Святитель митрофан воронежский епископ: святитель Митрофан Воронежский (Васильев)

Разное

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ — Древо

Свт. Митрофан Воронежский. Икона.

Митрофан, в схиме Макарий (1623 — 1703), епископВоронежский и Елецкий, святитель

Память 7 августа — прославление, 4 сентября — второе обретение мощей в 1964 году и перенесение их в 1989 году) [1], 23 ноября, в Соборе трёх русских святителей, а также в Соборах Владимирских, Воронежских, Ивановских, Костромских, Липецких и Старобельских (Укр.) святых

В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии [2]. В этом селе в деревянном храме в честь святителя Николая Чудотворца служил отец святого, здесь младенец был крещён, и всё детство будущего святителя прошло при храме [3].

До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом.

В 1663 году, овдовев, ушёл сперва в Николо-Шартомский монастырь, а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где и принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, патриарха Цареградского. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил её на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребённым.

В июне 1665 года братия Яхромского Космина монастыря избрала его своим игуменом. 

В 1666 году возведён в сан игумена Яхромского Космина монастыря митрополитом Сарским Павлом III. Здесь о. Митрофан соорудил новый храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа [4]. Почти 10 лет управлял он названным монастырём, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.

В 1675 году был переведён игуменом Макариева монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Тут он построил тёплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящён в 1680 году) и украсил его церковной утварью и иконами.

На Соборе 1681-1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан.

2 апреля 1682 года он был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16 святителями. В ней участвовали: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий, Маркелл, митрополит Псковский и Изборский, Никифор, митрополит Астраханский и Терский, Евфимий (Рылков), митрополит Сарский и Подонский, Павел (Маровский), митрополит Рязанский и Муромский, Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский, святитель Симеон (Молюков), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, Иона (Сысоевич), митрополит Ростовский и Ярославский, Симон, митрополит Вологодский и Белозерский, Иона, архиеп. Вятский и Великопермский, Сергий (Велтахов), архиеп. Тверской и Кашинский, Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, Никита (Тотемский), архиепископ Коломенский и Каширский, Геласий, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, Леонтий, епископ Тамбовский и Козловский [5].

Святитель Митрофан Воронежский

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. В этот период ему довелось участвовать в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

В конце августа 1682 года прибыл в Воронеж. Население края в те времена было разнородным. Пользуясь тем, что он был удалён от центра гражданской и духовной власти, сюда со всех концов России стекались люди, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства всё равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае. Привлекая население на свою сторону, они или уводили его в раскол, или отвлекали от хождения в храм.

Святителю пришлось вести упорную и тяжёлую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи — брак.

С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были крайне скудны, и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот епископа Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена, и в 1692 году освящена. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Много забот доставляли епископу Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от Православной церкви его пасомых. Святой поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников Церкви ко «градскому суду». Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при свят. Митрофане возникли школы.

В 1696 году стал именоваться «Воронежским и Азовским», в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова.

Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и царём Петром I. Святитель с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Пётр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учреждённой бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. Несмотря на такое расположение к царю, святой Митрофан сохранил твёрдость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошёл домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своём решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Пётр I обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святой Митрофан явился во дворец благодарить государя.

В 1700 году в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии титул архипастыря был изменён на «Воронежский и Елецкий» [6].

Неизв. художник (нач. XIX в.). Портрет Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого. XIX век. Бумага, белила, акварель, гуашь. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

В своей келейной жизни епископ Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы употреблял на нужды епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалыми. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет. .. не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимой и постоянной мыслью святителя была мысль о смерти. «Память смертная» как верный страж охраняла сердце владыки от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этой же постоянной мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святого Митрофана — его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на своё поминовение.

В августе 1703 года святитель заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельна, стал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки. 10 августа он принял пострижение в схиму с наречением имени в честь преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Скончался 23 ноября 1703 года. Погребён в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день по кончине. На похоронах святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания он сам нёс гроб и опускал его в могилу. Своим приближенным он сказал: _»Не осталось у меня такого святого старца».

За несколько лет до кончины святитель Митрофан составил духовное завещание, в котором давал пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды (в 1718 и 1735 годах) переносили. Каждый раз было засвидетельствовано нетление его тела. С этого времени началось благоговейное почитание Митрофана Воронежского и участились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

С 1820 года было замечено, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно возросло. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана.

В 1831 году во время ремонта пола в Благовещенском соборе были обретены нетленные мощи святого. Об этом святитель Антоний доложил обер-прокурору Мещерскому в письме от 18 декабря, отметив, что тело Митрофана сохранилось в том же виде, что и мощи Киево-Печерских святых [7]. Освидетельствование останков было проведено, в соответствии с предписаниями «Духовного регламента», негласно 18-19 апреля 1832 года утверждённой императором комиссией в составе архиепископа Рязанского и Зарайского Евгения (Казанцева), епископа Воронежского и Задонского Антония, архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Гермогена (Сперанцева), ключаря Воронежского кафедрального собора протоиерея Михаила Скрябина, протоиереев кафедрального собора Михаила Подзорского и Иакова Покровского и протоиерея Троицкого собора Владимира Замятнина [8].

7 августа 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием (Смирницким) в честь святителя Митрофана были установлены ещё следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского — день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля — день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря — по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году).

В 1834 году архиеп. Антоний (Смирницкий) обратился в Синод с предложением об учреждении Воронежского Митрофанова монастыря «для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских». 

Рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе. Фотография. 1903 г.

Мощи Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе находились в кипарисовой раке, стоящей на шести бронзовых ножках в виде орлов. На левой стороне раки имелось рельефное изображение погребения святителя. Под рельефом высечены слова императора Петра I, сказанные во время траурной церемонии: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности отданием последнего долга«. У главы, где совершались молебствия святителю, стоял архиерейский жезл — точная копия его жезла, хранящегося в ризнице собора. Над ракой на высоких серебряных колоннах возвышалась серебряная сень, изготовленная в Москве в 1860 году. Наряду с мощами почиталась ветхая мантия святителя из грубой крашеной ткани, которую часто носили по домам, где проживали тяжелобольные [9].

В ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года были вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского; по требованию делегатов губернского съезда Советов была создана специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святителя Митрофана, чтобы «продемонстрировать трудящимся обман церковников«. Присутствовать при вскрытии заставили архиепископа Тихона (Никанорова), игумена Владимира и иеромонаха Феону [10].

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учинённого над честными останками святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение “трудового народа” “покончить с поповскими баснями о святых мощах”. Красноармейцы оттеснили верующих от раки святителя и вынули из неё кипарисовый гробик с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдёргивать пелены и покровы со святителя, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые мощи.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал братию: “Великая милость Божия проявлена святителю — по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа”. Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества собора как “социалистическая собственность” и оставлены в соборе [11].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йши возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га/ стране нашей и граду твоему// в мире спастися.

Кондак, глас 8

Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не,// умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Литература

  • Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. Изд. 3-е, т. III. — СПб, 1903, с. 167-176.
  • Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904.
  • Его же: Два эпизода для характеристики нравов в Воронежской епархии при свят. Митрофане (1682-1703). — Воронеж, 1903.
  • Его же: Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при свят. Митрофане. — Воронеж, 1903.
  • Его же: Васька Желтовский (эпизод из истории раскола в Воронежском крае при свят. Митрофане).
  • Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. — Казань, 1913, с. 111.
  • Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 576, 600-604, прим. 27.
  • Поселянин Е. Русск. церковь и русск. подв. 18 в. СПб, 1905, с. 30, 31, 32.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1911, т. IV, с. 163.
  • Булгаков С. Месяцеслов и Триодион православн. церкви, вып. III и IV. Харьков, 1897, с. 199.
  • Макарий, иером. Сказание о жизни пр. Макария, с. 64.
  • Филарет, архиеп. Житие Митрофана свят. Воронежского чудовторца. СПб, 1904.
  • Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.
  • Булгаков, с. 1398.
  • Денисов, с. 102, 172, 173, 329, 463.
  • Голубинский, с. 176-178.
  • Амвросий Ист. Рус. Иерархии, т. I, с. 23, 27.
  • Строев П., с. 683, 711, 837, 857.
  • Эристов Словарь историч. о святых, с. 161-164.
  • Летопись Е. А., с. 688, 787.
  • Описание Макариева Унжен. Костром. еп. муж. м-ря. М., 1835, с. 59, 60.
  • Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII-XIX столетиях. М., 1913, с. 85.
  • Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявл. чудотворца. Киев.
  • Митрофан в схим. Макарий, первый еп. Воронежски, новоявл. чудотворец и сказание об обретении его мощей, изд. 13-е. М., 1896.
  • Митрофан, святитель Воронеж. чудотворец. СПб, 1911.
  • Митрофан, святитель, 1-й еп. Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. Воронеж, 1904.
  • Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. Воронеж, 1903.
  • Верный месяцеслов, с. 44, 67.
  • Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517, 1903, № 47.
  • Прав. собес., 1907, сентябрь, с. 394.
  • Рус. палом., 1911, № 33, с. 522.
  • Богосл. вестн., 1897, отд. V, с. 1-20; март, с. 229.
  • Приб. к Ц. В., 1903, № 39, с. 1481-1487; № 46, с. 1775-1780; № 47, с. 1819-1823.
  • Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 530.
  • Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 92, 1894, июль, с. 220, 1900, январь, с. 56, 57.
  • Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 145.
  • Рус. старина, 1887, июль, с. 1, 2, 1904, апрель, с. 218.
  • Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 382, 383 (Рассказы и анекдоты про Петра Великого), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195, 196, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 539.
  • Ж. М. П., 1953, № 10, с. 22-27.
  • Ж. П. Б., т. VI, с. 81.
  • Большая энциклопедия, т. XIII, с. 230.
  • БЭЛ, т. III, с. 836.
  • БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 1574, 1575.
  • ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 472.
  • Н. Д., с. 61.
  • Митрофан свт., «Православная энциклопедия», Т. 45, С. 442-461 (эл. версия от 12 августа 2021):
    • https://www.pravenc.ru/text/2563404.html

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_199
  • Жития на сайте Православие.RU
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/id1545.htm
  • «Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского» // сайт Издательства МП
    • http://calendar.rop.ru/?svt=aug07-mitrofan-voronezskij
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1.
  • Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодником Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. — Петроград: Синодальная типография. — 1915.


[1]  Официальный календарь РПЦ, сайт Издательства МП, http://calendar.rop.ru/?idd=260.

[2]  http://www.patriarchia.ru/db/text/908136.html

[3]  Краткая историческая справка на странице прихода храма Феодора Стратилата села Антилохово Савинского района Ивановской области, http://savino-stratilat.cerkov.ru/.

[4]  Воронежские архиереи. Святый Митрофан Епископ // Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1879, № 11, с. 458.

[5]  Житие… святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-ierarhi…956.

[6]  Булгаков С.В., Настольная книга для cвященно-церковнослужителей, т. II: «Хронологический перечень архипастырей Русской Православной Церкви со времени её основания. Епархии и их викариатства», М: Издательский отдел Московской Патриархата, 1993, с. 1398.

[7]  РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 33-36.

[8]  Зеленина Я. Э. Митрофан, свт. (раздел «Почитание») // Православная энциклопедия, т. 45, с. 446, https://www.pravenc.ru/text/2563404.html.

[9]  Прасолов М. А., Митрофанов Воронежский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, т. 45, с. 497-503, _https://www.pravenc.ru/text/2563456.html_.

[10]  Прасолов М. А., Митрофанов Воронежский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, т. 45, с. 497-503, https://www.pravenc.ru/text/2563456.html.

[11]  Сапелкин Н. С. Воронежская епархия в годы красного террора. — «Церковный вестник», 2003, май, № 9-10 (262-263), с. 21, http://www.tserkov.info/numbers/history/?ID=392.

Житие святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)

Главная → Житие святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)

Первый Епископ Воронежский Митрофан родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника Василия и матери Марии (или Мавры). При крещении 8 ноября, в день архистратига Божия Михаила, был наречен именем Михаил. О своем происхождении сам угодник Божий свидетельствует в духовном своем завещании: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан в благочестии нерушимом восточной Церкви в православной вере». О его родителях известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что в синодике святителя Митрофана род святого начинается лицами, облеченными в иерейский сан.

Первую половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и являлся приходским священником. Местом пастырского служения иерея Михаила был храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (ныне Ивановский район Ивановской области). Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность, без сомнения, говорят о том, что для своего прихода священник Михаил был пастырем, полагающим душу за свою паству, а для своей семьи — мудрым руководителем и любящим отцом. Нежная заботливость святителя о своем сыне Иоанне сквозит в письмах, сохранившихся от времени его епископского служения. На сороковом году жизни угодник Божий лишился «подружия своего» – овдовел. И тогда приступил служить Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития.

Иерей Михаил поселился в Свято-Успенской Золотниковской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). Обитель была основана в первой четверти XVII столетия иноком Ионою (Головцыным).Во время поступления в нее будущего святителя она пользовалась известностью. Известно, что в 1663 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан. К сожалению, ничего не известно о подвигах святого в тихой пустыни. Следуя учению Христову, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни — так ему была дорога мирная сень скромной обители.

Но Господь судил святителю иной,высший жребий духовного водительства другими. Спустя три года братия соседнего Космо-Яхромского монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью священноинока Митрофана. Невзирая на искреннее нежелание никакого первенства, иеромонах Митрофан митрополитом Сарским и Подонским Павлом был «благословен во игуменский чин». Всю свою жизнь угодник Божий сильно скорбел, что не мог выполнить обета о безысходном пребывании на месте своего пострижения, хотя он нарушил его не самовольно, а по послушанию. Косьмо-Яхромский монастырь был основан в конце XV века иноком Косьмой, пострижеником Киево-Печерской лавры,на месте явления ему иконы Богородицы.

Игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в благоустроенных монастырь, выстроив большой, теплый, кирпичный храм и полностью обновив иконное убранство и монастырскую богослужебную утварь. О духовном руководстве игумена Митрофана братией Космина монастыря ничего не известно. Однако последующее его назначение игуменом Унженской обители в чрезвычайно трудный период ее внутренних нестроений свидетельствует о том, что, будучи игуменом Яхромского Косьмина монастыря, иеромонах Митрофан приобрел там большой опыт руководства и нравственного воспитания пасомых. Обитель – Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Костромской епархии – основал прп. Макарий в 1439 году. Монастырь особо чтился царским домом Романовых.  В 1675 году по указу патриарха Иоакима игумена Митрофана «как мужа благоговейного и добродетельного» назначают управлять Унженской обителью. В это время в монастыре случились нестроения. Патриарх Иоаким для укрепления веры и чтобы вселить мир в смятенные сердца братии обители, решил послать туда опытного и надежного руководителя – игумена Митрофана, которого возвел в сан архимандрита.

Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезною и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан лично ездил в Москву. Позднее был построен надвратный Никольский храм и теплая Успенская церковь. Богоугодная жизнь святителя привлекала к нему почитателей, которые выражали свое почитание Унженского игумена пожертвованиями в монастырь.  Много сил и труда положил святитель Митрофан в обустройство монастыря.

Насаждая среди братии дух благочестия и истинной веры, он сумел донести свою любовь пастве. Святитель глубоко чтил основателя обители преподобного Макария. Перед своей кончиной, принимая схиму, Воронежский епископ пожелал быть названным в честь этого угодника Божия. Во время настоятельства святого Митрофана икону преподобного Макария, находившуюся на его гробнице, приносили, по распоряжению благочестивого царя, из Унженского монастыря в Москву, во дворец. Царь «со всем своим пресветлым домом» воздавал честной иконе, «яко самому великому угоднику Божиему Макарию», поклонение, совершая пред нею «молебные пения». Нет сомнения, что икону сопровождал в Москву сам настоятель обители святой Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные царские грамоты, дарованные Унженскому монастырю в то время: в них или вновь жаловались, или подтверждались прежние льготы обители.

На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новые кафедры, в их числе — Воронежскую. В ее состав первоначально вошли города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенск, Усмань, Соколовский, Острогожск. На эту кафедру был избран архимандрит Митрофан, вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения. Современники объясняют это избрание высокой подвижнической жизнью святителя, «мужа воистину праведна и свята», а также желанием благочестивого царя возвеличить Унженскую обитель возведением на епископскую кафедру ее настоятеля, в котором он видел наместника преподобного Макария по игуменству и ученика его по жизни.

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский совершил рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. Святителю было тогда 58 лет. После своего посвящения епископ Митрофан провел лето в столице – вновь созданная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, где находилась высшая духовная и светская власть. Это было тяжелое время церковно-политической неурядицы, вылившееся в открытое восстание раскольников против московского правительства. Печальные события глубоко запали в душу святого Митрофана, и святитель до гроба ревностно заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.

Во вновь созданной епархии святителя Митрофана также ожидали нестроения. Воронежский край заселен был лишь недавно. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним позже присоединились беглецы, покидавшие по тяжелым условиям жизни родные места и искавшие приволья в придонской Украине; были здесь и выходцы из Приднепровья, укрывавшиеся от польских притеснений.

Пространство Воронежской епархии было обширно, но церквей в ней было мало — всего 182, так что в иных местах верст на 80 не было ни одного храма. Нередко, по отсутствию пастырей, храмы стояли «без пения», и население привыкало к «беспоповскому» строю жизни, что создавало здесь чрезвычайно благоприятную почву для развития раскола.

По прибытии в Воронеж святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал всю свою паству к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель. — Вожди стада Христова! Вы должны иметь, светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф, 5, 14)… Христос Спаситель, когда вручал святому апостолу Петру пасение овец Своих,трижды говорил ему: паси (Ин. 21, 15-17). Это, очевидно, для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силой Святых Таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида спасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».

Одной из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора, ибо существовавший тогда соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был очень ветх. На построение собора государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а ко времени окончания строительства они сделали 16 декабря 1688 года новое пожертвование — колокол весом в 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель Митрофан собрал в Москве у знатных людей, знакомых с ним раньше. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне — все одинаково были дороги святителю, обо всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.

Предание сохранило повествование о влиянии святителя Митрофана на церковную жизнь города Ельца. Направляясь на Воронежскую кафедру, он проездом побывал в Ельце, ставшем первым городом вновь созданной епархии, который посетил святитель. Ельчане с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. При этом владыка обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находится только мужской Троицкий монастырь, и спросил монахинь: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на Божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что «живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием,а на Божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы».

Тогда же по указу епископа Митрофана монахи, жившие в скиту Троицкого мужского монастыря на Каменной горе, были переведены в сам монастырь, а в 1683 г. последовал указ владыки о преобразовании скита Елецкого Троицкого монастыря в женскую обитель. Святитель Митрофан сам ходатайствовал особым прошением пред Высочайшею властью о создании в Ельце женской обители, поставив во главе ее насельниц духовно опытную монахиню Иулиту. В 1685 г. вновь устроенной женской обители царским указом были переданы земли и даны на них отказные грамоты. Так при непосредственном участии святителя Митрофана Воронежского начиналась история Елецкого Знаменского монастыря. Много забот доставили святителю раскольники старообрядцы, поселившиеся в епархии и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви пасомых. Святой Митрофан поступал с ними по суровым законам того времени, отсылал противников Церкви «к градскому суду». Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам следить, чтобы их пасомые по-христиански проводили святые посты и говели, а также поучать их непрестанно в храмах Божиих чтением учительных книг; сам же он усердно произносил проповеди в храме.

По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные. Школы эти помогали Церкви в борьбе с противниками. Известно о большой дружбе Воронежского епископа Митрофана с епископом Тамбовским Питиримом. Возглавляя только что образованные епархии, святители своей подвижнической жизнью олицетворяли добрый пример деятельного миссионерского служения, который был необходим, чтобы эти приграничные в то время земли Московского государства огласила проповедь Слова Божия. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.

История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей. Своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами святитель Митрофан способствовал укреплению царской власти. Так, когда император Петр для осады Азова с моря стал строить на воронежской верфи корабли, многие считали устройство флота делом бесполезным. Однако Воронежский епископ старался помочь царю, и делал это не только словом. Святитель Митрофан собрал все епархиальные деньги и принес их государю. «Всякий сын отечества, — сказал святитель, — должен от своего достатка помогать нужде государственной. Прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их на благо России».

Он также поддержал замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом Санкт-Петербурга. Взяв Казанскую икону Божией Матери, святитель благословил императора Петра, сказав царю: «Она станет покровом для новой столицы и всего народа твоего. Вражеская нога не ступит в город, пока там будет эта икона». Основав Петербург, Петр I велел заложить Казанский собор, который до сих пор является зримым свидетельством участия святителя в основании города. А Воронежского епископа император считал своим духовным наставником.

Лишь однажды между ними произошел конфликт. Приехав как-то в Воронеж, царь вызвал к себе святителя Митрофана. По иноземному обычаю царский дворец был украшен статуями языческих богов. Святитель, встретив на пороге изваяния, вернулся к себе. Императору доложили, что епископ был у дворца и ушел. Царь оскорбился и велел опять послать за ним. Старец отвечал посланному: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Услышав столь решительный ответ, царь пришел в негодование: «Как он смеет не слушаться царской власти? Если он не явится сейчас же,то будет казнен как преступник царской воли!». Несмотря на свои патриотические чувства, святитель не боялся говорить царю правду, даже если это могло вызвать его гнев. «Жизнь моя во власти царя, — отвечал святитель Митрофан на эту новость. — но для меня лучше умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество и нарушить долг христианского пастыря. Не пристало православному государю ставить языческих болванов и соблазнять простые сердца».

Зная строгость царя, святитель Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он распорядился готовиться к богослужению. Зазвонили в колокола. Император Петр, услышав благовест, послал спросить о причине. Святитель отвечал посланному: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, я хочу совершить последнее свое богослужение…» Когда царю передали слова святителя, то он был поражен решимостью епископа умереть. Не уступая никому и никогда, царь Петр сделал уступку для Воронежского епископа. Он приказал убрать статуи и послал успокоить святителя. На другой день епископ Митрофан сам пришел к царю и благодарил его за уничтожение изваяний. Так император Петр убедился в величии духа святителя Воронежского и еще более стал уважать его.

Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца,— говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!» Воронежский архипастырь был погребен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.

В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

3 февраля 1919 года, еще до официального постановления об организованном вскрытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное вскрытие мощей свт. Митрофана. Перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа».

Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе. Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.

В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.

 Открытие мощей святителя Митрофана Воронежского

1. Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и Сказание об обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных притом знамениях и чудесных исцелениях. М., 1838.
2. Завещание святителя и чудотворца Митрофана, первого епископа Воронежского. ООО «Ронда», 2006.
3. Историческое описание Елецкого Знаменского монастыря девичьего монастыря, что на Каменной горе. Сост. иеромонах Геронтий. Елец, 1895. Репринт.
4. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьи-Миней свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. Рождество-Богородицкий Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1997
5. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003.
6. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1.Воронеж, 2003.
7. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М, Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
8. Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
9. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов, А. В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк, 2006.
10. Л. А. Морев. Труженик во славу Господа и Отечества. Святитель Митрофан Воронежский. Житие. Акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2005.
11. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
12. А. Н. Доценко Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.
13. Л. Щенникова Первая обитель игумена Митрофана //Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
14. Н. Чугреева Свято-Успенская Золотниковская пустынь//Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
15. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Святители Митрофан и Тихон, и церковная жизнь Ельца // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.

По книге: «Собор святых Липецкой земли».
Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.

Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский

Тропарь и кондак

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. Поскольку книга памяти святителя начинается с лиц священнического чина, предполагается, что он родился в священнической семье. Из завещания святителя Митрофана мы знаем, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в нетленном благочестии Восточной Церкви, в Православной Вере».

До сорока лет святой жил в миру. Был женат, имел сына Иоанна, служил приходским священником. Местом пастырской деятельности отца Михаила было село Сидорово, расположенное на реке Молохте, притоке Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуя (ныне Владимирская область).

После смерти жены отец Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской лавре в 1663 году. В Синодике монастыря запись о святителе Митрофане начинается словами: «Происхождение черного клира Митрофана Сидоровского. ” После трехлетнего монашеского жития иеромонах Митрофан был избран игуменом монастыря преподобного Космы Якромского (память 18 февраля). Он руководил монастырем десять лет, проявив себя ревностным настоятелем. Его усилиями здесь был построен храм в честь иконы Спаса Нерукотворного (память 16 августа).

Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о глубоком благочестии святителя Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита Макарьево-Унженского монастыря. Под руководством святителя здесь был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой и колокольней.

На Московском Соборе 1681-1682 гг. в числе мер, предпринятых для борьбы со старым обрядовым расколом и в целях улучшения христианского просвещения православного населения, было постановлено увеличить число епархий, а открыть новые соборы в Воронеже, Тамбове, Холмогоре и Великом Устюге. Святитель Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен Патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями во епископа Воронежского.

Начало епископства святителя Митрофана совпало со спором о престолонаследии и церковным расколом. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии энциклику, в которой призывал своих пастырей к нравственному исправлению. «Досточтимые священники Бога Всевышнего, — писал он, — вожди стада Христова! Ты должен иметь ясные очи ума, озаряемые светом разума, чтобы наставлять других на правильный путь. По словам Господа, вы сами должны быть светом: «вы свет миру» (Мф. 5:14). Когда Христос Спаситель вверил Своё стадо апостолу Петру, Он трижды сказал ему: «паси овец Моих», потому что пастыри заботятся о стаде трояко: словом учения, молитвою и силой Святых Тайн и их бытом. Вы также должны действовать всеми тремя методами: учить людей, подавать пример праведной жизни и молиться за них. Укрепи их Святыми Таинствами; прежде всего просветите неверных святым Крещением и постарайтесь привести грешников к покаянию. Позаботьтесь о больных, чтобы они не ушли из этой жизни, не приняв Святого Причастия и Святого Елеосвящения».

Святитель Митрофан начал свою архипастырскую деятельность со строительства нового соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, заменившего старый деревянный храм. В 1692 году был освящен собор с приделами в честь святых Михаила и Николая. За двадцать лет епископства святителя Митрофана число церквей увеличилось со 182 до 239, и были основаны два монастыря: Коротоякский Вознесенский и Битюгский Троицкий. А в существующих монастырях он заботился об искоренении неблаговидного поведения и беспорядка, подчеркивая строгую жизнь по монашескому уставу.

Первый епископ Воронежский ревностно заботился о нуждах своей паствы. Он утешал и бедных, и богатых, был защитником вдов и сирот, защитником обиженных. Его дом служил общежитием для чужеземцев и приютом для больных. Святитель молился не только о живых, но и об умерших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписав их имена в поминальный список собора. Вспоминая их на Проскомидии [приготовление священником даров перед Литургией], святитель Митрофан сказал: «Если это душа праведная, то есть большая доля достоинства. Если же он грешник, то тут есть связь с милосердием Божиим».

Великая дружба была между святителем Митрофаном и святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. Основание Иоанно-Предтеченского Трегуляевского монастыря было связано с дружбой архиереев. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святой Питирим. Втроем (с ними был священник Василий) прогулялись вместе к месту уединенной молитвы тамбовского архипастыря и там выбрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, глубоко патриотический человек, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал реформам Петра I, необходимость и цель которых он хорошо понимал. Со строительством в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан призывал народ к всемерной поддержке Петра I. Это было особенно важно, так как многие считали строительство флота бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах на постройку флота, и предоставлял все средства, сознавая, что они пойдут на пользу царю. нация.

Патриотические чувства святителя сочетались в его душе с непоколебимой верой и строгим православным убеждением, благодаря чему он не боялся навлечь на себя царский гнев. Святитель отказался идти ко двору к Петру I, так как там стояли статуи языческих богов, и хотя святителю грозила опала за неповиновение царской воле, он оставался непреклонным. Петр приказал убрать статуи и с этого времени проникся еще большим уважением к епископу.

Святитель Митрофан скончался в 1703 году в глубокой старости, приняв перед кончиной схиму с именем Макарий. Отпевание состоялось 4 декабря по монашескому, а не священническому сану святого. Это стало установленной практикой погребения епископа. Сам царь Петр I отнес гроб из собора в усыпальницу. Прощаясь, он сказал: «У меня нет больше такого святого старца, как он. Вечная ему память».

Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В ней он говорит: «По божественной судьбе я достиг старости и теперь исчерпал свои природные силы. Поэтому я объявляю это своим окончательным писанием … Когда моя грешная душа освобождается от соединения с плотью, я вверяю ее Богу, сотворившему ее, чтобы она снискала благоволение, как дело рук Его. Мои грешные кости отдаю матери всего (земле) в ожидании воскресения мертвых». Далее, обращаясь к пастырям и пастве, святитель говорит: «Простой грешник дает ответ Богу за одну душу свою, а священники могут за многих прийти на мучение, пренебрегая овцами, с которых собирают молоко и шерсть… Для всех правило мудрецов: работай, сохраняй равновесие, и будешь богат. Пейте умеренно, ешьте мало, и вы будете здоровы. Делай добро, удаляйся от зла, и ты будешь спасен».

Память святителя Митрофана установлена ​​в 1832 году. 7 августа мы празднуем перенесение его святых мощей.

Святитель Митрофан Воронежский — Православная река

  • 23 ноября 1703 г.

Оставаясь верной апостольскому Преданию, Русская Церковь никогда не призывала к вероучительным реформам, революционизировавшим Европу в XVI веке. Тем не менее, у него были свои слабости, порожденные историческими обстоятельствами и человеческими недостатками. Влияние более чем двухвекового монгольского правления, позорное свидетельство греков на Флорентийском соборе, последующее падение Константинополя и вмешательство поляков-католиков в Смутное время в совокупности способствовали протекционистской политике со стороны как церкви, так и государства. На более общем уровне это выражалось в провинциальном отношении, проявлявшем подозрительность ко всему и ко всему иностранному. В частности, Церковь, сознавая свое положение «Третьего Рима» и оплота Православия, незапятнанного компромиссами, остерегалась всего, что могло подорвать Веру, и уделяла большое внимание единообразию не только в догматическом, но и в догматическом отношении. и в обрядовой практике.Видение вселенского православия, которое допускает различия в обрядах среди поместных Церквей, постепенно сузилось до убеждения, что критерием истины является только русская практика.В то же время, в значительной мере из-за отсутствия образованного духовенства , ритуал — внешние признаки веры — стал представлять ключ к спасению.0005

При таких обстоятельствах неудивительно, что реформы в обрядности, на которых настаивал патриарх Никон, реформы, основанные на употреблении «испорченных» греков, вызывали такое страшное беспокойство и решительное противодействие. После Собора 1666–1667 годов, предавшего старообрядчество анафеме, раскол между «старообрядцами» или «старообрядцами», как их стали называть, и остальной Русской Церковью вылился в великий религиозный переворот, который почти соперничала с революционным эффектом Реформации в Европе столетием ранее. Окончательным победителем в религиозной «гражданской войне» в России стало государство. В своей упрямой позиции «все или ничего» Никон и лидер старообрядцев Аввакум оба способствовали ослаблению той самой Церкви, которую каждый так усердно стремился защитить. Но если этот трагический период в истории Русской Церкви обнажил ее слабости, то он также дал возможность мужчинам духовной зрелости выстоять и проявить себя, обратив внимание людей на душеспасительные основы православия. Среди тех архиереев, которые стремились к этому, были святители Феодосий Черниговский, святитель Димитрий Ростовский и святитель Митрофан Воронежский.

Святитель Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. По его собственному свидетельству, он был воспитан благочестивыми родителями «в незапятнанном благочестии Восточной Церкви, в Православной Вере». Он начал свою сознательную жизнь женатым сельским священником, и даже позже, уже будучи архиереем, продолжал проявлять нежную заботу о своем сыне Иване, который стал подьячим в монастыре. Овдовев в возрасте 39 лет, он решил сосредоточить свое благоговение перед Богом, оставив мир, и на следующий год поступил в Золотинско-Успенский монастырь под Суздалем, где вскоре принял постриг.

Уже будучи практикующим христианином, неудивительно, что через три года он был избран настоятелем братии близлежащего Яхромского монастыря, что он принял скорее из послушания, чем из желания. В личной жизни он был строгим аскетом, а по отношению к своим монахам проявлял себя как любящий отец, которые отвечали на его заботу о них сыновним уважением и послушанием. Об успехе святителя в решении задач игуменского служения было сообщено Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму, и после десятилетнего пребывания в Яхромске ему был доверен большой и довольно известный монастырь в Костромской губернии, под Москвой. Под его руководством монастырь процветал и расширялся еще больше. Одним из главных его начинаний было строительство великолепного отапливаемого храма с трапезной и колокольней. Достижения святого как в духовной, так и в физической сфере побудили Патриарха поставить под свое наблюдение еще несколько монастырей. Везде он покорял сердца мужчин.

Он был особенно любим молодым и благочестивым царем-кормителем, который вместе с патриархом видел в святителе Митрофане главного кандидата на епископство в то время, когда требовалось сильное и просвещенное руководство. Посвящение состоялось в апреле 1682 года, всего за несколько недель до того, как смерть хилого царя Федора спровоцировала кровавый кризис из-за вопроса о престолонаследии между его гораздо более младшими братьями — умственно отсталым Иваном, от первой жены царя Алексея, и светлым, высокопоставленным увела Петра от второго брака царя Алексея. Патриарх Иоаким был среди тех, чья поддержка Петра как наследника престола угрожала честолюбивым замыслам старшей сестры Ивана Софьи. Стремясь обеспечить себе власть, она заручилась поддержкой стрельцов, неуправляемого отряда мушкетеров, которые нередко вмешивались в дела правительства. Результатом стало кровавое восстание, которое утихло только тогда, когда был достигнут компромисс с двойной коронацией двух сводных братьев, 15 и 10 лет, и признанием Софьи регентом. Недавно рукоположенный епископ Митрофан участвовал в коронации, где напряженность между двумя враждующими семьями была еще слишком очевидной.

В частности, стрельцы были недовольны решением о двойной короне, и когда старообрядцы воспользовались сменой власти, чтобы высказать свое недовольство в споре с официальной Церковью, стрельцы очень охотно встали на их сторону. Противостояние происходило в присутствии Патриарха, различных епископов, двух молодых царей и их властного регента. И здесь владыка Митрофан стал свидетелем столкновения непоколебимой воли, анархии и самодержавия, дерзости и деспотизма, атмосферы, исключавшей какой-либо содержательный диалог, всякое стремление к примирению. Дебаты очень скоро переросли в безумие оскорблений и, спровоцированные стрельцами, вылились на улицы в форме самосуда. Прошло несколько месяцев, прежде чем Софи удалось усмирить своих бывших сторонников, что она и сделала, казнив их лидеров. В то же время она санкционировала усиление преследований старообрядцев, которые долгое время противопоставлялись государству в силу его неукоснительного проведения никонтанских реформ.

Огонь восстания еще не утих, когда епископ Мильтофан покинул столицу, чтобы приступить к своим архипастырским обязанностям во вновь образованной Воронежской епархии. Это было трудное задание, которое поставило его посреди тех самых стихий, чье разрушительное влияние на жизнь церкви и государства он только что наблюдал. Расположенный на Дону в некотором отдалении от Москвы, Воронеж был обширной территорией, привлекавшей недовольных всех мастей: яростно независимых казаков, старообрядцев и раскольников, разбойников… Хотя ранее находившаяся под юрисдикцией Рязани, ее отдаленность препятствовала частым визитам ее правящих иерархов. ; была нехватка священников, и большая часть существующего духовенства была плохо образована и плохо подготовлена ​​​​для борьбы с распущенной моралью и языческим влиянием, все еще присутствующим среди населения; обида на власть распространялась даже на ряды духовенства и монашества, многие из которых потеряли из виду свое высокое призвание. Действительно, святой епископ обнаружил, что «люди всякого сословия привыкли жить, как хотят».

Несмотря на такие грозные препятствия, епископ Митрофан оказался достойным доверия Патриарха, назначившего его на такую ​​должность. Он обратил внимание в первую очередь на повышение духовного уровня духовенства, увещевая их подавать пример праведного жития: «Вы, пастыри, должны приносить овцам Писания приготовленную манну Слова Божия, как ангелы приготовленные физическая манна в пустыне. Вы, как ходатаи, должны в своих молитвах подражать Моисею и Павлу, которые с таким усердием молились за свой народ…!» Он сурово карал и даже лишал сана священников, виновных в тяжких проступках, при этом поддерживал авторитет тех священников, которые пострадали от неуважительного отношения прихожан. Он посетил все монастыри своей епархии и укрепил их духовные устои, призвав иноков к дисциплинированной молитвенно-постной жизни и положив конец мирскому влиянию, которое так долго оказывали благодетели-миряне. Среди остальных своих пасомых он много работал над искоренением суеверия, исправлением безнравственного поведения — широко распространено было беззаконное сожительство, обучением началам истинного Православия, привлечением в лоно Церкви тех, кто впал в ересь. Архиерейская резиденция стала пристанищем для бедных и бездомных, а святой епископ подал пример своему духовенству, часто посещая больницы и тюрьмы. Всем он рекомендовал одно и то же правило: «Занимайтесь трудом, сохраняйте умеренность — и вы «будете богаты; пейте воздержанно, ешьте мало – и будете здоровы; делай добро, беги от зла ​​— и найдешь спасение».

Совокупным результатом его действий, его проповеди и его молитв было возобновление силы авторитета Церкви среди людей. Символом этого стало строительство большого Благовещенского собора в Воронеже. Великолепное архиерейское богослужение привлекало к молитве не только местное население, но и молодого царя Петра, который подолгу находился в Воронеже, наблюдая за строительством своего молодого флота. Между юным царем и стареющим иерархом завязалась глубокая дружба. Епископ Митрофан помог рассеять враждебность, которую многие туземцы питали к иностранцам-«еретикам», работавшим на верфях, и воспитать уважение к их техническим новшествам. В то же время он строго предостерегал свою паству не слишком свободно общаться с иностранцами, чтобы не попасть под влияние их дурных нравов и ошибочных религиозных убеждений.

Это беспокойство породило противостояние между епископом Митрофаном и царем <96>, самое памятное происшествие в жизни святого<92>. По приглашению царя епископ приближался с визитом к его островной резиденции, когда заметил, что вход украшен статуями языческих богов. Святой епископ обиделся на появление этих врагов христианства, видя в них великое искушение для своей паствы. Он отказался идти дальше и вернулся домой. Узнав об этом, царь <96> упорно привязанный к европейской моде и к тому, чтобы идти по своему <96>, пришел в ярость и потребовал, чтобы епископ явился или принял смертную казнь за неповиновение царской воле. <93>Для меня жизнь есть Христос,<94> цитирует епископ, <93>и смерть есть приобретение<94> (Флп. 1:21). Достойно готовясь встретить свою судьбу, он приказал звонить в колокол для торжественного бдения. Сила убеждения епископа <92> привела в чувство царя, и он приказал немедленно убрать статуи. Нужно знать Царя<92> свой характер, чтобы оценить высоту уважения, которое представляло это действие.

В августе 1703 года епископ смертельно заболел и принял великую схиму с именем Макарий. Он скончался через несколько месяцев, 23 ноября, оставив пастве последнее увещевание в завещании, выражающем великую красоту его души. Весть о его кончине достигла царя по пути в Воронеж, и он просил отложить похороны на несколько дней до его приезда. Сам монарх был среди тех, кто родил иерарха<92> его гроб к месту упокоения в Благовещенском соборе. Потом он сказал своим приближенным: <93> Нет у меня более такого святого старца. Да будет ему вечная память!<94>

О чудесах, приписываемых заступничеству святителя<92>, и обретении в 1831 году нетленного состояния его мощей было доложено Святейшему Синоду, приготовившему 6 августа 1832 года официальное прославление святителя Митрофана<92>.

Профессор Н. Тальберг заканчивает свое житие этого великого иерарха следующей данью:

<93>Святой Митрофан явил пример благочестивого святителя, подвижника и благодетеля, строгого к тем, кто отступает от учения Церкви, и доброго ко всем прочим. Этим он так дорог благочестивому русскому народу, остро распознающему истинных рабов Божиих.<94>

Царь Петр, увы, не внял предостережениям своего духовного благодетеля и даже поощрял те западные влияния, которые так гибельно подрывали Церковь <92> власти и призывал интеллигенцию <92> к отходу от православного мировоззрения. Но те, кто верен истинному духу православного христианства, <96> находили и всегда будут <96> находить <96> в святом Митрофане верного проводника к ценностям и добродетелям, приносящим вечную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts