Владимир красно солнышко почему его так назвали: ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО | Наро-Фоминский городской округ
Содержание
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРусский эпосЛекцииМатериалы
Материалы
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
Краткий учебник по русскому авангарду
Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств
Элементарный путеводитель по философии XX века
9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени
История Японии в 20 пунктах
Самые значимые для понимания японской истории даты и события
«Волк, коза и капуста» с писателями
Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским
Узнайте писателя по детской фотографии
Физиогномический тест
Как читать и понимать хайку
Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво
Найдите стульям дома
Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью
«Мемори» с Романовыми
Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых
Как вы понимаете японцев?
Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев
Соберите авангард из кусочков
Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда
Соберите кирасира-трансформера
Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус
Дневник глазами литературоведа
Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу
Художник Давид — изобретатель зиги
Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Как Наполеон создал нации Европы
Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках
Все измы XIX века
Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма
Расставьте модников в хронологическом порядке
Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
«Александр Невский»
Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»
Зачем нужны денди
Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»
Эмодзи-Пастернак
Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки
Зачем фальсифицируют историю
Объясняет историк Иван Курилла
Как организовать дуэль
Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили
Поэзия Пастернака: гид для начинающих
16 стихотворений для первого знакомства с поэтом
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Чем отличаются майя, ацтеки и инки
Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума
Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя
События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века
Почему «Велесова книга» — это фейк
10 причин, почему она не может быть подлинной
Как читать Карла Маркса
Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно
9 мифов о Лермонтове
Знания, которые срочно нужно забыть
Загул Пушкина с цыганами
Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку
Очень краткая история архитектуры
Приключения строительных конструкций
Европейские театры XVI–XVII веков
Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения
Англия эпохи Шекспира в датах
Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра
Адам и Ева с точки зрения генетика
Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество
Русские — скифы?
История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока
«Собака» или новый Пушкин?
Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли
Неизвестный скабрезный текст Лермонтова
Первая публикация неизданного рассказа с комментарием
Потемкинские деревни, которых не было
Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?
Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»
От Пушкина до Зализняка: хроника
5 заблуждений о матриархате
Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований
Кто окружал Русь
Cписок соседей русских земель в XIII веке
Поддельные русские в ненастоящем Крыму
Знаменитая историческая фальсификация в комментариях
Где Делакруа?
Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена
За что любить Сурикова?
Объясняет искусствовед Галина Ельшевская
Основные направления авангарда
Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века
Семь мифов о Горьком
Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда
«Москва — Третий Рим»: история спекуляции
Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется
Заболоцкий за 10 минут
Подборка от Александра Архангельского
Девять мифов о Есенине
Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Как читать летописи
Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст
О чем говорит здание мэрии Москвы
Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Что такое «параноид жилья»
При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед
Кто придумал термин «серебряный век»
Как вошел в обиход уже привычный термин
Хорошо ли вы знаете советский быт?
Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Основатели символизма: the best
Целая эпоха в 10 стихотворениях
Философия Стругацких
Рассказывает литературовед Илья Кукулин
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Игра: как поменять лампочку в туалете
Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?
Как воспитать почтового голубя
Инструкция для начинающего голубевода
Как продать крепостного
Инструкция от историка Игоря Курукина
Как уберечься от чумы
Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века
Как писать на бересте
Инструкция из Древней Руси
Семь тестов на знание всего
Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке
23 мифа, которые раздражают ученых
Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете
Что общего между реальным князем и былинным и почему один из любимейших русским народом князей оказывается жаден, завистлив, унижается перед богатырями и все время пьет. Пересказ статьи филолога Александра Скафтымова
Владимир Красное Солнышко в Киеве. Открытка Ивана Билибина. 1902 год© totallymystified/Flickr
Еще ранние исследователи русского эпоса отмечали в облике былинного Владимира «загадочное непостоянство и противоречивость», тогда как личность настоящего, исторического Владимира, согласно этнографу Всеволоду Миллеру, «должна была на долгие времена отложиться в народной памяти, стать не только „географическим“ центром эпических сказаний, а действительным „красным солнышком“ Русской земли, широко разливающим свои лучи во всей области эпических сказаний».
«Владимиру придаются эпитеты „пресветлый“, „славный“, „ласковый“; он отличается ненаглядною красотой, именуется „красным солнышком“, „великим князем“, но вместе с этим былина нередко рисует его корыстолюбивым, завистливым, праздным, вероломным, неблагодарным, коварным и жестоким».
«Былина рисует Владимира корыстолюбивым, завистливым, праздным, вероломным, неблагодарным, коварным и жестоким»
Историк русской литературы Орест Миллер считает некоторые черты былинного Владимира, например корыстолюбие, отголоском «германской дружинности во Владимире как князе-варяге». Другие отрицательные черты, считает он, «уцелели от времен отдаленнейших, от так называемой патриархальности, то есть поры грубейшего, кровного деспотизма» — «на то же лицо налег во многих былинах позднейший государственный деспотизм в духе Ивана Грозного». Объяснить такую «несочувственную сторону» князя можно и с помощью мифологических аналогий — «солнышко могло представляться не только ласковым, ясным, но и жгучим, палящим, злобным».
Черты самодурства, гневливости, жестокости и рядом с этим комический облик труса, бесславного и вероломного интригана объясняются восточным влиянием на русский эпос
Всеволод Миллер объяснял это восточным влиянием на русский эпос: «Черты самодурства, подозрительности, гневливости, жестокости — и рядом с этим комический облик труса, бесславного и вероломного интригана, над которыми иногда издевается герой-богатырь, угрожая убить его и сесть на его место, — все эти черты, должны быть навеяны извне, должны быть занесены с Востока, из области сказочных царей — деспотов и трусов, и не могли органически возникнуть на русской почве как эпические отголоски личностей каких-нибудь исторических русских властителей».
Орест Миллер, напротив, отмечал «простоту отношений между князем и богатырем» как черту, весьма далекую от византийской атмосферы. Заимствование этой княжеской черты от восточного эпоса он считал невозможным: «Ханы-родоначальники оказываются несравненно деятельнее нашего Владимира: они воюют, они охотятся и добычею кормят народ, наш же князь никогда ничего не делает».
«Ласковый князь только пирует со своими богатырями да посылает их на разные подвиги, а сам не принимает участия ни в какой опасности и сидит дома с супругой»
Другой исследователь, филолог Федор Буслаев, обращал внимание на тусклость и бесцветность былинного Владимира: «Потому ли, что государственное начало, скрепленное пришлыми варягами, охватывало русскую жизнь только снаружи, одними внешними формами покорения и налогов; потому ли, что князь и дружина, набранная из чужаков, авантюристов, стали особняком от низменного, коренного населения Руси, — как бы то ни было, только исторический идеал самого князя Владимира в народном эпосе мало выработался, не развился разнообразием подвигов и очертаний характера. .. Ласковый князь только пирует со своими богатырями да посылает их на разные подвиги, а сам не принимает участия ни в какой опасности и сидит дома с супругой Апраксеевной».
«Отрицательные черты князя Владимира и являются выражением неприязни дружинника‑демократа к враждебному аристократическому кругу»
По мнению фольклориста Алексея Маркова, причина существования таких разных Владимиров «лежит в различиях среды слагателей эпоса богатырского (с князем Владимиром) и княжеского (с иными князьями)». «Богатырский эпос, возникший, по мнению Маркова, в среде княжеских дружин, должен был носить черты антагонизма между властелином и подчиненными: отрицательные черты князя Владимира и являются выражением неприязни дружинника‑демократа к враждебному аристократическому кругу. В княжеских же былинах (о Романе, о Глебе Володьевиче) отношения между князем и дружиной выставляются в идеальном свете».
Специфическое новгородское представление о княжеском достоинстве: князь, который княжит, но не управляет
Со своей стороны, Всеволод Миллер ссылается на бесцветность и неприглядность облика Владимира, когда доказывает новгородское происхождения былины о Чуриле. «В нем не видно ни ласкового Красного Солнышка стольно-киевского, ни деспота с чертами московских царей или восточных сказочных. Это князь, лишенный всякого значения, как бы взятый напрокат, чтобы быть свидетелем богатства и могущества частного лица. В создании такого князя сказывается не южнорусский взгляд на князя‑дружинника, не суздальско-московский — на князя‑вотчинника и деспота, а, всего скорее, новгородское представление о княжеском достоинстве — о князе, который княжит, но не управляет». Слабость княжеского достоинства Владимир Миллер относит к факту сложения былины в Новгородской области. «С другой стороны, черты деспотизма и жестокости во Владимире не один раз служили поводом к отождествлению его с московскими царями и главным образом с Иваном Грозным».
Владимир никогда не является в былине предметом непосредственного повествования и изображения. Он всегда там на вторых и третьих ролях
Владимир в былинах всегда на вторых и третьих ролях, всегда затенен главным героем; он как бы создает ситуацию, в которой должны проявиться качества и поступки главного героя. Так, Владимир предстает то могущественным деспотом, то испуганным просителем, то жестоким корыстолюбцем, то радушным гостеприимцем. «Все эти качества берутся на случай, смотря по надобностям момента и общим требованиям данного сюжета. Нужно изображение всеобщего ужаса пред наступающим или уже одолевающим насильником, и князь Владимир… должен обнаружить всю силу безвыходности положения, беспомощности и нуждаемости в богатыре, герое данной былины:
Тут Владимир князь да стольно-киевский,
Он по горенки да стал похаживать.
С ясных очушек он ронит слезы ведь горючии,
Шелковым платком князь утирается,
Говорит Владимир-князь да таковы слова:
— Нет жива-то старого козака Ильи Муромца,
Некому стоять теперь за веру, за отечество,
Некому стоять за церкви ведь за Божии,
Некому стоять-то ведь за Киев-град,
Да ведь некому сберечь князя Владимира,
Да и той Опраксы-королевишной.
Эти сцены унижения Владимира пред богатырями являются общим местом в тех случаях, когда былина готовит впечатление важности и значительности подвига героя».
А если сказителю былины требуется представить героя в обстановке недооцененности и пренебрежения, то князь Владимир начинает изображать деспотическую несправедливость.
Жадность, сластолюбие или вероломство — все эти качества присваиваются Владимиру тоже лишь по мере нужды: в былине о Чуриле, о Дюке Владимир завистлив к чужому богатству, в былине о Даниле Ловчанине — сластолюбив, в былине о Ставре — корыстолюбив, в разных былинах он то глуповат и недогадлив, то сметлив и рассудителен. «Каков выйдет Владимир, в сущности, былине совершенно безразлично, лишь было бы достигнуто нужное положение главного героя, отсюда такое непостоянство и противоречивость облика Владимира».
«Каков выйдет Владимир, в сущности, былине совершенно безразлично, лишь было бы достигнуто нужное положение главного героя»
Таким образом, Владимир получается собирательным образом не русского князя, а представлений сказителя о князе. «А так как эти представления возникли в связи с впечатлениями реальной жизни, то в известной мере они сами по себе уже свидетельствуют и о самом князе, и о той реальной точке зрения, какая была у певца на князя. <…>
Взять хотя бы это бесконечное столованье, почестен пир. <…>
…Во всех сюжетах, где появляется Владимир, былина всегда и неизменно застает его на пиру. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, а у Владимира всегда пир во полупире, стол во полустоле. Даже в моменты грозных и тяжких обстоятельств, когда Киев одолевает враг и насильник, в гридне Владимира идет столованье, с тою лишь разницей, что среди пирующих помещается насильник Идол или Тугарин. Должно создаваться впечатление, что слагатели былин не знали и не мыслили князя иначе как только на пиру».
И здесь пир служит фоном не Владимиру, а главному герою былины — именно на пиру богатырь обычно получает задание или признание за подвиг: «…начало былины всегда озабочено созданием такой обстановки, которая давала бы впечатление угрозы и исключительности в готовящемся предприятии героя. И положение вызова на опасность в публичной обстановке пира, где в момент общей уклончивости и опасливости герой сразу выделяется из общей массы, несомненно… сделалось одним из наиболее развитых общих мест былинной техники».
Возникает справедливый вопрос: почему нет ни одной былины с Владимиром в главной роли, ни одного сюжета с подвигом самого князя? «Это обстоятельство тоже имеет свои основания, из которых главные, очевидно, коренятся в классовых симпатиях той среды, из которой вышли былины, но в имеющемся составе былин в роли резонатора и рефлектора на подвиги других лиц Владимир по условиям общей композиционной былинной манеры должен был быть таким, каков он есть…»
Источники
- Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении вымысла и действительности в былинах.
Поэтика и генезис былин. Очерки. М., Саратов. 1924.
Теги
Фольклор
Древняя Русь
Радио ArzamasУ вас есть доллар на развод?
Волосатые мужчины, растущая луна, чешуя карпа и вообще все, что способно притягивать деньги, — во втором выпуске фольклорного подкаста «Тьфу-тьфу-тьфу!»
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
14 минут
1/5
Что такое былина?
Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман
Читает Никита Петров
Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман
11 минут
2/5
Добрыня Никитич и Крещение Руси
Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта
Читает Никита Петров
Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта
12 минут
3/5
Три науки молодецкие
Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки
Читает Никита Петров
Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки
10 минут
4/5
Как Илья Муромец стал святым
Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно
Читает Никита Петров
Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно
11 минут
5/5
Песни о Сталине и другие новины
Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию
Читает Никита Петров
Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию
Материалы
Новые песни о главном: Сталин и вытрезвитель
Как правительство пыталось легитимизировать свою власть с помощью фейклора
Никита Петров: «Фольклор не умрет никогда»
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Весь курс за 5 минут
Всё о богатырях, былинах и русском эпосе в самом кратком изложении
Сказители-звезды
7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера
Как присушить парня
Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Былинные головные уборы в Красной армии
Краткая история легендарной буденовки
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Общий предок Одиссея и Ильи Муромца
Существовал ли общий, индоевропейский праэпос?
Как стать сказителем
Подробная инструкция, как стать былинным певцом и собирать вокруг себя толпу рыбаков
Как открыли былины
История о том, как ссыльный выпускник Московского университета в XIX веке нашел русский эпос
Кто автор фольклора?
Что такое предварительная цензура коллектива
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Cловарь терминов русского фольклора
Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант
Герои былин в русской живописи
Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники
Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции
Почему академик Рыбаков был неправ
Карта былинного мира
Где живут богатыри, куда ездят собирать дань и пировать, а где находят свою смерть
Былинные слова и выражения
Лельки, пельки и другие непонятности из русских былин
Какой вы богатырь?
Ответьте на вопросы и узнайте, на кого из эпических героев вы похожи
Кто отрубил руки невесте?
Тест на знание характеров персонажей русского эпоса
Краткий разговорник для путешествующих в мир былины
Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»?
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Владимир — Красное Солнышко
Его правление длилось без малого четыре десятилетия и было насыщено многими событиями, главным из которых, наверное, можно назвать принятие православного христианства в качестве основной религии молодого государства. Многие из вас знают, что произошло это событие в 988 году.
Что же предшествовало выбору великого князя? Как протекала его дальнейшая жизнь?
Вернувшись в город, где прошли его детство и отрочество, и заняв киевский престол, молодой князь Владимир, скорее всего по совету своего дяди Добрыни, решил отправить от себя подальше воинственных варягов, которые помогли ему стать единственным правителем государства. Киевляне благосклонно приняли младшего сына Святослава, ведь он поначалу не позволил варяжской дружине взять с них откуп — по две гривны с человека. А гривна по тем временам была очень крупной суммой.
В переговорах с наемными воинами Владимир протянул несколько недель и тайно от них собрал другую, более сильную дружину из киевлян. Когда варяги поняли, что князь перехитрил их, то решили не сопротивляться и отправиться за добычей на юг, в Константинополь (Царьград). Этому Владимир не противился. Но вместе с тем послал византийскому императору весть о надвигающейся на него угрозе.
Думая об укреплении своей власти, князь начал строить языческие святилища и ставить повсеместно идолов, на силу которых, как он видел, будучи в изгнании, опирались варяги. Да и славяне тоже жили в ту пору по языческим законам, почитая своих богов, — Перуна, Велеса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша…
В первое десятилетие правления Владимира перед княжеским теремом вознесся вырубленный из дерева идол главного, по мнению молодого князя, бога в этом кругу — Перуна, которому приносились человеческие жертвоприношения. По сказанию летописца, никогда до начала правления Владимира не было так распространено идолопоклонство, как в те годы. Первые ростки христианской религии многие годы не находили у славян массовой поддержки, ее последователи вынуждены были во многих местах совершать свои обряды тайно, чтобы не навлечь гнев соседей. В одной из летописей рассказывается, как в 983 году толпа киевлян-язычников отправилась за юношей, которого намечено было принести в жертву. Волхвы указали на сына вернувшегося в Киев из Византии варяга, который принял христианство. Варяг воспротивился этому решению, сказав язычникам: «То не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет; не едят, не пьют, не говорят; сделаны руками из дерева…не дам сына своего бесам». Эти слова были приняты с возмущением язычниками, и они закричали: «Отдай сына, нам нужно принести его в жертву богам!» Отец отвечал: «Если то в самом деле боги, то пусть пошлют одного бога взять моего сына; а вы из чего так хлопочете?» Гнев толпы в ответ был безжалостен. Отец с сыном погибли на пороге дома.
Укрепляя свое государство, князь Владимир осуществил много походов в соседние земли. Объявив войну польским славянам, он взял несколько укрепленных городов и присоединил Червоную Русь (нынешнее Прикарпатье). Затем он отправился на северо-восток, где вновь усмирил вятичей, не желавших платить дань. Оттуда путь княжеской дружины лежал на северо-запад — в страну ятвягов — древнего литовского племени…
Снова попали в зависимость от киевского князя радимиси и дунайские болгары, племена чуди… Словом, Владимир всячески укреплял и расширял свое влияние на восточную часть Европы, проявив себя и искусным полководцем, и дальновидным политиком. При нём едва было не распавшаяся на отдельные княжества Русь снова обрела единый центр управления.
Некоторые летописцы утверждают, что Владимир со временем сам убедился, что кровожадные языческие боги не объединяли, а разобщали людей, что их чествование с жертвоприношениями порождало в человеке животный страх. Другие исторические источники утверждают, что в 986–987 годах в Киеве у Владимира побывало несколько представителей различных религий, которые рассказывали киевскому князю о своей вере. Правитель всех выслушал, долго размышлял и остановился на религии, которую за тридцать лет до него выбрала его бабушка, княгиня Ольга.
Сохранилось несколько преданий о том, как и где крестился сам Владимир. Одни утверждают, что это произошло в самом стольном граде Киеве, другие называют местом крещения князя город Василев (нынешний город Васильков в Киевской области). Называют местом крещения Владимира и древний город Коростень (Херсонес, на территории нынешнего Севастополя), куда князь отправился в очередной военный поход. Эта крымская крепость, принадлежавшая в то время Византии, долго сопротивлялась войску киевского князя. И по легенде Владимир дал обет креститься, если возьмет город. В конце-концов защитники Коростени вынуждены были открыть ворота осаждавшим. Но взятие крепости лишь разбудило в князе аппетит завоевателя. Победитель тут же послал правившим в Константинополе императорам Василию и Константину предупреждение, что он готов взять штурмом и византийскую столицу, однако может согласиться на мир, если получит в жены сестру правителей Анну. В ответ братья дипломатично заметили: «Неприлично христианам выдавать сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе с нею царствие небесное, а с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать за тебя сестры». Владимир, отправляя послов к императорам, наказывал: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, послали к князю свою сестру, которая вовсе не хотела такого мужа. Анна знала, что у Владимира, как язычника, было уже несколько жен и большое число наложниц, что никак не соответствовало христианским обычаям. Но интересы государства были выше личной судьбы девушки.
Когда царевна приехала в Коростень, Владимир крестилсяя, а после крещения обвенчался с Анной и вернулся с нею в Киев.
Там в первую очередь он окрестил 12 своих детей, показывая пример разрыва с язычеством. Затем он окрестил множество знатных людей и простых жителей Киева, а деревянные статуи языческих богов приказал бросить в Днепр. На их месте были поставлены церкви.
Окрестив киевлян, Владимир повелел креститься и всем остальным подданным во всех землях. Однако крещение шло далеко не везде мирно и не одномоментно. Так в Великом Новгороде жители восстали против новой веры, и дружине княжеской пришлось усмирять новгородцев силой. Многие племена еще десятилетия сохраняли привязанность к обычаям предков, языческим богам.
За следующие 25 лет на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, однако, по словам историка С.Ф. Платонова, «оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь» на доступном для всех языке — славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители святые Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен и книжное учение было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники, собиравшие и переписывавшие книги.
Церковь, став центром духовного единения восточных славян, заметно влияла на нравственное развитие общества. На основании церковных законов стали вершиться суды, которые ведали не только делами отступников от веры, но и семейными делами, возникавшими между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и в быту: многоженство, похищение и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокое обращение с женами и детьми. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.
Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Окрестив Русь, киевский князь приобрел в лице православной церкви надежного союзника в решении своих планов по укреплению государства.
В течение дальнейшей жизни Владимир настойчиво боролся за единство и безопасное существование Руси. Он совершил ещё целый ряд походов на Северный Кавказ, по Волге, к Каспийскому морю, во многом превзойдя своего отца Святослава. На новых границах Руси по княжескому велению строились оборонительные рубежи, воздвигались новые города, земляные валы, сигнальные вышки и крепости, которые ставились одна от другой на расстоянии 15-20 километров. Так были построены крепости на Десне, Трубеже, Стугне и других реках.
Личные качества и характер возмужавшего князя притягивали к нему людей. Не отличаясь удалью, бывая порой несправедливым и высокомерным, он всё же умел находить общий язык с простолюдинами, раздавал щедрой рукой подарки бедным, заботился о больных.
Именно широкая душа Великого князя киевского, его хлебосольство, вместе с полководческой, созидательной и просветительской деятельностью, впоследствии воплотились в образную характеристику его прозвища «Красное Солнышко», сделали младшего Святославича героем народного эпоса, сказаний и былин.
Умер Владимир в 1015 году, 15 июля, в г. Берестове, внезапно заболев и не избрав себе наследника из многочисленного потомства.
В Москве появился памятник Владимиру Красному Солнышку
Память святого князя Владимира (правил Киевской Русью в 980-1015 гг.) была увековечена 04 ноября 2016 года мощным памятником на Боровицкой площади в Москве. Автор памятника – народный художник России скульптор Салават Щербаков. На церемонии его открытия, подчеркнув значимость события, присутствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Автор памятника был выбран на конкурсе весной 2016 года. Контракт на его изготовление (стоимостью около 150 млн рублей) получило архитектурное бюро «Ай-архитекторы».
Масштаб памятника соответствует значению выдающегося правителя в истории России.
При св. Владимире образовалось древнерусское государство и завершился процесс слияния восточнославянских земель вокруг Киева, в смысле формирования системы подчинения княжеской власти. Княжеская власть стала господствовать в государстве, управлять им, судить, собирать дань (налоги) и охранять его торговлю и границы. Разгром врага России и ее торговли по имени Печенег снискал ему благодарную память в летописях и народных сказках, где он именуется Владимиром Красное Солнышко.
Во-первых, святой Владимир крестил Русь в христианскую веру, а с XI века почитается Православной Церковью. День церковной памяти князя 15 июля был установлен в 1240 году при Александре Невском.
С принятием христианства на Руси были прекращены кровавые жертвоприношения, в том числе умерщвление жен, наложниц и рабынь при погребении Господнем, вошли в эденорте, прекратилось уничтожение имущества усопших, укрепилась власть и стал более активным обмен с соседями , особенно греки (византийцы), которые принесли на Русь много знаний: духовных, культурных, художественных, административных и политических.
Вера имела первое духовное значение, определенное во всех социальных и семейных отношениях. Общая религия помогала объединять людей внутри государства. Еще до принятия христианства т. Владимир был известен как религиозный реформатор. В 981-м году он установил единый шестиязычный культ языческих богов во главе с громовержцем Перуном. Эта реформа провалилась и привела кн. Владимир выбрал лучшее из религий своих соседей.
«Повесть временных лет» рассказывает нам о том, что в поисках веры Владимир призывал проповедников христианства, ислама и иудаизма. Ислам не устраивал правителя из-за отказа от питья, иудаизм – из-за рассеяния евреев по свету, а христианство Рима было неприемлемо из-за ошибок в вопросах веры. Так объясняется (в светском толковании) отбор самых красивых в культ и истинную Веру, исповедуемую могущественной и стабильной тогда Византийской империей.
Важно отметить, что в десятом веке русские князья часто заимствовали идеи и термины у соседних народов, если приходилось им по вкусу и месту. Так, по отношению к святому Владимиру митрополит Иларион в XI веке употребляет титул хазарского кагана.
Также одна вера способствовала увеличению политических и торговых связей. Один из главных партнеров Руси – Византия, например, запретные предметы из языческой Руси объявили «нечистыми».
Христианство уже было распространено на Руси в княжеской семье к моменту его усыновления князем Владимиром.
Итак, за 100 лет до официального принятия Веры, во второй трети девятого века, часть дружины и народа Руси стали христианами. Патриарх Константинополя Фока послал сюда византийского иерарха. В 70-х годах IX века то же самое сделал патриарх Игнатий. Часть русской дружины была крещена около 860 года византийским патриархом Игнатием при императоре Василии I.
Бабушка князя княгиня Ольга была христианкой (по разным данным она приняла ее в 944 или 955 г). После принятия христианства святая Ольга стала христианской проповедницей, разрушала языческие святыни и строила христианские храмы, в том числе Софийский собор Киева. Приглашение христианских наместников из Рима в 962 г. побудило языческих жрецов совершить «кампанию» по отстранению правительницы от власти и замене ее на престоле в пользу ее сына Святослава, не интересовавшегося христианской верой. Старший брат св. Владимира князь Ярополк тоже «возлюбил христиан».
Что побудило святого Владимира принять христианство на личном уровне – вопрос открытый. Тут, видимо, многое совпало. А также желание жениться на византийской принцессе Анне, дочери римлянина Багрянородного и сестре византийского императора Василия II Булгарибойца. Анна стала соратницей мужа в христианизации Руси. Но, прежде всего, судя по изменению поведения и правления князя, это была Вера, потому что вместе с христианством милосердие вошло в царствование св. кн. Владимир.
Источники:
Православие.ру, Министерство культуры РФ, История России IX-XVIII вв. / Моряков В.И. – Москва, филолог. «Слово», Эксмо, 2004. Ключевский В. О. О русской истории. – М., Просвещение, 1993. Древняя Русь в свете зарубежных источников. / под ред. Е. А. Мельниковой. Москва, Логос, 2003
Магазин поддержки
Владимир Великий (958-1015) — Средневековые истории
Владимира Великого помнят как отца-основателя Киевской Руси. Принадлежность к викингам, он обратился в христианство в 9 году нашей эры.87 и потерял свою варварскую ауру в более поздних летописях
Теперь продолжу свою критику и осуждение злодеяний Царя Русского Владимира. Он получил жену по имени Елена [Анна] от греков. Раньше она была обручена с Оттоном III, но затем ему было отказано, хотя и обманом и хитростью. По ее наущению Владимир принял святую христианскую веру, которую, однако, не украсил праведными делами. Он был безудержным блудником и безжалостно нападал на беспомощных греков актами насилия. Он женил одного из трех своих сыновей на дочери князя Болеслава, нашего гонителя… Между тем царь Владимир узнал, что его сын тайно отвернулся от него по настоянию князя Болеслава. Затем он схватил не только своего сына и жену, но и Рейнберна [священнослужителя], поместив каждого из них в одиночную камеру.
Имя царя Владимира ошибочно истолковано как означающее «Сила мира». Действительно, то, что нечестивцы держат между собой или чем обладают обитатели этого мира, не является истинным миром, потому что он постоянно меняется. Истинный покой достигается лишь тем, кто отлагает всякую страсть души и ищет Царствия Божия с помощью терпения, преодолевающего всякое препятствие…
Впоследствии царь Владимир умер в полноте своих дней и оставил все свое наследство двум своим сыновьям. Третий сын остался в тюрьме, но позже сбежал и сбежал к тестю, оставив свою жену.
Царь Владимир носил ткань вокруг чресл в качестве афродизиака, тем самым увеличивая свою врожденную склонность к греху. Когда Кристи, хозяин нашего спасения, приказал нам перевязать чресла наши, переполненные опасными желаниями, он требовал большего воздержания, а не дальнейших провокаций. Поскольку король услышал от своих проповедников о горящем свете, он попытался смыть пятно своих грехов, постоянно раздавая милостыню…
Владимир умер, когда уже ослабел от старости и долго владел своим царством. Похоронен рядом с женой в великом граде Киеве, в храме священномученика папы Климента. Их саркофаги выставлены открыто посреди церкви. Власть короля была разделена между его сыновьями…
От: Титмар Мерзебургский: Хроника, Том VII, 72-74. Цитата: Оттонская Германия. Хроника Титмара Мерзебургского. трсл. и изд. Дэвид А. Уорнер. Издательство Манчестерского университета, 2001, стр. 358-59.
Владимир был одним из трех сыновей нормандско-русского царя Киевской Руси Святослава. Его дедом был Олег, сын Игоря, сына Рёрика, основателя ранней русской династии Рюриковичей или Рюриковичей.
Святослав первым из новгородских и киевских правителей получил «славянское» имя. В то время как его имя может быть «переведено» обратно на «скандинавское (Свейнельд), этого нельзя сказать о Владимире, которое является отчетливо славянским именем (возможно, производным от славянских владь vladĭ «править» и *mēri «великий»). В юности Владимира отправили управлять Новгородом под опеку брата матери Добрыни. К сожалению, его отец умер во время пребывания там, и братья Владимира заставили его бежать в Скандинавию. Там ему удалось воспользоваться помощью дяди. С войском варяжских воинов он вернулся в Киевскую Русь и сумел победить своего оставшегося брата Ярополка. К 9 г. н.э.80 г. он полностью контролировал единое огромное государство, простиравшееся от Черного моря до Финского залива, Киевскую Русь. Царь Владимир также укрепил свои границы от болгарских и восточных кочевников, укрепив таким образом свое огромное царство.
В то же время Владимир начал чеканить монеты, на учете которых было около 340 серебряных и 11 золотых монет. Надписи на золотых монетах гласили: «Владимир на троне», или «Владимир и золото». Вероятно, эти монеты использовались в качестве знаков или подарков дружбы. Важным стилистическим элементом на этих монетах был сокол (трезубец), который обычно изображался летящим справа от Владимира. Этот сокол или трезубец был предложен в качестве отличительного стилистического элемента иконографии викингов. Сегодня сокол является национальным символом Украины.
Обращение в христианство
Крещение Владимира. Виктор Михайловит Васнецов. Википедия (общественное достояние)
В рамках усилий Владимира по консолидации своей «империи» он обратился в христианство в 987 году нашей эры. До этого Владимир энергично работал над поддержанием языческих институтов своего отца. Однако в конце 80-х годов византийский император был обеспокоен восстаниями и войнами и нуждался в наборе наемников в свою армию. Владимир предоставил свою помощь при условии, что он сможет заполучить высший символ статуса, настоящую порфирогенную принцессу.
Ранее обрученная с императором Священной Римской империи Оттоном III, сестра императора Василия II (976–1025) вскоре была обещана Владимиру. Помимо армии варяжских наемников, платой за это стало обращение Владимира в христианство. Наконец, в 987 году Владимир крестился со своей дружиной и «народом». Новое христианское богослужение было основано на византийских обрядах и литургиях и на старославянском языке. Благодаря этому маневру новая церковь была в некоторой степени отделена от немецкого вмешательства и любого влияния немецкой церкви и епископов. Отсюда явно уничижительные сочинения Титмара Мерзебургского, процитированные выше.
Одной из первых церквей, построенных в Киеве после преобразования, была Десятинная церковь в Киеве. Спроектированный византийскими архитекторами и посвященный примерно 996 году нашей эры, он был первым пантеоном киевских правителей. Позже он был заменен как пантеон династии Рюриковичей Святой Софией (также построенной во время правления Владимира). Разрушенный во время монгольского нашествия, Десятин теперь лежит в виде руин в центре Киева.
Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды. В недавней статье Кристиан Раффенспергер утверждал, что то, что мы считаем «знанием» о Владимире, возможно, в большей степени является отражением культурных схем скандинавских скальдийских поэм, которые процветали в 10 веке.
В последующие годы Путин перестроил миф о том, что Владимир утверждает его как отца-основателя Великой России, состоящей из Собственно России, Украины и Белоруссии.
Как выглядел Владимир?
Чтобы прочувствовать его личность, начнем с восхитительного описания своего отца, которое Лев Диакон оставил нам. По словам Льва:
«Святослав прибыл плыть по реке в скифской легкой лодке, взявшись за весло и гребя со своими спутниками, как будто он был одним из них. Внешний вид его был таков: он был среднего роста, не выше среднего и не особенно низок; его брови были густыми; у него были серые глаза и курносый нос; борода его была чисто выбрита, но он пустил обильно расти волосы на верхней губе, где она была густой и длинной; и он полностью обрил голову, за исключением пряди волос, свисавшей с одной стороны, как знак знатности его предков; у него была крепкая шея, широкая грудная клетка и очень хорошо сочлененные остальные части тела; у него был довольно сердитый и дикий вид; на одном ухе была застегнута золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и красным камнем между ними; его одежда была белой и ничем не отличалась от одежды его товарищей, кроме чистоты (глава IX:11)
Из: История Льва Диакона. Византийская военная экспансия в десятом веке.
Введение, перевод и аннотации Элис-Мэри Талбот и Дениса Ф. Салливана.
Исследования Дамбартон-Оукс XLI. Вашингтон 2005
Монета Владимира Великого. Источник: Heritage Auction/ha.com
Увы, подробного описания внешности Владимира у нас нет. Однако у нас есть несколько монет, которые вместе с портретом, цитируемым выше немецким летописцем Титмаром Мерзебургским, содержат несколько интересных деталей.
Согласно Титмару, он носил набедренную повязку, а не — как можно предположить — длинную мантию, которая была стандартной и благоразумной одеждой членов королевской семьи и священнослужителей на рубеже 10-го века. Действительно, на некоторых владимирских монетах король выглядит так, как будто на нем килт. По крайней мере, он изображен с обнаженными ногами в сапогах на высоких каблуках. Дизайн этих монет значительно отличается от золотых имперских монет, которые, как часто утверждается, служили моделями. Напротив, на монетах Василия II его портрет обрезан посередине и анфас. Подводя итог, можно сказать, что дизайн монет Василия и Владимира не похож друг на друга. Можно предположить, что монеты, отчеканенные Владимиром, имели своеобразный новый вид, созданный под его руководством. Принято считать, что чеканка началась после взятия Владимиром византийского монетного города Корсунь около 9 г.90. Позже город был возвращен императору, но он, возможно, оставил некоторых мастеров в качестве своих вассалов.
На одном из лучших сохранившихся образцов Владимир сидит на троне, в царской короне, в коротком одеянии, прикрытый плащом, со щитом в одной руке и скипетром в другой; справа от него ясно виден трезубец или, скорее, сокол. И на этой монете, и на монетах, отчеканенных его имперским зятем, правители украшены замысловатыми усами.
ИЗОБРАЖЕННОЕ ФОТО:
Одна из царских гробниц, в настоящее время выставленных в Музее Святой Софии. Источник: Википедия
ИСТОЧНИКИ:
Общие (Привет)Истории: Владимир Русь и Харальд Фэйрхейр из Норвегии
Кристиан Раффенспергер
В: The Russian Review (2009) Vol 68, pp.