Теория творения: КРЕАЦИОНИЗМ • Большая российская энциклопедия
Содержание
КРЕАЦИОНИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: П. В. Резвых, Э. И. Колчинский (Креационизм в биологии)
КРЕАЦИОНИ́ЗМ (от лат. creatio – творение), религ. и филос. учение о творении мира и человека Богом. Предпосылки для формирования К. возникли в процессе развития космогонич. мифов благодаря терминологич. фиксации отличия акта творения от др. действий божества (биологич. порождения, ремесленного изготовления, борьбы и т. п.), выступающих в качестве факторов космогонич. процесса. В латентной форме креационистские элементы присутствуют уже в архаич. мифологиях Древнего Востока (др.-егип., шумерской, ассиро-вавилонской), однако наиболее явно тенденция к К. проявилась в Священном Писании евреев. Как своеобразный тип онтологии, К. выработался гл. обр. в рамках ветхозаветной и новозаветной традиций, первоначально – в ходе позднеантичной рецепции библейского повествования (в особенности в кн. Бытие и в Евангелии от Иоанна) о Сотворении мира. Представления о творении были также своеобразно переработаны в арабо-мусульм. традиции, сформулировавшей свою версию креационизма.
Христианский К. получил развёрнутую формулировку в период патристики – сначала в рамках библейской экзегезы, а затем в ходе разработки осн. принципов христианского систематич. богословия. Понятийные средства для такой формулировки были выработаны на греч. яз. в сочинениях Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена и каппадокийских отцов, на латыни – прежде всего в творениях блж. Августина, установившего в качестве первичного онтологич. различения вечного и неизменяемого Творца и временной и изменчивой твари, а также в сочинениях Иоанна Скота Эриугены, различавшего такие виды сущностей, как «творящее и несотворённое», «творящее и сотворённое», «нетворящее и сотворённое». Понятие К. нашло отражение в Символах веры, содержащих определение единого Бога как Творца.
В период становления в качестве учения К. противостоял как разл. версиям неоплатонич. теории эманации, так и натуралистич. представлениям о формообразовании и упорядочении вечно сущей материи (см. Форма и материя). В ходе дискуссий вокруг понятия творения выявилось логич. затруднение – с одной стороны, творение должно мыслиться как акт, с др. стороны, его нельзя определить как событие во времени, – которое по-разному решалось разл. философами и богословами. Терминологич. оформление К. получил в ср.-век. схоластике. В «Сентенциях» Петра Ломбардского впервые было закреплено строгое различие между «creare» («из ничего делать нечто») и «facere» («создавать из имеющегося материала»). Опираясь на него, Фома Аквинский обосновал отличие творения (creatio) от возникновения (generatio) с помощью аристотелевских понятий возможности и действительности. По мысли Фомы, generatio – это осуществление наличной возможности, creatio представляет собой чистый акт, которому никакая возможность не предшествует; поэтому первое может происходить постепенно, а второе мыслимо только как неделимое и абсолютно простое.
Различение творения и возникновения сыграло ключевую роль в теологич. и филос. дискуссиях о происхождении души: в противоположность традуционизму, согласно которому душа вместе с телом передаётся человеку от родителей, К. утверждает, что она сотворяется Богом и соединяется с телом младенца.
В рационалистич. философии Нового времени К. стал постепенно принимать всё более ограниченные формы, от концепции Р. Декарта о вечном творении до разл. версий деизма.
Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органич. мира как результат Божественного творения. Сформировалась в кон. 18 – нач. 19 вв. в связи с переходом к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, постепенно вытеснившему представления трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении организмов в результате случайного сочетания отд. органов (Эмпедокл, Лукреций, Альберт Великий и др.). Сторонники идеи постоянства видов (П. С. Паллас) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а диапазон их изменчивости имеет строгие пределы. К. Линней утверждал, что видов столько, сколько их было создано во время творения мира. Смену флор и фаун в палеонтологич. летописи Ж. Кювье объяснял теорией катастроф, которая в трудах его последователей (Ж. Л. Р. Агассиса, А. Д’Орбиньи и др.) привела к постулированию десятков периодов полного обновления органич. мира Земли. Многократные акты творения отд. видов признавал Ч. Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию идеи эволюции под влиянием дарвинизма, число приверженцев К. в биологии уже в сер. 1860-х гг. сильно сократилось, однако идеи К. активно обсуждались в филос. и религ. доктринах. Неоднократно предпринимались попытки соединить идею эволюции с представлением о Боге как её изначальной причине и конечной цели (Н. Я. Данилевский, П. Тейяр де Шарден и др.). Начиная с 1960-х гг. в США, а затем в Зап. Европе сформировалось движение «науч. креационизма», возникли многочисл. общества и академии, отстаивавшие тезис, что естествознание полностью подтверждает достоверность библейского повествования о сотворении Вселенной и человека, а теория эволюции – лишь одно из возможных объяснений развития органич. мира. Большинство биологов, исходя из реальности эволюции в целом и естественного отбора в частности, отвергают «теорию разумного творения» и считают, что доказательства «науч. креационизма» строятся на неправильном понимании совр. теории эволюции.
как креационисты отвоёвывают позиции у Дарвина — РТ на русском
Креационистские идеи снова завоёвывают популярность в Европе. Об этом свидетельствуют статьи, опубликованные в крупных научно-популярных изданиях, в том числе журналах Science и Scientific American. Почему люди предпочитают верить в божественное происхождение жизни и отвергают исчерпывающие аргументы в пользу теории Дарвина, разбирался RT.
Вот уже более 200 лет (если считать отправной точкой публикацию трудов биолога Жана Батиста Ламарка) теория эволюции укрепляется новыми доказательствами, постепенно делая любые попытки опровержения всё более бесполезными. Учёные находят недостающие звенья эволюционной цепи; астрофизика, геология и химия убедительно доказывают, что нашей планете явно больше шести тысяч лет, а успехи генетиков демонстрируют всему миру родство между разными видами живых организмов. Казалось бы, этот праздник науки должен свести на нет любые споры о происхождении и развитии жизни на земле, но, как ни парадоксально, сторонников антинаучных теорий в последнее время становится только больше — по планете снова стройными рядами шагает креационизм.
В широком смысле креационисты — это люди, отвергающие научные объяснения происхождения жизни на земле в пользу представлений об особом акте творения, совершённом сверхъестественными силами. Активное противостояние между креационизмом и эволюционной теорией началось спустя некоторое время после выхода работы Чарльза Дарвина. Существует легенда, что сам учёный, будучи верующим человеком, в конце жизни отказался от своей теории, но у неё примерно столько же доказательств, сколько у креационистской системы мира. Ни в дневниках Дарвина, ни в его автобиографии, написанной незадолго до смерти, ни в воспоминаниях родственников нет указаний на то, что великий учёный подвергал свои выводы серьёзным сомнениям.
Настоящая война вокруг работ Дарвина развернулась в начале XX века в США. В 1920-х гг. в стране законодательно запретили преподавать эволюционную теорию в школе, после чего произошёл громкий Обезьяний процесс. В 1925 году учитель из Теннесси, Джон Скоупс, решил пренебречь запретом и рассказать школьникам об учении Дарвина. За это ему не грозила ни смертная казнь, ни тюремный срок, да и дело происходило не где-нибудь в Нью-Йорке, а в небольшом городке Дейтоне, однако происходящее вызвало очень широкий общественный резонанс. Настолько широкий, что на стороне обвинения выступал трижды кандидат в президенты США Уильям Брайан, а защищал учителя адвокат Кларенс Дэрроу, известный по делу об убийцах Леопольде и Лёбе. Борьба шла, конечно, не за штраф в 100 долларов, что должен был выплатить Скоупс, а за отмену антинаучного закона. Отстоять свою правоту в суде учителю не удалось, но за первым Обезьяньим процессом вскоре последовали другие, которые стали выигрывать уже сторонники эволюции.
Однако, несмотря ни на что, американские креационисты (в том числе и представители высших кругов власти) не успокаиваются и снова и снова пытаются вернуть в школу свое учение, хотя бы под наукообразной вывеской «теории разумного замысла». И хотя фактически в программе её сейчас нет, преподавание подобных воззрений ведётся в рамках естественных дисциплин. В итоге в начале XXI века больше половины американских граждан были уверены в том, что эволюционная теория ложна.
До последнего времени в Европе креационистские теории особой популярностью не пользовались: в Великобритании, например, существовало «Движение протеста против эволюции», численность сторонников которого в лучшие годы вряд ли превышала одну тысячу. Но к началу XXI века золотое время эволюционной биологии в Европе закончилось.
Угроза была оценена научным сообществом в 2007 году, и Совет Европы решил выпустить резолюцию о своём категорическом несогласии с антинаучными доводами, но внезапно встретил отпор со стороны многих чиновников. Резолюция в итоге была принята, но сама эта ситуация говорит о том, насколько поздно европейские учёные заметили серьёзную проблему. К тому моменту уже часть учителей биологии Великобритании стали убеждёнными креационистами. И если в конце XIX века подобную ситуацию можно было объяснить недостатком доказательств эволюционной теории, то сегодня приходится говорить исключительно о научной безграмотности населения. Современной науке есть что ответить на любой довод креационистов, тем более что за 100 лет их аргументация не претерпела серьезных изменений.
Человеческий организм совершенен? А как же малоподвижные уши человека (несмотря на наличие ушных мышц), бесполезные пальцы на ногах или зубы мудрости, которые стоматологи рекомендуют удалять хирургически, не дожидаясь проблем? У человека есть и другие рудиментарные органы, доставшиеся ему от эволюционных предков.
Любимый аргумент креационистов: «Эволюцию никто не видел». А как же вирусы и бактерии, которые эволюционным путём приспосабливаются к противовирусным препаратам и антибиотикам? Что же касается «множества пробелов» в палеонтологической летописи, то рассказами о них может тешить себя только тот, кто не знаком с палеонтологией.
- Карикатура на тему теории Дарвина в альманахе Punch, 1882 год
- © Wikipedia.org
Разумеется, далеко не все религиозные люди отрицают научные факты. Креационизм вообще разнороден. Существуют бескомпромиссные группы, вроде младоземельцев, которые толкуют Ветхий Завет буквально и отрицают всё, что не согласуется с Библией. Но есть и другой подход, основанный на метафорическом понимании Священного Писания. Его приверженцы в большинстве своём соглашаются с научными датировками и даже признают эволюцию, но не в результате естественного отбора, а направляемую Творцом. Есть и совсем прогрессивные течения, в рамках которых уживаются и идея о наличии Бога-творца, и эволюционная теория практически в полном объёме. К этой категории примыкают и деисты, считающие, что после сотворения мира Бог не вмешивался в его дела. Самое изящное мнение по этому вопросу звучит так: Бог исполнил акт творения трижды — сотворив мир, сотворив жизнь и сотворив разум. Стоит отметить, что не только в христианстве (о котором идёт речь в нашем материале), но и в других мировых религиях есть свои креационисты и свои сторонники эволюции. Так, среди буддистов 80% уверены, что эволюция — лучшее объяснение происхождения человеческой жизни.
В XXI веке образованный человек, знакомый с доказательствами эволюции, может воспринимать историю про создание мира за шесть дней только как красивую легенду. Казалось бы, наука торжествует: экспозиции музеев знакомят посетителей с находками палеонтологов, на полках книжных магазинов можно найти множество интересных книг по биологии, а многие солидные издания считают своим долгом делиться с читателями последними научными изысканиями. Как же креационизму удаётся по-прежнему держаться на плаву? Очень просто: его адепты лучше работают с интернетом и СМИ, чем учёные. Телевидение и бульварные издания любят креационистов с их незамысловатыми теориями и постоянными скандалами, учёным же некогда развлекать массовую аудиторию — им надо заниматься наукой. Не спасает и система образования: в начальной школе многих стран существует религиозное воспитание. Позднее повлиять на закрепившиеся в раннем возрасте креационистские убеждения уже не так просто.
«Главная проблема эволюционного учения — для многих оно психологически дискомфортно, — рассказывает RT Александр Соколов, автор книги «Мифы об эволюции человека», финалист премии «Просветитель» за 2015 год. — Краеугольный камень — происхождение от обезьян. Какое дело обывателю до научных фактов, когда ему предлагают в предки таких несимпатичных и неблагородных животных? Поэтому пропагандисты креационизма идут не от научных открытий, а от эмоций. Креационизм — это чистый пиар, науки там нет, креационисты не ведут собственных исследований, не занимаются раскопками. Они основываются, как ни парадоксально, на открытиях эволюционистов, которые средствами демагогии выворачивают наизнанку.Поэтому лучший способ противодействия креационизму — научная пропаганда, качественное просвещение. В России в этом плане за последние годы произошли некоторые сдвиги: стали появляться приличные телепередачи, выходить хорошие популярные книги, проводится много просветительских мероприятий. На нашу выставку об эволюции человека приходят креационисты, но их немного. Гораздо больше людей, которые просто не знакомы с этой областью науки, которые сомневаются, задают вполне адекватные вопросы, типа: так нашли ученые недостающее звено или нет? И когда им эти недостающие звенья показываешь и даже даёшь подержать в руках, — это действует эффективней, чем любая научная лекция».
Юлия Попова
Теория создания ценности: обзор литературы и оценка теории
Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:
Дуэйн Виндзор
Управление заинтересованными сторонами
ISBN :
978-1-78714-408-8,
eISBN :
978-1-78714-407-1
ISSN :
2514-1759 гг.
Дата публикации: 23 мая 2017 г.
Аннотация
В этой главе собрана ключевая литература по созданию стоимости для рассмотрения в связи с теорией заинтересованных сторон. Обзор литературы определяет и объясняет основные темы, касающиеся создания стоимости и связанных с ними идей. Цель состоит в том, чтобы стимулировать исследования теории, практики и социальных последствий создания стоимости в рамках управления заинтересованными сторонами. Конструкту «ценности» не хватает теоретической точности и эмпирической проверки. Наиболее фундаментальный и спорный вопрос заключается в том, какой ценностный подход для фирмы лучше всего способствует общему (совокупному) общественному благосостоянию. Жизненно важный вопрос заключается в том, превосходит ли теория управленческих заинтересованных сторон с точки зрения создания долгосрочной стоимости для множества заинтересованных сторон, включая общество в целом, традиционную агентскую теорию. Бизнес-руководители и директора — это те, кто выбирает между агентским и заинтересованным подходами к управлению. Их действия влияют на организационные и социальные результаты. Исследования ограничиваются обзором литературы, за которым следует обсуждение вероятной роли теории создания стоимости в будущих исследованиях заинтересованных сторон. В главе сначала определяется стоимость. Основной подход заключается в том, чтобы сосредоточиться на ключевых темах в соответствующей литературе. В последнем разделе рассматривается роль теории создания стоимости в будущих исследованиях заинтересованных сторон.
Ключевые слова
- Экономическая добавленная стоимость
- Присвоение стоимости
- Сбор значений
- Создание стоимости
- Уничтожение значения
Цитата
Виндзор, Д. (2017), «Теория создания стоимости: обзор литературы и оценка теории», Управление заинтересованными сторонами ( Бизнес и общество 360, том 1 ), Emerald Publishing Limited, Бингли, стр. 75-100. https://doi.org/10.1108/S2514-175920170000004
Издатель
:
Изумруд Паблишинг Лимитед
Copyright © 2017 Изумруд Паблишинг Лимитед
креационизм | Определения, история и факты
Адам и Ева
Все медиа
- Связанные темы:
- христианство
эволюционизм
творчество
Просмотреть весь связанный контент →
креационизм , вера в то, что вселенная и различные формы жизни были созданы Богом из ничего ( ex nihilo ). Хотя идея Бога как творца так же стара, как и сама религия, современный креационизм во многом является ответом на эволюционную теорию, которая может объяснить разнообразие жизни, не прибегая к учению о Боге или какой-либо другой божественной силе. Он также может отвергнуть модель возникновения Вселенной, основанную на большом взрыве. Традиционные ученые обычно отвергают креационизм. Креационизм в значительной степени связан с консервативными ветвями протестантского христианства, хотя есть сторонники еврейского и исламского креационизма, а также приверженцы других ветвей христианства.
Библейские или молодоземельные креационисты верят, что история, рассказанная в Книге Бытия о шестидневном сотворении Богом всего сущего, буквально верна и что Земле всего несколько тысяч лет, как экстраполировано из библейских генеалогий, начинающихся с Адама , первый мужчина. Другие, такие как креационисты старой Земли, верят, что создатель создал все, что существует, но они могут не считать, что история Бытия является буквальной историей этого творения. Эти креационисты часто принимают окаменелости и другие геологические свидетельства возраста Земли как фактические и могут или не могут считать, что Бог использовал Большой взрыв при сотворении Вселенной. Оба типа креационистов, однако, считают, что изменения в организмах могут включать изменения внутри вида (часто понимаемые как «вид», упомянутый в Бытие 1:24) или нисходящие изменения, такие как отрицательные мутации, но они не верят, что любой из этих изменения могут привести к эволюции низших или более простых видов в более высокие или более сложные виды. Таким образом, теория биологической эволюции оспаривается всеми креационистами.
Креационизм стал объектом интереса среди консервативных религиозных групп после публикации в 1859 году Чарльза Дарвина (1809–1882) книги «О происхождении видов », первого систематического изложения теории эволюции. В течение двух десятилетий большая часть научного сообщества приняла ту или иную форму эволюции, и большинство церквей в конце концов последовали их примеру. В начале 20 века законодательные собрания некоторых штатов США запретили учение об эволюции на том основании, что оно противоречит библейской истории сотворения мира, которую они считали открытой истиной. Результатом стал знаменитый процесс Скоупса (так называемый «Обезьяний процесс») 1925, в котором учитель средней школы Джон Т. Скоупс был осужден за незаконное преподавание теории эволюции (позже он был оправдан по техническим причинам). Креационизм в значительной степени пропагандировался консервативными христианами-протестантами.
В 1950 году Папа Пий XII выпустил энциклику, подтверждающую, что между теорией эволюции и учением Римско-католической церкви нет внутреннего конфликта, при условии, что католики по-прежнему верят, что люди наделены душой, созданной Богом. В 1996 Папа Иоанн Павел II расширил и подтвердил позицию церкви, утверждая, что эволюция — это «больше, чем гипотеза».
Брайан Грин спрашивает Ричарда Докинза: существует ли Бог?
Посмотреть все видео к этой статье
Начиная с конца 20-го века, многие креационисты отстаивали точку зрения, известную как разумный замысел.