Успенский собор фиораванти: Успенский собор Кремля • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas
Содержание
Успенский собор Кремля • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсИстория московской архитектуры. От Василия Темного до наших днейАудиолекцииМатериалы
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
Автор Сергей Кавтарадзе
В 1479 году москвичи и гости столицы, которые тогда уже появлялись в Москве, могли полюбоваться вновь построенным грандиозным зданием. Однако этому предшествовали довольно важные политические события и религиозные изменения. В 1439 году на знаменитом Флорентийском соборе было принято решение об унии Флорентийская уния — соглашение между представителями католической и православной церквей, которое было заключено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1445 годов: верховенство папы должно было признаваться над всеми христианами в обмен на помощь в отражении османской агрессии против Византии. , которое, как надеялись византийцы, позволит им защитить Восточную Римскую империю, Византию, от нашествия турок.
Но этого не случилось. И уния, то есть идея воссоединения восточнохристианских церквей и западной Католической церкви, Латинской церкви, как тогда ее называли, не была принята во многих государствах, в том числе на Руси. Это событие в значительной мере дискредитировало в глазах русских людей и Константинопольскую церковь, и ее патриарха. Оказалось, что старое греческое благочестие сохраняется именно на Руси. Раньше такой идеи не было: все больше и больше русские люди чувствовали себя буквально единственными наследниками и хранителями правильного христианства.
Приезд Софьи Палеолог в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI векWikimedia Commons
В 1472 году происходит еще одно важное событие: в Москву снаряжается экспедиция с византийской принцессой Зоей, или Софией Палеолог. Она не прямая, но все-таки наследница дома византийских императоров. То есть фактически папа римский и люди западного мира вообще сосватали за великого князя Ивана III византийскую принцессу. Она и прибывает сюда через Европу — через север, а потом Балтийским морем. Вместе с ней на Русь прибывает свита. В значительной мере это византийцы, жители Константинополя, эмигранты, которые сначала оказываются в Риме, а потом в составе свиты появляются в Москве.
Курс «Византия для начинающих»
История, искусство, музыка, суеверия, войны и интриги Византийской империи, а также лекции Сергея Иванова о литературе Византии
К этому моменту встает вопрос о том, что в Московском Кремле надо построить новое главное здание. Главное здание было — каменный Успенский собор, построенный при Иване Калите практически по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но оно оказалось слишком маленьким. Если поехать сейчас в Юрьев-Польский и посмотреть на Георгиевский собор, можно представить, каким был Успенский.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском© Алексей Бушкин / РИА «Новости»
Начинают строить большой храм, возводят своды, уже есть стены и практически есть перекрытия. В какой-то момент происходит катастрофа — собор рушится. Есть подозрение, что в Москве могло произойти землетрясение. Было оно или нет, мы не знаем, но собор рухнул. Получалось, что еще на несколько лет Москва остается без главного храма.
Иван III предпринял довольно энергичные меры. Прежде всего он вызвал экспертов — артель псковских мастеров. На самом деле это довольно загадочная история, потому что в самом Пскове из камня и кирпича не строят, а собор был кирпичный. Уже значительно позже летописец как бы проговаривается, что это были не просто псковские мастера, а «навыкшие от немец каменосечной хитрости» Никоновская летопись XVI века. — не гастарбайтеры, но универсальная артель, которая в том числе работала на Западе и, видимо, работала с кирпичом, поэтому их и позвали. Они пришли, посмотрели, похвалили кладку и не стали ругать своих предшественников, только сказали, что известь «не клеевито» ПСРЛ. Т. 20, ч. 1. 1910., поэтому здание и разрушилось. Но когда их попросили возвести собор, они отказались.
И Иван III отправляет в Италию посла Семена Толбузина, одним из поручений которого было найти хорошего мастера — архитектора, даже больше инженера, потому что Иван III еще надеялся восстановить собор, который был. К этому моменту по всей Италии гремит слава не столько архитектора, сколько инженера Аристотеля Фиораванти, который был большим мастером, например, поднимать и передвигать с места на место башни, колонны, обелиски и другие огромные сооружения. Он умел делать и многие другие вещи: отливать пушки, чеканить монету.
Кстати, это и подвело его потом в родной Болонье, потому что его обвинили в фальшивомонетничестве, и, может быть, отчасти благодаря этому он приехал на Русь — видимо, ему хотелось уехать подальше от этих обвинений. Надо сказать, что знаменитый теоретик архитектуры Антонио Филарете, собирая как бы гипотетическую универсальную сборную мастеров, которые могли бы построить памятник для герцогов Сфорца, объединил его в одну команду с Донателло, то есть с совершенно гениальным скульптором.
Мастер Аристотель очень заинтересовался посулами Толбузина. Он пригласил его к себе домой и там поразил его фокусами — например, показывал кувшин В Львовской летописи — «судно яко умывальница»., из которого будто бы по желанию лилось либо вино, либо мед, либо вода. Потом произошел забавный случай. То ли Толбузин не понял Фиораванти, то ли что-то потом не понял летописец, но, согласно летописи Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. 1910., Толбузин решил, что это Фиораванти построил собор Сан-Марко, отчасти созданный в византийском стиле, хотя трудно предположить, что Фиораванти на самом деле обманул посла в этом вопросе. Скорее всего, архитектор просто захотел показать, что ему нужно будет построить и как выглядит восточнохристианская архитектура.
Весной 1475 года Толбузин с Фиораванти прибывают в Москву. Фиораванти тоже смотрит на то, что осталось от собора, тоже ругает эту «неклеевитую» известь — и отказывается достраивать собор, который есть: проще строить заново. Первое упоминание про его работу в летописи говорит о том, что он почти сразу же приступает к разборке остатков предыдущего собора, потом роет под фундаменты огромные рвы — это тоже производит на москвичей впечатление, потому что они оказались гораздо глубже, чем было принято на Руси. Мало того, в дно фундаментных рвов он вбивает дубовые сваи, делает фундамент и налаживает производство очень крепкого брускового кирпича, который хорошо отожжен. Из него и будет сложен Успенский собор.
Успенский собор во ВладимиреGhirlandajo / Wikimedia Commons
Кроме того, летопись рассказывает нам, что Фиораванти отправляют как бы в командировку во Владимир посмотреть на Успенский собор, большой пятиглавый храм, который служил образцом. Летопись доносит до нас его слова о том, что, мол, наших мастеров работа В Львовской летописи значится: «Некых наших мастеров дело».. Видимо, это действительно так. При Андрее Боголюбском во Владимире храм Покрова на Нерли и внутреннюю часть Успенского собора, ту, что была до пожара Пожар случился в 1185 году. При Всеволоде Большое Гнездо (1154–1212) храм обстроили уже русские мастера., строили видимо, ломбардцы, которых, как считал историк Василий Татищев, Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. прислал еще Андрею Боголюбскому. Фиораванти посмотрел на них, понял, как ему надо строить, и возвел собор, который мы видим сейчас. Хотя надо сказать, что эта белокаменная облицовка все-таки много раз перекладывалась, не стоит думать, что он сохранился в изначальном состоянии, но сходство близкое. И собор совершенно соответствует духу греческого благочестия.
Успенский собор Московского Кремля© Николай Галкин / ТАСС
Тем не менее он приносит много нового. Прежде всего это художественное решение: тело собора цельное. Он почти не разбит, у него есть аркатурно-колончатый пояс — эти лопатки как бы расчленяют фасад собора — и все, это монументальное здание. Сверху — пять глав тоже почти одинакового диаметра. Следует обратить внимание, что и окна узкие, как будто бойницы, и деталировка очень простая. В этом есть практический смысл, но есть смысл и чисто художественный и композиционный. Вместо трех обычных апсид — полукружий в восточной части, где помещается алтарь, — он строит пять. И, более того, их прячет: он делает стеночку, которая, если смотреть со стороны главной, южной стены, которая выходит на площадь, их закрывает, для того чтобы объем казался как можно более целостным, как бы компактным, собранным.
Успенский собор Московского Кремля© Валерий Шарифулин / ТАСС
Еще больше новшеств внутри. Наверное, самое главное — это круглые колонны. На Руси о них знали, но применяли мало. Он и использовал именно круглые колонны, а не пилон, то есть крещатую, или крестообразную, опору. Круглые колонны дали совершенно особенный эффект, который отметили и летописцы. Дело в том, что когда вы делите пространство, то есть располагаете внутри храма пилоны, то получается что-то вроде пространства для игры в крестики-нолики. Можно спокойно ходить по всему залу или храму, но в голове пространство разделяется на фрагменты, потому что выступающие части этих опор и отвечающие им выступы на стенах его делят. Если вы используете простой прием с круглыми колоннами, это разделение пропадает, зал становится единым целым. Почему и говорят «зальное пространство». Кроме того, если еще и перекрытия, проще говоря потолки, находятся на одинаковой высоте и к тому же они высокие, то это ощущение единого пространства становится еще более явным, и это прекрасно видно даже непрофессионалам.
Успенский собор Московского кремля стал своего рода эталоном. Надо сказать, что от этого эталона отступали: в следующей лекции мы увидим попытку сделать одним из главных храмов Московского царства, которым оно стало к тому времени, храм шатровый. Тем не менее, когда надо было обозначить державность, верность традициям, возвращались как раз к формам Успенского храма. И если мы посмотрим на некоторые особенно большие храмы, которые возводятся уже в наше время, то они будут в достаточной мере похожи как раз на Успенский собор Московского Кремля.
Кремль как новый центр государства
Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства
Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия
Как московский князь стал царем всея Руси
Расшифровка
Радио Arzamas«Народная воля»:
первые русские террористы
Новый курс историка Льва Лурье о тайной организации XIX века, которая связала людей одного поколения любовью к крестьянству и научила их кидать бомбы в царя
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
10 минут
1/12
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
Читает Сергей Кавтарадзе
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
12 минут
2/12
Успенский собор Кремля
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
Читает Сергей Кавтарадзе
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
13 минут
3/12
Храм Покрова, что на Рву
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
Читает Сергей Кавтарадзе
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
13 минут
4/12
Церковь Троицы в Никитниках
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
Читает Алла Аронова
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
14 минут
5/12
Лефортовский дворец
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
Читает Алла Аронова
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
22 минуты
6/12
Сенатский дворец
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
Читает Алла Аронова
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
16 минут
7/12
Храм Христа Спасителя
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
Читает Алла Аронова
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
10 минут
8/12
Особняк Рябушинского
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
Читает Айрат Багаутдинов
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
14 минут
9/12
Дом Наркомфина
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
Читает Айрат Багаутдинов
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
16 минут
10/12
Главное здание МГУ
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
Читает Айрат Багаутдинов
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
14 минут
11/12
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
Читает Айрат Багаутдинов
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
19 минут
12/12
Дом «Патриарх»
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
Читает Айрат Багаутдинов
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
Материалы
Архитектура Москвы в деталях
Барабаны, кокошники, пилястры и другие характерные черты 12 зданий — героев лекций курса
Из каких городов выросла Москва
Рим, Нью-Йорк, Пекин и другие города, проявившие себя в московской архитектуре
Квартирный вопрос в Москве до революции
Барские квартиры, дачи в Кунцеве и 3 комн. для одинок. в тих. интелл. нем. сем.
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Успенский собор Московского Кремля
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней. ..
В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.
В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд». На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
На алтарной преграде Успенского собора, на пилястры которой некогда опиралось нижнее тябло иконостаса, сохранились полуфигурные изображения преподобных. Время их создания исследователи датируют по-разному — от 1480 до 1515 года, и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием. Изображения выполнены в технике фрески, то есть по свежей, еще сырой штукатурке, а затем прописаны более тщательно темперными красками по сухому грунту. Они располагались между иконами деисусного чина иконостаса и стоявшими под ними в отдельных киотах местно чтимыми образами. Позже фрески были сплошь закрыты иконами местного ряда, что позволило им прекрасно сохраниться до наших дней. Впервые их обнаружили лишь в 1882 году, когда реставрировали главный иконостас, укрепляли его деревянные конструкции и восстанавливали серебряный оклад, похищенный во время нашествия Наполеона в 1812 году.
Наиболее выразителен на алтарной преграде образ Алексея Человека Божьего, первый в этом ряду. Между Петропавловским приделом и жертвенником на алтарной преграде изображены Парфений Лампсакийский , рядом с ним — Иоанн Лествичник, за ним следует юный Иоанн Кущник. Эти три фигуры написаны, скорее всего, одним мастером, живопись которого отличает более плотная, иконописная манера письма.
На открытом участке алтарной преграды между жертвенником и царскими вратами изображены: Павел Фивейский , Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин и Ефрем Сирин, Антоний Великий и Евфимий Великий.
В алтарных помещениях Успенского собора — Жертвеннике, Петропавловском и Похвальском приделах фрагментарно сохранились первоначальные фрески храма, которые исследователи датируют по разному — от 1480 до 1515 года , и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием вскоре после освящения нового храма в 1481 году.
На стенах Петропавловского придела и жертвенника можно увидеть композиции: «Семь спящих юношей эфесских», «Три отрока в пещи огненной» и «Сорок севастийских мучеников». А на своде и стенах Похвальского придела сохранились фрески: «Похвала богоматери», «Поклонение волхвов» и «Рождество Иоанна Предтечи». Возможно, они были выполнены самим Дионисием. Особой поэтичностью отличается композиция «Поклонение волхво. Эти древние фрески были открыты в конце XIX — начале ХХ века при реставрации алтарных помещений храма.
КУПОЛА
В пяти главах Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола — Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе — младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение», в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца — Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном — образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках — библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста.
СВОДЫ
На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухов и омовения Младенца. На северо-восточном своде — «Сретение. На западном своде помещено «Преображение». Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде — «Сошествие во ад».
На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение». В люнетах представлены притчи. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне».
На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину».
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Второй ярус сверху на южной и северной стене храма посвящен сценам, иллюстрирующим учительную миссию Христа, его чудесам и исцелениям. На южной стене это — «Христос, беседующий с фарисеями», «Христос, беседующий с Петром и другими учениками», две композиции посвящены теме «Иисус Христос в доме Марфы и Марии». Чудесам и исцелениям Христа посвящены композиции «Учение Христа о молитве», «Исцеление бесноватого», «Изобличение хулы на Духа Святого», «Иисус на обеде у фарисея, обличение законников», «Исцеление согбенной жены».
Этот цикл продолжается на западной и северной стенах, где помещаются сцены, иллюстрирующие евангельские события, предшествующие Пасхе и Страстям Христовым.
На северной стене — это «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Восхождение на гору Елеонскую», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу» («Целование Иуды»), «Отречение Петра», «Суд Синедриона (Христос перед Анной и Каиафой)», «Иисус Христос перед Пилатом». Далее следуют сцены этого же цикла, находящиеся в алтарной части собора и скрытые за иконостасом.
МАРИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III-IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии — Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы» и «Отвержение жертвы». Две следующие сцены — «Моление Иоакима и Анны о даровании дитяти». Далее следуют две сцены «Благовестие Иоакиму и Анне». Последние две композиции на южной стене изображают Иоакима среди своих стад в пустыне и радостную встречу у Золотых ворот супругов, узнавших о разрешении их бездетности — «Зачатие Анны» .
На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу. Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией». За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.
АКАФИСТ
Сцены Жития Богородицы с его чудесами и повествовательными подробностями получают развитие в самом поэтическом цикле — Великом Акафисте, который разворачивается во втором ярусе росписей. Посвященный Богородице Акафист, что в переводе с греческого означает «неседальный», то есть гимн, исполняемый стоя, был создан в Византии в VI веке.
Акафист состоит из двадцати пяти стихов, так называемых кондаков и икосов. Первые двенадцать песен Акафиста излагают основные события евангельской истории от Благовещения до Сретения и иллюстрируются подобно традиционным евангельским сюжетам. В росписях Успенского собора они помещаются на южной стене вслед за батальной сценой первого кондака «Взбранной воеводе».
На северном участке западной стены и далее на северной стене этот цикл продолжают композиции, иллюстрирующие вторую — символико-догматическую часть Акафиста.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Нижний ярус росписей Успенского собора посвящен теме «Семи вселенских соборов» . Эти сюжеты были особенно актуальны в момент составления программы первых росписей, в начале XVI века, когда только что были осуждены и казнены проповедники распространившихся в то время еретических учений.
«СТРАШНЫЙ СУД»
Западную стену почти целиком занимает грандиозная композиция Страшного Суда. В центре в ореоле небесной славы изображен Христос Вседержитель — Судия мира, восседающий на радуге. К нему с обеих сторон обращаются Богоматерь и Иоанн Предтеча — главные ходатаи за человеческий род, представляющие Новый и Ветхий Завет. За ними представлены восседающие на тронах апостолы — ученики Христа с Евангелиями в руках, а позади них — сонмы ангелов. Еще выше, в люнете над окном, написаны ангелы, свивающие свиток небес, что символизирует конец света, а по сторонам от окна — в небесных сферах образы «Новозаветной Троицы» и сцена благословения Богом Отцом Бога Сына и ниспослания его в мир. Под ореолом Вседержителя изображены коленопреклоненные Адам и Ева, чей первородный грех был искуплен крестной жертвой Христа. Между ними под ореолом Христа Судии изображена «Рука Божия», держащая души праведные, и весы, на которых взвешиваются дела человеческие. Еще ниже, в центре композиции — «Престол уготованный» с возложенными на него орудиями страстей Христовых — крестом, копьем, губкой с уксусом и желчью, и багряницей — одеждой поругания Христа. От пяты Адама вниз извивается огромный змей с кольцами «мытарств», обозначающих грехи человеческие. В этом, третьем сверху, регистре слева представлены праведники, идущие на суд, а слева — грешники, среди которых и еретики-иноверцы в европейских костюмах с круглыми воротниками, и мавры. В нижнем ярусе слева изображены рай и праведные души, пребывающие в небесных селениях в виде цветных домиков, а в круглой славе — Богоматерь с поклоняющимися ей ангелами. Справа же помещены грешники, которых ожидает Геенна Огненная и сам Сатана, сидящий на адском звере с душой Иуды на коленях. Над ними — символы некогда великих, но падших за грехи царств в виде четырех зверей, этот образ навеян пророчеством Даниила. Наконец, в центре, над входом в храм — ангелы, низвергающие копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки, изображенные справа в кругах.
Соборная площадь. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила
Требуется обновление Для воспроизведения мультимедиа вам необходимо либо обновить браузер до последней версии, либо обновить Flash-плагин.
Мы стоим на Соборной площади, одной из старейших площадей Москвы. Площадь возникла еще в 14 веке, когда здесь были построены первые каменные церкви. В северной части площадь обрамляет массивный золотой купол Успенского собора, почти заполняющий один конец площади. Пространство под его огромным порталом заполнено изображением Пресвятой Богородицы в окружении архангелов. К Успенскому собору примыкают Патриаршие палаты с пешеходными арками и церковь Двенадцати апостолов. Южный конец Соборной площади занимает Архангельско-Михайловский собор, увенчанный золотым куполом и украшенный резными полукружьями на фасаде. Всю восточную сторону занимает высокое сооружение колокольни Ивана Великого. С противоположной стороны к колокольне примыкает белокаменное прямоугольное здание с резным каменным декором – Грановитая, или Грановитая, палата. Наконец, слева от Грановитой палаты — золотые купола Благовещенского собора.
Успенский собор – огромный храм с пятью золотыми куполами, напоминающими шлемы древних воинов. Стены поднимаются к полукруглым плечам. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, считается его главным лицом.
Успенский собор был величайшим храмом Древней Руси. Здесь благословлялись указы управления страной, и великий князь присягал на верность престолу. Позже здесь короновались великие князья и цари, а императоры брали себе невест.
Успенский собор построен в 1475 году итальянским каменщиком Аристотелем Фиораванти, специально приглашенным в Россию царем Иваном III. Он стоит на месте предыдущего Успенского собора. Фиораванти взял за образец другую Успенскую церковь города Владимира. Однако новая церковь была далеко не точной копией своего тезки. Кремлевская Успенская церковь отличается изящной простотой своих фасадов. Основным материалом был белый камень, арки из кирпича.
Успенский собор – уникальный памятник древнерусского искусства. Летописи сообщают, что церковь была расписана знаменитым художником Древней Руси Дионисом со своими учениками. Иконостас, или иконостас, украшен серебром и золотом и содержит иконы неисчислимой ценности. Перед иконостасом расположены молельни царя, царицы и патриарха. В южной части собора находится Престол Ивана Грозного – выдающееся произведение русской резьбы по дереву. У западной двери есть ажурный медный навес начала 17 века. Под этим навесом находится ковчег со святыми мощами патриарха Ермогена.
В Реликварии Успенского собора хранится несколько важных реликвий – Гвоздь Господень и Посох св. Петра Киевского и всея Руси. В соборе также находятся гробницы московских патриархов. Всего 19 гробниц. По благословению Патриарха в 1990 году в соборе восстановлено богослужение.
Михайло-Архангельский собор — большое белокаменное здание, украшенное резными морскими раковинами. Отойдите немного назад, чтобы увидеть весь вид, и вы увидите, что у него пять куполов — один золотой и четыре серебряных.
Архангельско-Михайловский собор – одна из архитектурных достопримечательностей Кремля. На рубеже XVI века царь Иван III Великий издал указ о строительстве нового Михайло-Архангельского собора как усыпальницы московских великих князей, так как существовавший в его дни Михайловский собор Архангела казался ему недостойным. Начал работу итальянский каменщик, известный по-русски как Алевиз Фрязин Младший (его итальянское имя, вероятно, было Алоизио Ламберти да Монтаньяна). Алоизио работал в бешеном темпе (он выполнил 19значительных церквей в России во время его карьеры), а новый собор был закончен всего за три года — церемония освящения состоялась в 1508 году. Собор был представлен изумленным глазам москвичей — истинный преемник предыдущего Архангельско-Михайловского собора, но одетый во всей красе итальянского Возрождения.
Как и в других кремлевских соборах, в Михайло-Архангельском соборе хранится ряд бесценных предметов. Среди икон, стоящих в алтарном иконостасе, — икона Архангела Михаила, выполненная на рубеже 15-го века легендарным мастером русской иконы Андреем Рублевым.
Архангельско-Михайловский собор также является усыпальницей русских монархов от самой ранней династии Рюриковичей до ранних Романовых. Архангел Михаил — проводник душ в загробный мир в пантеоне русских святых. Обычай хоронить монархов в церкви пришел на Русь из Византии, где его честь удостаивались великие сановники.
В соборе 54 могилы, над которыми установлены надгробные плиты. Наиболее почетные места находятся ближе всего к алтарю. Здесь мы находим похороненных величайших героев средневековой Руси.
Успенский собор, Москва
Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?
- Успенский собор был возведен в конце XV века и следующие четыреста лет функционировал как религиозный центр России, где проводились мероприятия общегосударственного значения
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а на стенах установлены гробницы патриархов и митрополитов
Средневековая и Императорская Россия
Первый каменный собор был заложен на этом месте в 1326 году митрополитом Московским Петром и великим князем Иваном I. В конце XIV века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля повелел возводится новый Успенский собор (Успенский собор). Он был возведен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.
Следующие четыре века Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили события общегосударственного значения, такие как коронации русских князей и царей, инаугурации митрополитов и патриархов, службы по освящению предстоящих военных походов и военных побед, оглашение важных государственных актов. В 14-17 веках в Успенском соборе хоронили глав Русской православной церкви. Хотя большинство царских венчаний проходило в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше для рукоположения митрополитам приходилось ездить в Константинополь, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и наполеоновской армией в 1612 и 1812 годах и неоднократно страдал от пожаров на протяжении столетий.
Советская Россия и не только
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнюю пасхальную службу в 1918 году, и службы не возобновлялись до 1990 года. Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепное внутреннее убранство собора прекрасно сохранилось.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Фото с сайта https://assumption-cathedral.kreml.ru/
Величественный Успенский собор создан по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и его конструкция объединяет древнерусские религиозные архитектура с элементами ренессанса. Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это завораживающее зрелище. Пять позолоченных куполов венчают его крышу, изображая Иисуса и четырех евангелистов и отражая серебряные купола церкви Двенадцати апостолов, которая стоит рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора установлен самый большой звон в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой в мире Царь-колокол.
В связи с тем значением, которое Успенский собор имел в Российском государстве, особое внимание уделялось убранству его внутреннего убранства, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства международной художественной ценности, а в соборе также находится старейшая сохранившаяся фреска Кремля. Росписи куполов изображают образы Бога, колонны украшены изображениями христианских мучеников, а разные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских Соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история. Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и богато украшенными люстрами.