В каком году христианство появилось на руси: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения
Содержание
Начало христианства на Руси
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из эфира Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
«Поверх барьеров». Начало христианства на Руси. Впервые в эфире 6 января 1997.
Иван Толстой: К православному Рождеству мы подготовили повторение цикла передач академика Александра Михайловича Панченко «Русская религиозность», который звучал на наших волнах на протяжении 1996 года. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую и вторую передачи, посвященные началу христианства на Руси и выбору князем Владимиром веры. Они сопровождаются древнерусскими распевами и песнопениями в исполнении петербургского хора «Россика», художественный руководитель Валентина Копылова.
(Музыка)
Иван Толстой: Слушайте первое выступление академика Александра Михайловича Панченко из цикла «Русская религиозность».
Александр Панченко: История русской религиозности вовсе не отвлеченная, не академическая и даже не только духовная и не только просветительская тема. Нынешняя Россия, переживающая очередную Смуту после многих десятилетий псевдоатеистического спокойствия, снова взыскует Града небесного, снова ищет Бога. Вспомним ту стародавнюю классическую Смуту, когда престол окровавленной России захватил расстрига Гришка Отрепьев, первый из множества тогдашних самозванцев. В литературе того времени на первом плане тогда оказываются малые жанры, жанры плача и видения. Людям являлись Христос, Богоматерь, святые угодники и нечто прорицали, и люди об этом писали и рассказывали. Ходили слухи и толки о конце света, и все оттого, что тяжко приходилось русской душе. Вспомним и первые революционные десятилетия нашего века. Теперь много говорят и пишут о нашей религиозной философии, забывая, что она прямым образом связана с духовной трагедией нации. Когда жизнь страшна и нестерпима, человек бежит от нее, необязательно в другие страны. Эмиграции, так сказать, телесной всегда сопутствует эмиграция духовная. Так было всегда, так обстоит дело и теперь.
Людям являлись Христос, Богоматерь, святые угодники и нечто прорицали, и люди об этом писали и рассказывали. Ходили слухи и толки о конце света, и все оттого, что тяжко приходилось русской душе
Многие, очень многие ищут прибежища в чем-то потустороннем. Нормально, когда эти поиски оканчиваются в высоких религиях, для российских просторов традиционных — православии и христианском инославии, мусульманстве, иудаизме или буддизме. Порука их почтенности — их древность. Коль скоро они существуют тысячелетия, значит, в них есть добро, есть правда. Опасны душевные судороги, приводящие людей в жизнеотрицающие секты, побуждающие верить в каких-то пришельцев из космоса. Для такой псевдоцивилизационной мимикрии выдумана научная аббревиатура НЛО — неопознанные летающие объекты. Верить во всякую ерунду. Религиозное безобразие, в лучшем случае религиозная растерянность, в которой пребывает ныне значительная часть российского народонаселения — симптом религиозного бескультурья. Всякая церковь, всякая конфессия не только догматы и обряды — это обиход, традиция, культура. Узнать, понять, усвоить — значит обрести душевное спокойствие или, выражаясь по-старинному, духовное веселье, значит жить улыбаясь. Знание лечит, а сейчас нам всем необходимо исцеление. Поэтому в обращении к истории русской религиозности есть не умозрительный, а практический, насущный смысл. Перенесемся на тысячу лет назад во времена князя Владимира Святославича. О том, как восприняла Русь введение христианства в 988 году толкуют по-разному. Многие историки, и необязательно атеистические фундаменталисты, необязательно неоязычники настаивают на драме и даже на трагедии, на том, что решение князя Владимира ввергло большинство населения в пессимизм.
Златник (золотая монета) князя Владимира
В доказательство приводят тот фрагмент «Повести временных лет», согласно которому новую веру вводили принудительно, и Владимир, побуждая киевлян креститься, прибег к угрозе: не явившиеся на реку объявлялись личными врагами князя. Поскольку христианство — книжная религия, то понадобились отроки на ученье книжное, своего рода семинаристы. Князь Владимир употребил силу: он набирал будущих причетников из семейств «нарочито чадий», как тогда именовалась социальная элита. Цитирую «Повесть временных лет»: «Матери же сих чад плакали по ним, ибо еще не утвердились в вере, как по мертвым». Деяния князя Владимира сопоставляются иногда с деяниями царя Петра Первого, также вводившего насильственное европейское обучение. Пушкин, основываясь на фамильном предании, писал: «Жены молодых людей, отправленных за море, надели траур: синие платья». Синее в данном случае — синоним черного. В качестве доказательства привлекается и археологический материал, будто бы подтверждающий позднее всегда считавшееся баснословным известие Иоакимовской летописи о вооруженном сопротивлении крещению жителей Софийской стороны Новгорода. Они расправились с прихожанами Спасского храма, якобы, расправились, которые до 988 или 989 годов мирно уживались с языческим большинством. Известный наш археолог академик Янин, локализовав церковь Спаса в Новгороде на Разваже улице, произвел здесь широкие раскопки и обнаружил «следы пожара 989 года, уничтожившего всю застройку». Все это так, да не так, все это чрезвычайно сомнительно. Матери всегда оплакивают разлуку с детьми. Мы знаем, что никаких общественных потрясений отправка дворянских недорослей в Европу не вызвала. По аналогии можно допустить, что в исходе Х века все обошлось более или менее спокойно. Что до увязки позднелетописного богословия и новгородского пожарища, ее надлежит счесть излишне смелой, поскольку археологическая датировка с точностью до года невероятна, и вообще, и в данной ситуации. Невероятно так же и крещение новгородцев «мечом и огнем», как читается в Иоакимовской летописи, — у князя Владимира и его сподвижников для этого не было никаких возможностей. Ошибочно представлять себе киевского князя самодержцем вроде Петра Великого. Князь очень зависел от народного собрания, от Веча, и народ был вооружен, и народное ополчение по силе превосходило дружину, и это прекрасно показано в работах профессора Троянова. Противоположная точка зрения миссионерская. Согласно этой точке зрения крещение вызвало всеобщий энтузиазм и умиление, как на известном полотне Виктора Михайловича Васнецова: все стоят в воде, благочестиво сложив руки, возведя очи горе, то есть к небу, и вокруг голов нимбы. Гораздо вернее полагать, что Русь отнеслась к акту Владимира с большим спокойствием, частью с любопытством, частью равнодушно, поскольку этот акт не затронул большинства. Вся сумма доступных нам исторических свидетельств подтверждает, что именно так было на самом деле.
Николай Бодаревский «Святой князь Владимир». Оригинал для мозаики иконостаса храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Русский музей
(Музыка)
У новообращенных народов (имею в виду у обращенных в христианство) можно считать правилом то, что я бы назвал феноменом императора Юлиана Отступника. Некий государь, будь то император, король, князь, становится первым христианином, его преемник пытается реабилитировать и восстановить язычество. Читайте роман Мережковского «Юлиан Отступник». Так было в Болгарии, так было в Польше, так было в Чехии, — вспомним святого Вацлава и его убийцу брата Болеслава, — так было и в Швеции XI века после падения династии Инглингов. Я называю эти страны, потому что они соседи Руси и связаны с княжеским домом родственными отношениями. Но Русь являет собою исключение из этого правила, она не последовала примеру соседей. Вот умирает креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, ему наследует Святополк Окаянный, все его называют окаянным, во всех памятниках он изображен злодеем, никто доброго слова о нем не сказал, он убийца Бориса и Глеба, первых русских канонизированных или, как у нас теперь принято в церкви говорить, канонизованных святых, но все памятники, резко враждебные убийце, не обвинили его в том, что он хотел вернуть язычество. А казалось бы, это так просто, тем более, что на отрицательного персонажа возводят клевету. Дело даже не в том, что для этого не было ни малейших оснований, а дело в том, что это никому не пришло в голову. Значит для крещения Руси была характерна пониженная драматичность, если выразиться фигурально. Задумаемся о ее причинах. Главная из них, по-видимому, коренится в особенностях русского язычества. Мы знаем о нем очень мало, и это неслучайно, не потому что источников мало, а потому что язычество такое. Существующие материалы представляют его весьма аморфным, нестойким, пластичным. У восточных славян не было, кажется, сколько-нибудь постоянного языческого пантеона, сколько-нибудь законченной мифологии в сравнении не только с античной Грецией, античным Римом, но даже с германскими мифами.
Развитое язычество сопровождает развитую цивилизацию, наше же верование — это скромное верование крестьян, живших небольшими деревнями на обширных лесных, лесостепных пространствах Восточноевропейской равнины. Но восточнославянское язычество очень симпатично своей терпимостью
Развитое язычество сопровождает развитую цивилизацию, наше же верование — это скромное верование крестьян, живших небольшими деревнями на обширных лесных, лесостепных пространствах Восточноевропейской равнины. Но восточнославянское язычество очень симпатично своей терпимостью, оно не мешало распространению христианства в Киеве. Из приведенных в «Повести временных лет» договоров с греками видно, что князь Игорь относился к нему сочувственно, часть его дружинников клялась Перуном, а часть церковью святого Илии. Это сочувствие христианству объясняет, почему вдова Игоря княгиня Ольга приняла святое крещение. По летописи это произошло в Царьграде, где Ольга действительно побывала, только не в 955 году, как указывает «Повесть временных лет», а в 957-м, когда ее принимали первый раз 9 сентября императрица Елена и император Константин Багрянородный, описавший эти встречи в сочинении «О церемониях византийского двора». Не исключено, что Ольга прибыла в Византию уже христианкой, впрочем, это дело второстепенное. Ольга — первая христианка в княжеском доме, она святая и равноапостольная. Мы даже не знаем, когда она была канонизована и была ли канонизована вообще, ведь апостолы обошлись без соборной канонизации, они заведомые святые, и Ольга заведомо святая. Вот древнерусский рубежа XVI и XVII веков тропарь княгине Ольге, во святом крещении Елене, в исполнении петербургского хора «Россика».
Николай Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901
(Музыка)
А теперь четыре ирмоса, канона святой Ольге, ее память празднуется 11 июля старого стиля. «Величие наше и похвала. Яко голубица целомудренная. Ревность Святаго Духа. Дух Божий почи на тебе».
(Музыка)
Так мы чтим Ольгу. На самое любопытное, что она осталась Ольгой, а не святой Еленой, хотя так бы нужно. Но об именослове я скажу когда-нибудь в другой раз. После Ольги и после Игоря наши дела пошли иначе. Игорю наследовал Святослав, суровый и даже жестокий воин, который полагал, что можно прожить без Иисуса Христа.
(Музыка)
2 ЧАСТЬ
Иван Толстой: Мы продолжаем цикл академика Александра Михайловича Панченко «Русская религиозность». Передача вторая «Выбор веры».
(Музыка)
Поскольку языческая реформа Владимира, эта попытка ввести моноверу и монокультуру, натолкнулась на естественное и, по-видимому, очень решительное сопротивление и киевлян, и новгородцев, и вообще того этноса, который называется домонгольским, то есть восточных славян, русичей, как угодно их называйте, то ему предстояло сменить эту систему. И здесь перед Владимиром встала проблема выбора веры. Но уже, естественно, не смена язычества язычеством, а выбора какой-то высокой религии, высокой конфессии. Какие известны высокие религии? Это три — иудаизм, мусульманство и христианство в различном изводе. Самые главные изводы для 986 года — это восточное христианство и западное христианство. Существуют обрядовые различия, еще нет церковной схизмы, то есть официального раскола, еще нет раскола на православие и католичество — это наступит только в 1054 году, но это уже разные конфессии, хотя и Троица, и Иисус Христос, они одинаковы, они свои и для Запада, и для Востока, и для Рима, и для Византии. Итак, летопись как раз и повествует о выборе между этими четырьмя конфессиями. Начинается с иудаизма, будто бы приходят разные философы, то есть учителя веры, и рассказывают о своей вере. Сначала это раввины. Реально ли, что Владимир задумался об иудаизме? Вполне реально, потому что рядом хазаре, еще недавно существовавшие, и поляне, то есть будущие насельники Киева, были данниками хазар, а Хазария после иудейской войны, описанной Иосифом Флавием, после восстания Симона Бар-Кохбы, была единственной европейской страной, где официальной религией был иудаизм. И вот получается такое правопреемство. Владимира в некоторых памятниках, очень ранних, называют каганом, «наш каган Владимир». А каган был хазарский, естественно. Значит, закономерен вопрос и о религиозном правопреемстве. Но Владимир поступает как истый язычник, он спрашивает у этих иудейских, хазарских философов: а где ваша земля? Они говорят, что Господь нас наказал, рассеял нас по земле, своей страны у нас нет. Какой же у вас Господь слабый, выходит, значит, мы не будем вашу веру принимать. Потом приходят магометане — это тоже вполне реальная ситуация. Рядом, где Казань теперь, Волжская Булгария, а волжские булгары стали магометанами, официально приняли мусульманство примерно за полвека до того, как Владимир с ними, якобы, беседовал. И здесь довольно сложный вопрос, почему они нам не подошли, почему их вера нам не подошла. Эта знаменитая фраза «веселье Руси пити есть», даже в одном летописном списке она с рифмой, как мы потом ее любим повторять, точнее говоря, наши писатели любят повторять: «Веселье Руси есть пити, не можем без того быти», или «жити», как хотите — это все равно. Так вот, это все знают, повторяют в застольных особенно беседах, когда питие происходит, что Русь уже тогда пила. На самом деле, конечно, это все не так, Русь пила, но не так пила, как потом. Ибо водки, например, не было, вообще крепких напитков. Что пили? Пиво прежде всего, миром варили, миром и пили. Это был такой религиозный обряд, связанный, кстати, потом с православной церковью. Пили брагу, но не ту отвратительную брагу, из которой теперь гонят самогонку, а брагу малиновую, вишневую, которая «сусляна и пьяна». Это питие, эти пиры, они назывались по-старинному «братчины» или «братовщины». В сущности, слово «братина» сохранилось в сосуде — это еще до сих пор на русском Севере употребляется, скажем, в архангельских пределах, откуда Ломоносов, братина — это такой ковш очень красивый металлический.
Братина 17 века
Название нам напоминает о том, что это были общинные пиры. Та пресловутая русская соборность, о которой столько говорят, не зная, к сожалению, дела, я бы предпочел название «общинность», свойственная деревенской культуре, она в этом слове вся и проявляется. Потому что варили по престольным праздникам в христианские времена, по каким-то паямтным событиям. Скажем, было моровое поветрие, какая-то нахожая повальная болезнь, и вот наконец избавились от нее, вот вспомнили. Если помнили дни основания деревни какой-то и так далее. И тогда все обязаны были варить пиво и участвовать в этих братчинах и братовщинах, и пить из этих братин. А если кто отказывался, то его и поколотят, более того, из деревни выгонят, потому что когда люди вместе пируют — это к истории русского гостеприимства, это не просто какая-то душевная предрасположенность, люди тогда не держат камень за пазухой. Когда они смеются, не держат камень за пазухой, и тут они пируют, угощают друг друга, и они как бы братья и сестры. И потом, это крайне интересно, чрезвычайно важно для того, чтобы понять отказ Владимира от магометанства, потом уже за очень тяжелые грехи человека отлучали от церкви и за эти же грехи его автоматически отлучали от участия в общинных пирах, ты изгой. Так что русское пьянство, об этом можно было бы много говорить, может быть когда-нибудь поговорим, оно началось гораздо позднее. Во-первых, для этого западным алхимикам, которые все хотели найти философский камень, превратить все что угодно в золото, это им не удалось, конечно, но что им всяко удалось — это то, что они изобрели спиртное. Водка к нам пришла с Запада, и слово об этом свидетельствует — «вудка», это полонизм чистый, по-нашему это было бы «водица» или «водичка». Так что это мы получили от Запада. И конечно, кабаки. Потому что когда появился кабак, тогда появилось и пьянство, тогда появилась борьба с пьянством, неприятие пьянства. Потому что кабацкий завсегдатай — это отщепенец, как навозный жук. Так прямо и сказано в одном древнерусском памятнике, и в поздних редакциях былин Илья Муромец, наш богатырь без страха и упрека, громит кабаки, а потом выкатывает бочки с вином — это уже, конечно, водка, и все пьют. Что за странность, кабак разгромить, а потом пьянствовать? Это разбой? Нет, не разбой. В кабаке все отщепенцы, а он на братчины, на братовщины выкатывает, чтобы как бы восстановить то идеальное состояние, которое и в «Повести временных лет» описано, пиры князя Владимира, и «Руслана и Людмилу» почитайте, все-таки «Повесть временных лет» труднее читать, да и труднее достать, в «Руслане и Людмиле» как былинный Владимир задает пиры.
(Музыка)
Теперь третье предложение — это западное христианство, западный обряд, Рим, то, что потом станет католичеством. Владимир здесь сказал что-то не очень ясное. Он сказал, что «отцы наши сего не прияли, и мы не примем». Почему? Это не так сложно объяснить. Во-первых, там был один Папа незадолго до нашего крещения, который превратил Ватикан в Лупанарий, служил черную мессу, то есть служил Сатане и так далее, там всякие бывали. Но дело не в этом, если мы посмотрим Византию, там тоже найдем материал для обвинительного заключения. Дело в другом, дело в том, что западное христианство было для нас и осталось для нас слишком резким, слишком нетерпимым и слишком экзальтированным. Знаменитые стигматы, которые и сейчас есть на Западе у экзальтированных верующих, у монахов прежде всего, то есть такие язвы, которые появляются на местах, где были нанесены Христу раны. Это же абсолютно невозможно в России, мы не знаем ни одного случая стигматизации. А почему не знаем? Потому что не было стремления к этому, потому что этого не было. В «Повести временных лет» есть такая прелестная легенда об апостоле Андрее Первозванном, более или менее она известна всем. Апостол Андрей — это вообще наш небесный покровитель, особенно в культе апостола Андрея сыграл большую роль Петр Великий, который установил орден — это первый русский орден, орден Андрея Первозванного, еще до наступления нового столетия, 1700 года — столетия, которое сам Петр и установил. Потому что 1 января он приказал, чтобы люди поздравляли друг друга, москвичи прежде всего, столица была еще в Москве, Петербурга не было, с новым годом и со столетним веком. Вот тогда появилась идея столетия, теперь мы говорим: начало столетия, конец столетия, такое-то столетие. Это появилось только с 1 января 1700 года. Одновременно, чуть раньше, орден Андрея Первозванного. По гримасе исторической одним из первых его кавалеров был гетман Иван Степанович Мазепа, один из первых двух. Вот он патрон России. Это, конечно, восходит к «Повести временных лет». Андрей Первозванный, о нем очень немного известно по Библии, известно, что он был старший брат первоверховного апостола Петра, и Первозванный, потому что на Иордане Иисус Христос первым его призвал, первым он признал, что это мессия. А так вообще ничего. Зато апокрифов, то есть таких вольнодумных сочинений о нем сколько угодно. Он якобы жил в Синопе, потом и совершал путешествия на север, в Колхиду, всего четыре путешествия, видимо, по числу путешествий апостола Павла, доходил до Крыма, до Херсонеса Таврического, этой пресловутой Корсуни. Затем по апокрифам греческим, латинским, сирийским, грузинским он опять вернулся в Синоп и отправился на юг, по дороге крестил Византию, он просветитель Византии, Константинополя потом. И был распят на косом кресте. Вот отсюда Андреевский флаг — это косой крест, он распят на косом кресте.
Андреевский флаг
Вот какой-то русский книжник выдумал еще один апокриф, уже наш, русский, как он, будучи в Корсуне, узнал о том, что недалеко есть устье «Днепрьскее», и пошел вверх по Днепру. Тут «по приключию», то есть совершенно случайно, он остановился на ночлег у гор киевских, Киева, конечно, еще никакого нет, туда зашел утром, водрузил там крест, сказал, что здесь будет великий город, процветет благочестие, а потом пошел к Новгороду. Это, конечно, добавка про Киев, он в Новгород должен был пойти, посмотреть, что такое наши русские парные бани. И посмотрел. Увидел: вот они распалят все это, обольют все щелоком, бьются прутьями, хвощутся, потом выскочат, обольются водой, «оле живы» — едва живые. «И это им не мученье, но омовенье». И потом пошел в Рим кружным путем через Европу, видимо, чтобы отчитаться перед апостолом Петром, перед своим братом, который был римским первосвященником, главой церкви в то время. И вот он сказал: это они себя не истязают, просто они так моются. Очень интересно, что к этому есть параллель, одним из наших немецких коллег довольно давно уже указанная. Есть такая Ливонская хроника Дионисия Фабрициуса, написанная примерно в XVI веке, там анекдот, к 1204 году приуроченный, про такой монастырек Фалькенау — это близ нынешнего Тарту. Там были монахи, а бани что у них, что у нас были одинаковые. И вот монахи жили бедно, они решили вызвать одного папского легата из Рима. Он пришел. Представляю этого итальянца, еще, видимо, одетого, в парной бане, вот они там хвощутся, парятся веником. Он был так потрясен, что пришел и сказал Папе наоборот, чем сказал Андрей Первозванный апостолу Петру, сказал, что они такие постники, так самоистязают плоть, удручают ее, святые прямо, вживе святые. И тогда Папа прибавил им что-то на содержание. Что это все значит? Значит очень просто: было такое движение самоистязательное действительно, называется оно «флагеллантство», от латинского «флагеллари» — бить, сечь, мучить, вот оно особенно в XII веке развито, и гораздо раньше, еще в Х, били себя, мучили святой Вильгельм, герцог Аквитанский, есть целые трактаты об этом западных теологов, скажем, Петра Дамиани «Похвала бичам», как хорошо это, целые процессии ходили по Европе. Потом Папа, конечно, запретил, боролись с этим. Англия осталась в стороне и мы. А нам не хочется самоистязаться, поэтому отказались, естественно. Значит остается только одно — греческое христианство, Византия, то, что потом и доныне, и вечно пребудет под названием православие.
…вот эту надо принять веру, там было так хорошо, горели свечи, благоухал ладан, мерцали иконы, мерцающий свет, иконы и фрески. И мы не знали, на небе мы или на земле. И Владимир соглашается. Иначе говоря, мы принимаем восточное православие за красоту
Вот они едут, наши послы, якобы были посольства во всех странах, реально, конечно, какие-то посольства были, сейчас это уже трудно проверить. Едут туда, на службе в святой Софии Цареградской. И вот они говорят, возвращаясь к Владимиру, вот эту надо принять веру, там было так хорошо, — горели свечи, благоухал ладан, мерцали иконы, мерцающий свет, иконы и фрески. И мы не знали, на небе мы или на земле, такая там была красота. И Владимир соглашается. Иначе говоря, мы принимаем восточное православие за красоту. А красота — это ведь большая проблема. По ветхозаветным предсказаниям Иисус Христос, мессия будет «рабьего зрака» — невзрачен, возможно хром. «Последний станет первым» — вечная идея, доныне она существует и всегда будет существовать. Он последний и внешне, он некрасив. И понадобилось несколько веков, чтобы христианство примирилось с красотой. Как раз оно примирилось на Востоке благодаря отцам каппадокийцам, богословам IV века, нашим любимым авторам и в Древней Руси, надеюсь, для многих и сейчас, то есть святым Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Нисскому, которые примирили красоту души, духа и красоту плоти. И с тех пор Иисус Христос на фресках, на иконах — это красивый молодой человек тридцати трех лет, на картинах, фресках и иконах может быть тридцати с лишним лет, с каштановыми длинными волосами, в котором и объединились небо и земля, красота души и духа, и красота телесная. И это друг другу не противоречит. Вот за красоту мы и приняли православие. Об этом и поется в шестопсалмии «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
(Музыка)
Крещение Руси: как страна обрела веру
28 июля исполняется 1030 лет со дня крещения Руси. В этот день «Газета.Ru» вспоминает, почему князя Владимира не прельстили 70 жен, как японец Николай посетил Соловки, кто разрешил верующим вступать в гражданский брак и зачем каменщик заживо похоронил 25 человек.
Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.
Как Перуна жезлами колотили
Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.
Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.
Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.
Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.
Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.
«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».
И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.
Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «…идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».
«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме… но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.
Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.
После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.
Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей…
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,
— так описывает это «Повесть временных лет».
О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.
«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».
Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.
«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.
Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.
Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.
Как японец Московию посетил
В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.
Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.
«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.
Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.
В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.
Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.
Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.
К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.
Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.
Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.
При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.
В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.
При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.
Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.
Как каменщик нашел свой последний заказ
До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.
Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.
Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.
Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».
В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.
В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.
Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.
По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.
При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.
Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.
Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.
В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.
Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,
поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.
Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.
Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.
Русская Православная Церковь: 1000 лет 988-1988
В этом году официально исполняется 1000 лет со дня образования Русской Православной Церкви и того, что Россия стала «христианской» нацией. Конечно, не только в самом Советском Союзе, но и во всем мире будет отмечаться это тысячелетие. Например, Национальный совет церквей США организует специальную бригаду поздравительных открыток, чтобы поздравить русских христиан с этим монументальным событием. Идея состоит в том, чтобы собрать поздравительные открытки, нарисованные детьми со всех концов Соединенных Штатов, и отправить их в СССР вместе с делегатами Национального совета, которые в этом году посетят Советский Союз. 1 Другие страны, несомненно, будут спонсировать аналогичные мероприятия.
Христианство пришло на Русь, когда князь Киевский Владимир принял крещение, чтобы жениться на византийской царевне Анне. Произошло это якобы в 988 или 989 году. 2 Владимир оперативно заставил весь народ принять христианскую веру.
Таким образом, все согласны с тем, что… русские официально приняли христианство примерно в 988 г. и, вероятно, в Киеве или его окрестностях… 3
Христианство пришло на Русь из Византии (Константинополя), а не из Рима. Русская Церковь с самого начала явно была Восточной Православной Церковью , и всегда оставалась таковой. Хотя формально она отделилась от Элладской Православной Церкви в 1443 г. в противовес коалиции Византии и Рима против турок, Русская Православная Церковь всегда строго следовала византийскому образцу и цепко держалась самого православного обряда.
Русская Православная Церковь с самого начала была очень изолированной. Она всегда стояла в стороне от событий, происходивших в европейском мире, и по большей части с подозрением относилась к Западу. Он функционировал, чтобы объединить русский народ и помочь построить национальную культуру. Внешнего влияния избегали. Даже великая Реформация не повлияла на церковь «матери России». Протестантизм так и не прижился к востоку от Урала.
Русская Православная Церковь является не только продуктом русской истории и культуры, но и ее хранительницей и хранительницей. Он ярко изображает русский ум и настроение. Он также проявляет глубокую гордость: Москва считается «третьим Римом». Первый Рим пал от ереси; второй Рим пал от турок, но «истинная религия», настоящее православие живет и здравствует в Москве. Это притворство сегодня не так сильно, как в прошлом, но оно, безусловно, сыграет свою роль в нынешнем юбилее.
Восточный православный ритуал⤒🔗
Здесь необходимо сделать несколько замечаний о доктрине и литургии Восточной Православной Церкви, частью которой является Русская Церковь. Официальным символом веры этой Церкви является Никейский символ веры , без слов, указывающих на то, что Святой Дух также исходит от Сына (так называемый filioque ). Это значит, что путь к Отцу может идти через Святого Духа независимо от Сына. Неудивительно поэтому, что православный ритуал подчеркивает мистический союз между верующим и Богом.
Богослужение символизирует этот процесс. Акцент делается не на проповеди Слова, а на драматическом соединении верующего с Богом. Восточная православная церковь придерживается сакраментализма и следует теории пресуществления. Союз между Богом и верующим осуществляется через таинство.
Типичное здание восточно-православной церкви разделено на две части: одна представляет собой земной храм (где собираются люди), а другая представляет небеса (где сосредоточено духовенство). Две секции разделены стеной или дверями, на которых отображаются «значки». Иконы — это картины, изображающие Христа, Марию и других святых, и эти иконы играют заметную роль в православной литургии, возможно, даже большую, чем изображения в западном католицизме. «Изюминка» службы достигается, когда двери между двумя секциями открываются, прихожанам разрешается «увидеть» небо и принимается таинство (сначала духовенство, а затем миряне).
Православная служба очень длинная и может длиться до 2,5 часов. Хвала и молитвы имеют большое значение. Было замечено, что «ортодоксия» здесь означает не столько «истинное учение», сколько «истинную хвалу». 4 Опыт важнее знаний, и медитация важнее понимания. Это литургия, которая способствует мистицизму и идолопоклонству.
Русская Православная Церковь рабски следует указанной схеме. На протяжении веков первоначальный византийский ритуал мало изменился. С течением времени русские добавили некоторых своих «святых» — и в этом году они могут канонизировать еще нескольких, — но в остальном они остались верны своим православным корням.
Царская церковь ←⤒🔗
Период русских царей начался, когда Иван IV («Иван Грозный») был коронован как полновластный монарх в 1533 году. Иван показал себя первым в длинной череде классических русских тиранов. Важно то, что Русская православная церковь одобрила коронацию Ивана и стала играть вспомогательную роль царям.
Многие из этих царей были крайне деспотичными, и они терроризировали людей. Крепостное право стало установившимся укладом жизни в России, и эксплуатация крестьян была обычным явлением.
В это время в Русской Православной Церкви произошел крупный раскол, известный как раскол. Патриарх Никон, назначенный в 1652 г., пытался провести некоторые реформы в Церкви.
Это была попытка улучшить работу духовенства и придать более высокий духовный тон и больше приличий различным церковным функциям. 5
Он также хотел исправить некоторые религиозные тексты и ритуалы. Но консервативный дух Русской Церкви восстал против этой попытки, и завязалась борьба между «старообрядцами» и «новым порядком».
Результатом этого раскола стало то, что многие важные лидеры покинули Русскую Православную Церковь. Этот уход высокопоставленного персонала истощил Церковь. Таким образом, царю Петру Великому удалось взять в свои руки Русскую Церковь.
С восшествием на престол Петра Великого началась новая эпоха в истории России, известная как «имперский век». Петр Великий проявлял острый и живой интерес к западному миру и начал внедрять некоторые «современные» европейские идеи. Церковь, конечно, решительно выступала против петровской «вестернизации». В отместку Петр организовал «Священный Синод» для управления Церковью вместо Патриарха, и он управлял этим Синодом через специально назначенного мирянина. Таким образом, Церковь попала под прямое влияние царей. Теперь гражданское правительство могло осуществлять эффективный контроль над церковной организацией, собственностью и политикой. Эта система оставалась в силе до революции 1917.
Во второй половине восемнадцатого века русское дворянство начало все больше и больше процветать, но духовенство страдало от некоторой бедности. В России после Петра Великого духовенство потеряло много престижа и богатства. Возможно, в это время Церковь начала проявлять конкретное сочувствие к страдающим массам.
Русские цари, теперь обеспокоенные революциями в других местах, начали проводить реформы, чтобы предотвратить восстание. Но дух революции пустил глубокие корни и в России. Реформы были слишком малы и слишком запоздали. В то время как церковь по-прежнему официально поддерживала имперский режим, многие сельские священники согласились с переменами, а многие монастыри стали очагами революции.
Церковь при коммунизме ←⤒🔗
Русская революция означала полный переворот русского общества. Дворяне и буржуазия исчезли, а крестьяне захватили землю. Высший класс был ликвидирован, а большевики национализировали финансы, промышленность и торговлю.
Руководители и сподвижники Русской Православной Церкви подвергались жестоким гонениям, вплоть до уничтожения. Коммунистическое учение, будучи фанатично-атеистическим, рассматривало религию как опиум для масс и угрозу правильному развитию общества. Коммунисты справедливо связывали старую церковь с ненавистным царским империалистическим режимом. Казалось, время Русской Православной Церкви подошло к концу.
Однако вскоре советское руководство узнало, что исконный институт русского православия не может быть устранен. Компромиссы должны были быть сделаны, чтобы разрешить ограниченную религию. Правительство сначала не разрешало назначать никаких патриархов, а только «временных назначенцев».
Патриотическое и мужественное поведение Церкви во время Второй мировой войны привело к большему признанию Церкви советским правительством. В 1943 году митрополит Сергий был назначен первым послереволюционным Патриархом. Нынешний патриарх Пимен был назначен в 19 г.71.
В новой редакции Конституции СССР 1977 г. было закреплено следующее: Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать или не исповедовать любую религию, вести как религиозное богослужение, так и атеистическую пропаганду. Возбуждение ненависти или вражды на религиозной почве запрещается. 6
Русская Православная Церковь, видимо, пережила коммунистическую революцию и завоевала определенное положение в советском обществе. Однако его статус строго религиозен, и у него нет социальных или образовательных функций. Это полностью религия под контролем государства.
Прошлое, настоящее и будущее ←⤒🔗
Если обратиться к истории Русской Православной Церкви, то ясно видно, как эта Церковь пережила многие кровавые века потрясений и трагедий. Благодаря процессу политического компромисса и активной поддержке существующих режимов она сохранила свое место в российском обществе. Так обстоит дело и сегодня.
Хотя официальная религия в Советском Союзе все еще сильно ограничена, Русская Православная Церковь, особенно в последнее десятилетие, сохранила часть своей былой славы. Государство, видимо, увидело, что лучше контролировать религию, чем вообще ее запрещать. Церковь научилась сотрудничать с государством, а некоторые священники открыто выступают за единство марксизма и христианства! Патриарха Пимена часто призывают делать заявления в поддержку советской внешней политики, одобряя инициативы Кремля о «мире».
Русская Православная Церковь заняла видное место во Всемирном Совете Церквей. Учитывая прошлый изоляционизм Русской Церкви, это активное участие в современном экуменическом движении может нас несколько удивить. Но справедливо указывалось, что Православие всегда имело глубокие вселенские претензии и считало себя истинной апостольской Церковью, которая должна являть первенство любви ко всем другим. 7
Сегодня Русская Православная Церковь, кажется, привлекает больше молодежи, хотя и не делает ничего особенного, чтобы привлечь их внимание. Нет и намека на изменение консервативных тенденций прошлого, за исключением отношений с другими церквями за рубежом. 8 Похоже, новый интерес к Церкви в основном модный.
Будущее Русской православной церкви выглядит относительно радужным, если она сохранит свою традиционную роль поддержки режима. Большинство других церквей или религиозных групп в СССР подвергаются яростным преследованиям и радикальному противодействию. Религиозные диссиденты утверждают, что на самом деле ничего не изменилось, несмотря на права, предоставленные в 1977 году. Активный атеизм по-прежнему остается политикой правительства.
Есть те, кто считает всю годовщину мистификацией и мошенничеством, совершенным советским правительством, чтобы ввести в заблуждение свой народ и свободный мир.
украинских христиан в Канаде заявили, что русский православный взгляд на тысячелетие распространяется при финансовой помощи атеистического советского правительства, хотя пропаганда Русской Православной Церкви не соответствует исторической истине и распространяет ложную информацию в западный мир. 9
После 1000-летия русского православия особо нечего праздновать. Десять веков дезинформации, контрреформации, ереси и идолопоклонства, а также поддержка социальной несправедливости и угнетения не вызывают сердечных поздравлений. Если когда-либо, то сегодня русский народ нуждается в гораздо большем, чем Русская Православная Церковь хотела и могла дать в прошлом. 9Цитируется по Christian Beacon , 24 декабря 1987 г.
Русская религия
Русская религия
уссия изначально была языческой нацией; Русские верили в множество больших и второстепенных богов. Христианство было впервые введено на Руси в 988 году князем Владимиром, чья бабушка Ольга была обращена в восточно-православную веру года в Константинополе, согласно традиции. Религией в Константинополе в то время был восточный католицизм или Православие (от греческого orthos doxos «истинная вера»), следовательно, Русская Церковь является православной, а не римско-католической. К 1051 году отшельники селились в пещерах на берегу Днепра под тем, что впоследствии стало старейшим монастырем в России, Киево-Печерским монастырем . Резиденция Церкви сейчас находится по адресу Троицкая-Св. Сергиев монастырь в Сергиев Посад (бывший Загорск ). Обширный альбом цветных фотографий из церквей, соборов и монастырей в Москве обслуживает Михаил Сутчанский из Торонто. Крайне интересным ресурсом является сайт русской истории Allegheny College. Он содержит хронологию русской культуры, а также обсуждение икон, иконостасов и святых, иллюстрированных богатой галереей икон, принадлежащей колледжу. Вефильский колледж и семинария поддерживает сайт с полной русской Библией , а также богатым набором религиозных других произведений и ссылок . Щелкните его.
История религии Иркутским экспрессом
Православный информационный центр — хорошее место, чтобы пробудить интерес к Церкви, прошлому и настоящему. Анонимный участник из Вены предоставляет больше ссылок на православную информацию по всему миру. У аспирантов по математике МГУ есть страница Русское православие , плюс страница другие ссылки . Русская Библия также в сети благодаря Международному русскому радио-телевидению. Требуются русские шрифты KOI8-R. В православном церковном календаре не только перечислены все святые Церкви, но и даны христианские имена для православных верующих. Это первая ссылка на саму Русскую Православную Церковь в Москве. Чтобы узнать правильные даты православных праздников с 325 г. н.э., вы также можете проверить Церковный календарь Маркоса Монтеса. Другой полный юлианский православный календарь можно найти на .0154 Страница ресурсов православного календаря . Этот даст вам соответствующую дату по григорианскому календарю и списки святых, связанные с этой датой.
Начинают появляться сайты, рассказывающие о православных праздниках.
- Умный ежик предлагает заманчивый обзор Пасха и пасхальные яйца.
- Окно в Россию вернулся с фотоальбомом Крещенских обрядов 1997 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Москве.
The St. Petersburg (Florida) Times также содержит краткое обсуждение Русской Православной Церкви.
Этот сайт во Владивостоке содержит некоторую административную статистику Церкви.