Творения оптинских старцев: Оптинские старцы — профессор Владимир Николаевич Лосский
Содержание
Учение Оптинских старцев — Виталий Кандалинцев
Виталий Кандалинцев
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf2Мб
Предисловие
Глава 1. Учение о воле Божией
1.1. Границы человеческого мышления
1.2. Путь к смирению
1.3. Богоугодное видение жизни
1.4. Направление к свету лица Божия
Глава 2. Учение о смирении
2.1. Путь к Богу
2.2. Считать себя хуже всех
2.3. Три степени смирения
2.4. Смирение в мирской жизни
2.5. Срединный и малый путь
Глава 3. Учение о молитве
3.1. Смирение – основа молитвы
3.2. Дар умной молитвы надо заслуживать
3.3. Степени молитвы
3.4. Молитва как испытание»
Глава 4. Учение о покаянии
4.1. Признаки истинного покаяния
4.2. Уловки врага и что господь законоположит согрешающим
4.3. Если не исправляешься, ищи разрешения и прощения
4. 4. Признание суда Божия о нас праведным
Глава 5. Учение о спасении
5.1. Сознание своей греховности
5.2. Умеренный путь
5.3. Труд и лишения
5.4. Осторожность и внимательность к спасению
Глава 6. Учение о помыслах
6.1. Когда заканчивается безгрешие
6.2. Правила борьбы с помыслами
6.3. О необходимости осмотрительности
6.4. Ответственность человека и помощь Божия
6.5. Наставления старцев на разные случаи
Глава 7. Учение о страстях
7.1. Причина и корень страстей
7.2. Появление гордости
7.3. Обольщение чувственностью
7.4. Утверждение самости
7.5. Иллюзорность сознания
7.6. Недовольство, что все не так как хочется
7.7. Агрессивное сопротивление разоблачению
7.8. Безысходная скорбь и отказ от жизни
Глава 8. Учение об искушениях
8.1. Неизбежное и горькое лекарство
8.2. Разъяснение частных случаев
8.3. За что настигают искушения
8.4. Что открывается искушениями
8.5. Как вести себя в искушениях
Глава 9. Учение о любви
9.1. Любовь Бога к человеку
9. 2. Любовь человека к Богу
9.3. Триединство любви детей света
9.4. Союз любви и смирения
9.5. Наши ошибки на пути любви
Глава 10. Учение о жизни
10.1. Добрые дела
10.2. Заповеди
10.3. Трезвение и крест
10.4. Мир душевный
10.5. Брак и семья
10.6. Болезни и смерть
Литература
Предисловие
Предлагаемая книга содержит подборку поучений и наставлений Оптинских старцев. Наследие старцев обширно, и подборка включила только некоторую часть из того, что было ими сказано. Если давать определение сущности старческого учения, то его можно назвать практическим руководством по усвоению и применению слова Божия в христианской жизни. В этом качестве учение старцев бесценно.
Для ознакомления читателя с данным учением было выделено десять направлений старческой мысли, каждому из которых посвящена отдельная глава. Наставления старцев приводятся в определенной последовательности, которая позволяет убедиться в глубокой внутренней связи всех частей их учения. Комментарии к наставлениям призваны отразить эту связь и показать системность, целостность старческого учения. Автор комментариев стремился строго следовать смыслу высказываний старцев. Поэтому комментарии часто повторяют соответствующие поучения. Вместе с тем они акцентируют внимание на тех мыслях старцев, которые обеспечивают переход от одного их высказывания к другому.
В главе 1 раскрывается подход старцев к познанию и исполнению воли Божией. Отправной точкой здесь выступает признание определенной ограниченности обычного человеческого мышления. Поняв, в чем состоит эта ограниченность, человек может перейти к смирению, которое старцы определяют как путь к Богу. По их учению, только смиренный человек приобретает истинное, Богоугодное видение жизни и способен всю жизнь выдерживать направление к свету Лица Божия.
В главе 2 учение о смирении рассматривается более подробно. Ключевой момент – смирение является важнейшим для спасения качеством человека, которое в нас прежде всего ищет Господь. Именно смирение в состоянии противостоять губительному действию гордости. Проявляется смирение в способности человека считать себя хуже всех. Вместе с тем в смирении есть степени, по которым рекомендуют идти старцы, чтобы осилить путь смирения. И есть определенная специфика смирения в мирской (в отличие от монашеской) жизни, которую тоже надо учитывать.
Глава 3 излагает учение о молитве. Основой молитвы выступает смирение, благодаря которому человек может идти молитвенным путем несмотря на свою немощь и проходить степени молитвы. Старцы детально характеризовали степени молитвы, используя три взаимосвязанных классификации: по месту пребывания сознания и творения молитвы, по характеру моления и его результату, по качеству молитвы как дара Божия.
Глава 4 посвящена учению о покаянии. В нем существенное место занимает определение признаков истинного покаяния, наставление, как правильно приносить покаяние. Старцы дают знание уловок врага, который стремится сделать покаяние неистинным, и одновременно четко показывают, что Господь законоположит согрешающим. Не оставляются без внимания и вопросы, что делать, если исправление не удается и как достичь единства с Богом.
В главе 5 приводятся поучения о спасении. Указывается на необходимость иметь сознание собственной греховности, чтобы смиряться, а не гордиться. Также старцы говорят о важности умеренности (избегания крайностей), а также труда и лишений. Для спасения нужно быть осторожным и внимательным к спасению.
В главе 6 характеризуется учение о помыслах. Если первая стадия помысла (прилог) не является грехом человека, то последующие (сочетание и сосложение) уже образуют грех. Пропуск прилога на следующие стадии создает все усиливающуюся опасность поражения страстью (пленения греховным помыслом, толкающим на грех уже и через действия – слова и поступки). С исключительным искусством старцы наставляют правилам борьбы с помыслами, учат осмотрительности и прибеганию к помощи Божией.
Глава 7 содержит учение о страстях. Причина и корень страстей – гордость, которую старцы метко называли семиголовой гидрой. В соответствии с этим выделены семь тенденций гордости, которые вместе образуют совокупность различных страстей, борющих человека. Приводятся семь пунктов общего понимания причин страстей и средств борьбы с ними.
Глава 8 раскрывает учение об искушениях. Искушения необходимы для нашего исправления. Они болезненны и часто воспринимаются нами как что-то неприятное и ненужное, что надо избежать. Старцы указывают, что искушения, по сути, инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.
В главе 9 рассматривается учение о любви. Бог любит людей больше, чем они порой думают – утешают старцы. А вот люди должны помнить, что ответная любовь к Богу состоит не в умилении и не в восхождении к Нему умом, а прежде всего в исполнении Его заповедей. Приводится поучение о триединстве любви детей света. Любовь без смирения падательна, а потому нужен союз любви и смирения. Как и знание наших ошибок на пути любви, которые довольно часты, особенно в начале этого пути.
В главе 10 излагается учение о жизни. Здесь старцы ведут речь о призвании человека к добрым делам и дают определение, что нужно считать добрым делом. Они говорят о заповедях как основе человеческой жизни, но также указывают на необходимость трезвения и неизбежность креста, который вырос на почве нашего сердца. Смиренное несение креста приносит душе мир. Наставляют старцы и правильному отношению к браку и семье, болезням и смерти.
Источник: Автор: Кандалинцев В.Г.
Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни – Шамордино
Шамординские листки
Главнейшая обязанность человека — любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди.
Преп. Паисий Святогорец
Архив листков
26 ноябряСвт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мц. Манефы (ок. 308).Другие даты
Преподобные Оптинские старцы стали для Руси истинными светильниками живой веры. Сила благодати Божией, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, сделала их врачевателями человеческих душ. Для них дороже всего было вечное спасение той души, которая вверяла себя их попечению. В самых сложных жизненных ситуациях и в самых мучительных душевных затруднениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию. Старцы вместили в себе веру и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний, житейскую опытность и всецелую жизнь в Боге. И так была велика их мудрая любовь, так умели они понять каждого человека, что не только простой народ, но и интеллигенция, часто слабая в вере и даже враждебная к Церкви, потянулась в Оптину, ища и обретая в келье старцев высшую правду — мир Христов.
Творения отцов читаются делами. Краткие и простые, но полные живого, благодатного опыта изречения Оптинских старцев, несомненно, помогут тому, кто жаждет высшей правды и истинной цели человеческой жизни, кто запутался в житейских обстоятельствах или философских исканиях, кто разочаровался в суетной жизни. И может быть, по слову преподобного Антония Оптинского, и одна строка этого труда принесет духовную пользу. Он писал: «…Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти».
Как в XIX столетии наставления и поучения Оптинских старцев способствовали духовному возрождению и стали для многих основой жизни в Боге, так и ныне, «как олени на источники вод», прибегаем мы к этому благодатному источнику духовной мудрости.
В разделе «Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни» собраны советы и наставления преподобных старцев, извлеченные из их житий, поучений и более чем трехсот неопубликованных писем. Поучения расположены в алфавитном порядке и дают ответы на многие духовные вопросы и проблемы.
Ад
Адские мучения
Ан
Ангельский мир
Антихрист
Ар
Архипастырь
Аф
Афон
Бд
Бдение
Бе
Бедность
Безгрешность
Безмолвие
Беседы
Бесноватые
Беспечность
Бесстрастие
Бесчувствие
Бесы
Бл
Благоговение
Благодарение Бога
Благодарность
Благодать
Благополучие
Благословение
Блаженство
Ближний
Блудная брань
Бо
Бог
Богатство
Богообщение
Богопознание
Богословие
Богослужение
Бодрость духа
Божия награда
Болезнь
Бр
Брак
Брань
Брань со страстями
Братолюбие
Бу
Будущая жизнь
Ве
Вера
Во
Воздаяние
Воздержание
Возношение
Воинство
Воля
Воля Божия
Воровство
Ворожба
Воспитание детей
Вр
Вражда
Вражии козни
Врачевание души
Время
Вс
Всепрощение
Вы
Высокоумие
Га
Гадание
Ги
Гипноз
Гн
Гнев
Го
Гонения
Гордость
Гостеприимство
Государство
Гр
Грех
Да
Дар любви
Дарования
Де
Девство
Дела добрые
Делание
Делание телесное
Деньги
Дерзость
Ди
Диавол
Дн
Дневник
До
Добродетели
Долги
Должность
Доносы
Др
Дружба
Друзья
Ду
Дух Святый
Духовная брань
Духовная жизнь
Духовная мать
Духовная переписка
Духовная радость
Духовное родство
Духовное руководство
Духовные беседы
Духовные отношения
Духовные советы
Духовный отец
Духовный разум
Духовный сан
Духовный человек
Душа
Душевнобольной
Ев
Евангелие
Евхаристия
Еп
Епитимия
Ер
Ересь
Же
Жертва
Жи
Жизненный путь
Жизнь в городе
Жизнь вечная
Жизнь земная
Жизнь иноческая и мирская
За
Забота о ближних
Заботы
Зависть
Заклятые дети
Заповеди Божии
Заповеди новоначальным сестрам
Заповеди старцев
Зв
Звон колокольный
Зд
Здоровье
Зл
Зло
Злопамятство
Злословие
Иг
Игумения
Ие
Иерусалим
Из
Издание книг
Ик
Иконы
Ис
Искус обучения
Искусство
Искушения
Исповедь
Исправление
Испытания
Истина
Ке
Келейное правило
Келья
Кл
Клевета
Клятва
Ко
Колдовство
Кр
Кража
Крест
Крестное знамение
Кротость
Ку
Курение
Ла
Лакомство
Ле
Леность
Лечение
Лж
Лжепророки
Лу
Лукавство
Лю
Любовь
Любопытство
Любостяжание
Ма
Малодушие
Ме
Мера
Место жительства
Ми
Милосердие
Милостыня
Мир
Мир душевный
Мир житейский
Мирские удовольствия
Мн
Мнительность
Мо
Молитва
Монастырь
Монашество
Мощи
Му
Мужество
Мш
Мшелоимство
На
Наречение имени
Наука
Начальство
Не
Неблагодарность
Неверие
Неверующие
Недостатки
Недуги
Незлобие
Неискренность
Немощь
Неправда
Неприязнь к ближнему
Неприятности
Нерадение
Нетерпение
Нечувствие
Ни
Нищета духовная
Но
Новости
Нр
Нравственность
Ну
Нужда
Об
Обеты
Обличение
Образование
Общественная деятельность
Оп
Опыт
Ос
Осторожность в словах
Осторожность при общении
Осуждение
От
Отношение к ближним
Отношение к врагам
Отчаяние
Па
Падения
Памятозлобие
Память Божия
Память смертная
Пе
Печаль
Пи
Пища
Пл
Плоть
По
Поведение в церкви
Подозрение
Покаяние
Покой
Помощь Божия
Помощь родным
Помощь святых
Помыслы
Пост
Похвала
Пр
Правда
Православие
Праздник
Празднословие
Праздность
Превозношение
Предопределение Божие
Предчувствие скорбей
Природа
Причастие
Произволение
Промысл Божий
Простота
Прощение
Пс
Псалтирь
Пу
Путь ко спасению
Пь
Пьянство
Ра
Радость
Раздражительность
Разум духовный
Рассеянность
Рассуждение
Ре
Ревность
Ревность не по разуму
Ро
Родители
Ропот
Са
Самолюбие
Самомнение
Самонадеяние
Самооправдание
Самопознание
Самоубийство
Самоукорение
Св
Священное Писание
Священство
Се
Семейная жизнь
Сердце
Ск
Скорби
Скука
Сл
Славолюбие
Славословие
Служение больным
Служение общественное
См
Смерть
Смирение
Смущение
Сн
Сны
Со
Соблазн
Соборование
События
Совершенство
Совесть
Соединение с Богом
Сп
Спасение
Сплетни
Спор
Ср
Сребролюбие
Сс
Ссоры
Ст
Страдания
Страсти
Страх
Страх Божий
Страх смерти
Стыд
Су
Суд Божий
Суеверия
Супружество
Сч
Счастье
Та
Талант
Те
Театр
Терпение
Тр
Труд
Тщ
Тщеславие
Уб
Убытки
Ум
Ум
Ун
Уныние
Уп
Упование на Господа
Ут
Утешение
Фа
Фарисейство
Хр
Храм
Ху
Хула на Святого Духа
Ца
Царствие Божие
Це
Целомудрие
Церковь
Чи
Чистота сердца
Чт
Чтение
Чтение Священного Писания
Чу
Чудеса
Яз
Язык
Яр
Ярость
Оптинских старцев.
Утешители земли русской
«Ты свет миру. Город, построенный на холме, не может быть скрыт. Никто, зажегши светильник, не ставит его под сосуд, но на подсвечник, и он освещает всех в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:14-16)
История монастыря
Оптинский монастырь – известная ставропигиия Русской Православной Церкви, расположенная в Калужской области. Ставропигией называется церковь или монастырь, освобожденный от юрисдикции местного архиерея и подчиняющийся непосредственно высшей власти земской церкви.
К сожалению, достоверных сведений об основании этой древней святыни не сохранилось. Наши знания о его ранней истории основаны на нескольких сохранившихся легендах. Согласно одному источнику, монастырь когда-то населяли как монахи, так и монахини. В Древней Руси такие монастыри назывались Оптиными.
Этот вариант упоминается как наиболее реальный и в документе «Записка об основании Оптиной пустыни».
Самое раннее письменное упоминание об Оптиной относится к концу XVI века. В монастыре тогда была одна деревянная церковь, 6 келий и всего 12 монахов, в том числе первый известный игумен Сергий. В 1689 г.был построен Введенский собор. В царствование Петра I (1672-1725) Оптина была настолько мала и бедна, что монастырь потерял свой статус из-за малочисленности братии.
Оптина была окончательно восстановлена в 1726 году.
В конце 18 века монастырь привлек внимание Московского митрополита Платона. С его благословения началось строительство Оптиной. Отец Авраам, которому было поручено это дело, не оставлял своего служения, пока его слабость не заставила его просить об освобождении от этой работы. Расцвет Оптиной Пустыни, а число его обитателей превысило 150 человек в середине XIX в.век.
В 1923 году, во время антирелигиозных гонений, Оптина была закрыта, многие ее храмы разрушены. Святое место осквернили и превратили его в ряд светских учреждений. Уцелевшие храмы использовались как лесопилка, а скит превратился в базу отдыха. 3 июня 1988 года здесь прошла первая служба после 65-летнего перерыва.
Сегодня Оптина принимает паломников. Сюда продолжают приходить за помощью отцам, а также почтить новомучеников и поклониться живому Христу. Величие и спокойствие этого места впечатляют и заставляют забыть, что 40 лет назад он был в руинах и здесь не было слышно звона церковных колоколов.
Старцы Оптиной
Суть Оптиной — ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество.
Старчество есть особый дар Святого Духа, талант, который апостол Павел называет даром проницательности (ср. 1 Кор. 12:10) и который ценится святыми отцами выше всех других даров.
Сущность старчества представлена практикой избрания из братии монаха, опытного в духовно-подвижнической жизни и наделенного даром проницательности. Этот монах становится духовником, т.е. е. старейшина всей монашеской общины. Его ученики приходят к нему в любое время дня и ночи, чтобы открыть ему свои мысли, желания и дела и испросить у него совета и благословения. Полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией, беспрекословно подчиняются старцу и выполняют все его указания.
За это они получают великую награду от Святого Духа.
Старцы становятся учителями духовной жизни не только монахов, но и мирян. Их учение о важности чистого сердца, борьбе со страстями, а также о молитве. Оптинские старцы учили искусству стяжания благодати Святого Духа и приготовления к Царствию Божию.
Старцы Оптиной пустыни
Преподобного Льва можно считать первым старцем Оптиной пустыни. После светлой эпохи преподобного Сергия Радонежского традиции старчества прервались. Во время (и после) царствования Петра I монашество подвергалось гонениям. Преподобный Лев Оптинский (1768 — 1841) жил в то время, когда монашеская жизнь большей частью сводилась к постам, подвигам, поклонам, а иногда и кандалам. Непрестанная молитва, чистота сердца, откровение своих помыслов, все, чему Лев научился у своего учителя, отца Феодора (ученика великого старца Паисия Величковского), было непонятно для многих монашествующих.
Отца Феодора всю жизнь сопровождали страшная клевета и зависть. Та же участь постигла и старца Льва. Путешествуя по разным монастырям, отец Лев познакомился с о. Макария, ставшего впоследствии его помощником во время оптинского старчества (1829 — 1841). Макарий также стал следующим старцем обители. Вместе они воспитали великого оптинского старца Амвросия.
Св. Амвросий Оптинский. Вы можете заказать эту и другие иконы в нашей Иконописной Студии
В XIX веке старец Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России. У мощей старца до сих пор происходят чудеса с исцелением людей от многих (часто неизлечимых) болезней.
Будущий старец приехал в Оптину в 1839 году. В 1840 году принял монашеский облачение, а в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросий. В 1843 г. Амвросий стал иеродиаконом, в 1845 г. — иеромонахом. За этими короткими строками пять лет подвижнической жизни и тяжелого физического труда.
Во время поездки в Калугу для рукоположения во иеромонаха (1845 г. ) отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он так и не смог полностью выздороветь, а состояние его здоровья было настолько плохим, что в 1846 году он был поставлен в отставку по болезни. Всю оставшуюся жизнь он почти не мог двигаться. Он не переносил ни холода, ни сквозняков, ел только жидкую пищу в количествах, которых едва хватило бы трехлетнему ребенку.
Несмотря на эти тяжелые испытания, отец Амвросий всегда принимал людей. Никто из старцев никогда не открывал двери своих келий женщине. Святитель Амвросий не только принимал женщин и был для многих из них духовником, но и основал женский монастырь близ Оптиной (Шамординский монастырь), где и скончался 10 октября 189 г.1. В июне 1988 года преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Именно через своих старцев просияла Оптина в России и во всем мире. Сюда всегда приходили за поддержкой, духовным советом и решением сложных жизненных ситуаций.
Четырнадцать оптинских старцев канонизированы Русской Церковью. По сей день православные христиане всего мира прибегают к помощи святых старцев. Как и в земной жизни, они продолжают молиться у Престола Божия за всех, кто приходит к ним со своими скорбями.
Оптина И Федор Достоевский
Достоевский писал об Оптиной в своем произведении «Братья Карамазовы». Как отмечено в Книге посещений монастыря, поездка писателя в монастырь состоялась в июне 1878 г. и была связана с горем писателя, вызванным смертью младшего сына Алеши.
Этот факт подтверждают и Воспоминания жены Достоевского Анны. Она пишет следующее:
«Федор Михайлович вернулся из Оптиной утешенный и значительно более спокойный. Он много рассказывал мне об обычаях монастыря, где ему пришлось остаться на два дня. У Федора Михайловича было три встречи с отцом Амвросием, известным старцем того времени. Первый был в толпе на глазах у многих людей, а еще два были наедине и произвели на него глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшей нас беде и моем горе, проявившемся слишком бурно, старец спросил его, верующий ли я, и когда Федор Михайлович ответил утвердительно, то попросил передать мне его благословение, а также слова, которые старец Зосима сказал впоследствии опечаленной матери в романе <...> Из рассказов Федора Михайловича было видно, как глубоко этот почтенный и прозорливый старец знал сердца людей» 9 .0006
Вторая книга романа «Братья Карамазовы» завершена через 3 месяца после возвращения писателя из Оптиной. В главе «Верующие женщины» рассказывается о приеме старцем Зосимой посетителей. Утешая женщину, плачущую о сыне, умершем в трехлетнем возрасте, старец говорит, что младенец «ныне пред престолом Господним, радуясь и молясь Богу о вас. Поэтому не плачь, а радуйся».
Кроме Федора Достоевского, Оптину посещали и другие известные деятели, например, Лев Толстой, Николай Гоголь, князь Константин Романов, Федор Тютчев, Иван Тургенев и другие.
Изречения Оптинских старцев
- «Живи в простоте и следуй совести. Всегда помни, что Господь все видит, а об остальном не беспокойся.» преподобный Анатолий Оптинский
- «Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии и служат тебе на пользу. На смертном одре ты будешь благодарить Господа не за радость и счастье, а от горя и страдание; чем больше его увидишь в жизни, тем легче тебе будет умереть и душе твоей вознестись к Богу». Преподобный Анатолий Оптинский
- «Это вопрос нашей воли, чтобы молиться с самопринуждением, но сердечная молитва может исходить только от Бога. Мы должны возносить нашу молитву Богу в соответствии с нашими способностями, и Он вознаградит наше самолюбие нежностью в свое время». Преподобный Иосиф Оптинский
- О печалях и утешениях. «И то, и другое назидательно и необходимо в духовной жизни. Господь использует скорби как наказание, чтобы мы могли быть вразумлены и исправлены. Он также посылает нам утешение, чтобы утешить и ободрить нас, чтобы мы не унывали. Слава Богу за всё!» Преподобный Иосиф Оптинский
- «Выходите за пределы внешнего благочестия, хотя оно тоже необходимо. Прежде всего стремись искоренить из сердца страсти, особенно гнев». Преподобный Варсонофий Оптинский
- «Мы должны бороться со своими страстями, и если они победят, мы покаемся и исповедуем все наши грехи. На Страшном Суде не будет покаяния, а будет только Истина Божия». Преподобный Варсонофий Оптинский
- «Жить простой жизнью лучше всего. Не думайте слишком много ни о чем. Молитесь Богу. Господь все устроит. Не мучайте себя мыслями о том, что делать и как справиться. Пусть будет так, как есть — вот что значит жить простой жизнью». преподобный Амвросий Оптинский
- «Где простота, там сто Ангелов, а где хитрость, там нет ни одного». Преподобный Амвросий Оптинский
- «Когда мы гневаем Бога своими грехами, наша повседневная жизнь также становится неудачной». Преподобный Макарий Оптинский
- «Чтение духовных книг просвещает наш разум и указывает нам путь к спасению , питая наши души так же, как физическая пища питает тело». Преподобный Макарий Оптинский
Совет святых старцев Оптинских
Св. старец святитель Лев (Наголкин)
Стремитесь больше внимания уделять себе и не анализировать дела, поступки и обращения к вам других. Если вы не находите в них любви, то это потому, что вы сами не имеете любви внутри себя.
Где смирение, там и простота и невинность, и сия Божественная ветвь не познает Божий суд.
Бог не оставляет без внимания молитвы верующих. Но Он иногда не исполняет их желаний, только для того, чтобы лучше устроить все по Своему Божественному замыслу.
Те, кто живет, не обращая внимания на себя, никогда не удостоятся посещения благодати.
Знай, что когда ты не обладаешь спокойствием, в тебе нет смирения. Господь открыл это в следующих словах, которые также указывают, где искать успокоения. Он сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:29).
Старец Моисей (Путиловский)
Прояви милосердие к другому, и за это помилуешь.
Если ты хоть немного помолишься от всего сердца о спасении, ты будешь спасен.
Если вы обвините и осудите себя перед Богом за грехи на вашей совести, вы будете оправданы за это.
Если ты будешь печалиться о своих грехах, или растрогаться, или прослезиться, или воздыхать, то твое воздыхание не будет скрыто от Него. Св. Симеон говорит нам: «Ничто не сокрыто от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни слезинка, ни частичка капли». Святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Если ты только будешь оплакивать свои грехи, Он примет это за причину твоего спасения».
Каждый день исследуй себя: что ты посеял для грядущего века: пшеницу или сорняки? Проверив себя, приготовьтесь стать лучше на следующий день и проведите таким образом остаток своей жизни. В том случае, если вы плохо провели сегодняшний день, не помолились честно Богу, не испытали ни разу сокрушения в сердце, не смирились в мыслях, не подали милостыни и не сделали дела милосердия, а вместо этого не удержались от гнева , от слов, от пищи и пития, или если в нечистых мыслях погрузился ум твой, то честно осмотри все это, осуди себя за то и твердо реши, что завтра будешь осторожнее делать добро и избегать зла.
Преподобный Иларион (Пономарев)
Не стыдись открывать свои струпья своему духовнику. Будь готов и принять от Него посрамление за грехи твои, дабы, постыдившись, избежать вечного посрамления.
Возлюбим Церковь и будем преданы ей. Она наша радость и утешение и в горестях, и в радостях.
Если ты чувствуешь, что ненависть захлестнула тебя, храни молчание. Ничего не говори, пока непрестанной молитвой и самобичеванием не успокоишь свое сердце.
Лучше для души твоей сознаться во всем виноватым и меньше всех, чем прибегать к самооправданию, происходящему от гордыни. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Преподобный старец Амвросий
Если мы откажемся от своих желаний и мнений и постараемся исполнить волю и разумение Божие, мы спасемся, в каком бы положении мы ни находились, в каких бы обстоятельствах мы ни находились. Но если мы будем цепляться за свои собственные желания и мнения, ни положение, ни обстоятельства не помогут. Даже в Раю Ева преступила Божию заповедь, и жизнь с Самим Спасителем не принесла несчастному Иуде ничего хорошего. Как мы читаем в Святых Евангелиях, от нас требуется терпение и склонность к благочестивой жизни.
Бесполезно обвинять окружающих и тех, кто живет с нами, в том, что они каким-то образом мешают или являются препятствием на пути к нашему спасению и духовному совершенствованию… Духовная или эмоциональная неудовлетворенность исходит изнутри нас самих, от неопытности и от плохо продуманных мнений, которых мы не знаем хотите отказаться, но которые вызывают сомнения, смущение и непонимание. Все это нас утомляет и тяготит, доводит до плачевного состояния. Не мешало бы усвоить простой совет святых отцов: если смиримся, то везде найдем успокоение, без необходимости мысленно блуждать по многим другим местам, где могут быть такие же, а то и худшие переживания.
Кто хочет спастись, тот должен помнить, никогда не должен забывать Апостольскую заповедь: «Носите бремена друг друга, и тем исполните Закон Христов». Эта заповедь имеет большое значение; которому мы должны в первую очередь стремиться повиноваться.
Многие желают хорошей духовной жизни в ее простейшем виде, но лишь очень немногие действительно реализуют свои благие намерения. Это люди, непоколебимо соблюдающие слова Божественного Писания о том, что нам надлежит войти в Царство Небесное многими скорбями, и которые, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить скорби, болезни и невзгоды, с которыми сталкиваются, всегда сохраняя памятуя слова Самого Господа о том, что всякий, желающий войти в жизнь, должен соблюдать заповеди.
Самые важные заповеди Господа: «Не судите, да не судимы будете; не осуждай, и не будешь осужден; прощайте, и прощены будете». Кроме того, желающие спасения должны всегда помнить слова св. Петра Дамаскина о том, что творение совершается между страхом и надеждой.
Дело нашего спасения требует, чтобы человек, где бы он ни жил, исполнял заповеди Божии и покорялся Его воле. Только так обретается душевный покой, никак иначе. Как сказано в псалме: «Велик мир у любящих закон Твой; и ничто не оскорбит их». И все же вы продолжаете искать внутреннего мира и душевного спокойствия посредством внешних обстоятельств. Вам кажется еще кажется, что вы живете не в том месте, что вы не устроились среди нужных людей, что вы не правильно устроили свои дела и что другие, видимо, не так себя вели. В Божественном Писании говорится: «Его [т.е. Божье] владычество повсюду». и что для Бога дороже всего на свете спасение одной христианской души.
Как и во всем во благо, Бог готов помочь человеку обрести смирение. Но сам человек должен заботиться о себе. Святые отцы говорят: «воздай кровь и прими дух». Это значит, подвизайся даже до крови своей, и получишь дар духовный. Пока вы ищете и просите духовных даров, вы не желаете проливать свою кровь. То есть вы хотите всего, но не хотите, чтобы вас кто-то беспокоил и беспокоил. Но можно ли когда-нибудь обрести смирение, живя спокойной жизнью? Смирение состоит в том, чтобы видеть себя хуже всех, не только людей, но даже бессловесных зверей, даже самих злых духов. И тогда, когда тебе мешают люди, ты сознаешь, что не выносишь этого и сердишься на людей; невольно, ты потом будешь считать себя плохим человеком… Если ты при этом будешь жалеть о том, что был плохим, и корить себя за неисправимость, если ты искренне покаешься в этом перед Богом и своим духовным отцом, то ты будешь уже на пути к смирение. Но если бы тебя никто не беспокоил, если бы ты жил спокойно, как бы ты мог осознать свою дурность? Если они пытаются унизить вас, они хотят унизить вас. Вы сами просите Бога о смирении. Зачем тогда тебе оплакивать людей?
Тот, у кого злое сердце, не должен отчаиваться, ибо с божьей помощью можно исправить свое сердце. Он должен только сохранять бдительность и не упускать возможности помочь своим ближним. Он должен открываться перед старшим и быть максимально милосердным. Этого, конечно, нельзя сделать сразу, но Господь очень терпелив. Он прекращает жизнь человека только тогда, когда видит его готовым уйти в вечность или когда не видит надежды на его исправление.
Поучая, что в духовной жизни нельзя пренебрегать даже самым, казалось бы, незначительным делом, старец иногда повторял: «Москва была сожжена пламенем крошечной свечи».
Батюшка по поводу осуждения и критики чужих проступков и грехов сказал: «Нужно так внимательно относиться к своей внутренней жизни, чтобы не зацикливаться на том, что происходит вокруг тебя. Тогда не осудишь».
Указав на то, что человеку нечем гордиться, Старец добавил: «В самом деле, что человеку ликовать? Оборванный, несчастный нищий взывает о милостыне: «Помилуй! Помилуй!» А насчет того, будет ли он помилован, кто знает?»
Амвросий, старец Оптинский
Почему люди грешат? Либо потому, что не знают, что им делать, либо, если знают, то забывают; а если и забудут, то ленивы и унылы. .. Посему молим Царицу Небесную: Всесвятая Богородица, Владычица моя… отгони от мене, рабы Твоей, уныние, забвение, нерадение и всякую гнусность и злые и злые помыслы… Почему человек плохой? Потому что он забывает, что Бог над ним.
Анатолий Старший, Старец Оптина
Непрестанно читай Иисусову молитву, и никто не будет тебе мешать. Даже когда вокруг вас много людей, вы их не заметите.
Нужно молиться Богу, чтобы между Богом и душой молящегося не было ничего и никого, только Бог и душа: и чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли, ни чего-либо другого, кроме Бога.
Стой в храме ангелом: не пускайся в разговоры, не смотри вокруг себя Церковь есть рай земной. Выходя из церкви, читай, Богородице Богородице радуйся. . . и ни с кем не разговаривай: тогда ты будешь подобен сосуду, столь полному, что он переполняется в пути.
Анатолий Младший, Старец Оптинский
Если скажешь в сердце своем: «Хоть я и грязь, но Господь печется обо мне. на Господа с твердым намерением безропотно покориться, покориться воле Божией, какой бы она ни была, — тучи пред тобою разойдутся, солнце взойдет и воссияет над тобою, и согреет тебя, и ты познаешь истинную радость Господа.
Антоний Старец Оптинский
Конечно, с сытым желудком, закутавшись в мягкую перину, в рай попасть было бы легче, но ведь надо нести свой крест по дороге, ибо Царство Божие не достигается перетерпев одну-две беды, но много!
Варсонофий, старец Оптинский
Иногда в день, когда вы собираетесь причащаться, может возникнуть чувство тяжести, но на это не следует обращать никакого внимания и не следует впадать в уныние, так как в такие в день дьявол особенно нападет на человека.
Шестипсалмия (Утреня) – это духовная симфония, жизнь для мира, которая объемлет всю душу и сообщает ей самый возвышенный свет.
Иларион, старец Оптинский
Выговор, не питая своего самолюбия, учитывая, сможешь ли ты вынести то, что требуешь от другого . . . Душе полезнее признать себя виновной во всем и последней из всех, нежели прибегать к самооправданию, происходящему от гордыни: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Для нас Церковь есть рай на земле, где Сам Бог незримо присутствует и наблюдает за теми, кто там стоит перед Ним. По этой причине в храме надо стоять чинно, с великим благоговением. Возлюбим церковь и усердствуем в ней, ибо она есть отрада и утешение для нас и среди скорбей и радостей.
Иосиф, старец Оптинский
[Затворничество] — путь опасный. Страсти растут в уединении. Лучше быть среди людей. Вдали от того места, где ходят люди, растет высокая трава; но где они идут, там путь голый. Иногда люди уходят в одиночество из-за нетерпимости. Но нам хорошо, когда нас толкают. У дерева, на которое больше всего дует ветер, самые глубокие и крепкие корни; но то дерево, которое растет без помех, скорее всего, будет снесено ветром.
Как можно достичь полного бесстрастия? Полным смирением.
Пример долготерпения Божия должен обуздывать наше нетерпение, которое не дает нам покоя. Ничто так не успокаивает и не примиряет нас с делами других, как молчание, молитва и любовь. Каждому то или иное проявление поведения ближнего кажется великим делом, обвиняющим его в чем-то.
Лев, Старец Оптинский
Один из учеников спросил Старца: «Батюшка! как ты приобрел духовные дары, которые мы видим в тебе?» Старец Лев ответил: «Живи просто, и Бог не оставит тебя и явит тебе Свою милость».
Макарий, старец Оптинский
Один из учеников его просил старца: «Когда будете иметь в сердце своем твердость смиренномудрия, помня свое зло, тогда обретете помощь Божию в делах ваших». по мере стяжательства смирения обретем вечность здесь, на земле, обретем в себе Царствие Божие, о чем возвещает нам Сам Спаситель, Который говорит: «Царство Божие внутри вас есть».
Моисей, старец Оптинский
Если будешь страдать со страждущим, то будешь причислен к мученикам.
Если ты простишь того, кто тебя обидел, то получишь не только прощение своих грехов, но и станешь чадом своего Небесного Отца.
Если вы покаетесь в своих грехах перед Богом, вы получите прощение и награду. Если вы молитесь о спасении всем сердцем, хотя бы немного, вы будете спасены.
Нектарий, старец Оптинский
Нельзя требовать от мухи работы пчелы. Каждый человек должен давать в соответствии с его завоеванной мерой. Все не могут делать одно и то же.
В грядущие времена мир будет опоясан железом и бумагой. Дни Ноя были прообразом наших дней. Ковчег — это Церковь; спасутся только те, кто на ней. Мы должны молиться. Молитвой, словом Божьим смывается всякая скверна.
Бог не только разрешает, но и требует от человека возрастания в познании. Однако надо жить и учиться, чтобы не только знание не губило нравственности, но чтобы нравственность не губила знания.
Никон, Старец Оптинский
На милостыню жить опасно.