Святыни суздаля и владимира: Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово / Православие.Ru
Содержание
Святыни — Свято-Покровский Суздальский женский монастырь
Святыня Покровской обители – мощи преподобной Софии Суздальской
Прп. София Суздальская, в миру великая княгиня московская Соломония Юрьевна Сабурова, первая супруга Василия III, подвизалась в Покровском монастыре 17 лет. Постриг был принят ею в московском Богородице-Рождественском монастыре в 1525 году.
Канонизация подвижницы была совершена в середине XVII века по благословению Святейшего патриарха Иосифа.
Обретение мощей прп. Софии совершилось 14 августа 1995 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мощи были перенесены в Покровский собор и установлены на солее.
В 2007 году память прп. Софии была вынесена на всецерковный уровень почитания.
В 2015 году в подклете-усыпальнице Покровского собора обители митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил освящение храма в честь прп. Софии. В этом храме в наше время сохраняется место погребения святой подвижницы после кончины, последовавшей в 1542 году.
В наше время в честь прп. Софии Суздальской освящены храмы в г. Кемерово, в г. Шахты Ростовской области, в поселке Кубанский Новопокровского района Краснодарского края.
Дни памяти прп. Софии Суздальской
16 / 29 декабря – день кончины (1542)
1 / 14 августа – обретение честных мощей (1995)
Помощь по молитвам прп. Софии Суздальской
1602 г.
1 августа исцелилась княгини Александры Ногтевой девица Анна, шесть лет страдавшая слепотой.
1609 г.
Своим грозным явлением прп. София прогнала от стен Покровского монастыря пана Лисовского, польского предводителя, намеревавшегося разграбить обитель, и поразила его тяжким недугом.
1610 г.
1 августа исцелилась жена священника Покровского монастыря Дарья, бывшая в расслаблении, «ни чем не владела».
1 августа исцелилась жительница деревни Глазово Феодосия, страдавшая слепотой полтора года.
1 августа исцелился крестьянин суздальского Васильевского монастыря Федор, «не видел очима два года».
1646 г.
10 мая исцелилась девица Иулиания из села Васильково, вотчины владимирского Рождественского монастыря, бывшая в расслаблении ума пять лет, не узнавала людей и билась, «и от того часа бысть здрава и в разуме своем по прежнему».
8 октября получила исцеление девица Ирина из села Васильково, вотчины Рождественского монастыря, лежавшая в расслаблении четыре года, «ни чем не владела».
1647 г.
16 апреля получила исцеление монахиня суздальского Александровского монастыря Феодора, «не видела очима десять недель, и бысть здрава якоже и прежде».
19 мая исцелилась Гликерия Афанасьева из села Иванского Суздальского уезда, не владевшая правой рукой двадцать недель.
11 июня исцелился сын Василия Иванчушина, служившего при Покровском монастыре, четырехлетний младенец Иван, страдавший слепотой полтора года.
21 июня исцелилась младенец Параскева, дочь суздальского «оконнишнаго мастера» Никона, «очима не видела год».
11 июля исцелилась девица Иулитта из села Кидекши, вотчины нижегородского Печерского монастыря, «не слышала ушима два года, и от того числа бысть здрава».
14 июля исцелился крестьянин Матфей Силвестров из деревни Телепнихи Суздальского уезда дворцовой Лопатницкой волости, «был в забвении ума девять недель, одержим страхом, людей не знал и бегал, и от того числа бысть здрав».
1648 г.
2 октября исцелилась девица Феврония, дочь Прокопия Молвянинова, из Суздаля, лежала в расслаблении целый год.
1649 г.
10 апреля после усердной молитвы у гроба прп. Софии исцелилась клиросная монахиня Покровского монастыря Александра Трусова, не видевшая шесть дней.
22 июня исцелилась отроковица Анна, дочь крестьянина Терентия Емельянова из села Иванского Суздальского уезда, «не слышала ушима полтретья года, и шел из ушей гной и черви, и от того числа бысть здрава и отъиде в дом с материю своею радуяся».
22 июня исцелился крестьянин Косьма Леонтьев из деревни Башарихи Суздальского уезда, «не слышал ушима от Филиппова поста».
1653 г.
26 декабря исцелилась крестьянка Кобыганского монастыря в Суздальском уезде Ирина Федорова, полтора года находилась в расслаблении.
1654 г.
21 января исцелился крестьянин села Лучинского Юрьевского уезда Иеремия Георгиев, «немоществовал главою, сна не имел день и нощь, явилася ему преподобная София во сне тонце и от той болезни исцели».
23 марта исцелились крестьяне Самсон и Федор из деревни Митриково, вотчины суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, «были в забвении ума и немоществовали тою скорбию десять недель».
1657 г.
24 ноября исцелилась по молитвам преп. Софии послушница девица Марфа, потеряла зрение и страдала два дня.
1917 г.
Заблудившейся в лесу девице Александре Крыловой из деревни Самушино Суздальского уезда преп. София своим чудесным явлением указала дорогу к дому.
1993 г.
По молитвам сестер монастыря ко преп. Софии быстро был найден вор, совершивший кражу в храме обители. Во время следствия он заявил, что, находясь один ночью в алтаре, услышал человеческие вздохи, которые исходили со стороны гробницы прп. Софии и которые его сильно напугали, заставив бежать.
1995 г.
14 августа, в день обретения мощей преп. Софии, исцелилась младенец Елена М. из Иваново, страдавшая кожным заболеванием.
1996 г.
17 марта во время молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Наталья Р. из Владимира, более тринадцати лет страдавшая гинекологическим заболеванием.
У Натальи Ф., жительницы города Новокуйбышевска Самарской области, детей в браке не было восемь лет, врачи диагностировали бесплодие. Во сне она видела преп. Софию, которая сказала: «Так как ты очень просишь ребенка, то получишь просимое». 20 ноября у нее родилась дочь Ксения.
29 декабря, в день памяти преп. Софии, в Покровском монастыре приносили покаяние около шестидесяти человек, которые вернулись в лоно Русской Православной Церкви из суздальского раскола.
1999 г.
30 сентября после регулярного помазывания святым маслом от мощей преп. Софии исцелилась жительница г. Сумы Ксения, страдавшая беснованием.
2001 г.
После долгих и усердных молитв ко преп. Софии Ирины К. из города Одинцово Московской области в семье родилась дочка, которую по обету назвали Софией в честь преп. Софии Суздальской.
2002 г.
После посещения Покровского монастыря и молитв ко преп. Софии от онкологического заболевания исцелилась Галина Б. из Тюмени. Во сне до этого она трижды видела икону преп. Софии, от которой, как она поняла, получит помощь.
2003 г.
После помазывания святым маслом от мощей преп. Софии получила помощь от инсульта и быстро пошла на поправку жительница Иваново Валентина З.
28 июля в семье Александра В. из города Петушки Владимирской области после трехлетних молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочь, которую назвали Софией.
2004 г.
После молитв у мощей преп. Софии житель Москвы А., страдавший от сильных болей при радикулите, получил облегчение; а после регулярного помазывания святым маслом от мощей боли окончательно исчезли.
26 августа после молитв ко преп. Софии Любови К. из Москвы у нее, несмотря на поздний возраст и проблемы со здоровьем, о которых предупреждали врачи, родилась здоровая девочка, которую по обету назвали Софией.
2006 г.
После молитвы у мощей преп. Софии исцелилась пятилетняя девочка, приехавшая с мамой из Владимира; девочка страдала частой и беспричинной плаксивостью, что вызывало опасения заботливых и любящих родителей.
В мае после молитв у мощей преп. Софии исцелилась младенец София Ч. из Москвы, страдавшая болезнью суставов (ревматоидный артрит).
12 октября у жительницы Нижнего Новгорода Пелагии, которая, по заключению врачей, не могла иметь детей, но которая не теряла надежды на помощь преп. Софии, родился сын Михаил.
2007 г.
После посещения монастыря и молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Юлия У. из Москвы, у которой было кожное заболевание на руках (дерматит), из-за чего она не могла работать.
Исцелилась от кожного аллергического заболевания жительница Владимира Анна К.
2008 г.
8 февраля после пятидневных молитв в монастырском храме с чтением акафиста прп. Софии исцелилась жительница Москвы Татьяна, страдавшая от грыжи позвоночника.
8 июля исцелилась Алевтина М. из Москвы, страдавшая гинекологическим заболеванием.
2013 г.
После долгих молитв ко преп. Софии у Марии Л., десять лет не имевшей в браке детей, родилась дочь Елизавета.
Жительница Москвы Наталья К. после молитв у мощей преп. Софии получила помощь, избавившись от болей при гинекологическом заболевании.
После молитв ко преп. Софии Нины Г. из города Мытищи Московской области за сына и его супругу, шесть лет не имевших в браке детей, в их семье родилась дочь Александра, а через два года – дочь Анастасия.
2014 г.
Исцелилась от бесплодия жительница Казани Анна П., восемь лет не имевшая в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии в семье родилась дочка.
После молитв ко преп. Софии Димитрия Д. из Белоруссии, отбывавшего наказание, его семья сохранилась от распада.
После молитв ко преп. Софии Сусанны С. из г. Джексонвилл (США) у ее 37-летней дочери, не имевшей в браке детей, родился сын, при этом отпала необходимость в операции для устранения причин бесплодия, которая уже была назначена врачами.
После молитв ко преп. Софии жительницы Москвы Марии, у которой врачи диагностировали бесплодие, в семье родилась дочь София.
2015 г.
3 октября во время переноса мощей преп. Софии из летнего в зимний храм получила помощь жительница села Цибеево Суздальского района Татиана, которая сильно страдала от болей в спине.
У Ольги Б., в течение трех лет не имевшей в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась двойня, две девочки.
2016 г.
30 июня по молитвам ко преп. Софии супругов Сергея и Ирины Х. из Ульяновска в семье родилась дочь, которую назвали Софией.
После посещения монастыря и молитв у мощей преп. Софии у супругов Вячеслава и Юлии, которые приехали из Финляндии, легко разрешились вопросы с покупкой жилья для всей семьи.
У Марины из города Владимира, не имевшей в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии родился долгожданный ребенок.
После того, как у иконы прп. Софии в Покровском соборе родственниками было оставлено молитвенное прошение за престарелую бабушку Тамару, атеистку, имевшую сварливый характер, бабушка пожелала исповедаться и причаститься, намного спокойнее стал и ее характер, что удивило родственников.
В семье супругов З. из Москвы рождались только мальчики, но родители хотели иметь дочку. После молитв у мощей преп. Софии в семье родилась долгожданная девочка, которую назвали Верой.
В семье Дмитрия и Юлии из Москвы долго не было детей, после молитв ко преп. Софии в семье родился ребенок.
У супругов Антона и Марии из Москвы, не имевших в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочка София.
После молитв у мощей преп. Софии в семье Владимира и Марии из Иваново наладились отношения и, несмотря на диагностирование у супруги бесплодия, в семье, к удивлению врачей, родился сын Владимир.
2017 г.
13 января у Евгения и Натальи из Софьинского сельского поселения Раменского района Московской области, не имевших два года в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась дочь София.
23 июня после молитв у мощей прп. Софии разрешилась семейная проблема: взрослый сын после пятилетнего молчания пригласил родителей на день рождения своей маленькой дочки, которую бабушка и дедушка еще не видели.
2018 г.
Исцелилась жительница Суздаля Нина Б., страдавшая отслоением сетчатки обоих глаз.
2019 г.
Врачи подозревали онкологическое заболевание у Ольги Ф. из поселка Никологоры Владимирской области. Сильное беспокойство, мучившее ее, ушло после молитв у мощей преп. Софии, она ясно почувствовала внутри мир и успокоение. После удаления образований и проведения медицинских обследований подозрения на онкологию не подтвердились.
Частицы мощей в храмах обители
Святителя Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона и Димитрия Солунского, святителей Луки
Крымского, Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), блаженной Матроны Московской,
преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского,
Илии Муромца, Нестора Летописца, Петра и Февронии Муромских, Киево-Печерских преподобных отцов, Оптинских
старцев, святых новомучеников
© Свято-Покровский женский монастырь г. Суздаля
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Покровский монастырь в Суздале — подробная информация с фото
Видео: Покровский монастырь в Суздале
youtube.com/embed/zTYqxsEr7AE» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»/>
История Покровского монастыря
Согласно сказаниям, когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю. Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет. Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь. Все постройки были выполнены из дерева и в дальнейшем неоднократно переделывались.
Жизнь в монастыре оживилась, когда в XV веке неподалеку от его стен проложили дорогу на Москву. Нынешний архитектурный ансамбль сложился в XVI столетии. Этот период связан с драматическими событиями в семье царя Василия III, который решился пойти на неслыханное нарушение церковных правил и развестись с супругой Соломонией Сабуровой, обвиняя ее в бесплодии. Выбранная из 500 невест представительница древнего боярского рода за 20 лет брака не родила детей, за что была сослана в стены Покровской обители.
В 1551 году Зачатьевская церковь на территории храмового комплекса была перестроена в камне. Работы финансировались Иваном Грозным, решившим почтить таким образом память дочери Анны. В XVII веке сюда же были пристроены апсида и поварня, продолжено возведение ограды, заложенной еще в XVI веке.
В 1923 году в связи с приходом к власти большевиков богатства Покровского монастыря были раскрадены, а сам храмовый комплекс – закрыт. В 1933-1936 годах на территории обители работала секретная лаборатория тюремного типа, которую в народе называли «шарашкой». Здесь над разработкой биологического оружия трудились опальные ученые. Уже в 1934 году объект передали Институту биохимии РККА. В 1935 году заключенные здесь микробиологи Б. Я. Эльберт и Н. А. Нагайский создали первую эффективную сыворотку против туляремии.
В период 1950-1960-х годов Покровский монастырь подвергся капитальной реставрации, вернувшей ему облик XVI века, и превратился в музей. Но уже в 1970-1980-е обитель переделали под гостиничный комплекс, выстроив отдельные деревянные домики для постояльцев. В зданиях монастыря открыли ресторан и бар, а главный храм переоборудовали под концертный зал.
Духовная жизнь возродилась в обители только в 1992 году. Последние постройки перешли в собственность храмового комплекса недавно в качестве подарка от частного лица. 11 деревянных изб длительное время использовались для сдачи туристам («Гостиница Покровская»), но в 2008 году были переделаны под кельи монахинь и приют для девочек.
Сегодня все постройки Покровского монастыря охраняются ЮНЕСКО. Интересно, что пруд, который находится с правой стороны от входа в обитель, получил известность благодаря фильму «Женитьба Бальзаминова».
Соломония Сабурова – первая узница Покровского монастыря
Наиболее громкой историей, связанной с Покровским монастырем в Суздале, стало заключение здесь Соломонии Сабуровой. Этот инцидент положил начало жестокой традиции ссылки в обитель неугодных жен и дочерей, волей судьбы оказавшихся вовлеченными в политические интриги.
Вознамерившись жениться на литовской княгине Елене Глинской, Василий III начал финансировать монастырь, подготавливая место для пожизненного заключения первой супруги. На его деньги деревянный собор и Святые врата перестроили в камне, возвели ограду и кельи, не сохранившиеся до наших дней. Согласно сказаниям, царица сопротивлялась решению мужа и даже растоптала ногами поднесенный ей монашеский куколь, воскликнув, что Бог не оставит такую несправедливость без возмездия.
В 1505 году Соломонию Сабурову разместили в Покровском монастыре под именем инокини Софии. Это решение вызвало возмущение патриархов, осудивших поступок царя. Уладить ситуацию Василий III сумел только интригами и крупными пожертвованиями. Так, по его воле митрополит Варлаам был лишен сана, что стало беспрецедентным событием в истории Руси.
Иерусалимский патриарх Марк заявил, что несправедливость правителя будет отомщена – в новом браке родится «злое чадо», превосходящее по жестокости предыдущих правителей. Можно говорить, что предсказание сбылось, поскольку через 4 года Елена Глинская стала матерью Ивана IV, получившего прозвище Грозный.
Считается, что на момент заключения Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Опасаясь за жизнь царевича, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками, которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.
В пользу данной версии говорят результаты археологических исследований А. Д. Варганова. В 1935 году ученый вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом. Не исключено, что с помощью фальшивых похорон царица хотела доказать свою возможность иметь детей и пристыдить жестокого мужа, но эта тайна так и осталась нераскрытой. Экспозиция, посвященная данной теме, представлена в Суздальском кремле.
Соломония была похоронена здесь же. Рака с ее мощами установлена в Покровском храме справа от входа. В 1650 году царица была канонизирована и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей, излечении от бесплодия. Благодаря этому в Покровский монастырь ежегодно приезжают сотни верующих, что обеспечивает процветание обители на протяжении веков. Говорят, что сам Иван Грозный специально приезжал в Суздаль, дабы возложить на гроб Сабуровой пелену, пошитую его женой Анастасией.
В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители, в их числе: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая (жены Владимира Старицкого) и многие другие. Имена и места упокоения можно увидеть в большом склепе, устроенном в подвальном помещении главного храма.
Основные святыни Покровского монастыря
- Мощи Софии Суздальской.
- Икона целителя Пантелеймона.
- Лик святых Петра и Февронии.
- Икона Луки Крымского.
- Лик Николая Чудотворца.
- Икона Матроны Московской.
Большинство святынь содержит частицы мощей праведников.
Главные элементы храмового комплекса
Свято-Покровский женский монастырь производит впечатление чистого, светлого, благостного места. В архитектуре белокаменного комплекса нашли свое место как древнерусские, так и западноевропейские элементы.
Покровский собор
Покровский собор – это основное здание монастыря, построенное в период 1510-1514 годов на месте более древней деревянной церкви. Массивная постройка, соответствующая архитектурным канонам того времени, является центром храмового комплекса. Четырехстолпный собор возведен на высоком цокольном этаже и окружен двухэтажной галереей. С северо-запада и юго-запада оборудовано два широких крыльца с крытыми лестницами.
С восточной стороны пристроена алтарная часть на три апсиды, которые разделены гладкими колоннами со сложным резным рисунком. Дополнительным украшением являются высокие узкие окна, визуально вытягивающие сооружение. Стены церкви обнесены килевидными сводами, а три основных барабана украшены шлемовидными позолоченными полусферами. Дополнительной декоративной деталью являются глубокие порталы с яркими резными дыньками.
Изначально интерьер собора был аскетичен: белые стены, черный керамический пол. Этот эффектный контраст дополнялся иконами и художественным шитьем местных монахинь. В нижней части стен предусмотрены ниши «печуры», в которых ранее хранили церковную утварь, литературу, прочие необходимые для службы предметы. Наиболее ценные экспонаты Покровского монастыря сегодня размещены в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга. В подвальном помещении постройки находится усыпальница, открытая для посещения туристами и паломниками.
Собор много раз перестраивался, менялись его внутреннее и внешнее убранство, но в ходе реставрации 1962 года под руководством И. А. Столетова зданию придали облик, максимально приближенный к образцу XVI столетия. Украшена церковь в стиле Рождественского храма Суздальского кремля.
Шатровая колокольня
С северо-запада Покровский собор соединен галереей с Шатровой колокольней. Она была построена в 1515 году, но от здания того периода осталась только нижняя часть. Это была высокая восьмиугольная церковь с колоколом и престолом Происхождения честных древ, украшенная кирпичным сводом.
В XVII веке башня получила арочный ярус и острый вытянутый шатер с тремя рядами слуховых окон (люкарн). В этом же столетии основной собор и колокольню соединили галереей закрытого типа на арочном подножии. Окна коридора украшены роскошными наличниками и рустованными пилястрами. В звоннице сохранился старинный колокол, который храму пожаловал дворянин Демид Черемисин в 1589 году.
Святые ворота с надвратной церковью
Святые ворота с надвратной церковью были возведены в 1515 году. Они одновременно выполняли роль храма и мощного оборонительного укрепления. Общая композиция напоминает основной собор: между двумя арками для транспорта и пешеходов устроен массивный четверик, в верхней части которого разместилась небольшая церковь. Оба придела увенчаны блестящими золотыми куполами, а центральная башенка украшена узкими окнами и опирается на двойной ряд килевидных сводов.
Фасад декорирован мелким узором, который похож на искусную резьбу по дереву. Данный элемент архитектурной композиции многократно перестраивался, но первоначальный вид обрел только после реставрации 1958 года под руководством А. Д. Варганова. Церковь обращена в сторону «Стромынки» – дороги на Москву.
Зачатьевская церковь
Ранее на этом месте находился деревянный храм, освященный в честь зачатия дочери Ивана Грозного, но после 1551 года и смерти девочки его заменили каменным сооружением. Интересно, что Покровский монастырь получил право беспошлинного ввоза камня для возведения этой части комплекса. Крупное здание с одной главой стилистически выделяется на фоне окружающей архитектуры.
Церковь имеет необычный декор в виде красных ромбов, а стены и купол выполнены из мелкого кирпича в польской технике. Некоторые исследователи считают, что архитектором был иностранный мастер, приглашенный Еленой Глинской.
Основой сооружения является трапезная, разместившаяся на втором этаже. Главным украшением стали впечатляющие внутренние своды, опирающиеся на единственный столп. Шестигранная колокольня достроена с юго-запада, а собственно церковь располагается с востока и обозначена миниатюрным куполом. Нижний этаж и прилегающие здания отведены под пекарню, ледник, прочие подсобные помещения. Отреставрированная поварня XVII века является уникальным образцом русской архитектуры.
Судная изба (приказная палата)
Канцелярское здание было возведено в XVII веке, а сегодня переделано в музей с историческими интерьерами. В северной комнате располагался монастырский архив, центральное помещение занимала канцелярия, а южная часть была отведена для дознаний провинившихся крестьян и монахинь. Главой приказной палаты являлся дьяк, заведующий хозяйством святыни. В подвале здания находится каменный карцер 2х4 метра, где содержались узницы.
Башни и ограда
Каменная ограда с башнями представляет собой отдельное произведение искусства. В северной части монастырского комплекса сохранился фрагмент стен XVII века. Башни с округлыми куполами, разделенные на ярусы, образуют изолированный двор. Возможно, ранее они имели шатровые верхушки и выглядели наряднее. Первая капитальная реставрация ограды прошла только в XX веке.
Туристам
Вход на территорию Покровского монастыря бесплатный, проводятся экскурсии на пожертвования. Для посещения святыни желательно оставить заявку на официальном сайте обители. К осмотру открыта большая часть территории, кроме хозяйственных построек и келий служительниц.
Экскурсии проводятся с 10.00 до 17.00 во все дни, за исключением среды, четверга и последней пятницы месяца. Паломники могут посещать святыню с 7.00 до конца вечерней службы. Остаться до утра в монастыре не получится – ни туристов, ни паломников на ночлег не размещают.
На территории Свято-Покровского женского монастыря работает церковная лавка, где можно приобрести иконы, свечи, духовную и историческую литературу, нательные крестики и другие освященные сувениры. Здесь же вы сможете заказать молебен, поминовение на Литургии, панихиду, сорокоуст. По субботам и воскресеньям для гостей открыта трапезная, где предложат отведать блюда, полностью соответствующие монастырскому уставу.
Как добраться
Адрес Покровского монастыря: город Суздаль, улица Покровская, 43-76.
Из Москвы до Суздаля легко доехать прямым автобусом или рейсом до Иваново с последующей пересадкой. Местный автовокзал расположен за городом, поэтому до монастыря необходимо добираться на общественном транспорте, такси или пешком. Ближайшая к обители автобусная остановка – «Поселок Сельцо», откуда придется немного пройтись, ориентируясь на белоснежные храмы.
Путешественники на автомобиле должны ехать по трассе М-7 в сторону Владимира, затем свернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю. Также с Курского вокзала в Москве отправляются поезда. Есть прямые рейсы до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.
Смотрите также: Словения, Гватемала, Мексика, Центрально-африканская Республика, Трухильо, Сан-Сальвадор, Море Росса, Амфитеатр в Эль-Джеме
Древнерусские храмы — описание, много фото, маршруты
Древнерусские храмы расположены на европейской территории России. В русской архитектуре этот период называют «домонгольским». Русская православная церковь переняла византийские обряды богослужения, поэтому храмы строились по византийским канонам. Они имели крестово-купольное строение.
На территории России и Украины (бывшей Киевской Руси) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но значительная их часть восстановлена в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность домонгольского периода. Вторжение монгольской армии хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.
В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о древних русских храмах в России, сохранивших свою аутентичность и культурную ценность.
1. Церковь Иоанна Предтечи, г. Керчь – 10 век
2. Софийский собор, г.Новгород – 1045
3. Николаевский собор, г. Новгород – 1113
4. Собор Рождества Богородицы, г. Новгород – 1117
5. Свято-Георгиевский собор, г. Новгород – 1119
6. Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137
7. Церковь Петра и Павла, г. Смоленск – 1146
8. Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
9. Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156
Собор, Владимир — 1186
12. Дмитриевский собор, Владимир — 1194
13. Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198
Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото
Церковь Иоанна Предтечи, Керчь — 10 век
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими строителями, при этом фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси до наших дней сохранились церкви XI века. Таким образом, церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать древнейшей христианской церковью России.
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – старейшая церковь России, построенная в 10 веке
Колонны и своды X века в церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшей церкви России
От этой древней церкви сохранились фундамент, фрагменты наружных алтарных стен и колонн. Сейчас их можно увидеть в церкви Иоанна Крестителя. В 10 веке церковь была частично разрушена при штурме города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее тут же начали восстанавливать. В ходе реконструкции 10 века византийские строители в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Сохранилась и особая кирпичная кладка из цоколя, которой пользовались мастера VI века.
Софийский собор, Новгород – 1045
Софийский собор, или просто Софийский собор в Великом Новгороде, древнейший каменный храм на Руси, заложен в 1045 году Ярославом Мудрым после мода Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что строились в южных землях.
Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России
Фасад Софийского собора в Новгородском кремле
Северные церкви представляют собой невысокие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие спроектировали монументальную церковь, достигающую высоты 38 метров.
Свято-Николаевский собор, Новгород – 1113
Свято-Николаевский собор находится в центре Ярославского Дворища. Однако собор имеет очень большую культурную ценность, поэтому его нужно рассматривать не как часть Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.
Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году
Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году
Никольский собор построен в 1113 году. Собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор был главным храмом княжеской стороны Новгорода, а также центром вечей. Именно здесь располагалась резиденция новгородских князей. Резиденцию заложил Ярослав Мудрый.
Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117
Антониев монастырь (Свято-Антониев монастырь) стоит на правом берегу Волхова. Монастырь был основан в 1106 году преподобным Антонием Римляниным (Антоний Римлянин). Сохранилась старинная Рождественская церковь, построенная основателем монастыря. Об Антонии Римлянине сложено много легенд.
Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода
Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода
Главный храм монастыря, собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 году и освящен в 1119 году. Рождественский собор — третье по возрасту каменное сооружение Новгорода. Рождественский собор часто сжигали и перестраивали, но кое-где еще сохранились фрески 12 века.
Георгиевский собор, Новгород – 1119
Георгиевский собор Георгиевского монастыря основан в 1119 году. Это один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.
Георгиевский собор в Юрьевом монастыре заложен в 1119 году, это один из древнейших храмов России
Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров
Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке.
Иоанно-Предтеченский собор, Псков – 1137
Иоанно-Предтеченский собор, один из древнейших псковских храмов, находится как раз напротив Варлаамовой башни на противоположном берегу реки Великой. . Раньше это был главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря.
Собор Рождества Иоанна Предтечи построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова
Собор Рождества Иоанна Предтечи построен новгородскими мастерами и внешне похож на Софийский собор Новгорода
Ученые спорили о дате строительства Иоанно-Предтеченского собора. В летописях он впервые упоминается в 1243 году, когда вокруг храма образовался монастырь. Однако исследования показали, что собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве собора использовался цоколь, применявшийся и при строительстве новгородских храмов в первой половине XII века.
Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146
Церковь Петра и Павла на Городянке – древнейший из сохранившихся христианских храмов Смоленска. Он был построен в 1146 году и восходит к архитектуре домонгольского периода. Церковь построил князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха.
Церковь Петра и Павла построена в 1146 году — это старейшая церковь Смоленска
Алтарная сторона церкви Петра и Павла в Смоленске
Одноглавая четырехстолпная церковь Петра и Павла имеет характерные черты византийского зодчества. Он был построен из тонкого светло-желтого кирпича (цокольного кирпича), но выглядит крепким благодаря своим пропорциям и высокому куполу. На стенах церкви обнаружены надписи 12 века.
Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор – старейший храм не только Переславля-Залесского, но и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.
Памятник Александру Невскому перед Спасо-Преображенским собором, построенным на месте княжеских палат, где он родился
Спасо-Преображенский собор и купола храмов на Красной площади
Собор заложен в 1152 г. правление князя Юрия Длиннорукого, основателя Москвы. Спустя семьдесят лет, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр. Его прозвали «Невским» после Невской битвы и Ледового побоища. Сегодня памятник Александру Невскому стоит в соборе рядом с местом его рождения.
Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156
Мирожский монастырь, один из древнейших в России, находится на левом берегу Великой, в месте впадения реки Мирожа в реку Великую. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века Нифонтом, епископом Новгородским.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на троне с Богородицей
Спасо-Преображенский собор находится в центре монастыря. Собор, построенный в 1156 году, является одним из наиболее значительных образцов домонгольской русской архитектуры. Он имеет форму греческого (византийского) креста. Главной исторической ценностью церкви являются ее настенные росписи или фрески, датируемые 12 веком.
Церковь Покрова на Нерли, г. Владимир – 1158
По мнению одного из известных отечественных искусствоведов, церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром, является не только совершеннейшим храмом, когда-либо построенным в древности Русь, но и один из памятников мирового искусства.
Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове построена в 1165 году
Тропа к церкви Покрова на Нерли на Боголюбовской поляне
Наверное, вид на церковь знает каждый, кто учился в русской школе, как его изображения есть во всех учебниках истории. Однокупольная церковь Покрова на Нерли имеет небольшие размеры. Он был построен в 1158 году Андреем Боголюбцем в память о его убитом сыне Изяславе. На стенах церкви Покрова на Нерли, как и в Дмитриевском соборе, есть барельефы мифических животных и растений.
Успенский собор, Владимир – 1186
Русское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире. Князь Андрей Владимирский, он же Андрей Боголюбский, решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.
Успенский собор во Владимире построен в 1158 году
Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.) в Успенском соборе
Успенский собор был построен во Владимире в 1158-1160 годах, а спустя 30 лет, после пожара, собор значительно расширен в 1186-1189 гг. С тех пор он остается неизменным до наших дней. В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора были написаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым.
Дмитриевский собор, Владимир – 1194
Дмитриевский собор (Дмитриевский собор) построен в 1194 году, через 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного храма Владимира. В XII веке «в сотне метров» от Успенского собора располагался дворцовый комплекс князя Всеволода Большое Гнездо, не сохранившийся до наших дней. Он решил построить Дмитриевский собор как придворный храм своей резиденции.
Димитриевский собор (1194 г.) – один из древнейших храмов России
Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире
Одноглавый храм построен в традициях Владимиро-Суздальской архитектурной школы (близкой к византийской). Раньше у него было несколько галерей, которые связывали его с княжеским дворцом. При реставрации в 1837 году все эти галереи были разобраны, так как другие постройки дворца не сохранились до наших дней.
Церковь Спаса на Нередице, г. Новгород — 1198
Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Мудрым. Предполагалось, что название «Нередица» произошло от слов «вне очереди», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Ведь обе церкви стоят далеко за городом на заливных лугах, и обе они одноглавые. Их очертания так компактны и просты, но эта простота вызывает ощущение абсолютной красоты.
Церковь Спаса на Нередице последняя постройка новгородских князей 1198 года
Фрески XII века в церкви Спаса на Нередице, фото 1930-х годов, до разрушения храма во время войны в 1941 г.
В 1199 г. церковь Спаса на Нередице была расписана фресками, сохранившимися до 20 века в отличном состоянии. К сожалению, во время Великой Отечественной войны церковь была почти полностью разрушена. Его реконструировали в 50-х годах прошлого века, но древние фрески были почти полностью утеряны.
Суздаль, Россия — Туристические достопримечательности
Великолепный и неповторимый старинный русский город Суздаль — единственный город-музей России. На территории Суздаля находится более 300 памятников древнерусского искусства, которые являются культурным достоянием не только России, но и мировой культуры, поскольку большинство из них включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1974 году Суздаль награжден орденом «Знак Почета» за сохранение культурного наследия и развитие туризма. Суздаль стал первым городом, удостоенным «Золотого яблока» в 1983 Международной федерации журналистов, пишущих о туризме.
Город Суздаль расположен на живописном берегу реки Каменки, при впадении в нее реки Нерли в 26 км к северу от города Владимира. Суздаль по праву считается туристическим центром Золотого кольца России и ее столицей. Этот удивительный город, до сих пор сохранивший свой неповторимый исторический облик, наверняка заставит вас почувствовать дыхание Древней Руси.
Герб Суздаля Исторический герб Суздаля принят 16 августа 1781 года. Его можно описать так: «Сокол в княжеской короне, поле разделено на две части: вверху синее, внизу красное» . Исторический герб восстановлен 27 марта 19 года.92. В действующем гербе также присутствует изображение сокола, вокруг сокола имеется золотое кольцо, которое должно символизировать принадлежность города к Золотому кольцу России.
История Суздаля
Суздаль – один из древнейших русских городов, история которого очень увлекательна. Первое упоминание о Суздале появляется в летописях под 1024 годом. Суздаль возник на месте древнейших земледельческих, торговых и ремесленных поселений примерно в IX веке. Приведенные здесь археологические памятники позволяют сделать вывод о том, что эти поселения имели торговые отношения с далекими государствами Северной и Средней Азии. Об этом предположении свидетельствуют древние монеты, найденные в курганах. Основание Суздаля, как и многих средневековых городов, началось со строительства крепости — Кремля, возведенного в XI веке на реке Каменке. По приказу Владимира Мономаха на этом же месте был установлен Успенский собор. Первый Монастырь был основан в честь Дмитрия Солунского рядом с Суздальским кремлем. Здесь была торгово-ремесленная слобода — предместье на востоке Кремля. Если верить истории Суздаля, его первоначальная планировка сохранилась до наших дней.
Суздаль выпал на долю бед. В XI веке город был сожжен из-за междоусобной войны между Олегом Черниговским и детьми Владимира Мономаха Изялсавом и Мстиславом. В 1107 году полчища болгар разграбили окрестности Суздаля.
При Юрии Долгоруком построено много святынь. Суздаль стал центром религиозного образования и столичным городом. В это время Суздаль усилил свое политическое значение.
Суздаль утратил свои лидирующие позиции, когда к власти пришел сын Юрия Долгорукого князь Андрей. Статус столицы перенесен в город Владимир. Суздаль становится столицей Суздальского княжества в XIII веке.
Новой бедой для Суздаля стало татаро-монгольское нашествие. Зимой 1238 г. татары заняли Суздаль, сожгли его и взяли в плен основную часть населения. Немногие суздальцы смогли убежать в Ризоположенский монастырь, который не пострадал от всеобщего разорения.
Междоусобная война за Суздальское княжество началась после татаро-монгольского нашествия. Началась битва между князьями московскими, тверскими и суздальскими. Суздальско-Нижегородское княжество образовалось к началу XIV века. Город снова подвергся росту. В то время Суздаль представлял собой богатый и населенный город, княжество чеканило собственную монету.
Город непрерывно развивался, здесь было построено множество интересных архитектурных ансамблей, среди которых Покровский и Спасо-Ефимиев монастыри, комплекс кремлевских сооружений. Крупные строительные работы коснулись и пригородов. Здесь было построено более тридцати приходских церквей с высокими колокольнями.
Князь Московский выиграл битву между князьями. Суздаль вошел в состав Великого Московского княжества в 139 году.2. Москва заменила Суздаль в качестве великокняжеской резиденции.
В XV-XVII веках Суздаль, как рядовой город Московского княжества, выделялся из сложившихся в то время торговых путей и не занимал лидирующего положения в торгово-производственных отношениях.
Случилось Смутное время — Суздаль был дважды разграблен польскими войсками, а затем нашествием крымских татар в 1634 году. Суздаль пережил опустошительные пожары и эпидемии. Переживание тех трагедий для Суздаля относительное затишье ознаменовало этот период истории Суздаля. В 2796 Суздаль был провозглашен уездным городом новообразованной Владимирской губернии, в 1798 году архиерейская кафедра переместилась из Суздаля во Владимир.
Поскольку через Суздаль проходила железная дорога, построенная в середине XIX века, промышленность города не получила должного развития. Зато город Суздаль сохранил свой исторический облик.
Достопримечательности Суздаля
Уникальный и старинный русский город Суздаль можно считать городом-заповедником. В Суздале нет высоких зданий, а старые деревянные избы можно увидеть, прогуливаясь по маленьким, тихим и уютным улочкам города.
Центральная улица города ведет к главной достопримечательности Суздаля — Кремлю. Попав на площадь Кремля, вы попадете в чудесный мир, где каждый уголок пронизан духом старины Руси. На том месте, где в старину располагался княжеский двор, находится Успенская церковь. Церковь построена в 1650 г., перестроена в 1720 г.
За Успенской церковью построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор был возведен по указанию Владимира Мономаха в XII веке. Первоначально собор был деревянным. К сожалению, при строительстве собора была допущена архитектурная ошибка — собор возведен на месте оврага. Именно поэтому со временем архитектурное сооружение начало оседать, стены соборов покрылись трещинами и фрески осыпались. Попытки восстановить собор не увенчались успехом. В 1222 году по решению князя Георгия Всеволодовича собор был частично разобран, его верх надстроен из белого камня. Обновленный собор освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Даже этот благословенный собор не дошел до наших дней, так как его вершина была разрушена в 1445 году. Лишь через столетие собор был вновь реконструирован, правда, с некоторыми изменениями — к существующим трем шлемовидным куполам древние строители добавили еще два купола.
Ансамбль Суздальского Кремля составляют прекрасные архитектурные сооружения: Никольская церковь и Храм Рождества Христова. Интересен тот факт, что сюда из деревни Глотово была перенесена Свято-Николаевская церковь. Эта церковь, построенная по образцу бревенчатых построек, внешне напоминает простую русскую избу. Основой таких конструкций является бревенчатый сруб прямоугольной формы. Свято-Николаевская церковь является экспонатом музея старинного зодчества. Авторы этого оригинала создали целую усадьбу XVIII-XIX веков с дворовыми постройками. Здесь же расположены Преображенская и Воскресенская церкви.
Рядом с Кремлем находится церковь Рождества Иоанна Предтечи, Входоерусалимская и Пызтницкая церкви, а также церковь Святой Параскевы Пятницы.
Здание торговых рядов («Гостиный Двор») расположено напротив Кремля на Торговой площади. Это сооружение было характерно для XIX века и предназначалось как для торговых, так и для бальных тематических мероприятий.
На Старом проспекте Суздаля расположены церкви Святых Лазаря и Святителя Антипия. Они очаровывают своим красочным архитектурным дизайном. Церковь Святого Лазаря – первая пятикупольная церковь слободского типа в Суздале. Он был построен в 1667 году. Церковь Святого Антипия была построена через столетие. Рядом с церквями есть колокольня. Это уникальное архитектурное сооружение интересно своим оригинальным куполом, выполненным в виде вогнутого павильона. Купола этого признака впервые возникли в Суздале, поэтому их называют «дутками Суздаля».
Суздальские монастыри, такие как Александровский, Покровский и Спасо-Ефимьев монастыри, являются удивительными и очень интересными историческими местами города.
В древние века Александровский монастырь назывался Большой Лаврой. Существует легенда, что монастырь был основан Александром Невским в 1240 году. Монастырь был хорошо известен московским князьям Ивану Калите и его сыну Ивану.
Покровский монастырь был основан князем Андреем в 1364 году. Древняя легенда гласит, что князь построил монастырь в знак благодарности небесам за то, что остался жив во время бури на Волге.