Учение фрейда: Учение З.Фрейда
Содержание
Кратко об учении Зигмунда Фрейда
До конца XIX века господствовало представление о том, что психика человека едина и неделима. Зигмунд Фрейд подошел к этому вопросу иначе: он попытался проанализировать ее внутреннюю структуру и ввел для этого понятие бессознательного. Так появился психоанализ, ставший одним из важнейших элементов культуры XX века. Философ Елена Косилова подготовила для читателей «Ножа» подробный, но доступный путеводитель по учению Фрейда и разобрала основные положения его теории в десяти вопросах и ответах.
Как Фрейд представлял себе устройство психики?
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.
Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.
В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).
Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.
Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».
Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.
Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).
Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).
Что такое бессознательное и при чем тут истерия?
Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).
Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.
Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.
На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.
Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.
Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.
Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем. Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.
Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.
Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.
Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.
Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.
В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.
Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.
Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).
Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.
Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.
Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.
Что такое проекция и рационализация?
Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.
В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.
Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.
Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)
Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей. Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.
С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).
Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.
Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).
Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.
Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.
Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.
К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.
Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.
Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.
В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.
Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.
https://knife.media/freud-i/
23. Учение Фрейда о бессознательном Основателем психоанализа является З. Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: Бессознательное (Оно) включает скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо (половое влечение). Желания бессознательного стремятся проявить себя в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность сознательного – принципу реальности. Сознательное ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Согласно Фрейду, психикой управляют стремление к удовольствию (человек стремиться к удовольствию) и вытеснение (психика вытесняет в бессознательное запрещенные, асоциальные, сексуальные желания и идеи). Вытесненные в бессознательное запрещенные желания подвергаются сублимации – преобразованию в другие разрешенные типы деятельности. Сублимация является источником творчества. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, – это проблема конфликта человека и общества. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудность > ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО КОНСПЕКТЫ |
Фрейдистская теория личности
Фрейдистская теория личности
Зигмунд Фрейд считается отцом психиатрии. Среди его многочисленных достижений, возможно, самая далеко идущая схема личности в психологии: фрейдистская теория личности . Он был в центре внимания многих дополнений, модификаций и различных интерпретаций, данных его основным пунктам. Несмотря на множество перевоплощений, теория Фрейда подвергается критике многими (например, за предполагаемый сексизм), и сегодня она остается в центре горячих дискуссий о ее актуальности.
Этимология
Фрейд был уникальным мыслителем. Не может быть никаких сомнений в том, что на него повлияли более ранние размышления о человеческом разуме, особенно идея о том, что внутри разума существует активность на сознательном и бессознательном уровне, однако его подход к этим темам был в значительной степени концептуальным. Его теоретические мысли были столь же оригинальны, сколь и уникальны. Свидетельством мысли Фрейда является знание того, что независимо от того, согласны ли вы с его теорией, не согласны или неоднозначны, она остается теоретическим краеугольным камнем в его области знаний.
Определение
Человеческая личность: взрослая личность возникает как совокупность переживаний раннего детства, основываясь на том, как эти переживания сознательно и бессознательно обрабатываются на этапах человеческого развития, и как эти переживания формируют личность.
Не каждый человек выполняет необходимые задачи на каждой стадии развития. Когда они этого не делают, результатом может быть психическое состояние, требующее психоанализа для достижения правильного функционирования.
Этапы развития
Полагая, что большая часть человеческих страданий обусловлена детским развитием , Фрейд делал акцент на пяти стадиях психосексуального развития. По мере прохождения ребенком этих стадий могут возникать неразрешенные конфликты между физическими влечениями и социальными ожиданиями.
Эти стадии следующие:
- Оральный (0-1,5 года): Фиксация на всем оральном. Если они не выполняются удовлетворительно, существует вероятность развития негативных оральных привычек или поведения.
- Анальный секс (возраст от 1,5 до 3 лет): Как указано, этот этап в первую очередь связан с выработкой здоровых привычек приучения к туалету.
- Фаллический (возраст 3–5 лет): Развитие здоровых заменителей сексуального влечения мальчиков и девочек к родителю противоположного пола.
- Латентность (5-12 лет): Развитие здоровых дремлющих сексуальных чувств к противоположному полу.
- Генитальный (12 – взрослость): Все задачи предыдущих четырех стадий интегрируются в разум, что способствует возникновению здоровых сексуальных ощущений и поведения.
Именно на этих стадиях развития опыт фильтруется через три уровня человеческого разума. Именно из этих структур и врожденных конфликтов, возникающих в уме, формируется личность. Согласно Фрейду, хотя между этими тремя уровнями существует взаимозависимость, каждый уровень также служит определенной цели в развитии личности. В рамках этой теории способность человека разрешать внутренние конфликты на определенных этапах их развития определяет будущую копинг-способность и способность к функционированию во взрослом возрасте.
Супер-эго
Каждая стадия обрабатывается в соответствии с концепцией Фрейда о человеческом разуме как о трехуровневой системе, состоящей из Супер-Эго, Эго и Ид. Супер-эго функционирует на сознательном уровне. Он служит своего рода центром скрининга того, что происходит. Именно на этом уровне общество и родительское руководство сопоставляются с личным удовольствием и выгодой в соответствии с указаниями ид. Очевидно, это приводит в движение ситуации, созревшие для конфликта.
Эго
Во многом подобно судье в суде, когда переживания перерабатываются через Супер-Эго и Ид, они попадают в Эго, чтобы обеспечить удовлетворительный результат. Первоначально Фрейд использовал слово «эго» для обозначения самоощущения, но позже пересмотрел его, чтобы обозначить набор психических функций, таких как суждение, терпимость, проверка реальности, контроль, планирование, защита, синтез информации, интеллектуальное функционирование и память.
Id
Эгоцентричный центр человеческой вселенной, Фрейд полагал, что внутри этого уровня Ид постоянно борется за то, чтобы иметь свой путь во всем, что мы предпринимаем.
Критика
Так что же это нас оставляет? Как сказал Джим Моррисон в песне, которую он написал для The Doors: «Я хочу весь мир, и я хочу его СЕЙЧАС!» кажется, на кончике губ многих людей. Он мог бы быть озаглавлен Ода Id .
Есть много психических заболеваний, которые ставят Ид во главу угла при принятии решений. В частности, есть те, чья жизнь проживается на абсолютно нарциссическом уровне. Кроме того, есть люди с антисоциальными личностями, психотическими заболеваниями и так далее. В мире Фрейда именно невротик больше всего подвержен влиянию принципов его теории.
В результате Фрейд изложил свой план лечения: психоанализ . Лечение использовалось в течение многих лет, и к нему было приложено множество адаптаций. Положительным моментом является то, что психоанализ предоставляет клиенту структуру и время для решения невротических проблем. С отрицательной стороны всегда выражается озабоченность по поводу стоимости. Поскольку для того, чтобы психоанализ был эффективным, требуется время, связанные с этим затраты могут быть непомерно высокими.
Теория личности Фрейда, теория личности Фрейда, ид-эго и супер-эго, психоанализ, психоаналитическая теория, стадии развития, стадии психосексуального развития
5 лучших психологических теорий Зигмунда Фрейда
Когда мы рассказываем друзьям о своем безумном сне, который нам снился о них, или когда мы используем такие термины, как эго и свободные ассоциации, мы имеем в виду Зигмунда Фрейда.
Спустя более 80 лет после его смерти теории Фрейда о человеческом бессознательном и о том, как оно влияет на наше поведение, продолжают проникать в западную культуру. Новаторские теории Фрейда, представленные миру на рубеже 20-го века, изменили наши представления о человеческом разуме. Его теории повлияли не только на психологическую теорию, но и на то, как мы ведем себя в повседневной жизни, в семейной жизни и на работе.
Такие термины, как анализ сновидений, свободные ассоциации, Эдипов комплекс, оговорка по Фрейду и вечно присутствующее эго, а также ид и суперэго, вплетены во многое из того, что мы делаем, думаем и говорим.
1. Анализ сновидений
В современном обществе мы часто говорим о своих снах. Если вы погуглите «цитаты о мечтах», то, кажется, их бесконечный запас. От шутки автора бестселлеров Эрмы Бомбек: «Требуется много мужества, чтобы показать свои мечты кому-то другому» до слов американского рэпера и актера Тупака Шакура: «Реальность неверна. Мечты реальны». Но именно Фрейд раскрывает, что такое сон — альтернативная реальность, которую мы переживаем, когда спим.
«Толкование сновидений — это царская дорога к познанию бессознательной деятельности ума», — пишет Фрейд.
Теории Фрейда о сновидениях и его книга «Толкование сновидений» были революционными. До его публикации в 1899 году ученые считали сны «бессмысленными». Фрейд считал, что сны были «замаскированным исполнением подавленных детских желаний».
В то время как популярная культура восприняла теории Фрейда и прикладные значения — например, сны о том, что вы летите, означают, что вы подсознательно думаете об амбициях, — Фрейд никогда не писал словаря снов. На самом деле он уклонялся от такой конкретики. Он настаивал на том, что, хотя сны символичны, они специфичны для человека и не могут быть определены в целом для всего общества.
2. Свободные ассоциации
Теории сновидений Фрейда напрямую связаны с его теорией свободных ассоциаций. Основываясь на теории о том, что сны и их значения индивидуальны, Фрейд позволял своим пациентам самим интерпретировать сны, вместо того чтобы высказывать им свое собственное мнение. Он назвал свой процесс свободной ассоциацией. С каждой новой особенностью сновидения во время сеанса психоанализа Фрейд предлагал своим пациентам расслабиться и — используя современный термин — выплюнуть то, что, по их мнению, означало. Пациенты выбрасывали идеи по мере их поступления, какими бы тривиальными они ни были.
3. Оговорка по Фрейду
Одной из самых популярных фраз из теорий Фрейда является оговорка по Фрейду. Он считал, что «оговорка» — произнесение чего-то, чего мы не собираемся говорить, — показывает, о чем мы думаем, подсознательно. Фрейд представил свою теорию оговорки по Фрейду в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» и предположил, что эти словесные (а иногда и письменные) ошибки коренятся в «бессознательных побуждениях» и «невыраженных желаниях». Кроме того, Фрейд считал, что неспособность что-то вспомнить — например, чей-то адрес или имя — связана с нашей потребностью или желанием подавить это. Современной науке еще предстоит объяснить, почему случаются оговорки по Фрейду.
4. Эдипов комплекс, зависть к пенису и зависть к матке
Эксперты считают Эдипов комплекс самой спорной теорией Фрейда. По Фрейду, это бессознательное желание, которое начинается на фаллической стадии развития, в возрасте от трех до шести лет. Ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола и ревнует к своему родителю того же пола.
Популярная культура использует комплекс Эдипа в качестве общего термина для обозначения фазы как для мальчиков, так и для девочек. Но Фрейд постулировал, что мальчики испытывают Эдипов комплекс, а девочки — комплекс Электры. Это когда девочка бессознательно сексуально привязывается к отцу и враждебно относится к матери.
Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства», но научных доказательств в поддержку его теории нет.
«Зависть к пенису» выросла из теории эдипова комплекса Фрейда, и Фрейд опубликовал ее в 1908 году. Фрейд считал, что осознание женщиной того, что у нее нет пениса, приводит к сильной зависти, лежащей в основе женского поведения.
«Фрейд утверждал, что единственный способ, которым они могли преодолеть эту зависть к пенису, — это завести собственного ребенка — даже до предположения, что они хотели ребенка мужского пола в своих усилиях получить пенис», — пишет British Psychological Общество. Психоаналитик Карен Хорни, современница Фрейда, чьи теории привели к движению феминистской психологии, считала зависть к пенису чисто символической.
Хорни предположил, что зависть к пенису вызвана не столько завистью к самому фаллосу, сколько статусом женщины в обществе и «стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса», — пишет Британское психологическое общество.
Кроме того, Хорни вводит термин «зависть к матке» и объясняет, что на мужчин негативно влияет их неспособность иметь детей и они завидуют «биологическим функциям женского пола», включая грудное вскармливание и беременность.
5. Эго, Ид и Суперэго
Некоторые считают человеческую психику самой устойчивой теорией карьеры Фрейда. Фрейд опубликовал свою теорию личности в 1923 году, в которой выдвигается гипотеза о том, что человеческая психика делится на три части — Эго, Ид и Супер-Эго. И все они развиваются на разных этапах нашей жизни. Важно отметить, что Фрейд считал, что это не физические объекты в нашем мозгу, а скорее «системы».
В то время как слово «эго» используется в популярной культуре гораздо чаще, чем «ид» и «супер-эго», эти три понятия связаны между собой. Согласно Фрейду, Ид — самая примитивная часть человеческой психики. Именно здесь основаны наши сексуальные и агрессивные влечения. Супер-эго — это наш моральный компас, а эго — судья, если хотите, между притяжениями Ид и Супер-Эго.
Фрейд остается в нашем подсознании и сознании
В следующий раз, когда вы проснетесь от странного сна, который вы можете подробно рассказать своему лучшему другу, он ответит: «О, змеи? Этот сон полностью о зависти к пенису».