Виды православных храмов: Типы православных храмов — Схемы и пособия

Разное

Содержание

Православный храм. Типы церковного здания. / Патриархия.ru

Версия для печати

Православный храм. Типы церковного здания.

Проблема типологизации церковного здания представляет некоторую сложность. Дело в том, что традиционными и общепринятыми являются архитектурные типы; это базилика, крестово-купольный храм (см. церковь) и т. п.

Однако подобная типологизация не отражает реального устройства церковного здания, ведь наряду с базиликой используются термины «мартирий», «баптистерий», здания которых также могли иметь форму базилики. И, наоборот, представление о базилике как о вытянутом «прямоугольном» помещении неверно*. Перечисляя типы храмов, мы невольно смешиваем архитектурные и функциональные понятия.

Однако нам кажется, что при выборе между функциональным и архитектурным подходом следует более руководствоваться первым. Сама Церковь никогда не знала «архитектурного» подхода к своему зданию, он был навязан ей извне светской архитектурой. Таким образом, правильно было бы писать: «мартирий имел форму базилики», «кафедральный храм имел крестообразную форму» и т. п. Такой подход, вероятно, более адекватно отражает действительность.

Между тем типология храмов, основанная на их функции давно и хорошо известна. Отцы IV Вселенского собора в 6 правиле перечислили основные типы храмов: городские, сельские, мученические, монастыри**. Уже само по себе такое перечисление весьма примечательно, думается, этот порядок не случаен. Также не случайно и то, что в списке нет «императорских» храмов, хотя такие нам известны.

8-е и 10-е правила того же собора выделяют две особые категории (видимо, второстепенные): мученические храмы, с которыми мы уже встречались, и храмы при богадельнях и странноприимных домах, последние, видимо, были учреждениями, патронируемыми церковью. Храмы с подобными функциями давно и хорошо известны археологам (напр., т. н. «Западная» базилика Херсонеса).

Таким образом, к основным типам храмов мы относим:
∙ «Императорские» и патриаршие храмы, в столицах Византийской империи.
∙ Кафедральные храмы
∙ Приходские храмы в городе
∙ Сельские храмы
∙ Мученические храмы или мартирии
∙ Кафоликоны монастырей
∙ Храмы при богадельнях и странноприимных домах
∙ Пареклесии или часовни

Отсюда очевидны и два основных архитектурных типа, которые использовались при сооружении здания церкви, это базилика и крестово-купольный храм или собственно церковь.

Особняком здесь стоит баптистерий, который мог быть как самостоятельным храмом, так и отдельным сооружением, пристроенным к храму или же просто частью или зоной самого храма.

* Например, Евсевий Памфил так пишет о строительстве базилики в Антиохи: «Он (Константин Великий) поднял базилику до изумительной высоты, и придал ей вид восьмиугольника» (Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования, 9 в кн. Евсевий Памфил Жизнь блаженного василевса Константина, М. 1998. С. 237).

** Правила эти написаны в отношении клириков, которых предписано «никуда не рукополагать кроме», ниже перечисленных храмов.

Литература:

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 1 v.  NY — Oxford, 1991. Р. 460-462.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М. 1996.
Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XV вв.). Л. 1987.

Какие бывают Православные храмы | Я русский

Храм в Православии — здание или помещение, особо посвященное Богу. В храме совершается общественное богослужение, Таинства и требы.

Первые христианские храмы стали возводиться в Византии в правление императора Константина Великого (III — IV вв.). До этого богослужения совершались тайно — в домах христиан, в пещерах и катакомбах; гласно — в общественных собраниях (базиликах) и синагогах.  На Руси первая каменная церковь была возведена в Киеве в 996 году, во время правления святого равноапостольного князя Владимира. Называлась она Десятинной, так как на ее возведение и поддержание святой Владимир выделил десятую часть своих доходов — десятину.

Внешний вид православного храма

Храмы могут иметь некоторые отличия во внешнем устройстве, однако в любом случае в каждом из них должны соблюдаться общие принципы храмостроительства.

1. Апсида. Выступ с восточной стороны храма, как бы пристроенный к нему. Чаще всего имеет полукруглую форму. В апсиде размещается алтарь.

2. Куб. Основная часть храма.

3. Закомара. Особенность русской храмовой архитектуры. Полукруглое или килевидное завершение части наружной стены храма.

4. Барабан. Верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Как правило, барабаны имеют форму цилиндра или многогранника.

5. Купол. Глава с барабаном и крестом, увенчивающая храм. Чаще всего в русской традиции купол имеет форму луковицы. Количество куполов может быть разное, но каждое из них имеет свой смысл: два купола означают два естества в Иисусе Христе — Божественное и человеческое, три — три Лица Святой Троицы, пять -Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Редко, но бывает и большее количество куполов.

6. Колокольня. Особая высокая пристройка к храму (как правило, над притвором), наверху которой располагается звонница.

7. Портал. Архитектурно оформленный вход в храм.

8. Крыльцо с папертью. Открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Типы православных храмов

Существует несколько типов храмовых зданий — по форме фундамента, каждый из которых имеет свое символическое значение.

Крестовокупольный

Имеет в основании крест символизирующий Крест Христов, которым человечество избавлено от власти греха.

Четверик

В основании такого храма — простой четырехугольник, символ полноты мира,собранного в Церкви.

Ротонда

Имеет в основании круг — символ церковной полноты, неразрывной связи с вечным Богом.

Корабль

Этот архитектурный тип характеризуется расположением частей храма — притвора с колокольней и трапезной, центральной части и алтаря -вытянутыми в одну линию. Символизирует Церковь как корабль спасения.

Восьмерик на четверике

Второй ярус такого храма имеет форму восьмиконечной «Вифлеемской» звезды — путеводительницы людей к Богу. Цифра восемь также символизирует полноту человечества во Христе.

Источник: Православный журнал «Фома»

Материал создан: 25.11.2015


Лики русской святости

Девять чинов ангелов

Q&A: Пристальный взгляд на православных христиан

Наряду с католицизмом и протестантизмом, православие является одной из трех основных мировых христианских традиций. Но в отличие от двух других крупных ветвей христианства, которые распространились по всему развивающемуся миру, православие остается в основном ограниченным Европой.

Многие православные страны, такие как Россия и Украина, входили в состав бывшего Советского Союза и на протяжении большей части 20-го века официально относились к религии враждебно. За более чем 25 лет после распада советского блока в некоторых из этих стран произошло православное возрождение. Но согласно новому отчету Pew Research Center, многие люди, которые сейчас идентифицируют себя как православные христиане, не считают религию важной частью своей жизни. И, особенно в бывших советских республиках, многие также сообщают о низком уровне соблюдения религиозных обрядов, таких как посещение церкви или ежедневная молитва.

Недавно мы встретились с Джорджем Демакополосом, профессором богословия Фордемского университета, чтобы изучить тенденции и проблемы в православном мире. Демакополос — известный знаток православной истории, автор и редактор шести книг.

Россия — крупнейшая в мире православная страна, и лидер ее церкви рассматривается многими за пределами страны как высший авторитет веры. Что, кроме размера, делает Россию и русскую церковь особенной в православном мире?

Джордж Демакополос, профессор богословия Фордхэмского университета

Русская Православная Церковь не имеет богословских претензий на мировое лидерство. Наоборот, значение Московского Патриархата в сознании православных связывается с геополитическим значением Российского государства. И это особенно связано с тем, что российский президент Владимир Путин воспринял православие как единственную наиболее отличительную черту культурного наследия России, которое, по его мнению, простирается за пределы самой России.

Путин — и, соответственно, Русская православная церковь — популярны среди многих неправославных, потому что он все чаще позиционирует российское правительство как единственного политического защитника христиан на Ближнем Востоке. Более того, он и патриарх Московский все чаще противопоставляют язык «традиционных ценностей» светским идеологиям, распространенным в Западной Европе и США. Таким образом, многие православные христиане, живущие за пределами России, видят в сильной России с возрождающейся Православной Церковью положительный момент для мирового Православия.

Связь между политической мощью России и восприятием Московского Патриархата глобального лидерства становится тем более очевидной, когда мы противопоставляем ее ситуации Вселенского Константинопольского Патриарха, который является каноническим лидером православного мира, но страдает от постоянных преследований со стороны турецкого правительства и у которого мало реального геополитического авторитета.

В большей части Восточной и Центральной Европы большинство людей, считающих себя православными, говорят, что религия

не важные в их жизни и что они не посещают церковь. Чем объясняется этот разрыв между религиозной идентичностью и религиозной практикой в ​​большей части православного мира?

Американцам очень трудно понять, как пересекаются религия и культурная самобытность в православном мире. Для большинства американцев религиозная приверженность состоит в основном из набора доктринальных утверждений веры: «Я верю в то и это, но не в то». Однако в большинстве стран мира религиозная идентичность и ассоциации действуют на гораздо более глубоком уровне, с сильными культурными ассоциациями, основанными на сообществе.

Быть православным — это не столько сверяться со списком догматических утверждений, сколько быть привязанным к местной и региональной культуре. Таким образом, нередко кто-то в Греции или России идентифицирует себя как православный и участвует в крупных общественных праздниках, связанных с христианством (Пасха, Рождество, Богоявление и т. д.), но на самом деле не верит в учение церкви или, возможно, даже в Боге.

Наш опрос показывает, что большинство православных христиан социально консервативны в таких вопросах, как однополые браки и должно ли общество принимать гомосексуальность. На ваш взгляд, этот социальный консерватизм проистекает из культуры каждой страны или из приверженности православному учению?

Хотя я думаю, что очень трудно отделить то, что является культурным, а что религиозным среди этих групп населения, также примечательно отметить различия в этих данных в отношении тех регионов, которые были частью Советского Союза, и тех, которые не были . Советский лидер Иосиф Сталин криминализировал гомосексуальность, связав его с педофилией и риторически связав его с буржуазной распущенностью. Сегодня продвижение российским правительством «традиционных ценностей», очень популярное среди православных христиан, часто противопоставляется идее безбожного светского Запада.

Иными словами, несмотря на то, что позиция Православной церкви в отношении однополых браков и гомосексуализма, безусловно, является социально консервативной, различие в данных между бывшими советскими государствами и остальным православным миром предполагает, что существует здесь больше, чем просто церковное учение.

Православные христиане составляют менее 1% населения США. В то же время это разнородная группа, в которую входят русские, греки, армяне, эфиопы и другие. Как эти разные группы соотносятся друг с другом? Есть ли ощущение единства или они в значительной степени действуют независимо друг от друга?

Во всем мире среди православных насчитывается 15 самоуправляемых церквей, в то время как восточные православные, включая коптов, армян, эфиопов и ассирийцев, имеют свои церкви. Большинство конфессий в обеих группах имеют институциональные церкви в США, причем Греческая православная церковь является крупнейшей. (Православная церковь Америки, ответвление Московского Патриархата в 1970-х годах, является второй по величине.) Собрание канонических епископов, состоящее из более чем 50 членов. Хотя ассамблея продвигается довольно медленно в отношении решения дублирования юрисдикций и других вопросов, им удалось выступить с совместными заявлениями по актуальным вопросам. Совсем недавно, например, они выступили с осуждением расизма в свете событий в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния.

Наш опрос показывает, что многие православные относятся к Папе Франциску и Римско-католической церкви прохладно. Спустя почти 1000 лет после того, как Великий раскол 1054 года разделил христианский мир на католическую и православную сферы, что все еще является причиной отсутствия близости между этими двумя христианскими традициями?

Есть богословские вопросы, которые продолжают разделять православных и католиков, причем вопрос папской власти является наиболее важным. Но разрыв между православными и католиками в средние века касался не только богословия. Он также отражал политические, культурные и экономические сдвиги, которые часто были связаны с теологическими дебатами.

Средневековые крестовые походы, в частности, изменили отношения между христианским Востоком и христианским Западом посредством создания ряда небольших колониальных государств в Леванте, подчиненных западным державам, что привело к огромным кражам как материальных, так и религиозных сокровищ. Эта динамика продолжалась, хотя и по-новому, в период османского турецкого владычества над многими православными землями на Балканах и в Восточной Европе. В это время православные были вынуждены обратиться к западным христианам как к своего рода спасательным кругам для книгопечатания и образования, которые были запрещены турками.

В 19-м и 20-м веках, когда возникающие национальные государства в Восточной Европе стремились вырваться из-под османского ига, они в значительной степени присоединились к западноевропейским колониальным силам, но внутри православных наций оставались голоса, которые не желали ассоциировать себя с западными сила. В результате православная идентичность, по крайней мере, частично определилась в оппозиции к западному христианству. Так что, даже если православный христианин положительно относится к такой фигуре, как Папа Франциск, ему очень трудно понять православную церковь, которая хотя бы в чем-то не противопоставляется римско-католической церкви.

Дэвид Маски — бывший старший автор/редактор, специализирующийся на вопросах религии в Pew Research Center.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел
Мартин Бубер
Ян Гус
Святой Альберт Великий
Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература
Римский католицизм
протестантизм
христология
новенна

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; благодать; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Викторина «Британника»

Викторина «Христианство»

Какая страна первой приняла христианство в качестве национальной религии? Что такое Парусия? Проверьте свои знания о христианстве с помощью этого теста.

Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении столетий подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts