Верещагин василий васильевич: Верещагин Василий Васильевич — биография художника, личная жизнь, картины

Разное

Верещагин Василий Васильевич: картины, биография

   Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

   Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в Париже, совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

   В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду — орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

   Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по Китаю. В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны — груды черепов, над которыми вьются вороны.

   В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в Мюнхене и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

   Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

   После этой ситуации художник покидает Россию, живя в Индии, на Тибете, во Франции. С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

   Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось — он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — Виртуальный Pусский музей

1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур

Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.

Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж. Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве. Много путешествовал — по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.Погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура во время русско-японской войны. Создал большие серии полотен — Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), «1812 год» (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.

Коллекция Русского музея


Всего: 9

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Другие музеи


Всего: 1

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Рекомендуем

Медиатека

Год создания: 2020 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 9:23

Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ — РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»

Год создания: 2012 | Интерактивная программа | Язык: русский

Электронное издание впервые наиболее полно представляет историю и обширные коллекции Череповецкого музейного объединения. 

Другие ресурсы

  Василий Верещагин — документальный фильм о непревзойденном художнике-баталисте (канал «Культура»)

  «Верещагин и мир в огне» — специальный онлайн-проект при поддержке Государственной Третьяковской галереи. Интересные истории, тесты, аудиорассказы о разных гранях творчества художника. 

  ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. «Распятие». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

  В.В.Верещагин. Иллюстрированная автобиография нескольких незамечательных русских людей

  Фильм Русского музея к выставке «Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

 

Экскурсии по выставке «Василий Верещагин», проходившей в Третьяковской галерее (7 марта — 15 июля 2018 года) 

Цикл «Варвары».

Туркестанская серия

Художник и насилие. Как Верещагин отвечал на жестокость и смерть
Графика Верещагина
Говорящие рамы Василия Верещагина

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

Художники по направлениям: Ориентализм

Наполняя свои картины заклинателями змей, женщинами в чадрах и куртизанками, художники-востоковеды создавали и распространяли фантастические изображения экзотического «Востока» для европейского зрителя. Хотя существуют более ранние примеры, ориентализм в первую очередь относится к западной (особенно английской и французской) живописи, архитектуре и декоративно-прикладному искусству XIX века.го века, в которых используются сцены, декорации и мотивы, взятые из ряда стран, включая Турцию, Египет, Индию, Китай и Алжир. Хотя некоторые художники стремились к реализму, многие другие включали отдельные культуры и обычаи этих стран в общее видение Востока, и, как отмечает историк Эдвард Саид в своей влиятельной книге « ориентализм » (1978), «Восток был почти европейским изобретение. .. место романтики, экзотических существ, навязчивых воспоминаний и пейзажей, замечательных экспериментов». Подпадая в целом под академическое искусство, ориенталистское движение охватывало целый ряд предметов и жанров, от великих исторических и библейских картин до обнаженной натуры и домашних интерьеров.

Истоки ориентализма уходят корнями в 15 век. С 1463 по 1479 год Венеция находилась в состоянии войны с Османской империей, которой правил султан Мехмет II. Венеция потерпела поражение в нескольких регионах и впоследствии была вынуждена выплатить контрибуцию, чтобы продолжить торговлю на Черном море. В 1479 году венецианское правительство направило Джентиле Беллини, официального придворного художника Венецианского дожа, в качестве культурного посла для работы на султана. Беллини вернулся в Венецию в 1481 году, но продолжал включать восточные мотивы в свои работы, что можно увидеть в Св. Марк проповедует в Александрии (1504-1507).

Другие художники, в том числе Веронезе, начали использовать аналогичные идеи, подражая Беллини, и в результате сохранилось много венецианских произведений искусства, изображающих ближневосточные сюжеты. Длительное влияние этого можно увидеть в произведении Веронезе «Свадебный пир в Кане » (1563 г.), на котором изображен Иисус в центре стола, только что сменивший воду на вино. Справа от него христианские гости и ученики в западной одежде, а слева от него еврейские гости одеты по восточной моде. Это разделение, идентифицирующее еврейский народ через восточную иконографию, стало традиционной художественной трактовкой, продолжавшейся до XIX века.го века, как видно на гравюрах Гюстава Доре в его La Grande Bible de Tours (1866).

Франция вступила во франко-османский союз в 1536 году, и этот союз, просуществовавший до 1798 года, привел к нескольким научным и культурным обменам. В частности, в 1700-х годах турецкие предметы стали очень модными во Франции, и это отразилось на искусстве того периода. Движение под названием Turquerie возглавили художники Жан Батист Ванмур, Шарль-Андре ван Лоо и Жан-Этьен Лиотар, и этот стиль стал элементом искусства рококо, как видно из 9 работ Лиотара. 0003 Портрет Марии Аделаиды Французской в ​​одежде в турецком стиле (1753).

Как полноценное движение ориентализм начался с завоевания Наполеоном Бонапартом Египта в 1798 году и его оккупации страны до 1801 года, что привело к притоку египетских товаров во Францию. Книги тоже сыграли свою роль. Барон Доминик-Виван Денон, сопровождавший ближневосточную экспедицию в качестве археолога, опубликовал свою подвеску Voyage dans la Basse et la Haute Égypte les campagnes du Général Bonaparte 9.0004 (1802). Он был богато иллюстрирован египетскими мотивами, взятыми из погребальных колонн, гробниц и храмов, и это повлияло на французское декоративное искусство и архитектуру. Изданное французским правительством издание Description de l’Égypte (1809-1822) в 24 томах с иллюстрациями всех аспектов жизни и культуры Египта также оказало длительное влияние.

Антуан-Жан Гро был пионером неоклассического ориентализма. Официальный художник Наполеона, ему было поручено нарисовать визит императора к его пораженным чумой солдатам в Яффо, Сирия, после завоевания им города в 179 г. 9. Наполеон в чумном доме в Яффо (1804 г.), был выставлен в Парижском салоне 1804 г., приуроченный к коронации Наполеона. Работа была задумана как инструмент пропаганды, доказывающий необходимость французского империализма в Египте и придающий героический оттенок в конечном счете злополучной кампании. Архитектурная обстановка, изображенная на картине, перекликается с «Клятвой Горация » Жака-Луи Давида (1784 г.), а исламская подковообразная арка, городские стены, мечеть и сириец, раздающий хлеб больным, придают историческую достоверность. Картина Гро олицетворяет неоклассический подход, указывая путь к ориентализму.

Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра «Большая одалиска » (1814 г.) была новаторской работой в становлении ориентализма как движения, а также в его последующем господстве в академической живописи. По заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат картина опиралась на традиционные образы Венеры, но вместо того, чтобы создать приемлемый контекст для обнаженной натуры с помощью мифологии, Энгр использовал ближневосточный контекст. В 1660-х годах французы начали использовать слово одалиска для обозначения наложницы в гареме. Взятое из турецкого «одалик», что означает «горничная», это слово в турецкой культуре относится к молодой рабыне, не наложнице, а скорее служанке, одетой в те же одежды, что и пажи-мужчины. Титул Энгра, использующий слово «одалиска», связанное с обнаженной натурой, фактически положил начало ориентализму, и позже он вернулся к этой теме, как показано в 9.0003 Одалиска с рабом (1839). Энгр никогда не был на Ближнем или Среднем Востоке, но, как и многие художники, был тем, кого называли «кабинетным востоковедом», полагаясь на рассказы других, в частности на « турецких письма » леди Мэри Уортли Монтегю (1763 г.). Однако Монтегю подчеркивала контраст между ее рассказами о стране и романтизированными образами, созданными как часть ориентализма. В частности, она опровергла мужское изображение турецких бань как сексуальных сцен, описав их как «женскую кофейню, где рассказывают все новости города». Тем не менее, Энгр и другие художники использовали ее детали и декорации как плацдарм для своих воображаемых сцен и сюжетов.

В 1832 году Эжен Делакруа отправился с дипломатической группой в Марокко и во время поездки создал несколько набросков и акварелей. Вернувшись в Париж, он впоследствии нарисовал алжирских женщин в их квартире (1834 г.). Когда работа была показана на Парижском салоне 1834 года, искусствовед Гюстав Планс писал: «Речь шла о живописи и не более того, о картине свежей, энергичной, продвинутой и смелой, совершенно венецианской». Картина стала новаторской моделью того, что впоследствии стало широко популярным жанром гаремных сцен, а также вызвала большой интерес к востоковедным сюжетам среди художников-романтиков.

Ориентализм оказал заметное влияние на религиозную живопись, поскольку художники стремились придать правдивость библейским сценам. Это можно увидеть в натуралистичных местных пейзажах, которые являются декорацией для картин Александра-Габриэля Декампа «Нахождение Моисея » (1837 г. ) и «Иосиф, проданный его братьями » (1838 г.). Британские художники, такие как Уильям Холман Хант, лидер Братства прерафаэлитов, путешествовали в Палестину в 1850-х годах, чтобы использовать этнографически точные детали для Козел отпущения (1854-55) и Обретение Спасителя во храме (1854-55) и группа «Русские передвижники» использовали реалистический подход к своим религиозным сценам, происходящим в Святой Земле, как видно из «» Василия Поленова. Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии (1888) и Илья Репин Воскрешение дочери Иаира (1871).

Самым известным жанровым художником-востоковедом был Александр-Габриэль Декамп. Он показал семь картин, изображающих повседневную жизнь на Ближнем Востоке, на Парижском салоне 1831 года, в том числе Турецкий патруль (1831) и с этого началась его карьера. Его изображения, изображающие играющих ближневосточных детей или торговцев в их магазинах, стали особенно популярными среди среднего класса и оказали влияние на художников, включая Делакруа. Другие известные примеры жанровой работы востоковеда включают « » Жана-Леона Жерома «Игрок на мандолине » (1858 г.) и « танцора » Насреддина (Альфонс-Этьен) Дине (около 1904 г.). Спрос на ориенталистские жанровые сцены начал распространяться по ведущим художникам Европы, таким как британец Джон Фредерик Льюис, франко-австриец Рудольф Эрнст, немец Густав Бауэрнфайнд и итальянец Джулио Розати, для развития родственного им стиля и образов.

Жанр гарема был самым популярным из жанров, хотя тесно связанными с ним были сцены невольничьего рынка. Ключевые примеры включают Джулио Розати «Осмотр новых поступлений » (без даты), «Белый раб» Жан-Жюля-Антуана Леконта дю Нуи (1888 г.) и «Гарем — представление абиссинского раба» Джона Фредерика Льюиса (ок. 1865 г.). Все эти работы изображали рабыню обнаженной и часто подчеркивали белизну ее кожи. Как отмечает Эдвард Саид, популярность этого жанра основывалась на представлении о Востоке как о «месте, где можно искать сексуальный опыт, недоступный на Западе». Мужчин не пускали в гаремы, поэтому художники, в том числе Энгр, использовали свои фантазии и слухи в сочетании с европейскими моделями для создания этих изображений. Ощущение мужского взгляда, проникающего в запретное царство гарема, было интерпретировано более поздними историками искусства, такими как Тодд Поттерфилд, как отражение западного желания завоевать землю и царство «другого».

Антуан-Жан Гро возглавил создание драматических военных произведений ориентализма, как показано в его Bataille d’Aboukir (1806 г.), изображающем современное сражение Наполеона против Османской империи. Подобные работы были популяризированы благодаря пропагандистским кампаниям наполеоновского правительства, и батальные сцены, часто изображающие героических французских солдат и действия против мусульманских войск, стали преобладающими. Эти темы, хотя и переосмысленные в рамках романтического движения, продолжались до середины 1800-х годов, и им дали импульс новые войны с Османской империей.
С 1821 по 1830 год Греция боролась за независимость от османов, а европейские художники и интеллектуалы отождествляли себя с греками, как видно из « Резни на Хиосе » Эжена Делакруа (1824 г.). Опираясь на современные рассказы о резне греков на острове Хиос, работа отразила акцент романтизма на драматических страданиях и крайних эмоциональных состояниях. В 1830 году французы вторглись в Алжир, и сцены затяжной войны, продолжавшейся до 1847 года, за колонизацию страны также были изображены на таких картинах, как «9» Теодора Шассерио.0003 Битва арабских всадников вокруг штандарта (1854 г.).

Художники также опирались на классическую историю, как видно из работы Александра-Габриэля Декампа « Поражение кимвров » (1833 г.), романтической трактовки поражения и резни племени кимвров римлянами в 102 г. Большинство этих работ связаны их восточные сюжеты и декорации отличаются варварской жестокостью и дикостью, и это хорошо видно в работе Делакруа « Конвульсионисты Танжера » (известной также как Фанатики Танжера 9). 0004 ) (1837-1838), в котором Aïssaouas, мусульманское братство, изображено как опасная толпа фанатиков.

Общество французских художников-востоковедов было основано в 1893 году с двойной целью: популяризация ориентализма и поощрение французских художников к путешествию в страны Востока. Ключевые фигуры в Обществе были в основном взяты из алжирской группы художников, в том числе Насреддин (Альфонс-Этьен) Дине, Морис Бомпар, Эжен Жираде, Поль Леруа и Жан-Леон Жером. Историк искусства Леонс Бенедите был президентом Общества с момента его образования до своей смерти в 19 г.25. Общество уделяло внимание художникам через свои регулярные салоны и публикации, но оно также рассматривалось как поддерживающее колониальное правление в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Несмотря на работу таких групп, к концу 19 века ориентализм уже находился в упадке. Стиль академического искусства, связанный с ним, казался уравновешенным и устаревшим, поскольку во второй половине XIX века развились новые течения, включая тонализм, эстетизм, импрессионизм и постимпрессионизм. век. Однако многие из этих движений находились под влиянием японизма, тесно связанного с ориентализмом.

Примитивизм также был основан на основах ориентализма, поскольку такие художники, как Поль Гоген, обращались к сюжетам и мотивам Таити, а более поздние художники, такие как Пабло Пикассо и Анри Матисс, находились под влиянием африканского искусства. Образы, вдохновленные ориенталистами, продолжали создаваться в 20-м веке такими художниками, как Пауль Клее, Василий Кандинский, Оскар Кокошка и Огюст Маке.

Современные художники аналогичным образом ссылаются на ориенталистские работы Делакруа, Энгра и других, хотя и переосмысленные через призму критики Эдварда Саида, а также более поздней феминистской и постколониальной критики. Работа алжирки Хурии Ниати переделывает образы Делакруа, как писала искусствовед Мэри Энн Маргер, чтобы развеять «концепцию XIX века об экзотической природе тогдашнего французского Алжира», а работа марокканки Лаллы Эссайди также переосмысливает работы Делакруа, Энгра. и другие востоковеды. Франко-алжирец Зинеб Седир создает видеоинсталляции и фотографии, посвященные перемещению и истории колонизаторов, в то время как видеохудожник турка Нил Ялтер изображает «неидентифицированную» женщину ориентализма. Перформанс Шюкрана Морала «Турецкая баня» (1997) и «Серия двойного действия для восточных фантазий» Гульсуна Карамустафы (2000) также критикуют ориентализм и его стереотипы. Хума Бхабха использует найденные материалы для создания своих скульптур, как видно из ее работы «Восточник» (2007), изображающей то, что художница назвала «сидящей египетской фигурой», чтобы передать «характер этих различных материалов, используя только их текстурные атрибуты. очень похож на киборга, с лицом, похожим на маску, которое напоминает мне чудовищный портрет Дориана Грея. И такое название, казалось, связывало метафору Оскара Уайльда с критикой Эдвардом Саидом западной гордыни».

См. также Ориентализм (стиль)

Источники:

www. theartstory.org

www.tate.org.uk

Википедия:
https://en.wikipedia.org/wiki/Ориентализм

Жизнь Василия Верещагина


Василий Верещагин, «Мавзолей Тадж-Махал. Агра» (без даты), холст, масло.

Русский художник, военный и политический деятель Василий Верещагин (1842–1904), нравственный летописец русской военной истории. Вооружившись мольбертом и пистолетом, Верещагин использовал свои работы, чтобы выразить протест против агрессивных наступлений, предпринятых имперской Россией по отношению к своим восточным и южным соседям в девятнадцатом веке. Он обогнул половину континентов мира и участвовал в двух войнах. Он путешествовал не ради отдыха или развлечений , а провел большую часть своей карьеры, рисуя военные сцены, многие из которых были настолько гротескными, что публика отвергала их. Его батальные полотна с пацифистским подтекстом и рисунки из экзотических стран служили главными темами творчества художника. Более десяти лет Верещагин жил за пределами России в Мюнхене и Париже, с продолжительными визитами в Нью-Йорк, Токио и Стамбул. Он имел огромный успех не только в России, но и во всей Европе и считается одним из величайших мастеров живописи стиля ориентализм. Верещагин завоевал всемирную известность, приняв участие в более чем тридцати персональных выставках за последнее десятилетие своей жизни, часто выставляясь в самых модных салонах. Помимо картин, он создавал документальные этнографические рисунки и был автором ряда литературных произведений.

Верещагин родился в городе Череповце в семье русского помещика дворянского происхождения. Военная судьба Верещагина началась в 1850 году, когда в возрасте восьми лет отец зачислил его в знаменитое Александровское кадетское военное училище в Царском Селе, Россия. Учрежден 30 мая 1830 г. для воспитания и обучения малолетних сирот и сыновей дворян-ветеранов. С 1853 по 1860 год Верещагин посещал Военно-морское училище в Петербурге. В 1858 году в возрасте шестнадцати лет он совершил свое первое плавание, служа на фрегате Камчатка , с рейсом в Данию, Францию ​​и Египет. Хотя Верещагин окончил школу с отличием в звании мичмана, он не смог побороть свою страсть к искусству. С 1858 года Верещагин начал посещать вечерние уроки рисования в Школе Общества поощрения художеств, которую вел Иван Крамской (1837-87). Сразу после окончания военного училища в 1860 году он поступил в Императорскую Академию, чтобы стать историческим живописцем. Его отец был настолько возмущен этим, что прекратил всю финансовую поддержку Верещагина. В 1863 году его картина, Избиение женихов Пенелопы вернувшимся Улиссом , награжден Малой серебряной медалью Академии. Эта медаль гарантировала Верещагину право работать художником и не быть обязанным возвращаться на военную службу по российским законам того времени.

Историческая перестройка произошла во времена, когда Верещагин был студентом Императорской Академии. В 1862 году Международная выставка, проходившая в Лондоне, привела к тому, что Императорская академия подверглась резкой критике за создание художников, которым не хватало индивидуальности. Искусствоведы раскритиковали русское искусство как «лишенное всякой оригинальности» 9.0129 1 вызвало беспокойство у многих студентов Имперской академии. Критики утверждали, что русскому искусству необходимо избавиться от «космополитического одеяния» и сосредоточиться на родной тематике. После почти столетия вынужденного создания тем, не имевших ничего общего с Россией, этим художникам надоело. В 1863 году четырнадцать студентов во главе с Крамским, оставив свои потенциальные степени в Академии, поселились в большой общей квартире, делясь всем, даже заработком. Эта группа прославилась и была известна как Странники, или Передвижники на русском языке. Передвижники породили новое социальное искусство, которое изображало низшие классы и касалось проблем социальной несправедливости. Их идеализм очень повлиял на Верещагина, и он пошел на крайние меры, чтобы сохранить свою работу такой же аутентичной, как и их, на протяжении всей своей карьеры. Верещагин покинул Академию в этот период и по совпадению унаследовал от своего дяди достаточно денег, чтобы дать ему возможность продолжить образование за пределами России. Документов о том, что он действительно окончил Императорскую академию, нет, но в 1874 году он был назначен там профессором, но отказался от этого назначения.

После визита в Париж в 1864 году Верещагин решил два года учиться в Школе изящных искусств у одного из лучших художников того времени Жана-Леона Жерома (1824-1904). Именно в этот период Верещагин познакомился с ориенталистским стилем живописи благодаря работам не только Жерома, но и других великих художников, работавших в этом стиле, таких как Фердинанд Ройбе (1840–1920) и Леон Бонна (1832–1922). Считавшийся специализацией академического искусства девятнадцатого века не только в России, но и в Европе, ориентализм был ответвлением как романтизма, так и реализма. Картины русских востоковедов охватывали не только сцены Святой Земли, но и Средней Азии, Кавказа и Балкан. Французские художники-востоковеды романтизировали свои работы, создавая красивые сцены фантазии, не основанные на реальности. В 1866 году Верещагин выставил некоторые из своих работ в Парижском салоне и получил положительные отзывы. В это время художник принял решение оставить позади французский ориентализм, чтобы проложить более аутентичный путь. К счастью для Верещагина, судьба вмешалась и предоставила ему место в первом ряду, чтобы он мог лично познакомиться с регионом, что придало его картинам уникальную печать подлинности. В одном из своих писем он писал: «Я бежал из Парижа… Словно из какой-то тюрьмы и, выйдя на свободу, я стал писать с яростью и яростью».

[Слева] «После неудачи», 1868 г .; [В середине] «После удачи», 1868 г. и [справа] «У крепостных стен пусть входят», 1871 г.

Верещагин впервые почувствовал войну в возрасте двадцати шести лет, когда в 1868 г. Армия под командованием генерала Константина Кауфмана (1818–1882 гг.) в экспедиции на территорию современного Узбекистана. Историки называют этот период времени «Большой игрой», описывая политико-дипломатическое противостояние России и Великобритании из-за Афганистана и соседних территорий Центральной и Южной Азии с 1830 по 189 гг.5. Этот конфликт, который привел к постоянной угрозе войны между двумя империями; Россия боялась британских торговых и военных вторжений в Среднюю Азию, а Британия боялась потерять Индию в пользу России, своей «жемчужины в короне». Когда Хаджи Наваб Калб Али Хан Бахадур (1832-87) объявил войну Российской империи в 1868 году, генерал-губернатору Туркестана Константину фон Кауфману понадобился картограф для русской армии. Верещагин предложил пойти в войска добровольцем. Ему было присвоено звание младшего офицера, и в 1868 году он уехал в Самарканд, когда отец окончательно простил сына.

Верещагин принял командование крепостью в Узбекистане во время рейда после того, как Кауфман ушел защищать эмира. Осталось 500 русских солдат, половина из которых были ранены, чтобы сражаться с многотысячной армией. Когда Кауфман вернулся, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь больше не было». 2 Генерал был так тронут, что подарил Верещагину свой собственный Георгиевский крест за храбрость, который Верещагин с гордостью носил до конца жизни. Этот опыт стал важным поворотным моментом в голосе Верещагина как артиста. Он неоднократно выезжал в районы конфликтов не только для наблюдения, но и для того, чтобы играть активную роль, так как считал невозможным изображать реальность войны, не принимая в ней личного участия. «Было бы невозможно, — писал Верещагин, — достичь поставленной мною цели — дать обществу картину войны такой, какая она есть на самом деле, наблюдая бои в бинокль с удобного расстояния. Я должен прочувствовать и пройти через все сам. Мне предстоит участвовать в атаках, бурях, победах и поражениях, испытать холод, болезни и раны. Я не должен бояться жертвовать своей плотью и своей кровью, иначе мои картины ничего не значат». 3

«Апофеоз войны», 1871, холст, масло, Третьяковская галерея, Москва

Верещагин прославился своими реалистическими батальными сценами и изображениями народов Азии. На одной из своих первых крупных картин, Апофеоз войны (1871), Верещагин нарисовал сотни черепов друг на друге, создав пирамиду. В углу картины в знак протеста против войны он написал: «Всем завоевателям, прошлым, настоящим и грядущим». Когда эта картина была выставлена ​​в Берлине, немецкий фельдмаршал Гельмут Мольтке (1800-1809 гг.)1), запретил немецким солдатам смотреть его, потому что считал, что он изображает реальность войны и сбивает с толку молодых солдат. Австрийский военный министр наложил ограничения на Венскую выставку Верещагина 1881 года. Россия также наложила запрет на выставки Верещагина, а также запрет на репродукции в книгах и периодических изданиях. Художник тяжело воспринял эти несправедливые обвинения и сжег три свои картины. За тридцать лет царское правительство не приобрело ни одной картины.

Василий Верещагин, «Празднуют», 1872, холст, масло.

В 1800-х годах на цивилизованном Западе господствовал разум, а на Востоке безраздельно царили иррациональность и варварство. Как художник Верещагин чувствовал призвание документировать эту сырую реальность. Неутомимый путешественник, Верещагин вернулся в Туркестан в 1869 году, в 1873 году отправился в Гималаи, Индию и Тибет, затем снова в Индию в 1884 году. с лихорадкой от тропической жары. Этот упорный человек преодолел все препятствия и успел написать за это время более 150 этюдов. В этой ранней работе Верещагин сосредоточил большую часть своих усилий на изображении жестоких дел войны: от бесчисленных картин мертвых или умирающих до варваров, держащих отрубленные головы различных имперских офицеров. На его картине Празднуют (1872), Верещагин блестяще выставляет точку зрения, как будто вы (зритель) стоите в толпе. Когда мы смотрим в центр картины, мы видим, что они празднуют длинную линию обезглавленных человеческих голов на вершинах высоких деревянных столбов. Когда его работы были выставлены на Западе, многие люди были потрясены жестокостью и реалистичностью. Военные чиновники, как российские, так и немецкие, опасались, как это аутентичное изображение повлияет на новобранцев, и требовали изъять работу Верещагина из публичного обозрения. Даже его друг генерал Кауфман обвинил Верещагина в фальсификации истории. Интересно отметить, что Верещагин никогда не писал портретов генералов.

[Слева] «Араб на верблюде», 1870 г.; [В центре] «Дервиши в праздничных костюмах Ташкент», 1870 г. и [справа] «Калмык-лама», 1873 г.

 

Верещагин был одним из первых художников, изобразивших культурную жизнь и ландшафт от Средней Азии до северной Индии. Он отвечает за продвижение стиля живописи, известного как ориентализм, к новым высотам. Возможно, в качестве популярной в то время формы критического реализма Верещагин присоединился к другим русским востоковедам в создании как эстетической, так и идеологической точки зрения. Во время учебы у Жерома в Париже он научился композиционному мастерству, а также освоил множество техник живописи. В отличие от французских востоковедов Верещагин рисовал этот красочный край глазами нищих и рабов, как комментарий к его бедности и бесправию. Картины Курильщики опиума (1868 г. ), Нищие в Самарканде (1870 г.) и Продажа рабского ребенка (1872 г.), а также многие другие привлекли не меньше внимания, чем военные произведения художника. Русский художник создал множество шедевров архитектурных памятников, в том числе Тадж-Махал (1876 г.), на котором изображено время, когда река Ямуна была чистой и прозрачной. Верещагин написал многочисленные портреты индийцев, кочевников и мусульман; многие из этих людей были одеты достаточно хорошо, чтобы выглядеть как члены британской аристократии. Верещагин был очарован красотой Гималаев и Тибетского нагорья. Его мастерские пейзажи, такие как Ледник на дороге из Кашмира в Ладдакх (1875 г.) дал понять, что он видел больше Индии в девятнадцатом веке, чем многие индийцы увидят в двадцать первом веке.

[Слева] «Врата Тамериана», 1872 г., холст, масло и [Справа] «У входа в мечеть», 1873 г., холст, масло.

 

Туркестанская серия

За шестьдесят два года жизни художник неоднократно менял дома и страны проживания. В 1871 году он женился на Елизавете Мэри Фишер и ненадолго поселился в Мюнхене, Германия. В это время он писал картины так быстро, что считалось, что в подвалах у него прятались рабы, которые рисовали для него. Верещагин нарисовал Государственная процессия принца Уэльского в Джайпур (1876 г.), которая считается третьей по величине картиной в мире. В домашней жизни все подчинялось его распорядку. К пяти утра художник был уже в своей мастерской, куда больше никого не пускали. В полуоткрытую дверь поставили поднос с завтраком; если тарелки звякнули, он тут же вспыхивал. Именно таким образом в Мюнхене он написал серию из тринадцати картин, одну из лучших своих востоковедных работ, Туркестанская серия . Он хотел сохранить эту серию, поэтому установил очень высокую цену за каждую отдельную картину. Один из известных русских братьев Третьяковых, Сергей Третьяков (1834–1892), купил всю серию Верещагина «Туркестан» в 1875 году примерно за 2 000 000 долларов США в современной валюте. Сегодня эти картины поделены между коллекциями Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге. Всего братья Третьяковы купили у Верещагина 138 картин и около 400 рисунков.

После Мюнхена в 1877 году супруги переехали в Париж, где Верещагин стал членом Клуба русских художников, организации, основанной русскими художниками, писателями и общественными деятелями для пропаганды взаимопомощи и благотворительной деятельности в России. сообщество. Клуб организовывал концерты и драматические чтения; это было место, где можно было узнать новости культуры и познакомиться с интересными людьми. К сожалению, цены на квартиры в Париже стали неподъемными даже для новоиспеченного Верещагина. Супруги решили поселиться примерно в получасе езды на лошадях от Парижа, в городе Мезон-Лаффит. Они купили там землю и через четыре года переехали в дом, спроектированный Верещагиным. Он также спроектировал уникальную летнюю студию, которая была построена на колесах с огромными окнами, которые стояли на рельсах, чтобы использовать лучший свет для рисования. Он мог легко перемещать свою студию, следуя за солнцем, так что солнечные лучи всегда падали прямо на его холст.

«Дорога военнопленных», 1878-79, холст, масло

В 1877 году началась новая русско-турецкая война. Хотя Верещагин находился в Париже, он не мог упустить возможность вступить в бой. 8 июня он был на борту небольшого минного катера под номером Shutka в качестве добровольца, получив серьезные травмы во время нападения на него турецкого линкора. Не дожидаясь выздоровления, он направился в южную Болгарию, чтобы принять участие в осаде Плевны года года, одном из главных сражений войны, которую вела объединенная армия России и Румынии против Османской империи. Под снарядами и пулями вражеского огня Верещагин рисовал батальные сцены так, как они происходили. Всего за пятимесячный период произошла серия из четырех боев. Во время одного из таких нападений был убит младший брат Верещагина Сергей. г. Осада Плевны г. серьезно задержала продвижение русских в Болгарию, но в конце концов русские подкрепления нанесли решительное поражение османским войскам в четвертом сражении у перевала Шипка. Осада Плевны также ознаменовала введение магазинной винтовки в европейскую войну с магазинным оружием. По окончании русско-турецкой войны Верещагин был награжден Золотой шпагой за храбрость , но отказался ее принять.

«Реквием. Побежден». 1879 г., холст, масло

Несмотря на многочисленные препятствия, Верещагин к концу XIX века приобрел большую популярность как в России, так и за рубежом. Его имя часто можно было увидеть как в европейской, так и в американской прессе. Действительно, известный американский писатель Теодор Драйзер (1871–1945) создал главного героя в своем романе « Гений » на основе персонажа Верещагина. По мере становления художника Верещагин перешел от подробных описаний кровавых боевых сцен к более символическим образам. На его картине Дорога военнопленных (1878-79) художник свободным выразительным мазком передает эмоциональную нагрузку ужасов русско-турецкой войны. Основываясь на личном опыте, Верещагин стал свидетелем того, как тысячи турецких военнопленных замерзали насмерть, направляясь в военные лагеря. Это откровенно антивоенное творение было отвергнуто царем Александром II (1818-81) вместе с сопутствующим ему произведением Место упокоения заключенных (1878-79). В 1891 году Верещагин наконец продал оба полотна коллекционерам в Нью-Йорке; сегодня они выставлены в Бруклинском музее. На его картине Реквием. Побежденный. (1879 г.) русский священник дает последние права на поле мертвых мусульманских воинов, символизирующих силу победы над своей бессмертной душой. Когда его впервые выставили в Санкт-Петербурге, русские генералы разозлились, потому что он проявлял симпатию к туркам и дискредитировал русскую армию. Верещагин ответил: «Вы видите голую правду». 4

Василий Верещагин, «В ​​Иерусалиме. Царские гробницы», 1884-1885, холст, масло.
 

Палестина Серия

В 1883 году Верещагин совершил поездку в Сирию и Палестину, где был пленен красотой Святой Земли. То, что изначально планировалось как короткая поездка для изучения живописи, превратилось в двухлетнее приключение, вдохновившее его Палестина Серия . Среди его предметов были гробница Авраама, долина Эздрелон, гробницы царей, остатки древнего города Вифсаида и старые еврейские гробницы недалеко от Иерусалима. Эта серия, завершенная в его доме Мезон-Лаффит с 1884 по 1885 год, изображает жизнь Иисуса и Святого Семейства. Верещагин рисовал этих религиозных деятелей в обыденной манере, лишенной их обычного прославления. Одна из самых известных картин серии 9.0116 Стена Соломона (1885 г.) изображает молодого Иосифа в грязной одежде, прогуливающегося среди мусора и кур, а рядом скучает молодой Иисус. Вызвав серьезные споры, сериал исчез из поля зрения общественности вскоре после своего европейского дебюта; картины были полностью запрещены в России. В Вене католическое духовенство объявило их ересью. В интервью местной венской прессе там Верещагин сказал: «Я атеист, это неудивительно. Хотя я думаю, что Христос — исторический персонаж, обожествленный евангельскими биографами. Он был умен и справедлив в некоторых своих оценках. Кардиналы, епископы… Ничего общего с его именем не имеют, на нем паразитируют, а ведь сами еретики…». 5 В последний раз картины выставлялись в Соединенных Штатах в ноябре 1888 года после агрессивной рекламной кампании, организованной Американской ассоциацией искусств. Выставка Верещагина открылась в Американской галерее изобразительного искусства в Нью-Йорке и в течение двух месяцев путешествовала по США. Шоу имело феноменальный успех. Вся коллекция из 100 картин была продана с аукциона. Стена Соломона была куплена Фиби Херст (1842-1919), которая передала ее в коллекцию Музея изящных искусств Беркли в Калифорнии. Картина была продана 18 апреля 2007 года анонимному российскому покупателю за 3 624 000 долларов США. Местонахождение большинства других картин из этой серии сегодня остается загадкой; лишь немногие вновь появились на международном рынке произведений искусства после аукциона 189 г.1. По этим причинам после почти столетнего забвения появление на рынке «Стена Соломона» является весьма значимым событием для исследователей и поклонников творчества Верещагина.

«Стена Соломона», 1885 г., холст, масло

 

Наполеоновская серия

Верещагин познакомился со своей второй женой, Лидией Васильевной Андреевской, когда нанял ее играть на фортепиано для своей выставки 1888 года в США. В 1893 году супруги поселились в Москве, где Верещагин начал работу над серией картин, вдохновленных романом «9».0116 Война и мир Льва Толстого (1828-1910). Эта серия была посвящена походу Наполеона и мужеству России в Отечественной войне 1812 года. В ходе подготовки он посетил Бородинское поле, многочисленные музеи, встречался с исследователями жизни Наполеона и читал все, что мог найти по этой теме. Верещагин даже написал книгу о войне. Над этими картинами художник работал последние пятнадцать лет своей жизни. В серии изображено Бородинское сражение, которому Верещагин посвятил две картины: Наполеон Под Бородинской высотой с (1897) и Конец Бородинского сражения (1899-1900). Пребывание армии Наполеона в Москве изображено на четырнадцати картинах, в том числе В Успенском соборе (1887–1895), В Кремле Пожар (1887–1895) и В побежденной Москве (1897–1895). 1898 г.). Эти картины были впервые выставлены в 1895 году в Москве и Петербурге. Верещагин, как всегда, хотел продать сериал как единое целое. Но не раньше 1902, что представители Верещагина, наконец, продали его наполеоновскую серию царю Николаю II (1868-1918) примерно за 2 000 000 долларов США в современной валюте. После долгих лет отторжения имперской Россией Верещагин наконец одержал победу.

«Наполеон у Бородинских высот», 1897, холст, масло

Верещагин продолжал путешествовать до последнего дня своей смелой и мужественной жизни. Художник принял участие в одном из сражений русско-японской войны 1904 года, которое оказалось роковым. Верещагин путешествовал по Дальнему Востоку, где побывал с американскими войсками на Филиппинах и русскими войсками в Маньчжурии. Его пригласил адмирал Степан Макаров (1849 г.-1904), чтобы присоединиться к нему на борту флагмана Макарова Петропавловск . Выйдя утром на рейд 13 апреля 1904 года, они столкнулись с японским флотом адмирала Тога. Макаров решил не сражаться и вместо этого повернулся к отступлению; при этом Петропавловск подорвался на двух минах и взорвался, в результате чего погибла большая часть экипажа, включая Макарова и Верещагина. Через две минуты корабль скрылся из виду. По свидетельству очевидцев, Верещагин провел последние минуты своей жизни, хладнокровно рисуя перед собой сцену военного совета под председательством адмирала Макарова, который был извлечен почти невредимым. По злой иронии судьбы могилы всех родственников Верещагиных тоже ушли под воду, когда в 1919 году была принята программа затопления Рыбинского водохранилища.41.

Мастерская Василия Верещагина в его доме в Нижнем Котловине Москвы, 1890

Верещагин, один из самых выдающихся русских художников-баталистов всех времен, сказал о войне следующее: «Есть ли у войны две стороны – один приятный и привлекательный, а другой безобразный и отталкивающий? Нет, есть только одна война, которая пытается заставить врага убить, ранить или взять в плен как можно больше людей, в то время как более сильный противник бьет более слабого, пока тот не умоляет о пощаде». 4  Немалой силой духа Верещагин завоевал всемирную известность, за последнее десятилетие жизни он принял участие более чем в тридцати персональных выставках, половина из них за границей. Верещагин использовал свое искусство, чтобы говорить за тех, кто уже не мог говорить сам за себя, задавать вопросы, которые больше никому не разрешалось задавать.

Историки считают, что Большая игра закончилась 10 сентября 1895 года с подписанием протоколов Памирской пограничной комиссии, когда была определена граница между Афганистаном и Российской империей. Спустя более века после его смерти ни один художник, фотограф или журналист не приблизился к документированию войн и конфликтов, порожденных Большой игрой, так, как это сделал Василий Верещагин. Тем не менее, само разнообразие его творчества — это то, что действительно отличает Верещагина от большинства художников любой эпохи. Возможно, одна из его величайших наград была вручена мне в 1901, когда Верещагин был номинирован на первую Нобелевскую премию мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts