В честь чего был построен собор василия блаженного: Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Разное

Храм Василия Блаженного: интересные факты

Публикации раздела Архитектура

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.net

Храм-памятник

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

Читайте также:

  • Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
  • От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России
  • «Начинается земля, как известно, от Кремля»

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d’Ar

Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Автор: Лидия Утёмова

Теги:

Памятники архитектурыХрамыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура

Ещё

Собор Василия Блаженного — символ Москвы и всей России

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Москва
  4. Собор Василия Блаженного


Одним из самых узнаваемых в мире архитектурных шедевров России является Покровский собор, более известный как Собор Василия Блаженного. Заслуживший международное признание уникальной красоты православный храм расположен в историческом центре Москвы. Неповторимость памятника архитектуры заставляет восхищаться всех гостей столицы, а москвичи искренне гордятся тем, что они сопричастны с мировым шедевром.


Сам Собор Василия Блаженного был построен в 1565—1561 гг. по велению царя Ивана Грозного. Царь всея Руси дал обет, что построит церковь в случае взятии Казанского ханства. В народе собор именовался Покрова на Рву, так как был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля.


Постник и Барма были русскими зодчими, построившими собор Василия Блаженного. Об этом стало известно лишь в 1895 году, когда нашлись записи в историческом рукописном сборнике XVII века. Согласно легенде, Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они больше не смогли построить храм, равный по красоте Покровскому собору.




Позднее в одном из пределов храма был погребен самый почитаемый юродивый на Руси — Василий Блаженный. Легенда гласит, что он собирал деньги на будущий Покровский храм, и на Красной площади бросал монеты через правое плечо — и никто, даже воры, не смели трогать эти деньги. А в августе 1552 года перед смертью, он отдал собранные деньги Ивану Грозному, который и повелел возвести на этом месте храм.


Собор Василия Блаженного — это симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый — самый высокий храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. А центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.




По одной из легенд Наполеон хотел перенести это чудо архитектуры в Париж, но техника того времени была неспособна справиться с этой задачей, и тогда французский император перед отступлением приказал своей армии взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи тщетно пытались загасить зажженные фитили, но вмешалось провидение, и внезапно хлынул проливной дождь, который помог остановить взрыв.


В середине 20-х годов XX века собор Василия Блаженного получил статус музея, и с 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея. В храме-музее представлено 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописи. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись, и церковная утварь, стены собора оформлены фресками. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века (литургический сосуд для освящения вина), принадлежавший царю Алексею Михайловичу. Здесь собрана интересная коллекция колоколов, отлитых в России, Беларуси, Голландии, Франции и Германии, а также различное оружие времен Ивана Грозного.


Покровский собор включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Богородицы на Рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает путешественников, приезжающих в Москву. Некоторым это показалось странным; его необычная красота приводила в восторг окружающих.

Церковь окутана легендами и мифами. Говорят, что жестокий русский царь ослепил зодчего, чтобы тот не построил для кого-либо еще более великолепное здание. Легенда гласит, что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может перенести его в Париж.

Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор до сих пор возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.

Когда был построен собор Василия Блаженного?

Собор был построен по заказу Ивана Грозного в память о взятии Казанского ханства. Он был построен в период с 1555 по 1561 год.

Собор Василия Блаженного представляет собой группу зданий — центральный храм, окруженный девятью вспомогательными церквями, восемь из которых посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньший храм посвящен Василию Блаженному. Этот знаменитый московский святой был похоронен на территории, и его имя впоследствии стало названием собора.

Строительство храма Василия Блаженного

Кто построил собор Василия Блаженного?

Согласно летописям того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Другая версия предполагает, что Яковлев и Барма были одним человеком. Многие серьезные российские историки считают, что архитекторы не ослепли и поехали строить больше церквей в России.

Третья версия гласит, что храм возводился под руководством зодчего из Западной Европы. Необычная композиция собора Василия Блаженного и сочетание русских и западноевропейских элементов декора свидетельствуют об отчетливом влиянии из-за рубежа. Последняя версия, однако, не имеет подтверждения в летописях.

Собор Василия Блаженного на Красной площади остается самым необычным храмом России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.

Архитектура собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – один из самых необычных храмов России. Французский аристократ XIX века, маркиз де Кюстин, сравнил собор с «чешуей золотой рыбы, эмалированной кожей змеи, меняющимися оттенками ящерицы, глянцевой розой и лазурью голубиной шеи». Он задавался вопросом, работают ли «мужчины, которые ходят поклоняться Богу в этой коробке с кондитерскими изделиями». мог быть христианином.

Собор Василия Блаженного в начале 19 века

Высота собора Василия Блаженного составляет 65 метров. Долгое время, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Девять самостоятельных храмов построены на едином фундаменте — и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов. Здание лишено ярко выраженного фасада. С какой стороны ни подойдешь к собору — кажется, что он главный.

Собор построен из кирпича. В 16 веке этот материал был относительно новым: раньше традиционным материалом для церквей был известняк.

Какой бы сложной ни казалась структура храма, она очень логична. Центром композиции является главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой расположены восемь других столпно-купольных церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду.

План храма Василия Блаженного

Восьмиконечная звезда в христианской символике несет в себе глубокий смысл – она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Тайна цвета

Церковь в 16 веке выглядела иначе, чем сегодня. Яркий многоцветный узор на его куполах появился лишь в XVII – начале XVIII века. Первоначально собор был окрашен в основном в красный и белый цвета.

Многие искусствоведы считают, что Собор Василия Блаженного был построен как наглядное изображение Небесного Иерусалима. Он должен был символизировать одновременно и город, и рай в центре Москвы.

Как изобразить Небесный город? Должен ли он напоминать Иерусалим? Должно ли оно быть похоже на Кремль? Эпохи меняли вместе с ними представления людей о том, как должен выглядеть рай. Свой яркий современный цвет церковь приобрела более чем через 100 лет после постройки. Яркий узор куполов церкви делает ее похожей на цветущий райский сад.

Собор Василия Блаженного внутри

Собор не очень просторный, но внутри уютный и атмосферный. Вы можете пройти по лабиринту темных галерей от одной часовни к другой, погрузившись в средневековое прошлое здания.
В наши дни церковь является музеем. Каковы основные причины зайти внутрь?

  • Найдите раку Василия Блаженного и узнайте историю русских юродивых.
  • Сфотографируйте интерьер церкви. В большинстве российских церквей фотосъемка запрещена.
  • Найдите тайники в стенах, где в прошлом хранились сокровища
  • Узнайте секреты русской церковной акустики
  • Настоящей жемчужиной вашего визита станет церковный мужской хор, поющий в одной из часовен.

Интерьер храма Василия Блаженного

Посещение собора

Адрес: Москва, Красная площадь, ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

Время работы:
Церковь открыта ежедневно. Последний вход: за 45 минут до закрытия
Июнь – август: 10:00 – 18:00.
Сентябрь, октябрь, май: с 11:00 до 18:00.
Ноябрь – апрель: 11:00 – 17:00.

Пожалуйста, обратите внимание, что церковь не оборудована для детских колясок. Чтобы попасть на второй этаж, посетителям приходится подниматься по очень крутой лестнице.

Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного — Русистика

Луковичные купола и шпили собора Василия Блаженного возвышаются над Красной площадью в Москве и пленяют наше коллективное воображение о России совершенно не поддающимся определению образом, возможно, « красочная игрушка, покоящаяся на ладони этого булыжного поля» или величественная икона величия и власти. Собор Василия Блаженного, более официально известный как Собор Покрова на Рву, безусловно, представляет собой удивительное зрелище и, как таковое, предлагает широкий спектр символических интерпретаций, уходящих корнями в столь же двусмысленные фольклорные сказки о происхождении. Собор узнаваем по «девяти разноцветным луковичным куполам» разных размеров и расстояний друг от друга, а также по «позолоченному чесночному куполу, венчающему высокий центральный шпиль». Несмотря на неравномерное расположение куполов в горизонтальной перспективе, собор сверху абсолютно симметричен. Собор представляет собой также фактически девять отдельных часовен разных стилей и названий, в одном из которых находится гробница святого Василия (Василия) Блаженного, «юродивого» или юродивого во Христе, от которого и происходит народное название сооружения. В соответствии со строго иерархическим характером времени, в которое он был построен, внутренние помещения собора невелики и могли вместить только самую элиту. Неясно, откуда взялось вдохновение для создания странных луковичных куполов, поскольку собор предшествует аналогичным куполам империи Великих Моголов. Собор Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) в ознаменование взятия татарской крепости Казань в 1552 году. Архитекторами собора могли быть Барма и Постник Яковлевы, но реальность их личности оспаривается ученых — это мог быть один архитектор или другое лицо, чье имя представляет собой комбинацию этих двух. Легенда гласит, что зодчие были ослеплены Иваном Грозным после завершения строительства собора, чтобы они не смогли воспроизвести такое красивое сооружение.

Культурная ассоциация и коннотация храма Василия Блаженного в русской культуре — это общее понятие силы, солидарности и преемственности, но к кому именно эти понятия применимы или кого они включают — вопросы, на которые нет однозначных ответов и незамысловатых интерпретаций. Запись о Казанской битве, событии, которое якобы ускорило строительство собора, затемнена фольклорностью, в которой Иван Грозный, солдаты и даже татары драматизированы и преувеличены. По словам Андрея Юрганова, «взятие Казани стало символом растущей мощи Москвы, победы над «неверными» и утверждения праведности Ивана IV». Как указывает «Покров» в первоначальном названии собора, Иван искал подтверждения у высших сил для легитимности своего правления, присваивая «божественное право» концепции монархии для защиты и защиты своего положения. Собор появился как публичное объявление этих символических намерений и должен был вселить в россиян национальную гордость как олицетворение победы и силы. Однако, как отмечает Юрганов, собор в народе ассоциируется скорее с памятью о «юродивом» святом Василии, чем с эпической, сказочной битвой под Казанью. Св. Василий был известен многими святыми предсказаниями и деяниями, но особенно уважаемым критиком жестоких обычаев Ивана IV. Возможно, тогда русские считают более уместным почитать собор как мавзолей популярного, святого критика, чем как памятник победы жестокого монарха. Интересно, что через сотни лет после постройки собор был спасен от разрушения самопожертвованием Константина Барановского, архитектора, которому было поручено подготовить собор к сносу и который, по некоторым преданиям, защищал строение от Сталина. «забаррикадировавшись в церкви с автоматом». Сталин пытался очистить Советский Союз от остатков империализма. Опять же, героизация Барановского указывает на то, что Собор ассоциируется не с властью и преемственностью государственной или политической системы, а с решимостью русского народа найти солидарность в культурных представлениях, переживающих такие непостоянные, подчас гнетущие институты.

Вопреки распространенному толкованию, стремление увековечить символические достижения государственных структур не исчезло, когда Россия стала светским Советским Союзом. Когда нельзя было призвать божественную власть для обожествления достижений и личности правителя, такое обожествление искали через величие и авторитет современности, технологических и архитектурных достижений. Дворец Советов должен был стать таким памятником в традициях храма Василия Блаженного, символом достижений и власти. Журнал Time объявил 19 марта34, что это сооружение было «самым последним и величайшим памятником России», который станет «самым большим и самым высоким зданием в мире». Дворец явился заменой памятникам старины, построенным на месте другого монументального храма — Храма Христа Спасителя, который был взорван, чтобы освободить место для новой постройки. Как объясняет Уильям МакДоно, «собор — это воплощение наших желаний и намерений». Именно как проявление человеческого желания поклоняться и потребности или цели в присвоении богоподобного авторитета соборы и собороподобные сооружения выполняют эту двойную роль. Действительно, будь то собор или памятник юродивому и царю или коммунистической администрации, он предназначен для публичного поклонения лицам, событиям и достижениям, которые он символизирует.

Портрет Ивана Грозного перед собором Василия Блаженного указывает на образы, которые он хотел бы создать для сооружения, с самим собой в качестве основного центра обожествления. Портрет Царь Иоанн Васильевич Грозный работы Александра Васильевича Висковатова был создан в 1800-х годах, спустя много времени после фактического правления царя Ивана IV, но отмечает высокий статус его памятника и последующую личную монументализацию, присвоенную ему. Он изображен в своем коронационном облачении, великолепии и величии монархии, в виде крупного властного патриарха, занимающего весь передний план портрета. За ним, залитая небесными лучами, Москва с возвышающимися луковичными шпилями храма Василия Блаженного, место его коронации и постоянный памятник его подвигам и праведности.

 

– Кэролин Макбрайд, ноябрь 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts