св. Анны
Покровительство Св. Анны
Святая Анна является покровительницей незамужних женщин, домохозяек, рожениц, бабушек, бездетных, наездниц, кружевниц, шахтеров, бедняков и швей. Самое известное покровительство Святой Анны — это покровительство бабушек. Безусловно, как мать Девы Марии и бабушка Иисуса Христа, святая Анна была женщиной великой добродетели и любви.
Святая Анна в искусстве
Святую Анну часто изображают сидящей с книгой на коленях. Младенец Мэри стоит напротив нее, желая слушать. Это изображение святой Анны является небольшим объяснением того, что мы знаем об этой святой женщине. Бог поручил святой Анне задачу воспитать Богоматерь в святом и добродетельном доме, и с самого раннего возраста Мария смотрела на святую Анну, чтобы узнать о Боге и о том, как Он действует в жизни тех, кто любит и служит Ему.
Молитвы Святой Анны
Пусть Святая Анна будет вашим партнером в молитве, когда вы произносите одну из молитв, приведенных ниже, или во время чтения розария. Найдите четки Святой Анны здесь.
Молитва святой Анне о своенравном ребенке
О святая мать, святая Анна, столь богатая благодатью, ты никогда не оставишь неуслышанной мольбы и слезы матери, которая взывает к тебе о своенравном ребенке. Ло! Ты знаешь мою скорбь и тоску моего сердца. Взгляните вниз своими материнскими глазами на это несчастное заблудшее дитя и верните его на путь спасения, чтобы оно могло снова верно служить Богу и обрести вечное счастье. Я прошу об этом через Христа Господа нашего. Аминь.
Радуйся, Мария, три раза.
Молитва святой Анне об особой милости
Славная святая Анна, исполненная сострадания к призывающим тебя и любви к страждущим, тяжело обремененная тяжестью своих бед, я бросаю себя к вашим ногам и смиренно прошу вас взять настоящее дело, которое я рекомендую вам, под вашу особую защиту.
Соблаговоли вверить его своей Дочери, Пресвятой Деве Марии, и положить его перед престолом Иисуса, чтобы Он мог привести его к счастливому исходу. Не переставай ходатайствовать за меня, пока моя просьба не будет удовлетворена. Прежде всего, испроси мне благодать в один день созерцать Бога моего лицом к лицу, и с тобою, и с Марией, и со всеми святыми, восхваляющими и благословляющими Его во веки веков. Аминь.
Благая святая Анна, Матерь той, что есть наша жизнь, наша сладость и наша надежда, молись Ей о нас и получи нашу просьбу. (Три раза).
Литания св. Анны
Господи, помилуй нас.
Христос, помилуй нас.
Христос, услышь нас.
Христос, милостиво услышь нас.
Боже, Отец Небесный, помилуй нас.
Боже Сын, Искупитель мира, помилуй нас.
Боже Дух Святой, помилуй нас.
Святая Троица Единый Боже, помилуй нас.
Святая Мария, Богородица, молись о нас
Святая Анна, Богородица, молись о нас.
Святая Анна, супруга святого Иоакима, молись о нас.
Святая Анна, Ноев ковчег, молись о нас.
Святая Анна, корень Джесси, молись о нас.
Святая Анна, плодоносная лоза, Молись о нас.
Святая Анна, радость ангельская, молись о нас.
Святая Анна, надежда патриархов, молись о нас.
Святая Анна, благодатный сосуд, Молись о нас.
Святая Анна, зеркало послушания, Молись о нас.
Святая Анна, зеркало терпения, Молись о нас.
Святая Анна, зеркало благочестия, Молись о нас.
Святая Анна, опора Церкви, молись о нас.
Святая Анна, прибежище грешников, молись о нас.
Святая Анна, мать дев, молись о нас.
Святая Анна, помощница христиан, молись о нас.
Святая Анна, врата спасения, молись о нас.
Святая Анна, наставница паломников, молись о нас.
Святая Анна, утешительница страждущих, молись о нас.
Святая Анна, здравие больных, молись о нас.
Святая Анна, помоги всем призывающим тебя, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, пощади нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, милостиво услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.
Молись о нас, блаженная святая Анна.
Чтобы мы могли быть сделаны достойными обетований Христа.
Давайте помолимся.
Боже, Который благодатью Твоей благоволил избрать блаженную Анну матерью Девы Марии, милостиво даруй, чтобы мы, прославляющие ее, могли помочь ее молитвами Тебе, Который живет и царствует в мире без конца . Аминь.
Молитва бабушек святой Анне, Матери Марии
Святая Анна, покажи мне лучший способ служить моим детям, когда они воспитывают свою растущую семью. Помоги мне всегда говорить им слова ободрения, поддержки и уважения. Покажи мне, как быть хорошей бабушкой своим детям. С большой любовью я молюсь за каждого из моих внуков и прошу вас ходатайствовать за их нужды, намерения и стремления. Молитесь, чтобы мы могли наслаждаться долгой совместной жизнью и после нашей смерти снова были едины на всю вечность в Царстве Небесном. Аминь.
Святая Анна, благослови наши семьи
Святая Анна, как и все бабушки, вы заботитесь о своих внуках.