Успение пресвятой богородицы что изображено на иконе: Иконография Успения Божьей Матери – Православный журнал «Фома»

Разное

Иконография Успения Божьей Матери – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 8 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину — что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».

  • Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде
  • Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век
  • Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул
  • Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
  • Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств
  • Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
  • Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля
  • Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны
  • Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия
  • Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
  • Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ
  • Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ
  • Успение. XVII в.
  • Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет

Иконография праздника Успения Пресвятой Богородицы не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией.

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх — мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.

Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.

Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти.

На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д.

Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной.

Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов, наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.

Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κοίμησις» — означает «сонное состояние». Смерть христианина — это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.

Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.

Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо богослужебные тексты.

Икона. Ок.1200. Новгород

Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея.

Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфония – иудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел.

В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.

И вот эти вот лаконизм и простота часто ставят в тупик искусствоведов, посвятивших себя изучению православной иконографии. В порыве страсти эти неутомимые исследователи и искатели потаенных смыслов и глубинных пластов начинают искать в иконе некое дополнительное содержание, которое, очевидно, скрыто от профанов.

С усердием археолога искусствоведы начинают собирать некие мелкие детали и складывать из них картину, которую, казалось бы, с первого взгляда и не разглядеть. И так порой далеко заходят в своих изысканиях, что раскрытый ими «новый смысл» начинает затмевать смысл истинный. И как-то хочется тихонько взять за рукав энтузиастов-копателей и шепнуть: «Стойте, господа, куда же вы? Не потеряли ли вы основной смысл за поиском «глубинного?»

Так, например, в последние время приходится читать, что в иконе Успения присутствует литургический смысл. Конечно, Евхаристия, крестная жертва Христа является центром христианского сознания. И это, бесспорно, имеет отражение и в иконографии. Но, тем не менее, это не значит, что любая икона должна непременно говорить о Литургии.

Вот, у одного известного искусствоведа можно прочесть следующее: «В средневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядно уподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являл собой образ архиерея за трапезой.

Изображение апостола Петра, кадящего перед ложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Марии, — священнику, целующему престол».

В подтверждение этого утверждения, высказанного, к слову, довольно категорично, автор приводит многочисленные цитаты из богослужебных текстов, забывая контекст святоотеческих слов, посвященных Успению Богородицы. Или употребляет такой аргумент: «На литургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывало изображение пар гимнографов — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы в Бачкове справа и слева от этой композиции под арками, а впоследствии и в росписях XIV в».

Но ведь и Иоанн Дамаскин, и Косма Маюмский — гимнографы, авторы церковных текстов, в том числе имеющих отношение и к празднованию Успения Пресвятой Богородицы: первый написал три похвальных слова, посвященных этому празднику, а второй является автором канона праздника. Т.е. их нахождение рядом с образом Успения обоснованно именно их связью с этим празднованием, но никак не может «прямо указывать» на «литургический» характер.

Но положим, мы приняли точку зрения уважаемого искусствоведа, увлекшись авторской эрудицией и сраженные красотами византийской поэзии. Пусть смертное ложе Богоматери – это Престол, пусть Христос — это служащий архиерей, а апостолы – сослужащие с ним и готовящиеся причаститься «под двумя видами», т. е. отдельно Крови и Тела. Но зададимся простым вопросом: чью именно плоть и кровь апостолы должны потребить за данной «литургией», если на «престоле» лежат не Святые Дары, но тело Богоматери?

Здесь уже точно стоило бы остановиться и задуматься, а не слишком ли «глубоко», да и в нужном ли направлении мы копаем? Сейчас, конечно, не то время, когда малейшее недопонимание или непривычная трактовка могли вызвать ожесточенные споры и обвинения в ереси. Но все-таки, при очередной попытке изъяснить православную икону, стоило бы, наверное, проявлять большую ответственность. Это ведь в конце концов не сочинение на тему «что хотел сказать автор».

А между тем, желание досочинять, дофантазировать, «расширить» и «углубить» смысл иконы, по всей видимости, неистребимо. И сколько сил, таланта, эрудиции тратится на это желание. Печатаются книги, пишутся диссертации — и все мимо. Подлинный чистый неискаженный смысл иконы смещается на обочину или подменяется какой-то эзотерикой. И к слову об эзотерике. Наверное, не случайно помимо искусствоведов выискивать тайные смыслы в христианском искусстве очень любят всяческие оккультисты и адепты сомнительных духовных практик.

И все же, так хотелось бы, чтобы икона Успения оставалась иконой Успения, которое мы ныне празднуем.

Читайте также:

 Успение в Первом уделе Божией Матери

Успение Божией Матери: во что мы верим?

О, дивное чудо! Песнопения на Успение Пресвятой Богородицы

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Чтение икон – Икона Успения Богородицы – 15 августа – Ищущее обожения

Во имя Бога Отца, Христа Иисуса Сына Его и Святого Духа, Единого Истинного Бога. Аминь

Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе

15 августа многие христиане мира отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, Богородицы, Матери Марии. Слово dormition происходит от латинских корней dormitio (n-), что означает «засыпание», и от dormire, что означает «спать». Праздник знаменует уход Матери Марии из ее земной жизни. Но православные христиане верят не просто в Успение Пресвятой Богородицы, а в Ее Успение. Мы верим, что после того, как Матерь Бога нашего была погребена во гробе, Она была телесно вознесена на небо, где и ныне стоит, ходатайствуя за всех, просящих Ее заступничества.

Поскольку Индийская Православная Церковь приближается к концу своего литургического календаря, этот праздник является одним из последних великих праздников Церкви. Единственный оставшийся праздник Церкви сейчас – это праздник Воздвижения Креста Господня, который отмечается 14 сентября.

С первых веков Церковь понимала, что Мария предвосхитила как паломничество, так и конечный пункт назначения, ожидающий каждого человека: вхождение всего человека в божественное. Личность Марии объединяет всех верующих, потому что Она — Дочь Сиона, святого Израиля, от которого родился Спаситель, Церкви и христианской общины, рождающей сыновей и дочерей для Бога под Крестом.

Мария, воспринятая в Боге, остается бесконечно человечной, Матерью навеки, обращенной к земле, внимательной ко всем страданиям человека во все времена и во всех местах, всегда присутствующей во время их, часто ненадежного, странствования по земле. Для востока, как и для запада, Успение – Успение Богородицы – это знак «последних реальностей», которые еще должны произойти. В ней мы видим то прославление, которое ожидает весь космос в конце времен, когда «Бог будет все во всем» (1 Кор. 12,28)

Успение Пресвятой Богородицы – предвкушение пасхального праздника, который ожидает каждого верующего. Это вознесение искупленного творения в Бога, что параллельно первому и решающему Вознесению Сына во славу Отца. Икона праздника изображает эти разные темы в едином антураже. Прежде чем узнать об иконе, поразмыслим над историей.

Во время Своего блаженного Успения Пресвятая Богородица снова была в Иерусалиме. Слава о Ней как о Богородице уже разнеслась по всей земле и возбудила против Нее многих завистников и злопыхателей. Они хотели совершить покушение на Ее жизнь; но Бог сохранил Ее от врагов.

День и ночь Она проводила время в молитве. Пресвятая Богородица часто приходила ко Гробу Господню и здесь возносила усердные молитвы.

В одно из таких посещений Голгофы Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о скором Ее уходе из этой жизни в жизнь вечную. В залог этого Архангел дал Ей пальмовую ветвь. С этим небесным известием Матерь Божия возвратилась в Вифлеем с тремя сопровождавшими Ее отроками (Сепфорой, Авигеей и Иаиль). Она призвала праведного Иосифа Аримафейского и других учеников Господа и возвестила им о Своей грядущей Кончине.

Молилась Пресвятая Богородица и о том, чтобы Господь привел к Ней апостола Иоанна. Святой Дух перенес его из Ефеса, поставив на то самое место, где лежала Богородица. После молитвы Пресвятая Дева вознесла ладан, и Иоанн услышал голос с Неба, завершивший Ее молитву словом «аминь». Богородица сочла, что этот голос означает скорое прибытие Апостолов и Учеников и святых Бесплотных Сил.

Верующие, число которых к тому времени невозможно было сосчитать, собрались вместе, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы слушать Богородицу. Увидев друг друга, ученики обрадовались, но в смущении спрашивали друг друга, для чего Господь собрал их вместе в одном месте. Святитель Иоанн Богослов, приветствуя их со слезами радости, сказал, что время упокоения Богородицы близко.

Войдя к Богородице, они увидели Ее лежащей на ложе и исполнились духовной радости. Ученики приветствовали Ее, а затем рассказали ей, как они чудесным образом были перенесены с места проповеди. Пресвятая Дева Мария прославила Бога за то, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и Она стала говорить о Своей скорой кончине.

Во время этой беседы также чудесным образом явился Апостол Павел вместе со своими учениками Дионисием Ареопагитом, святыми Иерофеем, святыми Тимофеем и другими из семидесяти апостолов. Дух Святой собрал их всех вместе для того, чтобы им было даровано благословение Пречистой Девы Марии, а более подобающим образом для совершения погребения Матери Господней. Каждого из них Она звала к Себе по имени, благословляла и превозносила за веру и трудности, которые они претерпевали в проповеди Евангелия Христова. Каждому Она желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благополучии всего мира.

Наступил третий час (9 утра), когда должно было произойти Успение Божией Матери. Горело несколько свечей. Святые ученики окружили ее красиво украшенную постель, вознося хвалу Богу. Она молилась в ожидании Своей кончины и прихода Ее долгожданного Сына и Господа. Внезапно воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкли пылающие свечи. Все, кто его видел, испугались. Сошел с неба Христос, Царь Славы, в окружении сонмов Ангелов и Архангелов и прочих Сил Небесных, вместе с душами Праотцев и Пророков, пророчествующих в былые времена о Пресвятой Деве Марии.

Увидев Своего Сына, Богородица воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо Он призрел на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46-48). ) и, поднявшись с постели навстречу Господу, Она поклонилась Ему, и Господь повелел Ей войти в Жизнь Вечную. Без всяких телесных страданий, как бы в счастливом сне, Пресвятая Богородица отдала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.

Затем началась радостная ангельская песня. Сопровождая чистую душу Богообрученной и с благоговейным трепетом перед Царицей Небесной, ангелы восклицали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Ибо се, Царица, Богородица грядет, воздвигнет врата, и с Вечносущим возьмет Матерь Света; ибо через Нее спасение пришло ко всему роду человеческому. Невозможно взирать на Нее, и невозможно воздать Ей должную честь» (Стихерион на «Господи, я воззвал»). Небесные врата воздвиглись, и, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Лик Богородицы сиял славой Божественного девства, а от тела Ее исходило сладкое благоухание.

Целуя пречистое тело с благоговением и трепетом, Ученики в свою очередь благословлялись им и исполнялись благодати и духовной радости. Через великое прославление Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, которые с верой и любовью прикасались к святому ложу.

Оплакивая разлуку с Богоматерью, апостолы приготовились погребать Ее пречистое тело. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из двенадцати апостолов несли на своих плечах гроб, и на нем лежало тело Приснодевы Марии. Святитель Иоанн Богослов шел во главе с лучезарной пальмовой ветвью из рая. Остальные святые и множество верующих сопровождали одр со свечами и кадильницами, распевая священные песни. Это торжественное шествие шло от Сиона через Иерусалим к Гефсиманскому саду.

С началом крестного хода над пречистым телом Богородицы и всех сопровождающих Ее внезапно явилось сияющее круглое облако, подобное венцу. Раздалось пение Небесных Сил, прославляющих Богородицу, которое перекликалось с мирскими голосами. Этот круг Небесных певцов и сияний сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, ошеломленные необычайно грандиозной похоронной процессией и досадующие на честь, оказанную Матери Иисуса, пожаловались на это первосвященнику и книжникам. Иудейский священник Афониос, назло и ненависти к Матери Иисуса из Назарета, хотел опрокинуть погребальный гроб, на котором лежало тело Пресвятой Девы Марии, но ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые коснулись носилки. Увидев такое чудо, Афоний раскаялся и с верою исповедал величие Богородицы. Он получил исцеление и присоединился к толпе, сопровождавшей тело Богородицы, и стал ревностным последователем Христа.

Когда процессия достигла Гефсиманского сада, тогда среди плача и причитания началось последнее целование пречистого тела. Только к вечеру апостолы смогли положить его в гробницу и запечатать вход в пещеру большим камнем.

Три дня не отходили от места захоронения, молились и псалмы. По мудрому промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Богородицы. Придя поздно на третий день в Гефсиманию, он лег у гроба и с горькими слезами просил, чтобы ему позволили еще раз взглянуть на Богородицу и проститься с нею. Апостолы из сердечной жалости к нему решили вскрыть могилу и дать ему утешение приложиться к святым мощам Приснодевы Марии. Вскрыв могилу, они нашли в ней только погребальные пелены и таким образом убедились в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.

ИКОНА ПРАЗДНИЧНАЯ
  • Успение Облако , икона из Десятинного монастыря в Новгороде

Икона Успения Богородицы делится на 2 части. В верхней части показано чудесное перемещение апостолов из их различных миссионерских путешествий. Апостолы и их ученики собрались все вместе, ожидая, что святой Фома, находившийся в Индии, станет свидетелем упокоения блаженной Матери и упокоит Ее тело.

Главной сценой иконы является сама похоронная процессия. Апостолы изображены поклоняющимися телу Богородицы: святой Павел у Ее ног; Святой Петр во главе с кадильницей в руке.

Христос стоит в центре, глядя на Свою мать. Он держит маленького ребенка, одетого в белое, представляющего душу Девы Марии. С Его золотыми одеждами, ангелами над Его головой и мандорлой, окружающей Его, Христос изображен в Своей божественной славе.

Вместе с Апостолами несколько епископов и женщин. Традиционно представлены епископы Иаков, брат Господень, Тимофей, Иирофей и Дионисий Ареопагит. Они изображены в архиерейских облачениях. Женщины являются членами церкви в Иерусалиме.

Перед ложем Богородицы стоит свеча, которая помогает сформировать центральную ось иконы. Над свечой тело Богородицы и Приснодевы Марии. Над Своей матерью стоит Христос, держащий ее пречистую душу. Над Христом врата небесные открыты, готовые принять Богородицу.

Это главный аспект иконы, к которому неизбежно приковано всеобщее внимание – образ Христа во славе, держащего на руках чистую душу Марии, явленной в младенчестве. Параллель между образом Богочеловека Иисуса, держащего детскую душу Марии, и образом Матери Марии, держащей на руках младенца Христа, конечно, умышленна. Титул «Богоносец» дается и другим Святым, например святому Игнатию. Нести Слово Божие, Иисуса Христа, в себе — призвание всех христиан: нести Его духовно в себе при жизни и сиять Его славой. «Награда» за это в нашей земной жизни — страдания от врагов, вплоть до мученичества, как у св. Игнатия. Но награда после  упокоение наше в том, что Бог берет нашу душу в Свои руки и несет нас в вечность, как мы несли Его, лишь на короткое время.

Никто из людей не был похож на Иисуса Христа – Сына Божия – больше, чем на Его Мать, Марию. И все же это делает Богородицу не великим исключением для рода человеческого, а великим образцом. Сам Иисус Христос поправил женщину, которая кричала, что Мария блаженна, потому что она имеет честь быть Богородицей:  «Да, блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».  Вот почему Мария благословлена ​​– потому что она больше, чем кто-либо другой, слышала слова своего Господа и соблюдала их. Этот путь к Небесной радости открыт для всех нас.

И точно так же, как мы смотрим на жизнь Марии в качестве примера, мы смотрим на ее телесную смерть – в этой иконе – в надежде, куда приведет нас такой пример. Надежда в телесном Воскресении и жизни будущего века. И то, и другое изображено на иконе: телесное вознесение Марии на небо, а также предание ее души в руки Иисуса Христа.

Таким образом, этот праздник Успения Пресвятой Богородицы есть праздник надежды, надежды на Воскресение и жизнь вечную. Подобно тем, кто собрался вокруг тела Девы Марии, мы собираемся вокруг наших усопших близких и предаем их души в руки Христа. Вспоминая тех, кто прежде нас упокоился в вере и перешел в общение святых, мы готовимся к тому, чтобы однажды быть принятыми в новую жизнь будущего века.

Мы также утверждаем этим Праздником, идя к нашей небесной обители, что Богородица ходатайствует за нас. Через Христа она стала матерью всех детей Божиих, обняв нас божественной любовью.

Брат твой во Христе Иисусе

Джобин Георгий

Источник:

  • Толкование иконы Успения, Иконы Надежды – РПЦЗ Австралия (austroca.org)
  • Успение Пресвятой Богородицы – Греческая Православная Архиепископия Америки ( goarch.org)
  • Кларисси Мальта: 15 августа – праздник Успения Пресвятой Богородицы
  • Успение | Икона Надежды | Руководство для читателей по православным иконам (wordpress. com)

Успение | Икона Надежды

Успение Божией Матери (из Псково-Печорского монастыря)

15 августа большинство христиан мира празднует Успение Божией Матери. Церковный год начинается 1 сентября, и первым великим праздником в году является Рождество Богородицы, что делает Успение Богородицы последним великим праздником в году. Вполне уместно, что эти два праздника — празднование рождения и засыпания Марии соответственно — должны поддерживать весь церковный календарь. Церковный календарь рассказывает нам историю нашего Спасения традиционным способом, с кульминацией истории, наступающей в середине, то есть во время празднования Пасхи, прежде чем закончиться таким образом, который несколько симметричен и дополняет начало. Поэтому финальная «сцена» в нашем рассказе о Спасении — это Успение Богородицы Марии.

Икона пира изображает различные сюжетные линии в одном кадре. История такова:

Во время Своего блаженного Успения Пресвятая Богородица снова была в Иерусалиме. Слава о Ней как о Богородице уже разнеслась по всей земле и возбудила против Нее многих завистников и злопыхателей. Они хотели совершить покушение на Ее жизнь; но Бог сохранил Ее от врагов.

День и ночь Она проводила время в молитве. Пресвятая Богородица часто приходила ко Гробу Господню и здесь возносила усердные молитвы.

В одно из таких посещений Голгофы Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о скором Ее уходе из этой жизни в жизнь вечную. В залог этого Архангел дал Ей пальмовую ветвь. С этим небесным известием Матерь Божия возвратилась в Вифлеем с тремя сопровождавшими Ее отроками (Сепфорой, Авигеей и Иаиль). Она призвала праведного Иосифа Аримафейского и других учеников Господа и возвестила им о Своей грядущей Кончине.

Молилась Пресвятая Дева и о том, чтобы Господь привел к Ней апостола Иоанна. Святой Дух перенес его из Ефеса, поставив на то самое место, где лежала Богородица. После молитвы Пресвятая Дева вознесла ладан, и Иоанн услышал голос с Неба, завершивший Ее молитву словом «аминь». Богородица сочла, что этот голос означает скорое прибытие Апостолов и Учеников и святых Бесплотных Сил.

Верующие, число которых к тому времени невозможно было сосчитать, собрались вместе, говорит святитель Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послушать Богородицу. Увидев друг друга, ученики обрадовались, но в смущении спрашивали друг друга, для чего Господь собрал их вместе в одном месте. Святитель Иоанн Богослов, приветствуя их со слезами радости, сказал, что время упокоения Богородицы близко.

Войдя к Богородице, они увидели Ее лежащей на ложе и исполнились духовной радости. Ученики приветствовали Ее, а затем рассказали ей, как они чудесным образом были перенесены с места проповеди. Пресвятая Дева Мария прославила Бога за то, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и Она стала говорить о Своей скорой кончине.

Во время этой беседы явился чудесным образом и апостол Павел вместе со своими учениками Дионисием Ареопагитом, святыми Иерофеем, святыми Тимофеем и другими из семидесяти апостолов. Дух Святой собрал их всех вместе для того, чтобы им было даровано благословение Пречистой Девы Марии, а более подобающим образом для совершения погребения Матери Господней. Каждого из них Она звала к Себе по имени, благословляла и превозносила за веру и трудности, которые они претерпевали в проповеди Евангелия Христова. Каждому Она желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благополучии всего мира.

Настал третий час (9 утра), когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Горело несколько свечей. Святые ученики окружили ее красиво украшенную постель, вознося хвалу Богу. Она молилась в ожидании Своей кончины и прихода Ее долгожданного Сына и Господа. Внезапно воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкли пылающие свечи. Все, кто его видел, испугались. Сошел с неба Христос, Царь Славы, в окружении сонмов Ангелов и Архангелов и прочих Сил Небесных, вместе с душами Праотцев и Пророков, пророчествующих в былые времена о Пресвятой Деве Марии.

Увидев Сына Своего, Матерь Божия воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо Он призрел на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46-48) и, поднявшись с постели навстречу Господу, Она поклонилась Ему, и Господь повелел Ей войти в Жизнь Вечную. Без всяких телесных страданий, как бы в счастливом сне, Пресвятая Богородица отдала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.

Затем началась радостная ангельская песня. Сопровождая чистую душу Богообрученной и с благоговейным трепетом перед Царицей Небесной, ангелы восклицали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Ибо се, Царица, Богородица грядет, воздвигнет врата, и с Вечносущим возьмет Матерь Света; ибо через Нее спасение пришло ко всему роду человеческому. Невозможно взирать на Нее, и невозможно воздать Ей должную честь» (Стихерион на «Господи, я воззвал»). Небесные врата воздвиглись, и, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Лик Богородицы сиял славой Божественного девства, а от тела Ее исходило сладкое благоухание.

Целуя пречистое тело с благоговением и трепетом, Ученики в свою очередь благословлялись им и исполнялись благодати и духовной радости. Через великое прославление Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, которые с верой и любовью прикасались к святому ложу.

Оплакивая разлуку с Богородицей, Апостолы приготовились погребать Ее пречистое тело. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из двенадцати апостолов несли на своих плечах гроб, и на нем лежало тело Приснодевы Марии. Святитель Иоанн Богослов шел во главе с лучезарной пальмовой ветвью из рая. Остальные святые и множество верующих сопровождали одр со свечами и кадильницами, распевая священные песни. Это торжественное шествие шло от Сиона через Иерусалим к Гефсиманскому саду.

С началом крестного хода вдруг явилось над всечистым телом Богородицы и всех сопровождающих Ее лучезарное круглое облако, подобное венцу. Раздалось пение Небесных Сил, прославляющих Богородицу, которое перекликалось с мирскими голосами. Этот круг Небесных певцов и сияний сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, ошеломленные необычайно пышным похоронным шествием и досадующие на честь, оказанную Матери Иисуса, пожаловались на это первосвященнику и книжникам. Иудейский священник Афониос, назло и ненависти к Матери Иисуса из Назарета, хотел опрокинуть погребальный гроб, на котором лежало тело Пресвятой Девы Марии, но ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые коснулись носилки. Увидев такое чудо, Афоний раскаялся и с верою исповедал величие Богородицы. Он получил исцеление и присоединился к толпе, сопровождавшей тело Богородицы, и стал ревностным последователем Христа.

Когда процессия достигла Гефсиманского сада, тогда среди плача и причитания началось последнее целование пречистого тела. Только к вечеру апостолы смогли положить его в гробницу и запечатать вход в пещеру большим камнем.

Три дня не отходили от места погребения, молясь и распевая псалмы. По мудрому промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Богородицы. Придя поздно на третий день в Гефсиманию, он лег у гроба и с горькими слезами просил, чтобы ему позволили еще раз взглянуть на Богородицу и проститься с нею. Апостолы из сердечной жалости к нему решили вскрыть могилу и дать ему утешение приложиться к святым мощам Приснодевы Марии. Вскрыв могилу, они нашли в ней только погребальные пелены и таким образом убедились в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.

(Источник: http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=102302)

Вверху иконы изображено чудесное переселение апостолов, хотя основная сцена изображена внутри иконы — сама похоронная процессия. Апостолы изображены поклоняющимися телу Богородицы: святой Павел у Ее ног; Святой Петр во главе с кадильницей в руке.

Архангел Михаил отсекает нечестивые руки Афонию

Вместе с Апостолами идут несколько епископов, на что указывают их белые пояса с вышитыми на них крестами, и женщины. Традиционно представлены епископы Иаков, брат Господень, Тимофей, Иирофей и Дионисий Ареопагит, которые впервые записали историю Успения во II веке нашей эры. Женщины — это Сепфора, Абигейл и Иаиль, а также другие члены церкви в Иерусалиме.

Рассказ о нечестивом иудейском священнике не показан на иконе выше, но обычно показан, как и на этой иконе Успения. Вверху по центру иконы невиданное вхождение воскресшего тела Марии в открытые врата Неба.

Иисус Христос во славе, держащий в руках душу Марии

И все же главный аспект иконы, к которому неизбежно обращаются все взоры, – это образ Христа во славе, держащего на руках чистую душу Марии, изображенного в виде младенец. Параллель между образом Богочеловека Иисуса, держащего детскую душу Марии, и образом Матери Марии, держащей на руках Младенца Христа, конечно, умышленна. Титул «Богоносец» дается и другим святым, например святому Игнатию. Нести Слово Божие, Иисуса Христа, в себе — призвание всех христиан: нести Его духовно в себе при жизни и сиять Его славой. «Награда» за это в нашей земной жизни — страдания от врагов, вплоть до мученичества, как у св. Игнатия. Но награда после наше упокоение в том, что Бог берет нашу душу в Свои руки и несет нас в вечность, как мы несли Его, лишь на короткое время.

В другом месте я писал, что ни одно человеческое существо не было похоже на Иисуса Христа – Сына Божьего – больше, чем на Его Мать, Марию. И все же это делает Богородицу не великим исключением для рода человеческого, а великим образцом. Сам Иисус Христос поправил женщину, которая кричала, что Мария благословенна, потому что она имеет честь быть Богородицей: «да, блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Вот почему Мария благословлена ​​– потому что она больше, чем кто-либо другой, слышала слова своего Господа и соблюдала их. Этот путь к Небесной радости открыт для всех нас.

И точно так же, как мы смотрим на жизнь Марии в качестве примера, мы смотрим на ее телесную смерть – в этой иконе – в надежде, куда приведет нас такой пример. Надежда в телесном Воскресении и жизни будущего века. И то, и другое изображено на иконе: телесное вознесение Марии на небо, а также предание ее души в руки Иисуса Христа.

Подобно тем, кто собрался вокруг тела Девы Марии, мы собираемся вокруг наших усопших близких и предаем их души в руки Христа. Вспоминая тех, кто прежде нас упокоился в вере и перешел в общение святых, мы готовимся к тому, чтобы однажды быть принятыми в новую жизнь будущего века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts