Влияние религиозных объединений на формирование сознания подростка: ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА

Разное

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хуснулова Г.М. 1


1МОУ Павловическая СОШ

Диплом школьника


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ПЛАН:


  1. Актуальность заявленной темы.


  2. Клерикализация светского пространства как фактор угрожающий самому сосуществования демократической России.


  3. Потенциал светского и духовно-религиозного образования.


  4. Правовая культура и правовое воспитание подростка.


  5. Культура, социум, личность подростка: опыт структурно-логического анализа.


  6. Ценность современного гуманизма в основе воспитательной составляющей.


  7. Заключение. Выводы.


«Истинная свобода – лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование – лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением».



Людвиг Фейербах



В данной работе я попыталась исследовать роль религиозных объединений, а также правовой культуры на формирование сознания подростка в школьной среде, каким образом они формируются, трансформируются и преображаются в процессе получения знаний в учебном заведении.



Общеизвестно, что клерикализация светского пространства является угрожающим фактором для самого сосуществования демократической России. На сегодняшний день наука обязана расчистить путь к современному пониманию религии, т.к., в том числе и в правительственных кругах ряда государств, проводятся спекуляции в массовом масштабе, когда общественное мнение дезориентируется по проблемам понимания что есть религия. Главная спекуляция касается ненаучного представления о религии, будто бы она есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм. При этом взгляд общественности отводится от того главного, что есть религия.



А она есть, прежде всего, и главным образом, фантастическое, иллюзорное миропонимание, стержень которого составляет вера в сверхъестественное.



Таким образом, создаются прецеденты представления религии некой морально-этической системой, которой фактически она не является. К сожалению, и в практике российского правоприменения нередко допускается слишком либеральное отношение к религии, которое нередко расходится с основными законами и конституционными основаниями, по которым религия отнюдь не случайно отделяется от школы и государства.



В Конституции Российской Федерации провозглашено, что она является светским государством, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Однако происходит интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы. При этом церковь пользуется государственной поддержкой1.



Актуальность заявленной автором темы определяется в первую очередь тем, что в современном российском обществе в светское образование (в основном в средней школе) начинает входить обучение религиозной культуре, что ставит под вопрос традиционную обособленность друг от друга этих сфер культуры. Несмотря на то, что отделение церкви от государства остается конституционно закрепленным принципом нашего светского общества, включение в школьное образование элементов религиозной культуры активно поддерживают некоторые педагоги, работники сферы просвещения, представители интеллигенции. Основная аргументация сводится, как правило, к тому, что без религиозных ценностей светское образование само по себе не способно сформировать свое духовно-нравственное содержание, необходимое для социализации и воспитания подрастающих поколений.



Так, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, Никандров Н.Д., выступая на ХVIII Рождественских образовательных чтениях, отмечал: «Духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих исторических религий России, — это первое, что должно объединить усилия государства и церкви, светского образования и духовного просвещения»2.



Среди них он выделил ценности патриотизма, семьи и воспитания детей, ценности труда, собственности, традицию бескорыстной помощи нуждающимся, которую всегда оказывала церковь.



Таким образом, истоки светского образования усматриваются не в развитии современного общества – его науки, культуры, необходимости адаптации к нему людей, способных профессионально решать различные проблемы, а в традициях религиозной культуры, причем все это – якобы «установленный научный факт»3.



Конечно, является общепринятым то, что религиозность – в частности, православие – важный аспект русского национального самосознания. Императивы совести, честности, справедливости, коллективизма и других морально духовных ценностей оказываются достаточно важными для значительной части наших современников. Но это вовсе не значит, что рост религиозного сознания в России – внезапная активизация православных культурных традиций. Ведь живущие сегодня поколения россиян вполне по-современному воспринимают и осваивают информационную структуру современного мира, его технологии и коммуникации, системно-организационные требования и условия, а также культурные, научные, гражданские и другие ценности и приоритеты светского характера.



История религии, практика ее организации в обществе показывает, что она всегда внутренне отделена от светского начала. Истинно верующие живут в монастырях, они отделены от реальной жизни: внутренне, отрицая ее ценности, за счет ценностей религиозных; территориально, так как пространство обитания верующих всегда закрыто для «праздно любопытных». Религиозное мировоззрение, в котором обязательны такие установки, как приоритет веры и чуда над фактами или доказательствами, приоритет трансцендентного над «земным» — не может принять научную картину мира, в которой бытие Бога ставится под сомнение, несмотря на существование самых разных тайн мироздания.



Истинно верующий человек сомневается в светских ценностях бытия и их приемлемости для своей собственной жизни4.



Да, людям необходим жизненный идеал. Не находя (или не видя) его в реальной жизни, они создают такой идеал в своих помыслах, отрывая его от «жизненной скверны» бытия. Это и есть синдром отрыва своих насущных идеалов от жизненной практики и экстраполяции их на воображаемые «высшие» сверхъестественные силы.



Современный российский (и не только российский) социум продуцирует специфическую религиозную картину мира потому, что здесь объективная логика вещей сплошь и рядом подменяется субъективными представлениями о должном и необходимом. Возникает мир видимости, который все более активно замещает мир действительного. Люди утрачивают почву под ногами, поэтому актуализируется вера в высшую справедливость, которая может быть гарантирована высшим существом5.



Социально-ценностным и мировоззренческим источником роста религиозного сознания населения в РФ в последние годы является не только и не столько воздействие самой православной культуры и ее традиций как этнической и национальной черты российского населения, сколько воздействие современного рискогенного социума, в котором компонент субъективности и случайности, различные аберрации массового сознания оказываются приоритетными по отношению к объективным процессам.



Тем самым – на основе неразрывной связи общественного бытия и общественного сознания — формируются соответствующие особенности сознания и мироощущения для многих наших граждан. Отсюда прямо следует, что по мере «выздоровления» общества статус ценности религиозных ожиданий и ориентаций населения будет падать6.



Ни в коей мере, не подвергая сомнению ценности религиозной культуры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций оказываются первостепенными. Именно поэтому, как представляется, было бы довольно поверхностным оценивать состояние общественного сознания страны по тем социологическим данным, которые фиксируют личностные предпочтения и направления идентичности граждан, включая и их религиозные установки7.



Поэтому закономерным является вывод о том, что рост религиозного сознания в современной России – не «внезапное» расширение религиозных национальных традиций, а специфическая реакция общества на процессы его дегуманизации и отчуждения, связанная со стремлением людей найти какое-то «твердое дно» — духовную защиту и поддержку.



Светская культура ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она — антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. Чем более развитым становится общество на основе принципов светской культуры, тем более завершенной – в экзистенциальном и духовном смысле – оказывается светская система образования.



Право при этом является продуктом духовного творчества народа, создателя правовых ценностей. Именно повседневная практика жизненного уклада, присущего данной социальной среде, данной цивилизации, рождает соответствующие формы регулирования поведения, разрешения многообразия жизненных коллизий.8



Правовое сознание общества, его отдельных групп и личностей органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его появлением, функционированием, правотворчеством и правоприменением.



Культура человека во многом зависит от условий, в которых он живет.



В новой мировой информационной системе, навязывающей нашей молодёжи ложное мышление, искажаются наши ценности и наша история, что несет разрушающее воздействие на сознание и правовую культуру молодого человека. Именно поэтому возрастает роль воспитания правовой культуры в школьной среде, понимая роль обучения и правового воспитания старшеклассников для их последующей жизни и способах получения самообразования в правовых вопросах, с которыми им предстоит сталкиваться каждый день.



Исследование правовой культуры старшеклассников дает возможность определить степень их заинтересованности к правовым вопросам, а также качество доведения информации преподавателем на практических занятиях, семинарах, лекциях.



И. Кант, писал, что «развертывание понятия права начинается от понимания права в человеческом мире как замысла природы к объективному праву, далее к чистому праву, а от него — к праву человека, и наконец, понимание права как цели общества»9.



Рассматривая позицию С.С. Алексеева, который выделяет четыре элемента правовой культуры, такие как: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику, мы четко понимаем, что формирование правовой культуры подростка не может сформироваться в процессе 1-2 занятий или лекций, а должен происходить на протяжении всего обучения в учебном заведении10.



Личный опыт и система убеждений, на которые подросток может опираться и оценивать правовые явления, происходящие в его жизни и обществе, во многом могут зависеть от политической ситуации, происходящих явлениях и событиях в государстве и в целом мире.



О правовой культуре В.М. Сырых пишет так: «Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры»11.



Среди элементов правовой культуры личности, кроме уровня правосознания, выделяется в целом уровень правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), который проявляется прежде всего в его правовой активности, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека12.



Необходимость участия в политической жизни, реализация прав и свобод человека сопутствует активному развитию правовой культуры. Общественные преобразования позволяют многим молодым людям проявлять свою гражданскую позицию, в которой и выражается их правовая культура13.



Способность старшеклассников на основании правовых знаний принимать решения, определяющие правомерность или неправомерность их поведения в обществе и школе, делать оценку тем или иным событиям, поступать по праву и закону, совести и чести и могут называться правовой культурой. От данной формы поведения зависит и уровень правосознания их коллектива.



Правовая культура – многогранная характеристика одной из ведущих областей жизни общества и нашим старшеклассникам, да и всему молодому поколению, необходимо не забывать о букве закона, которая и прописывает всё то, что мы называем нормами права.



Нормативные правовые акты, несущие развернутое толкование тех или иных позиций в отраслях права, дают расширенное формирование правовой грамотности не только молодого поколения, но и всего общества в целом.



Российское государство в условиях демократии, стремясь обеспечить верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрану личности, закрепляет взаимную ответственность между собой и гражданами, защищает общество от произвола властей, а на арену общественной жизни выходит независимое от политических установок и корыстных интересов право, выступающее гарантом законности и справедливости. 14



Правовое воспитание — составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов.



Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.



Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма — одна из задач проводимой в стране правовой реформы15.



Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.



Одна из главных целей правового воспитания и формирования правовой культуры у старшеклассников — выработка у них здорового чувства права, прогрессивного мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.



Речь идет о воспитании Человека с сознанием гражданина XXI века, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу и нигилизму.



Вероятно, не стоит специально объяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания старшеклассников является тем универсальным концептом, которому отвечают и на котором базируются все проявления нашей общественной, политической, экономической и культурной жизни. Закономерностям, сформулированным в критериях научного мировоззрения, отвечают и процессы, происходящие в религиозных организациях, принципами каждой из которых является их собственная «непреложная истинность» при разной степени «неверности» других16.



Это особенно сегодня актуально, т.к. формы политической активности, возникающие на религиозной основе, сегодня находятся в центре общественного внимания во всем мире. При этом многие экспертные оценки данного феномена носят эмоциональный характер, что значительно препятствует осознанию реального положения дел, в частности, в России17.



Молодежь, не получающая надлежащего образования и профессиональных навыков, делается легкой добычей экстремистских террористических групп. Поэтому проблемы образования требуют пристального внимания со стороны государства. Особенно необходимо обратить внимание при реформировании на среднее и среднее специальное обучение, чтобы мы были уверены, что детей учат терпимости, а с другой стороны, им дают знания и трудовые навыки, что необходимо для успешного конкурирования на рынке труда в экономике XXI в18.



В основу воспитательной составляющей должны быть положены общечеловеческие ценности, идеи ненасилия и согласия, богатства и взаимодополнительности культур19.



Конечно, мы имеем права на анализ и критическую оценку любой религии, так как для человеческого разума нет запретных тем.



Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше подтверждается необходимость овладения людьми достоверными, научными знаниями о мире и его законах, в том числе и социальных.



При этом представления о религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. История научного религиоведения свидетельствует о том, что эта область исследований дала и дает достоверные знания о религии.



Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в «своего Бога», а саму систему его культа единственно «правильной», выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей.



Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада.



Открытая или скрытая за богословскими спорами межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, разрушающим этно-национальные, а нередко и межгосударственные отношения.



Просвещение, основанное на научных принципах, общечеловеческих ценностях и здравом смысле имеет очевидное преимущество по сравнению с тем или иным религиозным, неизбежно частным и ограниченным подходом к решению вопросов человеческого общежития.



Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство. Вместить эту истину, по нашему мнению, никакое религиозное учение неспособно.



Светские гуманисты убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., — консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов.



Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей.



Жизнь человека и общества никогда не будет идеальной, поскольку экономические социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать, и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений.



Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.



Они тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому, что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие.



Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения, как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлению к миру и благополучию людей.



Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональную замкнутости.



Поэтому сегодняшняя «исламская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.



Таким образом, необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира20.



1 http://www.civitas.ru/article.php?code=1612



2Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия// ХVIII международные рождественские чтения. М., 2009.



3Иванеев С.В.К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.



4 Там же.



5Иванеев С.В.К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.



6Иванеев С.В. К вопросу о связи светского и религиозного в системе современного образования// «Человеческий капитал», № 07(67)2014.



7 Там же.



8Синюкова Т.В. Философия правовой культуры. Теория права // Правовая культура. 2009. N 2. С. 14.О



9Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.



10 Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974.



11 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.



12 Васильев А.В., Догадайло Е.Ю. Теория государства и права (в схемах и определениях): Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005.



13 См.: Иеринг Г. Борьба за право. Перевод. М., 1991.



14Полищук Н. И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: Моногр. / Под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 3.



15 Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. –672 с. ISВN 5-7357-0196-7



16Иванеев С.В. О правовом воспитании военнослужащих-мусульман в Вооруженных Силах Российской Федерации. Военно-юридический журнал. – М., 2013, – № 8.



17Иванеев С.В. Нетолерантность в религиозных культах и их влияние на криминогенную ситуацию в Российской Федерации. Журнал «История государства и права», 2013. — № 21.



18Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мирровозренческие меры противодействия терроризму. Культура: управление, экономика, право, 2007, № 1.



19Там же.


20Иванеев С. В., ЕСТЬ ЛИ МИССИЯ У РОССИЙСКИХ ГУМАНИСТОВ?http://perebezhchik.ru/mneniya/2274.html


10


Просмотров работы: 2355

Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия

  • «Наука и образование против террора»: http://scienceport.ru/
  • «Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет»: http://нцпти.рф/​

В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам. 

Террористическая идеология ─ это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер.

В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов.

И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология ─ это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности.

Совершенно очевидно, что идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления и его цель, анализируя которые, специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело ─ с актом терроризма или с корыстным преступлением, осуществленным с использованием террористических методов и имеющим в этой связи по объективной стороне сходство с преступлением террористического характера.

Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» ─ идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление социума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков. 

В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» ─ субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции.

Следует отметить паразитический характер идеологии терроризма. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах. 

Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофировано преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируемой идеологии и замалчиваются другие.

При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий.

В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи.

Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты  и т.п.). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка (и т. п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений.

Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.) 

В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются  игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи), на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков.

Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников.

С нашей точки зрения, в «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты.

Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма,  воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим».

В ситуациях, когда терроризм пытаются превратить в средство разрешения политических споров, следует четко различать мотивацию преступной деятельности у организаторов акций терроризма и у рядовых исполнителей этих акций. Действительно, если речь идет о террористической деятельности, опирающейся на какую-то идеологию (националистическую, религиозную, политическую, классовую), то для людей, непосредственно ее осуществляющих, террористическая идеология, которая им насаждается инспираторами терроризма, является главным критерием оценки своих действий, жизненным компасом, руководством к действию. Поступки же организаторов террористической деятельности должны оцениваться с использованием других критериев. Чаще всего ─ это удовлетворение собственных амбиций, достижение власти и материального благополучия.

Этим инспираторы терроризма конца XX века коренным образом отличаются от своих предшественников столетней давности, когда субъектам террористической деятельности вне зависимости от их ранга в иерархии террористической организации были присущи идеализм, фанатизм, жертвенность. Сегодняшние же организаторы и руководители различных террористических структур отличаются исключительным рационализмом. У них, как и у некоторых политических перевертышей из среды партноменклатуры прежних лет, заготовлено два «комплекта» идеологии и нравственности: один для тех, кого они вовлекают в террористическую деятельность красивыми и привлекательными лозунгами, а другой ─ для себя и своих близких. Примером такого двуличия могут служить идеологии террористических организаций, действующих от имени и под прикрытием ислама в различных регионах планеты. Их руководители в качестве исполнителей своих преступных замыслов готовят молодых людей и даже подростков, набираемых из среды малограмотных и неимущих мусульман. В результате интенсивной психологической и идеологической обработки неофиты терроризма становятся послушным орудием в руках своих руководителей и готовы исполнить любой исходящий от них приказ.

Следует особо подчеркнуть, что идеологическая обработка граждан любой страны, в особенности не имеющих жизненного опыта и достаточного образования молодых людей, не представляет большого труда, если девальвированы понятия патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства долга и чести. 

В России это обусловлено потоком идеологических поделок в основном зарубежного производства. Много средств и усилий потрачено на попытки вестернизировать менталитет россиян, для чего используется пропаганда культа сильной личности, индивидуализма, достижения материального благополучия любыми способами.

Массированное наступление на общественное сознание осуществляют и проповедники нетрадиционных для России религий. Периоды социально-политических изломов всегда сопровождается глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. Возникают и начинают активно циркулировать самые различные идеологические течения. Появляются многочисленные колдуны, экстрасенсы, астрологи, предсказатели, маги, врачеватели. Они заявляют потерявшим идеологическую ориентацию и социальную опору людям, что знают ответы на любые самые сложные вопросы современности и могут показать выход из создавшегося кризисного положения. И люди, поддающиеся внушению (а их доля в обществе в периоды социально-политических изломов также возрастает), как утопающий за соломинку хватаются за протянутую новоявленными миссионерами руку для того, чтобы обрести хотя какую-нибудь опору и определенность в этой жизни, ставшей вдруг такой непонятной и чужой.

К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконституционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориентиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к практике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористическими идеями нельзя.

Проведенный в 2013 году социологический опрос показал следующее. Среди причин роста терроризма в России респонденты указали:

26% — ухудшение социально-экономического положения населения;

19% — усиление противоборства криминальных группировок;

13% — расслоение населения по имущественному признаку; 

8% — деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок;     

8% — приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны;     

7% — рост числа безработных в самых различных социальных группах;     

7% — приток мигрантов из стран ближнего зарубежья;     

5% — рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению;     

4% — деятельность или влияние зарубежных террористических групп;     

3% — факторы дискриминации отдельных национальных общностей.

Среди иностранных боевиков, воюющих на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы. Об этом заявил 11 ноября 2015 г. на региональной конференции Международной ассоциации прокуроров, которая проходит в Сочи, генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, по информации «Интерфакс». 

 «Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них — 6 тысяч европейцев», — отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей. 

Необходимо обратить внимание на то, что в эпицентре идеологического противоборства субъектов террористической деятельности и государства находится население. Действительно, именно сознание граждан, общественное мировоззрение выступают в данном случае одновременно в роли цели и объекта информационно-психологического воздействия. И здесь государство не имеет права проиграть, поскольку в данном случае будут созданы условия, благоприпятствующие разрастанию масштабов терроризма.
Аналогично любой иной деятельности, имеющей стратегические цели, осуществляемой комплексно, на концептуальной основе, противодействие идеологии экстремизма и терроризма, а также формирование антиэкстремистского и антитеррористического сознания в обществе должны проводиться на базе научно обоснованных принципов.
Представляется, с учетом специфики данного направления деятельности, в качестве ее принципов могут быть названы следующие:
▪ сочетание интересов личности, общества и государства; 
▪ уважительное отношение к различным культурам, идеологическим воззрениям, религиозным верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают использование насилия или его пропаганду;
▪ декларация недопустимости использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным или идеологическим обоснованием;
▪ тесное сотрудничество государства, общественных организаций, политических партий, религиозных объединений, предпринимательского сообщества, средств массовой информации;
▪ комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов;
▪ активность, наступательность.

Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террористов и решительного осуждения применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплексное решение ряда задач, к которым относятся:

▪ внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

▪ совершенствование правового обеспечения всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным повышением уровня правовой антиэкстремистской и антитеррористической культуры населения, прежде всего подростков и молодежи;

▪ разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террористической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма;

▪ внедрение в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия для достижения каких бы то ни было целей, под какими бы то ни было лозунгами;

▪ доведение до населения на конкретных примерах стратегической государственной позиции о неотвратимости и жесткости наказания за совершение актов терроризма;

▪ формирование положительного имиджа органов исполнительной власти и сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;

▪ разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне привлекательных лозунгов и пропагандистских приемов;

▪ формирование у граждан готовности оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия;

▪ воспитание среди населения законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;

▪ формирование и поддержание стимулов в среде творческой интеллигенции и представителей средств массовой информации к созданию художественных, публицистических, документальных и иных произведений, направленных на формирование антитеррористического сознания в обществе,

▪ а также другие задачи, решаемые в политической, социальной, правовой, идеологической, духовной и иной сферах.

Религиозное образование может способствовать психическому здоровью подростков в школьных условиях

1. Уайтфорд Х.А., Феррари А.Дж., Дегенхардт Л., Фейгин В., Вос Т. Глобальное бремя психических, неврологических расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ: анализ из Global Burden of Исследование заболеваний, 2010 г. PLoS ONE. 2015 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Всемирная организация здравоохранения. Депрессия и другие распространенные психические расстройства: глобальные оценки состояния здоровья. Всемирная организация здравоохранения; 2017 г. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/254610/WHO-MSD-MER-2017.2-eng.pdf. По состоянию на 05 ноября 2018 г.

3. Сокол Ю.Т. Развитие идентичности на протяжении всей жизни: исследование теории Эриксона; 2009 г. http://epublications.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1030&context=gjcp. По состоянию на 05 ноября 2018 г.

4. Элкинд Д. Истоки религии у ребенка. Преподобный Религиозный Рез. 1970; 1: 35–42. [Google Scholar]

5. Regnerus MD, Uecker JE. Обретение веры, потеря веры: распространенность и контекст религиозных трансформаций в подростковом возрасте. Преподобный Религиозный Рез. 2006; 1: 217–237. [Академия Google]

6. Кесслер Р.С., Агилар-Гаксиола С., Алонсо Дж., Чаттерджи С., Ли С., Ормель Дж., Юстун Т.Б., Ван П.С. Глобальное бремя психических расстройств: обновленная информация из обследований ВОЗ в области психического здоровья (WMH). Эпидемиол Психиатр Соц. 2009;18(1):23–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Saxena S, Jané Llopis E, Hosman CM. Профилактика психических и поведенческих расстройств: последствия для политики и практики. Мировая психиатрия. 2006;5(1):5–14. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Барри М.М., Кларк А.М., Дженкинс Р., Патель В. Систематический обзор эффективности вмешательств по укреплению психического здоровья молодых людей в странах с низким и средним уровнем дохода. Общественное здравоохранение BMC. 2013 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Дас Дж. К., Салам Р. А., Ласси З. С., Хан М. Н., Махмуд В., Патель В., Бхутта З. А. Вмешательства для психического здоровья подростков: обзор систематических обзоров. Дж Адолеск Здоровье. 2016 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Katz C, Bolton SL, Katz LY, Isaak C, Tilston-Jones T, Sareen J, Swampy Cree Suicide Prevention Team Систематический обзор самоубийств в школах профилактические программы. Подавить тревогу. 2013 [PubMed] [Академия Google]

11. Шрайнер П. На пути к европейскому религиозному образованию. На пути к религиозной компетентности: разнообразие как вызов для образования в Европе. Мюнстер: Лит Верлаг; 2001. стр. 253–267. [Google Scholar]

12. Federspiel HM. Песантрен. В: Оксфордская энциклопедия исламского мира. Оксфордские исламские исследования в Интернете. http://www.oxfordislamicstudies.com/print/opr/t236/e0632. По состоянию на 9 октября 2018 г.

13. Garrone GM. Католическая школа. В: Священная Конгрегация католического образования; 1977. http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ccatheduc/documents/rc_con_ccatheduc_doc_19770319_catholic-school_en.html. По состоянию на 9 октября 2018 г.

14. Бротен О.М. Сравнительное исследование религиозного образования в государственных школах Англии и Норвегии; 2009 г. http://wrap.warwick.ac.uk/3122/. По состоянию на 9 октября 2018 г.

15. Бобинац А.М. Сравнительный анализ учебных программ религиозного образования: примеры четырех католических стран; 2007. https://pdfs.semanticscholar.org/cd32/1d76ce93f52735b146d4840673ebf3ea6f68.pdf. Доступ 09Октябрь 2018 г.

16. Коулман Элизабет Бернс, Уайт Кевин, редакторы. Религиозная терпимость, образование и учебная программа. Роттердам: SensePublishers; 2011. [Google Scholar]

17. Вермеер П. Религиозное образование и социализация. Религиозное образование. 2010 [Google Scholar]

18. Hoffmann NW. Преподавание религии в светских школах. Религиозное образование. 1980;75(6):667–681. [Google Scholar]

19. Хиллиард Ф.Х. Влияние религиозного воспитания на развитие нравственных представлений детей. Br J Educ Psychol. 1959 [Google Scholar]

20. Майерс С.М. Интерактивная модель наследования религиозности: важность семейного контекста; 1996. http://www.psychology.hku.hk/ftbcstudies/church/images/docs/Myers_1996.pdf. По состоянию на 9 ноября 2018 г.

21. Смит Кристиан, Дентон Мелинда Лундквист. Поиск души. 2005. Подростковая религия и жизненные результаты; стр. 218–258. [Google Scholar]

22. Вонг Ю.Дж., Рью Л., Слайкеу К.Д. Систематический обзор недавних исследований подростковой религиозности/духовности и психического здоровья. Проблемы сестринского дела в области психического здоровья; 2006. https://www.researchgate.net/profile/Y_Joel_Wong/publication/7354505_A_systematic_review_of_recent_research_on_adolescent_religiosityspirituality_and_mental_health/links/54bd4b680cf27c8f2814b51a.pdf. Доступ 09Ноябрь 2018 г. [PubMed]

23. Hill PC, Pargament KI, Hood RW, McCullough JM, Swyers JP, Larson DB, Zinnbauer BJ. Концептуализация религии и духовности: точки соприкосновения, точки отправления. J Theory Soc Behav. 2000 [Google Scholar]

24. King PE, Boyatzis CJ. Изучение духовного и религиозного развития подростков: текущие и будущие теоретические и эмпирические перспективы. Appl Dev Sci. 2004 [Google Scholar]

25. Goncalves JP, Lucchetti G, Menezes PR, Vallada H. Религиозные и духовные вмешательства в психиатрическую помощь: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых клинических испытаний. Психомед. 2015 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Асад С., Ниази А.К., Асад С. Здоровье и ислам. J Здоровье среднего возраста. 2013 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Харви Конрад. Буддийский взгляд на здоровье и духовность. Капеллан здравоохранения и социальной защиты. 2013;9(1):33–35. [Google Scholar]

28. Дорфф Э. Еврейская традиция: религиозные верования и решения в области здравоохранения. http://www.trinityhealth.org/documents/Ethics/4%20Religious%20Traditions/Judaism/Jewish%20I.pdf. По состоянию на 9 октября 2018 г.

29. Харпер В.А. Основные задачи религиозного образования. Религиозное образование. 1937 [Google Scholar]

30. Исраловиц Р., Резник А. Влияние религиозного образования и религиозности на употребление подростками алкоголя и рискованное поведение. Религиозное образование. 2015 [Google Scholar]

31. Эскин М. Влияние религиозного и светского образования на суицидальные мысли и суицидальные установки у подростков в Турции. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2004 [PubMed] [Google Scholar]

32. Райан Р.М., Ригби С., Кинг К. Два типа религиозной интернализации и их отношение к религиозным ориентациям и психическому здоровью; 1993. https://www.researchgate.net/profile/Richard_Ryan2/publication/14787962_Two_Types_of_Religious_Internalization_and_Their_Relations_to_Religious_Orientations_and_Mental_Health/links/00b7d529de10ca2cea000000. pdf. По состоянию на 05 ноября 2018 г. [PubMed]

33. Мазиди М., Остовар С. Влияние религии и типа религиозной интернализации на психическое здоровье иранских подростков. Навыки восприятия. 2006 [PubMed] [Google Scholar]

34. Паевич И., Хасанович М., Делич А. Влияние религиозно-нравственных убеждений на психическую устойчивость подростков; 2007 г. https://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents/5691692/dnb19_3_173-183.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAIWOWYYGZ2Y53UL3A&Expires=1554717615&Signature=OBxZcMWwmlcOi5ihPtaU6nWIRFs%3D&response-content-disposition=inline%3B%20filename%3DThe_Beliious_Moral.pdf По состоянию на 5 ноября 2018 г. [PubMed]

35. Koenig HG. Исследования религии, духовности и психического здоровья: обзор. Can J Психиатрия. 2009;54(5):283–291. [PubMed] [Google Scholar]

36. Джоши С., Кумари С., Джайн М. Религиозные убеждения и их связь с психологическим благополучием. J Indian Acad Appl Psychol. 2008 г. http://medind.nic.in/jak/t08/i2/jakt08i2p345.pdf. По состоянию на 05 ноября 2019 г..

37. Шривастава К. Позитивное психическое здоровье и его связь с устойчивостью. Ind Psychiatry J. 2011 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Pargament KI. Психология религии и совладания: теория, исследования, практика. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2001. [Google Scholar]

39. Эллисон К.Г., Бордман Дж.Д., Уильямс Д.Р., Джексон Дж.С. Участие в религии, стресс и психическое здоровье: результаты Детройтского регионального исследования 1995 года. Соц Силы. 2001 [Google Академия]

40. Вебер С.Р., Паргамент К.И. Роль религии и духовности в психическом здоровье. Курр Опин Психиатрия. 2014 [PubMed] [Google Scholar]

41. Ано Г.Г., Васконселлес Э.Б. Религиозное преодоление и психологическая адаптация к стрессу: метаанализ. J Clin Psychol. 2005 [PubMed] [Google Scholar]

42. Harrison OM, Koenig HG, Hays JC, Eme-Akwari AG, Pargament KI. Эпидемиология религиозного преодоления: обзор недавней литературы. Int Rev психиатрия. 2009 [Google Академия]

43. Паргамент К.И., Смит Б.В., Кениг Х.Г., Перес Л. Модели положительного и отрицательного религиозного преодоления основных жизненных стрессоров. J Sci Study Relig. 1998; 1: 710–724. [Google Scholar]

44. Boudreaux E, Catz S, Ryan L, Amaral-Melendez M, Brantley PJ. Способы масштабирования религиозного копинга: надежность, валидность и масштабное развитие. Оценка. 1995;2(3):233–244. [Google Scholar]

45. Krägeloh CU, Chai PP, Shepherd D, Billington R. Использование религиозного копинга по сравнению с другими копинг-стратегиями зависит от уровня религиозности и духовности человека. J Relig Health. 2012 [PubMed] [Академия Google]

46. Морейра-Алмейда А., Лотуфо Нето Ф., Кениг Х.Г. Религиозность и психическое здоровье: обзор. Браз Дж. Психиатрия. 2006 [PubMed] [Google Scholar]

47. Адам З., Уорд С. Стресс, религиозное преодоление и благополучие у аккультурационных мусульман. J Мусульманское психическое здоровье. 2016 [Google Scholar]

48. Heisel MJ, Flett GL. Цель в жизни, удовлетворенность жизнью и суицидальные мысли в клинической выборке. J Psychopathol Behav Assess. 2004 [Google Scholar]

49. Манеа А.Д. Влияние религиозного воспитания на формирование нравственного сознания учащихся. Procedia Soc Behav Sci. 2014 [Академия Google]

50. Лиагкис М.Л. Преподавание религиозного образования в школах и социально-эмоциональное развитие подростков. Исследование роли религиозного образования и школьного сообщества в жизни подростков; 2016. https://www.researchgate.net/publication/294888421_Teaching_Religious_Education_in_Schools_and_Adolescents’_Social_and_Emotional_Development_An_Action_Research_on_the_Role_of_Religious_Education_and_School_Community_in_Adolescents’_Lives. По состоянию на 3 апреля 2019 г.

51. Эррикер К. Религиозное образование и социальные и эмоциональные аспекты обучения. В: Справочник CPD по религиозному образованию. http://www.re-handbook.org.uk/section/curriculum/spiritual-moral-and-related-aspects-of-religious-education/religious-education-and-social-and-emotional-aspects-of- обучение-печать. Доступно 9Октябрь 2018 г.

52. Мур Дж.Р. Почему религиозное образование имеет значение: роль ислама в поликультурном образовании. Мультикультовая перспектива. 2009 [Google Scholar]

53. Уайт Дж. Должно ли религиозное образование быть обязательным школьным предметом? Brit J Relig Educ. 2004 [Google Scholar]

54. Джонсон П. Религиозное равенство в школах — защита учащихся и их гражданских прав. https://www.idra.org/resource-center/religion-equity-in-schools-protecting-students-and-their-civil-rights/. По состоянию на 17 ноября 2018 г.

55. Фрэнсис Л.Дж., Пенни Г., Бейкер С. Определение и оценка духовного здоровья: сравнительное исследование учащихся в возрасте от 13 до 15 лет, посещающих светские школы, англиканские школы и частные христианские школы в Англии и Уэльсе. Пибоди Дж. Образование. 2012 [Google Scholar]

56. Seybold KS, Hill PC. Роль религии и духовности в психическом и физическом здоровье. Curr Dir Psychol Sci. 2001 [Google Scholar]

57. Strawbridge WJ, Shema SJ, Cohen RD, Kaplan GA. Религиозное посещение увеличивает выживаемость, улучшая и поддерживая хорошее здоровье, психическое здоровье и социальные отношения. Энн Бехав Мед. 2001 [PubMed] [Академия Google]

58. Аргайл М. Причины и корреляты счастья. В: Канеман Д., Динер Э., Шварц Н., редакторы. Благополучие: основы гедонистической психологии. Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа; 1999. С. 353–373. [Google Scholar]

59. Нуни Дж.Г. Религия, стресс и психическое здоровье в подростковом возрасте: результаты исследования add health. Преподобный Религиозный Рез. 2005 [Google Scholar]

60. Пак Дж.И., Хонг Дж.П., Пак С., Чо М.Дж. Связь между религией и психическими расстройствами у корейского населения. Психиатрическое расследование. 2012 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Хейнс ТФ. Религиозные верования, отношение к лечению психических заболеваний и использование психического здоровья среди сельских афроамериканцев. https://deepblue. lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/78964/thaynesz_1.pdf?sequence=1. По состоянию на 09 октября 2018 г.

62. Буллок М., Надо Л., Рено Дж. Духовность и религия в траекториях обращения молодых людей, пытавшихся совершить самоубийство, в службы охраны психического здоровья: за год до попытки самоубийства. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2012;21(3):186. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Роджерс-Сирин Л., Янар С., Юксекбаш Д., Сентюрк М.И., Сирин С. Религиозность, культурные ценности и отношение к обращению за психологическими услугами в Турции. J Кросс-культовая психология. 2017 [Google Scholar]

64. Африанти Д. Исламское образование и молодежный экстремизм в Индонезии; 2012. https://www.researchgate.net/profile/Dina_Afrianty/publication/271926520_Islamic_education_and_youth_extremism_in_Indonesia/links/5ab1e6d8a6fdcc1bc0bff81b/Islamic-education-and-youth-extremism-in-Indonesia.pdf. По состоянию на 03 апреля 2019 г..

65. Шах С. С. Религиозное образование и экстремизм в Пакистане: от воинственности Деобанди до растущего суфийского фанатизма; 2018. https://jecs.pl/index.php/jecs/article/download/10.15503jecs20181.11.26/271. По состоянию на 03 апреля 2019 г.

66. Вудворд М., Рохмания И., Амин А., Коулман Д. Мусульманское образование, прославление ислама и развлечения как стратегии борьбы с радикализацией в Индонезии. Перспективный террор. 2010;4(4):28–50. [Google Scholar]

67. Даппер Д.Р., Форрест-Бэнк С., Лоури-Карусильо А. Опыт религиозных меньшинств в государственных школах: результаты фокус-групп, в которых участвовали мусульмане, евреи, католики и молодые унитаристы-универсалисты. Дети и школы. 2015 г. https://academic.oup.com/cs/article-pdf/37/1/37/87179.29/cdu029.pdf. По состоянию на 04 апреля 2019 г.

68. Янг Р., Свитинг Х., Эллауэй А. Различаются ли школы по риску самоубийства? Влияние школы и района на попытки самоубийства, суицидальные мысли и членовредительство среди учащихся средних школ. Общественное здравоохранение BMC. 2011 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Jaschok M, Chan HM. Образование, гендер и ислам в Китае: место религиозного образования в оспаривании и поддержании «бесспорных традиций» среди китайских женщин-мусульманок. Int J Educ Dev. 2009 г.[Google Scholar]

70. Higa Darrel, Hoppe Marilyn J., Lindhorst Taryn, Mincer Shawn, Beadnell Blair, Morrison Diane M., Wells Elizabeth A., Todd Avry, Mountz Sarah. Отрицательные и положительные факторы, связанные с благополучием лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, квир и сомневающихся (ЛГБТК) молодежи. Молодежь и общество. 2012;46(5):663–687. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

71. Махер Майкл Дж. Гендер, религия и образование в хаотичном постмодернистском мире. Дордрехт: Springer, Нидерланды; 2012. Гомофобные издевательства в католических средних школах: пять американских исследований гетеросексизма, власти, мужественности и религии; стр. 271–284. [Академия Google]

72. Ньюман П.А., Фантус С., Вудфорд М.Р., Рвигема М.Дж. «Молитесь, чтобы Бог изменил вас»: религиозная социальная экология предвзятого издевательства над молодежью из сексуальных и гендерных меньшинств — качественное исследование поставщиков услуг и педагогов. Дж. Адолеск Рез. 2018 [Google Scholar]

Как помочь подростку открыть для себя духовность

Ларри Фортан, Тайлер Несбит и Анжелика Шоу

Что такое духовность?

Духовность можно определить как сакральную связь между собой и высшей силой. Большинство людей думают, что духовность в первую очередь связана с религиозными верованиями и практиками; однако можно быть духовным, но не очень религиозным. Большинство ученых согласны с тем, что духовность и религия пересекаются, но есть и различия. Религия фокусируется на верованиях и обычаях, связанных с религиозной организацией или вероисповеданием; духовность фокусируется на вдохновении, саморефлексии и личной связи со священным. Исследователи начинают открывать для себя важность того, чтобы быть духовным человеком (независимо от того, религиозны вы или нет), особенно для подростков.

Преимущества духовности для подростков

Многие жизненные переходы и трансформации происходят в подростковом возрасте (11–19 лет). Организм взрослеет, мыслительные способности улучшаются, и подростки учатся справляться со многими новыми эмоциями. Подростки стремятся «найти себя» и ответить на вопрос «Кто я?» Ответы на такие вопросы часто включают духовный поиск смысла и цели жизни.

Согласно исследованиям, духовные и религиозные подростки с большей вероятностью имеют положительное представление о себе и чувство принадлежности (Lerner, et al., 2008). Исследования показали, что участие в религиозной деятельности снижает вероятность того, что подростки будут заниматься рискованным поведением, таким как злоупотребление алкоголем и наркотиками (Smith & Faris, 2002). Точно так же отношения с родителями и членами семьи, как правило, крепче, когда подростки духовны или религиозны (Roehlkeparttain et al., 2006). Другие преимущества для подростков (и их родителей):

  • большее ощущение того, что жизнь имеет смысл и цель
  • снижение тревожности и стресса
  • больше позитивных социальных взаимодействий с друзьями
  • больше друзей, которые оказывают положительное влияние
  • 90 161 большего успеха на будущих этапах жизни (Центр духовного развития в детстве и юности, без даты) 90 162

Рисунок 1. Путь по старой линии Грэма Ричардсона.
Кредит: используется с разрешения в соответствии с лицензией Creative Commons CC BY 2.0

Как родители могут способствовать духовному развитию подростков?

Недавнее национальное исследование показало, что почти половина (48%) подростков в США сообщают, что у них «все те же» религиозные убеждения, что и у их родителей (Pew Research Center, 2020). Этот вывод подчеркивает как то, что родители сохраняют значительное влияние на духовную жизнь своих детей-подростков, так и то, что дети в подростковом возрасте начинают формировать свою собственную духовную и религиозную идентичность, по крайней мере, в незначительной степени. Это представляет собой уникальную ответственность и вызов для родителей и взрослых наставников подростков. Вот несколько советов, которые помогут направить и поддержать подростков в их духовном развитии. Для подростков, связанных с религиозной организацией, родители и другие лица могут побуждать их молиться или медитировать, читать священные книги и участвовать в религиозных мероприятиях, таких как молодежные группы, религиозные женские клубы и братства или религиозные конференции и лагеря. Участие в религиозной деятельности помогает подросткам больше узнать о своих религиозных убеждениях; дает возможность задавать вопросы; и способствует здоровым отношениям с другими людьми, которые могут быть наставниками для духовного развития.

Многие церкви, синагоги, храмы или мечети спонсируют религиозные мероприятия для подростков. Участие в этих мероприятиях позволит подросткам установить важные социальные связи со сверстниками, которые разделяют схожие ценности и могут оказать поддержку подросткам, особенно тем, кто принадлежит к религиозному меньшинству. Родители подростков, не принадлежащих к какой-либо религии или религиозной организации, также могут способствовать здоровому духовному развитию. Вот советы по воспитанию духовности у подростков:

  • Не бойтесь обсуждать духовные вопросы, даже если у вас нет ответов на все вопросы
  • Слушайте и уважайте то, что говорит ваш подросток, даже если вы не полностью согласны
  • Будьте хорошим образцом для подражания в своих собственных духовных убеждениях, практиках и обязательствах
  • Развивайте дары и таланты своих детей, позволяя им выражать свою духовность через журналы, музыку, искусство и т. д.
  • Помогите подростку наладить контакт с духовными лидерами и наставниками, кроме вас самих
  • Поощряйте подростков окружать себя позитивными друзьями, которые укрепляют их духовный рост (Центр духовного развития в детстве и юности, без даты)

Духовность полезна всем, а особенно подросткам. Переход от детства к взрослой жизни может быть сложным, поскольку подростки узнают, кто они и кем они хотят быть. Независимо от того, участвуют ли подростки в религиозной организации, родители и взрослые могут способствовать здоровому духовному развитию. Следуя приведенным выше рекомендациям, заботливые взрослые могут поощрять духовное исследование подростков, что улучшит отношения с семьей и друзьями и приведет к более здоровому выбору.

Каталожные номера

Центр духовного развития в детстве и юности. (н.д.). Воспитание детского духа: советы родителям и заботливым взрослым . Скачать в формате Word: http://searchinstitutepress.org/downloads/cbf/NurturingaChildSpiritually.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts