Тропарь пресвятой богородице рождество: Тропарь Рождества Богородицы – Православный журнал «Фома»
Содержание
о празднике, икона праздника, тропарь, кондак, проповедь
Вадим | 20.09.2017 | Церковные праздники | Комментариев нет
В этот четверг — особенный день. Русская Православная Церковь празднует 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы. Давайте еще раз вспомним о том что это за праздник, о чем он нам говорит, узнаем икону праздника а так же тропарь и акафист праздника.
Пресвятая владычица наша Богородица Дева Мария родилась в те далекие времена, когда люди дошли до такого нравственного упадка, когда их исправление казалось навряд ли возможным. Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Воистину этот день все чтят как светлый праздник и день всеобщей радости. Этот день изменил ход истории всего мира.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Сей праздник — Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии является праздником положившим начало и всем остальным великим христианским праздникам!
Икона Рождество Пресвятой Богородицы 17 век
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника
Иоаким и Анна поношения безчадства
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,
во святем рождестве Твоем.
То празднуют и людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся,
внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Метки:церковные праздники
Поздравляем с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Величание Рождеству Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтем святых твоих родителей, / и всеславное славим / Рождество Твое.
В сентябре у нас большой праздник. Двадцать первого числа день рожденья Той, Которая стала Матерью Бога. Матерь Бога, Богородица… Давайте остановимся на этом слове. Не торопитесь!
От этой точки есть два пути. Один легкий и быстрый — привычно прочитать, не задумываясь над словами, не отказываясь от привычных штампов. «Ну да, слышали, знаем. Богородица. Владимирская есть, Казанская, Ченстоховская… А есть еще — «Прибавление Ума» называется». Так нельзя! Нельзя говорить о серьезных вещах не делая усилий, не выйдя навстречу словам.
Есть и другой путь, но он нелегкий, и его нельзя начать, не осознав невозможность идти по нему до конца. Будем честными: понять, что значит Богородица, понять Богорождение мы не можем, как не можем смотреть на солнце. Наши слова — вроде фотографий: все детали пейзажа как будто на месте, а вот солнца нет, не видно — только белое пятно; потому что слишком ярко. Но неправильно будет и остановиться на этом. Не перестают же люди фотографировать только потому, что солнце на фотографиях «не выходит». В том и состоит искусство, чтобы отобразить свет в отражениях и отблесках на предметах.
Самый же близкий «предмет», ярче всего отражающий Свет, и есть Та, которая была ближе всех людей, Та, через которую Бог пришел в мир. Богородица. Кто Она?
Иудейская девушка по имени Мария, обрученная Иосифу, которая родила Иисуса Христа. В Евангелии есть еще несколько кратких упоминаний о Марии, Матери Иисуса, но никаких дополнительных биографических сведений они не дают. Богослужебная традиция доносит до нас множество трогательных деталей жизни Марии, вплоть до подробного описания продолжительного диалога с нею архангела Гавриила (в каноне праздника Благовещения), но все же это скорее богословско-поэтическая интерпретация, чем новые документальные сведения. Сам факт отсутствия подробного рассказа о земной жизни Марии в апостольской проповеди показывает, что первые христиане не считали обстоятельства жизни Богородицы принципиальными для церковного вероучения. В Евангелии вообще очень многого нет, что «должно» было быть: даже о молодости Иисуса Христа — с 12 до 30 лет — ни слова! Почему? Апостол Павел прямо говорит: проповедуя, я знать ни о чем не хочу, как только об Иисусе Христе, и то — распятом…
Но современный христианин на этой «недосказанности» остановиться никак не может. Как же? у нас перед глазами жития святых, трудами, постами, подвигами, молитвами, мученичеством приблизившихся к Богу. Что-то должно было быть в жизни Марии такое, что почтена она была выше монахов и епископов, мучеников и пророков… да что там! выше ангелов! Через нее Бог пришел к нам. Должна была быть у нее особая праведность, так что из всех людей, когда-либо живших, она оказалась достойной больше всех других.
На это недоумение можно предложить несколько ответов.
Ответ в духе радикального протестантизма такой: никаких особых подвигов праведности у Марии и не было (ведь и в Писании об этом ничего не говорится), но Бог так решил, и стала она самой достойной. Не за дела, не за достоинства, а просто решением. Может ведь Бог и из камня сделать «сына Авраама»!
Не знаю как вас, а меня такой ответ не устраивает. Не может быть такого «произвола» у Отца Небесного, который любит всех и всех ведет ко спасению.
Альтдорфер Альбрехт. Рождество Богородицы. 1525
Несколько более сложная концепция — «Непорочного зачатия» — была предложена католическими богословами. В 1854 году папа Пий IX провозгласил ее догматом Католической церкви, и по сей день этот догмат является основным примером «непогрешимых» папских суждений. Суть теории в том, что Мария была освобождена от первородного греха в момент своего зачатия. То есть с самого начала своей жизни она не грешила, и греха никакого на ней нет — этим-то она и выделяется из всех других.
Но даже такое построение не объясняет главное: почему же выбор пал на Марию? По сути, ответ не отличается от предыдущего: так было решено.
Самое короткое, простое и правильное объяснение таково. Марию сделало Богородицей ее смирение, смиренное согласие. «Се раба Господня!» — ответила Мария ангелу. Без этого не могло быть пришествия Бога в мир. И это согласие с Божией волей значит совсем не мало. Даже праведному Захарии, отцу Иоанна Крестителя, потребовалось особое знамение, потеря дара речи, чтобы поверить чуду. Что уж говорить про нас, «рядовых» христиан, для которых увидеть волю Божию — подвиг, а согласиться с ней — подвиг почти не исполнимый. Мария же смирением взошла на недосягаемую никаким другими средствами высоту. Она смиренно слагала в сердце слова, которые говорили о славе Ее Сына, смиренно просила Его о чуде, когда не хватило вина на свадьбе в Кане, смиренно стояла в сторонке, когда народ обступал Иисуса, дивился знамениям и неземному учению… Это стояние «вне», пожалуй, самое характерное. Евангелисты мало говорят о Богородице напрямую, но она всегда недалеко: ненавязчиво, но неотступно… смиренно.
И еще: от современного христианина часто ускользает один простой, но глубокий факт. Мария была не сама по себе — у нее были родители, прародители, народ, человечество в целом. С которыми каждый человек связан гораздо сильнее, чем этого хотели бы индивидуалисты. Настолько, что в некоторых ситуациях можно говорить о народе, или всех людях, как об одной личности. Поэтому сам подход — построить все человечество в одну шеренгу и выбирать, кто лучше — неправильный, это предрассудок Нового времени, люди не кирпичи в здании, а скорее части одного организма, их нельзя не только ровнять под одну гребенку, но и сравнить по одному критерию.
Мария принадлежала к народу Израильскому, и только в соотнесенности с призванием и историей Ветхозаветного Израиля, становится не случайным рождение Спасителя именно от той самой девушки. Как не было случайным место — Вифлеем. Тоже ведь — глухомань! провинция! медвежий угол империи, населенный дикими иудеями с очень экзотическими по римским меркам традициями. Но детям Авраама было давно известно — здесь родится Спаситель мира. Как раз в это время, в этом месте, от этой ветви должен был произойти спасительный плод.
Избранный народ долго шел к этой цели. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его… Зоровавель родил Авиуда, Авиуд родил Елиакима, Елиаким родил Азора… — библейские родословные — пожалуй, самые скучные места Священного Писания, просто десятки имен списком. Смысл их именно в том, чтобы зафиксировать путь Израиля к своему предназначению, к явлению Бога. Мария занимает в цепочке поколений особое место, она — последняя. Но не надо забывать и остальные звенья. В своей поэзии Церковь называет родителями Бога, Богоотцами, не только Иоакима и Анну, родителей Марии, но и древних праотцев: Богоотец пророк Давид жил за много поколений до Рождества Христова. Предки Богородицы были совсем разными людьми, но каждый из этой цепочки праведников внес свою лепту, сделал пришествие Спасителя в мир ближе. Почему именно благочестивые супруги Иоаким и Анна стали дедушкой и бабушкой Богу? Почему из потомков Давида должен был произойти Христос? Почему Авраам сподобился быть родоначальником избранного народа? — Это все один и тот же вопрос. Можно даже спросить: чем заслужил Адам, что Бог пришел в мир среди его потомства?
Икона Семь веселий Богоматери, первая половина XVIII века. Надписи: «Первое веселие в небе имею яко девством ангелов и достоинством святых превышшая. Второе в небе веселие имею яко в мире содеваю. Третие в небе веселие имею яко мне вси небесные жители повинуются. Четвертое веселие в небе имею аще хощу, Сына умолю. Пятое веселие в небе имею яко сподобилася еси сести близ Святыя Троицы. Шестое веселие в небе имею яко аз есмь мати людей оскорбленых иже ко мне притекают». Седьмое веселие на иконе не подписано: «Седьмое веселие в небе имею моя радость в веке не скончится»
Об этом написаны книги Ветхого Завета, об этом говорит история Избранного народа. Об этом ясно пишет апостол Павел: верой. Верой Авель принес лучшую жертву, чем Каин, верою Ной построил ковчег для спасения дома своего, верой Авраам принес в жертву сына своего Исаака. Верою, добавим мы, Мария приняла сказанное ангелом. Когда воля Божия и устремления людей сочетались посредством веры и времени, когда древо спасения проросло толщу истории, тогда пришла пора собирать плоды.
Икона Божией Матери Вертоград заключенный. 1670 г. |
Богородица была тем плодом, тем лучшим, что принес Израиль Богу, что все человечество принесло Богу. Каждый свое: ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву приносим Тебе, Господи! Это было столь же естественно и органично, как то что в сентябре на яблоне созреют яблоки.
В истории, как и в природе все происходит в свое время. Этот же образ приводит и Сам Христос: если закат красный, то завтра будет ветер, если нивы побелели, то скоро жатва — как же вы, умея по приметам предсказывать природные явления, не распознаете примет наступающего времени? Да, именно так. Люди смотрят и не видят. Фарисеи, зная и место, и время Пришествия, чувствуя чаяния еврейского народа, так и не увидели своего Царя… И сегодня все люди видят по-разному.
Для кого-то центр мира — Москва, для кого-то Мекка, для кого-то – Лас-Вегас, для кого-то — Сергиева лавра. А тогда центром мира была Иудея, хотя и немногие еще знали об этом, когда родилась девочка Мария; исполняя древние пророчества, завершая многовековой путь Израиля к Богоявлению. Предпоследний шаг. Еще не восход солнца, но уже заря.
Праздничная и сезонная музыка | Приход святой преподобномученицы Елизаветы
6662 |
| ||||||||
|
The Seventh Day of Christmas Advent: The Presentation of the Mother of God
Published by Pemptousia Partnership, November 21, 2016
Vladimir Lossky
The Presentation or Entry (είσοδος) of the Богородица во храме (21 ноября) не относится к древнейшим праздникам Церкви. Тем не менее, это должно быть раньше конца VII века, так как святой Андрей Критский знал его в Иерусалиме в эту эпоху. Кажется, он был введен в Константинополе столетием позже, при патриархе св. Тарасии. Он должен был быть принят на Западе только при папе Григории XI, который впервые отпраздновал его в Авиньоне в 1374 году.0059
Как и праздник Рождества Богородицы, праздник Введения во храм создан церковным Преданием, которое использовало апокрифы, чтобы подчеркнуть — на этот раз в лице избранной Богородицы посвящая Себя: на служение Богу — «исполнение домостроительства Творца». Тайна этого богородичного праздника, который можно сравнить с Успением, ведет нас в самую сокровищницу Предания; Церковь нарушает молчание Священного Писания и показывает как непостижимые пути Промысла, уготовляющие вместилище Слова, «предначертанную прежде веков Матерь», «провозглашенную пророками», ныне введенную во Святое Святых, подобно «Сокрытое сокровище славы Божьей».
Тема храма развита в литургии и иконографии Сретения. Это храм, восстановленный Зоровавелем, менее славный, чем храм Соломона. Раввинская традиция говорит нам: «Пяти вещей, которые были в первом храме, уже не было во втором. Это были: Огонь свыше, Масло помазания, Ковчег, Святой Дух, Урим и Туммим».1 Святой Дух покидает Храм, чтобы говорить через пророков. Но Он дарует храму закона славу, не сравнимую со славой ветхого завета, введя во Святое Святых Деву, которая должна родить «Иисуса, сделанного легким священником навеки по чину Мелхиседека» (Евр. VI, 20). Приветствующий Пресвятую Богородицу священник Захария, будущий отец Предтечи, воссоединяет в своем лице две традиции — жреческую и пророческую. Если он позволяет Деве войти за вторую завесу, что противоречит Закону, то это потому, что он видит в Ней новый Ковчег завета, «живой Ковчег». «Ангелы дивились, увидев Богородицу, входящую во Святое Святых»: Божественный план Воплощения остается непостижимым «начальствам и властям поднебесным», которые познают только через Церковь «таинство, которое от начала мира сокрыта в Боге» (Еф. 3, 9).-10). Это тайное приготовление человечества Христова: в иерусалимском храме избранная Дева приготовит себя к тому, чтобы стать потом «Храмом Тела Его», тем, что будет разрушено и в три дня воздвигнуто. Тема храма в празднике Сретения Пресвятой Богородицы позволяет взглянуть на тему Церкви — Тела Христова. Уподобление Богоматери Ковчегу завета придает марианский смысл стиху Пс. cxxxi поется на Успенской вечерне: «Воскресни, Господи, в покой Твой; ты и ковчег святости твоей».
Многие, начиная с Оригена, использовали символику, уподобляющую три части храма трем стадиям духовной жизни — очищению, просветлению и соединению, которым соответствуют три книги Соломона — Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. . Двор храма соответствует активной жизни, где целью является απάθεια (свобода от страстей). Завеса «святого» (вторая часть храма) открывает путь «естественного созерцания» (Φυσική θεωρία) — богопознания в творении. «Святое Святых» соответствует собственно так называемому созерцанию, которое есть θεολογία, или познание Бога в Логосе. 2 Три части храма мы снова находим в иконографии Сретения Богородице. Так, в нашей иконе действие разворачивается во внутреннем дворе храма, у входа во «Святое». Священник Захария, облаченный в свои священнические одежды, стоит перед дверями «Святых» на первой ступени лестницы (пятнадцать ступеней храма, соответствующих пятнадцати «псалмам степеней»). Внизу Пресвятая Богородица, простирая руки к Захарии, начинает подниматься по ступеням, ведущим к «Святому святых». Наверху Она снова видна, уже там, сидящей на самой высокой ступени, у дверей «Святая Святых», куда Ей приходит на помощь ангел. Это степень созерцания, «предобручение с Богом», начало пути единения, во время которого Пресвятая Дева будет «насыщаться хлебом небесным». Пресвятая Богородица, изображенная дважды на нашей иконе, не имеет в Себе ничего детского, несмотря на Ее небольшой размер, что должно указывать на Ее юный возраст (три года). Она уже совершенный человек: Богородица, облеченная в мафорию, такую, какая будет видна, например, на иконах на Благовещение. В самом деле, свт. Григорий Нисский говорит, что Песнь Песней соответствует духовной зрелости — возрасту созерцательной жизни, «которая вводит душу в божественные святилища»3 9.0059
Позади Пресвятой Богородицы, в центре двора, святые Иоаким и святая Анна подходят к священнику Захарии, представляя ему свою Дочь. За ними следуют молодые девушки, которые «со свечами в руках» сопровождают посвященную Богу Богородицу. В отличие от св. Анны и Божией Матери, у дев храма непокрыта голова. Задний план занимают храмовые постройки.
Песня Песней, Рабба 8: в HL Strack und P. Billerbeck, Kommentar zur Neuen Testament aus Talmud und Midrasch, vol. II, с. 133.
Ориген: На псалом cxvii; П.Г. 12, кол. 1581.
Толкование на Песнь Песней. П.Г. 44, сб. 768А и 772А.
Согласно изданному в Новгороде в XVI веке справочнику по иконописи, перед Иоакимом и Анной должны идти семь дев, а за ними — остальные.
Леонид Успенский, Владимир Лосский, Значение икон, Нью-Йорк, 1989, стр. 153-156.
Источник традиции праздника
Как упоминалось ранее, происхождение этого праздника можно найти в апокрифическом Евангелии. Это Евангелие от Иакова, также называемое Протевангелионом от Иакова или Евангелием младенчества от Иакова, в котором рассказывается о рождении и воспитании самой Марии. Евангелие датируется II веком. Хотя эти книги (апокрифы) имеют большую историческую ценность, они не признаны каноническими большинством основных христианских деноминаций
Глава VII 1-3
«Но дитя росло, и когда было ей два года, Иоаким сказал Анне: «Введем ее в храм Господень, чтобы исполнить обет наш, который мы дали Господу Богу, чтобы Он не прогневался на нас, и чтобы наша жертва не была неугодна». 2 Но Анна сказала: подождем третьего года, чтобы она не потеряла знания отца своего. И сказал Иоаким: «Подождем». 3 Когда отроку было три года, Иоаким сказал: призовем дочерей Евреев, которые непорочны, и пусть возьмут каждая по светильнику и пусть зажгут, чтобы отрок не возвратился назад, и восстанут мысли ее против храма Господня». 4 И они делали так, пока не взошли в храм Господень. И принял ее первосвященник, и благословил ее, и сказал: Мария, возвеличил Господь Бог имя Твое во все роды. И до самого конца времени Господь через вас явит Свое искупление сынам Израилевым». 5 И поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь дал ей благодать, и она танцевала ногами своими, и полюбил ее весь дом Израилев.
Песнопения с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь (глас 4)
Нынче предвкушение благоволения Божия,
О проповеди о спасении человечества.
Богородица явилась в храме Божием,
В предвкушении возвещая всем Христа.
Возвеселимся и воспоем Ей: Радуйся,
О Божественное Исполнение устроения Творца.
Кондак (глас 4)
Пречистый Храм Спаса;
Драгоценная палата и Богородица;
Священное Сокровище славы Божией,
Представлен сегодня в дом Господень.
Она несет с собою благодать Духа,
Посему ангелы Божии восхваляют ее:
«Воистину сия женщина есть жилище небесное».