Возможно ли совершать богослужения вне храма и почему: Есть богослужения, которые я могу совершать дома и без священника? – Православный журнал «Фома»

Разное

Есть богослужения, которые я могу совершать дома и без священника? – Православный журнал «Фома»

В разгар пандемии коронавируса, когда посещение храмов было ограничено, на официальном сайте Московского Патриархата регулярно публиковались последования богослужений для чтения верующими дома, а накануне Пасхи 2020 года Патриарх Кирилл благословил мирян (христиан, не имеющих священного сана) самим совершать освящения куличей. Какие же священнодействия и при каких обстоятельствах миряне могут совершать без участия духовенства? Разбираемся в «Слайдах».

01

Правда ли, что можно служить и без священника?

Да, правда. Практически все службы суточного круга — т. е. те, которые совершаются в храмах в течение дня, христианин может проводить самостоятельно. Исключение составляет Божественная литургия. Ее кульминацией является таинство Евхаристии (преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа), которое может совершать лишь епископ или священник. Т.е. служить мирянским чином в большинстве случаев можно, однако к подобной практике следует прибегать, если на то есть объективные причины.

02

Что за «мирянский чин»?

Разве домашние богослужение отличается от церковного?

Да, отличается. «Мирянским чином» и называется особый порядок службы, совершаемой людьми без священного сана: из текста исключаются все, что по уставу должен произносить священник. Основа богослужебных текстов так же, как и в обычной службе, берется из Часослова (сборник служб суточного круга), а меняющиеся части службы нужно искать в специальных книгах: Минеях, Октоихе, Триоди. Для этого, правда, мирянину нужно хорошо ориентироваться в литургике (дисциплине, изучающей богослужение) — поэтому в пандемию публиковались «готовые» чинопоследования богослужений для мирян.

03

И какие могут быть причины, чтобы служить дома?

Домашнее богослужение может заменить церковное, когда объективно нет возможности посетить храм — будь то физическая немощь, удаленность от храма, эпидемия или другие обстоятельства непреодолимой силы. При этом прежде, чем прибегать к домашнему богослужению взамен церковного, нужно испросить на это благословение священноначалия (священника или епископа).

04

Зачем нужно благословение? Служба, пусть и дома — это же хорошо!

Если каждый начнет самочинно и без объективных причин заменять церковное богослужение службой мирянским чином, это может привести к разобщенности, создать почву для развития сектантских настроений. В истории древней Церкви были случаи, когда часть верующих, считая себя избранными, начинала обособленно совершать службы по собственным правилам, постепенно превращаясь в секту. Для предупреждения таких ситуаций участники церковного собора, прошедшего в IV веке в Ганграх, постановили отлучать от Церкви тех, кто собирается вне храма и желает совершать богослужение, «не имея с собой пресвитера по воле епископа» (6-е правило Гангрского Собора). 

05

В правиле сказано, что без священника вообще нельзя, а вы говорите, что по благословению можно.

Никодим Милаш, сербский епископ-исповедник и специалист по церковному праву, пояснял, что суть правила именно в словах: «по воле епископа». Т.е. речь идет о разрешении епископа или священника как его представителя. Поэтому, повторим,  в особых обстоятельствах можно служить мирским чином, при этом необходимость взять благословение — это не чья-то прихоть, а церковное правило, которое подкреплено историческим опытом и направлено на поддержание соборности и единомыслия между христианами.

06

Вот я решил совершить богослужение дома. Как мне это сделать?

Домашние богослужения следует совершать по аналогии с утренним и вечерним правилом. Прежде всего необходимо найти для этого время, чтобы в процессе не пришлось отвлекаться на звонки или домашние дела. Хорошо, если у вас уже выделено место с иконами, где можно зажечь лампаду или свечу. Не забудьте и про внешний вид: оденьтесь должным образом, как если бы собирались на богослужение в храм.

07

Вслух читать, или про себя? И что с пением?

Читать следует вслух, но не стоит пытаться изображать диаконскую или иерейскую интонацию. Наоборот, читайте просто и чётко. Пение уместно, если совершающие службу знакомы с азами церковного пения, в противном случае рекомендуется прочитывать всю службу целиком.

08

До пандемиии вообще когда-то прибегали к мирянским службам?

Службы без священников получили распространение в IV веке в монашеской среде. Монахи жили в уединенных местах вдали от храмов. Священников в округе не было, и монахи, не имевшие священного сана, служили самостоятельно. Мирянские богослужения были нередкой практикой в России в XX столетии во время гонений на Церковь. Дабы сохранить церковный уклад в условиях нехватки духовенства, архиереи благословляли наиболее надежных и благочестивых мирян совершать службы по домам. Аналогичная ситуация сложилась в те годы и в русском зарубежье. В условиях, когда ближайший православный храм мог находиться в другом городе, богослужения мирянским чином становились источником сохранения церковной жизни и соборности.

09

Сейчас, когда храмы открыты и гонений нет, кто-нибудь так регулярно служит?

К домашним или келейным богослужениям прибегают в основном монахи, ведущие отшельнический образ жизни. Такая практика распространена на Афоне, где многие монахи приходят в храм только в воскресные и праздничные дни, а в другие дни недели служат в своих кельях.

О церковном богослужении

  • О церковном богослужении
  • Постепенное восхождение
  • Круги богослужения
  • Все страницы

Страница 1 из 3

 Общее дело

Когда человек «с улицы» заходит в храм, то он слышит пение и чтение, много еще не понятных слов и выражений, среди которых попадается, однако, и то, что оказывается вполне узнаваемым. Если он задержится здесь еще на какое-то время, то увидит, как в какие-то определенные моменты зажигается или гаснет свет, открываются и закрываются царские врата… Все это для него пока еще не наполнено конкретным смыслом. Однако именно это — центр всей церковной жизни, это — богослужение.

 Книги и пособия по изучению богослужебного устава Православной Церкви дают примерно такое определение понятия «богослужение»: «Богослужение — основное средство для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а также и средство нашего таинственного, сокровенного общения с Богом. Поэтому и цель богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий. Вместе с тем богослужение лучше всего содействует наставлению и воспитанию верующих в истинах Православной Церкви и правилах христианского благочестия».

В нем — все православное богословие, учение о нравственном идеале. В нем — высочайшие образцы святости и в то же время свидетельство о немощности и испорченности человеческого естества.

И все это выражено, заключено в слове — в тех молитвословиях и песнопениях, которые читаются и поются в церкви. Как научиться их понимать? Прежде всего, усвоить одну простую и непреложную истину: церковную жизнь невозможно узнать «со стороны», она открывается только изнутри. Поэтому для того, чтобы понять богослужение, необходимо чаще на нем присутствовать, приходить в храм регулярно (по крайней мере, в воскресные и праздничные дни). А, присутствуя на службе, вникать, вслушиваться, вдумываться в то, что на ней происходит. Спрашивать у духовенства и у более воцерковленных людей о том, что остается непонятным. И обязательно читать книги, дающие элементарное представление о богослужении, порядке его совершения и его символике (список таких книг см. ниже).

Впрочем, прежде чем говорить о самом богослужение, нужно, наверное, хотя бы немного сказать о месте его совершения.

Место совершения богослужения

Местом совершения богослужения является храм, который по достоинству именуется «домом Божиим» (подробнее о храме и о том, что находится в нем, мы расскажем в одном из последующих выпусков «Школы духовной»). Господь присутствует везде и во всем, и все — творение Его рук, однако в то же время храм — совершенно уникальное место на земле, место особенного Божественного присутствия, место, специально освященное епископом для совершения в нем церковных служб: Таинств и обрядов.

Если говорить о традиционной церковной архитектуре, то состоит храм из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора. Алтарь — то, что в церкви ветхозаветной именовалось словосочетанием «Святая святых». Он символизирует собой небо, где пребывает в Своей неизреченной славе Господь; здесь совершается главное Таинство Православной Церкви — Евхаристия, и тогда алтарь становится той прибранной и устланной горницей, где состоялась почти 2000 лет тому назад Тайная Вечеря, на которой ученики и апостолы Христовы впервые непостижимым образом причастились Его Тела и Крови. В алтарь имеют право входить только священно- и церковнослужители, то есть духовенство и те, кто несет в храме алтарное (или, как говорят иначе, пономарское послушание). Перед алтарем, отделяя его от остального храмового пространства, возвышается иконостас.

Средняя часть храма, то, что называется храмом, знаменует собой мир людей, но мир уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им. Здесь во время службы стоят и молятся верующие.

И, наконец, притвор, — пространство от входа в храм до его средней части, как бы преддверие храма, область соприкосновения земного и небесного. В древности здесь стояли кающиеся и оглашенные (люди, готовящиеся к Таинству Крещения), а сейчас притвор фактически «слился» с храмом. Как правило, здесь продаются духовная литература и свечи.

В силу различных обстоятельств некоторые виды богослужения по благословению священноначалия могут совершаться и вне храма, однако Таинства Евхаристии и Священства должны совершаться только здесь (в период гонений литургия служилась иногда и в частных домах, и в лагерях, но это — особые, исключительные условия).

Виды богослужения

По виду своему богослужение делится на общественное и частное. Об общественном можно сказать, что оно совершается от лица всей Церкви и по потребностям всех христиан (хотя бы в конкретном храме и присутствовало всего несколько человек, кроме священника и хора). Прежде всего, это Божественная Евхаристия, или, иначе, литургия, а так же вечерня, повечерие, утреня, полунощница и часы.

Частное богослужение совершается по нуждам и желаниям конкретных людей. Это так называемые требы: крещение, венчание, соборование, погребение и поминовение усопших, водосвятие, молебны и более мелкие последования, смысл которых — в освящении всех сторон жизни верующего человека.

Безусловно, богослужение общественное как по значению, так и по содержанию своему неизмеримо важнее. Но в то же время и сложнее, «непонятнее». Частное богослужение менее значительно, именно частно, подчинено определенным частным потребностям. Однако в то же время оно проще и оттого доступнее. Поэтому и можно видеть порой, как после литургии оживляются в храме люди, не отличающиеся глубокой, сознательной церковностью, — оживляются, когда после отпуста начинается панихида или молебен, то, что «понятно». Есть в этом глубокая неправильность, искажение правильного понимания церковной, богослужебной жизни. А причина чаще всего в том, что человек оказывается неготовым к самому минимальному труду: труду понимания, узнавания «нового», «сложного», труду учебы и роста. Кроме того, к сожалению, проявляется тут и самая распространенная и вместе с тем страшная болезнь современного человека — эгоизм: служба — общее, а треба — «личное». И оказывается, что «личное», «мое» — гораздо дороже.

А между тем само слово «литургия», которое в более широком смысле может быть отнесено не только к Таинству Евхаристии, но и ко всему церковному богослужению, означает не что иное, как «общее дело». Это то общее дело, посредством которого мы в Церкви действительно можем становиться единым целым, реально ощущать себя живыми «клеточками» таинственного Тела Христова. Это то общее дело, которое объединяет Ангелов Божиих и святых в их небесной славе и нас, грешных и немощных, на земле — с ними.

Некоторые книги о богослужении:

  1. Всенощное бдение и литургия.
  2. Устав богослужения в вопросах и ответах.
  3. Священник Константин Субботин. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.
  4. Священник Константин Никольский. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви.
  5. Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие.

Богослужения в отсутствие священника

В последние годы тема Богослужения в отсутствие священника была поднята епархиальными начальниками богослужений и во время Национального собрания Федерации епархиальных богослужебных комиссий в 1998 году. Тогдашний Секретариат литургии провел консультации с епархиальными руководителями богослужений, пасторами и епископами, кульминацией которых стало расширенное обсуждение членов и консультантов Комитета по литургии на его заседании 13 марта 2000 г. в Вашингтоне, округ Колумбия. предлагается епископам и их советникам и может помочь епископам в формулировании руководящих принципов для этой важной области пастырской жизни.

Ежедневная Месса

Любое обсуждение литургического богослужения в будние дни должно начинаться с напоминания о важности и нормативном характере ежедневной Мессы в жизни каждой католической общины. Папа Павел VI рекомендовал, чтобы священники «достойно и благочестиво служили мессу каждый день, чтобы и они, и остальные верующие могли пользоваться благами, которые так обильно проистекают из крестной жертвы». 1 Папа Иоанн Павел II вторит этим словам, напоминая, что совершение Евхаристии является «самым важным моментом дня священника, центром его жизни», и убеждая, что «священники должны поощряться к совершению мессы каждый день, даже в отсутствие собрания, так как это действие Христа и Церкви (ср. там же, 13; 9).0010 Кодекс канонического права , c. 904)». 2

В другом месте Святейший Отец призывает семинаристов «каждый день принимать участие в евхаристическом богослужении таким образом, чтобы впоследствии они сделали это ежедневное служение правилом своей священнической жизни» 3 Цитируя «Исцеление от Арса», Святой Отец также увещевает: «Поэтому хорошо священнику каждое утро приносить себя в жертву Богу!»0002 В последние годы Церковь в Соединенных Штатах Америки столкнулась с сокращением числа священников, готовых ежедневно служить мессу в наших приходских общинах. Действительно, в некоторых местах один священник назначается пастором нескольких приходов и едва ли может проводить воскресную мессу в каждой из этих общин. В других случаях даже воскресная месса невозможна каждую неделю. Так была разработана ритуальная книга Воскресные торжества в отсутствие священника .

Ответ пастыря

В ходе недавних дискуссий Литургический комитет рассмотрел несколько принципов, которые он рекомендует епископам при разработке епархиальных норм по вопросу о том, как решать связанные с этим вопросы. Эти принципы представлены в качестве отправной точки для таких соображений:

  1. По возможности в каждом приходе должна служиться ежедневная месса.
  2. Всякий раз, когда Обряд раздачи Святого Причастия вне мессы с празднованием Слова запланирован на будний день, необходимо приложить все усилия, чтобы избежать путаницы между этим празднованием и мессой. Действительно, такие празднования должны побуждать верующих быть присутствовать и участвовать в совершении Евхаристии. 5
  3. По возможности, расписание богослужений ближайших приходов должно быть доступно прихожанам. Если ближайший приход служит мессу в определенный будний день, следует уделить серьезное внимание поощрению людей к участию в этой мессе, а не планированию приходом Литургии Слова с раздачей Святого Причастия.
  4. Когда в приходе запланирована ежедневная месса, обычно неуместно планировать Литургию Слова с Раздачей Святого Причастия. Этот обряд предназначен для «тех, кому запрещено присутствовать на праздновании общины». При необходимости планирование этих празднований никогда не должно умалять «совершения Евхаристии [как] центра всей христианской жизни». 6 Такие празднования никогда не следует рассматривать как выбор, равный участию в мессе.
  5. Надлежащий ритуал Литургии Слова с Раздачей Святого Причастия содержится в Святом Причастии и поклонении Евхаристии вне мессы. Специальные положения Воскресные богослужения в отсутствие священника не подходят для празднования в будние дни. .
  6. Литургия Слова с Раздачей Святого Причастия никогда не должна планироваться с целью «предоставления роли» дьяконам или служителям-мирянам. Точно так же неуместно выбирать вариант заупокойной литургии вне мессы исключительно для того, чтобы предоставить роль дьякону. Также неуместно, чтобы дьякон председательствовал на заупокойной литургии вне мессы, когда священник может совершить заупокойную мессу9.0036

Как праздновать Рождество в церкви?

Из всех ежегодных христианских праздников Воскресение Христово и Рождественские службы являются самыми ожидаемыми и собирают наибольшее количество посетителей. Семьи, которые часто остаются дома по воскресеньям, обычно выходят в полном составе, часто приводя с собой неверующих друзей и членов семьи. Многие христиане надеются, что евангельская весть принесет спасение в жизнь тех, кого они приглашают в свою церковь.

Службы воскресного воскресения имеют тенденцию к праздничным гимнам, известным в основном христианам. Рождественские службы часто включают гимны, известные всему населению, потому что светские и христианские музыканты и авторы песен популяризировали мелодии, повествующие о рождении Спасителя. Радио и стриминговые сервисы переполнены мелодиями, записанными всеми: от Генделя ( Мессия ) до Бинга Кросби ( Белое Рождество) до Элвина и бурундуков ( Рождество, не опаздывайте) 9.0011 . Одни песни священны, другие даже нет.

Почему люди ходят в церковь на Рождество?

Христиане посещают рождественские службы, чтобы поклоняться Господу с братьями и сестрами во Христе и праздновать Первое пришествие Иисуса. Библейские чтения и размышления сосредотачиваются на Писании, которое предсказывало пришествие Иисуса (Исаия 7:14; Исаия 9:6; Михей 5:2), а службы сосредоточены на славном повествовании о рождении Иисуса, которое содержится в Луки 2:1–21. .

Те, кто не знает Иисуса Христа как Спасителя, либо принимают приглашение, либо следуют привычке посещать собрания на протяжении всей жизни, либо, возможно, они жаждут обрести то особое «чувство», которое ожидают каждый год. Как бы они ни оказались на библейской рождественской службе, обязанность церкви — приветствовать каждого посетителя и представить Иисуса как Господа и Спасителя. Он, в конце концов, причина, по которой мы празднуем этот сезон.

Можно ли отмечать Рождество только в канун Рождества?

В 2022 году Рождество выпадает на воскресенье. Некоторые церкви решили отпраздновать рождение Иисуса в канун Рождества и оставить Рождество для семей, чтобы поклоняться Богу дома. Все хорошо?

Согласно Lifeway Research, « половина протестантских пасторов США говорят, что служба в канун Рождества является крупнейшим событием в их церкви в праздничный сезон (48%)». То же исследование показывает, что только семь процентов протестантских пасторов считают Рождество своим самым большим событием. Тем не менее, 63% протестантских пасторов говорят, что планируют проводить службы в канун Рождества и в день Рождества.

Для многих возможность поклоняться Богу в канун Рождества и  Рождественского дня является приятным бонусом.

Что бы ни решила церковь, важным делом является празднование и распространение Благой Вести об Иисусе Христе, когда мы приглашаем других, кто не знает Его как Господа.

Имеет ли это значение для Бога Насколько продуманы наши празднования?

В Ветхом Завете есть множество отрывков, в которых говорится: «Хвала Господу». Часто Давид говорит об этом в одном из многих написанных им псалмов. Последний стих последнего псалма в нашей Библии говорит нам: «Все дышащее да хвалит Господа. Слава Богу.» В Новом Завете эта фраза используется только один раз в Послании к Римлянам 15:11. В противном случае мы видим слово радоваться используется во многих местах, говоря о том, как мы должны праздновать Господа (Филиппийцам 4:4).

Псалом 34 показывает нам, каким прославленным человеком был Давид. Он начал этот псалом, сказав, что хвала Богу будет постоянно в его устах. Простое прочтение этого короткого отрывка показывает, что Давид был человеком, который любил Бога и радовался добрым делам, которые Он делал. Наше поклонение должно отражать такое же рвение — в том числе и во время Рождества.

Музыка поклонения перед любой церковной службой должна подготовить наши сердца к грядущей вести. Но для такого праздника, как Рождество, музыка, выбранная и представленная для богослужений, варьируется от тишины О, городок Вифлеем  к великолепию Мессии Генделя .

В течение декабря в некоторых церквях проводятся мероприятия, которые позволяют членам церкви подготовить свои сердца и привести гостей, чтобы они могли услышать благую весть об Иисусе. В некоторых церквях проходят рождественские концерты, которые проводятся в течение многих дней в декабре и носят грандиозный характер. Некоторые лидеры прославления считают, что чем экстравагантнее рождественские службы, тем лучше. Они включают в себя такие вещи, как искусственный снег, живых животных, сверкающие огни и сценические представления, которые редко можно увидеть за пределами Лас-Вегаса. Существует тонкая грань между благоговейной музыкой и исполнением. Руководители церкви несут ответственность за то, чтобы те, кто находится в Святилище, были направлены в мыслях и хвале к Иисусу, а не в изумлении перед звуковым и световым представлением.

Когда небесное воинство, сияющее от славы Божией, явилось пастухам на полях вне Вифлеема, они сначала сказали: «Слава Богу» (Луки 2:14). Эти пастухи только что видели и слышали величественное воинство небесных существ, сияющих от славы Божьей. Потом они увидели Иисуса! Что они сделали? «Они возвестили слово, сказанное им о Младенце сем» (Луки 2:17).

Что люди помнят, уходя с рождественской службы — летающих музыкантов и неоновые огни с искусственным снегом, покрывающим прихожан? Или они идут домой, размышляя о Спасителе и о том, что Он сделал для нас? Это то, что имеет первостепенное значение при планировании и посещении службы в канун Рождества (или Рождества).

Как ранняя церковь праздновала Рождество

Хотя празднования Рождества в том виде, в каком мы его знаем, не существовало в начале первых веков, к концу второго века возник большой интерес к ведению записей о том, когда Иисус был Родился. Пастор Кевин ДеЯнг говорит: «Первое упоминание о 25 декабря как о дне рождения Иисуса встречается в альманахе середины четвертого века, который называется Филокалианский календарь». Служение Лигонье добавляет: «Один из отцов ранней церкви, Златоуст, которому около 400 лет, произнес проповедь о Рождестве Христовом. И сказал он так: «Пойдем, будем наблюдать праздник. Воистину дивна вся летопись Рождества. На этот день с древним рабством покончено. Дьявол смутился. Демоны обращаются в бегство. Сила смерти сломлена. Рай открыт. Проклятие снято. Грех удаляется от нас. Ошибка вытеснена. Истина была возвращена».

С тех пор христианское празднование рождения Иисуса изменилось. Знаете ли вы, что празднование Рождества в Великобритании практически отошло на второй план, когда Чарльз Диккенс взял перо, чтобы написать « Рождественскую песнь в прозе»?  Говорят, что после публикации его любимой книги благотворительность увеличилась в геометрической прогрессии.

Но с тех пор вливание Санта-Клауса   и больше историй о Рождестве ( Twas the Night Before Christmas), и рождественские поздравительные открытки превратили Рождество в нечто большее, чем празднование рождения Господа. Рождество претерпело изменения в розничной торговле, наполненные излишествами, роскошью и феерией подарков. Но даже среди суматохи светских празднеств истина и величие воззвания к пастухам остаются неослабевающими, и мы по-прежнему празднуем Еммануила — с нами Бог! Его послание никогда не уменьшится.

Что это значит для нас?

Рождество — это радостное время для большей части западного мира, оно наполнено временем, проведенным с семьей и друзьями, мероприятиями и дарением подарков (моделирование подарков, принесенных Младенцу Христу). Легко увлечься желанием подарков и веселья. Стремление удовлетворить все требования праздничного сезона вызывает у некоторых сильную усталость и печаль. Но вместо этого мы можем принять и радоваться величайшему из когда-либо дарованных нам даров — нашему Господу Иисусу — и покоиться в Нем. Поклоняясь в молитве, изучении Библии и пении в это Рождество, мы можем славить Господа в осмысленном поклонении!

С Рождеством!

Фото предоставлено ©Getty Images/fstop123

Лиза Лорейн Бейкер  — многократно отмеченный наградами автор книги Someplace to be Somebody (End Game Press, февраль 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts