В каком году на руси было принято православие: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения
Содержание
Крещение Руси: как князь Владимир выбрал веру для себя и государства | Статьи | 26.07.2022
Православный мир отмечает день Крещения Руси 28 июля. Летом 988 года князь Владимир провозгласил христианство официальной религией. В материале РЕН ТВ расскажем об истории и традициях этого значимого праздника.
День Крещения Руси
Верующие отмечают день Крещения Руси 28 июля – это значимое событие стало новой вехой в истории. В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. С 1 июня 2010 года день Крещения Руси обрел статус государственного праздника и отмечается по всей стране.
Жизнь славян до Крещения Руси
До принятия христианства славяне поклонялись языческим богам. Главными из них считались Перун, Дажьбог и Велес. Однако у каждого племени, в каждом городе и селе были свои боги-покровители.
В столице Древней Руси, Киеве, были большие святилища. Языческие обычаи порой были очень жестокими: например, верховному богу Перуну славяне приносили в жертву людей и животных.
Причины и предпосылки крещения Руси князем Владимиром
Князь Владимир был мудрым правителем – он понимал, что язычество является преградой для культурного и политического развития Киевской Руси. Перед князем стояла задача объединить территории и при этом создать мощный центр власти.
Фото: © Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822
Тогда Владимир решил, что таким столпом должно стать христианство. Большая часть Европы и Византия к тому времени уже приняли православие. Русь же оставалась в стороне, а другие соседи смотрели на нее свысока. Так, дальновидный князь подумал, что переход к православию благоприятно скажется на развитии торговли, ремесел и приведет к росту экономики государства.
Краткая история крещения Руси
Крещение Руси произошло в 988 году. Твердо решив искоренить старую религию, Владимир отдал приказ уничтожить языческие капища – статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Сначала князь призвал принять православие приближенных, а затем и весь свой народ.
- Крещение княгини Ольги
Княгиня Ольга считается первым правителем Киевской Руси, принявшим христианство. В 957 году она приехала с визитом в Константинополь. Ольга добивалась крещения и хотела, чтобы Византия признала Русь как равную христианской империи. В итоге княгиня приняла православие, а при крещении получила имя Елена. Тем не менее, по мнению историков, о союзе удалось договориться не сразу.
- Принятие христианства князем Владимиром
Крещению Владимира предшествовали бурные события. Князь стремился осадить Херсонес в Крыму, и спустя некоторое время город пал. После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство.
Фото: © Алексей Кившенко. Крещение киевлян князем Владимиром. 1880 год, obiskusstve.com
Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.
- Крещение русских городов
После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором.
После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. «Кто не придет креститься, тот не друг мне», — говорил он.
Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов.
Что дало крещение Руси
Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения – искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.
Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых – все это способствовало росту грамотности. Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились.
Традиции праздника Крещения Руси
После того, как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и бога.
В этот праздник не следует заниматься домашними делами и тяжелой работой. Также рекомендуют отказаться от шумных застолий, переедания и алкоголя.
Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия
Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.
Марк Твен
принятие христианства на Руси
Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученых уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.
Причины принятия христианства на Руси
Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.
Бесспорный факт — князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он поклонялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ поклоняться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:
Перун — бог грома восточных славян
- Род
- Лада
- Сварог
- Жив и Жива
- ….
- Перун (14-ый в общем списке).
Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говорим о том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.
Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роли князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствием приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».
Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.
«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года
Повесть временных лет
Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.
Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.
Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.
Схема: принятие христианства на Руси
Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.
Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:
- На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
- Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
- «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.
Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.
Православные или правоверные?
Старый христианский крест
Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…
Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.
Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писалась никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.
Значение принятия христианства на Руси
Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. В общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:
- Сплочение народа вокруг единой религии
- Улучшение международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в странах-соседях.
- Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
- Укрепление власти князя в стране
Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…
Предпосылки принятия христианства
Памятник Владимиру Святому в Киеве
Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…
Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.
В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
- «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
- «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012
Православие в России
- Дом
- Россия
- Религия
- Православие
История Православия в России
Россия исповедует особую форму христианства — Православие (в России проживает более 80% православных верующих), которое началось, когда Римская империя, признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. У Восточной Церкви есть свой глава — Константинопольский Патриарх. Формально при римском папе Константинопольская церковная верхушка на самом деле имела особый взгляд на принципы церковного устройства, но на деле желала контролировать восточную часть мира без вмешательства папы. После того, как западная церковь сделала небольшое дополнение к христианским символам, заявив, что Святой Дух является и Богом-Отцом, и Богом-Сыном, Папа и Патриарх прокляли друг друга анафемой. Так началось известное разделение церквей на католическую и православную.
История христианства на Руси всем известна: Великорусское княжество просто решило наладить более тесные контакты с Византией, т.е. Восточной Римской империей и приняло православие.
Так чем же отличается Православная Церковь от Католической. Перечислим основные черты…
Первое отличие заключается в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделения одной веры и таинств, для католиков — необходимость единого главы Церкви — Папы.
Кстати, православные последователи не признают примата Папы Римского, а католики приняли догмат Папы Римского о полном контроле над церковью.
Еще одно отличие символа веры. Католическая церковь исповедует в символе веры, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православная Церковь следует за Духом, исходящим только от Отца.
Кроме того, католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не относится к Матери Искупителя. Православная Церковь прославляет святость Богородицы, но верят, что Она родилась с первородным грехом, как и все люди.
Православная Церковь действует только на первых семи Вселенских Соборах, а Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют одну веру и одно учение Иисуса Христа во всем мире.
Православная Церковь в России
На протяжении всей русской истории, начиная с крещения Руси в X веке, Церковь была связана с государственной властью. Церковные деятели (сначала митрополиты, а с 1589 г.патриархи) всегда находились в окружении царя. Православие было господствующей верой.
Более четырех веков русские жили под безмолвной властью византийских церквей. Однако Московская церковь стремилась к собственной уникальности, и в 1448 году московские священники объявили о своей независимости, не признанной Константинополем и остальным миром. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – Патриарх.
С падением монархии Русская Церковь вступила в полосу лишений. С началом революции проводилась политика насильственного атеизма. Это привело к разграблению многих храмов.
Общественное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941 года после ряда боевых неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941-1945 годов сблизила верующих и неверующих.
После распада Советского Союза в 1991 году возродилась Русская Православная Церковь, а вместе с ней и закончились обычные в советское время гонения на верующих. Началось возрождение старых (около 1,5 тыс. из 50 тыс. до 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.
Религия
- Буддизм
- Католицизм
- Ислам
- Иудаизм
- Православие
HTC: Прием лиц в Православную Церковь
HTC: Прием лиц в Православную Церковь — Глава 4
Первоначально опубликовано на русском языке в Вестник Русского Христианского Движения
(Вестник Русского Христианского Движения)
Париж-Нью-Йорк-Москва, № 173 (I-1996) и 174 (II-1996/I-1997).
Переведено с разрешения автора Альвианом Н. Смиренским.
Перевод Copyright © 2000 Alvian N. Smirensky. Все права защищены.
Публикация Copyright © 2000. Все права защищены.
По вопросам переиздания пишите на [email protected]
Веб-сайт Свято-Троицкого собора
Вступительные замечания — Глава 1 — Глава 2 — Глава 3 — Глава 4 — Приложения
— ЧЕТЫРЕ —
Как решается вопрос о приеме инославных в Православных Церквях США и Канады.
Решения по этому вопросу и некоторые выводы.
В наше время существуют два разных понимания того, как принимать инославных в Православную Церковь.
Первый метод, который греки называют «русским», состоит в разделении неправославных на три категории для целей обращения. В первой категории крестятся те, кто обращается. Во втором — миропомазание. В третьих они принимаются чином покаяния, отречения от ереси и исповедания Православной Веры. Как было показано выше, эта практика основана на канонах Вселенских Соборов, на непосредственном авторитете св. Марка Эфесского, Константинопольском Соборе 1484 г., постановлениях Московских Соборов 1655 г. и особенно 1667 г., постановлениях Святейшего Собора 1718 г., а также более поздние постановления и директивы Священного Правительствующего Синода Русской Православной Церкви. Правда, в Русской Церкви было время, когда римо-католики (и протестанты) принимались в Православие через крещение, но за всю тысячелетнюю историю Русской Церкви это действовало лишь 45-47 лет, после чего что практика приема всех неправославных без различия была осуждена и отменена раз и навсегда. В результате были выработаны три формы или обряда принятия инославных в лоно Православной Церкви.
Во втором способе всех без исключения неправославных принимают крещением с последующим миропомазанием. Это было принято греками на Константинопольском соборе 1756 года и описано в Педалионе .
Такую практику не приняла ни одна негреко-православная церковь. Зато негреческие православные церкви твердо придерживаются той практики, которую обозначают как «российскую».
В последнее время Константинопольский Патриархат отменил использование второго метода и теперь принимает инославных посредством «русского» обряда.
Все греческие старостильные юрисдикции (которых не менее семи) как в США, так и в Греции придерживаются «греческого» обряда принятия инославных в Православие, т. е. исключительно посредством крещение, как это было определено Константинопольским Собором 1756 года. Эта «греческая» практика, с некоторыми изменениями и отходом от «русской» практики, в последнее время стала правилом для Русской Зарубежной Церкви, согласно решению Архиерейского Собора 15/28 сентября 19 г.71. Полный текст этого решения будет приведен в конце этой главы.
Православная Церковь в Америке (бывшая «Американская митрополия»), основанная русскими миссионерами и позднее образовавшая епархию Русской Православной Церкви с центром сначала в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорке, и имевшая некоторое время епархиальный архиерей будущий [Святой] Патриарх Тихон, унаследовал традиции Русской Церкви в отношении чина принятия инославных, обращающихся в Православную Церковь. Православная Церковь в Америке принимает инославных по трем обрядам:
- Переходящие из иудаизма, язычества и ислама, а также искажающие или не принимающие догмат о Святой Троице, или крещение одним погружением, путем крещения .
- Тех, чье крещение было действительным, но либо не имеющих таинства миропомазания, либо не имеющих иерархии с апостольской преемственностью (или если она сомнительна), посредством миропомазания . В эту группу входят лютеране, кальвинисты и епископалы (англиканцы).
- Те, иерархия которых имеет апостольское преемство и крещение и миропомазание (или конфирмация) которых были совершены в их церкви, путем покаяния и отречения от ереси, следуя наставлению в Православии. В эту группу входят лица римско-католической и армянской конфессий. Если случается, что они не были миропомазаны или конфирмованы в своих церквях, или если в этом есть вопрос, то они помазываются Святым Миром.
Точно такие же правила есть во всех негреческих православных церквях в Америке и Канаде.
Сам Константинопольский Патриархат радикально отошел от духа, которым руководствовались решения Константинопольского Собора 1756 года. В своем «Циркулярном послании ко всем христианским Церквам» в 1920 г. Синод Константинопольского Патриархата обратился ко всем христианским Церквам с предложением сделать все, чтобы устранить взаимное недоверие между Церквами. Наоборот, чувство любви должно быть возрождено и усилено, чтобы церкви не смотрели друг на друга как на чужих или даже как на врагов, но видели друг в друге своих родных и друзей во Христе. Послание предлагает, чтобы было взаимное уважение к обычаям и практикам, характерным для каждой из церквей, благословленных святым именем Христа, больше не забывая и не игнорируя Его «новую заповедь», эту великую заповедь взаимной любви. .[96]
На последней сессии Второго Ватиканского Собора в конце декабря 1965 г. было объявлено Константинопольским Патриархатом и Римским Папой и Вторым Ватиканским Собором о взаимном снятии анафем, которыми «обменялись» между Римской Церковью и Православной Церкви в тот трагический 1054 год, год великого разделения Церквей[97].
В главе «Об экуменизме» собрания документов и постановлений Второго Ватиканского Собора о Православной Церкви говорится с исключительной теплотой. Как человек, присутствовавший на Втором Ватиканском Соборе в качестве официального наблюдателя от Русской Зарубежной Церкви, могу быть свидетелем исключительно сердечного и внимательного отношения ко всем наблюдателям от Православных Церквей со стороны Римской Католическая церковь. Правда, насколько прочными были эти отношения, остается под вопросом.
По итогам Второго Ватиканского Собора было выработано соглашение между Русской Православной Церковью и Римской Церковью о том, что в случае крайней нужды и при полном отсутствии своего духовенства члены Римской Церкви могут причащаться Святых Таин в Русских Церквах. а также православные в Римско-католических церквях.[98] Нам неизвестно, было ли это соглашение реализовано на практике или оно осталось только на бумаге. Ни одна Православная Церковь, за исключением Русской Зарубежной Церкви, не упрекнула Московского Патриарха в этом решении, вызванном страшными временами и гонениями на христиан при безбожных режимах[9]. 9. Тем не менее это решение не отменено и сейчас, а недавно напечатанный катехизис Римской Церкви, изданный по благословению Папы Иоанна Павла II, говорит о полном признании таинств Православной Церкви. Однако не подлежит сомнению, что в результате прозелитизма среди традиционно православного населения со стороны римо-католиков и протестантов , на который Православная Церковь реагирует с большим огорчением, а также на репрессии против православных на Западной Украине и даже в Польше уже нет той теплоты и радушия по отношению к православным, какие были во время Второго Ватиканского Собора и какое-то время после него. Однако главный вопрос сегодня заключается в следующем: произошли ли какие-либо изменения в практике Римско-католической или лютеранской церквей в отношении их таинства крещения? И ответ таков: ничего не изменилось. Таким образом, наши Церкви (за исключением Русской Зарубежной Церкви) признают действительным таинство крещения, совершаемое католиками и лютеранами.
Итак, возвращаясь к обсуждаемой теме, повторим, что Константинопольский Патриархат и его Экзархаты в Америке и в Европе переняли ту практику приема инославных в Православие, которую греки называют «русской», и фактически отклонил решение Константинопольского Собора 1756 г. (что было мотивировано нетерпимостью) и разъяснение в Педалионе .
Так, в «Руководстве для православных в связи с контактами с инославными церквами», изданном в 1966 Постоянной конференции канонических православных епископов в Америке, рекомендованной для руководства клиром наших Православных Церквей, дается следующее правило:
«При приеме в Православную Церковь добровольно обращающегося из инославия священник принимает кандидата посредством одного из трех чинов, установленных Пятишестым Вселенским Собором: посредством Крещения, Миропомазания или исповедание веры в зависимости от случая».[100]
В «Инструкции о сношениях с инославными Церквами», изданной той же Конференцией в 1972 г., читаем то же правило о приеме инославных в Православную Церковь, т. Православие, крещенные в своих храмах, могут быть приняты без повторного крещения, если таковое может быть принято православными, т. 101]
Этот обряд описан в «Руководстве» Греческой Православной Архиепископии в Америке, стр. 53-55. Либо можно воспользоваться тем чином, который напечатан в России и находится в Потребной книге : «Учреждение для принятия в православную веру таких лиц, которые прежде не были православными, но воспитаны с младенчества вне православной Церкви, но получили действительное крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Этот чин переведен на английский язык и находится в книге, изданной по благословению Святейшего Патриарха Тихона: Isabel Florence Hapgood, «Orthodox Service Book», 1954 изд., с. 454 и далее .
Из церковной истории мы видим, что уделом диссидентских сект, таких как новациане, монтанисты и донатисты, было перекрещивание обращавшихся в них. Считая себя «чистыми» и «лучшими» и считая себя единственными, кто будет спасен, они ненавидели всех остальных. Они могли бы заслужить уважение за свои высокие нравственные требования, но их погубила гордыня. Они оторвались от основного тела Церкви, где пребывали жизнь и благодать, и таким образом совершенно угасли в короткий срок. «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притчи 3:34, LXX). Даже в России некоторые диссиденты, особенно беспоповские старообрядцы, также совершали перекрещивание православных, если те обращались к ним. Смиренная, добрая, сострадательная, благожелательная и снисходительная Православная Церковь обладала, имеет и будет обладать Благодатью, а вместе с ней жизненной силой и силой великодушия. То перекрещение, которое еретики и диссиденты совершили над православными, таило в себе их внутреннюю слабость. Сильный и праведный не боится быть великодушным, а слабый и неправедный не может себе этого позволить. Как мы видели, в древности (особенно в III веке) и внутри Православной Церкви существовали тенденции к перекрещиванию диссидентов, обращавшихся в Православную Церковь. Но Церковь решительно противилась этому, запрещая своими канонами повторное крещение законно крещенных во имя Святой Троицы. Вселенские Соборы, Второй и особенно Шестой, своими решениями определяли, кого принимать в Православие чрез крещение, кого — чрез миропомазание и кого — чрез покаяние, отречение от ереси и исповедание православных Вера. Этим она свято соблюдала правило о неповторении действительного крещения, даже если оно было совершено вне Православной Церкви. На Руси, как мы потом видели, на короткое время было постановлено принимать всех неправославных посредством крещения. Но это «перекрещение», вызванное ужасами тех времен, было как нечто ошибочное быстро и навсегда отменено соборами и постановлениями Святой Русской Церкви. Наконец, как мы видели, Константинопольский патриархат фактически отверг тот радикальный указ о повторном крещении всех инославных, обращающихся в Православие, провозглашенный Константинопольским Собором 1756 года.
Каждая из таинств Православной Церкви имеет догматическую сторону. Формы могут меняться и каноны могут изменяться, но их догматические аспекты остаются неизменными. Например, формы Божественной литургии менялись в течение столетий, но догматическая сущность Божественной литургии оставалась и остается неизменной, а именно то, что при появлением хлеба и вина мы получаем Истинное Тело и Кровь Христовы, изменение которых происходит через священное действие епископа или священника. Таким образом, в таинстве крещения его догматическая основа, его сущность состоит в том, что оно совершается тройным погружением (или его эквивалентом)[102] произнесением каждого из Лиц Божественной Троицы в отдельности, а затем в неповторении этой тайны, поскольку это было духовное рождение христианина в жизнь вечную во Христе. Как наше рождение во плоти бывает только один раз, так и наше духовное рождение бывает только один раз в таинстве крещения. Это неповторение действительного крещения, как догмата, запечатлено на все времена в Символе Веры: «Верую… в один Крещение.» Даже если крещение совершено в неправославной церкви, но в том же виде, в каком оно совершается у православных, оно принимается, согласно канонам Вселенских Соборов.[103] Блаженнейший Августин писал, что таинство крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, и даже извращение ( perversitas ) еретиков не лишает это таинство его истинности и действенности. Отсюда следует, что повторное крещение нарушает догматический принцип о неповторении крещения. [104]
В сентябре 1971 года Русская Зарубежная Церковь, отвергнув «русскую» практику приема инославных, приняла «греческую» практику, т. е. практику греческих старостильников, на основании решений Собора 1765 г. в Константинополе, постановив, что всех инославных христиан, обращающихся в православную веру, следует принимать исключительно посредством крещения, допуская только «по соображениям необходимости» их принятие другим чином, но только с позволения епархиального иерарха.
Это решение Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 15/28 сентября 1971 г. гласит:[105]
№
«По вопросу о крещении еретиков, принявших Православие, был принят следующий указ : Святая Церковь веровала испокон веков, что может быть только одно истинное крещение, именно то, которое совершается в ее лоне: Единое Господи, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). В Символе веры также исповедуется «одно крещение», а 46-е правило святых апостолов предписывает: «Епископ или пресвитер, принявший ( т. е. признает) крещение или жертвоприношение еретиков, мы повелеваем быть низложенными».0015
«Однако, когда у некоторых еретиков поубавилось рвение в борьбе против Церкви и когда встал вопрос о массовом обращении в Православие, Церковь, чтобы облегчить их обращение, приняла их в свое лоно другим чином. Святитель Василий Великий в его Первое правило, вошедшее в каноны Шестого Вселенского Собора, указывает на существование разных практик приема еретиков в разных странах, поясняет, что всякое отделение от Церкви лишает благодати, и пишет о инакомыслящих: «Даже хотя и начался отход чрез раскол, но отходящие от Церкви уже лишены благодати Святого Духа. Благодать прекратилась, потому что пресеклось законное преемство. На их руках были духовные дары, но они стали мирянами и не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не могли передавать другим благодать ly Дух, от которого они сами отпали. Поэтому древние постановили считать приходящих от раскольников в Церковь крещенными мирянами, подлежащими очищению истинным крещением Церкви. другие обряды приема инакомыслящих катаров в Азии. Об энкратитах он пишет, что «это может быть помехой общему благому порядку» и может быть использован другой обряд, поясняющий это: «Но я боюсь чинить препятствие спасаемым, тогда как я бы возбудил в них страх». об их крещении.
«Так, святитель Василий Великий и по его словам Вселенский Собор, устанавливая принцип, что вне Святой Православной Церкви нет действительного крещения, допускает по пастырскому снисхождению, называемому экономией , прием некоторых еретиков и инакомыслящих без нового крещения.На основании этого принципа Вселенские Соборы допускали прием еретиков по разным обрядам, в ответ на ослабление их враждебности к Православной Церкви.
« Кормчая книга дает объяснение этому Тимофею Александрийскому. На вопрос «Почему мы не крестим еретиков, переходящих в католическую церковь?» он отвечает: «Если бы это было так, то человек не стал бы быстро обращаться от ереси, не желая постыдиться принятием крещения (т. е. второго крещения), но через возложение рук и молитву пресвитера сойдет Святой Дух, как засвидетельствовано в Деяниях Апостолов.
«В отношении римо-католиков и тех протестантов, которые утверждают, что сохранили крещение как таинство (например, лютеране). В России со времен Петра I введена практика приема их без крещения, через отречение от ереси и миропомазание протестантов и неконфирмованных католиков.До Петра в России крестили католиков.В Греции практика тоже менялась,но спустя почти 300 лет после некоторого перерыва вновь была введена практика крещения новообращенных из католицизма и протестантизма.Те полученные каким-либо иным путем (иногда) не признавались в Греции православными, во многих случаях такие чада нашей Русской Церкви даже не допускались ко Святому Причастию9.0015
«Ввиду этого обстоятельства, а также современного роста экуменической ереси, стремящейся совершенно стереть всякое различие между Православием и всякой ересью, — так что Московская Патриархия, вопреки святым канонам, даже издала указ, разрешающий римо-католикам причащаться (в определенных случаях) Архиерейский Собор признает необходимость введения более строгой практики, т. е. ., крестить всех еретиков, приходящих в Церковь, и только в силу особой необходимости и с разрешения архиерея дозволено , при применении экономии или пастырское снисхождение, применять иной метод в отношении некоторых лиц, т. Жизнь», июль-декабрь 1971 г., стр. 52-54)
Как человек, не принадлежащий к клиру Русской Зарубежной Церкви, не считаю себя вправе комментировать это решение.
Сноски и концевые сноски
Примечание веб-редактора: исходная публикация содержала как сноски, так и концевые сноски. Для публикации в Интернете все примечания были преобразованы в концевые сноски.
[96] Руководство для православных в экуменических отношениях , 1966, стр. 8-13. Вернуться к ссылочному разделу.
[97] См. Приложение 1. Вернуться к ссылочному разделу.
[98] См. Приложение 2. Вернуться к ссылочному разделу.
[99] См.