Владимир русь: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Содержание

Почему летописи не скрывают горькой правды о святом Крестителе Руси

Как сказал академик С. С. Аверинцев, «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет! Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки — королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием «чудо» в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо тут, как масло на бутерброде, размазано — на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно. Так что никакой загадки в том, кем был Владимир — умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

Главная неразгаданность святого князя Владимира — тайна не историческая и не политическая. Она человеческая, даже общечеловеческая. Тайна в том, как грешник мог стать святым. Давайте попробуем ее разгадать.

Преображение души князя Владимира дает надежду нам всем

Жития и летописи подробно расписывают, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Рассказывают о женах и сотнях наложниц (на взгляд современного человека — былинное преувеличение). Повествуют о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить. Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб — братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Еще Владимиру припоминают историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно — мол, куда лезешь, сын рабыни! — ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще история про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, — тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: «Либо я, либо меня». Одно право — право сильного.

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны. Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться — при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А. К. Толстого есть дивная поэма «Песнь о походе Владимира на Корсунь», она и поможет нам приоткрыть главную тайну князя. И хотя Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, — в этом историки утвердились позже, зато чуткость позволила поэту уловить нечто крайне важное в характере князя.

Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

«Добро,- сказал князь,

когда выслушал он

Улики царьградского мниха, —

Тобою, отец, я теперь убежден,

Виновен, что мужем

был стольких я жен,

Что жил и беспутно, и лихо.

Что богом мне был то Перун,

то Велес,

Что силою взял я Рогнеду,

Досель надо мною, знать,

тешился бес,

Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес

Креститься, в раскаянье, еду!»

А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!

«Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть,

христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире — здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя «зверя» и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому. Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут», крестившийся Владимир «повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо». Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым. Прочитав в Деяниях Апостолов о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые. Узнав о заповеди «не убий», пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха» , — отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы. «Надежда и утешение для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем»,- писал митрополит Антоний Сурожский.

Князь Владимир: человек, который крестил Русь

Как стал хри­сти­а­ни­ном этот гру­бый и же­сто­кий языч­ник, при­но­сив­ший сво­им бо­гам кро­ва­вые жерт­вы? Что мог­ло при­влечь в крот­ком об­ра­зе Хри­ста на­силь­ни­ка и убий­цу, взяв­ше­го си­лой Ро­г­не­ду и убив­ше­го у нее же на гла­зах ее от­ца и бра­тьев? По ле­то­пи­сям мож­но вос­ста­но­вить толь­ко внеш­нюю кан­ву со­бы­тий. Как про­изо­шел внут­рен­ний пе­ре­во­рот в ду­ше кня­зя Вла­ди­ми­ра, до сих пор оста­ет­ся за­гад­кой.

Же­ле­зом и кро­вью

Князь Вла­ди­мир был неза­кон­но­рож­ден­ный. Он ро­дил­ся в 962 го­ду от свя­зи Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча с ключ­ни­цей Ма­лу­шей. Чтобы по­лу­чить то, что дру­гим до­ста­лось по пра­ву рож­де­ния, князь Вла­ди­мир дол­жен был сде­лать став­ку на же­сто­кость, из­во­рот­ли­вость, си­лу. Он и кня­зем-то стал слу­чай­но — толь­ко бла­го­да­ря сво­е­му дя­де Доб­рыне, быв­ше­му во­е­во­дой у Свя­то­сла­ва. Доб­ры­ня пред­ло­жил кня­зю кан­ди­да­ту­ру Вла­ди­ми­ра для Нов­го­ро­да, ку­да ехать ни­кто из стар­ших сы­но­вей Свя­то­сла­ва не хо­тел. Стар­ший, Яро­полк, во­ца­рил­ся в Ки­е­ве, сред­ний, Олег, — в Древ­лян­ской зем­ле, сам же Свя­то­слав из­брал сво­ей сто­ли­цей Пе­ре­я­с­ла­вец на Ду­нае в Бол­га­рии.

Од­на­ко в 977 го­ду по­за­рил­ся на зем­лю Вла­ди­ми­ра Яро­полк, толь­ко что умерт­вив­ший Оле­га (Свя­то­слав же по­гиб от рук пе­че­не­гов еще в 972 го­ду). 15-лет­ний Вла­ди­мир бе­жал за мо­ре к ва­ря­гам — и это очень ха­рак­тер­но для то­гдаш­ней рус­ской эли­ты, ощу­щав­шей се­бя на­по­ло­ви­ну скан­ди­на­ва­ми. Воз­му­жав и за­ру­чив­шись их во­ен­ной под­держ­кой, Вла­ди­мир в 980 го­ду вер­нул­ся до­мой, от­во­е­вал Нов­го­род, за­хва­тил за­од­но По­лоцк вме­сте с Ро­г­не­дою, а за­тем и Ки­ев, устра­нив Яро­пол­ка.

Пре­по­доб­ный Нестор-ле­то­пи­сец сви­де­тель­ству­ет о Вла­ди­ми­ре, что «был он нена­сы­тен в блу­де, при­во­дя к се­бе за­муж­них жен и рас­тляя де­виц». У кня­зя Вла­ди­ми­ра бы­ло пять «офи­ци­аль­ных» жен, а так­же мно­же­ство на­лож­ниц в раз­ных го­ро­дах.
Язы­че­ство древ­них ру­си­чей освя­ща­ло блуд, на­си­лие и вся­кое зло. Идо­лам при­но­си­лись че­ло­ве­че­ские жерт­вы. Князь Свя­то­слав в по­хо­де на Бол­га­рию пе­ред сра­же­ни­ем за До­ро­стол при­ка­зал убить мно­же­ство мла­ден­цев — чтобы си­ла их чи­стых душ пе­ре­да­лась его во­и­нам. По­сле бит­вы Свя­то­слав умерт­вил всех плен­ни­ков — для ис­куп­ле­ния их кро­вью пав­ших в бою со­пле­мен­ни­ков.

Князь Вла­ди­мир вполне со­от­вет­ство­вал иде­а­лу язы­че­ско­го пра­ви­те­ля, яв­ляв­ше­го­ся обыч­но у древ­них на­ро­дов и вер­хов­ным жре­цом. В 983 го­ду со­сто­ял­ся удач­ный по­ход Вла­ди­ми­ра про­тив ли­тов­цев-ят­вя­гов. Князь за­хо­тел от­бла­го­да­рить «бо­гов», при­не­ся им в жерт­ву непо­роч­но­го юно­шу. Вы­бор пал на сы­на ва­ря­га Фе­о­до­ра из Гре­че­ской зем­ли — Иоан­на. Но ко­гда кня­же­ские по­слан­цы при­шли к от­цу, чтобы за­брать у него Иоан­на, тот ис­по­ве­до­вал се­бя хри­сти­а­ни­ном и не от­дал сво­е­го сы­на в жерт­ву «бе­сам». Вла­ди­мир страш­но раз­гне­вал­ся и при­ка­зал звер­ски умерт­вить Фе­о­до­ра и Иоан­на.

Стран­ная ис­то­рия

Неожи­дан­но через три го­да по­сле это­го Вла­ди­мир на­чи­на­ет при­ни­мать про­по­вед­ни­ков дру­гих вер: му­суль­ма­ни­на, хри­сти­а­ни­на рим­ско­го об­ря­да, иудея и гре­ка-пра­во­слав­но­го.
И вот здесь князь Вла­ди­мир пред­став­ля­ет­ся в ле­то­пи­си по­на­ча­лу ка­ким-то апа­тич­ным. У му­суль­ман ему нра­вит­ся мно­го­жен­ство, но он не при­ни­ма­ет их воз­дер­жа­ния от ви­на: «На Ру­си ве­се­лие пи­ти, не мо­жет без то­го жи­ти». От­верг­нув уче­ние пер­вых трех про­по­вед­ни­ков, Вла­ди­мир неожи­дан­но слу­ша­ет по­дроб­ную про­по­ведь гре­ка Фило­со­фа, а за­тем за­яв­ля­ет о сво­ем го­ря­чем же­ла­нии быть с пра­вед­ны­ми одес­ную на Страш­ном су­ди­ли­ще. И вдруг опять как-то вя­ло го­во­рит: «По­до­жду еще немно­го», ар­гу­мен­ти­руя тем, что на­до еще узнать о дру­гих ве­рах (как буд­то толь­ко что не узнал). Но в то же вре­мя дал гре­ку «мно­гие да­ры и от­пу­стил его с че­стию ве­ли­кою».

Стран­ная ис­то­рия. Как во­об­ще князь Вла­ди­мир, толь­ко что с яро­стью рас­пра­вив­ший­ся с хри­сти­а­на­ми, слу­ша­ет все эти, по его пред­став­ле­нию, сказ­ки, оскорб­ля­ю­щие его язы­че­ский опыт? Как мог­ли осме­лить­ся при­хо­дить к нему про­по­вед­ни­ки, зная его кру­той нрав?
Вы­вод мо­жет быть один: с кня­зем Вла­ди­ми­ром что-то про­изо­шло. Пре­по­доб­ный Нестор-ле­то­пи­сец пи­шет о том, что Гос­подь по­слал Вла­ди­ми­ру «некое за­пя­тье» («за­пя­тье» (слав.) — неожи­дан­ная оста­нов­ка, пре­ткно­ве­ние на при­выч­ном пу­ти) — «чтобы он стал хри­сти­а­ни­ном, точ­но так же как Пла­ки­да в древ­но­сти». Ев­ста­фий Пла­ки­да — свя­той му­че­ник II ве­ка, пол­ко­во­дец. Пер­во­на­чаль­но был языч­ни­ком, но ми­ло­серд­ным и спра­вед­ли­вым. Од­на­жды во вре­мя охо­ты олень, за ко­то­рым гнал­ся Пла­ки­да, при­нял об­раз Хри­ста, и Гос­подь ска­зал Ев­ста­фию: «Я Хри­стос, Ко­то­ро­го ты бо­го­тво­ришь, не зная это­го. Иди и при­ми кре­ще­ние». Пре­по­доб­ный Нестор пи­шет: «И так же слу­чи­лось с Вла­ди­ми­ром. Бог явил­ся ему, и он стал хри­сти­а­ни­ном».
Как же Бог явил­ся кня­зю Вла­ди­ми­ру?
Из Свя­щен­но­го Пи­са­ния мы зна­ем, что Бог, Дух Свя­той, та­ин­ствен­но дей­ству­ет в му­че­ни­ках за ве­ру. В Еван­ге­лии от Лу­ки (12, 11-12) Гос­подь уве­ще­ва­ет апо­сто­лов: «Ко­гда же при­ве­дут вас… к на­чаль­ствам и вла­стям, не за­боть­тесь, как или что от­ве­чать, или что го­во­рить, ибо Дух Свя­той на­учит вас в тот час, что долж­но го­во­рить». Де­я­ния Апо­сто­лов в по­вест­во­ва­нии об уби­е­нии ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на (см. Де­ян. 6, 15; 7, 55), мно­же­ство жи­тий свя­тых рас­ска­зы­ва­ют о том, что са­ми му­чи­те­ли по­рой ощу­ща­ют или непо­сред­ствен­но ви­дят при­сут­ствие Бо­жие в стра­да­ни­ях свя­тых му­че­ни­ков. Ведь стра­да­ния их та­ин­ствен­но со­еди­ня­ют­ся со стра­да­ни­я­ми Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, а их смерть — с Его смер­тью и вос­кре­се­ни­ем.
Здесь мы склон­ны пред­по­ло­жить, что пре­по­доб­ный Нестор, го­во­ря о «за­пя­тии» кня­зя Вла­ди­ми­ра, под­ра­зу­ме­вал, что Хри­стос та­ин­ствен­но от­крыл­ся кня­зю Вла­ди­ми­ру в стра­да­ни­ях Фе­о­до­ра и Иоан­на, на­ших пер­вых му­че­ни­ков. Яв­ле­ние Бо­жие все­гда да­ет че­ло­ве­ку по­чув­ство­вать ра­дость иной, на­сто­я­щей жиз­ни, ее пол­но­ту и си­лу. И вот князь Вла­ди­мир по­чув­ство­вал, что му­че­ни­ки со­еди­ня­ют­ся с этой ра­до­стью и си­лой, а он от нее со­вер­шен­но от­вер­жен и по­ги­ба­ет.

В этот мо­мент про­яви­лись и все опре­де­лив­ши­е­ся ра­нее пред­по­сыл­ки об­ра­ще­ния кня­зя Вла­ди­ми­ра: вли­я­ние его ба­буш­ки, свя­той кня­ги­ни Оль­ги, несколь­ких его жен-хри­сти­а­нок и дру­га дет­ства нор­веж­ско­го ко­нун­га Ола­ва, а вме­сте с тем его соб­ствен­ные угры­зе­ния со­ве­сти.
Ис­то­рия о нор­веж­ском кня­жи­че Ола­ве Триг­г­ва­соне ма­ло­из­вест­на. Мы узна­ем о ней из древ­не­ис­ланд­ской са­ги. Олав со сво­ей ма­те­рью скры­вал­ся в Нов­го­ро­де во вре­мя меж­до­усо­би­цы. По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия он по­сту­пил в дру­жи­ну Вла­ди­ми­ра. Но по­сле мно­гих лет во­ен­ных на­бе­гов в жиз­ни Ола­ва про­изо­шли пе­ре­ме­ны. Сам Гос­подь явил­ся ему, при­звал от­пра­вить­ся в Ви­зан­тию и при­нять Свя­тое кре­ще­ние. Ко­гда Олав ис­пол­нил это по­ве­ле­ние, он вер­нул­ся на Русь, чтобы при­об­щить к ве­ре Вла­ди­ми­ра. По­след­ний, со­глас­но са­ге, от­верг пред­ло­же­ние Ола­ва, тот уехал на ро­ди­ну и в 993-995 го­дах кре­стил свой на­род, став пер­вым ко­ро­лем Нор­ве­гии.

Все эти фак­то­ры по-сво­е­му зна­чи­тель­ны, но ес­ли бы не бы­ло «за­пя­тия», так бы и раз­мыш­лял князь Вла­ди­мир о них всю свою жизнь. По­сле же уби­е­ния Фе­о­до­ра и Иоан­на со­зда­лась па­ра­док­саль­ная си­ту­а­ция: князь Вла­ди­мир при­нял­ся ис­кать хри­сти­ан, чтобы по­боль­ше узнать от них об их ве­ре, о Хри­сте, хри­сти­ане же вся­че­ски пря­та­лись от него, про­дол­жая ви­деть в нем го­ни­те­ля.

Есте­ствен­но, по­сле «за­пя­тия» князь Вла­ди­мир боль­ше не участ­во­вал в язы­че­ских об­ря­дах и жерт­во­при­но­ше­ни­ях, хо­тя стра­сти, как мы ви­де­ли, про­дол­жа­ли по­рой им вла­деть.
Охла­жде­ни­ем Вла­ди­ми­ра к язы­че­ству вос­поль­зо­ва­лись со­се­ди Ру­си, хо­тев­шие ви­деть силь­но­го рус­ско­го кня­зя сво­им дру­гом. Для это­го и бы­ли при­сла­ны ко Вла­ди­ми­ру раз­но­об­раз­ные про­по­вед­ни­ки. Но князь Вла­ди­мир их не слу­шал: Хри­стос уже от­крыл ему Се­бя.
За­нят­но то, что толь­ко гре­ки, ни­как не стра­дая от на­бе­гов Вла­ди­ми­ра, по всей ви­ди­мо­сти, не об­ра­ща­ли его. Во ис­пол­не­ние ста­тей до­го­во­ра 971 го­да о со­юз­ни­че­стве (за­клю­чен­но­го с Ви­зан­ти­ей Свя­то­сла­вом, от­цом Вла­ди­ми­ра) они хо­те­ли за­ру­чить­ся под­держ­кой рус­ских в борь­бе с мя­теж­ной Бол­га­ри­ей. Ви­зан­ти­ец Фило­соф, ско­рее все­го, при­был в Ки­ев в ка­че­стве свя­щен­ни­ка, со­про­вож­да­ю­ще­го ди­пло­ма­ти­че­скую мис­сию, и пе­ре­вод­чи­ка. Воз­мож­но, князь Вла­ди­мир сам на­сто­ял на этой бе­се­де: в те­че­ние трех лет он без­успеш­но ис­кал скры­вав­ших­ся от него хри­сти­ан, те­перь же хри­сти­ан­ский свя­щен­ник сам при­шел к нему! На­ко­нец-то князь Вла­ди­мир узнал все о Хри­сте и Еван­ге­лии. Од­на­ко он так и не кре­стит­ся. По­че­му?
Муд­рый Фило­соф мог удер­жать его, на­по­ми­ная, что необ­хо­ди­мо под­го­то­вить на­род, чтобы кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра не вы­зва­ло сле­по­го под­ра­жа­ния ему ра­ди по­ли­ти­че­ской вы­го­ды или, на­обо­рот, не при­ве­ло к без­дум­но­му от­тор­же­нию. На­род дол­жен по­дроб­но узнать о ве­ре, и то­гда кня­зю бу­дет при­лич­нее окре­стить­ся вме­сте со все­ми. Од­на­ко еще один древ­ний пи­са­тель, жив­ший бли­же Несто­ра-ле­то­пис­ца ко вре­ме­ни со­бы­тий — речь идет о мо­на­хе Иа­ко­ве, — пи­шет в сво­ей «Па­мя­ти и по­хва­ле рус­ско­му кня­зю Вла­ди­ми­ру», что тот кре­стил­ся в 987 го­ду, то есть сра­зу по­сле про­по­ве­ди Фило­со­фа. Как это объ­яс­нить?

Князь Вла­ди­мир мог на­сто­ять на том, чтобы Фило­соф все-та­ки его кре­стил — так ве­ли­ко бы­ло его же­ла­ние из­ба­вить­ся от гре­хов и быть вме­сте со Хри­стом. Фило­соф же на­шел, по всей ви­ди­мо­сти, сле­ду­ю­щее ре­ше­ние: он пред­ло­жил Вла­ди­ми­ру при­нять пер­вое или непол­ное кре­ще­ние — так на­зы­ва­ли то­гда огла­ше­ние. Он объ­яс­нил, что при со­вер­ше­нии это­го чи­на из че­ло­ве­ка уже из­го­ня­ет­ся злой дух и огла­шен­ный ста­но­вит­ся «но­во­из­бран­ным во­и­ном Хри­ста Бо­га на­ше­го». В по­сле­ду­ю­щей уст­ной пе­ре­да­че со­бы­тие огла­ше­ния вполне мог­ло пре­вра­тить­ся в пол­ное кре­ще­ние, что и за­фик­си­ро­вал Иа­ков.

Да­лее князь Вла­ди­мир со­звал бо­яр сво­их и стар­цев град­ских (вы­бор­ных го­род­ских ста­рост) и рас­ска­зал им о по­слан­ни­ках, пред­ла­гав­ших при­нять ему каж­дый свою ве­ру. Вме­сте по­ста­но­ви­ли по­слать в зем­ли про­по­вед­ни­ков де­сять «слав­ных и ум­ных» из­бран­ных му­жей, чтобы они по­смот­ре­ли, у ко­го из них ве­ра все-та­ки луч­ше.

По­ни­мал ли Вла­ди­мир, что рис­ку­ет: вдруг вы­бе­рут не Пра­во­сла­вие? Я ду­маю, что, зная рус­ско­го че­ло­ве­ка, князь Вла­ди­мир не со­мне­вал­ся, что из­бе­рут ве­ру гре­ков: он ведь чув­ство­вал, что она толь­ко од­на по-на­сто­я­ще­му пе­ре­да­ет при­сут­ствие Бо­га, от­крыв­ше­го­ся ему. И рус­ский че­ло­век по­чув­ству­ет это, как он в свое вре­мя по­чув­ство­вал. И дей­стви­тель­но, по­пав в 987 го­ду в Гре­цию, в храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, рус­ские изу­ми­лись: «Вве­ли нас ту­да, где слу­жат они Бо­гу сво­е­му, и не зна­ли — на небе или на зем­ле мы: ибо нет на зем­ле та­ко­го зре­ли­ща и кра­со­ты та­кой, не зна­ем, как и рас­ска­зать об этом, — зна­ем мы толь­ко, что пре­бы­ва­ет там Бог с людь­ми».

Фольк­лор­ные и эт­но­гра­фи­че­ские ис­сле­до­ва­ния сви­де­тель­ству­ют о том, что рус­ские лю­ди до кре­ще­ния ве­ри­ли в су­ще­ство­ва­ние счаст­ли­во­го цар­ства, в ко­то­ром нет го­ря и нуж­ды, где цар­ству­ет прав­да. По­сле по­се­ще­ния Кон­стан­ти­но­по­ля мно­гие уве­ро­ва­ли в то, что счаст­ли­вое цар­ство най­де­но. Весть об этом об­ле­те­ла все ве­си Рус­ской зем­ли и сыг­ра­ла роль свое­об­раз­но­го огла­ше­ния.

Рас­чет и страсть

Меж­ду тем, по­ка де­сять рус­ских му­жей бы­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле, в им­пе­рии про­изо­шли но­вые за­го­во­ры и мя­те­жи. На Во­сто­ке объ­явил­ся дав­ний враг цар­ству­ю­щих им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на Вар­да Склир. Под угро­зой ока­зы­ва­лось са­мо су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской им­пе­рии. Од­на ар­мия ви­зан­тий­цев раз­гром­ле­на бол­га­ра­ми, дру­гая пе­ре­шла на сто­ро­ну мя­теж­ни­ков. Един­ствен­ная на­деж­да — на кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Об­рат­но в Ки­ев в сроч­ном по­ряд­ке от­прав­ля­ет­ся по­соль­ство во гла­ве с мит­ро­по­ли­том Фе­о­фи­лак­том. Ему уда­ет­ся до­го­во­рить­ся с Вла­ди­ми­ром о по­мо­щи. Но Вла­ди­мир про­сит ру­ку цар­ской сест­ры Ан­ны. По­род­нив­шись с им­пе­ра­то­ра­ми, Вла­ди­мир пла­ни­ру­ет вве­сти свою стра­ну в се­мью ци­ви­ли­зо­ван­ных на­ро­дов.

Фе­о­фи­лакт пы­та­ет­ся вра­зу­мить Вла­ди­ми­ра, го­во­ря о том, что для него брак с ца­рев­ной невоз­мо­жен, ведь он языч­ник. И вдруг с ужа­сом узна­ет, что Вла­ди­мир уже дав­но при­нял огла­ше­ние и го­тов кре­стить­ся хоть сей­час. Скре­пя серд­це Фе­о­фи­лакт за­клю­ча­ет во­ен­ное со­гла­ше­ние, по ко­то­ро­му рус­ский князь обя­зы­ва­ет­ся по­мочь в борь­бе с мя­теж­ни­ка­ми, а гре­че­ская сто­ро­на — вы­дать за него неве­сту цар­ско­го ро­да.

Ше­сти­ты­сяч­ный от­ряд рус­ских во­и­нов от­прав­ля­ет­ся в Гре­цию (мы зна­ем об этом от ар­мян­ско­го ле­то­пис­ца Асо­хи­ка). В те­че­ние 988-989 го­дов они раз­би­ва­ют мя­теж­ни­ков. Русь спа­са­ет Ви­зан­тию от ги­бе­ли.

По­ка же до раз­гро­ма мя­теж­ни­ков еще да­ле­ко, Вла­ди­мир, по сви­де­тель­ству мо­на­ха Иа­ко­ва, едет к по­ро­гам Дне­пра встре­чать обе­щан­ную Фе­о­фи­лак­том неве­сту и… не на­хо­дит ее. Ар­мян­ская ле­то­пись утвер­жда­ет, что Фе­о­фи­лакт при­во­зит «под­лож­ную неве­сту» (по всей ви­ди­мо­сти, ак­три­су), Вла­ди­мир рас­по­зна­ет об­ман и уби­ва­ет его. Неко­то­рые фак­ты за­став­ля­ют нас счи­тать, что Фе­о­фи­лак­та про­сто аре­сто­вы­ва­ют (а впо­след­ствии он бу­дет пер­вым рус­ским мит­ро­по­ли­том).

Но так или ина­че ве­ро­лом­ные дей­ствия гре­ков при­во­дят Вла­ди­ми­ра в ярость, он за­бы­ва­ет о том, что он по­чти хри­сти­а­нин и за­хва­ты­ва­ет бли­жай­ший гре­че­ский го­род — Хер­со­нес (по-сла­вян­ски — Кор­сунь), от­ку­да по­сы­ла­ет уль­ти­ма­тум гре­кам. Вла­ди­мир тре­бу­ет от­дать за него цар­скую сест­ру, ина­че он под­вергнет Кон­стан­ти­но­поль ра­зо­ре­нию. Ца­ри от­ве­ча­ли, что мо­гут вы­дать сест­ру толь­ко за хри­сти­а­ни­на. Вла­ди­мир со­об­ща­ет о сво­ей го­тов­но­сти кре­стить­ся.
Гре­ки вы­нуж­де­ны пой­ти на по­пят­ную. Они при­сы­ла­ют не пом­ня­щую се­бя от го­ря Ан­ну. Толь­ко же­ла­ние по­мочь ро­дине за­ставля­ет ее ре­шить­ся на по­зор­ное, с точ­ки зре­ния гре­ков, за­му­же­ство. Же­лая скрыть этот по­зор, все гре­че­ские ле­то­пи­си то­го вре­ме­ни хра­нят пол­ное мол­ча­ние о кре­ще­нии кня­зя Вла­ди­ми­ра и о кре­ще­нии Ру­си. Лишь толь­ко бо­лее позд­ние ис­точ­ни­ки на­чи­на­ют го­во­рить об этих со­бы­ти­ях.

Неожи­дан­но в мо­мент при­ез­да неве­сты князь Вла­ди­мир слепнет. Ле­то­пи­сец счи­та­ет это «Бо­жи­им стро­е­ньем». Да, как по­ли­тик и го­судар­ствен­ный муж князь Вла­ди­мир ока­зал­ся на вы­со­те: он пе­ре­иг­рал хит­рых гре­ков. Но как хри­сти­а­нин он не со­сто­ял­ся, от­дав­шись чув­ству ме­сти, он сно­ва по­гру­зил­ся в пу­чи­ну стра­стей. Не кто иной, как ца­рев­на Ан­на, со­ве­ту­ет ему в этот мо­мент по­ка­ять­ся и кре­стить­ся. Князь сле­ду­ет ее со­ве­ту, нис­хо­дит в кре­щаль­ную ку­пель и ис­це­ля­ет­ся. Уви­дев это, кре­сти­лись мно­гие из его дру­жин­ни­ков.

Вме­сте с ис­це­ле­ни­ем те­ла про­ис­хо­дит ис­це­ле­ние ду­ши. Даль­ней­шая жизнь кня­зя по­ка­зы­ва­ет нам, что из ку­пе­ли вы­хо­дит со­всем дру­гой че­ло­век.

Слу­га ни­щим

Два­дцать пять лет хри­сти­ан­ско­го прав­ле­ния Вла­ди­ми­ра на­дол­го за­пом­ни­лись на­ше­му на­ро­ду. Труд­но при­звать к свя­то­сти це­лый на­род, но князь Вла­ди­мир по­пы­тал­ся это сде­лать: не по­сред­ством кра­си­вых слов или при­нуж­де­ния, но лич­ным при­ме­ром. Он по­пы­тал­ся дать по­чув­ство­вать лю­дям си­лу хри­сти­ан­ской люб­ви.

Князь Вла­ди­мир по­ста­вил сво­ей це­лью уто­лить вся­кую нуж­ду по всей зем­ле Рус­ской. Каж­дое вос­кре­се­нье он устра­и­вал в сво­ем двор­це — там, где рань­ше шум­но пи­ро­ва­ла дру­жи­на, — пи­ры для ни­щих и нуж­да­ю­щих­ся. Пре­да­ние го­во­рит о том, что князь сам при­слу­жи­вал на та­ких пи­рах. Всем ни­щим и убо­гим Вла­ди­мир по­ве­лел при­хо­дить к нему на двор в лю­бое вре­мя, чтобы кор­мить­ся, оде­вать­ся и про­сто от­ды­хать. По Ки­е­ву ез­ди­ли те­ле­ги с про­ви­зи­ей. При­став­лен­ные к ним го­су­да­ре­вы слу­ги хо­ди­ли по дво­рам и справ­ля­лись, кто еще остал­ся не на­корм­лен, нет ли боль­ных, немощ­ных, ко­то­рые са­ми не мо­гут до­брать­ся до кня­жье­го дво­ра.

И по всей Ру­си рас­сы­лал князь Вла­ди­мир раз­лич­ную ми­ло­сты­ню. Все си­лы и все сред­ства го­судар­ствен­ной каз­ны князь Вла­ди­мир упо­треб­лял на то, чтобы по­ка­зать, что у рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да «од­но серд­це и од­на ду­ша», «все об­щее», как об этом го­во­рит­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских о жиз­ни пер­вых хри­сти­ан (см. Де­ян. 2, 44; 4, 32).
В на­род­ной па­мя­ти князь Вла­ди­мир остал­ся Вла­ди­ми­ром Крас­ное Сол­ныш­ко. Это го­во­рит о том, что его го­ря­чий при­зыв к ми­ло­сер­дию и люб­ви, к свя­то­сти на ос­но­ва­нии лич­но­го при­ме­ра был вос­при­нят на­ро­дом.

Свя­щен­ник Ва­си­лий Се­ка­чев

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Владимир Рус — 2012 — Международный зал славы Кливленда

Владимир Рус родился в Риеке (Флуме), Хорватия, в 1925 году. Жил в Хорватии, Триесте, Италия, а теперь в Кливленде.

Он получил обширное образование по всему миру. Начав с итальянской начальной школы, он продолжил обучение в Хорватии и никогда не прекращал свое образование – и обучение других. Он получил докторскую степень в области политических наук – Университет Триеста, Огайо Сертификат о среднем образовании (русский и французский языки), степень магистра политических наук, Западный резервный университет, степень магистра славянских языков и литературы, Мичиганский университет, кандидат философских наук, славянские языки и литература , Университет Мичигана.

Д-р Рус провел множество занятий, посвященных историческому значению решений и деятельности по всей Восточной Европе, включая такие темы, как «Создание и распад Югославии (Общественный колледж Кайахога)» и «Словения в рамках Югославии» (Кливлендский государственный университет). ), «Славянская община Большого Кливленда» и многие другие. Он также преподавал «Укрепление Кливленда» с мэром Ральфом Перком.

Во время своей преподавательской деятельности он преподавал несколько языковых курсов, включая словенский, русский и славянский языки, в университетах CCC, CSU и Western Reserve. Он также преподавал в Триесте, Италия, и в системе средней школы Уиллоуби-Истлейк.

Координатор программы межкультурных отношений в CCC. Когда он «вышел на пенсию» в 1987 году, CCC наняла его для работы над двумя проектами:

Повторная разработка степени младшего специалиста по трудовым исследованиям
Работа с программами ученичества при планировании получения степени младшего специалиста по техническим исследованиям для различных программ ученичества. участники
В качестве директора по развитию ресурсов высоких технологий он сосредоточил свое внимание на разработке программ, помогающих переподготовке особо перемещенных работников для улучшения возможностей трудоустройства, и очень тесно сотрудничал с организованными программами труда и ученичества.

Он был исполнительным деканом Института городского развития CCC, который был институтом для позитивного участия в решении проблем местного сообщества и экономического развития. Стратегическое определение приоритетов для наилучшего использования опыта и возможностей в области образования и обучения в Cuyahoga Community College в поддержку общего экономического развития города Кливленд и его окрестностей было основным направлением UMDI. Основное внимание в деятельности уделялось повышению фактора производительности региональной экономики за счет повышения уровня квалификации рабочей силы в регионе, а также обучения и подготовки лиц, выходящих/повторно выходящих на рынок труда.

Он был исполняющим обязанности исполнительного директора Объединенного агентства труда, а также заместителем директора по планированию. Таким образом, он отвечал за планирование расширения этого агентства, представляющего заботу об улучшении социальных услуг AFL-CIO, «Teamsters» и United Auto Workers.

Работая в Объединенном агентстве труда, он планировал и реализовывал несколько проектов. Среди них разработка и создание Кливлендского совета по управлению трудовыми ресурсами, а также некоторые специальные проекты инновационного характера, финансируемые CETA, например. обучение безработной молодежи, не посещающей школу, обслуживанию зданий в поместьях Кливлендского столичного жилищного управления.

Доктор Рус также был директором отдела кадров и экономического развития города Кливленд. В этом качестве он отвечал за управление Департаментом и администрацию Консорциума западной резервной рабочей силы Кливленда (CETA). В этом качестве руководил разработкой и реализацией политики в области экономического развития и человеческих ресурсов в целях координации спроса на рабочую силу и потребностей в предложении на рынке труда Кливленда.

Он был президентом Комитета городов-побратимов Кливленда/Любляны, а также Словенско-американского фонда наследия. Он является членом-учредителем Словенско-американского делового совета и членом городского клуба, Кливлендского совета по международным делам, церкви Святого Вита, KSKJ (Кливлендский католический союз), а также был вице-президентом Центра международных услуг 9. 0003

Он был назначен членом Совета по инвестициям в человеческие ресурсы при губернаторе Войновиче, а также заместителем председателя Комитета экономического развития и членом Совета по гуманитарным наукам штата Огайо.

В настоящее время он проводит семинары и занятия в разных местах и ​​работает над Справочником этнокультурных сообществ.

Президент России

Неформальный саммит глав государств СНГ

Беседа с Премьер-министром Армении Николом Пашиняном

Meeting with President of Belarus Alexander Lukashenko

President of Russia

Vladimir Putin had a telephone conversation with Alexandra Titarenko

Беседа с Премьер-министром Армении Николом Пашиняном

Посещение Русского музея

Встреча с президентом Беларусиса Александра Лукашенко

Видеоадри на День спасения

Неформальный саммит глав государств СНГ

Телефонный разговор с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым0036

Посещение ситуационного центра губернатора Тула

Собрание с руководителями оборонной отрасли предприятий

Все события

0505050505050505050505050505050505050505.


Мария Львова-Белова посетила Краснодарский край

Заседание Комиссии Госсовета по экономике и финансам

Заседание Совета по межэтническим отношениям Presidium

Открытие детских центров в рамках программы России подростков

Мария Львова-Белова провела заседание Координационного совета по социальной интеграции несовершеннолетних и молодых людей с инвалидностью

All news of the Presidential Executive Office


Magomedsalam Magomedov presented Presidential Prize for Strengthening the Unity of Russian Nation to Russian Ethnographic Museum employees

Указ о присуждении Премии Президента за 2022 год за вклад в укрепление единства российского народа

Заседание Совета по взаимодействию с религиозными организациями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts