В чем состоял монашеский обет история 6 класс: В чем состоял монашеский обет?

Разное

§ 11. Средневековая церковь и духовенство. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

§ 11. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник

Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.


Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.

Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.

Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.

Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.


Почему стал падать авторитет католической церкви?

Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.

Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.


Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Ересь – «отступление от истинной веры», учение, противоречащее вероучению господствующей церкви.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

«Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

    I. Объясните, что такое сословие.

    II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

    III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

    IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

    V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

    VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Духовенство

Духовенство
Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Глава 3 Церковь и духовенство

Глава 3
Церковь и духовенство
Император Юстиниан написал предисловие к сборнику юридических кодексов, изданных под названием «Шестая новелла». В нем он высказывал мнение о том, что «величайшими дарами, которые Господь в своей любви к человечеству послал людям, являются

Духовенство

Духовенство
Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Духовенство

Духовенство
Авроманские документы свидетельствуют, что, хотя Аршакиды и не стремились к строгому контролю над всеми иранскими областями, их положение правящей династии обеспечивало им преобладающее влияние. По сообщению Страбона (Страбон XI, 515), Аршакидские цари

§ 5. Приходское духовенство

§ 5. Приходское духовенство
В петровскую эпоху русское духовенство стало постепенно замыкаться в особое сословие, которое в законодательных актах именовалось обыкновенно «духовным чином». Сословность духовенства порождена была сословностью всего государственного и

Приходское духовенство

Приходское духовенство
После восстания Пугачева Екатерина II запретила подачу петиций крестьянами. В связи с тем, что чаще всего петиции составляли священники, указ способствовал сокращению их контактов с жителями деревни и возможности обсуждения политических и

Духовенство

Духовенство
Особливою опікою козацької влади користувалося т. зв. чорне, тойбто чернече духовенство. Зосереджуючи в манастирських мурах весь культурно-національний рух того часу, воно було щедро віноване маєтностями, так з гетьманських, як і з приватних фундацій.

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка
В своем анализе государства как политической надстройки Поршнев опирался на многочисленные работы историков, в которых, пусть даже в качестве побочных результатов, содержался богатый фактический материал по

Военное духовенство

Военное духовенство
Нестор (Николай Александрович Анисимов) (Вятка, 1885–1962), митрополит (1946). Иоанн Кронштадтский (СРН) благословил его на великий подвиг проповедника, 17 апреля 1907 года пострижен в монашество.1910 год, 14 сентября, открывает на Камчатке братство Всемилостивого

Духовенство и политика

Духовенство и политика
Как известно, в настоящее время употребляются самые отчаянные усилия, чтобы поднять все духовенство на выборах в IV Государственную думу и сорганизовать его в сплошную черносотенную силу.Крайне поучительно видеть, что вся русская буржуазия – и

6 класс. Всеобщая история. Термины.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Аббат — настоятель мужского католического монастыря, в церковной иерархии занимал место после епископа.

Аллах — единый и единственный Бог, создатель мира в мусульманской религии (исламе).

Алтарь — сооружение в восточной части христианского храма (или вся восточная часть храма, отделённая от остального помещения перегородкой), символизирующее жертвенник.

Арабески — европейское название сложного восточного средневекового орнамента из геометрических, каллиграфических и растительных элементов.

Архиепископ — сап или титул епископа.

Аутодафе — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).

Ацтеки — индейский народ, создатели государства в Центральной Мексике в ХIII—XVI веках.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Бедуины — кочевые арабы-скотоводы Передней Азии и Северной Африки.

Бургомистр — глава городского самоуправления (обычно в немецких городах, во французских он назывался мэр).

Бюргерство — полноправные жители средневекового города, платившие налоги и участвовавшие в городском ополчении.

Ваганты — студенты средневековых университетов, школяры, создатели оригинальных поэтических произведений.

Вассал — феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.

Викинги — участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII — середине XI века.

Витраж — орнамент или рисунок из цветного стекла, обычно помещавшийся в окнах храмов и дворцов.

Возрождение (иначе Ренессанс) — название эпохи в истории западноевропейской культуры, началось в Италии в XIV веке.

Гвельфы — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая папскую власть в её борьбе с германскими императорами за господство в Италии.

Генеральные штаты — орган сословно-представительной монархии во Франции, впервые созванный в 1302 году.

Геральдика — средневековое искусство составления и описания гербов.

Герб — отличительный родовой знак феодала.

Герцог — крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице; один из высших дворянских титулов.

Гибеллины — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая германских императоров в их борьбе с папством за господство в Италии.

Гильдия — объединение купцов одного города, созданное для защиты их интересов.

Городской совет — орган самоуправления средневекового города-коммуны, на заседании которого решались важнейшие вопросы внутренней жизни города и его внешней политики.

Госпитальеры (они же иоанниты) — члены одного из духовно-рыцарских орденов крестоносцев, старейшее монашеское объединение в Палестине.

Готика — архитектурный стиль, зародившийся в XII веке на севере Франции. Отличался применением стрельчатых арок и дуг, устремлённостью зданий вверх, обилием скульптур.

Граф — в раннем Средневековье — должностное лицо, представлявшее короля в округе (графстве), позже — один из высших дворянских титулов.

Гуманизм — новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека.

Гуситы — последователи учения Яна Гуса, участники массового общественного движения в Чехии в первой половине XV века за реформу католической церкви и улучшение жизни народа.

Десятина — десятая часть дохода, которую население должно было выплачивать в пользу церкви.

Доминиканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Домиником Гусманом; своей главной целью члены ордена считали борьбу с ересями.

Духовенство — общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.

Духовно-рыцарские ордены — военно-монашеские объединения западноевропейских рыцарей, созданные католической церковью в период Крестовых походов для защиты и расширения владений на Востоке.

Епископ — священнослужитель высокого ранга. Из епископов выбирали архиепископа.

Ересь — религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры».

Еретик — приверженец ереси.

Замок — укреплённое жилище феодала (сеньора), преимущественно из камня. Во время набегов неприятеля служил убежищем местному населению.

Император — титул монарха, главы огромного государства (империи).

Индульгенция — полное или частичное отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлось индульгенцией.

Инквизиция — общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.

Инки — индейское племя, создавшее обширную империю с центром в перуанских Андах.

Инкунабулы — печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания Гутенбергом до 1 января 1501 года.

Ислам — одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама — вера в единого бога Аллаха.

Кардинал — второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского; с XI века пап римских выбирает собрание кардиналов.

Католическая церковь — христианская церковь Западной Европы после разделения церквей в 1054 г., возглавляемая папой римским.

Кириллица — славянская азбука, созданная византийскими богословами и просветителями братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.

Книгопечатание — способ изготовления книг с помощью оттисков. В Европе распространился благодаря изобретениям Иоганна Гутенберга в середине XV века.

Коммуна — городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города (мэром, бургомистром, дожем).

Коран — главная священная книга мусульман, собрание божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду, обращений Аллаха к людям.

Кортесы — сословно-представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.

Крестовые походы — военные походы па Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096—1270 годах для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня.

Крестьяне — сельские жители, основным занятием которых являлась обработка земли. К началу IX века находились в поземельной или личной зависимости от владельцев земли. Принадлежали к третьему сословию.

Куртуазность — правила хорошего тона, светские манеры, ставшие основой рыцарского поведения в XII—XIII веках.

Курфюрсты — в Священной Римской империи — семь духовных и светских правителей (имперских князей), за которыми с XIII века было закреплено право избрания императора.

Майордомы — управляющие королевским домом во Франкском королевстве, с ссрсдипы VII века ставшие фактическими правителями государства.

Майя — индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Мастер — полноправный, самостоятельный ремесленник, владелец собственной мастерской, член цеха.

Медресе — мусульманское учебное заведение, в Средние века являвшееся духовным, культурным и научным центром.

Мечеть — мусульмапское богослужебное сооружение, часто с башнями-минаретами.

Миряне — название лиц, не имеющих духовного сана.

Монастырь — община монахов, живущих совместно и соблюдающих данные ими обеты, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих этой общине.

Мусульманин — приверженец ислама.

Надел крестьянский — часть пахотной земли в поместье феодала, выделяемой крестьянину, за пользование которой он нёс повинности в пользу феодала.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Норманны — «северные люди» (норвежцы, шведы, исландцы, датчане), которые с конца VIII до середины XI века нападали на государства Европы.

Обет — добровольное обязательство совершения какого-либо выдающегося поступка во славу веры, христианского подвига, какого-либо доброго дела.

Оброк — плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк, после возникновения городов с ростом мелкотоварного хозяйства сменился денежным.

Община крестьянская — объединение крестьян одной деревни в Средние века.

Оруженосец — вторая после пажа ступень воспитания рыцаря, примерно с 14—15 лет. Для дворян заканчивалась обрядом посвящения в рыцари в возрасте 18—20 лет. В отличие от дворян простолюдины, как правило, служили оруженосцами пожизненно.

Отлучение от церкви (иначе анафема) — форма церковного наказания, в результате которого член Церкви временно исключается из церковного общества.

Отцы церкви — название ранних христианских деятелей и писателей, которые в своих трудах, опираясь на Священное Писание, формировали догматы, обряды и традиции церкви.

Паж — первая ступень воспитания рыцаря, начинавшаяся с 7—10 лет обычно при дворе сеньора.

Нана римский — глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем Средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году — глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Парламент — собрание представителей разных сословий (феодалов, духовенства, горожан) в Англии, орган сословно-представительной монархии. Состоял из верхней палаты — палаты лордов и нижней — палаты общин.

Патриарх — титул главы некоторых православных церквей.

Повинности — обязанности зависимого крестьянина по отношению к владельцу земли. Выражались в форме работы в поместье сеньора (барщины) и различных форм оброка (плата продуктами, ремесленными изделиями или деньгами).

Подмастерье — средневековый ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший как наёмный рабочий у мастера цеха.

Поместье — хозяйство феодала, включающее землю, постройки, инвентарь.

Православная церковь — христианская церковь, сложившаяся в Средневековье преимущественно в Южной и Восточной Европе и на Руси и возглавляемая патриархами. После раскола 1056 года — вся восточно-христианская церковь.

Ратуша — здание городского совета в средневековых городах (коммунах), символ городской независимости.

Реконкиста — освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.

Ректор — глава средневекового университета, которого избирали магистры.

Романский стиль — стиль средневекового искусства X XII веков, использовавший элементы римского зодчества.

Рыцарь — тяжеловооружённый воин в средневековом войске, сражавшийся верхом на коне. Получал от своего сеньора феоды, за что был обязан нести в его войске военную службу. Относился ко второму сословию. Также средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Самурай — военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом бусидо.

Семь свободных искусств — система учебных предметов в средневековых школах и университетах. Разделялись на две группы: тривиум — словесные науки (латинская грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум — числовые предметы (знания о природе, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Сеньор — крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы покровитель вассала.

Сёгун — титул военных правителей Японии в 1192—1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Сословие — социальная группа, обладающая определёнными нравами и обязанностями, закреплёнными за пей обычаем или законом и передававшимися но наследству. Средневековое европейское общество делилось на три главных сословия — молящихся, воюющих, трудящихся.

Сословно-представительная

монархия — форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII—XIV веках в ходе объединения земель и централизации государств.

Старшина — выборный руководитель цеха, представлявший свою организацию в городском совете.

Схоластика — средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на незыблемый авторитет Священного Писания.

Табориты — одно из направлений среди последователей учения Яна Гуса, сторонники решительных действий и глубоких изменений в католической церкви и чешском обществе.

Тамплиеры — члены самого влиятельного духовно-рыцарского ордена, основанного французскими рыцарями в Иерусалиме во время Крестовых походов в начале XII века.

Тевтонцы — члены духовно-рыцарского ордена, возникшего во время Крестовых походов, в основном из немецкоговорящих рыцарей.

Трёхполье — способ обработки пашни, при котором иоле каждый год делится на три части: засеянная озимыми культурами, засеянная яровыми культурами и земля под паром (необрабатываемое в этот год поле).

Трубадуры — поэты рыцарской эпохи, воспевавшие идеалы куртуазной любви, воинские подвиги.

Турнир — военное состязание рыцарей в средневековой Европе, проводившееся для демонстрации боевых качеств рыцарей.

Университет — высшее учебное заведение Средневековья, возникшее из объединений преподавателей и студентов, отделившихся от церковных и монастырских школ.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности ремесленного цеха.

Ученик — работник в средневековом цехе, проходящий обучение ремеслу. В дальнейшем становился подмастерьем или мастером.

Факультет — объединение преподавателей одного предмета в средневековом университете.

Фарфор — материал для изготовления посуды, отличается от керамики звонкостью, белизной. Производство достигло высочайшего мастерства в Китае при династии Сун.

Феод — наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы (военной либо придворно-административной).

Феодал — владелец наследственного земельного владения — феода.

Францисканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Франциском Ассизским.

Фреска — техника монументальной живописи — росписи красками по свежей штукатурке.

Халиф — духовный глава мусульман и светский правитель арабского исламского государства (халифата).

Хиджра — переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года, ставшее началом мусульманского летосчисления.

Централизация — сосредоточение власти в одном центре, подчинение одному центру. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной центральной власти (короля, императора) ранее разрозненные земли.

Цех — объединение средневековых ремесленников одной профессии для защиты своих членов от конкуренции и создания равных условий труда.

Шедевр — образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать своё профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

Эмират — владение или государство в странах мусульманского Востока, возглавляемое эмиром мусульманским правителем, осуществлявшим государственную и духовную власть.

Южные славяне — болгары, сербы, македонцы, черногорцы, хорваты, находившиеся под влиянием Византии, принявшие христианство в его византийском варианте и кириллическую письменность.

Ярмарка — периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.

 

Урок 3 — Монастыри — История международной школы

Урок 3 — Почему христианство распространилось в раннем средневековье?

 Значение монастырей

Одной из причин столь эффективного распространения христианства в раннем средневековье была важная роль монастырей и живших в них монахов. Как вы можете видеть на карте напротив, христианство распространилось в крупные поселения через строительство церквей, которые мы видели в прошлый раз, но европейцы жили в сельской местности, и именно здесь монастыри стали важными. Но что это были за монастыри, полные монахов?

Монахи

Быть монахом не придумали христиане. Давно существовала традиция, согласно которой мужчины решили жить в одиночестве, чтобы лучше поклоняться своему богу, не отвлекаясь. Слово монашество происходит от древнегреческого и означает жить в одиночестве.

Первые монахи верили, что страдания приносят им пользу. Они отказываются от «роскоши» вроде мягких кроватей и удобной одежды. Они постились (остались без еды) в течение длительного времени и проводили ночь за ночью, молясь вместо сна. Некоторые впадали в крайности, бичевали себя или катались обнаженными среди терновника. Как вы думаете, почему они это сделали?

​Один из ранних христианских монахов святой Симеон Столпник поклонялся Богу с платформы на вершине высокой колонны. Негде было прилечь и не было защиты от палящего солнца. За едой и питьем Симеон спускал корзину на конце веревки. И все же он оставался там в течение тридцати трех лет. Святой Даниил, один из его последователей, позже побил его «рекорд» на три месяца.

Святой Бенедикт

Бенедикт был глубоко религиозным молодым человеком. Он был потрясен беззаконным и греховным поведением многих римлян. Поэтому он бросил учебу, покинул город и отправился на восток, в горы. Там, на горе Субиако, он нашел пещеру и жил в одиночестве отшельником. Бенедикту это казалось лучшим способом приблизиться к Богу и жить истинно христианской жизнью.

Вскоре религиозные мужи в Риме услышали о монахе в горах и отправились навестить его. Некоторые спрашивали, могут ли они остаться. Так Бенедикт организовал общину монахов, которые все согласились отказаться от мирских удовольствий и молиться Богу.

Через несколько лет Бенедикт покинул Субиако с небольшой группой своих ближайших последователей. Они отправились на юг, на вершину холма, возвышающегося над деревней Монте-Кассино, и там около 525 года Бенедикт основал свой первый и самый известный монастырь. Он жил в Монте-Кассино до своей смерти в 543 году. Некоторое время он потратил на написание Устава, по которому должны жить монахи. Это «Правило бенедиктинцев», которое на самом деле представляет собой большое количество правил, до сих пор соблюдается монахами во многих странах. (напротив Монте-Кассино сегодня)

​Бенедиктинское «Правило»

Святой Бенедикт представлял монастырь местом, куда обычные люди хотели бы приходить и вести христианскую жизнь, молясь и работая вместе. Он приказал, чтобы одежда монахов, хотя и простая, была теплой и удобной. Они должны были хорошо спать по восемь часов и два раза в день принимать простую, но питательную пищу. Тем не менее, жизнь в бенедиктинском монастыре была далеко не легкой. Аббат, избранный монахами или братьями для управления общиной, должен был подчиняться всегда, без малейшего вопроса или промедления. Через регулярное послушание монах всегда будет смирен и никогда не будет высокого мнения о себе.

​Вход с личными вещами запрещен. Даже одежда монаха была собственностью монастыря. Монах не мог получить письмо от родителей без согласия настоятеля. Вдобавок к этому были строгие правила о тишине. Монахам редко разрешалось разговаривать друг с другом. И, конечно же, запрещались любые отношения с женщинами. Только истинно преданный христианин сможет соблюдать такие трудные правила. Поэтому Бенедикт распорядился, чтобы у каждого новоприбывшего или новичка был год «испытательного срока», прежде чем он должен был дать свои торжественные обещания повиноваться Правилу. Но раз он дал обещание, то ожидалось, что он останется в монастыре на всю жизнь. Он не мог выйти за стены без разрешения настоятеля. Праздность – враг души. Таким образом, каждый день, кроме воскресенья, около семи часов уходило на обычную работу, такую ​​как сельское хозяйство, приготовление пищи, уборка, уход за больными, написание и переписывание книг или обучение мальчиков и младших монахов.

В раннем Средневековье мальчиков иногда отдавали в монастыри в юном возрасте в знак семейной веры. Монахов-стажеров называли послушниками. Они помогали другим монахам, пели в хоре и учились, их учили читать и писать старшие монахи. Они будут находиться под присмотром Мастера Новичков не менее года. Мастер должен был проверить пригодность послушников к монашеской жизни. Принятие обетов означало бы, что они поклялись жить в бедности, послушании и смирении, включая целомудрие и приверженность монашеской жизни. Они не могли покинуть монастырь без разрешения настоятеля. Когда они принимали обеты, монахам давали постриг — их волосы остригли и брили, оставляя только круг, чтобы представить терновый венец Христа.

Монашеские обеты — Abbey Vocations

Что такое обеты/почему вы даете обеты?

Клятва — это торжественное обещание и обязательство, данное вам или другому лицу. Монахи дают обеты как знак и принятие серьезного характера принадлежности к сообществу, преданному друг другу и Христу.

Рассмотрим более знакомую традицию принятия брачных обетов, которые в принципе аналогичны монашеским обетам. Перед вступлением в брак в католической церкви пара должна обратиться за советом к местному приходскому священнику или директору формации и серьезно рассмотреть брак как призвание в более широком контексте религиозной общины. Подтвердив этот призыв, пара клянется сохранить это обязательство. Это означает вступить в сообщество, полагаться на поддержку сообщества в трудные времена и служить сообществу через стабильность преданных отношений. Принятие католической клятвы не является чем-то личным и изолированным, это означает вхождение в Традицию, силу и приверженность, разделяемые теми, кто находится в католической вере 2000 года. Монашеские обеты разделяют эту Традицию. Давать клятвы в сообществе означает посвятить себя этому сообществу, сохранить его, укрепить его и ожидать получить те же самые качества взамен. Подобно брачному обету, различение призвания к монашеству не является исключительной обязанностью человека. Община также различает потенциальных кандидатов в монашескую жизнь.

  

Какие обеты дают монахи-бенедиктинцы?

Бенедиктинцы дают три обета: послушание, непоколебимость и переход на монашеский образ жизни.

ПОСЛУШАНИЕ:  Хотя это слово может быть трудным в современной культуре, важно знать, что оно представляет в сегодняшнем монашестве и в аббатстве Святого Иоанна. Короче говоря, послушание, безусловно, означает открыто слушать Священное Писание и Правило Бенедикта, но также и аббата (избранного настоятеля монастыря), а также всех монахов, включая младших (Дух часто говорит через младших. ) Теперь слушать не обязательно означает слепо следовать, но уделять полное внимание тому, что говорится. Часто вещи, с которыми мы больше всего не согласны, — это именно то, к чему нам нужно прислушаться и, возможно, действовать. Послушание также означает делать все возможное каждый день; в молитве, работе и отдыхе с моими братьями-монахами. Послушание означает принятие того, о чем меня просит начальник, ибо часто он может видеть во мне талант, которого я сам не замечаю. Если и в самом деле задача становится слишком сложной, я могу попросить меня извиниться. Однако если он увидит, что тяжесть ноши слишком велика для его сил, то он должен выбрать подходящий момент и терпеливо объяснить своему начальнику причины, по которым он не может выполнить задание ».  -RB 68:2

  СТАБИЛЬНОСТЬ: Хотя бенедиктинские монастыри были основаны по всему миру, каждый бенедиктинский монах дает обеты определенной общине в определенном месте Здесь, в Сент-Джонс, монашеская община существует уже более 150 лет в центральной части Миннесота. Стабильность означает, что он всегда будет оставаться здесь или прекратит свое существование, но никогда не переместится (на протяжении 1500-летней истории бенедиктинцев существуют крайние исключения из этого правила). монашеская община, земля Святого Иоанна, прошлое и будущее общины Святого Иоанна Стабильность пересекается с послушанием в том, что монах ищет стабильности Священного Писания. e и Правило святого Бенедикта.

ОБРАЩЕНИЕ В МОНАСТЫРСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: Третий обет, который дают бенедиктинцы,  conversatio morum   или обращение через монашеский образ жизни, включает в себя множество вещей, в том числе: жить просто, жить безбрачной целомудренной жизнью и просто жить расписание ежедневных молитв, трапезы с общиной, священного чтения и постоянного преодоления взлетов и падений жизни в общине. Это повседневная жизнь, которая медленно, день за днем, надеюсь, превращает молодого послушника через шестьдесят-восемьдесят лет в святого монаха. Разница от одного дня к другому не заметна, и со временем она может быть параллельна медленному капанию воды, которая в конечном итоге пробивает дыру в твердом камне. Тем не менее, изменение действительно происходит, и ежедневное возобновление этого обещания посвятить свою жизнь работе этого преобразования — вот в чем заключается этот обет.

 

В чем разница между простыми и торжественными клятвами?

После года и дня тестирования в качестве послушника монах может подать заявку на первые обеты. Простые / первые обеты младшего носят временный характер, и минимум через три года монах может подать заявление о принятии торжественных обетов. Торжественные обеты представляют собой пожизненное обязательство перед монашеской жизнью и общиной, данное настоятелю и подписанное на церковном алтаре.

Стать послушником — это обязательство перед монашеской жизнью и общиной, однако у него есть вывод. Новициат завершается через год и один день, и если вы не подали заявление и не были приняты в юниор, вы больше не будете оставаться новичком; вы покинете монастырь без каких-либо дальнейших обязательств перед аббатством или от него. Подать заявление и быть принятым в младшие классы — это еще одна приверженность и проницательность в монашеской жизни. Обычно младшие монахи, длящиеся обычно не более шести лет, в некоторых отношениях почти неотличимы от торжественно именуемых монахами, присоединяясь к совместной молитве, отдыху и стремлению к полной занятости и ответственности, короче говоря, к полному участию в монашеской жизни (за исключением избирательных прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts