Святые отцы о скорбях: О скорбях / Православие.Ru

Разное

Скорби

5 ступеней веры

  • Скорби Сокро­вищ­ница духов­ной муд­ро­сти
  • Скорби Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Скорби Биб­лей­ский сло­варь
  • Святые отцы о скор­бях
  • Скорби преп. Оптин­ские старцы
  • Скорби свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Скорби свт. Тихон Задон­ский
  • Скорби свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Скорби свт. Феофан Затвор­ник
  • Скорби прав. Иоанн Крон­штадт­ский
  • Совре­мен­ные авторы о скор­бях
  • Скорби и стра­да­ния жизни прот. Нико­лай Стел­лец­кий
  • Почему веру­ю­щие стра­дают Сбор­ник
  • Скорби в нашей жизни еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Болезни и скорби игумен Никон (Воро­бьев)
  • Скорби схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Радо­сти и скорби прот. Вла­ди­слав Свеш­ни­ков
  • Об иску­ше­ниях, скор­бях, болез­нях и уте­ше­ние в них прот. В. Мор­да­сов
  • При­чины скор­бей Н.Е. Пестов
  • Литур­гия. Фильм для тех, кто жалу­ется на жизнь
  • Молитвы в скор­бях и иску­ше­ниях тво­ри­мые

Ско́рби

1) (ед. ч.) внут­рен­нее чув­ство, харак­те­ри­зу­е­мое как глу­бо­кая печаль;
2) (мн. ч.) аске­ти­че­ское поня­тие, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с поня­тием Боже­ствен­ного нака­за­ния или дей­ствия вос­пи­та­тель­ного харак­тера, осу­ществ­ля­е­мого в рамках Боже­ствен­ного Про­мысла.

Как скорби людей согла­су­ются с Боже­ствен­ным чело­ве­ко­лю­бием?

Тот факт, что путь в Цар­ствие Божие лежит через скорби, Гос­подь засви­де­тель­ство­вал ясно и опре­де­лённо (Деян.14:22). Но значит ли это, что Бог желает видеть чело­века скорее скор­бя­щим, нежели счаст­ли­вым? Сле­дует ли из этого, что Богу в прин­ципе нра­вится, когда чело­век охва­чен печа­лью? — Отнюдь нет.

Согласно Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, чело­век создан для сча­стья, а не для скорби. Именно поэтому пер­во­здан­ный Адам был посе­лён в бла­го­уха­ю­щем Раю. При­чи­ной же его постыд­ного изгна­ния послу­жил грех. Спа­се­ние чело­века, еди­не­ние его с Богом с дохри­сти­ан­ских времен ассо­ци­и­ро­ва­лось в про­ро­че­ской про­по­веди с радо­стью и лико­ва­нием (Пс.117:15).

Ещё более явственно эта связь обна­ру­жи­лась во вре­мена Нового Завета. Так, первый призыв Бла­го­вест­ника Гав­ри­ила, адре­со­ван­ный Деве Марии, звучал: «радуйся» (Лк.1:28) (см.: Бла­го­ве­ще­ние). Впо­след­ствии Сам Гос­подь Иисус Хри­стос желал Своим уче­ни­кам совер­шен­ной радо­сти (Ин.15:11). Нако­нец, вечное бла­жен­ство обе­щано всем пра­вед­ни­кам и состав­ляет один из важ­ней­ших пред­ме­тов хри­сти­ан­ской надежды.

Почему же тогда путь в Цар­ство Небес­ное сопря­жен с мно­же­ством скор­бей?

С одной сто­роны, это обсто­я­тель­ство обу­слов­лено гре­хов­но­стью мира, не жела­ю­щего жить в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ным зако­ном и гото­вого вести брань с пред­ста­ви­те­лями Цар­ства Добра. В этой связи Спа­си­тель пре­ду­пре­ждал Своих апо­сто­лов: «вы вос­пла­чете и возры­да­ете» (Ин.16:20).

С другой сто­роны, непо­сред­ствен­ным винов­ни­ком и источ­ни­ком скорби нередко явля­ется тот, кто, соб­ственно, и испы­ты­вает скорбь. Скажем, если чело­век зло­упо­треб­ляет спирт­ным или, что хуже, потреб­ляет нар­ко­ти­че­ское зелье, он сам обре­кает себя на мате­ри­аль­ные труд­но­сти, болезни, осуж­де­ние со сто­роны ближ­них. Чем не повод для скорби?

Но бывает, что и Бог наро­чито под­во­дит чело­века к тем или иным формам стра­да­ния, напри­мер, с целью нака­за­ния, с целью избав­ле­ния греш­ника от греха.

По учению Свя­щен­ного Писа­ния, скорбь может бла­го­творно ска­заться на состо­я­нии чело­ве­че­ской души (Рим.5:3-6). Напри­мер, болезнь может огра­ни­чить чело­века в воз­мож­но­сти гре­шить (1Пет.4:1), а может послу­жить сред­ством для вра­зум­ле­ния, для испы­та­ния духа, духов­ной закалки. Заме­тим, что неко­то­рые люди только тогда и обра­ща­ются к Богу, когда испы­ты­вают силь­ную скорбь.

Конечно, из всего ска­зан­ного не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, что чем больше чело­век испы­ты­вает скор­бей, тем ближе он к Богу, ближе ко спа­се­нию.

Мнение о том, что всякая скорбь, как тако­вая, полезна, оши­бочно. Осо­бенно часто подоб­ное суж­де­ние можно услы­шать в отно­ше­нии болез­ней, мол всякая болезнь про­ис­хо­дит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и дей­стви­тельно было бы так, для чего тогда Хри­стос исце­лял обра­щав­шихся к Нему хромых, слепых, про­ка­жен­ных? Для чего и мы молимся об исце­ле­нии ближ­них, почему заду­мы­ва­емся о соб­ствен­ном здо­ро­вье, соблю­даем пра­вила гиги­ены, отсе­каем вред­ные при­вычки?

Чело­век не должен изоб­ре­тать для себя скорби искус­ственно. Так он может над­ло­мить свои душев­ные и физи­че­ские силы, дове­сти себя до состо­я­ния уныния и отча­я­ния.

Цитаты о скор­бях

«В мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир».
Ин.16:33.

«Хва­лимся и скор­бями, зная, что от скорби про­ис­хо­дит тер­пе­ние, от тер­пе­ния опыт­ность, от опыт­но­сти надежда, а надежда не посты­жает, потому что любовь Божия изли­лась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Хри­стос, когда еще мы были немощны, в опре­де­лен­ное время умер за нече­сти­вых».
Рим.5:3-6.

«Мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие».
Деян.14:22

«Скорби учат нас молиться и чув­ство­вать бли­зость мило­сти Божией. А потому — слава Богу за все!»
архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин

«Если скорби нам кажутся вели­кими, это значит, что мы не пре­да­лись воле Божией».
пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский

  • 11 тыс. 0