Святой дионисий: Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий / Патриархия.ru
Содержание
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий / Патриархия.ru
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным — в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию.
Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается»,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.
Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения, в древности приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной ангельской иерархии — восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга «О церковной иерархии» является продолжением книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно — в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту творения (их называют Ареопагитики) имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание Ареопагитики получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662; сведения о нем помещены 21 января).
В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах — в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
*На русском языке издано:
1. О Небесной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1786. Изд. 2-е М., 1898.
2. О церковной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника и толкованием Георгия Пахимера // Христианское чтение. 1855. 1 (в прилож.). То же. // Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1-260.
3. К Тимофею о таинственном Богословии / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХХ. С. 3 слл.
4. (Письма): Гаю Ферапевту. Дорофею диакону. Сопатру священнику. Демофилу монаху / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХIХ. С. 239-247.
5. (Письмо): Иоанну Богослову, Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмосе // Христианское чтение. 1838. IV. С. 281 слл.
6. (Письмо): Священноначальнику Поликарпу. — Там же. С. 283-285.
7. (Письмо): Священноначальнику Титу, который вопрошал святого Дионисия чрез письмо, что такое дом Премудрости, что ея чаша, ея пища и питие // Христианское чтение. 1839. 1. С. 3 слл.*
Иконописный подлинник | |
Афон. 1546.Сщмч. Дионисий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. | |
Константинополь. 985.Сщмч. Дионисий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. | |
Афон. Ок. 1290.Сщмч. Дионисий. Мануил Панселин. Фреска. Афон (Протат). Около 1290 г. | |
Дечани.Ок. 1350. Сщмч. Дионисий. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. | |
Афон. XV.Сщмч. Дионисий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. | |
Афон. 1547.Мучение св. Дионисия. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. | |
Русь. XVII.Строгановский иконописный лицевой подлинник. 3 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. | |
Русь. XVII.Минея — Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Афины. 1729.Свт. Дионисий. Парфений Канкеллариу, иеромонах. Икона. Афины. 1729 г. Собрание Музея икон. Венеция. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
ДИОНИСИЙ (СВЯТОЙ) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
- Св. Дионисий
- Св. Дионисий Александрийский
- Св. Дионисий Коринфский
- Св. Дионисий Парижский
- Дионисий Малый
ДИОНИСИЙ, имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи. В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья (см. также ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ), упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев.
Св. Дионисий
(ок. 200–268), папа Римский (259–268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кладбищенские церкви стали сельскими приходами и были четко определены границы епископств в окрестностях Рима. Папа Дионисий осудил ересь Савеллия, учившего, что три Лица Троицы суть лишь внешние формы проявления или аспекты единого Бога. О его отношениях с Дионисием Александрийским говорится ниже. День памяти святого 30 декабря.
Св. Дионисий Александрийский
(умер ок. 265), епископ Александрийский, отец Церкви. Родился в конце 2 в. в знатной семье. Обратился в христианство уже в зрелом возрасте. Дионисий обучался у Оригена в александрийской катехизической школе, которую впоследствии (ок. 231) и возглавил. Вероятно, именно в этот период им был написан трактат, посвященный систематическому опровержению атомистического учения Эпикура и его последователей. В 247 или 246 Дионисий стал епископом Александрийским и патриархом северо-восточной Африки. В 248 в Александрии вспыхнули народные волнения, направленные против христиан, а в 249 начались гонения Деция. Дионисий избежал заточения, спешно покинув Александрию, однако ему пришлось пережить много лишений и тягот в Ливийской пустыне, прежде чем он смог вернуться в Александрию (вероятно, в 251).
В последующие годы Дионисий играл важную роль во всех событиях, волновавших христианскую общину того времени. Прежде всего он был духовным пастырем, и ему принадлежит множество посланий, трактующих вопросы догматики и церковной политики. Так, в своем послании по поводу тех, кто отступился от христианской веры, он призывал проявлять снисходительность к слабости этих людей – при условии их искреннего раскаяния. Благодаря его усилиям многие закоренелые схизматики вернулись в лоно церкви. В вопросе о перекрещивании тех, кто принял крещение от еретиков, он занял умеренную позицию, убеждая обе спорящие стороны воздерживаться от крайних и насильственных мер. Он первым осудил ересь савеллиан, распространившуюся в Пентаполе, который находился под его епископской юрисдикцией. По-видимому, он первым ввел в обиход праздничные пастырские послания, в которых затрагивались животрепещущие проблемы церковной жизни; эта практика стала отличительной чертой административного уклада Египетской церкви.
В 257, когда начались гонения императора Валериана, Дионисию, вместе с другими духовными лицами, пришлось предстать перед судом префекта провинции. За свое свидетельство о вере он был отправлен имперскими властями в ссылку, сначала в Кефрон на границе Ливийской пустыни, затем в Коллуфион, а потом в небольшое селение в окрестностях Мареотского озера. Все эти перемещения были связаны со страданиями и лишениями. Когда при императоре Галлиене вновь водворился мир, Дионисий возвратился в Александрию. Дионисий Александрийский скончался ок. 265. День памяти святого 17 ноября (в Русской православной церкви 6 сентября по старому стилю).
Св. Дионисий Коринфский
(вторая половина 2 в.), стал епископом Коринфским ок. 170 и принимал деятельное участие во многих событиях того времени. Известен как автор многочисленных посланий, посвященных вопросам догматики, морали, экзегезы и церковной дисциплины. Время смерти святого неизвестно. День памяти святого 8 апреля (в Русской православной церкви 29 ноября по старому стилю).
Св. Дионисий Парижский
(3 в.), епископ и мученик. Вместе с несколькими другими епископами был направлен папой в Галлию (предположительно в 3 в.). Претерпел мученическую смерть и погребен в 10 км от Лютеции (Парижа). Культ этого святого получил широкое распространение. Впоследствии над местом его погребения была воздвигнута базилика, а в Париже – памятник, где святой изображен со своей отсеченной головой в руках. Средневековая традиция отождествила его с Дионисием Ареопагитом, обращенного в христианство апостолом Павлом во время его пребывания в Афинах. День памяти святого 9 октября (в Русской православной церкви 3 октября по старому стилю).
Дионисий Малый
(ок. 475–550), скифский монах, живший в Риме с конца 5 в. приблизительно до сер. 6 в. Прозвище Малый (Exiguus), возможно, выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени. Дионисий прекрасно владел и латынью, и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной традиций. Он составил компиляцию соборных канонов: 165 из них были переведены им из уже существовавшего к тому времени аналогичного сборника на греческом языке, 50 было заимствовано из Апостольских постановлений; кроме того, в эту компиляцию вошел ряд постановлений, принятых соборами Римской и Африканской церквей. Этот сборник существовал в трех авторских редакциях, последняя из которых, по-видимому, утрачена. В дополнение к этому сборнику Дионисий составил подборку папских декреталий из 41 статьи. Оба сборника на протяжении многих веков служили основой канонического права, которым руководствовалась Западная церковь. Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. Его вычисления положили начало системе отсчета времени «от Рождества Христова», которой мы пользуемся и по сей день.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Святой Дионисий Александрийский | Биография, верования, споры, влияние, праздник и факты
- Дата рождения:
- около 200
Александрия
Египет
- Умер:
- c.265
Александрия
Египет
Посмотреть все связанные материалы →
Св. Дионисий Александрийский , также называемый Св. Дионисий Великий , (род. ок. 200 г., Александрия, Египет — ум. ок. 265 г., Александрия; день памяти 17 ноября), епископ Александрия, в то время самая важная восточная кафедра и главный противник савеллианства.
Новообращенный христианин, Дионисий учился в Александрии в катехизической школе, возглавляемой Оригеном, преемником которого в 231/232 г. он был избран. В 247/248 г. Дионисий стал епископом Александрии. Во время гонений (250–251) христиан со стороны римского императора Деция Дионисий бежал в Ливийскую пустыню, а в валерианское гонение (257–260) вновь был сослан.
По возвращении в Александрию около 260 г. Дионисий выступал за повторное принятие кающихся отступников в церковь в противовес тем, кто хотел исключить их навсегда. Участвуя в ожесточенных спорах о крещении еретиков, Дионисий не настаивал на повторном крещении новообращенных, принявших еретическое крещение, но признавал право общин на повторное крещение, если они того пожелают. Стремясь снизить напряженность между Карфагеном и Римом по вопросу о повторном крещении, он призвал Папу Стефана I избегать раскола и, вероятно, успешно повлиял на Папу Сикста II, чтобы тот занял более примирительную позицию.
Он отрицал, что Книга Откровения была написана св. Иоанном Богословом, и осуждал милленариев, которые, основываясь на буквальном прочтении Откровения, верили, что через 1000 лет Иисус Христос вернется и установит свое царство на земле.
Дионисий особенно известен своими нападками на савеллианцев, обвинявших его в троебожии (разделении лиц Троицы) и других ересях. Протесты были отправлены папе святому Дионисию в Рим, который осудил тех, кто отрицал какое-либо различие между лицами Троицы и тех, кто признавал три отдельных лица. Дионисий Александрийский принял решение папы и отверг обвинения савеллианцев, но настаивал на том, что Троица состоит из трех неразделимых лиц. Семантика была корнем трудности; Греческое и римское понимание одних и тех же терминов различалось, и с тех пор его позиция была подтверждена церковью.
Дионисий написал трактат о природе против атомизма греческого философа Эпикура. Хотя его труды высоко ценятся и часто цитируются ведущими византийскими богословами, его произведения известны только по цитатам, многие из которых обширны и сохранились у епископа Кесарийского Евсевия и других церковных писателей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Дионисий
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает «Католическую энциклопедию», «Отцов церкви», «Сумму», Библию и многое другое всего за 19,99 долл. США…
Епископ Коринфский около 170 г. Дата установлена тем фактом, что он писал Папе Сотеру (ок. 168–176; Гарнак дает 165–67 на 173–5). Евсевий в своих «Хрониках» относит свой «флоруит» к одиннадцатому году правления Марка Аврелия (171 г.). Когда Гегесипп был в Коринфе во времена папы Аникита, Прим был епископом (около 150–155 гг.), а Вакхилл был епископом Коринфа во время пасхального спора (около 19 г.0-8). Известно, что Дионисий использовал его только через Евсевия, поскольку святой Иероним ( Прославленные мужи 27) не использовал никаких других полномочий. Евсевий знал собрание из семи «католических писем к церквам» Дионисия, а также письмо к нему от Пинита, епископа Кносского, и частное письмо с духовным советом к даме по имени Хрисофора, которая написала ему.
Евсевий впервые упоминает письмо к лакедемонянам, проповедующее ортодоксальность и призывающее к миру и союзу. Второй был к афинянам, пробуждая их веру, увещевая жить по Евангелию, так как они были недалеко от отступничества. Дионисий говорит о недавней мученической кончине их епископа Публия (в гонении Марка Аврелия) и говорит, что Дионисий Ареопагит был первым епископом Афин. Никомедианам он писал против маркионизма. В письме к Гортине и другим критским епархиям он похвалил епископа Филиппа за его отвращение к ереси. В церковь Амастрис в Понте он написал по просьбе Вакхилида и Эльписта (иначе неизвестного), упомянув имя епископа как Пальмас; в этом письме он говорил о браке и воздержании и рекомендовал милосердное обращение с теми, кто впал в грех или ересь. В письме кноссийцам он рекомендовал их епископу Пиниту не слишком обременять братьев игом воздержания, но учитывать слабость большинства. Пинит ответил после вежливых слов, что он надеется, что Дионисий в следующий раз пришлет крепкое мясо, чтобы его народ не вырос на молоке младенцев. Этот суровый прелат упоминается Евсевием (IV, XXI) как церковный писатель, и историк хвалит тон его письма.
Но самое важное письмо к римлянам, единственное, из которого сохранились выдержки. Папа Сотер послал милостыню и письмо к Коринфянам:
Ибо это было вашим обыкновением с самого начала делать добро всем братьям во многих отношениях, и посылать милостыню многим церквам в разных городах, ныне облегчая бедность. из тех, кто просил помощи, теперь помогая братьям в рудниках милостыней, которую вы посылаете, римляне, сохраняя традиционный обычай римлян, который ваш блаженный епископ, Сотер, не только сохранил, но даже увеличил, предоставив братьям обилием, которое он доставил, и утешением благословенными словами братьев, приходивших к нему, как отец своих детей.
Еще раз:
Вы также этим указанием смешали вместе римлян и коринфян, которые являются насаждением Петра и Павла. Ибо оба они пришли в наш Коринф и насадили нас, и учили одинаково; и так же, отправляясь в Италию и проповедуя там, были замучены в одно и то же время.
Еще раз:
Сегодня мы праздновали святой Господень день, в который мы читали ваше письмо, которое мы когда-либо будем иметь, чтобы читать и предостерегать, как прежний, написанный нам через Климента.
Свидетельство щедрости Римской церкви продолжается свидетельством Дионисия Александрийского в третьем веке; а Евсевий в четвертом заявляет, что это все еще наблюдалось в его дни во время великих гонений. Свидетель мученичества св. Петра и Павла, kata ton auton kairon , имеет первостепенное значение, равно как и упоминание Послания Климента и его публичное чтение. Письмо папы было написано «как отец своим детям».
Собственные письма Дионисия, очевидно, высоко ценились, ибо в последнем отрывке он говорит, что написал их по заказу и что они были сфальсифицированы «апостолами дьявола». Неудивительно, добавляет он, что Писание фальсифицируется такими людьми.
Цитата APA. Чепмен, Дж. (1909). Святой Дионисий. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/05010a.htm
Ссылка на MLA. Чепмен, Джон. «Святой Дионисий». Католическая энциклопедия. Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 19 лет.09.
Транскрипция. Эта статья была расшифрована для «Нового пришествия» Кристин Дж. Мюррей.
Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 мая 1909 года. Реми Лафор, цензор. Разрешение. +Джон М. Фарли, архиепископ Нью-Йорка.
Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.