В подворье пюхтицкого монастыря в москве официальный сайт: Яндекс Карты — подробная карта мира
Содержание
Рождественский монастырь и подворье Пюхтицкого монастыря
Богородице-Рождественский монастырь и храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях – подворье Пюхтицкого монастыря
Русская зима в этом году всё никак не наберёт свою законную силу. Но погода, тем не менее, далеко не летняя. Дабы не подвергать прихожан нашего храма переохлаждению, было решено в зимний период сосредоточиться на святынях, можно сказать, шаговой доступности. Тем более, что Первопрестольная святынями изобилует. 12 декабря большая группа паломников нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и храм Святителя Николая в Звонарях – патриаршее подворье эстонского Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря, всё на московской улице Рождественка.
Ставропигия в прямом переводе с греческого означает «водружение креста». В Церкви ставропигия означает статус, присваиваемый, как правило, православным монастырям и делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху.
Богородице-Рожде ственский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго – княгиней Марией Константиновной. Княгиня Мария Константиновна и постриглась здесь перед смертью с именем Марфы в 1389 году. Со временем обитель дала и имя улице, которая первоначально была дорогой, ведущей к монастырю. Нынешний главный монастырский каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501-1505 годах на месте прежнего, от которого сохранились остатки кладки фундамента.
В 1525 году в Рождественском монастыре под именем София была насильственно пострижена жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Монахиня София здесь жила до своего перевода в Покровский монастырь в Суздале. Впоследствии Соломония Сабурова была канонизирована Русской Православной Церковью как преподобная София Суздальская (память 29 декабря (16 декабря по старому стилю). Икона преподобной Софии Сузлальской с частицей мощей — ныне одна из святынь московской обители.
Во второй половине XVII века монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростов ских. Княжеская семья поддерживала обитель. Так, каменный собор святого Иоанна Златоуста был построен в 1676-1687 годах стараниями княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростов ской. Также на её средства возвели каменную ограду с четырьмя башнями.
В XIX – начале XIX века в Рождественском монастыре построили колокольню с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонского (1835-1836 годы, в стиле позднего классицизма) и трапезный храм Казанской иконы Божией Матери в русско-византийс ком стиле (1904-1906 годы). Своды и стены храма Казанской иконы Богородицы выполнены в стиле художественной школы конца XIX — начала XX века (модерн).
В 1922 году монастырь закрыли. Игумения Ювеналия и несколько сестёр оказались в ГУЛАГе. Большинство из них в 30-е годы были замучены и убиты. К Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской впоследствии была причислена инокиня обители Татиана (Бесфамильная).
В монастыре размещались различные учреждения, часть келий отдали под коммунальные квартиры. Некоторым монахиням разрешили остаться в бывшей обители. Две насельницы жили на территории монастыря до 1970-х годов.
В советские годы были уничтожены монастырское кладбище (вместе с могилой основательницы) и сад, снесена часть стен. Многие постройки не ремонтировались и пришли в полное запустение.
В 1974 году часть построек Рождественского монастыря была передана МАРХИ для организации музея-заповедник а древнерусского искусства и зодчества. Была проведена реставрация колокольни и Рождественского собора, где разместился архив одного из научно-исследова тельских институтов. В конце 1980-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.
В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы вернули Русской Православной Церкви. В 1993 году было принято решение о возрождении древней обители. Первыми насельницами монастыря стали монахини из эстонского Пюхтицкого монастыря. Настоятельницей Богородице-Рожде ственской обители с первых дней стала монахиня Викторина (Перминова), в 1998 году возведённая в сан игумении. В монастыре непрерывно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлены в основном все храмы монастыря, кроме собора святителя Иоанна Златоуста, где для начала каких либо работ необходимо пройти бесконечное количество различных согласований.
Многие наши паломники пришли в монастырь раним утром на Божественную литургию, где священнику монастыря отцу Роману Чистикову сослужил и наш священник Павел Карев, исповедались и причастились. Прихожане нашего храма приложились к святыням монастыря, среди которых помимо уже упомянутой иконы преп. Софии Суздальской ещё частица мощей св. великомученика Георгия Победоносца в ковчеге, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, чудотворная икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей, другие реликвии обители. По окончании богослужения, в полдесятого началась экскурсия по монастырю, которую замечательно провела насельница обители матушка Сергия. На наших паломников огромное впечатление произвела неспешная монастырская служба, храмовые иконы и святыни, экспрессивные образы трапезного храма, размах реставрационных работ.
По окончании экскурсии наши паломники перешли в находящийся неподалёку храм Святителя Николая Чудотворца в Звонарях.
Первая церковь на месте современного храма появилась ещё во времена Иоанна Грозного. Это был деревянный храм Николы Божедомского, так как при нем был организован «убогий дом», куда зимой свозили тела умерших бродяг и утопленников, людей умерших несчастной смертью и оставляли до весны до следующего захоронения. Неоднократно горевший храм с 1657 года уже перестроен как каменный. Постепенно на Рождественке образовалась Звонарская слобода, в которой селились звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлёвских церквей, отчего храм и стал называться «Никола в Звонарях». Это наименование было официально закреплено в 1677 году. В 1760 году на деньги графа Ивана Иларионовича Воронцова (имевшего усадьбу неподалёку) по проекту архитектора Карла Бланка начато строительство храма в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма. Строительство было окончено в 1781 году.
В 1933 году храм был закрыт. В его помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х в здании храма размещалась кафедра рисунка МАРХИ.
В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II подписал указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях подворья Пюхтицкого монастыря. Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, а в 1996 году Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и двух боковых приделов храма. Настоятельницей подворья является игумения Филарета (Смирнова), многолетняя помощница покойного Патриарха.
Главный престол храма ныне освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именем святителя Николая назван один из боковых приделов. Другой придел освящён в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В восстановлении храма, создании монашеской общины, вплоть до своей кончины в 2012 году принимала участие матущка Адриана (Малышева), начало духовной жизни которой неразрывно связано с нашим храмом Воскресения Словущего. Непростой жизненный путь матушки Адрианы отражён в книге «Монахиня из разведки», которую ещё некоторое время назад можно было приобрести в книжной лавке нашего храма.
Святыни храма: чтимые иконы Успения Божией Матери и Богородицы «Взыскание погибших». Икона Богородицы «Взыскание погибших» была пожертвована церкви одной дворянской семьёй в начале XIX века. После закрытия храма она долго блуждала по хранилищам разных разоряемых властями московских церквей, пока не была спасена одной благочестивой женщиной и не передана ею в 1981 году в эстонский Пюхтицкий монастырь. При создании московского подворья монастыря икона, совершив такое непростое путешествие, вновь заняла своё законное место в храме Святителя Николая в Звонарях.
Удивительна очевидная духовная связь нашего храма Воскресения Словущего и храма Николы в Звонарях. Это было отмечено всеми участниками нашего паломничества. Выйдя за ограду подворья наши прихожане вновь окунулись в шумную и суетную жизнь огромного мегаполиса…
Патриаршее Подворье Пюхтицкого Свято-Успенского Монастыря
Содержание
Православное Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Москва) – действующее представительство указанной женской обители в столице России. Учреждено при Церкви Николы в Звонарях (Москва). Адрес: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).
Дата учреждения Подворья
Подворье учредили в 1994 году. Случилось это после открытия вновь в Москве Церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, который официальные власти закрыли в 1930-х годах. Представительство Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря основали при указанном храме.
Дата постройки существующего здания Церкви
Церковь Николы в Звонарях (Москва), при которой основано и действует Подворье, построили в 1762-1781 гг.
Архитекторы храма
- Имя автора первоначального храма, к сожалению, неизвестно.
- после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
- 1762-1781: Бланк К.И.
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Из истории храма
Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г. С 1657 года Церковь упоминается как каменная. Впервые в наименовании Церкви обозначение «в Звонарях» появилось в документах, датированных 1677 годом.
Приход храма святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) известен с 1677 года. Дошедшее до наших дней здание Церкви построили в 1762-1781 гг. по проекту архитектора Бланка К.И. на средства графа Воронцова И.
Архитектурный стиль и краткое описание Церкви
Ныне она представляет собой храм, сооруженный в архитектурном стиле барокко. Здание имеет укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объём и стройный восьмерик с высоким куполом. Крупные детали отделки создают характерной для барокко парадный образ здания.
Храм имеет четыре престола. Главный престол освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Правый придел – освятили в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Левый придел посвятили святителю Николаю и святителю Алексию. Малый правый придел устроили в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского. И, наконец, малый левый придел освятили в честь Успения Божией Матери.
Храм после 1917 года
В годы богоборчества и гонений на православную церковь приход храма сняли с юридической регистрации и закрыли. Богослужения в нём прекратили. В 1934 году церковные здания передали для использования светскими учреждениями. Одно время в церковных помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х годов и до возвращения Церкви верующим она принадлежала Московскому архитектурному институту.
Предистория появления при храме Подворья
Появлению Подворья Пюхтицкого женского монастыря в Москве предшествовали события, происходившие далеко от столицы России – в Прибалтике. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построили дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.
Возвращение Церкви верующим
8 июля 1993 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях Подворья Пюхтицкого монастыря. 22 февраля 1994 года здание храма передали Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого Подворья.
29 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое Освящение главного престола и двух боковых приделов Церкви. Ныне – это действующий православный храм с образованном при нём Подворьем, где протекает полнокровная церковная жизнь.
Святыни
В наши дни в Церкви из почитаемых святынь находятся на хранении:
- чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
- икона Успение Божией Матери.
Статус
Церковь, при которой образовано указанное Подворье, является объектом культурного наследия, имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.
ФОТО — Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря
Другие православные представительства
Подворье Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря – не единственное подобное православное представительство в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:
- Подворье Саввино-Сторожевского Монастыря в Кунцево (Москва),
- известное Крутицкое Патриаршее Подворье (город Москва).
Поделитесь в соцсетях!
Пюхтицкий монастырь — центр православия в Прибалтике
В далеком 17 веке эстонским пастухам почтили чудное видение: на вершине горы, называемой Журавлиной, явилась им Царица Небесная. Когда видение рассеялось, то на том же месте, в расщелине дуба, приобрели дивную икону древнего письма «Успение Пресвятой Богородицы». С тех пор гора стала называться Пюхтицкой, что означает «Святая», а на ее вершине со временем был основан женский монастырь.
Рождение православного братства
Пюхтицкий женский монастырь возник в 1887 году в городе Иева (совр. Йыхви), филиал Балтийского православного братства. Создание этой организации явилось важным шагом в деле распространения православия среди прибалтийских народов, традиционно исповедовавших религию Западной Церкви. В осуществлении столь благого начинания важнейшую роль сыграл губернатор Эстляндии князь С.Б. Шаховского и его супругу Елизавету Дмитриевну избрали председателем вновь созданного отделения.
Еще до основания Пюхтицкого монастыря Братство развернуло широкую работу по воспитанию православных сирот, оказанию медицинской помощи местному населению и созданию приютов для бездомных. Вскоре усилиями членов Православного Братства была открыта школа, в которой обучались не только девочки, но и мальчики, независимо от их вероисповедания. Большую поддержку начинанию оказал император Александр III. Как истинный христианин, он не мог остаться в стороне от такого благочестивого дела и поручил школе выделить немалые материальные средства.
Организация женской общины
Пухтицкий монастырь создан в тех же традициях, что и многие другие православные монастыри. Все началось с того, что летом 1888 года из Костромы из женского монастыря в Йыхви для послушания в приходской больнице прибыли пять монахинь. Прислала их сюда настоятельница Богоявленского женского монастыря игуменья Мария. Вскоре к ним присоединились еще пять девочек-сирот. Так образовалась небольшая община, совершавшая богослужения в домовом храме, построенном Братством.
Прежде чем Пюхтицкий монастырь получил право на существование, его основателям пришлось немало потрудиться. Явных противников его творения не было, но на каждом шагу приходилось преодолевать сопротивление неповоротливой бюрократической машины. Председатель Балтийского отделения Братства княгиня Шаховская в своем письме епископу Рижскому Арсению указывала, что монастырь мог бы стать хранителем чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, тем более что она будет почитаема на самом месте обретения святыни.
Игуменья Варвара
Пухтицкий Успенский мужской монастырь был основан в 1891 году, когда, уладив все формальности, связанные с отчуждением необходимого земельного надела, община благополучно перебралась на Святую Гору. Первой настоятельницей монастыря была инокиня Варвара (Е. Д. Блохина). Выбор был не случаен. Эту монахиню в полной мере можно назвать религиозной подвижницей.
В десять лет попала в монастырь и с тех пор сорок лет посвятила себя служению Богу. После послушания в хоровом пении она также овладела искусством рукоделия, прошла курс медицинской подготовки, досконально знала церковный устав и все особенности монашеской жизни. Но главным ее талантом были организаторские способности.
В Костромском женском монастыре, где когда-то жила матушка Варвара, во время русско-турецкой войны был развернут эвакогоспиталь, и будущий настоятель имел возможность приобрести богатый опыт ухода за больными и ранеными. Это помогло ей работать в монастырской клинике и вместе с ней создать аптеку. Под ее руководством детский дом был переведен на Святую Гору. Но главной его задачей было создание основ полноценной религиозной жизни общины.
Открытие монастыря
В 1892 году на основании Указа Святейшего Синода Пюхтицкий монастырь получил официальный статус, а его настоятельница матушка Варвара была возведена в сан игумении. При разработке устава монастыря за основу были взяты внутренние правила древних православных монастырей, которые отличались необыкновенной строгостью. Все мирское, отвлекающее сестер от служения Богу и от исполнения возложенных на них послушаний, было решительно отвергнуто. Это помогло с первых дней создать в обители атмосферу аскетизма и духовного подвижничества.
Религиозная общественность России высоко оценила труды нового игумена. Благодаря распространившейся о нем славе монастырь стал получать богатые пожертвования. Лично император прислал в подарок богатое церковное облачение. Кроме того, от разных благотворителей регулярно поступали духовные книги, лампады, напрестольные кресты, серебряные сосуды и многое другое.
Одним из самых известных архитекторов монастыря был великий проповедник и чудотворец протоиерей Иоанн Кронштадтский. Он оказывал весьма существенную материальную помощь и присылал на Святую Гору новых язычников из Петербурга. Когда приехал отец Иоанн, особенно в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в монастырь стекалось более десяти тысяч паломников.
Двадцатый век в жизни монастыря
В 1900 году в Петербурге, в гавани, в доме мещанина А.Иванова было создано подворье Пюхтицкого монастыря. Через год после перестройки был освящен временный храм с колокольней, а в 1903 г. заложен новый храм, проект которого поручили архитектору В. Н. Боброву. Это было очень внушительное сооружение, на первом этаже которого находились кельи, а на втором — церковь и колокольня. После Октябрьского переворота двор закрыли, а само здание перестроили под хозяйственные нужды.
Поскольку в двадцатые-тридцатые годы Пюхтицкий монастырь располагался на территории независимой Эстонии, горькая участь большинства русских монастырей миновала его. Он продолжал действовать, и религиозная жизнь в нем не прерывалась. А после окончания Великой Отечественной войны Господь увел его от закрытия. Уже в наши дни созданы два новых монастыря — в городе Когалыме и в Москве, при храме Николая Чудотворца в Звонарях.
Наши дни
В настоящее время монастырь на Святой Горе насчитывает сто двадцать жителей. Среди них монахини, принявшие постриг, и послушницы, многие из которых готовятся к этому великому событию в своей жизни. Под руководством ее настоятельницы игуменьи Филареты (Калачевой) монастырь, как и в предыдущие годы, ведет широкую благотворительную деятельность. Хор Пюхтицкого монастыря известен в стране и за рубежом. Диски с записями православных песнопений в его исполнении издаются большими тиражами и пользуются неизменным успехом у верующих и просто у любителей и ценителей хорового искусства.
Пюхтицкий монастырь — центр православия в Прибалтике
В далеком 17 веке эстонским пастухам явилось чудное видение: на вершине горы, называемой Журавлиной, явилась им Царица Небесная. Когда видение рассеялось, то на том же месте, в расщелине дуба, приобрели дивную икону древнего письма «Успение Пресвятой Богородицы». С тех пор гора стала называться Пюхтица, что означает «Святая», а на ее вершине со временем был основан женский монастырь.
Рождение православного братства
Рождение Пюхтицкого женского монастыря связано с конторой Балтийского православного братства, основанной в 1887 году в городе Иева (современный Йыхви). Создание этой организации явилось важным шагом в деле распространения православия среди прибалтийских народов, традиционно исповедовавших религию Западной Церкви. В осуществлении столь благого начинания важнейшую роль сыграли губернатор Эстляндии князь С. Б. Шаховской и его супруга Елизавета Дмитриевна, избранная председателем вновь созданного отделения.
Еще до основания Пюхтицкого монастыря Братство развернуло широкомасштабную работу по воспитанию православных сирот, оказанию медицинской помощи местному населению и созданию приютов для бездомных. Вскоре усилиями членов Православного Братства открылась школа, в которой обучались не только девочки, но и мальчики, независимо от их вероисповедания. Большую поддержку начинанию оказал император Александр III. Как истинный христианин, он не мог оставаться в стороне от столь благочестивого дела и поручил школе выделить значительные материальные средства.
Организация женской общины
Пухтицкий монастырь создан в тех же традициях, что и многие другие православные монастыри. Все началось с того, что летом 1888 года из Костромы из женского монастыря в Йыхви для послушания в приходской больнице прибыли пять монахинь. Прислала их сюда настоятельница Богоявленского женского монастыря игуменья Мария. Вскоре к ним присоединились еще пять девочек-сирот. Так образовалась небольшая община, совершавшая богослужения в домовом храме, построенном Братством.
Прежде чем Пюхтицкий монастырь получил право на существование, его основателям пришлось немало потрудиться. Явных противников его создания не было, но на каждом шагу приходилось преодолевать сопротивление неповоротливой бюрократической машины. Председатель Балтийского отделения Братства княгиня Шаховская в своем письме епископу Рижскому Арсению указывала, что созданный монастырь может стать хранителем чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, тем более что она будет поклонялись на самом месте обретения святыни.
Игумен Варвара
Пухтицкий Успенский мужской монастырь был основан в 1891 году, когда, уладив все формальности, связанные с отчуждением необходимого ему надела, община благополучно перебралась на Святую Гору. Первой настоятельницей монастыря была инокиня Варвара (Е. Д. Блохина). Выбор был не случаен. Эту монахиню в полной мере можно назвать религиозной подвижницей.
В десятилетнем возрасте она оказалась в стенах монастыря и с тех пор, в течение сорока лет, отдавала все свои силы на служение Богу. После послушания в хоровом пении она также овладела искусством рукоделия, прошла курс медицинской подготовки, досконально знала церковный устав и все особенности монашеской жизни. Но главным ее талантом были организаторские способности.
В Костромском женском монастыре, где когда-то жила матушка Варвара, во время русско-турецкой войны был развернут эвакогоспиталь, и будущий настоятель имел возможность приобрести богатый опыт ухода за больными и ранеными. Это помогло ей работать в монастырской клинике и вместе с ней создать аптеку. Под ее руководством детский дом был переведен на Святую Гору. Но главной его задачей было создание основ полноценной религиозной жизни общины.
Открытие монастыря
В 1892 году на основании Указа Святейшего Синода Пюхтицкий монастырь получил официальный статус, а его настоятельница матушка Варвара была возведена в сан игуменьи. При разработке устава монастыря за основу были взяты внутренние правила древних православных монастырей, которые отличались необыкновенной строгостью. Все мирское, отвлекающее сестер от служения Богу и от исполнения возложенных на них послушаний, было решительно отвергнуто. Это помогло с первых дней создать в обители атмосферу аскетизма и духовного подвижничества.
Религиозная общественность России высоко оценила труды нового игумена. Благодаря распространившейся вокруг него славе монастырь стал получать богатые пожертвования. Лично император прислал в подарок богатое церковное облачение. Кроме того, от разных благотворителей регулярно поступали духовные книги, лампады, напрестольные кресты, серебряные сосуды и многое другое.
Одним из самых известных косметологов монастыря был великий проповедник и чудотворец протоиерей Кронштадтский Иоанн. Он оказывал весьма существенную материальную помощь и присылал в Петербург новых жителей из Петербурга. Когда приезжал отец Иоанн, особенно в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в монастырь стекалось более десяти тысяч паломников.
Двадцатый век в жизни монастыря
В 1900 году в Петербурге, в Гавани, в доме мещанина А.Иванова было создано подворье Пыхтицкого монастыря. Через год после перестройки был освящен временный храм с колокольней, а в 1903 г. заложен новый храм, проект которого поручили архитектору В. Н. Боброву. Это было очень внушительное сооружение, на первом этаже которого располагались кельи, а на втором — храм и колокольня. После Октябрьского переворота двор закрыли, а само здание перестроили под хозяйственные нужды.
Поскольку в 20-30-е годы Пюхтицкий монастырь находился на территории независимой Эстонии, его миновала горькая участь большинства русских монастырей. Он продолжал действовать, и религиозная жизнь в нем не прерывалась. А после окончания Великой Отечественной войны Господь увел его от закрытия. Уже в наши дни созданы два новых монастыря — в городе Когалыме и в Москве, при храме Николая Чудотворца в Звонарях.
Наши дни
В настоящее время в обители Святой Горы проживает сто двадцать жителей. Среди них монахини, принявшие постриг, и послушницы, многие из которых готовятся к этому великому событию в своей жизни.