Святой русской земли: Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём | История | Общество

Разное

Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём | История | Общество

Константин Кудряшов

Примерное время чтения: 5 минут

63789

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 31. Завести корову? 29/07/2015

«Крещение Руси» В. Васнецов. 1890 г. Commons.wikimedia.org

Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.

Князь Владимир (960-1015), равноапостольный

Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных — честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер­жаве мира — Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.

Читайте также: «Не казню — греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком

Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец

Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения  шведов и рыцарей Тевтон­ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства. 

Читайте также: Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа

Митрополит Алексий (1300-1378), святитель

В миру — Елевферий Бяконт. Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст­вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.

Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный

Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог — это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.

Читайте также: Образцовый художник. Жизнь и наследие Андрея Рублёва

Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный

При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, — теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.

Читайте также: Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?

Адмирал Фёдор Ушаков (1745-1817), святой праведный воин

Вот слова из его докладной записки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим началом на море, ни одно судно из оного флота не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Провёл 43 морские баталии, все завершились его победой. Перевернул представления о тактике морского боя как такового, стал родоначальником русской тактической школы военно-морского дела.

Читайте также: Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни

православные святыеистория Россииправославное христианство

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Список святых земли русской | Я русский

Авраамий Галичский, преподобный
Александр Невский, святой благоверный великий князь
Александр Ошевенский, преподобный
Александр Свирский, преподобный
Алексий, архиепископ Новгородский
Алексий, святитель, митрополит Московский
Алипий Печерский, преподобный
Анна Кашинская, преподобная
Антоний Дымский, преподобный
Антоний Печерский, преподобный
Антоний Римлянин, преподобный
Арсений Комельский, преподобный
Арсений Коневский (Коневецкий), преподобный
Арсений, святой епископ Тверской
Артемий Веркольский, праведный отрок
Борис, святой князь
Варлаам Хутынский, преподобный
Варсонофий, святитель, епископ Тверской
Василий Всеволодович Ярославский, святой князь
Василий Московский, блаженный, Христа ради юродивый
Владимир, святой равноапостольный князь
Всеволод-Гавриил, святой князь
Геннадий Костромской (Любимоградский), преподобный
Герман Валаамский, преподобный
Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский
Глеб, святой князь
Григорий Пельшемский, преподобный
Гурий, святитель, архиепископ Казанский
Давид Ярославский, святой князь
Димитрий, святой митрополит Ростовский
Димитрий Прилуцкий, преподобный
Димитрий Угличский, святой царевич
Довмонт-Тимофей, святой князь
Евфимий, святой архиепископ Новгородский
Евфросиния Полоцкая, преподобная
Зосима Соловецкий, преподобный
Иоанн, святой архиепископ Новгородский
Иоанн Устюжский, блаженный, Христа ради юродивый
Иоасаф Белгородский, святитель
Иона, святитель, митрополит Московский
Иосиф Волоцкий, преподобный
Киприан, святитель, митрополит Московский
Кирилл Белозерский, преподобный
Константин Всеволодович Ярославский, святой князь
Константин Феодорович Ярославский, святой князь
Корнилий Комельский, преподобный
Леонтий, святой епископ Ростовский
Макарий Желтоводский (Унженский), преподобный
Макарий Калязинский, преподобный
Максим Грек, преподобный
Максим Московский, блаженный, Христа ради юродивый
Митрофан, святой епископ Воронежский
Михаил Клопский, преподобный
Михаил Тверской, святой князь
Михей Радонежский, преподобный
Моисей, архиепископ Новгородский
Никита, святой епископ Новгородский
Никита Столпник Переславский, преподобный
Никон Печерский, преподобный
Никон Радонежский, преподобный
Нил Сорский, преподобный
Нил Столобенский, преподобный
Павел Обнорский, преподобный
Пафнутий Боровский, преподобный
Петр, святитель, митрополит Московский
Питирим, святитель, епископ Тамбовский
Прокопий Устюжский, блаженный, Христа ради юродивый
Савва Вишерский, преподобный
Савва Сторожевский (Звенигородский), преподобный
Савватий Соловецкий, преподобный
Серафим Саровский, преподобный
Сергий Валаамский, преподобный
Сергий Радонежский, преподобный
Симеон Верхотурский, праведный
Стефан Пермский, святитель
Тарасий Глушицкий, преподобный
Феодор Ярославский, святой князь
Феодосий Печерский, преподобный
Феодосий, святитель, архиепископ Черниговский
Феодосий Тотемский, преподобный
Филипп, святитель, митрополит Московский

Материал создан: 05. 11.2015


Русские любят жить в опасных условиях

Святые в земле Российской просиявшие

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕГОДНЯ СВЯТАЯ РУСЬ?

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин

Святой Рус — это мир, который продолжает жить

Священник Димитри -Шишкин:

за все сомнение! Прежде всего, это множество православных людей, которые так или иначе жили или соприкасались с нашей русской землей, плели ее историю, язык, традиции и культуру. Множество людей, которые по мере своих сил служили Богу в этой земной жизни с усердием и самоотвержением, претерпели до конца и теперь пребывают с Богом. Эти люди не обязательно были славянами по крови, и действительно некоторые жили до того, как появилось само понятие Руси. Но своей верой, своим соприкосновением с нашей землей, проповедью среди населявших ее народов они готовили и строили особое царство, которое мы теперь называем Святой Русью.

Это царство реально и нерушимо, как и единство душ этих людей с Богом и друг с другом в Царствии Небесном. И их плоть (то, что мы называем святыми реликвиями) освятила нашу землю. И не только реликвии, но даже предметы, которыми пользовались эти люди в своей земной жизни, в служении Богу и другим людям… Все их слова, поступки и заветы, о которых мы знаем, также священны для нас и являются культурным аспектом Святого Духа. Русь. Эта мысль согласуется с мнением святых отцов о том, что «вещи наши телесные, посвященные Богу, суть духовные» (из Добротолюбия, т. 4, 35, 4). И всем нам важно помнить об этом всеобъемлющем значении Святой Руси, объемлющем духовную, умственную и физическую жизнь нашего народа. Потому что сегодня многие русские склонны забывать значение понятия отечества, неотделимого от значения Святой Руси. Они забывают, что идея отечества не только охватывает историческое пространство России, но и распространяется дальше, не зная ни границ, ни географических, ни политических, ни этнических делений. Поэтому, где бы ни жили или жили русские люди, куда бы их ни занесла судьба и где они сохранили и до сих пор отстаивают православную веру, свой язык, культуру и быт, где они своей доброй, благочестивой жизнью привлекали и привлекают Божественную благодать, — будь то это Беларусь, Украина, Франция, Германия, Австралия, Южная Америка или Северная Африка — там есть наше отечество и Святая Русь.

И все, кто принимает от этих людей благовестие о Господе Распятом и Воскресшем, русской жизни и культуре в согласии с православной верой, становятся в той или иной степени причастниками Святой Руси.

Его невозможно уничтожить или очернить, потому что это духовное явление. Если бы только мы сами могли ценить это сокровище, хранить и приумножать его, если бы мы могли продолжать добрую и святую миссию наших праотцев строить жизнь на крепком основании православной веры. Тогда Святая Русь будет с нами и в нас; и мы будем его хранителями, продолжателями и строителями. Потому что Святая Русь — это не что-то законченное и застопорившееся в развитии. Святая Русь — это мир, который продолжает жить; это мир, участниками которого мы можем и должны быть. Это особый дар Бога нашему народу. Это дар уникальной идентичности и духовной, языковой и культурной самобытности, благословленный милостью Божией. И мы обязательно должны сохранить и приумножить этот дар с помощью Божией.

Подготовил Юрий Пущаев
Перевод Дмитрия Лапы
Православие.ру
09.11.2019

Источник: orthochristian.com

Крым — «священная» земля. Но для кого?

Президент России Владимир Путин защищал аннексию Крыма Москвой 4 декабря года, сославшись на лидера Киевской Руси Владимира Великого, который, как говорят, крестился на полуострове в 10 веке и обратил средневековое славянское государство в православие.

Украинцы, однако, могли бы использовать ту же логику, чтобы оправдать включение Крыма в состав современного украинского государства, считают историки и религиоведы.

«С украинской точки зрения Крым более важен для Киева, потому что Владимир был правителем Киева», — сказал Кирилл Говорун, бывший высокопоставленный представитель Украинской православной церкви при Московском патриархате, используя украинское исполнение имени государя.

Этот интерпретационный тупик является одним из нескольких конкурирующих исторических, религиозных, этнических и политических притязаний на Крым, черноморский полуостров, который около 2500 лет назад был домом для греческих колоний и контролировался различными королевствами и империями, пока Россия не аннексировала его у Османской империи в 1783.

Согласно легенде, в 988 году Владимир Великий принял православие на полуострове в городе Херсонес, также известном как Корсунь, недалеко от современного Севастополя, после чего вернулся в Киев и приказал крестить Киевскую Русь.

В своем обращении к нации от 4 декабря Путин сравнил место крещения Владимира Великого со святынями для евреев и мусульман в Иерусалиме.

«Крым, древний Корсунь, Херсонес, Севастополь — все они несут для России огромное цивилизационное и сакральное значение, как и Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм», — сказал Путин.

Учитывая, что обращение Киевской Руси заложило православные основы для будущих Российского и Украинского государств, президент Украины Петр Порошенко мог бы донести то же самое до своего электората, считает Карл Куоллс, профессор русской и новейшей европейской истории в Дикинсон-колледже в Пенсильвании. .

«Это то же обращение, тот же человек и то же место», — сказал Куоллс Азаттыку. «Можно было увидеть, как украинцы встают и говорят: «Ну, да, это и наша Храмовая гора»… Если бы Порошенко сказал то же самое, это нашло бы отклик и у украинцев».

Татары и греки

Крымские татары также имеют серьезные исторические претензии на полуостров, поскольку их предки жили здесь еще в 13 веке, отметил Куоллс.

Татары, в основном мусульмане, управляли там своим ханством в 15 веке и стали вассальным государством Османской империи до присоединения Крыма к Российской империи Екатериной Великой в ​​1783 году.

Русские или украинцы, потому что они являются самым старым оседлым населением на этом полуострове со времен греков», — сказал Куоллс.

Согласно переписи 1897 года, проведенной в Российской империи, крымские татары составляли более трети населения полуострова.

В мае 1944 года советский диктатор Иосиф Сталин приказал депортировать все крымскотатарское население в Среднюю Азию и Сибирь за предполагаемое сотрудничество с нацистами во время Второй мировой войны. (Преемник Сталина, Никита Хрущев, в 1954 году передал Крым из состава России в состав Украинской ССР.)

Крымские татары начали возвращаться на полуостров в конце 1980-х – начале 1990-х годов и в настоящее время составляют около 13 процентов двухмиллионного населения Крыма.

Лидеры крымских татар обвинили поддерживаемые Москвой власти на полуострове в нападении на их общину за критику аннексии Крыма Россией в марте.

После того, как Россия захватила полуостров после свержения президента Украины Виктора Януковича в феврале, украинский парламент признал крымских татар « как коренное население Крыма, так и официальное национальное меньшинство ».

Куоллс сказал, что слово «коренной» является неправильным при описании любого отдельного населения в Крыму.

«Эта территория была настолько заселена на протяжении тысячелетий различными кочевыми группами, что я не думаю, что мы можем говорить о коренной группе», — сказал он Азаттыку.

Греки, которые согласно последней переписи населения 2001 года составляют незначительное меньшинство в Украине, могут стать весомым аргументом в пользу признания Крыма коренным народом, учитывая, что Херсонес, упомянутый Путиным в Куоллс добавил, что это был древнегреческий город-государство.

«Я не вижу, чтобы Афины предъявляли претензии на Крым, хотя я думаю, что они могли бы», — сказал он.

Тайная ссылка

Во время встречи с российскими историками в прошлом месяце Путин сделал аналогичную ссылку на центральное значение Крыма для России как места крещения Владимира Великого.

Путин использует религиозные темы, чтобы «придать больше легитимности незаконной аннексии Крыма, по крайней мере, в глазах россиян», — сказал Говорун, научный руководитель Института богословских исследований Киево-Могилянской академии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts