Воздвижение креста господня цвет облачения: Какие цвета облачения связаны с основными праздниками и периодами в литургическом году?
Содержание
Цвет облачения
5 ступеней веры
- Облачение Православный энциклопедический словарь
- Богослужебные цвета свящ. Константин Слепинин
- Облачения духовенства Вячеслав Пономарев
- Таблица: Цвета облачений и пояснения к ним
- Фотоальбом: «Облачение священнослужителей» свящ. К. Пархоменко
Облаче́ние престола и богослужебные облаче́ния духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
- 75 тыс. 0
-
0 -
- Ц
| Цвета богослужебных облачений
______________________ 1 2 3 4 5 6 |
Цвет богослужебных облачений
А+
А
А-
- фр. УИЛЬЯМ СОНДЕРС
Не могли бы вы объяснить, какие цвета используются на мессе и в облачениях? В своих путешествиях я видел даже синие и черные облачения, которых раньше никогда не видел.
Церковные богослужебные нормы предписывают определенные цвета облачений для
различные торжества. Цель использования разных цветов для облачений
имеет два аспекта: во-первых, цвета подчеркивают особое литургическое время года.
и путешествие верующих через эти сезоны. Во-вторых, цвета перемежаются
литургический сезон, выдвигая на первый план определенное событие или определенную тайну
веры. Следующее объяснение основано на нормах Общего
Инструкция к римскому Миссалу.
Белый или золотой цвет, символизирующий радость и чистоту души, носится
в литургические периоды Рождества и Пасхи. Белые облачения
также используются для праздников нашего Господа (кроме тех, которые относятся к Его страстям),
Пресвятая Богородица, ангелы и святые, которые не были мучениками.
Белые облачения также носят на Торжестве св. Иосифа, а
Праздники Всех Святых, Св. Иоанна Крестителя, Св. Иоанна Богослова,
Кафедра св. Петра и обращение св. Павла. Белый тоже может быть
используется для месс христианских погребений и месс по умершим для обозначения
воскресение нашего Господа, когда Он восторжествовал над грехом и смертью, скорбью
и темнота.
Красный цвет имеет двоякое значение: с одной стороны, красный цвет символизирует пролитие крови.
и поэтому используется в Вербное воскресенье (когда Христос вошел в Иерусалим, чтобы
приготовиться к Его смерти), Страстная пятница, любое другое празднование дня Господня.
страсти, вотивная месса Драгоценной Крови, дни мученичества
апостолов (кроме св. Иоанна), и праздники других мучеников, которые
отдали жизнь за веру.
С другой стороны, красный также означает горящий огонь любви Бога.
По этой причине красные облачения приобретаются в Пятидесятницу, когда Святой Дух
сошел на апостолов и языки огня почили на их головах; за
совершение Таинства Миропомазания; и для вотивных месс
Святого Духа.
Зеленый цвет используется во время литургического сезона, называемого Обыкновенным Временем. Этот
Сезон фокусируется на трехлетнем периоде общественного служения нашего Господа,
а евангельские отрывки, особенно по воскресеньям, рассказывают о Его учениях,
чудеса, экзорцизмы и другие дела в это время. Все эти учения
и события порождают великую надежду на тайну спасения. Мы ориентируемся на
жизнь, которую Он разделил с человечеством во время Своего пребывания на этой земле, жизнь
мы теперь разделяем с Ним в общине Церкви и через Его таинства,
и мы надеемся разделить вечную жизнь с Ним в совершенстве
Небеса. Зеленый цвет символизирует эту надежду и жизнь, так же как зеленый оттенок
на деревьях ранней весной пробуждает надежду на новую жизнь.
Фиолетовый или пурпурный цвет используется во время Адвента и Великого поста в знак покаяния,
жертва и приготовление. В середине обоих сезонов —
Gaudete Sunday (третье воскресенье Адвента) и Laetare Sunday (четвертое воскресенье).
Воскресенье Великого поста — традиционно носят розовые облачения как знак.
радости: мы радуемся в середине, потому что мы на полпути
подготовка и предвкушение грядущей радости Рождества или Пасхи. Немного
литургисты, особенно в Епископальной церкви, ввели
использование синих облачений во время Адвента как способ отличить это время года
из Великого поста; однако не было одобрено синие облачения для
католическая церковь. Пурпурные облачения также можно использовать для христианских месс.
Похороны или мессы по умершим.
Хотя сегодня в Соединенных Штатах это нечасто встречается, черные облачения
можно носить на мессе христианских похорон в знак смерти и траура.
Черный также можно использовать на Празднике Всех Душ или на любой Мессе.
Мертвые, например, в годовщину смерти близкого человека.
В общем, цвета облачений пробуждают в нас чувство священного
время. Это еще один видимый способ представить священные тайны.
мы празднуем.
Подтверждение
Сондерс, преподобный Уильям. «Цвет богослужебных облачений». Арлингтон
Католический вестник .
Эта статья перепечатана с разрешения Арлингтонской католической церкви.
Вестник .
Автор
Отец Уильям Сондерс — пастор прихода Богоматери Надежды в Потомак-Фолс, штат Вирджиния. Он является деканом Высшей школы Нотр-Дам колледжа христианского мира. Вышеупомянутая статья представляет собой колонку «Прямые ответы», которую он написал для Арлингтонский католический вестник . Отец Сондерс является автором книги « прямых ответов », основанной на 100 его колонках, и « прямых ответов II ».
Copyright © 2003 Арлингтонский католический вестник
вернуться наверх
Литургические цвета (Цветной канон) — PrayTellBlog
Маркуса Тимистера
Для цветов литургических облачений, которые произошли от гражданской одежды древности, изначально не существовало особых правил. Нижнее белье обязательно было выбеленным и неокрашенным (т. е. белым) — как это было принято — в то время как верхняя одежда окрашивалась в зависимости от ресурсов и торжественности.
Первые положения об определенных цветах в определенные литургические дни или праздники встречаются в эпоху Каролингов. Наряду с известными нам цветами есть еще синий и особенно темно-бордовый, модный цвет начала IX века, и, конечно же, золотой. Были также серые и разноцветные куски. Однако такие условия первоначально варьировались от церкви к церкви и от епархии к епархии. Первые обязательные правила для вселенской церкви пришли с посттридентским миссалом 1570 года, который затем был пересмотрен в ходе литургической реформы после II Ватиканского собора.
Программа литургических цветов вместе с объяснением впервые встречается у Лотаря из Сеньи (ок. 1160 – 1216), позже Папы Иннокентия III (De sacro altaris mysterio I:65). Но в то же время он ссылается на различные употребления, никак не критикуя их. Эти литургические цвета ему известны: белый, красный (алый), черный, пурпурный, зеленый и шафраново-желтый.
Белый цвет чистоты и используется в следующие дни:
- Праздники исповедников, девственниц и ангелов.
- Рождество и рождение Иоанна Крестителя.
- Крещение: из-за яркости звезд, которые вели волхвов.
- Сретение Господне: как указание на чистоту Марии, носившей «свет, просвещающий язычников».
- Великий Четверг: из-за приготовления миро, которое служит очищению душ, и из-за Евангелия омовения ног («омывшиеся чисты, Ин. 13:10). В это время было приготовлено миро на единственной Мессе Великого Четверга.
- Пасха: как указание на белую одежду ангела, который свидетельствовал о воскресении (Марка 16:5).
- Вознесение: как указание на белые облака, на которых вознесся Христос (Деяния 1:9).
- Посвящение церкви, потому что церковь, как непорочная дева, сочетается со Христом (1 Кор. 11:2).
- При рукоположении в епископы кандидат на рукоположение всегда носил белое, в то время как все остальные наряды были дневного цвета, потому что дневная месса применялась.
- Для праздника Воздвижения Креста (14:9) Лотар предлагает белый цвет (вместо красного), потому что это не праздник страсти, а скорее связан с обретением или воздвижением креста.
- Праздники обращения апостола Павла (25:1) и кафедры Петра (22:2).
- Всех Святых, по крайней мере, в Римской курии (см. ниже).
Красный относится к пролитой крови и огню Святого Духа и используется в следующие дни:
- Праздники апостолов и мучеников: из-за крови, которую они пролили за Христа.
- Воздвижение Креста (но см. выше).
- Пятидесятница: из-за Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков.
- Памятник усекновению главы Иоанна Крестителя.
- Праздники девы, которая также является мученицей, потому что мученичество есть знак совершенной любви.
- На празднике Всех Святых многие используют красный цвет по только что указанной причине. Но римская курия использует белый цвет.
Черный используется в дни траура (по умершим) и покаяния:
- В Адвенте до бдения Рождества.
- От Septuagesima (до Великого поста) до Великой Субботы.
- Праздник Святых Невинных. (Но здесь Лотар признает, что по этому поводу нет единого мнения. Некоторые подчеркивают траур [Иер. 31:15] и используют черный цвет, в то время как другие превозносят мученичество и предпочитают красный цвет. Сам Лотар здесь выступает за красный цвет.)
Значение фиолетового цвета далее не поясняется. Он может заменить черный, особенно в воскресенье Лаэтаре (4-е воскресенье предпасхального поста) из-за радости, обозначенной золотой розой, которую папа благословляет в это воскресенье как почетный знак.
Зеленый — это оттенок цвета, который находится между белым, черным и красным. Поэтому его употребляют в обычные дни, не являющиеся праздниками.
Шафран желтый может заменить зеленый или, по мнению некоторых, использоваться на праздниках духовников.
Соответствующее толкование пурпурного встречается несколько позже у Дуранда из Менде (William [Guillaume] Durand, 1230-1296): «пурпурный мрачный, как будто пропитанный кровью» (DACL III:2, 3003). Здесь следует отметить, что из-за процессов цветообразования того времени пурпур определенно сильно отличался от того, что мы думаем о пурпуре.
В целом можно сказать, что присвоение цветов не было произвольным, а скорее основывалось — но с региональными различиями — на цветовой символике того времени и в связи с (библейским) содержанием праздника. Это также определялось ценностью дорогих цветов – темно-алый/черный был одним из самых дорогих цветов, потому что в процессе окраски требовалось наибольшее количество дорогостоящих фиолетовых выделений улиток.
Но цветовой канон Лотаря из Сеньи также свидетельствует об относительно широком распространении черного цвета, который как (изначально языческий) цвет траура вытеснил раннехристианский белый. В то же время Адвент утвердился как сезон покаяния (которым он не был в своем первоначальном значении).
На этом фоне позвольте задать вопрос к сегодняшнему общепринятому цветовому канону. Для заупокойной мессы и поминовения умерших по-прежнему разрешен черный цвет. Но его можно заменить пурпурным, что имеет место во многих регионах Европы.
Но следует задуматься над этим пониманием. В первые века христиане скорее выражали свою веру в воскресение с помощью белых облачений. Лишь в Средние века к северу от Альп появился языческий черный цвет, вытеснивший белый. Фиолетовый предстает — особенно на фоне цветового канона Лотара — заменой черного, в известной мере слегка осветляющего, но все же «мрачного и залитого кровью» (Дурандус). Из-за акцента (фиолетовых) покаянных сезонов Великого поста, а затем и Адвента, пурпурный цвет подчеркнуто имеет значение покаяния. Можно, по крайней мере, спросить, должна ли цель провозглашения сегодня заключаться в том, чтобы во время поминовения умерших указывать на покаяние. Большинство людей сегодня, в процессе умирания, который становится все более продолжительным, уже достаточно покаялись. Возвращение к белому, безусловно, следует рассмотреть. Кроме того, в римской курии сохранилась еще одна цветовая традиция, а именно использование красного цвета во время погребальной мессы. Первоначально это было не только тогда, когда хоронили папу, но и тогда, когда папа председательствовал на литургии, отдельно от кого он хоронил. Когда умирает христианин, в этом человеке совершается пасхальное таинство смерти и воскресения Христова, переход через страсти (красные) к свету (белые). Так что, по крайней мере, в тех местах, где белый не является цветом траура, красный и белый, безусловно, имеют большее оправдание смерти христианина, чем пурпурный или черный.
По этому поводу Собор отцов прямо потребовал в №. 81 литургического устава: «Чин погребения умерших должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти и должен более точно соответствовать обстоятельствам и традициям, встречающимся в различных регионах. Это относится и к литургическому цвету». Пурпур так же не годится, как и черный, для празднования пасхальной тайны похорон.
В то время как Лотар из Сеньи знал, что Страстная пятница — черный цвет, литургическая реформа после II Ватиканского собора восстановила использование красного цвета, что соответствовало старой римской традиции.
Роза официально существует только после церемонии епископов 1600 года.
Постсоборный миссал 1970 года сохраняет цвета, упомянутые уже Лотаром (кроме золотого), но несколько изменил назначение и восстановил старые обычаи:
- Белый на Пасху и Рождество, праздники Господни, святых, не являющихся мучениками, праздники Марии и праздники ангелов.
- Красный на Вербное воскресенье, Страстную пятницу, Пятидесятницу, Воздвижение Креста и праздники апостолов и мучеников.
- Пурпурный для Адвента и предпасхального поста, а также как альтернатива черному цвету на мессах по умершим.
- Роза на Gaudete (3-е воскресенье Адвента) и Laetare (4-е воскресенье Великого поста) в качестве альтернативы фиолетовому.
- Зеленый для обычного времени.
В принципе, ценные вещи можно использовать в торжественных случаях, даже если они не соответствуют цвету дня. Но это уже не относится (уже) к мессам за умерших, Адвенту и Великому посту (GIRM 346 и Redemptionis sacramentum 9).