Теория творения: КРЕАЦИОНИЗМ • Большая российская энциклопедия

Разное

КРЕАЦИОНИЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: П. В. Резвых, Э. И. Колчинский (Креационизм в биологии)

КРЕАЦИОНИ́ЗМ (от лат. creatio – тво­ре­ние), ре­лиг. и фи­лос. уче­ние о тво­ре­нии ми­ра и че­ло­ве­ка Бо­гом. Пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния К. воз­ник­ли в про­цес­се раз­ви­тия кос­мо­го­нич. ми­фов бла­го­да­ря тер­ми­но­ло­гич. фик­са­ции от­ли­чия ак­та тво­ре­ния от др. дей­ст­вий бо­же­ст­ва (био­ло­гич. по­ро­ж­де­ния, ре­мес­лен­но­го из­го­тов­ле­ния, борь­бы и т. п.), вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве фак­то­ров кос­мо­го­нич. про­цес­са. В ла­тент­ной фор­ме креа­цио­ни­ст­ские эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют уже в ар­ха­ич. ми­фо­ло­ги­ях Древ­не­го Вос­то­ка (др.-егип., шу­мер­ской, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской), од­на­ко наи­бо­лее яв­но тен­ден­ция к К. про­яви­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии ев­ре­ев. Как свое­об­раз­ный тип он­то­ло­гии, К. вы­ра­бо­тал­ся гл. обр. в рам­ках вет­хо­за­вет­ной и но­во­за­вет­ной тра­ди­ций, пер­во­на­чаль­но – в хо­де позд­не­ан­тич­ной ре­цеп­ции биб­лей­ско­го по­ве­ст­вова­ния (в осо­бен­но­сти в кн. Бы­тие и в Еван­ге­лии от Ио­ан­на) о Со­тво­ре­нии ми­ра. Пред­став­ле­ния о тво­ре­нии бы­ли так­же свое­об­раз­но пе­ре­ра­бо­та­ны в ара­бо-му­сульм. тра­ди­ции, сфор­му­ли­ро­вав­шей свою вер­сию креа­цио­низ­ма.

Хри­сти­ан­ский К. по­лу­чил раз­вёр­ну­тую фор­му­ли­ров­ку в пе­ри­од пат­ри­сти­ки – сна­ча­ла в рам­ках биб­лей­ской эк­зеге­зы, а за­тем в хо­де раз­ра­бот­ки осн. прин­ци­пов хри­сти­ан­ско­го сис­те­ма­тич. бо­го­сло­вия. По­ня­тий­ные сред­ст­ва для та­кой фор­му­ли­ров­ки бы­ли вы­ра­бо­та­ны на греч. яз. в со­чи­не­ни­ях Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, Ори­ге­на и кап­па­до­кий­ских от­цов, на ла­ты­ни – пре­ж­де все­го в тво­ре­ни­ях блж. Ав­гу­сти­на, ус­та­но­вив­ше­го в ка­че­ст­ве пер­вич­но­го он­то­ло­гич. раз­ли­че­ния веч­но­го и не­из­ме­няе­мо­го Твор­ца и вре­мен­ной и из­мен­чи­вой тва­ри, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ны, раз­ли­чав­ше­го та­кие ви­ды сущ­но­стей, как «тво­ря­щее и не­со­тво­рён­ное», «тво­ря­щее и со­тво­рён­ное», «не­тво­ря­щее и со­тво­рён­ное». По­ня­тие К. на­шло от­ра­же­ние в Сим­во­лах ве­ры, со­дер­жа­щих оп­ре­де­ле­ние еди­но­го Бо­га как Твор­ца.

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния в ка­че­ст­ве уче­ния К. про­ти­во­сто­ял как разл. вер­си­ям не­оп­ла­то­нич. тео­рии эма­на­ции, так и на­ту­ра­ли­стич. пред­став­ле­ни­ям о фор­мо­об­ра­зо­ва­нии и упо­ря­до­че­нии веч­но су­щей ма­те­рии (см. Фор­ма и ма­те­рия). В хо­де дис­кус­сий во­круг по­ня­тия тво­ре­ния вы­яви­лось ло­гич. за­труд­не­ние – с од­ной сто­ро­ны, тво­ре­ние долж­но мыс­лить­ся как акт, с др. сто­ро­ны, его нель­зя оп­ре­де­лить как со­бы­тие во вре­ме­ни, – ко­то­рое по-раз­но­му ре­ша­лось разл. фи­ло­со­фа­ми и бо­го­сло­ва­ми. Тер­ми­но­ло­гич. оформ­ле­ние К. по­лу­чил в ср.-век. схо­ла­сти­ке. В «Сен­тен­ци­ях» Пет­ра Лом­бард­ско­го впер­вые бы­ло за­кре­п­ле­но стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду «creare» («из ни­че­го де­лать не­что») и «facere» («соз­да­вать из имею­ще­го­ся ма­те­риа­ла»). Опи­ра­ясь на не­го, Фо­ма Ак­вин­ский обос­но­вал от­ли­чие тво­ре­ния (creatio) от воз­ник­но­ве­ния (generatio) с по­мо­щью ари­сто­те­лев­ских по­ня­тий воз­мож­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти. По мыс­ли Фо­мы, generatio – это осу­ще­ст­в­ле­ние на­лич­ной воз­мож­но­сти, creatio пред­став­ля­ет со­бой чис­тый акт, ко­то­ро­му ни­ка­кая воз­мож­ность не пред­ше­ст­ву­ет; по­это­му пер­вое мо­жет про­ис­хо­дить по­сте­пен­но, а вто­рое мыс­ли­мо толь­ко как не­де­ли­мое и аб­со­лют­но про­стое.

Раз­ли­че­ние тво­ре­ния и воз­ник­но­ве­ния сыг­ра­ло клю­че­вую роль в тео­ло­гич. и фи­лос. дис­кус­си­ях о про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши: в про­ти­во­по­лож­ность тра­ду­цио­низ­му, со­глас­но ко­то­ро­му ду­ша вме­сте с те­лом пе­ре­да­ёт­ся че­ло­ве­ку от ро­ди­те­лей, К. ут­вер­жда­ет, что она со­тво­ря­ет­ся Бо­гом и со­еди­ня­ет­ся с те­лом мла­ден­ца.

В ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни К. стал по­сте­пен­но при­ни­мать всё бо­лее ог­ра­ни­чен­ные фор­мы, от кон­цеп­ции Р. Де­кар­та о веч­ном тво­ре­нии до разл. вер­сий де­из­ма.

Кон­цеп­ция по­сто­ян­ст­ва ви­дов, рас­смат­ри­ваю­щая мно­го­об­ра­зие ор­га­нич. ми­ра как ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в кон. 18 – нач. 19 вв. в свя­зи с пе­ре­хо­дом к сис­те­ма­тич. изу­че­нию мор­фо­ло­гии, фи­зио­ло­гии, ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов, по­сте­пен­но вы­тес­нив­ше­му пред­став­ле­ния транс­фор­миз­ма о вне­зап­ных пре­вра­ще­ни­ях ви­дов и воз­ник­но­ве­нии ор­га­низ­мов в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го со­че­та­ния отд. ор­га­нов (Эм­пе­докл, Лук­ре­ций, Аль­берт Ве­ли­кий и др.). Сто­рон­ни­ки идеи по­сто­ян­ст­ва ви­дов (П. С. Пал­лас) до­ка­зы­ва­ли, что ви­ды ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют, что они дис­крет­ны и ус­той­чи­вы, а диа­па­зон их из­мен­чи­во­сти име­ет стро­гие пре­де­лы. К. Лин­ней ут­вер­ждал, что ви­дов столь­ко, сколь­ко их бы­ло соз­да­но во вре­мя тво­ре­ния ми­ра. Сме­ну флор и фа­ун в па­лео­нто­ло­гич. ле­то­пи­си Ж. Кю­вье объ­яс­нял тео­ри­ей ка­та­ст­роф, ко­то­рая в тру­дах его по­сле­до­ва­те­лей (Ж. Л. Р. Агас­си­са, А. Д’Орбиньи и др.) при­ве­ла к по­сту­ли­ро­ва­нию де­сят­ков пе­рио­дов пол­но­го об­нов­ле­ния ор­га­нич. ми­ра Зем­ли. Мно­го­крат­ные ак­ты тво­ре­ния отд. ви­дов при­зна­вал Ч. Лай­ель. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му и бы­ст­ро­му при­зна­нию идеи эво­лю­ции под влия­ни­ем дар­ви­низ­ма, чис­ло при­вер­жен­цев К. в био­ло­гии уже в сер. 1860-х гг. силь­но со­кра­ти­лось, од­на­ко идеи К. ак­тив­но об­су­ж­да­лись в фи­лос. и ре­лиг. док­три­нах. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­еди­нить идею эво­лю­ции с пред­став­ле­ни­ем о Бо­ге как её из­на­чаль­ной при­чи­не и ко­неч­ной це­ли (Н. Я. Да­ни­лев­ский, П. Тей­яр де Шар­ден и др.). На­чи­ная с 1960-х гг. в США, а за­тем в Зап. Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние «на­уч. креа­цио­низ­ма», воз­ник­ли мно­го­числ. об­ще­ст­ва и ака­де­мии, от­стаи­вав­шие те­зис, что ес­те­ст­во­зна­ние пол­но­стью под­твер­жда­ет дос­то­вер­ность биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния о со­тво­ре­нии Все­лен­ной и че­ло­ве­ка, а тео­рия эво­лю­ции – лишь од­но из воз­мож­ных объ­яс­не­ний раз­ви­тия ор­га­нич. ми­ра. Боль­шин­ст­во био­ло­гов, ис­хо­дя из ре­аль­но­сти эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти, от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го тво­ре­ния» и счи­та­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­уч. креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии совр. тео­рии эво­лю­ции.

как креационисты отвоёвывают позиции у Дарвина — РТ на русском

Креационистские идеи снова завоёвывают популярность в Европе. Об этом свидетельствуют статьи, опубликованные в крупных научно-популярных изданиях, в том числе журналах Science и Scientific American. Почему люди предпочитают верить в божественное происхождение жизни и отвергают исчерпывающие аргументы в пользу теории Дарвина, разбирался RT.

Вот уже более 200 лет (если считать отправной точкой публикацию трудов биолога Жана Батиста Ламарка) теория эволюции укрепляется новыми доказательствами, постепенно делая любые попытки опровержения всё более бесполезными. Учёные находят недостающие звенья эволюционной цепи; астрофизика, геология и химия убедительно доказывают, что нашей планете явно больше шести тысяч лет, а успехи генетиков демонстрируют всему миру родство между разными видами живых организмов. Казалось бы, этот праздник науки должен свести на нет любые споры о происхождении и развитии жизни на земле, но, как ни парадоксально, сторонников антинаучных теорий в последнее время становится только больше — по планете снова стройными рядами шагает креационизм.

В широком смысле креационисты — это люди, отвергающие научные объяснения происхождения жизни на земле в пользу представлений об особом акте творения, совершённом сверхъестественными силами. Активное противостояние между креационизмом и эволюционной теорией началось спустя некоторое время после выхода работы Чарльза Дарвина. Существует легенда, что сам учёный, будучи верующим человеком, в конце жизни отказался от своей теории, но у неё примерно столько же доказательств, сколько у креационистской системы мира. Ни в дневниках Дарвина, ни в его автобиографии, написанной незадолго до смерти, ни в воспоминаниях родственников нет указаний на то, что великий учёный подвергал свои выводы серьёзным сомнениям.

Настоящая война вокруг работ Дарвина развернулась в начале XX века в США. В 1920-х гг. в стране законодательно запретили преподавать эволюционную теорию в школе, после чего произошёл громкий Обезьяний процесс. В 1925 году учитель из Теннесси, Джон Скоупс, решил пренебречь запретом и рассказать школьникам об учении Дарвина. За это ему не грозила ни смертная казнь, ни тюремный срок, да и дело происходило не где-нибудь в Нью-Йорке, а в небольшом городке Дейтоне, однако происходящее вызвало очень широкий общественный резонанс. Настолько широкий, что на стороне обвинения выступал трижды кандидат в президенты США Уильям Брайан, а защищал учителя адвокат Кларенс Дэрроу, известный по делу об убийцах Леопольде и Лёбе. Борьба шла, конечно, не за штраф в 100 долларов, что должен был выплатить Скоупс, а за отмену антинаучного закона. Отстоять свою правоту в суде учителю не удалось, но за первым Обезьяньим процессом вскоре последовали другие, которые стали выигрывать уже сторонники эволюции.

Однако, несмотря ни на что, американские креационисты (в том числе и представители высших кругов власти) не успокаиваются и снова и снова пытаются вернуть в школу свое учение, хотя бы под наукообразной вывеской «теории разумного замысла». И хотя фактически в программе её сейчас нет, преподавание подобных воззрений ведётся в рамках естественных дисциплин. В итоге в начале XXI века больше половины американских граждан были уверены в том, что эволюционная теория ложна.

До последнего времени в Европе креационистские теории особой популярностью не пользовались: в Великобритании, например, существовало «Движение протеста против эволюции», численность сторонников которого в лучшие годы вряд ли превышала одну тысячу. Но к началу XXI века золотое время эволюционной биологии в Европе закончилось.

Угроза была оценена научным сообществом в 2007 году, и Совет Европы решил выпустить резолюцию о своём категорическом несогласии с антинаучными доводами, но внезапно встретил отпор со стороны многих чиновников. Резолюция в итоге была принята, но сама эта ситуация говорит о том, насколько поздно европейские учёные заметили серьёзную проблему. К тому моменту уже часть учителей биологии Великобритании стали убеждёнными креационистами. И если в конце XIX века подобную ситуацию можно было объяснить недостатком доказательств эволюционной теории, то сегодня приходится говорить исключительно о научной безграмотности населения. Современной науке есть что ответить на любой довод креационистов, тем более что за 100 лет их аргументация не претерпела серьезных изменений.

Человеческий организм совершенен? А как же малоподвижные уши человека (несмотря на наличие ушных мышц), бесполезные пальцы на ногах или зубы мудрости, которые стоматологи рекомендуют удалять хирургически, не дожидаясь проблем? У человека есть и другие рудиментарные органы, доставшиеся ему от эволюционных предков.

Любимый аргумент креационистов: «Эволюцию никто не видел». А как же вирусы и бактерии, которые эволюционным путём приспосабливаются к противовирусным препаратам и антибиотикам? Что же касается «множества пробелов» в палеонтологической летописи, то рассказами о них может тешить себя только тот, кто не знаком с палеонтологией. 

  • Карикатура на тему теории Дарвина в альманахе Punch, 1882 год
  • © Wikipedia.org

Разумеется, далеко не все религиозные люди отрицают научные факты. Креационизм вообще разнороден. Существуют бескомпромиссные группы, вроде младоземельцев, которые толкуют Ветхий Завет буквально и отрицают всё, что не согласуется с Библией. Но есть и другой подход, основанный на метафорическом понимании Священного Писания. Его приверженцы в большинстве своём соглашаются с научными датировками и даже признают эволюцию, но не в результате естественного отбора, а направляемую Творцом. Есть и совсем прогрессивные течения, в рамках которых уживаются и идея о наличии Бога-творца, и эволюционная теория практически в полном объёме. К этой категории примыкают и деисты, считающие, что после сотворения мира Бог не вмешивался в его дела. Самое изящное мнение по этому вопросу звучит так: Бог исполнил акт творения трижды — сотворив мир, сотворив жизнь и сотворив разум. Стоит отметить, что не только в христианстве (о котором идёт речь в нашем материале), но и в других мировых религиях есть свои креационисты и свои сторонники эволюции. Так, среди буддистов 80% уверены, что эволюция — лучшее объяснение происхождения человеческой жизни.

В XXI веке образованный человек, знакомый с доказательствами эволюции, может воспринимать историю про создание мира за шесть дней только как красивую легенду. Казалось бы, наука торжествует: экспозиции музеев знакомят посетителей с находками палеонтологов, на полках книжных магазинов можно найти множество интересных книг по биологии, а многие солидные издания считают своим долгом делиться с читателями последними научными изысканиями. Как же креационизму удаётся по-прежнему держаться на плаву? Очень просто: его адепты лучше работают с интернетом и СМИ, чем учёные. Телевидение и бульварные издания любят креационистов с их незамысловатыми теориями и постоянными скандалами, учёным же некогда развлекать массовую аудиторию — им надо заниматься наукой. Не спасает и система образования: в начальной школе многих стран существует религиозное воспитание. Позднее повлиять на закрепившиеся в раннем возрасте креационистские убеждения уже не так просто.

«Главная проблема эволюционного учения — для многих оно психологически дискомфортно, — рассказывает RT Александр Соколов, автор книги «Мифы об эволюции человека», финалист премии «Просветитель» за 2015 год. — Краеугольный камень — происхождение от обезьян. Какое дело обывателю до научных фактов, когда ему предлагают в предки таких несимпатичных и неблагородных животных? Поэтому пропагандисты креационизма идут не от научных открытий, а от эмоций. Креационизм — это чистый пиар, науки там нет, креационисты не ведут собственных исследований, не занимаются раскопками. Они основываются, как ни парадоксально, на открытиях эволюционистов, которые средствами демагогии выворачивают наизнанку.Поэтому лучший способ противодействия креационизму — научная пропаганда, качественное просвещение. В России в этом плане за последние годы произошли некоторые сдвиги: стали появляться приличные телепередачи, выходить хорошие популярные книги, проводится много просветительских мероприятий. На нашу выставку об эволюции человека приходят креационисты, но их немного. Гораздо больше людей, которые просто не знакомы с этой областью науки, которые сомневаются, задают вполне адекватные вопросы, типа: так нашли ученые недостающее звено или нет? И когда им эти недостающие звенья показываешь и даже даёшь подержать в руках, — это действует эффективней, чем любая научная лекция».

Юлия Попова

Теория создания ценности: обзор литературы и оценка теории

Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:

Дуэйн Виндзор

Управление заинтересованными сторонами

ISBN :
978-1-78714-408-8,
eISBN :
978-1-78714-407-1

ISSN :
2514-1759 гг.

Дата публикации: 23 мая 2017 г.

Аннотация

В этой главе собрана ключевая литература по созданию стоимости для рассмотрения в связи с теорией заинтересованных сторон. Обзор литературы определяет и объясняет основные темы, касающиеся создания стоимости и связанных с ними идей. Цель состоит в том, чтобы стимулировать исследования теории, практики и социальных последствий создания стоимости в рамках управления заинтересованными сторонами. Конструкту «ценности» не хватает теоретической точности и эмпирической проверки. Наиболее фундаментальный и спорный вопрос заключается в том, какой ценностный подход для фирмы лучше всего способствует общему (совокупному) общественному благосостоянию. Жизненно важный вопрос заключается в том, превосходит ли теория управленческих заинтересованных сторон с точки зрения создания долгосрочной стоимости для множества заинтересованных сторон, включая общество в целом, традиционную агентскую теорию. Бизнес-руководители и директора — это те, кто выбирает между агентским и заинтересованным подходами к управлению. Их действия влияют на организационные и социальные результаты. Исследования ограничиваются обзором литературы, за которым следует обсуждение вероятной роли теории создания стоимости в будущих исследованиях заинтересованных сторон. В главе сначала определяется стоимость. Основной подход заключается в том, чтобы сосредоточиться на ключевых темах в соответствующей литературе. В последнем разделе рассматривается роль теории создания стоимости в будущих исследованиях заинтересованных сторон.

Ключевые слова

  • Экономическая добавленная стоимость
  • Присвоение стоимости
  • Сбор значений
  • Создание стоимости
  • Уничтожение значения

Цитата

Виндзор, Д. (2017), «Теория создания стоимости: обзор литературы и оценка теории», Управление заинтересованными сторонами ( Бизнес и общество 360, том 1 ), Emerald Publishing Limited, Бингли, стр. 75-100. https://doi.org/10.1108/S2514-175920170000004

Издатель

:

Изумруд Паблишинг Лимитед

Copyright © 2017 Изумруд Паблишинг Лимитед

креационизм | Определения, история и факты

Адам и Ева

Все медиа

Связанные темы:
христианство
эволюционизм
творчество

Просмотреть весь связанный контент →

креационизм , вера в то, что вселенная и различные формы жизни были созданы Богом из ничего ( ex nihilo ). Хотя идея Бога как творца так же стара, как и сама религия, современный креационизм во многом является ответом на эволюционную теорию, которая может объяснить разнообразие жизни, не прибегая к учению о Боге или какой-либо другой божественной силе. Он также может отвергнуть модель возникновения Вселенной, основанную на большом взрыве. Традиционные ученые обычно отвергают креационизм. Креационизм в значительной степени связан с консервативными ветвями протестантского христианства, хотя есть сторонники еврейского и исламского креационизма, а также приверженцы других ветвей христианства.

Библейские или молодоземельные креационисты верят, что история, рассказанная в Книге Бытия о шестидневном сотворении Богом всего сущего, буквально верна и что Земле всего несколько тысяч лет, как экстраполировано из библейских генеалогий, начинающихся с Адама , первый мужчина. Другие, такие как креационисты старой Земли, верят, что создатель создал все, что существует, но они могут не считать, что история Бытия является буквальной историей этого творения. Эти креационисты часто принимают окаменелости и другие геологические свидетельства возраста Земли как фактические и могут или не могут считать, что Бог использовал Большой взрыв при сотворении Вселенной. Оба типа креационистов, однако, считают, что изменения в организмах могут включать изменения внутри вида (часто понимаемые как «вид», упомянутый в Бытие 1:24) или нисходящие изменения, такие как отрицательные мутации, но они не верят, что любой из этих изменения могут привести к эволюции низших или более простых видов в более высокие или более сложные виды. Таким образом, теория биологической эволюции оспаривается всеми креационистами.

Креационизм стал объектом интереса среди консервативных религиозных групп после публикации в 1859 году Чарльза Дарвина (1809–1882) книги «О происхождении видов », первого систематического изложения теории эволюции. В течение двух десятилетий большая часть научного сообщества приняла ту или иную форму эволюции, и большинство церквей в конце концов последовали их примеру. В начале 20 века законодательные собрания некоторых штатов США запретили учение об эволюции на том основании, что оно противоречит библейской истории сотворения мира, которую они считали открытой истиной. Результатом стал знаменитый процесс Скоупса (так называемый «Обезьяний процесс») 1925, в котором учитель средней школы Джон Т. Скоупс был осужден за незаконное преподавание теории эволюции (позже он был оправдан по техническим причинам). Креационизм в значительной степени пропагандировался консервативными христианами-протестантами.

В 1950 году Папа Пий XII выпустил энциклику, подтверждающую, что между теорией эволюции и учением Римско-католической церкви нет внутреннего конфликта, при условии, что католики по-прежнему верят, что люди наделены душой, созданной Богом. В 1996 Папа Иоанн Павел II расширил и подтвердил позицию церкви, утверждая, что эволюция — это «больше, чем гипотеза».

Брайан Грин спрашивает Ричарда Докинза: существует ли Бог?

Посмотреть все видео к этой статье

Начиная с конца 20-го века, многие креационисты отстаивали точку зрения, известную как разумный замысел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts