Учение эпикура о счастье: 9. Эпикур о человеческом счастье и путях его достижения.

Разное

9. Эпикур о человеческом счастье и путях его достижения.

Эпикур
(341-271 гг. до н.э.) поднимает проблему
человека и его счастья. Эпикур полагает,
что знать надо не ради знания, а ради
сохранения безмятежности духа и знать
необходимо столько, сколько необходимо
для обеспечения безмятежности духа.
Человек не испытывал бы потребности в
изучении природы, если бы его не страшили
небесные явления, боги и смерть. Цель и
задача философии – формирование
невозмутимости самосознания.

Положив в основу
своей философии материалистическое
учение Демокрита, Эпикур, по сути,
воспроизводит демокритову картину мира
во всех ее основных положениях. Различия
начинаются тогда, когда Эпикур обращается
к свойству движения атомов. Эпикур
выдвигает идею о спонтанном, самопроизвольном
отклонении атома от происходящего в
силу необходимости прямолинейного
движения. Для этого самоотклонения нет
никаких внешних причин, нет никакой
внешней необходимости. Таким образом,
в атомизме Эпикура появляется элемент
случайности, которую отвергал Демокрит.

Появляется тот «минимум» свободы,
который содержится как бы в самом
фундаменте мироздания, в атомах, а это
позволяет уже обосновать наличие свободы
в деятельности человека.

Критерием истинного
знания будут, прежде всего, чувственные
восприятия, т.к. ощущения дают человеку
достоверную информацию, и истина начинает
трактоваться, как соответствие или
подобие наших представлений предмету.

Боги существуют,
но они не такие, какими их полагает
толпа. Бог -существо блаженное и
бессмертное и в силу этого он не имеет
никаких забот сам и другим не доставляет.
Бог не подвержен ни гневу, ни благоволению.
Следовательно, Бог
не вмешивается в жизнь людей,

не вредит ей и не благоприятствует.

Смерть не имеет
к нам никакого отношения; когда мы есть,
то смерти еще нет, а когда смерть
наступает, то нас уже нет
.
Таким образом, смерть не существует ни
для живых, ни для мертвых, так как для
одних она сама не существует, а другие
для нее сами не существуют.

В своем этическом
учении Эпикур исходит из того, что для
человека благо, а, следовательно, и
счастье есть удовольствие. Удовольствие
же он определяет как отсутствие страдания.
Таким образом,
удовольствие как цель для человека, о
котором говорит Эпикур, не имеет ничего
общего с гедонизмом (чувственным
наслаждением). Удовольствие
для Эпикура, как цель человеческой жизни
– это свобода от телесных страданий и
душевных тревог, т.е. здоровье и
безмятежность души.

Эпикур однозначно
отдает предпочтение наслаждениям души,
а не наслаждениям тела. Страдания души
он считает более тяжкими, чем страдания
тела, ибо тело страдает только страданием
настоящего, т.е. здесь и сейчас. Душа же
страдает и прошлым, и настоящим, и будущим

Только посредством
разума мудрец уклоняется от одних
удовольствий и стремится к другим.

Этика Эпикура
предоставляет человеку возможность
свободного уклонения от страхов, тревог
и страданий. В рамках необходимости
найден и указан путь свободы. Отсюда
проистекает и следующая установка или
следующий вариант жизнепонимания,
формируемый в рамках античной философии:
знать и уклоняться. Освобождение души
от гнетущих ее страхов открывает путь
к счастью. Мудрец не тот, кто, подобно
Аристиппу, хватает на лету наслаждение
без оценки его и без мысли о его будущих
последствиях. Мудрец различает три вида
удовольствий: 1) природные и необходимые
для жизни; 2) природные, но для жизни не
необходимые; 3) не природные и не
необходимые для жизни. Мудрец стремится
только к первым и воздерживается от
всех остальных. Результат такого
воздержания — полная невозмутимость,
или безмятежность, которая и есть счастье
философа. Одно из условий счастья —
уклонение от жизни на виду других. Жизнь
философа — жизнь скрывающаяся. Ведь
правило Эпикура — «живи незаметно».

Простое счастье Эпикура — Истории от историка — LiveJournal

Кроме Иисуса Христа, на Земле существовал еще только один человек, которого люди удостоили эпитета Спаситель. Это — греческий философ Эпикур.
Спаситель — это тот, кто указывает правильный путь.

Как никто другой, Эпикур мог бы сказать крылатую фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он учил счастью и считал, что жизнь должна доставлять удовольствие. Правда, его удовольствия многим покажутся невыносимо тяжелой аскезой.

Сам Эпикур формулировал свое учение так: «…когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе».

Наслаждение, считал Эпикур, может быть достигнуто при минимуме материальных затрат: «Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет…».

Привычки и бытовые пристрастия Эпикура и в самом деле предвосхищали монашеский быт.

Жизнь основанной им общины была чрезвычайно скромна — частично из принципа, а частично из-за недостатка денег. Пища и питье у них состояли преимущественно из хлеба и воды, что Эпикур считал вполне достаточным: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, и плюю на дорогие удовольствия, — не за них самих, но за те неприятные последствия, которые они доставляют».

В одном письме он выражает такое желание: «Пришли мне горшечного сыра, чтобы мне можно было пороскошествовать, когда захочу».

Эпикур всю жизнь страдал из-за плохого здоровья, но выработал в себе привычку переносить болезни с большой стойкостью. Именно он, а не стоики, первый утверждал, что человек может быть счастлив и на дыбе. И, как ни странно, не кривил душой. Вот что он писал в день своей смерти одному другу и последователю:
«В этот счастливый и вместе с тем последний день моей жизни я пишу вам следующее. Страдания при мочеиспускании и кровавый понос идут своим чередом, не оставляя своей чрезмерной силы. Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений».

«Смерть его, — свидетельствует Диоген Лаэртский, — случилась от камня в почках …он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался».

Вот, собственно, какие привычки следует выработать у себя, если желаешь прослыть по жизни эпикурейцем!

Эпикур и его взгляды на счастье

Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны сопоставлять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научный взгляд на атомизм , согласно которому все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В этике он известен тем, что выдвинул теорию гедонизм , согласно которому удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия ( ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда. , выпивка и секс.

Эпикур – Немного предыстории

Представьте себе пышный сад со свежими фруктами и овощами. Фигуры в рясах проходят взад и вперед по дорожкам, время от времени останавливаясь, чтобы завязать друг с другом приятную беседу о науке, философии и искусстве. В одном углу менестрель играет гармоничные аккорды на своей лире. В другой идет дискуссия о свободе воли: учитель объясняет, что нет причин бояться богов и что люди имеют полную свободу выбирать свой собственный жизненный путь и обретать счастье здесь и сейчас. Прохладный ветер дует, когда человек вдыхает средиземноморский океанский воздух среди красоты природы и общения друзей и семьи. Если вы вообразили все это, вы представили себе «Сад удовольствий» Эпикура, место, где он и его ученики собирались в погоне за достижением максимально приятной жизни в этом мире.

Эпикур провел большую часть своей ранней жизни на острове Самос, афинском поселении у Эгейского полуострова. Он учился в Афинах и, изучив философию Платона, Аристотеля и Демокрита, в конце концов вернулся туда, чтобы основать свою собственную школу «Сад», которая привлекла множество приверженцев. Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны соизмерять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научную точку зрения атомизм , согласно которому все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В области этики он известен тем, что выдвинул теорию гедонизма , согласно которой удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия (9).0005 ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда, питье и секс.

Верный своей философии, Эпикур утверждал, что провел последние несколько дней жизни в удовольствиях, несмотря на всю физическую боль, в которой он находился. Как он пишет в своем Письме к Идоменею:

счастливого дня мне, который также является последним днем ​​моей жизни. Ибо меня поразила болезненная неспособность мочиться, а также дизентерия, настолько сильная, что ничего нельзя добавить к жестокости моих страданий. Но веселость моего ума, которая исходит от воспоминаний обо всех моих философских размышлениях, уравновешивает все эти недуги. И я прошу вас позаботиться о детях Метродора, достойным преданности, проявленной юношей ко мне и к философии.

Здесь мы видим один из приемов Эпикура для обретения счастья даже в самой несчастной ситуации: вместо того, чтобы зацикливаться на боли, вспомните один из тех моментов в прошлом, когда вы были наиболее счастливы. Благодаря достаточной тренировке ума вы сможете достичь такой яркости воображения, что сможете снова пережить эти переживания и это счастье. Эту идею хорошо иллюстрирует Виктор Франкл, венский психиатр, который провел четыре года в различных концентрационных лагерях, включая Освенцим. Франкл пишет, что одной из немногих вещей, которые могли дать ему ощущение счастья, было воображение образа его любимой жены и участие в воображаемом разговоре с ней. Как он пишет: «Мой разум цеплялся за образ моей жены, представляя его со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она мне отвечала, видел ее улыбку, ее откровенный и ободряющий взгляд. Реально это было или нет, но ее взгляд был тогда более сияющим, чем солнце, которое только начинало всходить». (Франкл 1984, с. 57).

Эпикур – Счастье есть удовольствие

Хотя мы утеряли большую часть трактатов Эпикура об этике и счастье, его основные идеи очень ясно изложены в его справедливо известном Письме к Меноцею . Он начинает с утверждения, знакомого по Платону и Аристотелю: все мы желаем счастья как самоцели, а все остальные желаемы как средства для достижения счастья. Но что такое счастье? Эпикур дает прямое определение под влиянием Аристиппа, ученика Сократа и основателя киренейской школы философии:

«Удовольствие — наше первое и родственное благо. Это исходная точка всякого выбора и всякого отвращения, и мы всегда к ней возвращаемся, поскольку делаем чувство правилом, по которому судим о всякой хорошей вещи».

Затем Эпикур утверждает, что есть два добровольных убеждения, которые больше всего делают нашу жизнь несчастной или полной боли. Во-первых, это вера в то, что боги накажут нас за наши плохие поступки, а во-вторых, что смерти нужно бояться. Оба этих убеждения вызывают страх и тревогу и совершенно не нужны, поскольку основаны на выдумках. Хотя боги действительно существуют, будучи совершенными и вечными, они не имеют прямого отношения к человеческим делам. Таким образом, нам не нужно бояться какого-либо наказания от них, и нам не нужно проводить время в трудоемких актах благочестивого поклонения. Что касается смерти, он указывает, что как только разумный опыт подходит к концу, ощущение боли исчезает. Таким образом, страх смерти совершенно беспочвен. В самом деле, он странно звучит как мастер дзэн, когда пишет: «Смерть бессмысленна для живых, потому что они живы, и бессмысленна для мертвых… потому что они мертвы».

Эпикур делает важное различие между необходимыми и ненужными желаниями. Необходимые желания — это те, которые необходимы для достижения счастья, например, желание избавиться от телесной боли или желание достичь состояния внутреннего спокойствия. Он пишет, что «конец всех наших действий состоит в том, чтобы быть свободными от боли и страха, и как только это достигается, буря души подавляется». Только когда мы испытываем боль, мы чувствуем потребность искать удовольствия, потребность, которая неизбежно приводит к еще большей боли. Чтобы избавиться от этого цикла боль-удовольствие-боль, нам нужно развивать образ мышления, в котором нет боли. Таким образом, целью является не позитивное стремление к удовольствию, как это было у Аристиппа. Цель скорее состоит в достижении нейтрального состояния, которое лучше всего можно описать как «спокойствие ума» или даже «пустоту», если использовать буддийское выражение. Греческое слово, которое Эпикур использует для обозначения этого состояния, равно 9.0005 ataraxia , что буквально означает «свобода от беспокойства».

Далее Эпикур отмечает, что нам нужна мудрость, чтобы видеть, какие удовольствия действительно приятны, а какие страдания необходимы для получения удовольствия. Некоторые удовольствия приводят к еще большей боли, например, употребление большого количества алкоголя, поэтому мудрый человек будет избегать их. С другой стороны, определенные боли, такие как печаль, могут привести к признанию жизни или состраданию, которые являются очень приятными состояниями. Поэтому нам следует избавляться не от всех отрицательных эмоций, а только от тех, которые приводят к ненужной боли. Это, кстати, тоже один из основных выводов, которые излагает позитивный психолог Эд Динер в своем последнем исследовании эмпирических основ счастья.

Эпикур – Отвержение от внешнего

Еще один из основных выводов недавних исследований счастья касается ограниченной роли внешних условий в обеспечении счастья. Было обнаружено, что доход, женитьба, привлекательная внешность и даже выигрыш в лотерею лишь незначительно влияют на продолжительное счастье. Эпикур предвосхищает это своим заявлением о том, что величайший секрет счастья заключается в том, чтобы быть как можно более независимым от внешних вещей. Довольство простыми вещами в жизни гарантирует, что вы никогда не будете разочарованы. Если вы вложите свой запас в ненужные удовольствия, такие как дорогостоящие предметы роскоши и еда, вы будете 1) расстроены, когда потеряете эти вещи, 2) будете стремиться их получить, и 3) будете постоянно подталкиваться к большей роскоши и, следовательно, к большему беспокойству и разочарованию.

В соответствии с этим мнением Эпикур пренебрежительно относится к «грубому гедонизму», придающему особое значение физическому удовольствию, и вместо этого утверждает, что философское стремление к мудрости с близкими друзьями является величайшим из удовольствий;

«Когда мы говорим, что наслаждение есть цель и цель, мы не имеем в виду наслаждения блудного сына или наслаждения чувственности, как это понимается по неведению, предубеждению или умышленному искажению. Под удовольствием мы подразумеваем отсутствие боли в теле и беспокойства в душе. Не непрерывное чередование пьянок и кутежей, не половая похоть, не наслаждение рыбой и прочими лакомствами роскошного стола производят приятную жизнь. Это довольно трезвое рассуждение, поиск оснований для выбора и уклонения и изгнание тех верований, которые ведут к смятению души».

Исходя из этой концепции счастья, именно философ является самым счастливым из всех людей, ибо он предпочитает устойчивые удовольствия знания временным и изменчивым удовольствиям тела. Эпикур завершает свое письмо, говоря, что если кто-то будет следовать этим заповедям, он станет «богом среди людей», поскольку он достигнет бессмертного состояния, даже находясь в смертном теле. Как он пишет:

«Упражняйся в этих заповедях день и ночь как сам, так и с единомышленником; тогда никогда, ни наяву, ни во сне ты не будешь тревожиться, но будешь жить как бог среди людей. Ибо человек теряет всякое подобие смертности, живя среди бессмертных благословений».

Обратите внимание на то, что Эпикур делает акцент на соблюдении заповедей «с единомышленником». В соответствии с Аристотелем, Эпикур видит незаменимую ценность дружбы как решающего мотиватора на пути к собственному истинному счастью. Проблема в том, что чаще всего другие люди мешают нашему счастью, создавая ложную конкуренцию за ненужные удовольствия. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы удалиться из обычного общества и создать особую коммуну, где вы взаимодействуете только с теми единомышленниками, искателями мудрости. Создавая это видение, Эпикур, несомненно, повлиял на многих мыслителей-утопистов, от Мора до Маркса, которые связывали свои надежды на счастье с полным изменением социальных отношений, формирующих ткань того, кем мы являемся как человеческие существа.

Заключение

Эпикур делает следующие утверждения о человеческом счастье:

  • Счастье — это удовольствие; все дела нужно делать ради приятных ощущений, связанных с ними
  • Ложные убеждения производят ненужную боль; среди них, что боги нас накажут и что смерти надо бояться
  • Желания бывают нужные и ненужные. Необходимые желания, такие как желание избавиться от телесной боли, помогают обрести счастье, в то время как ненужные желания, такие как желание иметь большую машину или более роскошную еду, обычно вызывают несчастье.0088
  • Целью является не позитивное стремление к удовольствию, а скорее отсутствие боли, нейтральное состояние, которое он называет «атараксия», то есть свобода от всех беспокойств, часто переводимая просто как «внутреннее спокойствие».
  • Это состояние атараксии может быть достигнуто через философские размышления, а не через погоню за грубыми физическими удовольствиями
  • Счастье — не личное дело: его легче достичь в обществе, где единомышленники объединяются, чтобы вдохновлять друг друга стремление к счастью

Библиография

«Письмо к Меноцею», http://epicurus.net/en/menoeceus.html,

«Письмо к Геродоту», http://epicurus.net/en/herodotus.html

Эпикур и погоня за счастьем

Написано Лидией Серрант, автором статей, Classical Wisdom

Мы все были там. Страх, тревога, депрессия, экзистенциальный страх… это обычные побочные эффекты человеческого состояния и часть жизненного опыта.

Независимо от того, где вы оказались в истории или что может происходить в глобальном обществе, беспокойство, депрессия и другие психические и эмоциональные проблемы возникают у всех нас в какой-то момент нашего жизненного пути.

Греческий философ Эпикур (341 – 270 до н. э.) осознал страдания внутри себя и своих собратьев, мужчин и женщин. Он основал эпикурейскую школу философии, продвигавшую искусство простой жизни.

Бюст Эпикура

Эпикуреизм стал одной из самых влиятельных философий древности. Он известен в основном благодаря Сорок основных доктрин – руководство о том, как прожить максимально счастливую жизнь.

Однако, если чтение 40 доктрин кажется слишком сложным или у вас просто мало времени, Tetrapharmakos , также известный как «Четырехчастное лекарство», — отличное место для начала для любого подающего надежды эпикуреиста или искателя счастья!

Вам нечего бояться Бога

В эллинистический период боги были всевидящими, всемогущими существами, которые делали людей марионетками. Было широко распространено мнение, что если кто-то разозлит богов, это приведет к пыткам и наказаниям при жизни и после смерти.

Эпикур, напротив, не верил, что люди могут что-то сделать, чтобы разозлить богов. Он утверждал, что они слишком могущественны, чтобы их беспокоили действия смертных людей. Вместо этого Эпикур считал богов образцом для подражания для человечества и утверждал, что нужно попытаться достичь их уровня счастья и расширения возможностей.

Рим во времена Декаданса, Томас Кутюр, 1847

Идея Эпикура заключалась в том, что добро нужно делать ради самого добра, а не из-за угрозы наказания. Он видел в вине препятствие на пути к истинному счастью.

Если человек хочет достичь спокойного и безмятежного ума, следует любой ценой избегать действий, вызывающих чувство вины.

Для Эпикура боги существуют не для того, чтобы их боялись, а для того, чтобы им подражали.

Не трать время на беспокойство о смерти

Смерть. Нет ничего более окончательного. Давно утверждалось, что бремя человечества состоит в том, чтобы жить со знанием того, что однажды мы умрем. Конец нашей жизни — одна из самых больших тревог для всех нас, и для многих этот страх может ограничить способность жить полной и счастливой жизнью.

Эпикур не верил в загробную жизнь. Но верите ли вы в загробную жизнь или нет, его совет о смерти полезен:

«Смерть для нас ничего не значит… когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть присутствует, нас не существует».

Хорошая мысль, Эпикур! Во что бы вы ни верили, смерть приносит нам другое состояние сознания. Невозможно узнать, как мы воспримем смерть, поскольку никто не вернулся, чтобы рассказать нам, что происходит.

Последний день Помпеи, Карл Брюллов, 1828

Для тех, кто боится пропустить будущие события после смерти, эпикурейцы говорят, что это то же самое, что беспокоиться обо всех событиях, которые вы пропустили до своего рождения.

В конце концов, все, что мы можем сделать, это жить полной жизнью в настоящем. Все остальное вне нашего контроля.

То, что хорошо для вас, легко получить

Эпикурейцы считают, что у людей есть самые основные потребности, и говорят, что наши желания причиняют нам величайшие страдания.

Чтобы выжить и преуспеть, все, что нужно человеку, это пища, кров и межличностные отношения, которые относительно легко получить. Простые продукты, которые дают питание и энергию, гораздо легче найти, чем блюда, отмеченные звездой Мишлен.

Наше желание большего вызывает ненужное беспокойство. Это особенно актуально для современного общества потребления, которое постоянно бомбардируется рекламными объявлениями, которые говорят нам, что мы ничто без лучшего дома или новейших гаджетов.

Что ужасно, то легко терпеть

Как это?

После долгих наблюдений за природой эпикурейцы пришли к следующему выводу о боли и страдании:

  1. Боль и страдание либо кратковременны, либо продолжительны
  2. Боль и страдание бывают легкими или хроническими
  3. Боль, которая является одновременно хронической и продолжительной, является редчайшим видом

Человеческие страдания, Лео ван Акен, 1890

Итак, ужасные вещи могут быть не просто прогулкой в ​​парке, но они могут быть не такими ужасными, как вы думаете, или, по крайней мере, длиться так долго, как вы боитесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts