Триптих александр невский: Александр Невский

Разное

Кто автор триптиха «Александр Невский»? Русский дух в картинах Павла Корина | Культура

С детства он помогал иконописцам расписывать храмы, но затем самым трудным для него было преодолеть традиции иконописи в светской живописи. «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи», — говорил Корин. Потом были мастерские Нестерова, Коровина, Малютина — появилась уверенность в своих силах, он работал не щадя себя.

Огромное влияние на Павла Корина оказал Михаил Васильевич Нестеров. Все еще неосознанные мечты при поддержке Нестерова стали потихоньку превращаться во что-то серьезное. Михаил Васильевич работал тогда на росписи храма Марфо-Мариинской обители в Москве и пригласил Павла Корина помогать. Павлу, юноше-иконописцу, тогда было всего 19 лет.

Художественного образования в силу обстоятельств Карин не получил, но старался получить всесторонние знания самостоятельно. Очень много читал. «Без Пушкина вообще художнику нельзя жить. Пушкин нужен нам как воздух», — говорил ему Нестеров, и юноша знал почти все произведения Александра Сергеевича наизусть. Взахлеб читал Толстого, Достоевского, Тургенева, классическую западную литературу. Как только выпадала свободная минутка, спешил в театр и смотрел Ермолову, Садовскую, слушал Шаляпина. Он жадно впитывал все, чтобы потом принести это в искусство.

В 1913 году Павел Корин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Именно в тот год какой-то вандал изрезал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Большего потрясения в жизни Корин, по его словам, не испытывал никогда. Ведь картины для него были живым существом. А перед гением Репина он вообще готов был встать на колени.

Нестеров был для Корина, по его словам, отцом по духу. Его родной отец умер, когда мальчику было всего 9 лет. Именно после смерти отца он часто посещал храмы, а затем, подавая краски и оказывая мелкие услуги иконописцам, сам стал потихоньку писать лики святых. Именно Нестерову первому показывал Корин свои еще несовершенные работы.

Когда началась война, Корин не уехал из Москвы. Все откладывал и откладывал свой отъезд и так и не мог заставить себя уехать. Москва жила суровой и трудовой жизнью военного времени, он ходил по ее улицам, более чем обычно пустынным и строгим. И в нем рождался замысел, впоследствии воплощенный, — замысел триптиха «Александр Невский».

Он приходил в Большой театр, куда во время одного из налетов попала бомба — в плафон, который он восстанавливал, и все думал, думал о будущей своей работе. В Большом театре он особенно ясно представлял себе, как он видит своего Невского, что его играет гениальный Шаляпин. Вообще, созданные Шаляпиным исторические образы — Иван Грозный, Борис Годунов — всегда представлялись Корину тем идеалом, образцом, с которым нужно соразмерять свои замыслы.

Из Большого — вдоль Охотного ряда и завернув на Манежную площадь — он часто шел в Исторический музей и рассматривал там древнее оружие русичей: мечи, кольчуги, наручники, шлем князя Ярослава, который надел впоследствии на своего Невского. Корин очень много работал: в конце осени 1942 года средняя часть его триптиха — Александр Невский — была готова и представлена в экспозиции выставки «Великая Отечественная война».

Корин считал, что великая и мужественная народная трагедия — война, в которой выстояла Москва, выстояла Россия, — соединила тогда в его сердце, в его видении великие образы, противостоящие фашизму. Александр Невский — боец и рыцарь — был и Нестеровым, и Шаляпиным, и Горьким, и молодым парнем из его родного Палеха, которого он наблюдал малышом, мальчиком, юношей и который погиб под Москвой, и героями-летчиками, чьи портреты писал перед войной.

Корину хотелось показать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждает людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, новые пути в науке, новые песни. Тот дух непокорства судьбе, волю и стойкость, что звучат и в «Слове о полку Игореве», и в первых стихах Пушкина, и в «Думах» Рылеева, и в собственном сердце. Для Корина Невский — князь, рыцарь, печальник земли русской. Он жил в эпоху, когда траур лежал на земле. Век был суровый.

Корин писал Невского, писал и думал об одном, виденном в юности эпизоде, так ярко воскресшем в памяти в те дни. Он вспоминал, как в Палех приходили на сезонные работы соседние ковшовские мужики. Вечером после тяжелого трудового дня шли они по улице с вилами на плечах — рослые, крепкие, могучие, как богатырская рать. Шли они и пели. Да как пели! Мужики остались в сознании Павла Корина героями народных былин. Это они, такие, как они, выстояли и вражеские нашествия, и крепостное рабство выстояли, сохранив нетленной благородную душу нации.

«Александр Невский», — писал Павел Корин, — связан с воспоминаниями о русских мужиках, с живой болью за Родину, терзаемую врагом, со страстной верой в победу».

Теги:

живописец,
Русь,
русские,
Россия,
художники,
картины,
менталитет,
живопись,
искусство

Вдохновляющий на подвиги.

Как Александра Невского изображали художники | Персона | КУЛЬТУРА

Елена Безгодова

Примерное время чтения: 9 минут

795

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. Аргументы и факты — Петербург 01/12/2021

Все изображения полководца – выдумка авторов. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь. / Вероника Такмовцева / АиФ

Образ князя Александра Невского знаком многим. Его профиль с орлиным носом, бородой и строгим взглядом мы не раз встречали в работах художников и в кино. Однако все изображения полководца – выдумка авторов. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь. Время не сохранило данных о его росте, телосложении и цвете волос. Тем не менее на картинах Невский – это воин с правильными чертами лица. Вспомним главные изображения князя, которые подарили нам русские художники.

Знаменитый портрет

Триптих «Александр Невский», созданный художником Павлом Кориным, сегодня одно из самых прославленных изображений князя. А по мнению ряда экспертов, еще и самый удачный образ.

Фото: Commons.wikimedia.org

Триптих был написан Кориным в разгар Великой Отечественной войны. В 1942 году комитет по делам искусств сделал заказ на эту работу. Изначально художник не хотел браться за портрет Невского, так как не мог найти подходящего натурщика. Однако это не помешало художнику. Сюжет так увлек Корина, что он создал центральную часть триптиха, где изображен Невский, всего за 3 недели.

На картине святой князь облачен в доспехи, в руках меч, рядом стяг Спаса. Позади Невского виднеется войско, а также величественный храм и река Волхов, что течет в Новгороде. Но с точки зрения исторической правды, Павел Корин совершил ошибку. Во времена Александра Невского русские воины не носили латы и кольчугу. Однако художник впоследствии объяснял, что намеренно облачил героя в мощные одеяния, избегая «бархатных штанишек и сафьяновых сапожек». Ведь образ князя должен был воодушевлять русских солдат на подвиг и борьбу с врагом. Задумка художника удалась – образ князя получился настолько убедительным, что после освобождения Новгорода в 1944 году копия центральной части триптиха была нарисована на щите при въезде в город.

Оригинал триптиха хранится в Третьяковской галерее. Кстати, спустя несколько лет Павел Корин создаст еще одно изображение князя, но на этот раз в мозаике. Увидеть картину можно на станции метро «Комсомольская-кольцевая» в Москве.

Невский в Русском музее

Картина «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» кисти Григория Угрюмова была написана в 1793 году. Сегодня полотно хранится в Русском музее, а копия – в Лавре.

Фото: Commons.wikimedia.org

Картина была создана по заказу императрицы Екатерины II и отдана в дар Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры, где холст хранился до середины XX века.

Этот образ князя Невского существенно отличается от привычного нам. На картине художник изобразил не сурового воина, а миловидного румяного юношу с усиками. В нем современники видели цесаревича Александра Павловича (будущего императора Александра I), любимого внука Екатерины. Чтобы показать торжественность шествия после героической битвы, художник создал аллюзию на римские императорские триумфы – поэтому князь въезжает в город на коне.

Что касается одеяний героев картины и общей обстановки, то здесь нет никакой исторической правды. Во времена Угрюмова еще не была развита археология, и при написании полотна художник ориентировался не на историческую точность, а на собственные ощущения.

Ассоциация с Победой

Картина Владимира Серова «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» входит в список самых известных изображений князя.

Фото: Commons.wikimedia.org

Написана она была в 1945 году, увидеть ее можно в Русском музее. Титулованный советский художник работал над полотном два года.

Идея картины и работа над ней начались в разгар Великой Отечественной войны, что объясняет выбор Серова этого сюжета русской истории. На картине Александр Невский – мужественный и сильный правитель. На мощном коне он въезжает в город, следом со знаменем в руках тянутся воины. Неподалеку видны и поверженные немецкие рыцари.

Художнику удалось передать величие процессии и радость простого люда. Несмотря на то что народ занимает большую площадь картины, князь выделяется на их фоне.

Для современников Серова князь и его дружина ассоциировались с победившей немецких захватчиков Красной армией.

Для эскизов храма

Художник Генрих Семирадский в 70-х годах XIX века получил заказ на создание композиций из жития Александра Невского, которые бы в будущем украсили храм Христа Спасителя в Москве.

Фрагмент. Фото: Commons.wikimedia.org/ Генрих Семирадский

Эскиз, который рассказывает о приеме Невским папских легатов, сегодня хранится в Русском музее Петербурга.

Семирадский показал один из реальных фактов жизни князя. В 1248 году воин принимал послов-кардиналов папы римского. В то время Европа не теряла надежды подчинить Русь римскому престолу. Князь выслушал льстивые речи легатов, однако отметил, что принимать чужое учение он не будет. На картине художник наглядно показал произошедшее. В облике Александра Невского читаются решительность и уверенность. Поза, в которой он сидит, показывает пренебрежение к незваным гостям.

Интересно, что именно этот сюжет вызвал осуждение среди творческой интеллигенции. Художника укоряли в отсутствии на картине религиозного содержания. В частности, осуждали Семирадского в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

С молитвой к Богу

В храме Спаса на Крови в Петербурге находится уникальная мозаичная икона, где изображен князь.

Фото: Commons.wikimedia.org

Выполнена она по эскизам художника Михаила Нестерова и благодаря реставраторам находится в хорошем состоянии.

Князь показан молящимся в храме. Он бросил под ноги щит и меч, склонил голову и подносит свечу к иконе Богородицы. На втором плане виднеется северный пейзаж – деревянные избы, которые придают национальный колорит. Здесь благоверный молится перед Невской битвой, прося силы и защиты. Художник показал не воинскую доблесть, а смирение перед Божьей волей и покорность.

Известно, что в канун первой своей битвы князь действительно долго молился в храме. Согласно летописи, 20-летний правитель пришел в Софийский собор в Новгороде, пал на колени перед алтарем и совершал молитву. Дружина ждала его на улице.

Князь-монах

Одно из самых ранних изображений святого князя сохранилось на иконах.

Фрагмент. Фото: Commons.wikimedia.org

В середине XVI века иконописец поместил Александра Невского среди новгородцев, которые вышли на битву с врагом. Чуть позже появилось изображение князя в образе монаха, что не случайно – перед кончиной Невский принял постриг под именем Алексий. Увидеть этот образ можно на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля. На нем князь изображен в полный рост рядом с внуком Иваном Калитой. Оба они в монашеском одеянии, над головой нимб, а руки сложены в молитвенном предстоянии.

Это одно из множества иконописных изображений святого князя. Его образ, датируемый XVII веком, можно встретить также в Архангельском соборе Московского Кремля. Правда, здесь князь в царственном образе – облачен в богатые одеяния, шубу, на голове шапка. В руках князь держит крест.

Иконы с изображением Александра Невского пишут до сих пор.

портреткартинамозаикапамятьувековечитьисториянаследие

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Чудеса Александра Невского. Как прославленный полководец стал святым

  • Сохранить и землю, и народ. Как Александр Невский защищал веру карелов

  • 7 лет под водой. За что Александра Берзина называют «арктическим адмиралом»

  • Мужчине воткнули нож в живот на Невском проспекте

Новости smi2.ru

Александр Невский (Триптих, Центральная панель). Корин, Павел Дмитриевич (1892-1967), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-7063

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ФАИ-7063

Фотограф:

Коллекция:
Изображения изобразительного искусства

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
35 МБ
А4+

(2949 х 5324 пикселей —
9,8 «х 17,7» —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Образ композиций

Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Александр Невский.

Древний эпос (Триптих, правая панель). Корин, Павел Дмитриевич (1892-1967), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-15199

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ФАИ-15199

Фотограф:

Коллекция:
Изображения изобразительного искусства

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

до л
26 МБ
А4

(2717 х 3000 пикселей —
9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts