Виленские мученики: Виленские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий

Разное

Виленские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий

27 апреля — день памяти святых мучеников виленских: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345-1377).

Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне, расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере. Он разрешил духовнику Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве Православие, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильнюсе во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в Православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во Святом Крещении Антонием и Иоанном.

После смерти супруги (1346 г.) Ольгерд под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам.

Началось преследование христиан.

Антоний и Иоанн в этих условиях старались не показывать свою принадлежность к Православию, но и не соблюдали языческих обычаев: не стригли волосы, как это делали язычники, по постным дням не ели скоромной пищи.

Вскоре, однако, жрецы обнаружили, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или, хотя бы внешне, показать себя язычниками — принять в постный день мясную пищу.

Святые братья отказались, и князь заточил их в темницу. Целый год томились они в неволе. Младший из братьев — Антоний — мужественно и терпеливо переносил страдания, а Иоанн не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный его отступничеством, Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.

Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.
Когда Антоний вновь отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким испытаниям.

Раскаявшись в грехе, Иоанн пришел к священнику Нестору и попросил его быть ходатаем перед братом, чтобы тот простил его и принял в общение. «Когда он открыто исповедует Христа, все у нас будет общее» — ответил Антоний.

Однажды, прислуживая князю в бане, Иоанн наедине сказал ему о примирении своем с Церковью. Ольгерд не выказал гнева и дал понять, что это его личное дело и что можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедовал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату.

С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и, прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев.
Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере и продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.

Третьим страдальцем за веру стал Круглец. При Крещении священник дал ему имя Евстафий. Он был родственником святых братьев. В дружине великого князя выделялся мужеством, храбростью, но еще более умом и душевной добротой. Любимец Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее.

Но однажды великий князь заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедовал себя христианином. Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти мучения мужественно и молча, он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя.

Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мученье вынес с Божьей помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили его три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах».

Видя, что никакие мучения не могут заставить святого Евстафия отречься от христианства, Ольгерд осудил его на казнь. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственники — святые Антоний и Иоанн. Его тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но, ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к нему — облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна.

На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных святитель Алексий, митрополит Московский, обратился к Константинопольскому патриарху Филофею с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всего Великого княжества Литовского. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

О почитании Виленских мучеников на Руси в начале XV века свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. великой княгини Марии, супруги нижегородского князя Даниила Борисовича и в ковчежце 1414 г. их сына князя Ивана Даниловича. Мощи мучеников оказались в Нижнем Новгороде не случайно: нижегородский князь Борис Константинович (отец князя Даниила) был женат на дочери литовского князя Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митрополита Фотия (1410-1431).

Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 года. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников. Память Антония, Иоанна и Евстафия отмечена также в Уставах 1633 и 1641 годов. Под 14 апреля память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х гг. XVII в.:

«Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы».

Первоначально останки мучеников Антония, Иоанна почивали в виленской Никольской церкви, затем в храме Святой Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя апостола Петра. В 1655 г., после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в соборный виленский православный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря. После того, как русские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архимандрит Иосиф (Нелюбович-Тукальский; впоследствии митрополит Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее.

В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архимандрите Иоиле (Котовиче). По указу императора Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митрополите Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Святого Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака.

25 сентября 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиепископа Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению святителя Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери монастырь.

В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры „Страдания Виленских мучеников“, конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный».

Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.

По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви в июле 1946 г. Несколько дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 г. мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В конце июля 1997 г., во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска.

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий входят в Собор Белорусских святых.

Составил Александр Медельцов
по материалам: «Месяцеслов»
Изд. Белорусского Экзархата. Минск , 2005;
рravenc.ru
drevo-info.ru
ricolor.org

Orthodoxy

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (Альгирдас).

Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (†1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере. Он разрешил духовнику Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве Православие, позволил выстроить несколько храмов – два в Витебске и один в Вильнюсе во имя святой мученицы Параскевы.

Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в Православие. Среди них были два брата из местной знати – Нежило и Кумец, названные во Святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам.

 

Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности, не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу.

Братья не изменили своей вере и отказались нарушить пред писания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу.

Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

Как-то раз, прислуживая Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний.

С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала ре шил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

Утром 14 апреля (27 апреля по новому стилю – Ред.) 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. Он был молод, красив, выделялся мужеством и храбростью, но еще более умом и душевной добротой. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви.

Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином.

Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти мучения мужественно и молча, он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя.

Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мученье вынес с Божьей помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах».

Видя, что никакие мучения не могут заставить святого Евстафия отречься от христианства, Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, не смотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду.

13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственники – святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу – облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна.

На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий, митрополит Московский († 378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому († l392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых срастотерпцев Антония Иоанна и Евстафия не только прославлялись чуде­сами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. Был период, когда мощи святых были сокрыты в склепе и хранились там более ста пятидесяти лет. В 1826 году они были вновь освидетельство­ваны православными архиереями и открыты для всех, желающих поклониться святым угодникам Божиим.

В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия, были взяты в Москву. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 году в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения – 13 (26) июля – с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

«Минея. Апрель»

Три мученика Виленских — о. Эндрю Стивен Дамик

За последние несколько лет я стал больше интересоваться наследием моей отцовской линии, представленной моими прадедами и прадедушками, иммигрировавшими в Соединенные Штаты из Литвы (тогда входившей в состав Российской империи) в начале двадцатого века. век. Насколько я могу судить, здесь в моей семье не сохранилось ничего от культуры и языка.

Я только недавно узнал, из какого города был мой прадед Антанас (Антоний). Я имею лишь смутное представление о том, откуда родом его жена Ольга. Они не иммигрировали вместе, а встретились и поженились в этой стране.

Если вам интересно, как Damick могло быть литовским именем, то оно немного искажено от Domeika , которым оно было раньше. Мой прадедушка думал, что Антанас Домейка не слишком хорошо вписался в Америку, поэтому Энтони Дэмик стал . Мне сказали, что Domeika в конечном итоге происходит от литовского domėtis , что означает интерес, заботу, заботу, удивление или любопытство. Поэтому я иногда говорю людям, что удивление и любопытство заложены в моих генах, даже если мы потеряли сознательное знание рецепта несколько поколений назад.

Как Дитя Третьей Культуры, вопрос о том, где и как я принадлежу, всегда стоит передо мной, и на него никогда нельзя дать исчерпывающий ответ. И наличие этнического наследия, которое на самом деле не передалось мне по наследству, кажется еще одним упражнением в этой странной, остраненной жизни, от которой TCK никогда не смогут избавиться. Более того, быть православным христианином во многих отношениях было похоже на упражнение в том же самом повествовании. Люди, которые не были моими, стали моими людьми.

Но моя проблема в том, что у меня нет своих людей. Говоря современным циничным языком нашего времени, каждая связь, которую я делаю, является актом культурного присвоения.

Но я не циничен в отношении культурного приобретения. На самом деле, я считаю это в основном тем, для чего созданы люди, и я также считаю, что открытие себя для приобретения новых культурных элементов является актом смирения и изящества, и если это делается с любовью и заботой, это не присвоение в любой негативный смысл, а скорее объединение и рост.

Православное открытие литовского христианства

Стремясь приобщиться к литовской культуре (по крайней мере, насколько это возможно), я недавно сделал verba для использования в Вербное воскресенье. Это сработало довольно хорошо, хотя в сам день было немного неловко.

Их несут литовцы в Вербное воскресенье вместо настоящих пальмовых листьев, в основном потому, что пальмы рядом не растут. Я читал, что польские христиане тоже их делают и носят. С ними даже проводится своего рода забавный ритуал: литовские дети особенно бьют друг друга своими verbos , говоря ne aš mušu, verba muša , что означает: «Я не бью тебя; verba бьет вас».

Хотя я очень восхищаюсь их красотой, я еще не пробовала делать margučiai , то есть литовские пасхальные яйца. Их изготавливают либо в технике травления, либо иногда в восковой технике, известной украинским писанкам . Недавно я узнал, что существует и более старая техника, заключающаяся в том, что яйца оборачивают растениями, а затем окрашивают их. В этом году я могу попытаться почесать несколько красных яиц моей жены. Хотя я не очень склонный к творчеству человек.

Меня больше всего интересуют христианские элементы литовской культуры. Поскольку я не был воспитан в нем, я никогда не буду «быть» литовцем в том смысле, что я действительно являюсь частью этой культуры, но я нашел некоторые вещи, которые я могу любить, даже будучи человеком, который связан историей, а не на протяжении всей жизни. участие.

Последняя языческая нация в Европе, принявшая христианство, большинство литовцев в настоящее время являются католиками по крещению, но менее известно, что православие присутствует в стране, по крайней мере, с 1318 г. н.э., когда вышла замуж Мария Витебская. к (тогдашнему) великому князю литовскому Ольгерду. Он, кажется, обратился, но позже вернулся к поклонению Перкунасу, балтийскому богу грома и молнии, после смерти Марии (ок. 1346 г.).

Православная церковь св. Параскевы, Вильнюс

За почти три десятилетия их брака она не только родила ему много детей, но и принесла в Литву православие. Она построила церковь на месте бывшего храма Рагутиса, балтийского бога пива и пивоварения, и приход до сих пор существует как церковь Святой Параскевы в Вильнюсе, столице страны. Это одна из двух церквей в мире, где православное богослужение ведется полностью на литовском языке.

В Литве около пятидесяти православных приходов, принадлежащих Вильнюсской и Литовской архиепархии Русской Православной Церкви, и большинство богослужений на церковнославянском языке. Не кто иной, как святитель Тихон Московский, просветитель Северной Америки, когда-то был архиепископом этой кафедры, управляя ею недолго с 1914 по 1917 год. Он был архиепископом Виленским, когда был избран в 1917 году первым Патриархом Московским в Современная эра. Многие не знают об этой части его истории, поскольку во многих англоязычных текстах море часто упоминается как «Вильно», что является просто транслитерацией русского названия города.

Большинство православных христиан в Литве имеют русское происхождение, наряду с некоторыми белорусами, украинцами и другими, и, как и многие здесь, в Америке, большинство местных жителей считают эту веру этнически ориентированной. (У меня есть друг-литовец, который, когда он обратился в православие, спросил мать, почему он это делает, ведь он не русский. ) Тем не менее, оказывается, что с основанием церкви св. пришли в Литву, и первым было православие, а не католицизм. И с 700-летним православным присутствием в Литве, безусловно, есть широкие основания считать православие подлинно литовским.

Православный Успенский собор, Вильнюс

Как только я начал писать в социальных сетях о своей литовской связи, со мной связались православные христиане в Литве, многие из которых являются новообращенными. И мне сказали, что сейчас идет своего рода гонка по переводу литургических текстов на литовский язык не только для использования в церкви св. Параскевы, но и в других местах. Многие этнически славянские православные христиане женятся на коренных литовцах, а их детям не так комфортно говорить по-славянски в церкви, многие из которых не говорят на славянском языке своих родителей-иммигрантов, бабушек и дедушек. Это история, которую мы, православные христиане в Америке, тоже живем прямо сейчас, хотя и находимся дальше в процессе коренизации.

Семена для церкви, семена для христианина

Раннехристианскому писателю Тертуллиану приписывают древнее церковное изречение: «Кровь мучеников — это семя Церкви». Итак, я хочу завершить эту краткую оценку православного христианства в Литве, упомянув трех мучеников, чья кровь была залита землей в те первые годы присутствия христианства в стране, — св. Антоний (Антанас), Иоанн (Ионас) и Евстафий (Евстахий).

Самая ранняя известная икона Трех мучеников Виленских, изображенная на Саккосе митрополита Московского Фотия, ок. 1417

Их праздник — 14 апреля (день, когда я пишу это). Они обратились ко Христу во время бракосочетания Марии Витебской с Ольгердом, будучи прежде язычниками. А после того, как Альгирдас обратился в язычество, их собственный великий князь предал их мученической смерти, когда они отказались приносить жертвы его идолу Перкунасу. Они пострадали за Христа в 1347 году.

Я недавно заказал икону этих трех святителей у протодиакона Павла Дроздовского, который сам любит и почитает этих мучеников. Я надеюсь, что когда-нибудь возьму его с собой в паломничество к их святым мощам. Их реликварий в Православном Свято-Духовском монастыре — это изображение для этого поста, а также основной баннер для моего блога.

После мученической кончины их история дошла до великого русского подвижника преподобного Сергия Радонежского, который испросил частички их мощей для собственного поклонения. Так что их история — часть жизни одного из величайших русских святых, и поэтому их семя было посажено и в русской церкви.

Я узнал, что быть христианином очень тесно в отношениях. А отношения — это место, где происходит истинное культурное объединение. Я могу научиться одному или двум ремеслам самостоятельно, но именно люди являются ключом к общению и жизни во Христе. И эти три святых человека, которые сказали «да» Христу, даже когда это означало отдать свою жизнь, являются моей самой любимой связью с православным христианством страны моих прадедов и прадедов.

Житие Трех мучеников Вильнюсских

Ниже приводится история их мученичества вместе с их иконой:

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий (Куметис, Низилас и Крулис) были братьями пострадавшим за Христа при литовском великом князе Ольгерде (1345-1377). Князь был женат на православной княжне Марии Ярославне (+ 1346). Он крестился и еще при жизни жены разрешил проповедь христианства. Два брата, Низилас и Куметис (Нежило и Кумец), приняли святое Крещение от священника Нестора и получили имена Антоний и Иоанн. А по просьбе Марии Ярославны в Вильнюсе (Вильно) был построен православный храм.

После смерти супруги князь Альгирдас стал поддерживать языческих жрецов огнепоклонников, которые начали гонения на христиан. Святые Иоанн и Антоний старались не выставлять напоказ свое христианство, но и языческих обычаев не соблюдали. Они не стриглись, как язычники, и в постные дни не ели запретной пищи.

Князь вскоре заподозрил братьев, поэтому допросил их, и они исповедовали себя христианами. Потом он потребовал, чтобы они ели мясо (был постный день). Святые братья отказались, и князь заключил их в темницу. Братья провели за решеткой целый год. Иоанн испугался предстоящих пыток и заявил, что подчинится всем требованиям великого князя. Обрадованный Альгирдас отпустил братьев и привел их к себе.

Но Антоний не предал Христа. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь снова запер его в темнице и подверг жестоким пыткам. Другой брат остался на свободе, но и христиане, и язычники считали его предателем и не хотели с ним общаться.

Раскаявшись в своем грехе, Иоанн пошел к священнику Нестору и умолял его попросить у брата прощения. «Когда он открыто исповедует Христа, мы примиримся», — ответил Антоний. Однажды, прислуживая князю в бане, святой Иоанн наедине говорил с ним о своем примирении с Церковью. Альгирд не выказал никакого гнева и сказал, что он может верить во Христа, но должен вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Они жестоко избили его розгами и отправили к брату в темницу. Мученики встретили с радостью и в тот же день причастились Святых Таин.

Многие люди пришли в тюрьму, чтобы увидеть нового исповедника. Братья многих обратили ко Христу своей проповедью. Тюрьма была преобразована в христианскую школу. Испуганные жрецы требовали казни братьев, но смерти не боялись.

Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний был повешен на дереве после причащения Святых Таин. Этот дуб, который язычники считали священным, стал поистине священным для православных христиан.

Языческие жрецы, надеявшиеся, что христианская проповедь прекратится со смертью святого Антония, были разочарованы. Множество народа собралось у стен темницы, где содержался святой Иоанн. 24 апреля 1347 года его задушили и повесили мертвое тело на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в храме святителя Николая Чудотворца.

Третьим страдальцем за Христа был их родственник Крулис (Круглец). При Крещении священник Нестор назвал его Евстафием. Крулис выделялся своей миловидностью, доблестью и отвагой, но еще более умом и добродетелью души. Любимец Альгирдаса, он мог рассчитывать на очень многообещающее будущее. Однако он также отказался есть мясо за праздничным столом. Святой Евстафий открыто заявил, что он христианин и не будет есть мяса из-за Рождественского поста.

Его стали бить железными прутьями, но юноша не издал ни звука. Принц попытался усовершенствовать пытку. Альгирдас приказал раздеть мученика донага, вывести на улицу и влить ему в рот ледяную воду. Но это не сломило его дух. Потом ему сломали лодыжки, содрали с головы волосы и кожу, отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил муки с такой радостью и мужеством, что сами мучители изумлялись Божественной силе, укреплявшей его. Мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний (13 декабря 1347 года).

Три дня никому не разрешалось снимать тело мученика, а столб облаков защищал его от птиц и хищных зверей. Позднее на холме, где пострадали святые мученики, была построена церковь. Троица преподобных страстотерпцев прославляла истинного Бога, почитаемого во Святой Троице, Отца и Сына и Святого Духа. Храм был посвящен Пресвятой Троице. Напрестольный стол был построен на пне священного дуба, на котором умерли мученики.

Вскоре их реликвии оказались нетленными. В 1364 году Патриарх Константинопольский Филофей (1354-1355, 1364-1376) прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых мучеников (память 25 сентября). Церковь установила празднование всех трех мучеников 14 апреля9.0004

Святые мученики имели огромное значение для всей западной границы. Вильнюсский Свято-Троицкий монастырь, где хранятся святые мощи, стал оплотом православия на этом рубеже. В 1915 году во время нашествия немцев эти реликвии были вывезены в Москву.

Мощи святых страстотерпцев были возвращены в Вильнюсский Свято-Духов монастырь в 1946 году. Память их возвращения (13 июля) ежегодно отмечается в монастыре торжественно.

Текст включен с разрешения OCA.org .

Песнопения мученикам из Минеи

Ниже приведены некоторые из основных песнопений трем мученикам Виленским, взятые из Минеи:

Аполитикион мученикам (глас 900 и 9):

заслуженные атлеты, пренебрегшие земными почестями и славой, могуче и мужественно терпели вы муки за Веру, предав себя на смерть за Владыку, Жизнь всех. Посему столпом облачным с неба Христос всеславно просветил вас. Стоя пред Ним с ангелами, молитесь о спасении наших душ.

Иной Аполитикион мученикам (глас 4): Ветви Православной Веры от корня неплодного произрастивши, Всеблагословенные, первомученику явились тезки; ибо вы не устрашились от гнева лукавого и нечестивого князя, повелевшего вам отречься от Христа. Темже, победоносные венцы приняв, и предстоя с ангелами пред престолом Владыки, всеблагословенные, молитесь о нас, православно почитающих вашу святую память.

Кондак мученикам (Глас 3, «Богородица грядет днесь»): Оставив прельщение отцов ваших, святые, вы ко Христу прилепились, и с пылом душевным мужественным умом стояли до смерти. . Посему вы воистину взяли в руки трофей победы, непрестанно моля нашего Владыку за всех нас.

Молитвами святых мучеников Антанаса, Ионы и Евстахия, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас и спаси!

Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских

Тропарь и кондак

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий (Куметис, Низилас и Крулис) были братьями, пострадавшими за Христа при великом князе литовском Ольгерде (1345-1377). Князь был женат на православной княжне Марии Ярославне (+ 1346). Он крестился и еще при жизни жены разрешил проповедь христианства. Два брата, Низилас и Куметис (Нежило и Кумец), приняли святое Крещение от священника Нестора и получили имена Антоний и Иоанн. А по просьбе Марии Ярославны в Вильнюсе (Вильно) был построен православный храм.

После смерти супруги князь Альгирдас стал поддерживать языческих жрецов огнепоклонников, которые начали гонения на христиан. Святые Иоанн и Антоний старались не выставлять напоказ свое христианство, но и языческих обычаев не соблюдали. Они не стриглись, как язычники, и в постные дни не ели запретной пищи.

Князь вскоре заподозрил братьев, поэтому допросил их, и они исповедовали себя христианами. Потом он потребовал, чтобы они ели мясо (был постный день). Святые братья отказались, и князь заключил их в темницу. Братья провели за решеткой целый год. Иоанн испугался предстоящих пыток и заявил, что подчинится всем требованиям великого князя. Обрадованный Альгирдас отпустил братьев и привел их к себе.

Но Антоний не предал Христа. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь снова запер его в темнице и подверг жестоким пыткам. Другой брат остался на свободе, но и христиане, и язычники считали его предателем и не хотели с ним общаться.

Раскаявшись в своем грехе, Иоанн пошел к священнику Нестору и умолял его попросить у брата прощения. «Когда он открыто исповедует Христа, мы примиримся», — ответил Антоний. Однажды, прислуживая князю в бане, святой Иоанн наедине говорил с ним о своем примирении с Церковью. Альгирд не выказал никакого гнева и сказал, что он может верить во Христа, но должен вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Они жестоко избили его розгами и отправили к брату в темницу. Мученики встретили с радостью и в тот же день причастились Святых Таин.

Многие люди пришли в тюрьму, чтобы увидеть нового исповедника. Братья многих обратили ко Христу своей проповедью. Тюрьма была преобразована в христианскую школу. Испуганные жрецы требовали казни братьев, но смерти не боялись.

Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний был повешен на дереве после причащения Святых Таин. Этот дуб, который язычники считали священным, стал поистине священным для православных христиан.

Языческие жрецы, надеявшиеся, что христианская проповедь прекратится со смертью святого Антония, были разочарованы. Множество народа собралось у стен темницы, где содержался святой Иоанн. 24 апреля 1347 года его задушили и повесили мертвое тело на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в храме святителя Николая Чудотворца.

Третьим страдальцем за Христа был их родственник Крулис (Круглец). При Крещении священник Нестор назвал его Евстафием. Крулис выделялся своей миловидностью, доблестью и отвагой, но еще более умом и добродетелью души. Любимец Альгирдаса, он мог рассчитывать на очень многообещающее будущее. Однако он также отказался есть мясо за праздничным столом. Святой Евстафий открыто заявил, что он христианин и не будет есть мяса из-за Рождественского поста.

Его стали бить железными прутьями, но юноша не издал ни звука. Принц попытался усовершенствовать пытку. Альгирдас приказал раздеть мученика донага, вывести на улицу и влить ему в рот ледяную воду. Но это не сломило его дух. Потом ему сломали лодыжки, содрали с головы волосы и кожу, отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил муки с такой радостью и мужеством, что сами мучители изумлялись Божественной силе, укреплявшей его. Мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний (13 декабря 1347 года).

Три дня никому не разрешалось снимать тело мученика, а столб облаков защищал его от птиц и хищных зверей. Позднее на холме, где пострадали святые мученики, была построена церковь. Троица преподобных страстотерпцев прославляла истинного Бога, почитаемого во Святой Троице, Отца и Сына и Святого Духа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts