В чем причины и каковы обстоятельства смерти сократа: Причины смерти великих людей: Сократ
Содержание
Сократ. За что казнили Сократа
Еще при жизни Сократ стал уважаемым философом, но даже это не спасло его от смертной казни. Узнаем, за что осудили Сократа и как мыслитель относился к смерти.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология
Где почитатели — там и противники. Популярность обернулась против Сократа: его осудили и приговорили к смертной казни.
В чем обвиняли античного философа? 👇
1️⃣ Развращение молодежи. И речь не о сексуальных отношениях: Сократ противопоставлял себя толпе. Он развращал молодые умы, призывая пересмотреть старые устои, глубоко вошедшие в социальную реальность, и искать истину. Массам же никакие истины были не нужны: они мыслят готовыми конструкциями и предрассудками.
2️⃣ Посягательство на религию. Сократа обвиняли в том, что он создает новых богов. Но на самом деле богом, которого он создал, был внутренний голос совести.
О суде над философом мы узнаем из «Апологии Сократа». В переводе с древнегреческого «апология» значит «оправдание», но в защитительной речи Сократа нет ничего оправдательного.
Вот как проходил суд 👇
🙅🏼 Афиняне не хотели смерти Сократа: он был уважаемым семидесятилетним старцем, его влиятельные друзья могли легко выкупить или украсть философа из-под стражи. Но Сократ отверг любые предложения о помощи
⚔️ Сократ не видел никакого смысла в защите. Наоборот, он подчеркивал, что спасает Афины, а обвинения кажутся ему смехотворными: «В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает».
💸 Вместо того, чтобы согласиться оплатить денежный штраф, Сократ заявил, что заслуживает обеда за общественный счет: «Итак, если я должен назначить себе что-нибудь мною заслуженное, то вот я что себе назначаю – даровой обед в Пританее».
🔥 В своей речи Сократ довел противопоставление философа и толпы до кульминации, которая могла закончиться только казнью.
🍵 Сократ принял яд и попросил друга принести жертву богу здоровья Асклепию. Он расценивал свою смерть как выздоровление: считал, что его душа наконец-то покинет этот вечный мир и отправится в прекрасный мир идей.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поразмышляйте, казнили бы Сократа в наше время?
Кто стал последователем Сократа? Спойлер: все.
🤩 Скептики, киники, стоики, эпикурейцы: все философские школы, которые расцвели в эпоху элинизма, обычно называют сократическими.
🌟 Школы наследовали разные идеи Сократа, но для всех он долгое время оставался фигурой, в которой сложно было найти какие-либо негативные черты. Его можно представить как «античного святого». Еще до Христа появлялись образы очень на него похожие, такое сравнение Сократа и Христа достаточно распространено.
💪 Стоиков вдохновляло внутреннее мужество Сократа. Его идея о том, что смерть ни капельки не страшна — стоический идеал. Сократа можно назвать стоическим мудрецом: такой мудрец не боится смерти, способен сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, свободен от власти внешнего мира и своих страстей.
🙅♂️ Киников привлекали в Сократе его социально-мизантропические черты, его скептический настрой по отношению к социальной реальности, то, что он критикует мир вокруг себя, противопоставляет себя социальной реальности и оказывается от нее свободным.
🙌🏻 Скептики, как и Сократ, были убеждены в существовании истины и необходимости ее поиска, но отрицали возможность достоверного познания объективной действительности.
💀 Эпикур, подобно Сократу, не боялся смерти: «Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем».
Давайте еще раз вспомним все, что мы узнали:
🗣 Сократ воплощал образ философа: он искал истину и призывал других искать ее, мыслил и помогал «рождать» идеи.
В чем основные открытия Сократа 👇
🔹 Первым заговорил о внутреннем голосе совести.
🔹 Считал, что любое знание есть припоминание, с помощью майевтики помогал собеседникам «вспомнить» эти знания.
🔹 Зло не может совершаться сознательно, оно совершается только по незнанию.
🔹 Мужественность не существует отдельно от благоразумия, любовь есть некоторая нехватка, а лучшая дружба — дружба с самим собой.
🔹 Сократ не боялся противопоставлять себя обществу и призывал людей перестать слепо следовать традиционным устоям.
⚰️ Философа осудили за «развращение» молодежи истиной и создание нового бога — совести. До последнего убежденный в собственной правоте, великий мыслитель принял яд.
☀️ Влияние. Порой мысли учеников Сократа неотделимы от его собственных, так как все знания о Сократе мы узнаем их их трудов. Скептики, киники, стоики, эпикурейцы опирались на его идеи, эти философские школы часто называют сократическими.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Смерть Сократа.
История мировой культуры
Смерть Сократа
До своего осуждения Сократ дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, по просту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это для меня все» (Платон. Апология Сократа. 32 с – е), – говорил Сократ на суде.
Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов. Первый – «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт – о «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его даймоний, внутренний голос. Конечно, здесь натяжка по принципу «все средства хороши», но и подозрительность коллективного сознания по отношению к индивидуальности. Ведь даймоний был личным авторитетом Сократа. Из двух пунктов вытекал третий – «совращение молодежи». Как знакомо! Обвинение не кажется таким уж убийственным, но, учитывая время, в которое оно сделано, его можно приравнять к сильнейшим идеологическим наветам современного периода.
Несмотря на оправданность обвинений с позиций господствующей отрасли культуры – мифологии, – они несправедливы, потому что Сократ ни в чем не провинился перед родным городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел, по существу, заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией.
Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Прав Ницше, называя Сократа специфическим не-мистиком. В его утверждении, что Сократ боролся не только с мифологией, но и с трагедией и поэзией вообще, есть резон, если признать, что Сократ создавал новую отрасль культуры. Но борьба с другими отраслями культуры была не столь актуальна, как борьба с господствующей мифологией. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологической истины в философскую. Первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений; сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие.
На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин Ясперса), основной характеристикой которого было становление личности, резкое скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденции рационализации.
Шпенглер пишет, что рождение «я» и мирового страха тождественны между собой. Страх смерти есть плата за осознание жизни. К этому добавляется самопожертвование с образованием триады: личность – страх – личная жертва. Жертвенность есть способ преодоления страха личностью. Поэтому именно с осевого времени встречаем личную жертву. В эту же эпоху выступил против традиционных жертвоприношений Будда. Личностное начало, которое появилось в осевое время, выразилось в следовании Сократом собственному внутреннему голосу и к отказу от личности у Будды. Общим была готовность пожертвовать своей личностью во имя культуры. В философии это имело особый эффект, поскольку посредством добровольной жертвы она заняла господствующее положение в культуре.
Как только отрасль культуры начинает уничтожать своих врагов, ее значение неуклонно падает. Так случилось с мифологией. Если бы Сократ не погиб, люди, быть может, долго еще жили бы в мифологическом мире и верили в Зевса и Афродиту.
Сократ не только был готов умереть, но и в какой?то степени стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию… по-видимому, добился сам Сократ» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 108). Апофеоз философии в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры. Она пообещала то, что ранее обещала мифология, но во что уже перестали верить; дала «метафизическое утешение, что под вихрем явлений неразрушимо продолжает течь вечная жизнь» (Там же. С. 126).
Философы выбрали путь борьбы со смертью через рациональное разделение души и тела и объявление души бессмертной. Сократа привела к смерти вера в истинность своей философии, которая оказалась сильнее смерти. Этот пример стал архетипом для Греции и Рима вплоть до появления христианства и даже далее в процессе борьбы философии и религии за лидерство в культуре.
Смерть для Сократа не переход к небытию, а встреча и общение с душами великих людей древности и вечная блаженная жизнь на небесах. Нравственным принципом «лучше претерпеть несправедливость» Сократ расчищал дорогу жертве и этике непротивления злу насилием. Будучи приговоренным, он не пытался уклониться от смерти, а шел навстречу ей, как после него Иисус Христос и Джордано Бруно.
Сократ «сумел не только жить, но?что гораздо более значимо – и умереть; оттого?то образ умирающего Сократа как человека, знанием и доводами освободившегося от страха смерти, есть щит с гербом науки, напоминающий каждому о ее назначении, а именно?делать нам понятным существование и тем его оправдывать» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 114).
Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой?то степени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до того. Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому решению. «Ты умираешь несправедливо», – горестно заметила Сократу его жена Ксантиппа, на что Сократ ответил: «Разве ты хочешь, чтобы я умер справедливо?!» «Ирония, – писал Вико, – не могла возникнуть до времен рефлексии» (Вико Д. Основания новой науки… С. 149).
Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей. «Если афиняне, вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем?нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал» (Платон. Апология Сократа. 41 е).
Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры. Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчитывалось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, а к ним стекались сотни учеников со всей Греции, и философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сократа. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуждением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то затухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сю пору.
Сократ – «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории» (Ницше Ф. Рождение трагедии… С. 115). Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губительная борьба народов.
Сократ сформулировал определенное мировоззрение и своей жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Сократ самокритично сказал в своей речи, что дельфийский оракул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость» (Платон. Апология Сократа. 23 в). Но мудрость Сократа стоила торжества философии Сократа. «Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете» (Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1977. С. 31). Тот свет связан с этим, культура – с жизнью.
Чтобы отстоять себя духовно, Сократ пожертвовал собой физически. «Он защищался ради правды с той искренней готовностью к смерти, которая так расковывает и освобождает человека… Согласие на смерть – необходимое и неизбежное условие борьбы за справедливость, если, конечно, эта борьба серьезна и принципиальна» (Там же. С. 132, 136). Услышав фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», – он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
Сократ входит в историю как культурный герой. Его слова, взятые в качестве эпиграфа, поразительны по глубине предвидения, так смерть движет развитием культуры, несмотря на внешнее противодействие, а пожалуй, именно благодаря ему. Б. Рассел сомневается, что описываемый Платоном и Ксенофонтом Сократ вообще существовал. Что ж, в изображении любого культурного героя присутствует элемент фантастичности, и в этом смысле Сократ оказался также похож на легендарных героев, на статус которых он претендует по своей роли в развитии культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Проблема Сократа
Проблема Сократа
1Проблема Сократа — старая, исконная проблема европейской культуры. Ницше лишь сузил и обострил ее. Для Ницше Сократ — только «теоретический человек», в его самодовольном оскудении, в его слепоте к изначальному трагизму жизни и отрыве от ее творческого
29.
Философия Сократа
29. Философия Сократа
Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Основатель ее – Сократ.Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не
Жизнь и смерть Сократа
Жизнь и смерть Сократа
Когда Сократ ждал в тюрьме исполнения смертного приговора, его друг Критон, подкупив стражу и сделав другие необходимые приготовления, предложил ему убежать из неволи. Обдумывая эту возможность, Сократ рассуждает так. Убежав, он сохранит жизнь, но
1. Загадка Сократа
1. Загадка Сократа
Проблема Сократа в значительной мере сводится к вопросу об исторической ценности свидетельств о нем, к вопросу о степени их достоверности. Сказанное в первую очередь относится к свидетельствам Платона и Ксенофонта, поскольку они считались (в
1.
Личность Сократа
1. Личность Сократа
Представим себе Афины конца V в. до н. э. Это прежде всего рыночная площадь (агора). В центре – большое здание для хлебной торговли. Вокруг агоры расположились общественные здания, на прилегающих к ней узких и кривых улицах – мастерские, парикмахерские,
2. «Даймонион» Сократа
2. «Даймонион» Сократа
Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность его «Даймониона»[24], было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах – Цицероне, Плутархе, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа
7. Телеология Сократа
7. Телеология Сократа
Вопреки заверениям Ксенофонта (см. Воспоминания, I, 1, 2-3; IV, 3, 5-12; IV, 3, 16-18) в том, что Сократ признавая богов народной религии, Сократ отходил от традиционной религии, о чем свидетельствует сам же Ксенофонт: «… Вера (Сократа. – Ф. К.) в промысел богов о людях,
СМЕРТЬ МОЯ ПОВСЮДУ, СМЕРТЬ МОЯ В МЕЧТАХ СМЕРТЬ ТОЧЕЧНАЯ СМЕРТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СМЕРТЬ МОЯ ПОВСЮДУ, СМЕРТЬ МОЯ В МЕЧТАХ
СМЕРТЬ ТОЧЕЧНАЯ СМЕРТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ
Необратимость биологической смерти, ее объективно-точечный характер представляет собой современный научный факт. Она специфична для нашей культуры. Все другие культуры утверждают, что смерть
СМЕРТЬ МОЯ ПОВСЮДУ, СМЕРТЬ МОЯ В МЕЧТАХ
СМЕРТЬ МОЯ ПОВСЮДУ, СМЕРТЬ МОЯ В МЕЧТАХ
Всюду гонимая и цензурируемая, смерть отовсюду возникает вновь. Уже не в виде апокалиптических легенд, преследовавших живое воображаемое некоторых эпох, а именно очищенная от всякой воображаемой субстанции; она проникает в
Образ Сократа
Образ Сократа
Для рассмотрения темы, предложенной нам в этом году, «Будущее и становление норм», я сосредоточил свои исследования на фигуре мудреца — по западной традиции. И в самом деле, изначально в греческой мысли мудрец предстает как живая и конкретная норма, как это
Проблема Сократа
Проблема Сократа
Проблема Сократа заключается в точном установлении содержания его учения. Характер источников, которыми мы располагаем, – книги Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» и «Симпозиум», диалоги Платона, различные высказывания Аристотеля и «Облака»
Жизнь и смерть Сократа
Жизнь и смерть Сократа
Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.) — свободнорожденный гражданин древних Афин. Его отец был каменотесом, мать — повивальной бабкой. Отец научил сына своему ремеслу. Однако сын не пошел по стопам отца. Он не пошел ни по чьим стопам. Сократ сам придумал себе
АПОЛОГИЯ СОКРАТА
АПОЛОГИЯ СОКРАТА
[После обвинительных речей]201{17} Как подействовали мои обвинители на вас, афиняне, я не знаю; а я из-за них, право, чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили. Впрочем, верного-то они, собственно говоря, ничего не сказали. Из множества их
Смерть Сократа
Смерть Сократа
До своего осуждения Сократ дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, по просту говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого
Смерть Сократа — OpenLearn
Обновлено 24 июля 2015 г.
Почему Сократа убили? Узнайте причины его смерти.
Смерть Сократа Жак-Луи Давид
В древних Афинах индивидуальное поведение поддерживалось концепцией, известной как «Евсебия», которая часто переводится на английский язык как «благочестие», но больше напоминает «долг» или «верность курсу». Отказавшись подчиняться общественным приличиям, запрещенным Евсевией, Сократ разозлил многих наиболее важных людей города, которые могли справедливо обвинить его в нарушении закона, нарушив эти обычаи.
В 399 г. до н. э. Сократ был обвинен в нечестии поэтом Мелетом, кожевником Анитом и оратором Ликоном, которые добивались смертной казни по этому делу. Обвинение гласило:
.
«Сократ виновен, во-первых, в отрицании признанных государством богов и введении новых божеств, а, во-вторых, в развращении молодых».
Было высказано предположение, что это обвинение было мотивировано как лично, так и политически, поскольку Афины пытались очиститься от тех, кто был связан с бедствием Тридцати тиранов Афин, которые были свергнуты совсем недавно. Отношение Сократа к этому режиму было через его бывшего ученика Крития, который считался одним из худших из тиранов и, как считалось, был развращен Сократом. Также было предложено, частично основанное на интерпретации платоновского диалога Meno , что Анит обвинил Сократа в развращении его сына. Похоже, что Анит готовил своего сына к политической жизни, пока мальчик не заинтересовался учением Сократа и не отказался от политических занятий. Поскольку обвинители Сократа привели Крития в качестве примера того, как философ развратил молодежь, даже если они никогда не использовали это доказательство в суде, этот прецедент, похоже, был известен присяжным.
Игнорируя советы своих друзей и отказываясь от помощи одаренного спичрайтера Лисия, Сократ решил защищаться в суде. В древних Афинах не было адвокатов и вместо поверенного нанимали спичрайтера. Лисий был одним из самых высокооплачиваемых, но, поскольку он восхищался Сократом, он предлагал свои услуги бесплатно. Спичрайтер обычно представлял подсудимого как хорошего человека, которого обидели ложным обвинением, и именно такой защиты суд ожидал от Сократа. Однако вместо защиты, наполненной самооправданием и мольбами о своей жизни, Сократ бросил вызов афинскому суду, провозгласив свою невиновность и представив себя в роли афинского «овода» — благодетеля для всех, кто за свой счет , не давали им уснуть и осознавать. Когда пришло время Сократу предложить наложить наказание, а не смерть, он предложил сохранить его в честь бесплатной еды в Пританеуме, месте, предназначенном для героев Олимпийских игр. Это считалось бы серьезным оскорблением чести Пританеума и города Афин. Ожидалось, что обвиняемые преступники, которые предстанут перед судом за свою жизнь, будут молить суд о пощаде, а не претендовать на героические похвалы.
Сократ был осужден и приговорен к смертной казни (Ксенофонт говорит нам, что он желал такого исхода, и рассказ Платона о суде в его « Апологии» , по-видимому, подтверждает это). Последние дни Сократа описаны Платоном в Euthyphro , Apology , Crito и Phedo . , как выразился Платон: «Таков был конец нашего друга, человека, который, я думаю, был самым мудрым и справедливым, и лучшим человеком, которого я когда-либо знал» (9).0016 Федон , 118).
Влияние Сократа сразу почувствовалось в действиях его учеников, когда они сформировали свои собственные интерпретации его жизни, учения и смерти, и приступили к формированию своих собственных философских школ и написанию о своем опыте общения со своим учителем. Из всех этих сочинений у нас есть только произведения Платона, Ксенофонта, комический образ Аристофана и более поздние произведения Аристотеля, которые могут рассказать нам что-нибудь о жизни Сократа. Сам он ничего не писал, но его слова и действия в поисках и защите Истины изменили мир, и его пример до сих пор вдохновляет людей.
Эта статья была первоначально опубликована на Ancient.eu, написана Джошуа Дж. Марком и выпущена под лицензией Creative Commons BY-NC-SA 3.0.
Обсуждение «Смерти Сократа» Жака-Луи Давида
16.07.2019
2 комментария
Жена Сократа
Где? Комната 621 Метрополитен-музея
Когда? 1787
По заказу? Братья Трудейн де Монтиньи
Что ты видишь? Сократ сидит на смертном одре в своей камере и тянется за стаканом болиголова, чтобы покончить с собой. Присяжные в Афинах приговаривают его к смертной казни за то, что он не верил в греческих богов и разделял это мнение с молодежью в Афинах. Вы можете увидеть открытые кандалы, лежащие на полу. Его ученики собрались вокруг него и не могут поверить в то, что произойдет. Палач от штата держит стакан за Сократа, отводя взгляд и прикрывая глаза.
Даже в момент перед самой смертью просветленный Сократ учит окружающих его людей, подняв руку вверх. Платон сидит в конце кровати спиной к Сократу и с закрытыми глазами. Он кажется в своих мыслях, но его ухо изображено на видном месте, чтобы показать, что он слушает Сократа. Платон задокументировал несколько диалогов Сократа, поскольку сам Сократ не оставил никаких письменных документов. Вы можете увидеть свиток и горшок с чернилами у ног Платона, чтобы указать, что он задокументирует последнюю речь Сократа. Справа от Сократа сидит Критон, хороший друг Сократа, который держит руку на ноге. Критон сидит на скамейке с надписью символа Афинского государства. Жена Сократа, Ксантиппа, находится на левом фоне в красном одеянии. Она машет нам рукой, уходя.
Предыстория: Эта картина во многом основана на диалоге Платона под названием «Федон», в котором он описывает смерть Сократа. В этом диалоге Сократ обсуждает жизнь после смерти за день до казни. Сократ обсуждает различные аргументы о том, почему душа бессмертна и что для души существует загробная жизнь.
За свои преступления Сократ мог выбирать между стаканом ядовитого болиголова и изгнанием. Учитывая его идеи о том, что его душа отправится в загробную жизнь, и оставаясь верным своим убеждениям, он решил выпить стакан болиголова.
Эту картину можно интерпретировать в политическом контексте. Братья Трюден де Монтиньи (которые заказали эту работу) были лидерами движения, которое призывало к более открытому публичному обсуждению политических вопросов и системе свободного рынка. Мотивом этой картины было изобразить Сократа как пример человека, готового умереть за свои идеалы. В 1787 году реформы французской политической системы были прекращены, и было много политических заключенных.
Что обсуждается в «Федоне»? Федон — четвертый и последний диалог Платона о смерти Сократа. В «Федоне» рассказывается история Сократа о том, почему он думает, что душа бессмертна и что для души есть жизнь после смерти человека. Федон также описывает смерть Сократа. Короче говоря, четыре аргумента Сократа таковы:
- Душа уже имеет некоторые знания при рождении.
- Душа невидима.
- Нефизические формы, такие как душа, вечны.
- Формы являются причиной всех вещей в этом мире и не могут умереть.
Вы можете ознакомиться с полным текстом Федона здесь .
Кто такой Сократ? Сократ — один из основоположников западной философии. Он был женат на Ксантиппе и имел трех сыновей. Сократ не записывал ни одной из своих идей на бумаге, но некоторые современники, такие как Платон, задокументировали идеи Сократа таким образом, что его идеи были сохранены для будущих поколений.
Одним из наиболее важных его вкладов в мир является так называемый метод Сократа. Чтобы решить проблему, Сократ задавал вам вопрос. Основываясь на вашем ответе, он задавал вам еще один вопрос, затем еще один вопрос и т. д. Он заставлял людей критически обдумывать свои ответы, вовлекая их в тему. Если некоторые из этих ответов приводили к противоречивым ответам, определенную гипотезу о проблеме можно было исключить и сформулировать лучшую. По сути, это тест на логику, который поможет группе людей определить свое мнение по определенной проблеме. Метод Сократа привел к используемому в настоящее время научному методу, который используют академики, в котором каждый начинает с гипотезы, которая может быть отвергнута или принята после исследования.
Кто такой Жак-Луи Давид? Жак-Луи Давид (1748-1825) родился в Париж . Он был неоклассическим художником и вместе с Антонио Канова является одним из главных представителей этого художественного стиля. Когда ему было от двадцати до тридцати, он провел довольно много лет в Риме , где его вдохновляли картины эпохи Возрождения и особенно работы Рафаэля .
Давид поддерживал Французскую революцию и Наполеона, и одна из его знаменитых картин — Коронация Наполеона которая находится в Лувре . После падения Наполеона он переехал в Брюссель, где оставался до самой смерти. Он любил создавать исторические картины, оставаясь при этом верным своему неоклассическому стилю. На этой картине можно, например, увидеть, как тело Сократа напоминает древнегреческую скульптуру. Один из его самых известных учеников — Эжен Делакруа .
Коронация Наполеона Жака-Луи Давида
Забавный факт: Есть несколько аспектов этой картины, которые Жак-Луи Давид изменились по сравнению с историческими отчетами о смерти Сократа.
- Сократу был около 71 года, когда он умер, но на этой картине Сократ имеет тело греческого бога средних лет.