Свято смоленская зосимова пустынь: Главная — Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь
Содержание
Свято-Смоленская Зосимова пустынь — Александровская епархия
Наместник: игумен Серафим (Семилетов)
Адрес: 601604, Александровский район, ст. Арсаки, п/о Плеханы
Телефон: (49244) 9-47-11, добавочный номер (235)
Сайт: zosymova-pustin.ru
Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.
В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.
Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.
При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917 году — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.
Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь. Описание места
Общая информация
Фотографии
Добавить фотографию
Описание места
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части — проход осуществляется по документам с записью в журнал.
Основана пустынь во второй половине XVII века схимонахом Зосимой. Сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна, часто посещала старца Зосиму и покровительствовала пустыни. После смерти старца пустынь пережила периоды расцвета и упадка. Во второй половине XIX века началось постепенное процветание пустынной обители.
При наместнике Троице-Сергиевой Лавры архимандрите Павле над могилой старца был сооружен собор во имя Смоленской Божией Матери (освящен в 1897 году). С тех пор обитель стала называться Смоленской Зосимовой пустынью. Пустынь обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Рядом с собором были построены трапезная и церковь в честь Всех Святых. Возводились здесь и другие постройки. Строительство пустыни продолжалось более 10 лет.
В конце XIX – начале XX веков Зосимова пустынь получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. В монастыре покоятся мощи святого угодника Владимирской земли Зосимы, а также мощи его последователей – схиигумена Германа и схимонаха Алексия. В 2004 году был расчищен источник, выкопанный в XVII веке старцем Зосимой.
Оценки гостей
Историческая ценность
Хорошо, 4.50
Загруженность
Хорошо, 4.25
Транспортная доступность
Хорошо, 4.50
Архитектура
Хорошо, 4.50
Внешнее состояние
Хорошо, 4.50
Посещение
Хорошо, 4.25
Все оценки — 2
Добавить оценку
Туристы
Ваши друзья были здесь, посмотреть их отзывы и оценки
Похожие места
4.22
Добавить в путеводитель
Собор Троицы Живоначальной в Александровской Слободе
Россия, Владимирская область, Александров
0. 00
Добавить в путеводитель
Кельи у южных ворот в Успенском Александровском монастыре
Россия, Владимирская область, Александров
0.00
Добавить в путеводитель
Памятник Александру Невскому
Россия, Владимирская область, Александров
Все похожие места на Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Явление иконы Божией Матери «Смоленская Наставница» из Константинополя
Память 28 июля
Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», или «Путеводящая», согласно Церковному Преданию, написана святым евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что эта икона была написана по просьбе Феофила, префекта Антиохии. Из Антиохии святой образ был перенесен в Иерусалим. Оттуда императрица Евдокия, жена императора Аркадия, передала его Пульхерии, сестре императора, в Константинополе. Пульхерия поставила святую икону во Влахернской церкви.
В 1046 году византийский император Константин IX Мономах выдал свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Он использовал эту икону, чтобы благословить ее в пути. После смерти князя Всеволода икона была передана его сыну Владимиру Мономаху, который в начале XII века перенес ее в Смоленский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени икона стала называться Смоленской Одигитрией.
В 1238 году православный воин Меркурий вторгся в стан Батыя и перебил многих врагов. Приняв мученическую смерть в бою, Меркурий был причислен Церковью к лику святых.
В четырнадцатом веке Смоленск перешел во владения литовских князей. Софья, дочь князя Витовта, была выдана замуж за московского великого князя Василия Дмитриевича. В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ был поставлен в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону Царских врат.
В 1456 году по просьбе епископа Мисаила и смолян икона была торжественно возвращена крестным ходом в Смоленск, а в Москве остались два идентичных списка. Одну поставили в Благовещенском соборе, а другую, «меру за меру», поставили в Новодевичьем монастыре, основанном в память о возвращении Смоленска России. Монастырь был построен на Девичьем Поле, где «со многими слезами» москвичи передали святую икону в Смоленск.
В 1602 году с чудотворной иконы была написана точная копия, которая затем была помещена в башню Смоленской крепости над Днепровскими воротами под специально устроенным покровом. В 1727 г. здесь была построена деревянная церковь, а в 1802 г. деревянную церковь заменила каменная.
Новый список иконы принял на себя силу старого образа, и когда 5 августа 1812 года русские войска оставили Смоленск, они взяли икону с собой на защиту от неприятельских войск. Накануне Бородинского сражения эту икону пронесли по лагерю, чтобы ободрить и воодушевить воинов. Древний образ Смоленской Одигитрии, перенесенный в Успенский собор в день Бородинской битвы, прошел крестным ходом с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери через Белую и Китайскую слободы и стены Кремля. Затем его отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Покинув Москву, икона была доставлена в Ярославль.
Эти иконы-сестры сохранились, и Богородица через Свои иконы защитила Россию. После победы над врагом икона Одигитрии была возвращена в Смоленск вместе с ее прославленным списком.
Празднование в честь этой чудотворной иконы 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков Смоленской Одигитрии, празднование которой назначено в этот день.
5 ноября празднуется также день празднования Смоленской иконы в память возвращения этого образа в Смоленск по приказу главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова. В память об изгнании врага из России было решено ежегодно отмечать этот день в Смоленске.
Святая икона Божией Матери Одигитрия является одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Верующие получали и продолжают получать обильную благодать. Через святую Своею икону Матерь Божия ходатайствует и укрепляет нас, направляя нас на путь спасения, и мы взываем к Ней: «Ты еси Преблагословенная Одигитрия для верных народов, Ты еси утверждение, Похвальная Смоленск и вся русская земля. Радуйся, Одигитрия, спасение христиан!»
Тропарь (глас 4) –
Грешники и несчастные
Ныне прибегаем усерднейшим образом к Богородице.
И припадем в покаянии
Из глубины души вопиющей:
О Владычице, умилостивившая нас, помоги нам и приди скорее
Ибо от множества согрешений погибаем.
Не отворачивайся от своих слуг с пустыми руками,
Ибо у нас есть ты наша единственная надежда.
Кондак (глас 6) –
Твердая Заступница христиан,
Постоянный ходатай перед Творцом,
Не презри голоса молящихся грешников:
Но, как Благий, гряди поскорее
На помощь нам, верно взывающим к Тебе прошение,
О Тебе, Богородице, всегда заступайся за почитающих Тебя.