Указ константина о прекращении гонений на христиан: В каком году был указ константина о прекращении гонений на христиан

Разное

Как прекратились гонения на христиан в Римской империи? / история | Thpanorama

Прекращение гонения на христиан в Римской империи Это произошло около 311 г. н.э., когда император Гай Галерий Валерий Максимиан издал указ о толерантности. Этот эдикт признал несколько прав христиан, среди которых было свободное исповедание своей религии и возможность строить свои церкви.

Теперь эти гонения на христиан в Римской империи начались в период императора Нерона Клавдия Цезаря Августа Германика 13 октября 54 года нашей эры..

В тот день этот монарх обвинил их в том, что они вызвали пожар в Риме. Это обвинение состояло в том, чтобы заставить замолчать слухи о том, что он сам был причиной.

Из этого доноса они объявили последователей христианской религии врагами империи. Затем — по приказу последующих императоров — они были осаждены, преследовали, захватывали и казнили. Санкции также включали разрушение храмов и священных книг, а также конфискацию имущества.

После Указа о толерантности сосуществование с христианами улучшилось. В 313 г. н.э. императоры Флавио Валерио Аурелио Константино и Флавио Галерио Валерио Личиниано Личинио издали Указ Милана, который позволял свободу вероисповедания.

Это дало большой импульс христианству, которое пережило период устойчивого роста и развития.

Хронология прекращения гонений на христиан в Римской империи

Указ толерантности

Указ о толерантности ознаменовал поворотный момент в растущих масштабах гонений на христиан в Римской империи. Это систематическое преследование поддерживалось на протяжении всего третьего столетия и начала четвертого века.

В течение всего этого времени христианство считалось незаконным, а христиане подвергались маргинализации со стороны государства. Наказания, которым они были подвергнуты, включают разрушение храмов и религиозных текстов, потерю гражданских прав и даже тюремное заключение..

В 311 г. н.э. император Галерий (260 г. н.э.-311 г. н.э.) издал этот указ от Сардики (нынешняя София, Болгария). Благодаря этой мере император превратился из жестокого гонителя христиан в робкого спонсора своей деятельности.

Затем эта религиозная группа начала влиять на другие сферы римской жизни, которые начали видеть монотеистические практики другими глазами. Позже другие императоры также начали исповедовать симпатии к христианству.

Около 312 г. н.э. император Константин выиграл важную битву, чью победу он приписал «Богу христиан». Он был убежден, что христианская монограмма на его знамени принесла ему пользу.

С этого момента он принял решение улучшить статус всех из них. Эти устойчивые усилия оформились годы спустя после обнародования другого указа, положившего конец преследованиям христиан в Римской империи..

Миланский эдикт

Императоры Константин (272 г. н.э.-337 г. н.э.) и Флавий Галерий Валерий Лициний Лициний (250 г. н.э.-325 н.э.) были ответственны за Миланский эдикт.

Это оказало большее влияние на цель прекращения гонений на христиан в Римской империи. Он заключался в практическом применении того, что было создано Галерио двумя годами ранее..

Император Константин принял христианство. За этот факт он считается спасителем всех верующих этой религии. Ему приписывают все заслуги в прекращении гонений на христиан в Римской империи, которые были систематическими и широко распространенными..

Также признается тот вклад, который этот указ внес в различные области человеческого знания, такие как история, искусство, право, философия и теология. Миланский эдикт предполагал появление концепции религиозной свободы, которой до сих пор не существовало.

Таким же образом он обозначил новый статус в отношениях между христианской религией и римским государством. Этот факт определенно отметил западную культуру со времен Римской империи до современной эпохи.

Константинопольский эдикт

Константинопольский эдикт (392 г. н.э.) был эпилогом серии мер, осуществленных Флавием Феодосием или Феодосием I (согласно христианам, Феодосию Великому). Этот римский император предпринял систематическую кампанию по уничтожению языческих групп и их ритуалов.

Несмотря на политическое и экономическое влияние этих групп на империю, кампания началась в 381 году нашей эры. В том же году был утвержден указ императора Аурелио Константино, запрещающий жертвоприношения с гадательными целями.

Затем был предпринят ряд мер, чтобы загнать в угол и ограничить все практики этих языческих групп. Среди них, в частности, разрушение храмов, ликвидация государственных субсидий и запрет немонотеистических обрядов.

После обнародования Константинопольского эдикта император Феодосий ввел христианство по всему Риму. Все группы нескольких богов были запрещены для проявления веры как публично, так и в частном порядке. Но, чтобы предотвратить возможное восстание со стороны языческого военного сектора, преследование не предусматривалось.  

Как непосредственное следствие, христианские епископы начали участвовать в политической жизни. Таким образом, они приняли сторону и отстаивали позиции по темам, далеким от божественного и принадлежащим к земному царству.

Затем границы между человеческим и божественным начали исчезать, пока в некоторых случаях они не стали.

Подход Государство — Церковь

После обнародования трех указов христиане начали свободно поклоняться. Их даже преследовали преследователи (в частности, язычники, признанные незаконными в соответствии с Константинопольским эдиктом).

Сам император Константин начал осуществлять и выполнять ряд мер, которые он считал необходимыми. В серии писем, направленных его государственным чиновникам в различных областях римской географии, Константин дал четкие инструкции, направленные на восстановление прав их граждан.

Например, в 313 г. н.э. в письме, адресованном прокуслу Африки Анулино, содержалась просьба о реституции церковного имущества.

Позже в другом письме к самому Анулино император сообщил о своем решении освободить католическую церковь от уплаты налогов. С этим он стремился иметь достаточно ресурсов для служения.

В письмах, адресованных другим чиновникам, Константин приказал принять меры военной и экономической защиты для христианских прелатов.

Таким же образом, чтобы способствовать развитию христианства, он приказал определить местонахождение и перевоспитание личностей и групп, которые были против ныне официальной религии Рима..

Он также активно участвовал во внутренних жалобах христиан. Это возникло в группах, которые поддерживали различные интерпретации священных книг.

Таким образом, прекращение гонений на христиан в Римской империи стало четким и прочным подходом государства — церкви..

ссылки

  1. Алия Фернандес, Р. А. (2011). Преследование как преступление против человечества. Барселона: Публикации и издания Университета Барселоны.
  2. Патиньо Франко, J. U. (2001). История церкви — И. Мадрид: редакция Сан-Пабло.
  3. Карбо, Дж. Р. (2017). Миланский эдикт. Междисциплинарные перспективы. Взято из unav.edu.
  4. National Geographic (2012 г., 8 ноября). Феодосий I Великий и торжество христианства. Взято с nationalgeographic.com.es.
  5. Аларкон, М. Л. (1987). Правовые аспекты религиозного фактора: исследования в честь профессора Лопеса Аларкона. Мурсия: Секретариат публикаций и научного обмена. 

Роль Миланского эдикта в истории древней Христианской Церкви

Доклад ректора Минской духовной академии и семинарии архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, Управляющего делами Белорусской Православной Церкви, на Международной научной конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях». Минск, 5 апреля 2013 г.

В истории Христианской Церкви существует немного событий, которые можно было бы сопоставить с тем, что произошло 1700 лет тому назад, когда императоры Константин и Лициний подписали эдикт, вошедший в историю под именем Миланского эдикта. Для христиан, живших в последующие столетия, да и для современных христиан, этот эдикт стал четкой границей, разделившей две эпохи. Можно сказать, что после 313 года изменился и облик Христианской Церкви, и облик всей Римской империи, так что плодами Миланского эдикта мы питаемся и по сей день. Эдикт оказал немалое влияние на формирование европейской цивилизации, на формирование христианской цивилизации в целом. Но в этом докладе хочется обратить внимание на ту роль, которую Миланский эдикт сыграл в истории Церкви, на те изменения в церковной жизни, которые стали следствием его принятия.

Когда современный христианин слышит о Миланском эдикте, он в первую очередь вспоминает о прекращении гонений на христиан. Действительно, в течение первых трех веков своего существования Церковь практически пребывала вне закона и все последователи Христа являлись потенциальными мучениками. Насильственную смерть по несправедливому приговору претерпел Сам Божественный Основатель христианства, насильственной смертью завершили свой путь практически все прямые ученики Иисуса Христа. В условиях существования императорского культа христиане были преступниками и по отношению к римской власти, и по отношению к римской языческой религии. Преступниками делало их и исполнение одного из главных заветов Иисуса Христа – проповедовать Евангелие всем народам (Мф. 28:18-20). В Римской империи прозелитизм был вне закона, поэтому то, что для христиан являлось Божественной заповедью, для римской администрации было прямым призывом к нарушению закона. В этих обстоятельствах история Церкви первых трех веков становилась историей мучеников[1].

Начало легализации христианства было положено еще ранее, в 311 году, когда император Галерий, поняв бесперспективность преследования христиан, издал эдикт, в котором говорилось: «Мы постановили, чтобы вновь свободно жили христиане, и пусть устраивают свои собрания, но так, чтобы никто из них не нарушал порядка»[2]. Этот указ фактически отменял преследование за само имя христианина, но не предусматривал разрешения на переход в христианство из других религий. Историки Церкви полагают, что в 312 году императоры издали еще один эдикт, ограничивающий возможность перехода в христианство[3]. Поэтому в полной мере преследования христиан могли прекратиться только после Миланского эдикта 313 года.

Однако Миланский эдикт не просто положил конец гонениям на Церковь. Он провозгласил принцип религиозной свободы. Слова эдикта о свободе выбора веры звучат очень современно: «Мы даровали христианам и всем возможность свободно следовать той религии, какую бы кто не пожелал … мы постановили, что необходимо узаконить то, что полагали необходимым всегда, а именно, что вообще не следует никому отказывать в выборе, если кто-то предал мысли свои богопочитанию христианскому или той религии, какую счел для себя наиболее подходящей; чтобы всевышняя божественность, святости чей мы следовали бы по доброй воле, могла проявлять во всем свое благоговение и милость» (Лактанций. О смертях преследователей, 48:2-3)[4]. Эта религиозная свобода открывала законный путь для дела христианской миссии, которая даст значительные плоды уже к концу четвертого столетия.

Симпатии императорской власти к Церкви, выраженные в Миланском эдикте, и усиление миссионерской деятельности привели к массовому обращению в христианство. Переход в новую веру для некоторых был данью моде или был продиктован корыстными соображениями. Нам, пережившим крушение атеистической идеологии и возрождение Церкви в странах бывшего Советского Союза, несложно представить себе картину массового прихода в Церковь, который имел порой формальный характер. Массовые обращения имели также некоторые негативные последствия, проявлявшиеся в частичном разрушении общинной жизни христиан и падении общего нравственного уровня. Но широкое распространение евангельского учения оказалось весьма благотворным для общества в целом, способствовало смягчению общественных нравов и гуманизации общественной жизни[5]. Христианское представление о высоком достоинстве человека повлияло на отмену в 315 году клеймления преступников, официальную отмену крестной казни и принятие запрета на выбрасывание детей, что у римлян являлось обычной практикой. В 325 году были отменены кровавые зрелища – гладиаторские сражения, которые были очень любимы жителями многих регионов империи. Постепенно менялось отношение и к институту рабства.

Миланский эдикт провозглашал свободу религиозного выбора. И у современного его читателя возникает желание соотнести свободу, о которой говорит древний указ, с той свободой религии, о которой говорят современные политики. Однако современное понимание свободы религии граничит с религиозным безразличием, оно не связано ни со стремлением к истине, ни со стремлением обрести Божественное благоволение. Не таков был по своему духу Миланскиий эдикт. В нем не было безразличия. Эдикт издавался в интересах христиан и был зн?ком расположения ко христианству. В контексте всего эдикта, составленного в пользу христиан, слова о свободе выбора веры подразумевают в первую очередь возможность свободного выбора христианской веры. Можно сказать, что уже в 313 году святой равноапостольный Константин был на пути к христианству. Во всяком случае, уже в 312 году он созерцал видение Креста и с помощью христианского символа одержал победу над превосходящими силами своего противника Максенция. Религиозная свобода провозглашалась, таким образом, в пользу христианства и при этом вполне соответствовала евангельскому учению о любви.

В эпоху, которая началась в 313 году, государство в лице императора начало принимать активное участие в делах Церкви, в том числе ограничивать права христианских еретиков и раскольников. К сожалению, силовые методы, применявшиеся императорами, зачастую противоречили евангельскому духу и Церковь начинали использовать в достижении политических целей. Но то, что невозможно искоренить инакомыслие силой, понимал уже святой Константин, который в итоге проявил снисходительность и к раскольникам донатистам, и к еретикам арианам, вернув их из ссылки. Последующий отход от идеи веротерпимости и борьба с церковными разделениями были продиктованы не только политическими мотивами, но и глубокой убежденностью в истинности Православия и стремлением видеть весь мир в христианском единомыслии. Об этом говорят письма того же святого Константина, обращенные к Арию и Александру Александрийскому до Никейского собора и к Арию, когда тот находился в ссылке после собора. Эти письма пропитаны подлинным духом христианской любви и жаждой христианского единства.

Благожелательное и покровительственное отношение к Церкви, засвидетельствованное в Миланском эдикте, а также симпатия к Церкви со стороны императорской власти впоследствии переросли в то, что христианство стало государственной религией. Церковь стала приобретать целый ряд прав и привилегий, которые, если быть справедливым, порой становились источником соблазна для клириков. Дав Церкви особые права и привилегии, императорская власть не оставляла попыток вмешатества в церковные дела. Но при всей близости Церкви и государства христианская религия, в отличие от древнего римского язычества, не превратилась в функцию государственной власти, сохранив свою автономию. Эта автономия осознавалась уже первым христианским императором, автором Миланского эдикта. Когда донатисты обратились к императору с просьбой выступить судьей при рассмотрении их дела, святой Константин ответил: «Какое безумие требовать суда у человека, который сам ожидает суда Христова! На суд священников следует смотреть как на суд Самого Бога!»[6]. Такого же образа мысли придерживался этот император и после Никейского собора, когда писал в «Послании к епископам, не присутствовавшим на соборе»: «Все, что ни делается на святых соборах епископов, должно быть отнесено к воле Божией»[7]. И позднее, в конце IV века святитель Амвросий Медиоланский не позволил перейти границы Церкви даже тому императору, при котором христианство стало государственной религией – Феодосию Первому. В ответ на попытку императора вмешаться в церковные дела святитель Амвросий писал: «Что может быть почетнее для императора как не то, что его называют сыном Церкви? Но император в Церкви, а не выше Церкви»[8]. В истории взаимоотношений Церкви и православного государства первого тысячелетия не было идеальных периодов, возможно, не была идеальной и сама модель этих взаимоотношений, но именно эта модель, заданная Миланским эдиктом, была воспринята вместе с самим христианством и на Руси.

Миланский эдикт завершил эпоху открытых гонений на христианство. У христиан после этого почти не осталось возможности быть мучениками, быть подражателями смерти Иисуса Христа, пройти путем Христа до несправедливой насильственной смерти. В этой связи в Церкви получило особое развитие аскетическое движение, которое мы называем монашеством. Уже основателем египетского отшельничества преподобным Антонием Великим монашество воспринималось как аналог мученичества, как добровольное мученичество. Святитель Афанасий Великий так пишет в «Житии преподобного Антония»: «Ему /преподобному Антонию/ желательно было стать мучеником. И сам он, казалось, печалился о том, что не сподобился мученичества. /…/ А когда гонение уже прекратилось, /…/ тогда Антоний оставил Александрию и уединился в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры»[9]. Таким образом, в определенной мере развитие монашества также можно считать одним из следствий Миланского эдикта.

После 313 года Церковь столкнулась с обстоятельствами, с которыми ей прежде не приходилось иметь дело. Церковь никогда не имела такого покровительства, которое ей стало оказывать государство. Перед Церковью и епископами благоговели императоры, некоторые из которых все еще носили языческий титул верховного жреца. Но теперь за отказ участвовать в императорском культе не казнили, более того, сам император склонял главу перед Христом. В сознании некоторых христиан появился соблазн увидеть в этой необыкновенной перемене наступление Христова царства на земле. В плену этого соблазна оказался и знаменитый первый церковный историк, Евсевий Кесарийский[10]. Средство против этого соблазна родилось в недрах самой Церкви, когда лучшие из христиан побежали из мнимого Небесного царства на земле в пустыню. Самые искренние последователи Христа не смогли реализовать христианский идеал в условиях христианского государства. На фоне внешнего торжества Церкви, строительства больших храмов, на фоне всех привилегий, которые получала Церковь, они служили тихим напоминанием о том, что подлинное христианство созидается внутри человека, в его душе, а успех христианства не определяется внешним расцветом. Монашество стало великим духовным плодом великого свершения 313 года.

Однако нельзя отрицать, что даже те внешние плоды, которые принес Миланский эдикт 313 года, не могут не восхищать взор. Политика покровительства дала импульс развитию всех видов церковного искусства. Тот невиданный расцвет церковной архитектуры, живописи, скульптуры, прикладного искусства, церковной поэзии, музыки, литературы, который стал возможен благодаря эдикту, до сих пор изумляет все цивилизованное человечество.

Ученые могут много спорить о самом Миланском эдикте, о том, где он был издан и кем, о степени его авторитетности в момент его опубликования, но бесспорно то, что он сыграл величайшую роль в истории человечества. Основываясь на уважении к человеку и его свободе, опираясь на представление о высоком достоинстве человека, эдикт прекратил почти трехсотлетний период жестоких гонений, он открыл путь самой широкой христианской миссии, вызвал расцвет христианской материальной и духовной культуры, укрепив в сознании многих людей и в общественном сознании важнейшие христианские идеалы, идеалы любви, добра и справедливости, все то, что лежит в основе современной европейской цивилизации.


[1] См. : Акимов, В. В. История христианской Церкви в доникейский период / В. В. Акимов. Минск: Ковчег, 2012. С. 38-57.

[2] Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей / Фирмиан Луций Цецилий Лактанций // Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Перевод с латинского языка, вступительная статья, комментарии, указатель и библиографический список В. М. Тюленева. СПб.: Алетейя, 1998. С. 212.

[3] Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов. М., 1994. С. 162-163.

[4] Лактанций, Фирмиан Луций Цецилий. К исповеднику Донату о смертях преследователей. С. 245-246.

[5] См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов / В. В. Болотов. М., 1994. С. 137.

[6] Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. С. 404.

[7] Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Евсевий Памфил. М., 1998. С. 112. (Книга 3. Глава 20).

[8] См.: Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3: История Церкви в период Вселенских соборов. С. 76.

[9] Святитель Афанасий Великий. Творения / святитель Афанасий Великий. М., 1994. Т. 3. С. 217.

[10] См.: Акимов, В. В. Трансформация раннехристианских эсхатологических воззрений в церковно-исторических сочинениях Евсевия Кесарийского / В. В. Акимов // Труды Минской Духовной Академии. № 3. Жировичи, 2005. С. 66-70.

 


Просмотрено: 226

Константин | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Оценить приход Константина к власти и отношения с христианством

Ключевые моменты

  • Эпоха Константина ознаменовала особую эпоху в истории Римской империи, как для основания Византии на востоке, так и для принятия им христианства в качестве государственной религии.
  • Став императором, Константин провел множество административных, финансовых, социальных и военных реформ для укрепления империи.
  • Константин пережил драматическое событие в 312 году в битве на Мильвийском мосту, после которого Константин заявил о правах императора на западе и обратился в христианство.
  • Согласно некоторым источникам, вечером 27 октября, когда армии готовились к битве, Константину было видение креста, которое побудило его сражаться под защитой христианского бога.
  • Воцарение Константина стало поворотным моментом для раннего христианства; после его победы Константин взял на себя роль покровителя христианской веры.

Термины

Битва у Мильвийского моста

Битва, которая произошла между римскими императорами Константином I и Максенцием 28 октября 312 года и часто рассматривается как начало обращения Константина в христианство.

Миланский эдикт

Февраль 313 г. н.э. Соглашение о доброжелательном отношении к христианам в пределах Римской империи, положившее конец многолетним гонениям.

Chi-Rho

Одна из самых ранних форм христограммы, которая используется некоторыми христианами и использовалась римским императором Константином I (годы правления 306-337) как часть военного штандарта.

Константин Великий был римским императором с 306 по 337 год нашей эры. Константин был сыном Флавия Валерия Констанция, офицера римской армии, и его супруги Елены. Его отец стал Цезарем, заместителем императора на западе, в 293 г. н.э. Константина отправили на восток, где он поднялся по служебной лестнице и стал военным трибуном при императорах Диоклетиане и Галерии. В 305 году Констанций был возведен в ранг Августа, старшего западного императора, а Константин был отозван на запад для участия в кампании под командованием своего отца в Британии (современная Великобритания). Провозглашенный императором армией в Эборакуме (современный Йорк) после смерти своего отца в 306 г. н.э., Константин одержал победу в серии гражданских войн против императоров Максенция и Лициния и стал единоличным правителем как запада, так и востока к 324 г. н.э. .

Будучи императором, Константин провел множество административных, финансовых, социальных и военных реформ для укрепления империи. Правительство было реструктурировано, и гражданская и военная власть были разделены. Для борьбы с инфляцией была введена новая золотая монета солид. Он станет стандартом для византийских и европейских валют более чем на тысячу лет. Как первый римский император, заявивший о своем обращении в христианство, Константин сыграл влиятельную роль в провозглашении Миланского эдикта в 313 году, провозгласившего терпимость к христианству в империи. Он созвал Первый Никейский собор в 325 году, на котором христианами был исповедан Никейский символ веры. В военном отношении римская армия была реорганизована, чтобы состоять из мобильных полевых отрядов и солдат-гарнизонов, способных противостоять внутренним угрозам и нашествиям варваров. Константин проводил успешные кампании против племен на римских границах — франков, алеманнов, готов и сарматов — даже заселяя территории, оставленные его предшественниками во время кризиса третьего века.

Репутация Константина процветала при жизни его детей и на протяжении столетий после его правления. Средневековая церковь считала его образцом добродетели, в то время как светские правители призывали его как прототип, точку отсчета и символ имперской легитимности и идентичности. Одним из его главных политических наследий, помимо переноса столицы империи в Константинополь, было то, что, оставив империю своим сыновьям, он заменил тетрархию Диоклетиана принципом династической преемственности.

Евсевий Кесарийский и другие христианские источники сообщают, что Константин пережил драматическое событие в 312 году в битве у Мильвийского моста, после чего Константин заявил о своих правах на императорство на западе и обратился в христианство. Битва у Мильвийского моста произошла между римскими императорами Константином I и Максенцием 28 октября 312 года. Она получила свое название от Мильвийского моста, важного маршрута через Тибр. Константин выиграл битву и встал на путь, который привел его к свержению тетрархии и становлению единоличным правителем Римской империи. Максенций утонул в Тибре во время битвы, а его тело позже было извлечено из реки и обезглавлено.

Согласно летописцам, таким как Евсевий Кесарийский и Лактанций, битва положила начало обращению Константина в христианство. Евсевий Кесарийский рассказывает, что Константин взглянул на солнце перед битвой и увидел над ним светящийся крест, а вместе с ним и греческие слова Ἐν Τούτῳ Νίκα («в этом знаке побеждай!»), часто переводимые на латинском языке. версия, « in hoc signo vinces ». Константин приказал своим войскам украсить свои щиты христианским символом (Хи-Ро), и после этого они одержали победу. Арка Константина, воздвигнутая в честь победы, определенно приписывает успех Константина божественному вмешательству; однако в памятнике нет откровенно христианской символики, поэтому среди ученых нет единого мнения о связи этих событий с обращением Константина в христианство.

Миссориум с изображением сына Константина Констанция II в сопровождении гвардейца с монограммой Хи Ро на щите.

После битвы Константин проигнорировал алтари богам, приготовленные на Капитолии, и не принес обычных жертвоприношений в честь победоносного въезда полководца в Рим, а вместо этого направился прямо в императорский дворец. Однако самые влиятельные люди в империи, особенно высшие военные чины, не были обращены в христианство и по-прежнему исповедовали традиционные римские религии; Правление Константина продемонстрировало, по крайней мере, готовность умиротворить эти фракции. На римских монетах, отчеканенных до восьми лет после битвы, все еще были изображения римских богов. Памятники, которые он впервые заказал, такие как Арка Константина, не содержали никаких ссылок на христианство.

Во время правления римского императора Константина Великого (306-337 гг. н.э.) христианство начало превращаться в господствующую религию Римской империи. Историки по-прежнему не уверены в причинах, по которым Константин отдавал предпочтение христианству, а богословы и историки спорили о том, какой форме раннего христианства он придерживался. Среди ученых нет единого мнения относительно того, принял ли он христианство своей матери Елены в юности или (как утверждает Евсевий Кесарийский) сам призвал ее обратиться в веру. Некоторые ученые сомневаются, в какой степени его следует считать христианским императором: «Константин считал себя «императором христианского народа». Если это сделало его христианином, это предмет споров», хотя он якобы принял крещение незадолго до этого. его смерть.

Решение Константина прекратить гонения на христиан в Римской империи стало поворотным моментом для раннего христианства, иногда называемым Триумфом Церкви, Миром Церкви или Константиновским сдвигом. В 313 году Константин и Лициний издали Миланский эдикт, декриминализовавший христианское богослужение. Император стал великим покровителем Церкви и создал прецедент положения христианского императора в Церкви, а также понятия православия, христианского мира, вселенских соборов и государственной церкви Римской империи, провозглашенных указом в 380 г. Он почитается как святой и исапостолос в Восточной Православной Церкви и Восточной Православной Церкви за его пример как «христианского монарха».

Обращение Константина в христианство — Энциклопедия всемирной истории

Константин I (Флавий Валерий Константин) был римским императором в 306-337 гг. н.э. и известен в истории как Константин Великий за его обращение в христианство в 312 г. н.э. и его последующую христианизацию Римская империя. Его обращение было отчасти мотивировано видением, которое он пережил в битве у Мильвийского моста в Риме в 312 году н. э.

Обращение Константина

Питер Пауль Рубенс (общественное достояние)

Приход Константина к власти

Во время кризиса третьего века Римская империя столкнулась с многочисленными трудностями: засухой, голодом, чумой, инфляцией, вторжением варваров. Многочисленные римские генералы боролись за власть в империи, что привело к гражданским войнам и правлению так называемых казарменных императоров, которых избирала и часто быстро заменяла римская армия. Когда пыль рассеялась, император Диоклетиан (годы правления 284–305) разделил империю на Восточную и Западную и назначил соправителей. Под соправителями он назначил цезарей и августов делегировать римское правление. Отец Константина, Флавий Констанций, был одним из цезарей Западной Римской империи и позже был возведен в ранг Августа. Затем Диоклетиан предпринял беспрецедентный шаг, удалившись на свою виллу в Сплите (современная Хорватия) в 306 году нашей эры.

Удалить рекламу

Реклама

В ночь перед встречей у Мильвийского моста то ли в видении, то ли во сне Константин увидел образ с надписью «In Hoc Signo Vinces» («В этом знаке побеждай»).

Когда Констанций и его сын сражались с пиктами в Англии, Констанций был убит недалеко от Йорка в 306 г. н.э., и легионы провозгласили Константина Августом на поле боя. После отставки Диоклетиана в следующие несколько лет как на Востоке, так и на Западе шли гражданские войны из-за того, кто станет единоличным правителем империи. Противостоянием Константину на западе был Максенций, и их армии встретились у Мильвийского моста в Риме, моста через северную окраину на Виа Фламиния. Максенций упал в реку (со своими доспехами) и утонул. Константин стал единоличным правителем на Западе.

В ночь перед встречей у Мильвийского моста Константин молился об успехе в грядущей битве. То ли в видении, то ли во сне он увидел образ с надписью « In Hoc Signo Vinces » («В этом знаке побеждай»). Споры до сих пор крутятся вокруг как самого события, так и изображения, которое он увидел.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

У нас есть два источника этой истории: Евсевий (260–340 гг. н. э.), придворный епископ Константина, и Лактанций (Луций Цецилий Цецилий Фирмиан, 250–325 гг. н. э.), придворный советник и наставник его сыновей. Оба эти мужчины рассказали эту историю, но только спустя годы после события. Евсевий сообщил, что Константин видел знак креста, а Лактанций сказал, что это были наложенные друг на друга буквы хи и ро (первые две буквы слова «Христос» по-гречески). Что бы Константин ни видел и ни пережил, он приписывал свою победу христианскому Богу.

Видение Константина

Национальная библиотека Франции (общественное достояние)

Миланский эдикт

Хотя Константин считается первым императором, принявшим христианство, формально он не был первым, кто легализовал его. В 3 веке нашей эры различные генералы издавали местные указы о терпимости, пытаясь завербовать христиан в легионы. Затем эти указы отошли на второй план, когда претендент был убит в бою.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В Восточной Империи Галерий (годы правления 305-311 гг. н.э.) первоначально преследовал христиан, но отменил это через Эдикт о веротерпимости в Сердике в 311 г. н.э. Лициний (годы правления 308–324 гг. н. э.) также время от времени преследовал христиан, но взял за образец эдикт Галерия и встретился с Константином в Милане, чтобы объединить позиции. Миланский эдикт был издан в 313 г. н.э. с дополнительным условием, что христианская собственность, которая была конфискована или уничтожена, будет возвращена или компенсирована деньгами.

Слово «терпимость» (лат. tolerantia («выносливость») часто используется для описания позиции Рима по отношению к многочисленным туземным культам. ; все уважали чужих богов. В Риме существовала система коллегий , специализированных торговцев и бизнесменов, которые собирались для совместной трапезы под покровительством бога или богини. Чтобы встретиться, группа должна была иметь разрешение, своего рода лицензию , от римского сената.Термин 9Часто используется 0045 religio licta («законная религия»), но на самом деле он был придуман епископом Тертуллианом (2 век н.э.) в его прошении о такой лицензии на христианские собрания. В то время его ходатайство было отклонено.

Удалить рекламу

Реклама

Миланский эдикт теперь предоставил христианам по всей Империи терпимость и разрешение собираться в своих собраниях и таким образом легализовал движение. Теперь христианство было лишь еще одним из тысяч местных культов по всей Империи.

Религиозное происхождение Константина

Ученые продолжают спорить и исследовать причину обращения Константина в христианство. Один элемент включает попытки определить демографию Римской империи c. 300 г. н.э. Христианство неуклонно росло с I века нашей эры, и, по оценкам, к 300 году нашей эры из 60 миллионов населения 3 миллиона были христианами. (Евреев по-прежнему насчитывалось 11 миллионов). Некоторые утверждают, что Константин был достаточно умен, чтобы предвидеть ветер перемен. Однако Константин, возможно, был запрограммирован на некоторые из своих убеждений.

Император Константин

Джон Таттл (CC BY-NC-SA)

Во время правления императора Аврелиана (годы правления 270-275 н.э.) культ Sol Invictus («непобедимое, непобедимое солнце») продвигался как его семейный культ. Этот культ также воплощал в себе представления о Юпитере, Аполлоне и Гелиосе. Sol Invictus слился с другим популярным военным культом, культом Митры. В то же время Аврелиан также реорганизовал имперские финансы и отрегулировал импорт и цены на продукты питания во всех провинциях. Его идеалы можно охарактеризовать как «один бог, одна империя». Констанций и его сын Константин были членами культа Sol Invictus.

Удалить рекламу

Реклама

Константин, скорее всего, познакомился с христианскими учениями во время своих путешествий с отцом. Сообщалось, что до своего обращения он помог некоторым христианам получить компенсацию за поврежденное имущество недалеко от Трира. Он также провел время и получил образование при различных императорских дворах (особенно при Диоклетиане). Мы не можем подтвердить, была ли его мать, Елена, христианкой до обращения сына; такие подробности можно найти только в более поздних легендарных рассказах о ней.

Убежденный христианин?

Во многих книгах о Константине продолжают обсуждаться обязательства Константина как христианина. Критика обращения Константина включает следующие элементы:

  1. Миланский эдикт легализовал христиан, но оставил все местные культы на месте.
  2. Арка Константина (возведенная в 315 году н. э. рядом с Колизеем) не имеет христианских символов и содержит скульптуры подношений Аполлону, Диане и Гераклу.
  3. Константин выпустил монеты с собой в образах Sol Invictus и Helios.
  4. Константин не был крещен как христианин, пока не оказался на смертном одре.

Вопрос о том, можно ли интерпретировать любой из вышеперечисленных пунктов как отсутствие приверженности, обсуждается. Константин унаследовал огромную империю, где он ожидал лояльности от всех граждан. Он не мог резко устранить старую римскую религию, традиции предков, которые были внедрены в повседневную жизнь. Местные культы не были объявлены вне закона до указа Феодосия I в 381 г. н.э.

Удалить рекламу

Реклама

Триумфальная арка Константина была заказана римским сенатом в 315 году н.э. в честь его победы над Максенцием. Ученые спорят, была ли арка построена с использованием более старых арок Траяна, Адриана и Марка Аврелия, чтобы объяснить включение этих символов. Мы не знаем, сколько христиан было в то время в Сенате, но Сенат всегда был консервативным органом.

Арка Константина I

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Все императоры продвигали свои семейные культы на своих монетах. Однако мы перестаем находить такие монеты после 319 г. н.э. по неизвестным причинам. В 321 г. н.э. Константин запретил христианам совершать подношения в местных храмах. При реорганизации фискальной политики он приказал переплавить многие местные статуи, чтобы отчеканить новые монеты.

Самая обсуждаемая тема обращения Константина – его крещение. Учитывая гражданские войны, которые свирепствовали в этот период, лучшее объяснение состоит в том, что Константин знал, что как император, его руки будут в крови. В этом смысле он был вполне типичен. Он казнил одну из своих жен и их сына (возможно, из-за слухов о сексуальной безнравственности). Ожидание до самого конца, чтобы ваши грехи были прощены, имело смысл в его мире. Несмотря на отсрочку крещения, на протяжении всего своего царствования Константин довольно открыто говорил о своих христианских убеждениях в своих письмах и речах:

Этого бога я призываю с коленопреклоненными и с ужасом отвращаюсь от крови жертв, от их гнусных и отвратительных запахов, и от всякого земного волшебного огня: ибо нечестивые и нечестивые суеверия, оскверненные этими обрядами, низвергли и обрек на гибель многие, даже целые народы языческого мира. (Евсевий, Жизнь Константина , IV, глава X, цитируется у Шаффа)

В то время как местные культы и традиции оставались, Константин благоволил христианам как в финансовом, так и в богословском отношении. Как их верховный покровитель, Константин наделил христиан средствами для строительства базилик и приобретения имущества, вернул конфискованное имущество, назначил христиан на высокие посты и освободил христианское духовенство от налогов. Что касается теологической поддержки, его положение главы церкви, а также империи способствовало имперскому диктату, который способствовал христианскому единству веры.

Донатистский раскол

Константин расширил идеи Аврелиана, так как теперь он мог применять «Один Бог, один император, одна церковь».

Во время гонений на христиан при Диоклетиане (302-306 гг. н.э.), помимо арестов, император приказал христианскому духовенству сдать свои священные тексты. Чтобы избежать тюремного заключения и арен, некоторые, в том числе епископы, так и поступили. Среди христианских общин росли разногласия, и одна группа, возглавляемая епископом Донатом, была непреклонна в том, что эти епископы теперь осквернены. Епископы просили Константина выступить посредником в этой проблеме. После стольких гражданских войн Константин был полон решимости укрепить единство всей Римской империи и приказал проводить политику «прости и забудь».

Епископ Донат отказался, и его последователи поселились в Северной Африке, где столетие спустя столкнулись с Августином Гиппопотамским. Издав приказ, Константин фактически стал официальным главой церкви. Это отражало Августа (годы правления 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), когда он сочетал положение верховного понтифика, главы римской религии, со своей ролью первого гражданина. В 324 году Константин победил Лициния и стал единоличным императором. На этом посту он существенно расширил идеи Аврелиана, поскольку теперь он мог применять «Один Бог, один император, одна церковь».

Первый Никейский собор

После посредничества в расколе донатистов его следующее серьезное испытание произошло в 325 году н. э. Пресвитер в Александрии Арий учил, что в какой-то момент Бог создал Христа. В нескольких городах вспыхнули беспорядки, и Константин собрал епископов в городе Никее, чтобы решить этот вопрос. Результатом Никейского собора стало христианское учение, известное как Троица, которое сформулировало отношения между Богом и Христом. Совет проголосовал за то, чтобы утверждать, что Христос имел идентичную сущность Бога, присутствовавшую при творении и проявленную (воплощенную) на земле в Иисусе из Назарета. Пока Христос не вернулся, нынешний христианский император заменял Христа и, таким образом, несет на земле идентичную силу Бога, когда он правит. Именно после этого собора христианских императоров стали изображать с нимбами над головами и атрибутами богослужения.

Первый Никейский собор

Jjensen (общественное достояние)

Понятие символа веры (от латинского credo , «я верю») было христианским нововведением. При множестве местных культов не было центральной власти, которая диктовала бы, во что все должны верить. Никейский символ веры формализовал одну систему верований, которая продвигалась благодаря власти императора. Таким образом, любое несогласие было не только ересью, но и предательством.

Никейский Совет также установил дату общеимперского празднования Пасхи. Некоторые общины настаивали на следовании евангельской традиции соблюдения еврейской Пасхи. Константин якобы писал:

… показалось недостойным, чтобы в праздновании сего святейшего праздника мы следовали обычаю иудеев, нечестиво осквернивших свои руки великим грехом, и потому заслуженно страдающих душевной слепотой.. Итак, не будем иметь ничего общего с отвратительной иудейской толпой; ибо мы получили от нашего Спасителя иной путь. (Евсевий, Жизнь Константина , III, глава XVII, цитируется у Шаффа)

Константин избрал практику, которой следовали церкви в Риме: первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего солнцестояния. Более поздние своды законов при Феодосии I (г. 379 г.-395 г. н.э.) и Юстиниан I (годы правления 527-565 гг. н.э.) утверждали, что Константин также создал законодательство против евреев: евреи не могли искать новообращенных, им было запрещено владеть рабами-христианами, и они не могли обрезать своих рабов. Христиане, принявшие иудаизм, должны были быть приговорены к смертной казни. С другой стороны, еврейскому духовенству предлагались те же налоговые льготы, что и христианам.

Константину также часто приписывают определение даты Рождества, хотя никакого указа не сохранилось. Христиане в Риме отпраздновали это событие во время фестиваля Сатурналий в декабре. 25 декабря было также днем ​​​​рождения Sol Invictus и Mithras и, возможно, использовалось в попытках объединить эти фестивали. Из древнего календаря мы знаем, что в 336 году нашей эры, по крайней мере, в Риме празднование было установлено 25 декабря.

В первые 300 лет христианства преобладало существование множества общин, которые выражали свои убеждения по-разному; до Константина не было центральной власти, определяющей догмы и ритуалы. Во II веке труды отцов церкви породили то, что в конечном итоге стало христианской догмой. Многие из тех же идей очевидны в письмах и речах Константина. Те же отцы церкви придумали понятие ортодоксии (правильной веры) в противовес другим взглядам, считавшимся ересью. При Константине ересь определялась в связи с этими более ранними христианскими взглядами. Имущество еретиков конфисковывалось, а их казнили через сожжение на костре. Отцы Церкви определили, что только евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна содержат правильное учение, в отличие от гностических евангелий, и многие ученые верят этим четырем, найденным в более позднем Синайском кодексе (ранняя версия Библии в 4 век н.э.), стал официальным при Константине.

Христианское искусство и архитектура

Возникнув как секта иудаизма, христиане изначально придерживались запрета на изображения. В царствование Константина начало расцветать христианское искусство, особенно ремесло мозаики. Как покровитель церкви, Константин финансировал художников и ремесленников и якобы нарисовал на щитах легионов имперский символ в виде хиро или креста.

Христианская традиция приписывает Константину создание креста как религиозного символа после того, как распятие как средство казни было объявлено вне закона. Официального указа не сохранилось; оно исходит от более позднего христианского историка Салминия Гермия Созомена (400–450 гг. Н. Э.), Который утверждал:

Он относился к кресту с особенным благоговением как из-за силы, которую он передал ему в битвах с врагами, так и из-за божественного образа, в котором этот символ явился ему. Он по закону отменил обычное у римлян распятие из обычая судов. Он повелел, чтобы этот божественный символ всегда был начертан и отчеканен всякий раз, когда должны чеканиться монеты и изображения, и его изображения, которые существуют в этой самой форме, до сих пор свидетельствуют об этом порядке. (Созомен, Церковная история I, 8)

Как император, Константин продолжил стандартную практику строительства памятников и базилик (общественных зданий). Их характерные формы помогли сформировать стандарт церквей с нефом и апсидами для боковых алтарей. В Риме Константин построил первые базилики св. Петра и св. Иоанна в Латеране. Его новый имперский город, Константинополь, славился своей имперской архитектурой.

В 325 году н. э. мать Константина, Елена, совершила паломничество в Израиль. Там она утверждала, что обнаружила места, связанные с Иисусом, в том числе «истинный крест». Затем Константин построил Церковь Рождества Христова в Вифлееме и Храм Гроба Господня (гробница Иисуса) в Иерусалиме.

Храм Гроба Господня

Ондржей Жвачек (CC BY-SA)

Константин также построил церковь Святых Апостолов в Константинополе. В своем завещании он хотел быть погребенным там как тринадцатый апостол. Церковь пережила 1204 год: разграбление Константинополя во время Четвертого крестового похода, но позже была разрушена.

Вопреки мнению скептиков, нет сомнений в том, что объединение Константином церкви и государства способствовало дальнейшему росту христианства и эволюции его богословия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts