Святая людмила: Святая мученица Людмила, княгиня Чешская / Патриархия.ru

Разное

Мученица Людмила — покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).

Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью.  Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала.   В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые.  Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.

Святая мученице Людмило, моли Бога о нас…

Читайте также:

Святой Вацлав, князь земли чешской…

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Читать онлайн «Святая Людмила» – ЛитРес

Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС Р17-712-0469

Небесная покровительница

В программу некоторых туристических маршрутов по Европе включено паломничество к мощам святой Людмилы Чешской.

Множество женщин в России и других славянских странах носят имя чешской святой.

Первое житие святой княгини Людмилы (IX в.), наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти X века одним из выдающихся членов славянской миссии – священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них – это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное в своем наиболее древнем варианте. Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, например Житию святой благоверной княгини Людмилы в изложении Димитрия Ростовского[1], в общих чертах была восстановлена ее жизнь.

В возрасте примерно 14 лет княжна была выдана замуж за чешского князя Борживоя (Боривоя) из рода Пршемысловичей. Он получил во владение земли, на которых позднее была основана столица нынешней Чехии Прага. В то время чешский народ еще не был крещен. Князь Борживой и его молодая супруга приняли Крещение от святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян, став первыми христианскими правителями Чешских земель.

Официальная канонизации святой Людмилы состоялась лишь в XII веке. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период с 1197 по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Сегодня католическая базилика Святого Георгия в Праге, где находятся мощи святой Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются редко. Однако если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы Святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным атрибутом изображения является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святую можно видеть с чашей, наполненной виноградом. Часто на иконах святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»). Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади.

Не случайно в конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие все известные чешские деятели культуры.

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Святая мученица Людмила очень почитается в Русской Православной Церкви, ее имя внесено в русские святцы, а в храмах есть ее образа. Кроме того, ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

Описания церквей, где находятся иконы и частицы мощей святой Людмилы и ее внука, святого Вячеслава, вы найдете в этом сборнике. Также вы узнаете о еще одной святой Людмиле. На сегодняшний день среди канонизированных новомучеников российских есть лишь одна святая с таким именем – это новомученица Людмила Петрова.

«Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, она – первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа – ибо светом святости произвела день богопочитания <…> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею – то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет». («Слово на память

Людмилы, покровительницы Чехии», чешская рукопись XI в.)

Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену горячо верующую и милосердную. Народ полюбил святую за ее благочестивую жизнь. Она стала примером такой любви, которую заповедал Господь, – любви, которая забывает о себе и думает о нуждах тех, кто находится вокруг, любви, которая сияет для доброго и злого, любви, которая всегда останется верной Богу и Церкви.

Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.

Людмила Чуткова

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Память ее совершается 16 сентября по ст. ст. /29 сентября по н. ст

Житие святой благоверной мученицы Людмилы, княгини Чешской

Блаженная Людмила была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками. После своего брака они уверовали во Христа и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, построили церкви и поставили при них священников. У них были три сына и одна дочь. Тридцати шести лет от роду Боривой умер. Блаженная Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией и всё свое имущество раздавала нищим. Сын ее Вратислав вступил на престол после отца своего и правил своим народом тридцать три года, после чего также скончался. Власть взял в свои руки Вячеслав, внук Людмилы. Тогда мать Вячеслава возненавидела свекровь свою Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав о сем, Людмила удалилась в город Течин. Сноха ее подговорила двух бояр и послала их в Течин, чтобы убить блаженную Людмилу. Эти два злодея, пришедши туда, собрали вокруг себя многих других подобных себе злых людей. Когда настал вечер, они окружили двор и сам дворец, где находилась блаженная Людмила, разломали двери и вошли внутрь дворца. Схватив св. княгиню, они набросили веревку на ее шею и удавили ее. Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала мученически; это случилось в субботу, в первом часу ночи; ей было тогда от роду шестьдесят один год. Бог прославил многими чудесами место ее погребения (она погребена была не в церкви, а под городекою стеною): каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи; один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таковых чудесных знамениях, внук ее Вячеслав совершил перенесение ее мощей в город Прагу и положил их в церкви Святого Георгия, где и ныне они источают много знамений и чудес. Окаянная же мать Вячеслава погибла злою смертью.

Святая Людмила Богемская – железная воля и материнское сердце

Покровительница богемского народа отражает в истории сияние той королевы, которая возлюбила возвышенные замыслы Божии до того, что стала для нечестивых страшен, как войско в боевом строю!

 

Рассвет бодрого весеннего утра в начале 10 века. Очередная сессия сейма, созванная королем Германии, скоро начнется в городе Вормс.

Все именитые участники уже собрались в назначенном месте, остался только молодой герцог Богемии Венцеслав. Обмениваются комментариями о его опозданиях, которые считаются проявлением неуважения к присутствующему суверену. Чтобы показать свое единодушное неодобрение, дворяне соглашаются, что, вопреки обычаю, никто не встанет по прибытии герцога. Проходит немало времени, прежде чем объявляют, что он наконец у дверей. И как только он входит… все меняют свое мнение! Как только они видят его, они ахают от восхищения, а сам король поднимается со своего трона, чтобы приветствовать его.

Что могло так внезапно изменить отношение избранного собрания?

Статуя св. Людмилы в памятнике св. Вацлаву, Прага

Вацлав прибыл не один: всем было ясно, что перед ним два прекрасных ангела, несущие золотой крест! Ошарашенный монарх пригласил его сесть по правую руку от себя. Герцог извинился за свое опоздание, объяснив, что это было связано с его привычкой посещать две мессы каждый день…

Этот очаровательный факт — лишь один из многих, увековеченных легендами о святом Вацлаве, в которых мы созерцаем аспекты его жизни, которые не вписываются в холодные задокументированные архивы истории, но вписаны золотыми буквами в вековую сокровищницу католического благочестия.

Наряду с этим великим монархом Церковь всегда почитала другую уникальную фигуру христианства в славянском мире: святую Людмилу, его бабушку, «первую жемчужину и в то же время первый цветок, собранный в Богемии». 1 С непоколебимым усердием она подготовила для своего народа в лице своего внука «не только мудрого и благоразумного царя, но и преданного пропагандиста евхаристического богослужения и любви к ближнему». 2

Победа святого Мефодия

Людмила родилась около 860 г. в окружении преобладающего язычества города Мельник в центральной Богемии. Ее семья принадлежала к высшему роду страны.

Когда ей было четырнадцать лет, она была выдана замуж за Борживоя, первого князя государства Пржемысловичей, которое образовалось в результате объединения земель, которые сегодня составляют Чешскую Республику. Это было время, когда великий апостол славян святитель Мефодий отдавал все свои силы евангелизации этого края. Борживой, очарованный католической верой, имел честь и заслугу быть первым чешским правителем, принявшим воды Крещения. Его молодая жена также попросила о крещении и так искренне и глубоко приняла христианские обязательства, что она считала идеалом своей жизни вместе со своим мужем распространять истинную религию в своих владениях.

Это была непростая задача, но, движимые пламенем веры, их не остановило ни одно препятствие. Они организовали миссии монахов, чтобы проповедовать людям и поощрять их вести благочестивую жизнь. С этой целью они предприняли строительство первой в Чехии церкви, посвященной святому Клименту.

Постепенно плоды их апостольства умножались, а с ними пришли и гонения, характерный признак того, что человек идет путями Господа нашего. Благородная чета даже была сослана из-за действий влиятельных людей при дворе, которые все еще были привязаны к идолопоклонству. Ничто так не вдохновляет апостола, как ярость врага, который таким образом свидетельствует о том, что он теряет позиции…

Но святой Людмиле и ее мужу вскоре удалось вернуть себе престол, а вместе с ним и толчок к распространению католицизма.

Проницательность в воспитании внука

Когда крепость кажется неприступной, самый эффективный метод ее завоевания — незаметно проникнуть внутрь и начать разрушение изнутри… Это была использованная тактика дьяволом, чтобы попытаться разрушить дом святой Людмилы.

Святая Людмила с князем Венцеславом и стоящая Драгомира, Йозеф Матхаузер

Опасность возникла, когда ее сын Вратислав женился на Драгомире из Лучко, девушке, которая войдет в историю как женщина «надменного и грубого темперамента , сочетающая жестокость и вероломство со злобой». 3 Она делала вид, что симпатизирует христианству, но тайно поддерживала идолопоклонство. Ни увещевания, ни усердие, ни добрый пример мужа не смогли отговорить ее от козней.

Мудрая и святая княгиня знала, что это означает не только возможный раздел престола или рода, но и близкую опасность для истинной Религии в герцогстве. По этой причине она не медлила с действиями: г. , когда у Драгомиры родился второй сын, она попросила опеки своего первенца, Венцеслава, потому что разглядела в нем качества прекрасного государя.

Соответственно, маленький мальчик уехал жить во дворец своей бабушки в Праге. «Добродетельная принцесса взяла на себя обязательство сформировать это нежное сердце , разделив заботы о его воспитании с мудрым наставником, которого она назначила. Последний был ее капелланом, святым священником по имени Павел. В уроках, которые он давал Венцеславу, он полностью удовлетворил желание принцессы развивать как свой разум изучением букв, так и свое сердце любовью и упражнением в добродетели». 4 Мальчик так хорошо откликнулся на этот курс обучения, что слыл одним из самых одаренных принцев своего времени.

Решительный дух перед лицом неудач

Пока ее внук укреплялся в мудрости и добродетели, благоразумная бабушка была бдительна, ибо знала, что этот период был подготовкой к великой битве ее жизни, , которая определила бы решающий курс для нации, которую Бог доверил ей. Она предвидела, что этот момент не заставит себя долго ждать, и предчувствие ее сбылось…

Святая княгиня на мессе с внуком, с картины Франтишека Ткадлика – Национальная галерея в Праге

Прежде чем герцогине исполнилось сорок лет, ее муж погиб в бою . Что бы она делала без защиты и поддержки верной Борживой? Всегда решительная, она ни на мгновение не колебалась: она будет продолжать борьбу, ибо если бы Провидение дало ей миссию проповедовать и защищать католицизм в зарождающейся Богемии, то милостью Божией она довела бы ее до конца.

Первым делом, которое она предприняла, было поставить во главе княжества своего старшего сына, Спытихнева, после некоторого спора. Он продолжил дело, начатое его родителями, основав зарождающуюся цивилизацию на католических основах. Его правление длилось более двадцати лет, до его смерти в 915 году, когда ему наследовал его брат Вратислав.

Святая Людмила оказала сильное влияние в этот период. Она была тверда с бунтовщиками, но в то же время добра и милосердна к слабым и страждущим, обратившимся к ней. Таким образом, Герцогиня-мать стала предметом восхищения чехов , от самых высоких придворных до самых скромных людей. Все знали, что у этой дамы с железной волей, неумолимой в защите добра и наказании зла, было материнское сердце , всегда готовое защитить, простить и побудить всех идти по пути добродетели.

Однако кого-то эта ситуация стала раздражать…

Столкновение с «новой Иезавелью»

Некоторые сравнивают Драгомиру со злой Иезавелью, которая «убила пророков Господних» (3 Цар. 18:4). На самом деле, эта женщина ненавидела христианство и была готова на все, чтобы восстановить языческую религию своих предков… Как змея, ждущая подходящего момента для удара, она ждала возможности высвободить свою ярость.

Поводом послужила безвременная смерть ее доброго мужа Вратислава в 921 году во время битвы с венграми. Начались самые тяжелые испытания святой Людмилы, настоящее столкновение христианства с язычеством. В этом конфликте Драгомира играла роль князя мира сего, нагло бросающего вызов Господу нашему Иисусу Христу в лице Его любимой и верной последовательницы Людмилы.

Поскольку Вацлав был еще недостаточно взрослый, чтобы взойти на престол, Драгомира завладела бразды правления и, уже без сдержанности мужа, дала волю своей непримиримой ненависти. Она издала указ о закрытии церквей и приостановке литургических служб , запретила всем христианским священникам и учителям наставлять народ, сместила католических магистратов с государственных должностей и, наконец, объявила, что язычники имели право убивать христиан, но христиане не могли лишать жизни своих агрессоров , даже в порядке самообороны.

Святая Людмила, заточенная в своем дворце в Тетине, не дала себя сломить такому суровому повороту событий. С завидной проницательностью она оставалась решительной и безмятежной, продолжая формирование своего внука.

Но Драгомира прекрасно знала, с какого дерева растут лучшие плоды католицизма в герцогстве, и хотела его выкорчевать. Именно тогда она тщательно спланировала зловещий план.

Замученная у подножия алтаря

Мы можем представить себе святую герцогиню в своих покоях, погруженную в размышления лучезарным утром. Все битвы, все милости, все победы, дарованные ей Всевышним в славной миссии приобретения душ для Него, последовательно возникали в ее уме, как череда сцен. Однако она чувствовала, что Бог просил ее о чем-то большем, о последнем шаге, о величайшем истреблении, которым увенчалась бы ее воинственность в этом мире.

Пока она размышляла об этом, она почувствовала приближающиеся поспешные, но осторожные шаги. Это был очень доверенный эмиссар, который принес ей тревожную новость: ее враги замышляют ее убить. С этой новостью она все поняла. Она посвятила всю свою жизнь борьбе здесь, на земле, теперь она собиралась принести свою смерть Богу, чтобы продолжить битву с Неба.

Она использовала оставшееся ей время, чтобы полностью избавиться от своих земных благ, давая щедрое вознаграждение своим слугам за их услуги и раздавая остальное свое богатство бедным.

Однажды днем ​​в 921 году, в субботу, 15 сентября, по мнению одних авторов, или в воскресенье, 16 сентября, по мнению других, святая Людмила пошла на исповедь и вошла в замковую часовню, где осталась ниц перед алтарь некоторое время. Она приняла Святую Евхаристию и пребывала в глубокой молитве. Пока она обновляла свое приношение Господу, два убийцы, нанятые Драгомирой, ворвались в участок и свирепо набросились на святую, повесив ее собственным покрывалом. Так бесстрашная Людмила в возрасте шестидесяти одного года получила пальму первенства мучеников.

Слева Драгомира платит двум убийцам святой Людмилы; справа убийцы перед святой герцогиней и маленьким Венцеславом – иллюстрации из Хроники Далимиля, XIV век

Возрадовалась новая Иезавель, но чувство триумфа длилось недолго. Герцогиня-мученица была похоронена недалеко от замка в Тетине, и вскоре молва о ее святости распространилась. На ее могиле стали происходить многочисленные чудеса. Яркое сияние парило над этим местом, а ночью вокруг него распространялось благоухание , подобное голосу Неба, напоминающему о бессмертии Бога, наполняющему верой добрых и устрашающему злых.

Конная статуя св. Вацлава работы Йозефа Вацлава Мысльбека, Прага

Отражение Царицы Неба и Земли

Достигнув положенного возраста, св. Вацлав принял управление Чехией. Одним из первых его действий в качестве государя было изгнание матери и младшего брата – Болеслава, идущего по стопам матери – в глухую провинцию, и организовать грандиозный перенос останков бабушки в костел св. Георгия в Праге.

Говорят, что Бог взял на Себя отомстить за кровь Своего любимого бойца: однажды, когда Драгомира проходила мимо места, где она приказала казнить бесчисленное количество христиан, земля под ней разверзлась, и она была проглотил заживо.

Молодой герцог посвятил себя восстановлению порядка, разрушенного годами деспотического правления кровожадной Драгомиры. Он так преуспел в этой задаче благодаря своей мудрости и благоразумию, что он вскоре стал образцовым христианским монархом. Его имя вошло в века, окутано славой, как наглядное доказательство того, что Господь не обманул надежды женщины, воспитавшей его , как истинную мать, на борьбу!

Таким образом, пример святой покровительницы богемского народа отражает в истории сияние той смиренной «рабы Господней» (Лк 1:38), которая доверилась самым возвышенным замыслам Божиим вплоть до того, чтобы быть коронованной королевой Небо и земля, Ангелы и люди, становящиеся для преисподней «ужасными, как войско в боевом строю» (Сгс 6:4)! ◊

 

Примечания


1 БЕНЕШ Владимир (ред.). Legenda о svatém Václavovi . Прага: Бонавентура, 2008, стр. 12.

2 СТ. ИОАНН ПАВЕЛ II. Обращение к епископам Чехословакии в связи с их визитом «ad Limina» , 3.11.1982.

3 Круассе, С. Дж., Жуан. Аньо Кристиано . Барселона: Librería Religiosa, 1854 г., т. IX, стр. 539.

4 Там же, там же.

 

Holy Family School St Ludmila Center in Cedar Rapids, IA

  1. Дом
  2. Айова
  3. Сидар-Рапидс
  4. Школа Святого Семейства Центр Святой Людмилы
Частная школа
215 21-й авеню SW
Cedar Rapids, IA 52404
County Linn
(319) 362-1943

Религиозная принадлежность
Католик

Совместное статус

0003 Школа Святого Семейства Центр Святой Людмилы Информация:

  • Регистрация, рейтинг и статистика
  • Найти выпускников
  • Студенты по полу
  • Учащиеся по национальности
  • Сравните с другими школами
  • Лучшие близлежащие начальные школы

Скачать полный список начальных школ


Школа Святого Семейства St Ludmila Center Зачисление, рейтинг и статистика

Школа Святого Семейства Учащиеся Центра Святой Людмилы по классам
ПК 34
К 0
1 0
2 0
3 32
4 49
5 0
6 0
7 0
8 0
9 0
10 0
11 0
12 0

Holy Family School St Ludmila Center — это частная начальная школа, расположенная в Сидар-Рапидс, штат Айова, в которой обучается 115 учеников от детского сада до 8-го класса.
Holy Family School St Ludmila Center — 103-я по величине частная школа в Айове и 8 559-я по величине в стране.
На каждого учителя приходится 10,0 учеников.

Всего учеников: 115
Соотношение учеников и учителей: 10:1
Учителей, занятых полный рабочий день: 7

Уровень регистрации в стране: 8 559 место из 16 344
Уровень регистрации в штате Айова: 103 место из 164
Уровень учащихся/преподавателей в штате Айова:
61-е место из 164
штатных учителей в штате Айова:
99 -й из 163

Показать свой школьный дух с рубашками и одеждой

Цена продажи: 27,99 долл. США

Нажмите здесь для получения дополнительной информации

Продажа.0369 Цена продажи: 34,99 долл. США

Нажмите здесь для получения дополнительной информации

Цена продажи: 41,99 долл. США

Нажмите здесь для получения дополнительной информации

Цена продажи: $ 59,99

.

Найдите выпускников Holy Family School St Ludmila Center на Classmates.com®

Форма ниже позволяет найти информацию о выпускниках Holy Family School St Ludmila Center и учащихся Holy Family School St Ludmila Center.

Имя

Фамилия

Graduation Year

Graduation Year2026202520242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002200120001999199819971996199519941993199219911991988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940193919381937193619351934193319321931193019291928192719261925192419231922192119201919191819171916191519141913191219111910

Работает на Classmates.com®

Школа Святого Семейства St Ludmila Center Учащиеся по полу

Внешнее кольцо представляет близлежащие школы

  Школа Ближайшие школы
&блокировать;&блокировать; Женский 74
(64%)
2 505
(55%)
&блокировать;&блокировать; Мужчина 41
(36%)
2046
(45%)

Школа Святого Семейства Центр Святой Людмилы Учащиеся по национальностям

Внешнее кольцо представляет близлежащие школы

7  

Школа Ближайшие школы
&блокировать;&блокировать; Белый 72
(89%)
3350
(89%)
&блокировать;&блокировать; испанец 4
(5%)
86
(2%)
&блокировать;&блокировать; Два или более 3
(4%)
49
(1%)
&блокировать;&блокировать; Черный 2
(2%)
147
(4%)
&блокировать;&блокировать; житель тихоокеанских островов 0
(0%)
1
(0%)
&блокировать;&блокировать; Азии 0
(0%)
125
(3%)
&блокировать;&блокировать; Американский индеец 0
(0%)
5
(0%)

Школа Святого Семейства Центр Св.

Людмилы Тенденции с течением времени

Всего учащихся с течением времени
Всего учащихся с течением времени
Год Всего студентов
2005 606
2007 150
2009 147
2013 126
2015 115
Соотношение учеников и учителей с течением времени
Соотношение учеников и учителей с течением времени
Год Соотношение учеников и учителей
2005 11
2007 13
2009 11
2013 10
2015 10

Сравнить Святое Семейство Центр Св. Людмилы с другими начальными школами

Сравнение соотношения учеников и учителей

1000,0% 10,0:1
1401,7% 14,0:1
1598,0% 16,0:1

Лучшие ближайшие начальные школы

Школа Тип Классы Студенты Соотношение учеников и учителей Расстояние
Holy Family School St Ludmila Center
Cedar Rapids, IA
Частный ПК — 04 115 10:1
Средняя школа Уилсона
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный 06 — 08 368 11:1 1 миля
Начальная школа Гранта
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный КГ — 05 360 14,9:1 1 миля
Начальная школа Тейлора
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный ПК — 05 312 13,9:1 2 мили
Средняя школа Маккинли
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный 06 — 08 523 15:1 2 мили
Средняя школа Рузвельта
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный 06 — 08 556 14,9:1 2 мили
Троицкая лютеранская школа
Сидар-Рапидс, ИА
Частный ПК — 08 181 12:1 2 мили
Святое Семейство-Центр Святого Иуды-Центр Ласаль
Сидар-Рапидс, ИА
Частный ПК — 08 480 16:1 3 мили
Приходская школа Всех Святых
Сидар-Рапидс, ИА
Частный ПК — 05 326 15:1 3 мили
Начальная школа Ван Бурена
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный КГ — 05 379 14:1 3 мили
Начальная школа Харрисона
Сидар-Рапидс, ИА
Общественный ПК — 05 399 18,4:1 3 мили

Загрузите эти данные в виде электронной таблицы Excel или CSV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts