Трескино батюшка кронид отчитка дни службы: Не надо ехать на «отчитку!»
Не надо ехать на «отчитку!»
«Ну что делать? Опять она на отчитку в Пензу собирается! Объясняли-объясняли — и всё без толку. Говорит: ”Вы не понимаете ничего” — и все тут!» — такой разговор довелось услышать недавно. Удивляться не приходится — каждую весну происходит настоящее «обострение»: страждущие избавления от своих проблем устремляются в соседний регион в хорошо известном им направлении.
«Врачи не помогают? Да ведь вам не лечиться — вам на отчитку надо!», «Несчастье за несчастьем? Это вам всё “сделали”, тут вся надежда на батюшку Кронида» — в больничных палатах, в очередях в коридорах поликлиник сарафанное радио и «диагноз» поставит, и «рецепт» пропишет, и информацией о том, куда ехать, снабдит. А доведенный до отчаяния своими проблемами человек — это уже не просто человек, а готовая «целевая аудитория».
Чаще это женщины, чем мужчины. Чаще — в летах, хотя есть и молодые. В общем — люди разные. И проблемы разные: у той — муж ушел, у этой — ноги не ходят… Общее, пожалуй, одно: решимость обратиться «к кому угодно, лишь бы помогло». Это если вы спросите воцерковленного человека, зачем он идет в храм, к батюшке, ответы будут разные: молиться, покаяться в грехах, причаститься, получить духовный совет… У целевой же аудитории, о которой мы говорим, скорее всего ответ будет один: «Лечиться»!. Отчаянным отчаявшимся одинаково всё равно, кто избавит их от проблем: экстрасенс, священник или колдун вуду. Они — крайне неблагодарная аудитория для тех, кто пытается их вразумить (рискнете останавливать — вообще сделаетесь врагом номер один). Зато — просто идеальная для тех, кто делает бизнес.
Те, кто делают бизнес, отлично знают, что нужно целевой аудитории. Пообещайте ей и то, и это, причем «всё и сразу» — всё, что она хочет! Как это сделать? Легко: читайте и учитесь: «Паломническая поездка на комфортабельном автобусе по святым местам, монастырям. К ясновидящему Батюшке Крониду на лечение под г. Пензу. Лечение святыми источниками, болезни головы, сердца, крови, ноги, кости, суставы, сах. диабет, женские заболевания, купание в святых источниках (закрытие купели), снятие порчи». Далее — дата отъезда, стоимость, телефон. Орфографию и пунктуацию подлинника — рекламной листовки, которую можно увидеть на вокзалах, рынках и автобусных остановках,— мы сохранили в ее, так сказать, первозданном виде. Сильно, правда? Что ни строчка — то перл. Тут вам и «святые источники» аж два раза (в одних, как следует из объявления, лечатся — а в других, вероятно, «купаются» после загадочного «закрытия купели»), и «сах. диабет» через запятую со «снятием порчи»… Ну, а уж «ясновидящий Батюшка» — это вообще без комментариев. Кстати, пусть не смущает вас, что слово «батюшка» с большой буквы написано. Это как раз очень логично. Потому что для тех, кто стоит за этим объявлением, «Батюшка Кронид» — не усталый священник из села под Пензой, а раскрученный товарный знак, хорошо продаваемый бренд.
Рассказывают, что отец Кронид — молодой сельский батюшка. Монах. При храме — небольшое хозяйство. А еще — много цветов. Вот только ухаживать за ними практически некогда: пыльные «газельки» подвозят всё новые и новые порции страждущего люда. Как-то одна городская приезжая попросила: «Давайте, батюшка, помогу чем, вот хоть за цветочками присмотрю!» — да и общипала по незнанию все бутоны с розовых кустов. Да что ж сделаешь — с приезжего люда какой спрос?
Приезжие «кормят» не только организаторов «чартеров на отчитку» — всё село переориентировалось под обслуживание гостей. Жилье здесь сдают не комнатами — койками, и за те в разгар «сезона» чуть ли не драка. В сельском магазине бойко идет торговля: большинство приезжих остаются здесь не на день-другой, а живут по месяцу, а то и дольше — а на такой срок разве продуктов с собой привезешь? Бывает, правда, если у гостей совсем кончаются деньги, хозяева и крупы, и овощей с огорода дадут. О деньгах: этот вопрос для тех, кто сюда стремится, достаточно болезненный. Помощи здесь ищут не от хорошей жизни, а от проблем — в том числе и материальных. Поэтому на поездку в основном копят долго и трудно, собирают буквально по сотне — на оплату дороги, на оплату жилья. Многим приходится на время поездки бросать кому работу, кому приработок — по нынешним временам брешь в бюджете ощутимая. А приехав на место и глядя на ухоженные сельские грядки, большинство чуть не со слезами вспоминает собственные брошенные дачи и огороды, понимая, что в нынешнюю зиму останутся без овощных заготовок.
И все-таки они едут. Несмотря на увещевания родных и близких. Несмотря на разъяснения Православной Церкви о том, что отчитка — это особое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми. Таковых, к счастью, не очень много — в любом случае не те поля, заполненные народом, что собираются под Пензой; обычному же, не одержимому бесами человеку отчитка не только не принесет пользы, но может серьезно навредить — в нашей газете мы не раз подробно писали об этом.
В начале апреля Епископ Саратовский и Вольский Лонгин направил Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, одно из рекламных объявлений о «паломнических поездках» к отцу Крониду. Вот какой ответ пришел из соседней епархии:
«Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Лонгину,
Епископу Саратовскому и Вольскому
Ваше Преосвященство!
На Ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.
Прошу Вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.
С любовью во Христе
Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий».
Мы приводим ответ полностью — специально для всех, кто исчерпал в споре с родными и близкими из числа тех, кто собирается «на отчитку к Крониду», все аргументы. Не спорьте. Просто покажите им. Прочитайте. Обратите их внимание на слова ДАНО УКАЗАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОТЧИТКИ. Без благословения правящего архиерея священник совершать такое чинопоследование права не имеет.
Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 8 (388) за 2009 г.
Что такое отчитка, и как к ней относиться / Православие.Ru
В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С
одной стороны, часто можно услышать (особенно среди
простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с
самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не
хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает
неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются
происки демонов, от которых предлагают избавиться
присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать
крайне критичное и скептичное отношение к этому
чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не
нужное и инородное Церкви.
Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И
кому следует на ней присутствовать?
Отчитка – церковный чин, в котором
произносятся особые заклинательные молитвы с целью
изгнания из одержимого человека нечистой силы.
Применяться этот чин должен в тех исключительных
случаях, когда человек оказывается под тотальным
воздействием вселившегося в него темного духа и уже не
контролирует свои движения и поступки. Допустим, в
Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который
днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в
цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по
пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в
одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз
одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8:
26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь
передал Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми
былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только
Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей,
но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о
имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением
восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после
Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в
качестве одного из знамений: «Именем Моим будут
изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного
Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство
обращает демонов»[1].
Тем более что крест Христов стал для демонов
нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание
темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением
– явление в Церкви изначальное.
В середине II века святой Иустин Философ обращался к
язычникам со следующим свидетельством: Спаситель
«родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него
людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете
узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо
многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют
множество одержимых демонами во всем мире и в вашем
городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при
Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми
другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, –
и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших
человеками»[2].
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о
существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших
одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из
них нечистую силу. В первые века христианства это было
одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели
нечистой силы, получали на то особое благословение
епископа. Самочинно браться за это дело не положено,
поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит:
«Не произведенным от епископов не должно заклинать
ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны
молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В
требнике он называется «Последование молебное о
немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в
простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование
приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так
давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких
причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому
ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить
малыша, которому не было и года. Хотя до этого к
христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово
о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были
очень расстроены столь резкой переменой. Один его
родственник поддерживал отношения с насельниками
Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с
монахами о случившемся, и было решено пригласить
страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже
не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово
удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на
хитрость – предложили вместе посетить какое-то
мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз
по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама
страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала
поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в
музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам
храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в
связи с самой давкой было уже затруднительно. После
невольного участия в молебном пении страждущий испытывал
сильную слабость, а через несколько дней это был уже
другой человек – от прежней агрессии не осталось и
следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку
стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился
благоговейно.
Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с
усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку
избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же
образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом
отчитки и решив испытать его на себе, благополучно
расстались со своими «чудесными» способностями
– для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни
в Церкви.
Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто
неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши
дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к
этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких
все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой
силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все
выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому
перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила,
что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и
раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой
воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную
бездуховность человека, которому в свое время не привили
веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно
раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить
святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда
можно отождествлять с беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий
случай», по принципу «кто его знает, может, на
меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И
стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы
простым и нехитрым способом – присутствием на
отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию –
человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя
воздействия, а сам поступает по магическим принципам
– надеется на сам по себе ритуал безотносительно к
личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз
случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун
направляет обратившегося к нему пациента к батюшке,
занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня».
Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к
некоему магическому действию, которое должно само по себе
помочь несчастному.
Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои
плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать
ту истину, что для улучшения состояния собственной души
важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин,
а заняться существенным исправлением личной духовной
жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал:
«Освободившиеся от бесов еще хуже становятся
впоследствии, если не исправляются»[3].
Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди,
вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в
правило регулярно молиться дома утром и вечером,
еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно
чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого,
нужно постоянно читать духовную литературу, и не только
Священное Писание, которое, увы, многие понимают
по-своему, но и творения святых отцов, и полезные
современные духовные книги, общаться с воцерковленными
людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера
жизни. Только существенное изменение как внутреннего
склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на
первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей,
а на втором – все остальное, способно привести к
всецелому освобождению души от влияния темной силы.
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос
воцерковления родственника или знакомого, тем самым
вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно
относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином
изменить личность без ее добровольного на то согласия и
усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и
близких возможен эффект. Но если это свободно избранная,
личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет.
Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой
водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним,
потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной
одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое
демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно
устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из
одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род
изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).
Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при
аскетической жизни, благодаря которой христианин
освобождается от страстей и получает от Бога благодатную
помощь. Эта победа осуществляется только при решительном
исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного
Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел;
не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего
хуже» (Ин. 5: 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский,
изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами,
без специального чина. Это значит, что не столько
формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям
Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам.
И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет
от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство,
своего рода дополнительное условие, которое помогает при
полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.
Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским
наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
«Никаких заклинательных молитв не нужно: они
прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно
предаться воле Божией и признать себя достойным всякого
человеческого и бесовского наведения: тогда страхование
пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется,
как от глубокого сердечного сокрушения»[4].
Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а
стяжание добродетелей. Высшая добродетель –
смирение. Если гордость приятна демонам – именно
из-за гордости попускаются человеку несчастья и
душевные бедствия, – то смирение, словно огонь,
жжет и прогоняет диавола.
Что же касается собственно одержимости, то
непосредственное вселение злого духа в человека возможно
лишь при особом попущении Божием и когда сам человек
расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью.
Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же
род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:
21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в
человека входят они за его крайнее невоздержание и
отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы).
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил:
«Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых
ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив
умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи
нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией
помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и
наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им
владении»[5].
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека,
оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто
обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к
которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи
помыслы и исполняя его злую волю.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность
двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и
нравственного. Чувственное пребывание – всем
известное беснование, когда бес вселяется в человека и
мучает его душу и тело. Нравственное пребывание –
когда человек является исполнителем воли диавола, то есть
постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в
человека чувственно, овладевает его разумом и волей,
соединяется с ним в его духовной сфере[6].
Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид
пребывания – наиболее опасный, потому что влечет
человека на вечные муки души, тогда как первый вид
может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение
души человека. Святитель Игнатий писал: «В
духовном отношении такое наказание Божие (чувственная
одержимость. – В.Д.) отнюдь не служит
худым свидетельством о человеке… Гораздо
маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо
вражеского помысла, могущего навеки погубить
душу»[7].
Важно остерегаться сознательного подчинения в своих
делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему
по своей нравственной жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов
констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ
Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ
человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле
нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко
совершает это, если человек не противится внутренним
приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит
незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор
проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем:
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом,
одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и
бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно
думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого
слова. Но как это можно последовательно проследить по
Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей
страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее
овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец,
решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем
своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение
было приуготовлено ненасытными страстями, в частности
сребролюбием и нераскаянностью.
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым
духам.