Святая софия это: Ayasofya-i Kebir Cami-i Şerifi

Разное

СВЯТАЯ СОФИЯ | это… Что такое СВЯТАЯ СОФИЯ?

Толкование

СВЯТАЯ СОФИЯ
(Hagia Sofia — Божественная Премудрость),
храм в Стамбуле (Константинополе), одно из самых замечательных произведений византийской и мировой архитектуры. Храм святой Софии был построен при императоре Юстиниане между 532 и 537. Юстиниан доверил его проектирование и строительство двум выдающимся архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. В этом сооружении впервые был полностью осуществлен принцип распределения давления купола при помощи системы полукуполов, экседр и арок, соединенных в единое целое. По типологии плана храм можно охарактеризовать как трехнефную купольную базилику.
Купол. Огромный купол имеет диаметр 33 м и высоту 55 м над уровнем пола. Купол опирается на паруса, которые поддерживают четыре мощных столба; с востока и запада к куполу примыкают два больших полукупола, которые, в свою очередь, передают распор меньшим экседрам; с севера и юга купол опирается на арки с очень широким пролетом.
Внутреннее пространство. Вход в храм предваряют широкий атриум (двор), экзонартекс (вестибюль) и просторный нартекс (отделенная от основного пространства западная часть храма, предназначавшаяся для готовящихся принять крещение). Внутреннее пространство храма устроено таким образом, что глаз зрителя скользит по вогнутым поверхностям арок, экседр и полукуполов и устремляется к огромному куполу. Боковые нефы и галереи второго яруса открываются в главный неф аркадами на порфировых колоннах. Стены облицованы мрамором. Резные капители колонн сохранили следы позолоты. Все вогнутые поверхности полукуполов и арок были украшены золотой мозаикой, которая сверкала в изменчивом свете, словно драгоценные камни. Общее впечатление от интерьера — сияющее красочное великолепие, богатство отделки и деталей. Алтарная преграда была сделана из чистого серебра, из серебра или золота были сделаны все лампады, канделябры и паникадила, а многочисленные реликварии с мощами святых — из золота и драгоценных камней. В конце 11 в. император Алексей Комнин говорил, что в Святой Софии сосредоточено больше сокровищ, чем во всех остальных храмах Константинополя вместе взятых, и больше, чем в храме Соломона.
После турецкого завоевания. Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до завоевания Константинополя в 1453. Турки пощадили храм, однако превратили его в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол. Вопреки распространенному мнению, великолепные мозаики были покрыты штукатуркой не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675. Постепенно интерьер храма приспособили к нуждам мусульманского вероисповедания, пристроили четыре минарета и отремонтировали купол, укрепив его снаружи контрфорсами, и наконец закрыли мозаики. В 1847-1849 их открыл и отреставрировал Фоссати, но затем их снова покрыли штукатуркой. В 1931 Мустафа Кемаль Ататюрк дал разрешение директору Американского византийского института Т. Уайтмору провести раскрытие и научную реставрацию мозаик, что и было осуществлено при поддержке Фонда Генри Адамса. В 1934, по указу Ататюрка, Святая София перестала функционировать как мечеть, а в 1935 стала музеем. К 1948 была закончена реставрация мозаик нартекса, южного вестибюля, южной галереи и апсиды. Влияние Святой Софии на дальнейшее развитие архитектуры. Храм святой Софии остался непревзойденным творением византийского зодчества, его план и архитектурная декорация стали источником вдохновения для многих мастеров на всем протяжении существования Византийской империи. Конструкция купола на парусах, впервые использованная в Св. Софии, нашла широкое применение в церковной архитектуре.
ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 3. Л. — М., 1966

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • САРТО Андреа дель
  • СААРИНЕН

Полезное

10 фактов о соборе Святой Софии

ПутешествияАрхитектура

Фото
Getty Images

Собор Святой Софии Константинопольской был построен за рекордные сроки, всего за пять лет, по приказу византийского императора Юстиниана I. Это был уже третий собор на этом месте, предыдущие два были разрушены. Архитекторы проекта — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Святая София (Айя-София) была освящена 27 декабря 537 года. Император Юстиниан не жалел средств на постройку, даже планировал полы из чистого золота, и когда вошел в новый храм воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!»

Фото
Getty Images
Фото
Getty Images

Собор — богатейшее собрание византийских мозаик. Внутри храма в апсиде над туристами парит Богоматерь  с младенцем. А на хорах — целая галерея редчайшего византийского зодчества. И венчает эту коллекцию Деисус: мозаика, которая изображает Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем.

Фото
Getty Images
Фото
Getty Images

У Святой Софии есть младшая, вернее, старшая сестра — византийская церковь Сергия и Вакха, которую турки называют Маленькой Святой Софией (Küçük Ayasofya Camii), в настоящее время действующая мечеть, разумеется. Это была проба сил тех же архитекторов, что работали над большой Софией. Но в ней, к сожалению, не сохранилось почти ничего из византийского богатого убранства: ни цветного мрамора, ни золотой мозаики.

Фото
Getty Images

«Здесь был Вася». Привычка выцарапывать свое имя на достопримечательностях появилась не вчера. В соборе Святой Софии оставил свой след некий Хальвдан, предположительно викинг из гвардии императора Василия II. Кстати, действовал Хальвдан не один. Позже нашли похожую  руническую надпись его товарища Аринбарда.

В 1203 году собор был варварски разграблен. И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo. Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя. Прежде они украшали здание ипподрома.

29 мая 1453 года храм был захвачен турками, а 30 мая в собор вступил султан Мехмед II, который впоследствии получил прозвище Фатих — Завоеватель. Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами. Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение.

«Падение Константинополя», картина неизвестного венецианского художника

Согласно легенде, в храме оставил свой отпечаток и Мехмед-Завоеватель. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене.

Портрет cултана Мехмеда II

Святая София определила внешний вид Константинополя-Стамбула. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей, каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году.

Фото
Getty Images

В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому Айя-София стала музеем.

В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром. Это превращение станет источником знаний для человечества».

И действительно, когда убрали штукатурку, которой еще во времена Мехмета II замазали драгоценные мозаики, Святая София явила миру необыкновенные сокровища. Также убрали молитвенные ковры, и посетители смогли любоваться мраморным полом. Но переход от статуса мечети к музею был нелегкий, и сразу же после смерти Ататюрка в 1938 году в собор вернули кожаные щиты с арабской вязью.

Фото
Getty Images
Фото
Getty Images

Внутреннее убранство Айя-Софии в 19 веке

Фото
Getty Images

Святая София была не только самым большим и самым известным православным храмом, позже мусульманской мечетью и еще позже самым посещаемым музеем Турции, но еще и домом для легендарной кошки по имени Gli. 15 лет Гли жила в Айя-Софии и приветствовала туристов со всего мира. У нее даже был свой аккаунт в соцсетях @hagiasophiacat. Теперь в храме живет ее сестра, которая тоже любит фотографироваться с туристами, так что паблик продолжает жить.

Фото
Getty Images

Бронируйте проживание на Яндекс. Путешествияхи получайте 10% кешбэка баллами Плюса за каждую поездку

Аясофья-и Кебир Ками-и Шерифи

Аясофья-и Кебир Ками-и Шерифи

Kutlu fethin en güzel mirası, Fatih’in aziz emaneti Ayasofya asli hüviyetine kavuştu.

19 ноктадана 360˚ санал тур. Sanal gerçeklik modu ile VR uyumlu cihazlar kullanarak gezinme imkanı.

Ayasofya’nın dirilişi, Türk Milleti, Müslümanlar ve tüm insanlık olarak dünyaya söyleyecek yeni sözlerimiz olduğunun ifadesidir.

Bizans hanedanı üzerine kayıtlı bulunan tüm mülklere sahip olan Fatih Sultan Mehmed Han, Ayasofya’da kılınan ilk namazla birlikte camiyi vakfetmiş, “Fatih Külliyesi ve Ayasofya-i Kebir Vakfı”nı kurmuş, Ayasofya’nın ilelebet muhafazasını vasiyet etmiş ve cami hüviyetinin devamlılığını şart koşmuştur.

Devamı

İletişim Başkanlığı olarak bu çok değerli gelişmeyi tarihe not
оларак душмек истедик. Элиниздеки эсэр; Ayasofya’nın tarihi sembol
ve değeriyle mimari özelliklerini öğrenmek isteyenler için detaylı
бирчок билгийи сунмактадыр. Bununla birlikte Ayasofya’nın dini ve
kültürel açılardan nasıl bir önem arz ettiği де бу kitapta ele alındı.

Devami

Galeri

Tüm Galeri

Gönüllerde Ayasofya

Tüm Galeri

Нуркан Куртулуш

Ясин Йылдырым

Али Инджекара

Юксель Кескин

Некметтин EVCİ

Мехмед Саид АЧИКСОЗ

Ахмет ЙИЛБАТ

Мухаммет Невзат БАЛЧИ

Сулейман УНГИР

Абдулла КАЛИН

Хабиб ЭРЕН

Севим ЙИЛДИЗ

Собор Святой Софии: факты, история и архитектура

Собор Святой Софии представляет собой куполообразный памятник, построенный как собор, а сейчас являющийся музеем в Стамбуле, Турция. (Изображение предоставлено Татьяной Поповой Shutterstock )

Собор Святой Софии, чье имя означает «святая мудрость», представляет собой куполообразный памятник, первоначально построенный как собор в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) в шестом веке нашей эры.

Он состоит из двух этажей с центром в гигантском нефе с большим купольным потолком, а также меньшими куполами, возвышающимися над ним.

«Размеры собора Святой Софии огромны для любой конструкции, построенной не из стали», — пишут Хелен Гарднер и Фред Кляйнер в своей книге «Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история». «В плане он составляет около 270 футов [82 метра] в длину и 240 футов [73 метра] в ширину. Купол имеет диаметр 108 футов [33 метра], а его вершина возвышается примерно на 180 футов [55 метров] над тротуаром».

За 1400 лет своего существования он послужил собором, мечетью, а теперь и музеем. Когда он был впервые построен, Константинополь был столицей Византийской империи. Это государство, официально христианское, первоначально составляло восточную половину Римской империи и продолжало существовать после падения Рима.

Рожденный в результате беспорядков

История строительства собора Святой Софии началась в 532 году нашей эры, когда в Константинополе произошло великое восстание Ника. В то время император Юстиниан I правил империей пять лет и стал непопулярным. Все началось на ипподроме между двумя фракциями гонщиков на колесницах, называемыми синей и зеленой, с бунтом, распространившимся по всему городу, бунтовщики скандировали «Ника», что означает «победа», и пытались изгнать Юстиниана, осадив его во дворце.

«Люди были возмущены высокими налогами, которые ввел Юстиниан, и хотели, чтобы он был отстранен от должности», — сказала историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон в документальном фильме National Geographic. После ввода верных войск в город Юстиниану удалось подавить восстание грубой силой.

После восстания на месте сожженной церкви, которая называлась Айя-София, будет построена новая Айя-София. Для древнего писателя Павла Силенциария, жившего в то время, когда собор был завершен, строительство представляло собой триумф как Юстиниана, так и христианства.

«Я говорю, прославленный римский Капитолий, уступи дорогу! Мой Император превзошел это чудо, как великий Бог выше идола!» (Перевод Питера Белла из книги «Три политических голоса эпохи Юстиниана», издательство Ливерпульского университета, 2009 г.)

Интерьер собора Святой Софии в Стамбуле, Турция. Корона купола возвышается на 180 футов (55 метров) над полом. (Изображение предоставлено Артуром Богацки (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Строительство собора Святой Софии

Чтобы построить свой собор, Юстиниан обратился к двум мужчинам по имени Анфемий и Исидор Старший.

«Современные писатели не называют Анфемия и Исидора архитекторами, хотя этот термин был распространен в шестом веке, а называют их mechanikoi или mechanopoioi », — пишет профессор Университета Индианы В. Юджин Клейнбауэр в одном из разделов книги. «Святая София» (издательство Scala Publishers, 2004 г.). «Эти термины обозначают очень небольшое число практиков в искусстве проектирования, будь то здания, машины или другие работы. ..»

Собор Святой Софии построили в спешке, закончив менее чем за шесть лет. Для сравнения, средневековым строителям понадобилось почти столетие, чтобы построить собор Нотр-Дам в Париже.

Этот короткий период строительства, похоже, привел к проблемам. Древние источники, такие как писатель Прокопий, пишут, что у строителей были проблемы с купольной крышей, конструкция почти обрушилась во время строительства. В куполе использовалась система опор, чтобы распределить свой вес.

«Опоры, на которых строилось сооружение, не выдержав давившей на них массы, как-то вдруг начали отрываться и, казалось, вот-вот рухнут…» — пишет Прокопий. (перевод опубликован на сайте Колумбийского университета).

В конце концов Анфемиус и Исидор устояли на куполообразной крыше, и это было действительно великолепное зрелище. «Кажется, что он основан не на твердой каменной кладке, а подвешен к небу той золотой цепью и таким образом покрывает пространство», — писал Прокопий.

К сожалению, эта крыша не устояла. Примерно два десятилетия спустя он рухнул, и человеку по имени Исидор Младший пришлось построить новую куполообразную крышу. Он просуществовал с некоторыми ремонтами почти 1400 лет, вплоть до наших дней.

«Купол держится не на барабане, а на парусах, сферических треугольниках, которые возникают из четырех огромных опор, несущих вес купола. Подвески позволили разместить купол над квадратным отсеком», — пишет исследователь Виктория Хаммонд, которая описывает структуру сохранившегося купола собора Святой Софии в главе книги «Видения небес: купол в европейской архитектуре» (Springer , 2005).

Солнечный свет, проникающий через окна собора Святой Софии, «казалось, разрушал твердость стен и создавал атмосферу невыразимой тайны», — писал один автор. (Изображение предоставлено Юлией Гурсой (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Под куполом 40 окон, через которые проникает солнечный свет. «Солнечный свет, исходивший из окон, окружающих его высокий купол, заливая интерьер и озаряя его золотую мозаику, как бы растворял твердость стен и создавал атмосферу невыразимой таинственности», — пишет она. «Говорят, что после завершения собора Святой Софии Юстиниан сказал: «Соломон, я превзошел тебя».

Императорские кресла

Современные посетители заметят, что собор Святой Софии имеет два уровня: нижний этаж и галерею наверху. Наличие двух уровней может означать, что люди были организованы в соответствии с полом и классом, когда в соборе проводились службы.

В византийских церквях «галереи, похоже, использовались как средство разделения полов и социальных классов», — пишет Василиос Маринис в главе книги «Византийский мир» (Routledge, 2010). «В соборе Святой Софии часть галереи использовалась как императорская ложа, из которой императрица, а иногда и император посещали службы».

Этот домик был не единственным преимуществом императора. Энтони Уайт пишет в другой главе книги «Святая София» 2004 года, что для входа в неф собора из притвора есть девять дверных проемов. «Центральная или Императорская дверь была зарезервирована для использования императором и его приближенными и обеспечивает наиболее совершенный доступ к интерьеру церкви».

Украшения и иконоборчество

Украшения внутри собора Святой Софии во время строительства, вероятно, были очень простыми, например, изображения крестов. Со временем это изменилось и теперь включает в себя множество декоративных мозаик.

«Есть ряд мозаик, которые были добавлены на протяжении веков, императорские портреты, изображения императорской семьи, изображения Христа и разных императоров, которые были добавлены со времен Юстиниана», — сказал Гудсон в документальном фильме.

В восьмом и девятом веках нашей эры в Византийской империи был период иконоборчества, в результате которого некоторые мозаики были уничтожены.

«Спор длился примерно столетие, в 726–87 и 815–43 годах. В эти десятилетия имперское законодательство запрещало производство и использование фигуральных изображений; в то же время крест рекламировался как наиболее приемлемая декоративная форма для византийских церквей», — пишет Сара Брукс из Университета Джеймса Мэдисона в статье, опубликованной в Метрополитен-музее.

Мозаика Апсиды в соборе Святой Софии изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Это 13 футов в высоту. (Изображение предоставлено: Артур Богацки (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))

«Страх, что зритель неправильно направил свое благоговение к изображению, а не к святой личности, представленной на изображении, лежал в основе этого полемика».

В конце этого периода украшение интерьера собора Святой Софии возобновилось, каждый император добавлял свои изображения. Одна из самых известных мозаик расположена на апсиде церкви, изображая Деву Марию высотой 13 футов (4 метра) с Иисусом в детстве. Посвящается 29 марта, 867, он расположен на высоте 30 метров (почти 100 футов) над полом церкви, отмечает профессор Университета Сассекса Лиз Джеймс в статье 2004 года, опубликованной в журнале Art History.

Преобразование в мечеть

Еще одна глава в жизни собора Святой Софии началась в 1453 году. В этом году Византийская империя распалась, а Константинополь пал перед войсками Мехмеда II, султана Османской империи.

Византийская империя веками находилась в упадке, и к 1453 году собор Святой Софии пришел в упадок, отмечает исследователь Элизабет Пильц в серии книг British Archaeological Reports 2005 года. Тем не менее, христианский собор произвел сильное впечатление на новых османских правителей, и они решили превратить его в мечеть.

«Что за купол, который соперничает по рангу с девятью небесными сферами! В этой работе совершенный мастер показал всю архитектурную науку», — писал османский историк Турсунбек в 15 веке (перевод из книги Пильца).

За пределами церкви в конечном итоге будут добавлены четыре минарета, пишет Кляйнер (в издании своей книги 2010 года), что эти «четыре тонких минарета в форме карандаша» имеют высоту более 200 футов (60 метров) и являются «одними из самых высоких когда-либо построенный».

Изменения произошли и внутри. Пильц пишет, что «после османского завоевания мозаики были скрыты под желтой краской, за исключением Богородицы [Дева Мария с младенцем] в апсиде». Кроме того, «монограммы четырех халифов были помещены на колонны по бокам апсиды и входа в неф».

Стиль собора Святой Софии, в частности его купола, продолжал оказывать влияние на османскую архитектуру, особенно на развитие Голубой мечети, построенной в Стамбуле в 17 веке. [Видео по теме: В Турции обнаружена огромная римская мозаика]

Современный музей

В 1934 году правительство Турции секуляризировало собор Святой Софии и превратило его в музей. Совет министров Турции заявил, что «из-за его исторической значимости преобразование мечети (Святой Софии), уникального архитектурного памятника искусства, расположенного в Стамбуле, в музей порадует весь восточный мир, а ее превращение в музей заставить человечество обрести новый институт знания». [Из Роберта Нельсона, «Святая София: 1850-1819 гг.50: Современный монумент Святой Мудрости», University of Chicago Press, 2004)

Исследования, ремонтные и реставрационные работы продолжаются и по сей день, и теперь Собор Святой Софии является важным туристическим объектом в Стамбуле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts