В начале было слово и слово было у бога и слово было бог толкование: Что означает «В начале было Слово»?

Разное

В начале было Слово — православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний Святых отцов и учи­те­лей Церкви
  • В начале было Слово мит. Ила­рион (Алфеев)
  • Еван­ге­лие от Иоанна: в начале было Слово Юрий Пущаев
  • На слова: «В начале было Слово…» (Ин.1:1) и прочее свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Беседа 16 На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1:1) свт. Васи­лий Вели­кий
  • Слово в неделю перед Рож­де­ством Хри­сто­вым прот. Ливе­рий Воро­нов
  • Рас­суж­де­ния на Еван­ге­лие от Иоанна блаж. Авре­лий Авгу­стин
  • Учение Библии о Боже­ствен­ном досто­ин­стве Христа и Свя­того Духа свящ. Марк
  • Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Иоанна еп. Михаил (Лузин)
  • Учение о Святой Троице к.ф.н. С.В. Посад­ский

В начале было Слово – первая строка про­лога Еван­ге­лия по Иоанну, рас­ска­зы­ва­ю­щая о вечном (“домир­ном”) бытии вто­рого Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы – Бога Сына, Боже­ствен­ного Слова (Логоса): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Первый стих Еван­ге­лия от Иоанна ука­зы­вает на вечное, нетвар­ное бытие Боже­ствен­ного Слова, суще­ству­ю­щего вне зави­си­мо­сти от сотво­рен­ного «чрез Него» мира (Ин.1:3), на Его Боже­ствен­ное досто­ин­ство и на Его отно­ше­ние к Богу Отцу.

«С пер­вого же стиха про­лога Отец име­ну­ется Богом, Хри­стос – Словом, и Слово в этом «начале», кото­рое здесь носит не вре­мен­ной, а онто­ло­ги­че­ский харак­тер, есть одно­вре­менно и Бог («в начале… Слово было Бог»), и иной чем Отец («и Слово было у Бога»), – объ­яс­няет пра­во­слав­ный бого­слов В.Н. Лос­ский. – Эти три утвер­жде­ния свя­того еван­ге­ли­ста Иоанна «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог» – зерно, из кото­рого про­из­росло все три­ни­тар­ное бого­сло­вие. Они сразу же обя­зы­вают нашу мысль утвер­ждать в Боге одно­вре­менно тож­де­ство и раз­ли­чие».

***

А.П. Лопу­хин

В начале было Слово. Этими сло­вами еван­ге­лист обо­зна­чает веч­ность Слова.

Уже выра­же­ние «в начале» (εν αρχή) ясно ука­зы­вает на то, что бытие Логоса совер­шенно изъято от под­чи­не­ния вре­мени, как форме вся­кого твар­ного бытия, что Логос суще­ство­вал «прежде всего мыс­ли­мого и прежде веков» (Иоанн Зла­то­уст). Еще силь­нее эта мысль о веч­но­сти Слова выра­жена при­со­еди­не­нием к слову «в начале» гла­гола «было» (ην). Глагол «быть» (είναι), во-первых, явля­ется обо­зна­че­нием бытия лич­ного и само­сто­я­тель­ного, в про­ти­во­по­лож­ность гла­голу «стать» (γίνεσθαι), кото­рый обо­зна­чает появ­ле­ние чего-либо в извест­ное время. Во-вторых, глагол «быть» упо­треб­лен здесь в про­шед­шем несо­вер­шен­ном вре­мени, кото­рое ука­зы­вает на то, что Логос был уже в то время, когда твар­ному бытию еще только пола­га­лось начало.

И Слово было у Бога. Здесь еван­ге­лист гово­рит, что Логос был само­сто­я­тель­ной лич­но­стью. На это ясно ука­зы­вает упо­треб­лен­ное им выра­же­ние «было к Богу» – так лучше и точнее будет пере­ве­сти гре­че­ское выра­же­ние προς τ Θεόν. Иоанн хочет ска­зать этим, что Логос стоял в извест­ном вза­и­мо­от­но­ше­нии к Богу Отцу как отдель­ная само­сто­я­тель­ная лич­ность. Он не раз­де­лен от Бога Отца (что выхо­дило бы, если бы при слове τ. Θεόν стоял пред­лог παρά = близ), но и не сли­ва­ется с Ним (что обо­зна­ча­лось бы пред­ло­гом бы εν = в), а пре­бы­вает в личном и внут­рен­нем отно­ше­нии к Отцу – нераз­дель­ном и нес­ли­ян­ном. И в таком отно­ше­нии Логос пре­бы­вал к Отцу всегда, как пока­зы­вает опять здесь взятый в про­шед­шем несо­вер­шен­ном вре­мени глагол «быть». Что каса­ется того вопроса, почему здесь Иоанн назы­вает Бога Отца просто Богом, то на этот вопрос можно отве­чать так: слово «Бог» вообще упо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния Бога Отца в Новом Завете, а потом Иоанн (как гово­рит Луази) и не мог еще упо­тре­бить здесь слова «Отец», так как еще не сказал о Слове, как о «Сыне».

И Слово было Бог. Этими Сло­вами Иоанн обо­зна­чает боже­ство Слова. Слово не только боже­ственно (θεϊος), но есть истин­ный Бог. Так как в гре­че­ском тексте выра­же­ние Бог (Θεός) упо­треб­лено о Слове без артикля, между тем как о Боге Отце оно упо­треб­ля­ется здесь же с артик­лем, то неко­то­рые бого­словы (в древ­но­сти, напр., Ориген) видели в этом ука­за­ние на то, что Слово – ниже по досто­ин­ству, чем Бог Отец. Но против пра­виль­но­сти такого заклю­че­ния гово­рит то обсто­я­тель­ство, что в Новом Завете выра­же­ние Θεός без артикля иногда упо­треб­ля­ется и о Боге Отце (Рим. 1:7; Флп.2:11). А потом в насто­я­щем случае выра­же­ние Θεός вместе с гла­го­лом ην состав­ляет ска­зу­е­мое к выра­же­нию ό λόγος и по общему пра­вилу должно стоять без артикля.

Тол­ко­вая Библия или ком­мен­та­рий на все книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов. А.П. Лопу­хина. Еван­ге­лие от Иоанна./p>

  • 15 тыс. 1