Татары кряшены: Крещёные татары :: Татарская энциклопедия TATARICA
Содержание
Крещёные татары :: Татарская энциклопедия TATARICA
Верующие крещеные татары исповедуют православие.
Численность, расселение
Прекрасна наша страна
Your browser does not support the audio element.
Кряшенская народная песня. Исполняет Елена Григорьева, на гуслях – Э.З.Чавлинов, на курае – Е.М. Григорьева. По фольклорным материалам из деревни Владимирово Мамадышского района Республики Татарстан. Полевые записи Е.М.Григорьевой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»
Живут в Татарстане (18,76 тысяч человек), небольшие группы – в Удмуртии (650 человек), Башкортостане (4,51 тысяч человек), Челябинской области (в последней – нагайбаки).
По данным переписи 1926 г., когда крещеные татары и нагайбаки учитывались как самостоятельные этнические единицы, крещеных татар насчитывалось 104,4 тысяч, нагайбаков – 11,2 тысяч человек.
По переписи 2010 г. численность крещеных татар составила 34,82 тысяч человек.
Этнографические группы
В составе крещеных татар имеются молькеевская, чистопольская, западно-предкамская, елабужская, мензелинская, бакалинская, нагайбакская этнографические группы.
Праздник кряшен – Питрау
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Язык
В основном крещеные татары говорят на среднем диалекте татарского языка (исключение составляет близкий к западному диалекту говор молькеевских крещеные татары).
В языке выделяется 5 говоров: нагайбаков, крещеных татар Нижнего Прикамья, заказанских, чистопольских и молькеевских крещеных татар.
Крещеные татары. Конец XIX в
История
Формирование крещеных татар как самостоятельной общности проходило в несколько этапов; в этом процессе участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе позднетюркско-кипчакско-ногайские, компоненты.
Принявшие православие в XV – первой половине XVI вв. крещеные татары быстро обрусели.
В XVII–XVIII вв. обрусение происходило и среди татарской аристократии, многие представители которой (например, Беговатовы, Бигловы, Енгалычевы, Урусовы, Ширинские) перешли в христианство в XVI – начале XVIII вв. , чтобы сохранить свои владения.
В целом формирование происходило в процессе христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI – XVII вв. Эта группа (численность на начало XVIII в. – около 17 тысяч человек) впоследствии получила название «старокрещёных татар».
В первой половине XVIII в. производство проводило политику массовой христианизации нерусских народов Поволжья. Попытка обратить в православие татар вызвала их сопротивление (Батырши восстание 1755–1756 гг., Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачёва) и в целом не увенчалась успехом. Возникшая в этот период новая группа татар, принявших православие (около 12,8 тысяч человек), стала именоваться «новокрещёными».
К 1760-м гг. вес крещеных татар в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины – 7,6%. В XIX в., особенно с 1860-х гг., среди крещеных татар, прежде всего новокрещеных, началось движение за возвращение в мусульманство. Отпадение крещеных татар от христианства, в том числе и старокрещеных, усилилось в 1905–1907. В начале XX в. в мусульманство перешли около 40% крещеных татар.
Численность крещеных татар в XVIII – первой четверти XX вв. составляла:
в 1719 г. – 17 тысяч человек,
в 1744 г. – 23 тысяч,
в 1762 г. – 30,3 тысяч,
в 1795 г. – 40 тысяч,
в 1833 г. – 68,7 тысяч,
в 1857 г. – 86,3 тысяч,
в 1897 г. – 110 тысяч,
в 1911 г. – 123 тысяч,
в 1926 г. – 120,7 тысяч человек.
В начале XX в. этноконфессиональная общность крещеных татар состояла из групп, у которых самоназвание кряшен (у некоторых, например, у нагайбаков, другие этнонимы) прочно закрепилось. Об устойчивости данной общности свидетельствует факт ее выделения во время переписей 1920 и 1926 гг. в качестве самостоятельной этнической единицы – народности.
После Октябрьской революции в Татарстане возник «кряшенский вопрос», в решении которого наметились 2 подхода: предоставление крещеным татарам определенной автономии или постепенное духовное сближение с остальными татарами. В острой борьбе одержала победу так называемая средняя линия, когда при предоставлении крещеным татарам определенной культурной автономии велась политика стирания различий между крещеными татарами и татарами-мусульманами.
В 1990-е гг. наметилась тенденция к возрождению духовной жизни крещеных татар, основанной на традициях исповедования православия; ее проявлениями стали создание в 1990 г. «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен», созыв в 2001 г. ряда конференций, съездов крещеных татар (с принятием «Декларации о самоопределении кряшен как этноса»).
Однако выдвинутые радикально настроенными лидерами крещеных татар лозунги о самоопределении в ходе переписи 2002 г. поддержало не более 1/10 части крещеных татар. Определенные проблемы культурно-религиозного развития крещеных татар в современных условиях сохраняются.
Праздник кряшен – Питрау
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Традиционные занятия
Культура крещеных татар достаточно своеобразна.
В условиях изоляции от общей массы татар-мусульман произошла консервация отдельных элементов традиционной культуры, которая со временем переплелась с христианской культурой. В основном крещеные татары близки к казанским татарам, хотя их отдельные группы (чистопольская, молькеевская) связаны и с татарами-мишарями.
Ведущую роль в хозяйстве крещеных татар изначально играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овёс, гречиха, ячмень, горох, чечевица и др.). Из технических культур возделывали коноплю, реже – лён.
Основным орудием вспашки до начала XX в. оставалась соха (сука). Огородничество и садоводство, как у и татар-мусульман, были развиты слабо (выращивались картофель, лук, иногда капуста, тыква).
Животноводство являлось подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует то, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и их мясо в обрядовой пище не использовалось). Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки, индейки). Развивались пчеловодство, рыболовство, охота.
Промыслы были достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и т. п.
Мотив помочи
Your browser does not support the audio element.
Кряшенская народная песня. Исполняет Оксана Дмитриева. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»
Поселения и жилища
Деревни и сёла (аулы) в основном овражно-речного или долинного типов, в XIX в. преобладала линейная форма планировки деревень.
Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб (преимущественно двухкамерные жилища типа изба-сени) и хозяйственных построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т. д.). Крыши жилищ покрывались тёсом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, – лубом и камышом.
Традиционным было деление дома на 2 половины: белую (ак өй) и чёрную (кара өй).
Почетным местом у крещеных татар, наряду со светлицей (түр – священное место, расположенное напротив двери), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тәре почмак).
Жилая часть комнаты, как и у татар-мусульман, делилась перегородкой или занавеской (чаршау) на 2 половины (мужскую и женскую).
Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Основной мебелью служили сэке, полати, лавки.
В конце XIX в. появились некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы и т. д.).
Праздник кряшен – Питрау
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Традиционная одежда
Куплеты к пляске-восьмерке
Your browser does not support the audio element.
Кряшенская народная песня. Оркестровая обработка Э.З. Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Старое Гришкино Менделеевского района Республики Татарстан. Полевые записи Л.В.Мироновой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»
Одежда разных групп крещеных татар имеет различия. Во второй половине XIX в. она шилась из холста и пестряди (алача), в конце XIX – начале XX в. стали популярны фабричные ткани, хотя в основном они использовались для изготовления праздничной одежды.
У крещеных татар, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда вышла из употребления значительно позже.
Комплекс одежды крещеных татар отличался от одежды татар-мусульман наличием пояса (эзәр), который довольно быстро перестал использоваться, но сохранился в одежде отдельных групп.
Наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя, без плечевых швов (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки – с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. Переход к городской одежде произошел на основе именно такого типа одежды: добавились кокетка и ряд других элементов.
Замужние женщины носили под рубахой украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусочков цветного ситца нагрудники – кукрякче.
У мужских рубашек вышивались концы рукавов, подол, у рубашки жениха – приполок.
Штаны шились с широким шагом, были одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в начале XX в. получили распространение штаны городского типа (чалбар).
Как у мужчин, так и у женщин были популярны передники. У женщин передник являлся также частью праздничной одежды.
В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины XIX в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д.
Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. Позже его шили также из фабричных тканей. Праздничные джиляны, особенно у невест, украшались.
В старину у крещеных татар имелась и другая халатообразная одежда – джуа (чыба).
У мужчин наиболее распространенной верхней одеждой был казакин. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмән): мужчины – прямоспинный, женщины – приталенный; женщины носили также приталенный армяк из черного сукна.
Зимней мужской и женской одеждой служили бешмет, шуба, полушубок, тулуп. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией (ее широкое использование отличает одежду крещеных татар от одежды татар-мусульман).
Обувью служили лапти татарского образца, суконные (тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в том числе чәрек башмак), валенки.
Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у других татар, – зимняя шапка из овчины, иногда опушённая по краям мехом; широко бытовал и русский малахай. Летом носили войлочные шляпы черного и серого цветов. Позже получили распространение городские фуражки. Татарско-мусульманские типы головных уборов (тюбетейка, каляпуш, бархатный калфак, каттаджи) у крещеных татар отсутствовали. Девушки обычно не покрывали голову, лишь в праздники надевали шлемообразный убор (такия) или белый вязаный колпак (ак калфак) с налобной повязкой (ука чәчәк). Женщины носили сурэкэ (головной убор типа русской «сороки»), в некоторых группах – тастарный комплект (см. Тастар).
Украшения были весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (на головных повязках, накосниках, серьгах, шейных украшениях, браслетах и пр.).
Напев деревни Дурга
Your browser does not support the audio element.
Кряшенская народная песня. Хоровая обработка Л.В.Мироновой, оркестровая обработка Э.З.Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Дурга Балтасинского района Республики Татарстан. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»
Традиционная кухня
Основу пищи крещеных татар составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов предпочтение отдавалось баранине, телятине, говядине; конина и свинина употреблялись не везде, мясо кур, гусей, уток – повсеместно.
В отличие от мусульман, крещеные татары широко использовали грибы, а также кровь животных (кан тәбәсе).
Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык, творог, в некоторых районах изготовляется разновидность сыра (чыгыр).
Основной напиток крещеных татар – чай, они также употребляют айран, квас, пиво (сыра, непременный напиток на свадьбах), медовые напитки (в том числе алкогольные), самогон.
Многие характерные черты бытового уклада крещеных татар давно исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь как семейная реликвия.
Быт крещеных татар испытал сильное воздействие современной городской культуры. Тем не менее крещеные татары сохраняют этнокультурную специфику, связанную с исповеданием христианства православного толка.
См. также: Питрау, «Бермянчек».
Литература
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977.
Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона: принципы выделения, формирование, расселение и демография. Казань, 1993.
Татары. М., 2001.
Автор – Д.М.Исхаков
новая книга Института истории вышла в Казани — Реальное время
Общество
07:00, 20.12.2017
Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре татар-кряшен
19 декабря в Институте истории им. Шигабутдина Марджани состоялась презентация коллективной монографии «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)». Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре этнической группы татар-кряшен. Это результат многолетней работы татарстанских ученых, где даны ответы на многие вопросы национальной идентичности, которые так часто становятся поводом для жарких споров. Когда возникла этническая группа кряшен, как сейчас в Татарстане оценивают роль Николая Ильминского и как отреагировали на книгу сами кряшены — в репортаже «Реального времени».
Самая подробная книга про кряшен
На сегодняшний день книга «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)» — самое подробное и обстоятельное исследование из всех, какие были созданы с XIX века. Долгое время сама тема находилась на периферии научных исследований, но после издания многотомной «Истории татар» институт истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ последовательно занимается разными этническими группами татарского народа. Учитывая, сколько политики было вокруг кряшенского вопроса, появление этой коллективной монографии можно назвать предопределенным.
Капитальный труд — результат многолетней работы Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков, который был создан в рамках Института истории в 2010 году. Над 960-страничным томом работало 17 авторов. Среди них профессиональные историки, этнографы, демографы, искусствоведы и филологи. Многие материалы впервые были введены в научный оборот, а источниками послужили документы столичных и региональных архивов и музеев. Главный редактор монографии — директор Института истории АН РТ, доктор исторических наук Рафаэль Хакимов.
Над 960-страничным томом работало 17 авторов
Основа кряшен — татарско-ногайская военно-феодальная элита
Происхождение кряшен — одна из дискуссионных научных тем и известный повод для полемики (не всегда корректной) в интернете. Сторонники удревнения истории кряшен часто обращаются к имени Авраамия Болгарского — почитаемого православной церковью святого XIII века. Согласно этой теории, на Волге еще до завоевания Батыем были тюркские христианские общины. С противоположной точки зрения говорится, что кряшены — это продукт насильственной христианизации татар разными деятелями, начиная с Ивана Грозного и заканчивая епископом Лукой Конашевичем. Авторы «Истории и культуры татар-кряшен», кажется, избежали крайностей с обеих сторон. Историю кряшен они начинают после 1552 года, но и не злоупотребляют термином «насильственная христианизация», который давно стал публицистическим клише.
Ответственный редактор книги, заведующий Центром изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Радик Исхаков специально для «Реального времени» изложил позицию авторского коллектива по вопросу происхождения кряшен. По мнению авторов исследования, кряшены — это сложная этнографическая группа, которая сформировалась под влиянием христианско-просветительской деятельности во второй половине XVI века. До этого периода в источниках сведений о существовании кряшен — нет.
Когда территория Казанского края была подчинена России, русскому руководству было важно получить группу лояльного населения, а лояльность проявлялась через принятие царской веры. Во времена первых архипастырей казанских в православие обращали военно-феодальную элиту — служилых татар. Затем, если кто-то крестился, его тоже переводили в служилое сословие. Среди «новокрещен» были заметны ногайские элементы. Это служилые казаки — мелкопоместные феодалы, которые приходили с Нижнего Поволжья. Поскольку они были кочевниками, у них не успел укорениться ислам, и они легко меняли конфессиональную идентичность. С конца XVI века в эту группу попадает значительная доля финно-угорского населения Поволжья.
Служилые новокрещены, доказав лояльность царю, активно участвовали в Ливонской войне и освоении Урала, где до сих пор проживает этническая группа нагайбаков.
Нагайбакская семья, начало XX века. Фото scarb.ru
«Кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили»
В презентации книги приняли участие представители кряшен. На трибуну выходили Людмила Белоусова (руководитель исполкома Общественной организации кряшен РТ, редактор газеты «Туганайлар») и профессор Татьяна Дунаева. Как можно понять из выступлений, Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками. Результатами этой работы стали многие значимые для кряшен общественные события: 2016-й — юбилейный год просветителя Василия Тимофеева, предстоящий год — кряшенского поэта Якова Емельянова, конференции в Казани, Заинске и Мамадыше.
Однако в интерпретации исторических событий и национальной идентичности кряшен остаются разногласия. Лозунги, что «кряшены — не татары», в Институте истории не звучали, но была озвучена формула «отдельная этническая группа среди татар». Вспоминали и звучавшие во время переписи 2002 года призывы кряшенам вернуться в ислам. «Когда бы мы ни приняли христианство, кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили», — заметила Татьяна Дунаева.
У кряшен довольно популярны исторические концепции, согласно которым истоки народа ищут в периодах, когда тюркские этнические группы соприкасались с христианством. Это предполагаемое крещение булгарского хана Кубрата, распространение несторианского христианства в Центральной Азии и Монгольской империи. Представительницы кряшен ссылались на бытовавшее еще в Золотой Орде уйгурское письмо, которое было письменностью древних тюркских и монгольских христиан. «Концепций много, но большинство из них не доказано. Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов. Надо расширять географию и «копать глубже», — сказала Людмила Белоусова «Реальному времени».
«Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов. Надо расширять географию и «копать глубже», — считает Людмила Белоусова
Академически выверенное признание заслуг Ильминского
Коллективная монография о кряшенах примечательна в татарстанской исторической науке еще и тем, что в ней иначе, чем обычно, оценивается роль педагога и миссионера Николая Ивановича Ильминского (1822—1892).
«У нас в историографии сложились определенные штампы об Ильминском. Это связано с его негативной ролью в мусульманском вопросе. Но если оценивать его систему в плане развития просвещения и культуры кряшен, то там совсем другая картина. Ильминский создал для кряшен письменность. У татар-мусульман была арабская письменность, у кряшен ее не было вообще. Создав письменность и систему образования, Ильминский обеспечил мощную культурную мобилизацию кряшен. Кряшены стали полноценным субъектом мировой цивилизации. У них появилась своя интеллигенция. Конечно, Ильминский преследовал в основном миссионерские цели и достиг их. Кряшены были номинальными христианами, а за счет богослужения на татарском языке и переводов началось восприятие христианства. Но его система переросла собственные рамки. У кряшен, чувашей и других нерусских крещеных народов благодаря системе Ильминского появилась национальная элита и начала формироваться идеология национализма. Ильминский — отец кряшенской идентичности. Для кряшен — это апостол и они добиваются, чтобы его причислили к лику святых», — рассказал «Реальному времени» Радик Исхаков.
В беседе Исхаков вспомнил исследования американского историка турецкого происхождения Мустафы Туна, которые сравнивали систему Ильминского с деятельностью Исмаила Гаспринского татарским джадидизмом. Хотя система Ильминского была более консервативна, у двух исторических явлений много общего, так как они обеспечили культурную мобилизацию за счет просвещения.
Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками
Участие в Вилочном восстании помешало кряшенам получить автономию
Автор восьми параграфов книги о кряшенах в ХХ веке Лилия Мухамадеева была на презентации в традиционном кряшенском женском костюме, но факты, которые она осветила, — не из разряда этнографии. В первой половине XX века процветала кряшенская пресса. Было 10 газет и три журнала. Как призналась автор «Реальному времени», современному татарину читать их проще, чем дореволюционную татарскую прессу: кириллица привычнее, меньше арабизмов.
После революции кряшены, имея развитую систему национального образования, периодическую печать и общественное движение, дозрели до идеи автономии. Предполагалось создать ее в Бакалинском районе Башкирии. Однако активное участие кряшенских деревень в Вилочном восстании 1920 года перечеркнуло эти планы. Затем в рамках сталинской политики укрупнения народов кряшены были причислены к татарам. Уже в ходе переписи 1936—1937 годов их записывали как татар. Слияние кряшен с татарами было одной из причин латинизации татарского алфавита.
Кряшены дали много героев Великой Отечественной войны: генералы Антонов, Новиков, Карбышев, майор Гаврилов и другие. Григорий Петрович Булатов одним из первых водрузил красное знамя над Рейхстагом.
Казаки-нагайбаки из пос. Париж, начало ХХ в. Фото scarb.ru
Кряшены из Парижа
Три главы монографии посвящены нагайбакам — группе кряшен, которая с 2000 года имеет официальный статус коренного малочисленного народа России. Большинство их проживает в Челябинской области, где есть Нагайбакский район. Населенные пункты этого района носят странные названия — Фершампенуаз, Париж и Лейпциг, это память о том, как нагайбаки участвовали в заграничном походе русской армии в 1813—1814 годах.
Автор одной из нагайбакских глав, младший научный сотрудник Института истории Рустем Аминов рассказал «Реальному времени», что есть четыре версии происхождения нагайбаков: ногайская, арская, калмыцкая и башкирская. Мнения, что эта группа происходит от арских князей, придерживается известный этнолог Дамир Исхаков. Сам Аминов придерживается ногайской теории. Согласно ей, предки нагайбаков вышли из ногайского населения Казанского ханства — так называемых «гвардейцев Сююмбике». Во второй половине XVII века они оказались на старой закамской засечной черте. Долгое время жили на территории Бакалинского района Башкирии совместно с другими кряшенами, а затем переселились южнее и были причислены к Оренбургскому казачьему войску.
Песня — кряшенская, а мелодия-то наша общая
Авторы и гости презентации сошлись на том, что книга «История и культура татар-кряшен» на сегодняшний день — главный труд по этой теме, но не предел исследований. Обошлось и без взаимных упреков, которые сопровождают встречу разных позиций по кряшенскому вопросу.
Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами
Сторонник единства татар разных конфессий, профессор Российского исламского института Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами: «В первый раз я натуральных кряшен увидел в 90-х годах в Тюлячинском районе. Когда я работал заведующим кафедрой в институте развития образования, нас пригласили на семинар. И на семинаре выступали с кряшенской песней женщина и ее ученик. Я родился далеко, в Пермском крае. Я слушал эту песню и понял, что песня — кряшенская, а мелодия-то наша. Эту песню у нас в деревне уже не поют, но родители-то пели. И я понял, что это наши общие корни. Совместные корни не только в музыке».
Марк Шишкин, фото автора
ОбществоИстория Хакимов Рафаэль Сибгатович
Москва поддерживает кряшен в борьбе с поволжскими татарами перед переписью 2020 года
13 марта 2019 г., 17:43
Возраст: 4 года
(Источник: PHmuseum) республику, привлечь миллионы своих соотечественников из-за границы и создать мощный бастион против российского контроля над Кавказом. Сейчас, по мнению татарского аналитика Ильнара Гарифуллина, режим Владимира Путина пытается сделать то же самое с татарами по совершенно «банальной» причине, что татары являются «крупнейшей этно-нацией в Российской Федерации после русских». Кроме того, татары, как правило, занимают центральное место в широко распространенных мифах об опасности сепаратизма, якобы исходящего из национальных республик» (Idealreal.org, 19 февраля).).
Уполномоченным Москвы по этому вопросу, по словам Гарифуллина, является академик Валерий Тишков — бывший министр по делам национальностей, глава Московского института этнологии и антропологии и ключевой советник Владимира Путина по национальной и языковой политике («Окно в Евразию», февраль 12, 13). Большая часть плана Тишкова состоит в том, чтобы поднять кряшен как отдельную национальность, чтобы уменьшить количество поволжских татар. (Татары вообще считают, что кряшены — это не отдельная национальность, а скорее православные татары.) По последней переписи только 35 000 человек идентифицированы как кряшены, но некоторые, как Тишков, считают, что их до 200 000 человек. Если бы они все заявили об этой отдельной идентичности, доля татар в населении сократилась бы на несколько процентных пунктов.
Тишков настаивал на этих шагах как минимум с 2002 года, пишет Гарифуллин, но до сих пор не смог заручиться официальной поддержкой органов статистики в Москве; отчасти потому, что казанские чиновники активно лоббировали такие шаги. Тем не менее, сегодня Тишков, похоже, близок к успеху, что вызывает призывы усилить против него оппозицию. Одна из причин, по которой Тишков и его сторонники выглядят готовыми к победе, заключается в том, что Московский Патриархат высказался в пользу кряшен как народа, учитывая, что, несмотря на то, что они татары по культуре, их религия русская православная.
Неделю назад в рамках этих усилий Православная церковь спонсировала праздник кряшен, на котором было заявлено, что только церковь может спасти кряшен и их особый язык, культуру и веру от захвата татарами-мусульманами ( Ruskline.ru, 2 марта). В нынешних российских условиях поддержка Церкви имеет решающее значение для достижения Тишковым своей цели.
Однако видение Тишкова может оказаться в лучшем случае пирровой победой, а скорее катастрофой. Это связано с одним простым фактом: большинство наций в Российской Федерации исповедуют более одной религии. Если Москва решит вслед за Тишковым и Московским Патриархатом объявить Крайшенов отдельной и самобытной нацией, другие религиозные меньшинства внутри существующих в России наций могут счесть себя вправе сделать такой же шаг. В некоторых случаях это могло пойти на пользу Москве — как в случае с татарами. Но во многих других это имело бы совсем другое влияние.
Наиболее серьезные последствия, скорее всего, будут внутри самой этнической русской нации. Многие языческие группы и некоторые православные отколовшиеся группы, такие как истинно-православные и старообрядцы, могут прийти к выводу, что им тоже было бы выгодно иметь статус отдельных наций. Это не только еще больше сократит численность этнической русской нации, но и поставит перед Москвой задачу сделать выбор между ними, зачастую оскорбительный и взрывоопасный.
Участие кряшенской молодежи в Переписи населения-2002 подтверждено на учредительном съезде… Проблемы и перспективы развития кряшенской нации… Декларация о самоопределении кряшенского народа… |
Все новости >>> |
Кряшены — тюркский этнос, исповедующий преимущественно православие и компактно проживающий в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане и Оренбургской области. Самоназвание кряшен – «керешень». Кряшен часто ошибочно называют татарами, что не соответствует действительности, так как «крещеные татары» — миссионерский термин, а не самоназвание. Аналогичная ситуация была и по отношению к казахам, которым до 19 лет17 ошибочно назывались «степными киргизами». По данным Института этнологии и антропологии РАН и Госкомстата РФ, кряшен насчитывается около 300 тысяч человек (23 место среди, более 190 народов РФ). Перепись 2002 года должна уточнить эту цифру. До 1926 г. кряшены были не только самостоятельным народом, но и имели духовные, культурные и просветительские центры (школы, храмы, монастыри, учительские семинарии). После 1917 проводились кряшенские съезды, издавались кряшенские газеты, функционировали кряшенские музеи и фольклорные коллективы. В государственных органах народного образования и культуры существовали кряшенские подотделы. Одно время даже возникла идея создания Кряшенской автономной республики в составе РСФСР. При переписях 1920 и 1926 гг. кряшены учитывались как отдельный народ (кряшенами по переписи 1926 г. записалось 101 тыс. человек). И только с 1926 кряшены прямо относились к татарам. Однако кряшены до сих пор сохранили свою этнокультурную и конфессиональную самобытность, сознательность, способность к этнической консолидации и готовность работать в условиях формирования гражданского общества в России. Сервер kryashen.ru — первый столь крупный этнокультурный интернет-проект, работающий на четырех языках (английском, кряшенском, русском и татарском). Сервер должен создать интернет-площадку для наращивания и приумножения культурного потенциала кряшенского сообщества, вовлечения этой «забытой идентичности» в контекст современного гуманитарного пространства, формирования открытого диалога кряшен с другими этнокультурными сообществами Поволжье, Россия, мир. Этот интернет-проект должен способствовать и налаживанию родственных отношений кряшенской общины. Интернет-сервер kryashen.ru посвящен не только истории и этнографии кряшенского этноса. На сервере можно ознакомиться и с современным положением кряшен, с особенностями национальной культуры, с искусством, религиозной литературой кряшен и с литературой о самих кряшенах. Интересные видео и аудиоматериалы хранятся в виртуальной библиотеке. Особый раздел посвящен духовной истории и культуре кряшенского народа, чем обязан своим просветителям Н.И. Ильминскому, священникам Василию Тимофееву, Тимофею Егорову и др. во многом. Значительный интерес представляет карта компактного проживания кряшен и раздел «Аналитика». |