Вера до крещения на руси: обычаи, боги, ритуалы, как узнают о верованиях славян.

Разное

что дало народам крещение Руси?

28 июля в России, Беларуси, Молдове и Украине отмечают важный исторический праздник – День крещения Руси. Конечно, такое знаковое событие произошло не именно в этот день: крещение Руси было протяженным во времени. Но 28 июля православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, который в 988 году принял решение о крещении Руси и крестился сам, со всей своей дружиной и боярами. Поэтому праздник в честь крещения Руси было решено отмечать в этот день.

О том, как Князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным, мощным, ресурсным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают толкования и альтернативные версии. Например, что было бы, если бы князь Владимир выбрал для Руси другую религию?

Как князь Владимир выбрал восточное христианство?

А ведь действительно, такая вероятность была. Летописи рассказывают, как Князь Владимир принял решение объединить находившиеся под его рукой народы и отказался от идеи использовать для этого язычество. После этого он призвал к себе представителей самых сильных мировых религий. Они явились, чтобы обратить князя Владимира в свою веру. «И начался богословский спор, – рассказывает специалист по истории Древней Руси, профессор Игорь Данилевский. – Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие».

После этой беседы князь Владимир отправил в каждую из стран отдельную депутацию бояр, чтобы они посмотрели, как каждая из религий отражается в жизни людей и государства. Вернувшись, бояре рассказали обо всем, что видели.

Картина: Великий князь Владимир выбирает веру(1822г.)/Эггинк Иван

Игорь Данилевский: «Многое в каждой из религий понравилось князю Владимиру. Например, ему вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Однако строгие пищевые запреты, а особенно запрет на вино пришлись не по вкусу. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Бояре с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. «С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, восточная христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм», – говорит историк.

Почему крещение означало свободу и независимость?

Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.

«Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим», – говорит протоирей Всеволод Чаплин.

По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.

Картина: Крещение князя Владимира(1885-1893гг.)/Виктор Васнецов

«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Лекарство от раздоров

«Праздник Крещения Руси дает нам повод обратиться к истории, к корням, ко всему тому, что было выворочено и выморочено в нашем народе, – говорит священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков. – Это не просто торжественная дата, но настоящее событие, связанное с истоками нашего православия и русского народа, русской культуры, русского менталитета и даже русского языка, который появился из славянского, оплодотворенный Евангелием, святоотеческим наследием и первыми русскими христианскими летописями, наставлениями и словами мудрости, такими как «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» и другие».

К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.

«Сегодня особенно важно вспомнить о том, что в киевской купели родился народ, ценящий мир, – говорит Георгий Кочетков. – Таковой была политика князя Владимира после 988 года, что, конечно, связано с христианской верой. Именно эта вера веками питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».

И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.

По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.

Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев

«Мы вышли из одной купели – и русские, и украинцы, и белорусы, и карпатороссы, являясь по сути одним народом, связанным и одной верой, и очень близкой культурой. Именно гонения на православную церковь, искоренение ее на русской земле позволили заложить семя раздора между Украиной и Россией, что было невозможно до 1917 года, какие бы ни были у нас противоречия и разногласия, обычные между любыми соседями», – говорит Георгий Кочетков.

По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.

Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.

Испытание верой: мифы о крещении Руси

Христианству в России исполняется уже 1033 года, а вопросов у историков остается множество. Достаточно сказать, что неизвестно не только точное время крещения — праздник привязан ко дню памяти князя Владимира (15 июля по юлианскому календарю), — но и место крещения, ибо византийский Херсонес (летописный Корсунь), где, согласно легенде, князь обратился в христианство, располагался далеко от Русской земли.

Где крестился князь, вернувшийся из Корсуня на Русь, — в Киеве или Василёве — во времена составления Начальной летописи (Повести временных лет, на рубеже XI и XII веков) говорили по-разному. Таково свойство фольклорной памяти, а письменных свидетельств о крещении Руси, которые могли бы всерьез корректировать Повесть временных лет, практически не сохранилось.

«Фотиево крещение»

Странным выглядит и молчание византийских источников о крещении Русской земли. Это обстоятельство традиционно пытаются объяснить историографическим мифом, созданным византийским патриархом Фотием за сто с лишним лет до крещения Владимира.

Патриарх Фотий

© Public Domain via Wikimedia Commons

Патриарх стал свидетелем первого похода руси — дружины, едва не взявшей в 860 году Царьград «на копье». Рейд неизвестной дотоле народности русь потряс не только Византию: в Риме, с которым Константинополь соперничал из-за первенства в церковной иерархии, не могли не позлорадствовать по поводу нашествия иноплеменников-язычников и назвали его проявлением Божьего гнева.

Фотий ответил посланием, где утверждалось, что русь была настолько потрясена увиденным в Византии, что приняла христианство, позвав к себе епископа. Правда, место, куда отправился приглашенный пастырь, осталось неназванным, и никаких следов христианства у руси в IX веке не обнаружено. Но, по мнению сторонников раннего «Фотиева крещения», это объясняет, почему Византия не обратила должного внимания на принятие христианства Владимиром по прошествии ста с лишним лет.

Упорствующий язычник вещий Олег

Тем не менее христианство действительно было известно на Руси задолго до Владимира и было связано с походами на Царьград. После победоносного похода Олега в 907 году (также не упомянутого византийскими источниками, как и крещение 988 года) греки пытались поразить князя церковной красотой, но Олег остался упорствующим язычником.

Греки пытались поразить князя церковной красотой, но Олег остался упорствующим язычником

Ситуация изменилась через 30 лет, со следующим поколением русской элиты: при князе Игоре в 940-е годы были совершены не вполне удачные походы на Византию, но выгодный для Руси мир был все же заключен в 944 году. Приносившие клятву соблюдать мир русские дружинники разделились: язычники клялись перед Перуном, христиане — в церкви Ильи.

Летописец, переписавший договор 944 года в начале XII века, думал, что речь идет о современной ему киевской церкви. Энтузиасты, верящие в «Фотиево крещение», утверждают, что уже в год договора в Киеве стояла церковь. Однако исследование дипломатического протокола договоров показало, что речь шла о константинопольской дворцовой церкви. Русские дружинники, служившие со времен Олега в Царьграде, привыкали к обычаям греков-христиан: так формировалась варяжская гвардия, доверенная стража самого императора.

Хитрость княгини Ольги

Почти сказочный сюжет о хитрости, помогающий герою в сложной ситуации, связан в летописи с визитом в Царьград вдовы и наследницы Игоря — княгини Ольги, которая хотела принять крещение от самого императора. По летописи, император воспылал страстью к Ольге (даме вполне преклонных лет), и она обещала ответить ему взаимностью после крещения. Обряд состоялся, но Ольга объявила, что не может позволить греха с крестным отцом…

Картина «Крещение княгини Ольги» Ивана Акимова, 1792 год

© Public Domain via Wikimedia Commons

Историческая суть заключается в том, что Ольге пришлось дипломатически настаивать на своем крещении, обещая взамен военную помощь, так как Византия не усердствовала в обращении «варваров». Чтобы ускорить процесс, княгиня призвала в Киев германского епископа, демонстрируя грекам, что их несговорчивость приведет к победе соперника — римской церкви.

Легенда об Андрее Первозванном на Руси

Еще один знаменитый историографический миф связан с Андреем Первозванным, как провозвестником русского христианства. История его путешествия включена в начальную часть Повести временных лет.

Летописец, описывая зарождение христианства в славянском мире, резко обрывает рассказ об основателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. Дело в том, что их миссия у дунайских славян была продолжением миссии апостола Павла к «язычникам», а Павел — епископ Рима. Так как начальная летопись составлялась уже после разделения церквей в 1054 году, Руси нужен был свой апостол.

Таковым оказался Андрей — недаром он учил по берегам Черного моря, которое летописец называл «Русским». Оставалось заключить, что Андрей учил и в Корсуне, а оттуда ему удобно было отправиться через будущую Русскую землю к варягам и далее в Рим, по окружному (вокруг всей Европы) пути из варяг в греки. Эта космография нужна была летописцу, потому что в его картине мира славяне в эпоху апостольской проповеди пребывали еще на своей дунайской прародине, а изначальная Русь вообще обреталась за Варяжским (Балтийским) морем.

Летописец понимал, что всякий крещеный народ должен иметь своего апостола

Миф о путешествии Андрея не был фальсификатом в духе шапки Мономаха, когда претензии на власть обосновывались явными мистификациями. Это благочестивая конструкция, составленная монахом-книжником, который понимал, что всякий крещеный народ должен иметь своего апостола. Русь была крещена за сто лет до составления первых летописных сводов, и обязанностью составителя было обнаружить пророка русского христианства. Об истинности его предсказаний свидетельствовали сами киевские церкви.

В истории современного Российского государства благочестивый национально-романтический миф эпохи раннего Средневековья, поддержанный историографами М.В. Ломоносовым и Н.М. Карамзиным, имеет вполне официальное продолжение — орденом нашей страны остается орден Андрея Первозванного.

«Викинг» и выбор между крестом и мечом

Не меньше мифов порождает фигура крестителя Руси Владимира. Он был сыном воителя Святослава, который не внял уговорам своей матери Ольги принять крещение — «дружина засмеет», говорил князь. Он верил в силу меча, но не в силу креста. Владимиру выбор веры — крест или меч — был продиктован историей.

Этот сюжет стал основой фильма «Викинг», вызвавшего горячую дискуссию.

Начальная русская история и сам акт крещения Руси вызывает бесконечные споры у всех, кто пытается эту историю осмыслить. Есть те, кто считает, что избранный Владимиром путь к цивилизации лишил их культуру национальных корней. Другие полагают, что «родноверы» — неоязычники, продолжающие оплакивать Перуна, остаются во власти первобытных инстинктов, уподобляются «викингам», для которых образ распятого инородца смешон, ведь он не может поднять оружие. Эти герои верят в силу меча и в то, что гибель в бою открывает павшему со славой путь в воинский рай — Вальхаллу.

Так вел себя, по летописи, отец Владимира Святослав: потерпев поражение от греков, он сознательно пошел на героическую смерть — в засаду к печенегам, хотя мудрый воевода уговаривал князя обойти засаду, бросив свою дружину.

Владимир, ищущий новой веры и боящийся новых грехов, после крещения даже отказывается казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий»

Такого поведения ожидала от Владимира и его дружина. Но в фильме князь изображен уже лишенным «героических» предрассудков, поэтому выглядит нерешительным и вызывает недоумение у поклонников стиля экшн, ожидающих традиционного стереотипа «мачо», размахивающего мечом.

Образ героя, выбирающего свой путь, соответствует образу летописного Владимира, ищущего новой веры и боящегося новых грехов. Из-за этого после крещения он даже отказывается казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий», естественно, чуждой менталитету викингов.

Что же могло заставить предводителя варварской дружины искать новую веру?

Картина «Великий князь Владимир избирает религию» Ивана Эггинка, 1822 год

© Public Domain via Wikimedia Commons

Дело в том, что первобытные идеи, основанные на признании только своих племенных богов, рушились в период выбора веры. И происходило это не по вине миссионеров-иноверцев. И викинги, и славяне, расселявшиеся в Европе, видели богатства, созданные древними цивилизациями. Взять их мечом удавалось не всегда, надежнее было служить за плату. Поэтому скандинавы, русские и англосаксы поступали на службу к византийцам в «варяжскую гвардию» и принимали крещение (иногда по несколько раз, чтобы получить больше подарков).

В таких условиях впитавшая разные идеи дружина Владимира уже не могла быть единой — нельзя поклоняться всем богам — Перуну, Тору и Христу. А единство было необходимой гарантией власти князя. 

Кроме того, в эпоху родовых распрей сама идея кровного единства потерпела крах. В воинском рае за пиршественным столом «бога предков» могли оказаться только герои. Значит, здесь не было места ни предательски умерщвленным братьям Владимира, ни ему самому, ведь он оказывался «подлым убийцей» собственного брата. Религия викингов не предполагала посмертного суда — «разбора» деяний умершего и, стало быть, возможности его оправдания.

Перуна уже недостаточно

Конечно, Владимир не мог сразу отрешиться от веры предков: захватив Киев после убийства своего старшего брата Ярополка, князь учреждает языческий пантеон во главе с Перуном. Но его государству уже недостает своих племенных богов. Поэтому в пантеон включают существ с неславянскими именами — Хорс и Семаргл. В них видят богов ираноязычных (аланских) подданных Руси в ее южных пределах, расширенных при Святославе.

Попытка князя Владимира создать «языческую» государственную религию была обречена

Попытка преодолеть племенную замкнутость и создать «языческую» государственную религию была обречена и «изнутри», и «извне». Когда в Киеве нужно было принести благодарственные жертвы за победу над ятвягами (балтийскими племенами), жребий неслучайно пал на иноверцев – варягов-христиан. Они были убиты язычниками, но это ознаменовало раскол внутри княжеской дружины, ведь часть ее уже при Игоре была христианской.

Выбор веры

Не менее конфликтной оказалась внешнеполитическая ситуация: после войны с волжскими болгарами, принявшими ислам в начале X века, нужно было заключить мир. Но мусульмане не могли заключить мир с язычниками, и посольство болгар в 986 году прямо заявило Владимиру, что он не знает «закона» — священного писания (языческая религия была бесписьменной).

Картина Клавдия Лебедева «Крещение киевлян»

© Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Это знаменовало начало прений о вере, широко известного летописного сюжета, который часто считается «мифом» — книжной конструкцией. Однако летопись сохранила конкретную историческую характеристику посольств, явившихся к Владимиру, чтобы навязать князю свою веру.

За болгарами-мусульманами пришли «немцы от Рима» — при императоре Оттоне I Рим действительно подчинился немцам. Но вера, насаждаемая немцами и римским папой, была неприемлема для Руси. За ним явились хазарские иудеи, чья община обитала в самом Киеве. Но власть Хазарии, разгромленной Святославом, ушла в прошлое.

Выбор Владимира был предрешен — Русь формировалась на пути из варяг в греки. Греческая вера, потрясшая своей красотой русское посольство в Царьграде, была уже хорошо известна в Киеве и повсюду, где стояла русская дружина.

Вслед за своей бабкой Ольгой Владимир должен был не просто принять греческое христианство, а завоевывать новую веру — идти походом на главный город Византии в Крыму, Херсонес, и требовать себе в жены византийскую принцессу. Ее должен был сопровождать клир, обеспечивающий богослужение в обращенной земле. В итоге Херсонес оказался разменной картой — он был возвращен Византии в качестве «вена», то есть брачного выкупа за невесту.

Миф о «двоеверии»

Иногда считается, что процесс крещения занял не один год, а длился с 988 по 990 год: сначала князь принял веру сам, потом дожидался священников для массового обращения в христианство.

Владимира более всего впечатлило изображение Страшного суда — князю хотелось попасть с праведниками в рай, а не в ад

Известия о крещении язычников порождают очередные мифы: благочестивый монах-летописец уверял, что киевляне с радостью приняли новую веру. Но не менее распространенным остается почерпнутое В.Н. Татищевым из позднейших преданий представление о том, что крестили Русь (особенно новгородскую) «огнем и мечом».

Наиболее устойчивым стал миф о том, что крещение было поверхностным, не затронувшим языческой сути народной веры, и специфика русской культуры определяется «двоеверием» — сочетанием исконных представлений с навязанными ценностями христианской цивилизации.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади

© Роман Канащук/ТАСС

Действительно, «первобытный» культ предков был силен в народных верованиях. Но они определяли материальную сторону жизни, например благополучие в хозяйстве и урожай.

Заботу о душе брала на себя церковь, и погребальный обряд кардинально изменился на Руси сразу после крещения — языческое сожжение на костре сменили христианские похороны.

Самого Владимира более всего впечатлило изображение Страшного суда, продемонстрированное греческим миссионером, — князю хотелось попасть с праведниками в рай, а не в ад.

Фигура Владимира Ясное Солнышко, прославленная северными былинами, остается основой и новой российской идентичности — недаром его памятники установлены возле Московского Кремля и рядом с крупнейшей в России Смоленской крепостью. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru

Теги:

День Крещения Руси

Дорога к новой вере

Крещение Руси: мифы и реалии

07 октября, 00:00

ЕСТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК КНЯЗЯУ ВЛАДИМИРУ, ТРАДИЦИОННО СЧИТАЕМОМУ КРЕСТИТЕЛЮ КИЕВСКОЙ РУСЬ’. НО БЫЛ ЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВЫМ? / Фото Руслана КАНЮКИ, «День

» Поделиться:

С момента провозглашения независимости украинские политики и СМИ безоговорочно восприняли легенду о посещении святым Андреем киевских холмов в I веке н. -13 вв. С другой стороны, отечественные и зарубежные исторические находки свидетельствуют о том, что холодная скифская земля была согрета огнем христианской веры задолго до крещения Владимира.

Согласно византийским источникам, рано утром 18 июня 860 года русский флот из 360 ладий (лодок) под командованием Аскольда вошел в Золотой Рог в Константинополе. Атака застала греков врасплох, и они не успели растянуть гигантскую цепь, чтобы перекрыть доступ к гавани. Иоанн Диакон писал в своей древнейшей венецианской хронике, известной как «Хроника Сагомини», что русские истребили столько предместий и столько жителей, сколько могли, поэтому был поспешно собран и уплачен большой выкуп. В биографии византийского императора Михаила III кратко говорится, что он установил дружбу и согласие с Русью и убедил ее правителя принять христианство. По словам Михаила Браичевского, крещение Аскольда и его войска произошло сразу после достижения соглашения. Весьма вероятно, что обряд происходил в соборе Святой Софии в конце июня или начале июля 860 г. н.э. Аскольд получил христианское имя Николай и в итоге был канонизирован. Таким образом, его имя фигурирует во всех церковных календарях как Святитель Николай.

Вскоре патриарх Фотий отправил в Киев митрополита Михаила и шестерых епископов. В «Первой летописи» говорится, что первые три года они занимались строительством храмов (в основном в имениях богатых людей) и обучением пресвитеров. Только тогда приступали к крещению [Киевской] Руси. Сейчас трудно сказать, сколько людей было крещено до убийства Аскольда в 882 году, устроенного вероломным варяжским князем Олегом, правившим Ладожской землей. Абу’л Касим Убайд’Аллах ибн Хордадбех, автор самой ранней из сохранившихся арабских книг по административной географии, написал в конце 9 в.века, что купцы из [Киевской] Руси настаивали на том, что они христиане. Есть еще одно доказательство популярности христианской веры. Незадолго до смерти Аскольд вызвал в Киев бригаду византийских архитекторов для проектирования каменного собора. Более того, фактом остается то, что большинство европейских стран, граничащих с Киевской Русью, считали ее христианской страной (как и Ватикан). Густынская летопись гласит: «Славяне [Киевской Руси] крестились третьими [после болгарских и моравских славян]; это была наша Русь, и патриарх Фотий [Фотий I] вступил во владение после кончины патриарха Игнатия при Василии [I] Македонянине». В своем Послании № 35 Фотий был гораздо красноречивее. Он писал: «Не только этот народ [т. обсуждалось; народ, который превосходит других своей крайней жестокостью и осмелился посягнуть на Римскую империю».

Новая христианская вера была принята на подлинно добровольных началах, иначе толпа, разъяренная убийством Аскольда, зарезала бы митрополита, епископов и пресвитеров. Как бы то ни было, епархия была переведена из Киева в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий). Так христианство, завоевав Киев, пускало глубокие корни и в другие городские местности Руси. Так и должно было быть, учитывая, что свет Его Милости согревал сердца наших предков. Отметим, что это произошло задолго до крещения Аскольда. Общеизвестно, что в первые столетия после рождения Иисуса Христа христианские общины существовали во всех городах Крымского полуострова. Имеются источники о том, что четвертый Папа Климент I (возглавлял Церковь в 89 г.-97 г. н.э.), закончил свою жизнь в каменоломне в окрестностях Херсонеса. В 988 году князь Владимир Великий привез его голову вместе с телом своей ученицы Фивы в специальном ларце из Херсонеса в Киев. С тех пор в Украине появились топонимы Климентово, Климентовичи, Климентьевка, Климовка, Климаны, Клименки, а фамилия Клименко стала популярной.

Поэтому при князе Аскольде [Киевская] Русь давно созрела для массового обращения в новую [христианскую] веру. Именно поэтому древнейшие русские летописи придерживаются нового календаря, известного как Русская эпоха, от 860 года, когда Аскольд крестил Русь. В то время обращение к Иисусу Христу рассматривалось как приобщение к благодати, начало новой, настоящей жизни. Видный русский историк Василий Татищев видел некоторые из этих летописей и описал их в своих произведениях. Все они упоминали Аскольдово (первое) и Владимировское (второе) крещение Руси. Спустя почти 300 лет выводы Татищева были полностью подтверждены академиком Борисом Рыбаковым в «Летописи и былинах Древней Руси» (Москва, 1963). Естественно, эта публикация не прибавила ему друзей среди партийных функционеров и многочисленных коллег, построивших свою карьеру на традиционной [советской] трактовке истории, и поэтому на закате жизни академик с мировым именем не спешил затрагивать предмет. Излишне говорить, что «Повесть временных лет» (часто переводимая на английский язык как «Повесть временных лет») содержит подробное описание крещения Аскольда [Киевской Руси]. Тем не менее, есть все основания предполагать, что около 1118 г. он был «переписан», опустив все разделы, касающиеся этого события. Пятьдесят лет назад Борис Рыбаков с грустью отмечал: «Самые важные вопросы, которые задавал себе каждый историк, — где и как образовалось то или иное государство, когда и как оно приняло христианскую веру, — остались без ответа… Кто-то вычеркнул эти интереснейшие страницы из Первичная хроника». На самом деле Рыбаков идентифицирует это лицо: Мстислав I Киевский (Мстислав I Владимирович Великий). Таким образом, унижая свой народ, этот князь пытался прославить варяжскую династию Рюриковичей вообще и своего отца Владимира Мономаха (Владимира I Всеволодовича) и деда Владимира Великого в частности. Этот миф активно поддерживала династия Романовых.

На самом деле князь Олег [Новгородский], правитель Ладоги и германский царь рюриков, начал в Киеве неверный путь. Он устроил государственный переворот и убил законного правителя, потомка Кия Аскольда, изолировав Киев от остального христианского мира, на столетие сдерживая цивилизационный прогресс Руси. Не случайно его имя никогда не упоминается в византийских и европейских источниках — и это при том, что имя его предшественника, Аскольда, встречается во многих европейских источниках. Есть только один византийский источник под названием «Житие святого Стефана Сугдийского», в котором рассказывается о новгородском князе Бравлине, ограбившем храм в Сугде (Сурож, ныне Судак в Крыму) где-то в 9 в.00. После этого он тяжело заболел. Князь Бравлин выздоровел, как только вернул награбленное, и тогда же крестился. Этот князь не упоминается ни в одной из русских летописей. Арабский географ Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди (известный также как Аль-Масуди) писал, что в 912 году русы на борту 500 ладий напали на персидское побережье Азовского моря. Ряд историков считают, что Олег погиб во время того похода. Иными словами, есть все основания ставить под сомнение все те «великие дела» самозваного князя Олега, воспетые в «Повести временных лет». В первую очередь это относится к его [российско-советской] школьной кампании против Константинополя в 9 г.07. Ни в каких византийских источниках об этом ни слова. Первый сомнительный аспект — количество ладийских лодок: две тысячи! Известно, что Аскольд выставил в походе 860 г. 360 ладий, а в 912 г. — 500 таких лодок на Каспийском море.

Еще менее правдоподобной является история о том, как русские воины поставили эти лодки на колеса/ролики и мчались под развевающимися парусами к Константинополю. Те, кто знаком с фотографиями местности того периода, знают, что это была полупустыня, где трудно было найти горсть хвороста, поэтому древесину и дрова приходилось подвозить за десятки и сотни верст. Это было удобно с военной точки зрения, потому что противник не мог скрытно добраться до стен города среди бела дня. Впрочем, остается только гадать, как там мог вырасти целый лес, из которого якобы агрессор сделал эти колеса/катки. Другая маловероятная возможность состоит в том, что князь Олег и его войска взяли их с собой на всякий случай. Похоже, монах, написавший этот рассказ, видел мысленно густой лес вокруг Киева и никогда не ездил южнее Василькова. То же относится и к рассказу об огромной контрибуции и особых преимуществах, предоставленных русским купцам и посланникам. Фактически договор, заключенный князем Игорем с византийским императором в 9 г.44 таких пунктов нет. Самое удивительное, однако, что эти вздорные истории присутствуют в нынешних школьных учебниках, используются для привития патриотического духа подрастающему поколению именно так, как это делалось триста лет назад. Фактический результат, конечно, прямо противоположный. Кому интересно узнать, что предки его были ни на что не годны и со слезами на глазах умоляли варяга Рюрика, совершенно чужого, прийти и править ими? Борис Рыбаков лаконично характеризует Олега как воеводу и правую руку Рюрика: «…безвестный германский дворянин, захвативший Киев, как обычный разбойник, и встретивший свой конец Бог знает где». Также установлен факт, что он незаконно узурпировал политическую власть в течение тридцати лет. И так

Сын Рюрика Игорь, объявленный киевским князем в 19 лет, фактически мог начать управлять своим государством в 39 лет. Олег также нашел Ольгу себе в жены. Логично предположить, что князь Олег якобы погиб из-за своего коня. Народная легенда гласит, что лошадь, амулет в виде лошадиной головы или череп лошади всегда защищают хороших людей от злых и наказывают плохих. По-видимому, за время его долгого и грубого правления все подданные Олега-Вещего — в первую очередь простой народ — устали от него. Вот почему волхвы пророчили ему мифическую смерть из-за его коня, а церковные летописцы зафиксировали это на бумаге.

Смерть окаянного опекуна [Олега-Вещего] отнюдь не была концом проблем, выпавших на долю князя Игоря как законного правителя [Киевской Руси]. После убийства Аскольда древляне отказались признать Олега и перестали платить дань Киеву. Самозваный князь так и не смог решить эту проблему. Игорю пришлось исправлять ошибки, возникшие в результате бездействия Олега, и поплатиться за них своей жизнью (945 г. н.э.). Михаил Браичевский полагает, что некоторые из языческих варягов в его отряде вполне могли быть замешаны, и по вполне ощутимым причинам. Люди Игоря должны были узнать, что крещение князя было главным пунктом 9-го44 джентльменское соглашение с Константинополем. В ходе своего первого неудачного похода на Византийскую империю в 941 году греки использовали порох для уничтожения русской флотилии. В 944 году до военных действий дело так и не дошло. Как бы то ни было, князь Игорь не мог ожидать каких-либо весомых уступок от византийского императора Романа I Лакапина, а договор был выгоден для [Киевской] Руси тем, что был практически точной копией того, что был заключен Аскольдом еще в 874 г. Единственным отличием было то, что договор Аскольда показывал Русь как прочное христианское государство, а договор Игоря 944 — как единое целое со многими религиями. Плата за заключение этого взаимовыгодного договора была только одна: обещание [Князя Игоря] обратить [Киевскую] Русь в христианство и собственное крещение. Ему оставалось сделать всего один шаг. При папе Льве VI (886-918) Киевская епархия была 6-й по количеству приверженцев за пределами Византийской империи. В «Первой летописи» содержится текст русско-византийского договора 944 года: «Будучи христианами, настоящим клянемся Церковью Святого Ильи и Святого Креста… [что] никогда не будем действовать вопреки интересам нашей страны… это применимо как христианам, так и нехристианам…» Браичевский полагает, что князь Игорь, вернувшись домой с женой Ольгой, совершил чин крещения тайно, в Киеве, где-то в сентябре-октябре 944. Он умер в следующем году. Тем временем в Константинополе власть переходила из рук в руки, а Романа I Лакапина сослали в монастырь и обвинили в предательстве национальных интересов, в частности, в подписании договора с [Киевской] Русью. Чтобы подтвердить этот договор, княгиня Ольга немедленно отплыла в Константинополь в 946 году. Новый византийский император Константин VII (исторически известный как Багрянородный) не торопился приветствовать ее, и Ольга занялась посещением местных храмов, в сопровождении своего личного пресвитера. Ее деятельность не осталась незамеченной и, наконец, она достигла своей цели. Со временем возникнет красивая легенда, воспевающая русскую царевну с мужским характером, крещенную византийским императором. [Русская] Православная Церковь также превозносит ее и числит в своих святых.

К большому огорчению Ольги, копией Олега оказался ее сын Святослав. Летописцы Киевской Руси того времени всячески прославляли его многочисленные разбойничьи походы и набеги, порицая его за пренебрежение княжеским долгом защиты Руси — и Киева, матери всех русских городов, — от кочевников.

Сегодня российские и украинские историки обвиняют Святослава в опрометчивом разгроме Хазарского каганата в 965 году н.э., который к тому времени явно пришел в упадок и не представлял военной угрозы для [Киевской] Руси. Эта мощная ханская инфраструктура могла обеспечить безопасный доступ русских купцов к Поволжью, Северному Кавказу, Персии и Средней Азии. Прочный союз между этими сильнейшими государствами Европы мог бы обеспечить стабильность на всем протяжении от Урала до Карпат. Если бы это было так, то Золотая Орда не смогла бы перейти Волгу. Большую часть ордынского войска составляли кочевники из Поволжья, Северного Кавказа и приазовских земель. Именно поэтому штаб Золотой Орды находился в Сарае (известном историкам также как Сарай-Бату, один из крупнейших городов средневекового мира, расположенный в низовьях Волги, с населением 500 000 человек, согласно Британской энциклопедии). Это непрошенное истребление хазар открыло путь печенегам к захвату земель на юге Руси. Археологи указывают на массовое разорение помещичьего имущества в этом регионе [в то время]. В европейских источниках говорится, что земли в верховьях Днестра (Верхнее Поднестровье) тогда превращались в Сильва Печингарум, Печенежскую пущу. Неудачные походы Святослава против булгар превратили Византийскую империю из формального союзника в заклятого врага [Киевской] Руси.

После того, как князь был убит в стычке с печенегами, где-то в 972 г., вниз по порогам Днепра власть принял его старший сын Ярополк. Он представлял новое поколение, учитывая, что его [восточная] православная мать (дочь венгерского короля) и бабушка Ольга приложили все усилия, чтобы воспитать мальчика в истинно христианском духе. Князю Ярополку за восемь лет правления не удалось отразить ни одного набега печенегов — орды печенегов стояли лагерем у Стуги, в 30 километрах от Киева. С этой точки зрения его убийство по приказу Владимира/Владимира, его сводного брата и правителя Новгорода, было шагом, который просто необходимо было предпринять. Новый князь пошел по стопам Олега, нанял варяжских наемников и захватил Киев. Тем не менее Владимиру удалось сделать то, чего не делал ни один из Рюриков.

Языческий путь Владимира к Иисусу Христу был драматично извилистым и тернистым. Наши хроники гласят, что он в первые годы своего царствования приказал преследовать христианских приверженцев и духовенство. Киевский митрополит вполне мог обрушиться на князя Владимира в одной из проповедей в Ильинской церкви, осудив его за убийство Ярополка. Это вполне могло стать причиной того, что Владимир сорвался с катушек, учитывая, что митрополиту пришлось бежать, спасая свою жизнь, от Киева до Переяслава. Князь Владимир, однако, не удовлетворился, повелев восстановить на Старокиевской горе языческую скинию с языческим божеством Перуном во главе (она была разрушена по приказу Аскольда). В первые годы своего правления Владимир удивил своих подхалимов, приняв ислам, который передали посланники хорезмийской династии.

Ахмад ибн Абдаллах Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази, известный персидский астроном, географ и математик, писал: «Именно так они воспитывались и получали образование, пока не стали христианами в том месяце трехсотого года. После того, как они приняли христианскую веру, их новая религия притупила острие их мечей, лишила их привычных повседневных занятий и заставила вернуться к суровым реалиям жизни, сводившимся к нищете… Потом они сказали, что хотят принять ислам, чтобы они могли совершать набеги, вести джихад и возвращаться к старым обычаям».

Интересна эта цитата тем, что она подтверждает факт крещения [Киевской] Руси при Аскольде. В таких условиях у ислама не было шансов стать господствующей религией в Приднепровье, землях, прилегающих к Днепру.

О противостоянии князя и киевского митрополита знали все в коридорах власти, в том числе сыновья и внуки Владимира. Последний вполне мог вычеркнуть имя несогласного митрополита из всех русских летописей XI века. Браичевский изучил Historia Ecclesiastica Никифора Каллистоса Ксантопулоса и определил диссентера: митрополита Феофилакта.

Тем временем восставшие булгары в 986 году разгромили войска Василия II, и император выжил по чистой случайности. Северо-восточные провинции Булгара стремились к протекторату киевского князя, чтобы избежать братоубийственной кровавой бойни. Василий II не возражал по причинам, хорошо известным ему самому. Он слишком хорошо знал, что военная поддержка [Киевской] Руси была единственным способом предотвратить его [иначе] неизбежное фиаско. Владимир знал это, поэтому согласился оказать необходимую военную помощь в обмен на женитьбу на греческой принцессе. Этот брак был единственным способом, которым Владимир мог положить конец изоляции Руси от международного сообщества, а также нарастающим слухам о его сомнительном отцовстве. Василий II, конечно, не торопился с окончательным решением. Тем временем его главнокомандующий Вардас Фокас провозгласил себя императором и захватил Хрисополис (в настоящее время Ускюдар, крупный и густонаселенный муниципалитет Стамбула, Турция, на анатолийском берегу Босфора). «Опустошительные восстания, акты агрессии, совершаемые целыми народами, вражда, переселение городов и стран, голод, чума, ужасные землетрясения и почти полное крушение Византийской империи…» — так видел известный византийский историк Лев Диакон. ситуация.

Узнав о восстании Варды Фоки, князь Владимир повел свои войска в Крым и осенью 987 г. достиг Херсонеса. Осада длилась шесть месяцев, и в марте 988 г. город был взят. Затем Владимир поставил перед Василием II ультиматум: княгиня как его жена или осада Константинополя. У византийского императора не было другого выбора, и он подчинился при условии, что Владимир примет христианскую веру через крещение. [Князь Владимир согласился.] В большинстве исторических источников указано, что оба события произошли 9 апреля.88, в храме во имя преподобного Иакова в Херсонесе. Только тогда Владимир отправил в Константинополь шеститысячный отряд русских воинов. Войска самозванца Варды Фоки вскоре потерпели поражение, и Византия быстро оправилась от шокирующего опыта. Этот факт подтверждается несколькими византийскими источниками, в том числе Иоанном Скилицем (также известным как Иоанн Скилиц), который отмечал, что у Василия II еще до битвы между людьми [Киевской] Руси и повстанцами при Херсонесе была его сестра Анна выходит замуж за князя Владимира. Поэтому общеизвестный рассказ об обмане Владимира греками был выдуман переписчиками, которые впоследствии переписали [Повесть].

Кто же тогда на самом деле крестил киевлян после возвращения Владимира? В «Первой летописи» говорится: «После этого Владимир взял княгиню и Анастасия и херсонских священников [то есть херсонесских] вместе с мощами святого Климента и Феба…» и возвратился в Киев. Браичевский полагает, что Анастасий был тем херсонесским священником, который отправил Владимиру послание, прикрепленное к стреле, выпущенной из лука, с указанием киевскому князю перекрыть подачу воды в осажденный город. Неудивительно, что Анастасий стал личным духовным наставником князя Владимира. Также велика вероятность того, что этот священник возглавит крестильную кампанию в Киеве. Дело в том, что Первичная летопись не упоминает митрополита Киевского и/или его Новгородскую, Ростовскую, Белгородскую, Черниговскую и Владимиро-Волынскую епархии как участников этого знаменательного события. Не следует также игнорировать энтузиазм киевлян, поскольку летопись гласит, что они были счастливы, их радость достигала небес. Ну и должны, учитывая, что впервые за сто лет бездарного правления Рюриковичей у народа Киевской Руси появился реальный шанс стать гражданами мощного цивилизованного государства во главе с способным государственным деятелем, великим политическим деятелем. который защищал их от печенегов и с которым Василий II обручил свою сестру. Теперь христианам не нужно было скрывать свою религиозную принадлежность. Благодаря крещению князя Киевской Руси они вскоре вознесут молитвы Иисусу Христу в величественном каменном храме. А так Владимир быстро построил Десятинную церковь (9 г.96), где Анастасий совершал богослужения. Конфликт между князем Владимиром и митрополитом Феофилактом закончился только с кончиной последнего в 990 году, когда власть принял митрополит Иоанн [Иоанн] I.

Ко всеобщему удивлению князь Владимир умер 28 июля 1015 года. В то время в Киеве было около 400 [восточно-православных] храмов, несколько католических и ирландская церковь. Это доказательство того, что Киевская Русь при князе Владимире держала двери открытыми для всей Европы. После его кончины священники всех христианских конфессий Киева вознесли молитвы за его душу. За 27 лет своего правления, будучи христианином, князь Владимир совершил чудо, превратив Киев из языческого города разбойников в христианскую столицу Восточной Европы. Это, вероятно, беспокоило Константинополь: они хорошо помнили гонения на Феофилакта и необоснованное превознесение раскольнического священника Анастасия. Последний бежит из Киева, осажденного войсками под командованием Болеслава I Храброго, первого короля Польши, в 1018 г., встает на его сторону и кончает жизнь где-то в Польше. Ярослав Мудрый и его сыновья неоднократно посылали послания в Константинополь с просьбой к Патриарху канонизировать Владимира, но безрезультатно. Окончательно он был канонизирован Московской епархией. В русских народных балладах и легендах он упоминается как Красно Солнышко, Красное Солнышко.

Какие выводы следует сделать из всего вышеизложенного? Сердце наших предков согревало пламя христианской веры, и что они не были последними, кто принял эту религию (как гордо утверждают наши школьные учебники), а принял новую религию одновременно с большинством европейских народов. Это то, что восточно-православные иерархи слишком хорошо знали, включая имена всех тех, кто крестил Киевскую Русь: князя Аскольда, княгини Ольги, князя Владимира Великого. Также, по-видимому, Киевская Русь могла стать христианской только при своих князьях Аскольде и Владимире, а не при чужих, вроде династии Рюриковичей, и на равных влиться в европейское сообщество народов.

Уже в сотый раз Украина стоит перед выбором: остаться в захолустье или стать полноправным членом единой Европы. Большинство украинцев предпочитают второй вариант, поэтому нам нужен лидер, способный воплотить эту давнюю мечту в реальность.

Валентин Моисеенко, историк, журналист

Автор

Валентин Моисеенко

Выпуск газеты №:

№54, (2010)

Раздел

История и я

Годовщина Крещения Руси в массовом сознании: да, и что?

Годовщина Крещения Руси и споры об этом событии отвлекли внимание от проблем, лежащих в темных глубинах истории. Праздник стал хорошим поводом для пиара. Конфессии конкурировали за претензии на свою историческую роль и авторитет сегодня. Политики зарабатывали баллы за комментарии, спонсорство церквей и фотографии с иерархами.

Годовщина Крещения Руси и споры об этом событии отвлекли внимание от проблем, лежащих в темных глубинах истории. Праздник стал хорошим поводом для пиара. Конфессии конкурировали за претензии на свою историческую роль и авторитет сегодня. Политики зарабатывали баллы за комментарии, спонсорство церквей и фотографии с иерархами. Люди избегали празднования, простые люди не могли даже близко подходить к святым местам, шеренги полиции охраняли коронованных и святых особ.

Да и что? Каким-то образом 1025-летие крещения отозвалось эхом в сознании 99% населения. Иной реакции от людей, исключенных из праздника, его сути и ценностей, его радости и надежды, было бы странно ожидать.

А праздник был? Юбилей был одним из симулякров нашего времени – никак не связанным с первоначальным. Что-то было, но как имя связано с историей христианства, жизнью народа — никто не проверял и никого даже не интересует.

Я бы назвал это годовщиной торжества, которого не было. Иными словами, все оказывается наигранным – и торжество, и праздничные мероприятия, и радость участников, и сказанные слова.

Что не так с праздником? Ни всерьез, ни с полной ответственностью к юбилею не отнеслись ни организаторы, ни церковно-государственные деятели юбилея. Не было покаяния. Искренних слов не было. Живых людей не было. Были актеры, устроившие социокультурный и политико-религиозный спектакль. С самого начала все это было шоу. Игра тоже была сыграна плохо – ни слез, ни чудес.

Как осмыслить происходящее вокруг 1025-летия Крещения Руси, чтобы событие – заранее виртуальное, показное, фейковое – не прошло даром?

Во-первых, «крещение Руси» до сих пор не состоялось, в том смысле, что история еще не окончена и никто не может говорить о прошедшем совершенном виде. Это не прошлое, разовое событие, а длинная сага, череда событий, процесс принятия решений.

Некоторые философы определяют людей как перманентный плебисцит — вопросы и решения о том, «хотят ли люди продолжать жить вместе» (Ортега-и-Гассет). Точно так же мы можем понимать «Крещение Руси» как постоянное самоопределение каждого представителя нации, а также публичное обсуждение и решение вопроса о христианском наследии, а еще глубже – к Евангелию, учению Христову, вера в Бога, стремление жить верой. В этом смысле череда «крещения» (сюда входит «крещение», совершенное апостолом Андреем, принятое князем Аскольдом и княгиней Ольгой) — это решение наших предков, которое должно постоянно обсуждаться и сознательно подтверждаться. Даже если решение было принято до нас, оно требует своего рода «подтверждения».

Во-вторых, «крещение» требует не только погружения, но и погружения в учение. Только в этом контексте становятся ясными наставления Христа апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел тебе» (Матфея 28:19-20). Как можно крестить себя во имя Отца, Сына и Святого Духа, ничего о них не зная? Как можно гордиться тысячелетней историей, не научившись за это время даже читать? Ведь библейские тексты стали доступны на родном языке только в девятнадцатом веке. И вопрос даже не в наличии, а в том, есть ли жажда к обучению, к познанию культуры, к развитию христианского образования. Сегодня Писание доступно, почти везде есть на полках, но открывается очень редко. И даже не стоит комментировать способность проникать и понимать священные тексты исконно христианской веры.

В-третьих, вера в то, что пережитое крещение не только утверждается и растет, но и становится ответственной, живой, действенной. Человек не только верит, но и живет верой, выполняет свои обещания. Этот апостол Иаков сказал ранним христианам: «Вы верите, что есть один Бог? Вы хорошо делаете. Даже демоны верят — и трепещут. Но хочешь ли ты знать, безумный человек, что вера без дел мертва?» (Иакова 2:19-20).

Понятно, что вера должна выражаться в переменах жизни. Несмотря на столь долгую историю нашего христианства, мы не можем похвастаться качественной жизнью. Мы не можем уйти от вопроса: если мы духовны, то почему живем так неблагополучно и бедно?

Наконец, крещение требует моего участия. Это происходит не без меня, конечно. Крещение не спасает без веры во Христа и верности Ему. Это не магическое средство, а завет, взаимное обещание, соглашение с обеих сторон. «Крещение теперь спасает вас. Не омовение от нечистоты плоти, но обращение к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа» (1 Петра 3:21). Обещание по умолчанию предусматривает выполнение, верность слову. Если мы нарушаем завет, мы лишаем себя благословений, обещанных Богом в ответ на наше обещание иметь добрую совесть.

Крещение связано с нашим личным покаянием – за грехи, преступления прошлого, отступление от Бога, нарушение завета с Ним. Поэтому лучшими пожеланиями к празднику являются апостольские слова: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts