Святые отцы о скорбях: О скорбях / Православие.Ru
Содержание
Скорби
5 ступеней веры
- Скорби Сокровищница духовной мудрости
- Скорби Энциклопедия изречений
- Скорби Библейский словарь
- Святые отцы о скорбях
- Скорби преп. Оптинские старцы
- Скорби свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Скорби свт. Тихон Задонский
- Скорби свт. Иоанн Златоуст
- Скорби свт. Феофан Затворник
- Скорби прав. Иоанн Кронштадтский
- Современные авторы о скорбях
- Скорби и страдания жизни прот. Николай Стеллецкий
- Почему верующие страдают Сборник
- Скорби в нашей жизни еп. Александр (Милеант)
- Болезни и скорби игумен Никон (Воробьев)
- Скорби схиархим. Иоанн (Маслов)
- Радости и скорби прот. Владислав Свешников
- Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них прот. В. Мордасов
- Причины скорбей Н.Е. Пестов
- Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь
- Молитвы в скорбях и искушениях творимые
Ско́рби —
1) (ед. ч.) внутреннее чувство, характеризуемое как глубокая печаль;
2) (мн. ч.) аскетическое понятие, сближающееся по смыслу с понятием Божественного наказания или действия воспитательного характера, осуществляемого в рамках Божественного Промысла.
Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?
Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо (Деян.14:22). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? — Отнюдь нет.
Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием (Пс.117:15).
Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» (Лк.1:28) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости (Ин.15:11). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.
Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?
С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» (Ин.16:20).
С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?
Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.
По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души (Рим.5:3-6). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить (1Пет.4:1), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.
Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.
Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?
Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.
Цитаты о скорбях
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Ин.16:33.
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых».
Рим.5:3-6.
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Деян.14:22
«Скорби учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому — слава Богу за все!»
архимандрит Иоанн Крестьянкин
«Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией».
преподобный Силуан Афонский
- 11 тыс. 0
-
0 -
- С
Как преодолеть скорби: советы пяти святых отцов
Зачем нам посылаются скорби? Что делать, если душу терзают тревоги и печали? И как преодолеть горе? Предлагаем Вам советы пяти святых отцов, на примере собственной жизни знакомых со словом «скорбь».
Макарий Египетский
Макарий Египетский
«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»
Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.
Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.
Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.
Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.
Ефрем Сирин
Ефрем Сирин
«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую»
Христианский богослов IV века удивлял образованностью и глубиной ума даже Василия Великого. Он проникал в сущность духовной природы человеческих проблем и дал верующим советы по преодолению скорбей «на века».
Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.
Преподобный напоминает о понятии крестоношения, приводя пример Христа и призывая следовать за Ним. Если мы идем за Богом, помня его путь, то как мы можем переживать о своих проблемах?
Быть задетым колким словом острого человека совсем не страшно, уверяет Ефрем Сирин. Другое дело, что реакция на такую скорбь, обида или ожесточение, омрачает душу злопамятством и ведет к потере возможности извлечь из скорбной ситуации духовную пользу.
Перенесение скорбей, которые приходят от дьявола, делает человека более стойким. А вот постоянный ропот на их появление создает лазейку для лукавого, и лишь умножает несчастье.
Земная жизнь выступает для нас местом обучения перед жизнью вечной. Грех особенно заметен в экстремальных ситуациях и вне зоны комфорта. Страдающий человек открывает свое истинное лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь дает возможность увидеть себя настоящего, провести самоанализ, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня.
Но Ефрем Сирин предупреждает, что христианам не стоит демонстрировать свои скорби как элемент превосходства или средство манипуляции. Нам знакома ситуация, когда рассказывая о своих бедах, один человек пытается убедить ближнего в своей исключительности. Каждому Бог посылает скорби по силам. Не стоит делать это предметом гордости. Тогда скорби точно будут напрасными, а не ради Бога.
Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст
«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»
Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.
Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.
Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.
Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.
Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.
Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.
О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.
Нил Синайский
Нил Синайский
«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»
Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.
Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.
Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.
Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.
Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.
Игнатий Брянчанинов
Игнатий Брянчанинов
«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»
Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.
В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.
Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.
К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.
Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.
Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.
Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют, они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности. Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.
Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.
Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:
Покровский женский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь
Свято-Данилов монастырь
Свято-Пантелеимоновский женский монастырь
Введенский Владычный монастырь
Варвара Степанова
Старообрядка, писатель, иногда гонзо-журналист. Между Симбирском и Буэнос-Айресом. Текст – редакции, эмоции – читателю, нервы – поклоннику, честь – никому.
Отцы Церкви О искушениях, печали и отчаянии
Из писаний преподобного Исаака Сирина
* Как брови сближаются, так и искушения близки человекам. Домостроительство Божие было так, с премудростью, чтобы получить пользу, а именно через стук настойчиво, по причине скорбей, в дверь милосердия Божия и войти в ум ваш, по причине страха тяжких событий, семя памяти Божией, чтобы вы могли приступить к Нему с мольбами и освятить сердце ваше непрестанным воспоминанием о Нем. И пока вы просите Его, Он будет слушать.
* Человек, идущий дорогой Божией, должен благодарить Его за все скорби, с которыми он сталкивается, и обличать и бесчестить нерадивого себя, и знать, что любящий и заботящийся о нем Господь не допустил бы скорбей случается разбудить его разум, если бы он как-то не был небрежен. Бог, может быть, допустил некоторую печаль, потому что человек возгордился, и потому он должен понять и дать ему не смущаться, а найти причину в себе самом, чтобы скорбь не удваивалась, а именно страдала и не желала лечиться. «В Боге, источнике справедливости, нет несправедливости». Пусть мы не думаем иначе.
* Не избегай скорбей, ибо помогая ими, хорошо познаешь истину и любовь Божию. И не бойтесь искушений (негативных переживаний), ибо через них вы открываете сокровища. Молись, чтобы не впасть тебе в искушения духовные, а о телесных приготовься встречать их всеми силами, ибо без них к Богу не приблизишься. Через них приходит божественный покой. Кто избегает телесных искушений, тот избегает добродетели.
* Без искушений не проявляется промысел Божий о человеке, и невозможно без них получить дерзновение в Боге и научиться премудрости Святого Духа и тем более не удастся заякорить божественную любовь в Ваша душа. Перед приходом искушений человек молится Богу как странник. С того момента, однако, как он вступает в искушения из любви к Богу и не меняет мнения, скажем, у него есть долг Бога по отношению к нему, и Бог считает его истинным другом. Ибо он сражался и победил врага, чтобы исполнить волю Божию.
* Бог не дает большой благодати, если ей не предшествует большое искушение. Ибо по тяжести искушений благодати были назначены мудростью Божией, которой люди обычно не понимают. Мерою великих скорбей, которые посылает вам Промысел Божий, понимаете великую ценность, которую дарует вам Его великодушие. Ибо в соответствии с печалью, которую вы испытываете, вы получите утешение.
* Если вы спросите меня, в чем причина всех этих (искушений), я отвечу вам: ваша небрежность, ибо вы не удосужились найти лекарство. Лекарство от всех одно, и с ним душа человека тотчас же находит утешение, которого жаждет. Но какое лекарство? «Это смирение сердца». Без него невозможно разрушить забор соблазнов. Наоборот, вы обнаружите, что искушения становятся сильнее и ослабляют вас.
* По степени смирения Бог дает силы переносить бедствия. И по мере терпения твоего тяжесть печалей твоих становится легкой, и так ты утешаешься. И по мере того, как вы утешаетесь, возрастает и ваша любовь к Богу. И насколько ты любишь Бога, тем большую дарует тебе радость Святого Духа. Наш сострадательный Бог, желая довести до конца искушение Своих истинных детей, не берет, а вместо этого дает им силу выстоять. «Все эти дары (утешение, любовь, радость) приобретают подвизающиеся как плод своего терпения», чтобы их души достигли совершенства. Желаю, чтобы наш Христос и Бог удостаивали нас Своей благодатью переносить горечь искушений за Его любовь и с благодарностью сердца нашего. Аминь.
* Святые действительно доказывают свою любовь к Богу своими страданиями во имя Его. Когда, например, Он посылает им скорби, не удаляясь, однако, от них, ибо любит их. Благодаря этой страдающей любви их сердце обретает дерзновение, чтобы они могли свободно и с уверенностью приблизиться к Нему, что их мольбы будут услышаны и исполнены. Сила молитвы, имеющей дерзновение, велика. Вот почему Он позволяет Своим святым переживать всякую скорбь и приобретать опыт и быть уверенными в Его помощи и в том, как много Он дает и заботится о них. Так они приобретают мудрость и благоразумие от искушений, чтобы не сделаться нерадивыми, чтобы не лишиться духовного подвижничества и в добре, и во зле, и таким образом получить через свои испытания познание всего, что им нужно. Ибо иначе они будут сметены невежеством и станут посмешищем бесовским. Ибо если бы они упражнялись только в добром и не имели опыта борьбы со злом, то пошли бы на войну совершенно неподготовленными.
* Человек не может вкусить и оценить добро, если предварительно не испытал горечи искушений.
* Люди приходят к истинному познанию, когда Бог лишает их Своей силы и заставляет сопереживать человеческую слабость и трудности, вызываемые искушениями, коварство врага, и с каким противником им предстоит бороться и сколько они продвинулись и преуспели в добродетели, и что без силы Божией они слабы ко всякой страсти. Бог делает это для того, чтобы они получили от всех этих отрицательных опытов истинное смирение, и приблизились к Нему, и ждали Его верной помощи, и молились с терпением. Так где же они могли всему этому научиться, как не на опыте многих скорбей, которые Он попускает им испытать? Ибо таким путем через эти скорби обретается твердая вера, в то время как он уверен в божественной помощи, которую он много раз получает во время своих борений.
* борцов , таким образом, искушены, чтобы они могли увеличить свое духовное богатство; небрежных хотя бы для того, чтобы защитить себя от всего, что причиняет им боль; дремлющих , чтобы их можно было разбудить; далеких , чтобы они могли приблизиться к Богу; и друзей Бога, чтобы они могли смело войти в Его святую обитель. Неопытный в жизни сын не может управлять богатством отца и помогать ему. Для этого вначале Бог посылает Своим детям трудности и невзгоды, а затем открывает Свои дары. Как маленькие дети пугаются страшных зрелищ и бегут, хватаясь за одежду родителей и прося их помощи, так и душа; чем более огорчен и опечален страхом перед искушением, тем более он бежит и прилепляется к Богу и умоляет Его непрестанными молениями. И по мере того, как искушения падают на него одно за другим, тем больше он молится. Однако, когда они останавливаются и оно восстанавливает свой комфорт, обычно оно теряет связь с реальностью и отдаляется от Бога.
* Печали и опасности убивают чувственность, а веселье и равнодушие питают ее. Потому и Бог, и святые ангелы радуются нашим скорбям, а диавол и его сообщники радуются, когда мы ленимся и веселимся.
* Оставь свои заботы Богу и во всех своих трудностях суди себя, ибо ты, ты сам, причина всего.
* Все грустные случаи и печали будут мучить нас вдвойне, если у нас нет терпения. Ибо терпением человек отвращает горечь скорбей, а малодушие рождает отчаяние ада. Терпение — мать утешения; это духовная сила, рожденная широким сердцем. Трудно человеку найти эту силу во время скорбей, если в нем нет божественной благодати, которую он обретает настойчивыми молитвами и со слезами.
Из писаний св. Марка Подвижника
* Печали приносят человеку добро, а суета и удовольствия — зло.
* Обвинения людей вызывают печаль в сердце, но становятся причиной решимости тому, кто упорствует.
* Если случайно кто-то причинил тебе вред, обвинил и преследовал, не думай о настоящем, а смотри в будущее. Тогда ты увидишь, что они принесли добро не только в этой жизни, но и в будущей, и без конца.
* Как горькие лекарства полезны больным людям, так они полезны и дурным людям, из которых некоторые приводят к здоровой душе; а других болезнь подготавливает к покаянию.
* Все печали, которые случаются в этой временной жизни, сравни их с благами вечной жизни, и ты не окажешься нерадивым в борьбе этой жизни.
* Кто сознательно избегает скорбей за правду, вольно или невольно, тот много пострадает от Божественного Промысла.
* Терпение — великая добродетель во время различных испытаний, которые нас ждут, и параллельно наша любовь к тем, кто нас ненавидит.
* Добродетель без печали неиспытана, ибо рождена без печали.
* В скорбях покоится Бог, в утешениях диавол, являющийся причиной всех зол. Искушения всегда благотворны, достаточно стойко их переносить и славить Бога.
* Терпением и молитвой избегайте искушений. Если вы хотите противостоять искушению без них, оно вернется к вам гораздо сильнее.
Из писаний старца Епифания Феодоропулоса
* События, которые сейчас представляются как бедствия, впоследствии доказывают Божие благословение.
* Если бы не было печалей, мы бы не искали рая.
* Мы должны принимать печали, как мы принимаем страдания после операции, чтобы восстановить свое здоровье. Трудности смиряют человека, и чем более он становится смиренным, тем ближе он приближается к Богу.
* В великих скорбях только Бог может утешить нас. Для этого лучше всего молитва, а не столько слова утешения.
* Вопрос : Старейшина, почему Бог позволяет праведным и добродетельным людям страдать от ужасных болезней?
Ответ : Чтобы они очистились от малейших следов страстей и получили больший венец на небесах. Кроме того, поскольку Он попустил Своему возлюбленному Сыну пострадать и умереть на Кресте, что уж говорить о людях, которые, как бы они ни были святы, несут на себе грязь и пятна от греха?
* Величайший аскетизм состоит в том, чтобы без стенания переносить все, что встретится нам на пути в этой долине слез. Претерпевший до конца спасен.
* Терпеливо терпя скорби, ты свидетельствуешь о своей верности Христу, о своей преданности Спасителю и о своей любви к Воскресшему из мертвых и призывающему нас приблизиться к Нему.
* Ни при каких обстоятельствах не позволяйте горю захлестнуть вас. Депрессия — это палач, притупляющий духовное усилие, необходимое для стяжания Святого Духа в сердце. Депрессивный человек теряет способность молиться и умирает для духовной борьбы.
* С полным упованием воскликнем и проживем [призыв Божественной Литургии]: «Себя и друг друга и все жизни наши Христу Богу предаем».
Из сочинений старца Иеронима Эгинского
* Доверим Богу нашу жизнь, и да будет она так, как Он хочет. Каким бы ни был для нас результат, он нам во благо. Ибо Бог хочет не гибели человека, а его спасения. Не нужно отчаиваться, а нужно иметь мужество и надежду на Бога. Отчаяние — это неверие. Тот, кто искренне верит в Бога, никогда не отчаивается. Вы отчаиваетесь, потому что не верите в силу Бога, Который правит всем.
* Без Бога мы ничего не можем сделать. Чрезмерная скорбь и отчаяние исходят от искусителя… Всегда говори: «Да будет воля Твоя». Имейте в гостях радость и печаль, но не отчаивайтесь. Сколько бы печалей ни принес лукавый, говори: «У меня есть мой Христос». Он был распят за меня и любит меня».
* Когда у вас сложное дело, вы передаете его юристу; и вы не говорите, он говорит за вас. Так и сейчас. Доверьте то, что вас беспокоит, Богу, и Он возьмет это на себя. Беги к нашему Христу, умоляй Его дать тебе силу, не отчаивайся. Ты работа Его рук. Он поможет вам.
Отцы-пустынники о неудовлетворенности и печали — Центр баптистского обновления
Джозеф Рея
Изучение исторического христианства может дать не только богословские и литургические сокровища, но и понимание верной жизни во Христе. Тема этой статьи — плод христианских размышлений о форме греха под названием acedia , которая, хотя у нас и нет точного английского перевода, представляет собой не только древнюю, но и современную проблему. Древнехристианские духовные писания предлагают нам как способы разглядеть в себе этот грех, так и советы, как с ним бороться.
Аседия в пустыне Отцы, Аквинский, Данте и Чосер
Грех, переведенный как лень, предполагает внешнюю лень, как лежащий на спине малыш в неубранной комнате или человек, образующий медленную химическую связь со своим диваном. Но первоначальный термин, acedia (произносится как uh-SEE-dee-a , от ἀκηδία, «недостаток заботы»), является более коварным и более опасным. Acedia — это внутреннее беспокойство и неудовлетворенность условиями, которые должны вызывать благодарность или любовь.
Отец-пустынник Евагрий, живший в четвертом веке, первый известный нам человек, давший определение греху, писал:
[Ацедия, которую Евагрий олицетворяет как демона] создает впечатление, что солнце движется медленно или вообще не движется, и что сутки кажутся пятидесятичасовыми. Затем он заставляет монаха постоянно смотреть в окна, выпрыгивать из келлии, смотреть на солнце, чтобы увидеть, далеко ли от девятого часа, смотреть то туда, то сюда… И далее внушает ему неприязнь к место и за само его состояние жизни, за ручной труд, а также мысль о том, что из среды братьев исчезла любовь и некому его утешить.
Ацедия начинается с внутреннего недовольства: глубокой неудовлетворенности жизнью. В описании Евагрия монах под acedia ненавидит свои обязанности, мечтает о разных обязанностях и презирает свою общину. Фома Аквинский называл это «печалью о Божественном благе, о котором радуется милосердие» (Сумма II.II Q.35). Данте определил свои « accidiosi » так:
Мы были грустны
в сладком воздухе, что радуется солнцу,
несли в себе темный дым лени [accidio] (от Inferno Canto VII)
Acedia отличается от здоровой печали тем, что, как писал Фома Аквинский, печаль о «добре, которому радуется милосердие» — что она печалится о вещах, которые должны вызывать благодарность или любовь. Пастор в «Кентерберийских рассказах» говорит: «Зависть и гнев вызывают горечь в сердце, а эта горечь — мать acedia, и отнимает у [человека] любовь ко всякому добру».
В общем, acedia:
Начинается с беспокойной неблагодарности по отношению к хорошим вещам в моей жизни
Заставляет меня возмущаться или отчаиваться по поводу благ моей жизни, как ее радостей, так и ее обязанностей
Заставляет меня оторваться от моей реальной жизни либо из-за медлительности, либо из-за бесполезной деятельности
A Современная болезнь
В то время как термин «acedia» был утерян при переводе из современного словаря, сам грех широко встречается в нашем опыте. Например:
Подросток преодолевает трудности в школе, проводя все больше и больше времени за видеоиграми, что еще больше ухудшает его оценки
Жена становится все более неудовлетворенной своим домом и браком, чем больше времени она проводит в Instagram или Pinterest, но не перестает пользоваться приложениями
Пастор проводит час в день, просматривая Twitter, но никогда не молится на работе
У каждого из них проявляются симптомы acedia: неблагодарность по отношению к дарованным Богом благам. Обида и отчаяние. Отрыв от реальности. Ацедия делает нашу реальную жизнь — жизнь, данную нам, нашей семье, церкви, соседям и работе — бесполезной или, как следует из цитаты Евагрия, даже злой. Из этого корня могут вырасти такие разнообразные современные проблемы, как растущие измены и разводы, «неудачные запуски», «смерти от безысходности» и даже радикализация в сторону насильственных идеологий.
Я использовал экранные примеры для описания современной acedia не потому, что эти вещи вызывают acedia, а потому, что они способствуют ей. Социальные сети и вездесущие экраны использовали и усугубляли acedia, но тот факт, что она была известна в средневековых монашеских общинах, показывает, что социальные сети не вызывают ее. Это человеческая проблема.
Грех бездействия
Вдумчивый баптист должен поставить один вопрос против этого определения: как определение этого греха основано на Писании? Похоть, гнев, гордыня и зависть прямо названы и осуждены в Библии; ацедии нет.
Однако обратите внимание на следующие отрывки:
Тогда они презрели прекрасную землю,
не веря в его обещание.
Возроптали в шатрах своих,
и не слушались гласа Господа. (Псалом 105:24-25)
Несмотря на то, что они находились в «прекрасной земле» Ханаана, израильтяне презирали ее и «роптали» в своих шатрах на благость Бога. Этот маленький ропот был семенем идолопоклонства и бунта, из-за которого евреи не могли попасть в Землю Обетованную на 40 лет! Это семя acedia.
Ибо, даже когда мы были с вами, мы давали вам такую заповедь: если кто не хочет работать, пусть не ест. Ибо мы слышим, что некоторые из вас ходят праздно, не заняты делами, но суетливы. Таким людям мы повелеваем и ободряем в Господе Иисусе Христе спокойно выполнять свою работу и зарабатывать себе на жизнь. (2 Фессалоникийцам 3:10-12)
Плоское предостережение Павла против лени и «занятости» — сплетников, людей, которые вместо настоящей работы делают фальшивую «работу» — против одного плода acedia. Acedia уводит нас от настоящего добра в реальном мире.
Любите друг друга братской любовью. Превзойдите друг друга в проявлении чести. В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите. Радуйтесь в надежде, будьте терпеливы в скорби, будьте постоянны в молитве. Содействуйте нуждам святых и стремитесь проявить гостеприимство. (Римлянам 12:10-13)
Павел противопоставляет любовь, служение и радость «ленивости в усердии». Acedia — это высший «грех бездействия», мешающий нам любить, почитать, служить и поклоняться с усердием. Человек, поглощенный неблагодарностью или обидой, не будет любящим, молитвенным или терпеливым.
Работа с Acedia
В эпизоде подкаста Table Audio с Кэтлин Норрис, автором книги об acedia, Эван Роза обсуждает несколько древних и средневековых рекомендаций по борьбе с грехом. Обобщая и синтезируя их, мы видим:
1. Плач
От Розы:
Мать-пустыня Амма Синклетика предлагает плакать. Хотя в этом нет ничего сентиментального — это просто о горе. Acedia угрожает отнять у вас способность скорбеть о вещах, которые имеют значение: о ваших собственных поступках и характере, о страданиях и слабостях ваших ближних. Она рекомендует этот вид скорби как средство сохранить вашу целеустремленность в духовном формировании.
Ацедия заменяет нашу способность даже нормально горевать смутной тупостью. Культивирование истинной скорби, искренней скорби посредством практики скорби вновь вовлекает нас в мир. Есть «важные вещи», которые заслуживают печали, например, наш собственный грех или нужды других; оплакивать их — это библейский целенаправленный ответ, который воссоединяет нас с Богом и с потенциальными возможностями любить.