Вранье в исламе: Ложь в исламе — запрещена или разрешена?
Содержание
Ложь в исламе — запрещена или разрешена?
- Является ложь грехом?
- В каких случаях допускается ложь?
- Ложь мужа жене
- Ложь для примирения людей
- Ложь на войне
- Вынужденная ложь для сохранения жизни, чести и имущества
- Такийя
- Соотношение пользы и вреда при обмане
- Недопустимые виды лжи
- Неправдивые шутки в исламе
- Ложь на Пророка ﷺ
- Хадисы Пророка ﷺ о лжецах
- Вред лжи
- Правдивость — дорога к раю
Ложь в Исламе является одним из самых тяжких грехов. Что подразумевается под понятием «ложь»? Это донесение информации до людей, которая не соответствует истине или искажена. Лживость является одним из самых мерзких человеческих качеств, это касается любого, даже если он немусульманин, и обман является своего рода вершиной всех тех дел, которые порочат и чернят сердце людей и являются греховными. Только сдерживая данное обещание и говоря правду, верующий сумеет построить нормальное и крепкое общество в своей среде. Семья, наполненная неправдой, не будет жить счастливо, в ней всегда будут происходить ссоры, в ней не останется места для уважения и любви. Общество, в котором присутствует неправда, не будет единым – народ в таком обществе пойдет по пути исчезновения. Распространяя недостоверные сведения о событиях или людях, преследуя этим свою корысть, люди не задумываются о том, каковы могут быть последствия сказанного ими.
Памятуя о призыве Всевышнего Аллаха в Священной Книге Коран: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (сура Аль-Хаджж / Паломничество, 30-й аят), следует вспомнить и о том, что в другом аяте Корана говорится, что «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура Аль-Фуркан / Различение, 72-й).
О том, насколько тяжким грехом является по Исламу обман, упоминается не только в аятах Корана, но и во многих хадисах Посланника Аллаха ﷺ. Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, обратившись к сподвижникам своим, что наиболее тяжкими перед лицом Аллаха являются грехи лжесвидетельства, ослушания родителей и многобожие. Еще в одном хадисе сказано, что обман по степени тяжести этого греха можно приравнять к ширку, тягчайшему греху. Наставляя своих сподвижников, Пророк Аллаха ﷺ говорил, что настоящим мусульманином лжецом считаться не может – кроме обмана и предательства любые черты характера может иметь мусульманин, лживый человек – немусульманин.
В каких случаях допускается ложь?
В Исламе ложь может быть дозволенной, если она совершается с благими намерениями. В исламской религии выделяют три вида лжи, которая является допустимой. Об этом говорится в хадисе: «Не разрешена ложь, кроме как в нескольких случаях: в разговоре мужем с женой, на войне, и с целью примирения между людьми». Рассуждая о вопросе дозволенности лжи в Исламе, ибн Хазм упоминал, что греховной является не каждая ложь, и некоторые ее виды могут быть названы подчинением Аллаху, ваджибом, фардом.
Ложь мужа жене
Если в разговоре мужа с женой допускается обман, который способствует сохранению в семье хорошей атмосферы и благополучия, то такая ложь будет дозволенной в Исламе. Если с помощью лжи мусульманин желает пресечь в семье смуту или допустить развода, то в таком случае обман не будет считаться грехом в Исламе.
Но в данном случае не имеется в виду та неправда, при помощи которой супруг хочет избежать выполнения своих обязанностей.
Также для укрепления брачных уз и взаимоотношений с супругой, мужу допускается преувеличивать похвальные качества жены или же ее внешность.
Ложь для примирения людей
Если ложь совершается с целью примирить между собой людей, то такая ложь также допустима в Исламе. Как сообщает Умму Кульсум, Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил: «Тот, кто налаживает отношения между людьми, говорит для этого хорошие слова и доводит до людей хорошие слова, не является лжецом».
Ложь на войне
Если ложь совершается в военное время, поскольку она необходима для военной хитрости, которая приведет к победе, то такая ложь будет считаться дозволенной Исламом, сказано в хадисе Пророка ﷺ «Война — это хитрость» (аль–Бухари №3030, Муслим №1739).
Вынужденная ложь для сохранения жизни, чести и имущества
Еще один вид лжи, которая в исламской религии будет дозволенной, — это неправда, которая говорится с целью спасения жизни, собственного имущества или же тогда, когда человек подвергается нападению врага и использует обман во имя собственного спасения. Имея своей целью неукоснительное выполнение предписаний Корана, мусульманин должен защищать свое тело и свою жизнь, даже если придется для этого прибегнуть к неправде или сокрытию истины.
Если кто-то для достижения цели мусульманину необходимо прибегнуть ко лжи, то сама по себе эта цель должна быть разрешенной Исламом. И если достижение такой цели – ваджиб, то и обман, с помощью которого эта цель будет достигаться, — тоже ваджиб.
Если речь идет о защите крови мусульманина, и для того, чтобы уберечь его от преследователей, необходимо прибегнуть к обману, то обман в такой ситуации будет ваджибом, как и ваджибом является защита крови мусульманина. Обладать знаниями какого-то секрета мусульманина, разглашение которого может причинить ему вред, и отказаться выдать этот секрет, сославшись на незнание его – это дозволенный вид обмана в Исламе.
Такийя
Еще один вид дозволенного обмана в Исламе – это такийя или благоразумное скрывание своей веры, если того требует крайняя необходимость, мусульманину позволяется внешне отречься от своей веры, от Ислама, сохранив Ислам в своем сердце, как поступил некогда Аммар ибн Ясир, один из первых сподвижников Пророка Аллаха ﷺ.
Такыйя – так называют ситуацию, когда мусульманин опасается неверующих, которые превосходят мусульман силой и властью. Это может быть опасение за свою жизнь, в этом случае мусульманину дозволяется сказать нечто, что удовлетворит неверующих, при этом сердце мусульманина остается переполненной верой и истиной, однако, находясь даже в таком положении ему запрещается проливать кровь и присваивать чужое имущество или давать доступ неверующим к тому, что скрывает мусульманин от чужих глаз (аурат).
Прибегать к такыйе дозволено только из страха перед убийством, сохраняя в сердце веру. Не нужно путать такыйю, которую используют сунниты, с такыйей шиитов:
- Сунниты разрешают не прибегать к такыйе даже в крайней ситуации, а у шиитов это считается одной из основ их религии.
- Сунниты используют такыйю только с неверующими, шииты же прибегают к ней против суннитов.
- Узаконенная такыйя исламом является послаблением, а не основным постановлением, что касается шиитов, то обманывать такыей является обязательным к исполнению.
- Такыйю можно использовать только в случае слабого положения мусульман, шииты используют такыйю в любом случае и ситуации.
- Такийя проявляется словами, а не деяниями, шииты используют такыйю как в словах, так и в делах.
- Такийя суннита не является его характерным качеством, такийя шиита становится его неотъемлемой характерной чертой, который может солгать в любой ситуации и при любых обстоятельствах.
Соотношение пользы и вреда при обмане
Если с помощью обмана, неправды или даже лжи предотвращается чье-то пагубное деяние или какой-либо грех, если с ее помощью достигается гораздо большая польза, то такая неправда в Исламе является дозволенной. Но в этом вопросе важно соблюдать меру, не переусердствовать, прибегая ко лжи во имя благих целей. Важно понимать, насколько обосновано соотношение пользы нее и вреда, который она причиняет.
Если зло можно предотвратить и без того, чтобы говорить неправду, то следует воздержаться от нее, используя не лживые слова, а иносказательные, используя намеки – именно такой путь в Исламе будет предпочтительнее в данном случае. Об этом говорил еще Умар ибн Хаттаб, упоминая, что иносказательность – этот тот путь, которые позволяет верующему не прибегать ко лжи, уберегает его от необходимости обмана, имея в виду ситуации, когда кто-то, говоря одно, подразумевает нечто иное так, чтобы слушающий его понимал только явный смысл того, что он говорит.
Верующий должен быть уверен, прибегая ко лжи, что последствия от его правдивости могут быть пагубными и принести гораздо больше вреда, нежели его обман. Но если в случае правдивости последствия не будут настолько отягчающими, то Ислам учит, что обмана следует избегать. Если же он сомневается, больше зла или пользы принесет его обман, то всегда в приоритет ставится правдивость. Только крайняя нужда или острая необходимость признается Исламом как причина прибегнуть к обману, если того требуют обстоятельства. В любой ситуации следует помнить, что ложь запретна, а потому, если и прибегать к ней, то в очень крайнем случае.
Недопустимые виды лжи
Если же неправду говорят в каких-то мирских личных интересах говорящего, если совершается лжесвидетельствование или приводятся ложные клятвы, то это считают в Исламе мерзким качеством и это является из больших грехов. Настоящий мусульманин не должен лгать во имя своих корыстных целей.
Большим грехом в исламской религии является обман, лживые слова, а также обида, нанесенная ближнему своему, и когда к человеку обращаются именами, унизительными для него. По этому поводу приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что лицемера можно отличить по трем признакам: по его лжи, по его обещаниям, которые он нарушает, а еще когда он предает человека, доверившегося ему.
Говоря со своими сподвижниками на тему того, кого можно считать неимущим, Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ пояснял, что неимущим считают не того, кто не имеет имущества или денег, а того, кто «в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят», но потом выяснится, что он кого-то оскорбил, кого-то оклеветал, чье-то имущество присвоил, кого-то ударил и чью-то кровь пролил. Всем этим людям будут отданы части его благих дел, и когда иссякнет запас тех благих дел, что он совершил, на него начнут возлагать грехи тех людей, которых он оскорбил. И будет этот человек после ввергнут в Ад.
Каков бы ни был вред, причиненный другому человеку несправедливо, в Исламе он приравнивается к большому греху. Исламская религия и Коран запрещают несправедливо обращаться с людьми, оскорблять их, унижать, лгать и обманывать.
Ислам был ниспослан человечеству с целью разрешить множество проблем и вопросов человека, определяя, что запрещено или греховно, что дозволено, что является добром, а что – злом. Лжесвидетельство и обман – один из самых тяжких человеческих грехов.
Абсолютно недопустимо по Исламу лгать во имя удовлетворения собственных страстей. Так бывает, когда кто-то обманом старается приумножить свое имущество, достигнуть величия или других целей. Так бывает в семье, когда одна жена обманывает других жен, приводя слова мужа, якобы сказанные о ней самой, чтобы возвеличить себя среди остальных жен. Такой пример привела однажды женщина, обращаясь к Пророку Мухаммаду ﷺ. Он ответил ей, что тот, «кто утверждает наличие у него, того, чем он не наделен, подобен тому, кто одел на себя одеяния лжи».
Неправдивые шутки в исламе
Даже если неправда произнесена в шутку, с целью подшутить над кем-то и развеселить его, она все равно останется ложью и будет являться грехом в Исламе. По этому поводу приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что «Горе тому, кто рассказывает о чем-либо и лжёт, чтобы рассмешить этим людей! Горе ему, горе ему!».
Ложь на Пророка ﷺ
Особенно тяжким грехом будет считаться в Исламе та неправда, говоря которую, верующий ссылается на Пророка Аллаха ﷺ, приписывая ему те слова, которых он не произносил. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано, что для таких людей «уготовлено место в Аду». Говоря о религии, рассуждая на темы исламской веры, не следует говорить о том, чего мы не знаем или делать комментарии к Корану, в которых не уверены. Именно поэтому, изучая Ислам, следует опираться только на достоверные знания и комментарии.
Хадисы Пророка ﷺ о лжецах
Вся та неправда, что произнес человек за свою жизнь, как учит Ислам и Коран, будет в Судный День вместе с ним, и за каждое свое лживое слово верующий будет нести ответственность. Один из хадисов приводит слова о том, что на Суде Аллаха перед человеком, который часто лгал в жизни, будет написано «Лжец».
По рассказу Абдуллы ибн Амра, во время пребывания в их доме Пророка Аллаха ﷺ, его подозвала к себе мать и сказала, что собирается дать ему кое-что. На вопрос Пророка Мухаммада ﷺ, что же она собирается ему дать, мать ответила, что собирается дать ему финик. И тогда Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что если бы мать ничего не дала Амру, то Аллах записал бы ей за ложь один грех.
Однажды Посланник Аллаха ﷺ рассказал своим сподвижникам о видении, которое было ему. В нем он видел двух человек, один из которых воткнул другому в рот железный крюк и разорвал рот ему до затылка, а потом то же самое сделал с другой стороной рта. Этот второй был лжецом, который много лгал в своей жизни. Этим видением было показано Посланнику Аллаха ﷺ, что именно будет ожидать лжецов, насколько тяжелым будет для них наказание.
По свидетельству Аиши, ложь была качеством, наиболее ненавистным сподвижникам Пророка Мухаммада ﷺ, как и ему самому. Если в его присутствии кто-то обманывал, то это обстоятельство не покидало мыслей Посланника Аллаха ﷺ, пока человек, лгавший при нем, не покается.
Вред лжи
Говоря о лжи, Абу Хамид аль-Газали предупреждал, что наименьший вред, который может причинить ложь – это введение того, к кому она обращена, в неведение, поскольку обманутый в этом случае становится невеждой или джахилем. Но это наименьшее из последствий, которые влечет за собой обман. В дальнейшем невежество его может расти, и в результате его невежество может принять поистине устрашающие формы: невежда может постепенно стать глашатаем обмана, а искажение для него станет нормой, и он может хотеть привнести эту норму в общество, которое его окружает.
Правдивость — дорога к раю
Называя себя мусульманином, проповедуя Ислам, верующий обязан стремиться к правильности, отдаляясь от лжесвидетельствования и неправды, избегая любого проявления лжи, даже если она произносится в шутку. Услышав же неправду и сталкиваясь с ее проявлением, настоящий мусульманин не должен молчать – он должен остановить обман, поскольку если он ничего не сделает для этого, то, как считает Ислам, сам станет лжецом и будет грешным точно так же, как и тот, кто ее произнес – на него ляжет точно такой же тяжести грех.
Как говорил Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, к благочестию ведет правдивость, а благочестие – прямая дорога к Раю. И так же к нечестию ведет неправда, а нечестие – прямая дорога к Аду.
Вера и Ислам | ЛОЖЬ
Вопрос: Расскажите о месте лжи в исламе?
Ответ:
Ложь – большой грех. в 105-м аяте суры «Нахль» сказано: «Те которые не верят в знамения Божии, выдумывают неправду, они — лжецы».
Ложь, самое худшее из грехов, самео скверное что может быть, начало всего плохого которое ужесточает сердце. В хадис шарифах сказано:
«Ложь одно из ворот лицемерия». (Ибн Адий)
«Мумин может совершить любую ошибку, но он не предаст и станет лгать». (Баззар)
«Будьте правдивы, правдивость ведет к хорошему, хорошее в Рай. Защищайте себя от лжи, ложь приводит к греху, грех же приводит в Ад». (Бухари)
«Смута возникшая из-за разговоров все равно что начавшаяся с помощью оружия. Фитна посеянная при помощи лжи и клеветы, хуже фитны начатой оружием». (Ибн Маджа)
«Многие торговцы грешники! Они вступают в грех многократно давая клятву и торгуют говоря ложь». (Хаким)
«Обманщик в Аду». (Табарани)
«Пустая клятва – большой грех». (Бухари)
«Совравший клиенту проявил веломоство к нему». (Ибн Джарир)
«Ложная клятва – самый большой грех». (Бухари)
Наш пророк сообщил что одну часть челюсти от рта до ушей лжеца будут разрывать железным крюком. Когда начнут рвать другую часть лица, первая часть уже заживет. И так будет продолжаться до судного дня. (Бухари)
Молодой человек пришел к пророку и рассказал что оказался в плену трех грехов. Одна из них была, ложь. Пророк предложил ему отказаться от лжи. Молодой человек согласился и покинул пророка. Когда начал грешить, то подумал: «Если сделаю этот грех то если спросит пророк и отвечу да, значит он все узнает. А если скажу да то окажется что я соврал и таким образом не сдуржу свое слово». После этого отказался и от двух оставшихся грехов. (Шира)
Слова великих людей ислама:
«Сын мой, избегай лжи, она вкусна как мясо воробья. Мало кто смог избежать ее». (Лукман Хаким)
«Самая большая ошибка перед Аллахом — лгать». (Али бин Абу Талиб)
«Лжец и скупой войдут в Ад, но не знаю кто из них будет сброшен глубже другого». (Шаби)
«Правда и ложь будут бороться в сердце пока один не выведет другого». (Малик бин Динар)
Несоответствие внутреннего мира с внешним, слов с делом — от лицемерия. Основа лицемерия от лжи. (Хасан Басри)
Для сахабов не было ничего хуже лжи, потому что они знали, чтоложь и вера не могут быть вместе. (Аиша (радиаллаху анх))
Вопрос: Чтобы не обидеть, например живущую в другом городе маму которая спрашивает как мое здоровье, я, даже если болен говорю что все у меня хорошо. Потому что если скажу что не здоров, она будет переживать и наущать себя. Можно ли сказать что здоров?
Ответ: Да. Греха не будет.
Вопрос: Когда угощают чем нибудь, то даже если не понравилось я благодарю и говорю что все было вкусно. Можно ли говорить такое?
Ответ: Да. Можно.
Вопрос: Если выйдя из гостей один спросит о еде то можно ли даже если не понравилось ответить «да все было вкусно»?
Ответ: Да, можно.
Вопрос: Учусь во Франций. Чтобы не пропустить намазы, мне иногда приходится врать. Разрешается ли подобное вранье?
Ответ:
В таких странах как Франция, где нет мусульманского правления, если нам грозит вред, то разрешается соврать. Если опаздал потому что совершал намаз, и сказав правду можно навредить себе, можно соврать, таково предписание нашей религий. И даже в вынужденной ситуаций можно произнести слова куфра, важнее не навредить себе.
Мушрики истязали досточтимого Аммара, его мать (досточтимую Сумайю) и отца, закапывая их в горячий песок и водружая на их грудях раскаленные камни на которых можно было испечь мясо. Затем заставляли говорить: «Идолы Лат и Узза лучше религий Мухаммеда». Когда они отказались то истязания становились еще жестче. В один раз пророк (алейхиссалям) сказал: «Проявите терпение о семейство Ясира! Обещанное вам место рай». То, через какие испытания прошло семья Ясира, стало примером героизма. Не было дня чтобы их не подвергали пыткам. В один из дней досточтимую Сумайю привязали к спинам двух верблюдов. Погоняемые кнутом Абу Джахля животные разбежались в стороны и она погибла приняв смерть шахида. Досточтимого Ясира также убили подвергнув жестоким истязаниям. Они стали первыми шахидами в исламе. Досточтимый Аммар выговорил языком требования кафиров.
Посланнику Аллаха сказали что Аммар стал кафиром. Пророк сказал:
«Нет он не станет кафиром. Он наполнен иманом от макушки до пят». (Ибн Маджа)
«Аллаху тааля пропитал иманом Аммара, от кончиков волос до ногтей. Иман в его теле и крови. Он там где истина. Адскому огню не пристало съесть какой-либо кусок его плоти». (Ибн Асакир)
«Аммар бин Ясир, при выборе одного из двух, обязательно выберет самую верную». (Ибн Маджа)
Досточтимого Аммара освободили. Расулуллах собственными руками вытер слезы на его щеках. После этого случая был ниспослан 106-й аят суры «Нахль»: «Кто, уверовав, опять делается неверным, разве если он к этому вынужден, и сердце еостается твердым в вере (тот невиновен)».
Посланник Аллаха сказал Аммару: «Если еще раз будут тебя угнетать, то скажи так же».
Вопрос: Можно ли говорить намеками, иносказаниями, сленгом?
Ответ: Не осуждается применять в речи сленг, намеки, иносказания.
Например при разговоре со скупым, лучше не говорить «ты жаден» а сказать «скупость очень плохая черта».
Цель Киная (намек, метафора) – объяснить ситуацию не в открытой форме. Например, «его двери всегда открыты» говорит о гостеприимстве человека. Наш пророк престарелой женщине сказал, «Старухи не войдут в рай», на что женщина распереживалась. Пророк продолжил свои слова: «В тот день ты не будешь такой старой». Т.е. все женщины рая будут молодыми.
Когда человек вынужден соврать, то можно сказать в иносказательной форме. Например, если домой пришел человек встретиться с которым нет возможности, то можно попросить сына сказать: «отец обычно ходит в такую-то библиотеку». Если отец находиться во дворе, то можно сказать, «отца нет дома». Но нельзя так поступать без всяких на это причин. Например если увидев красивое перо спросят, «тебе его дал такой-то ученый?» и если не так но все равно ответят, «да будет доволен Аллах этим ученым», будет неправильно. Потому что таким образом намекают что подарок от ученого.
Вопрос: Можно ли говорить: «Увидевший его становится обитателем рая», «Увидевший его становится хаджи»?
Ответ:
Говорить оба варианта не разрешается. Потому что это неправда. Увидев кого-либо не становятся обитателем рая или совершившим паломничество. Даже если увидевший пророка не был верующим, то не становится обитателем рая. Подобное нельяз говорить даже в шутку или в иносказательной форме!
Вопрос: Я занимаюсь торговлей. Иногда приходиться клясться и врать. Что мне посоветуете?
Ответ:
Отношение мусульманина даже к кафиру должно быть таким, какое он хотел бы для себя! Нельзя излишне нахваливать свой товар! Так как в этом случае соврет, обманет и совершит зло. И даже не надо говорить то, что известно клиенту! Потому что это бесполезные слова. В судный день придется отвечать за каждое слово.
Что касается продажи с уверением и клятвой, то это харам. Т.е. большой грех. Если клянутся будучи уверенными в надежности товара, то это неуважительное отношение к имени Аллаха за ничтожную прибыль. В хадис шарифе сказано:
«Позор тем, кто направо и налево клянется Аллахом, и ремесленникам которые не держат слово и говорят «приходи позже, приходи завтра!» (Дейлеми)
«Тому кто излишне нахваливает товар, в судный день не будет милосердия». (Имам Газали)
Вопрос: Дать ложную клятву и нарушить чье-либо право грех?
Ответ: Ложную клятву называют ямин аль-гамус. Клятва которая введет в грех, в ад. Когда у посланника Аллаха спросили о «ямин аль-гамус» он сказал: «Это завладение путем ложной клятвы и уверения, чужим имуществом». (Бухари)
Соврать, дав ложную клятву и овладеть таким образом чужим имуществом, большой грех. В хадис шарифах сказано:
«Тот, кто не имея права завладел чужим имуществом, введя владельца в заблуждение ложной клятвой, удостоится гнева Аллаху тааля». (Бухари)
«Человек который дал ложную клятву чтобы завладеть чужим богатством, предстанет перед Аллахом в виде прокаженного грешника». (Ибн Маджа)
«Ложные заверения, разрушают дома». (Байхаки)
«Давший ложную клятву отправится в ад». (Хаким)
«Ложная клятва, причина потери богатства». (Баззар)
«Завладевшему имуществом мусульманина обманув его ложным заверением, рай станет харамом, ад станет ваджибом». (Хаким)
Если завладевший обманом чужим имуществом, пожалеет о содеянном и захочет его вернуть, то отдает владельцу, если владелец уже умер, то отдает его наследникам! Если нет наследников, то надо отдать беднякам! Надо попросить прощения у обманутых и помолиться за них!
В КАКИХ СЛУЧАЯХ РАЗРЕШАЕТСЯ СОВРАТЬ
Вопрос: В каких случаях разрешается соврать?
Ответ:
Врать запрещено, это харам. Чтобы не умереть можно съесть мертвечину, так и чтобы спасти себя от неминуемой смерти, разрешается соврать. (Хадика)
Досточтимый Савбан сказал: «Любая ложь – грех. Кроме той, которая принесет пользу мусульманину или отведет от мусульманина несчастье».
Где разрешено соврать:
1 – Боевые действия. Один из врагов застал врасплох ничего не подозревающего Али (радиаллаху анх). Наставив на него саблю, сказал: Ну, и кто теперь тебя спасет? Но досточтимый Али указывая за спину врага сказал: Хорошо. Но почему вас двое? Враг обернулся посмотреть кто бы мог за ним находиться. Для Али (радиаллаху анх) этого было достаточно чтобы повернуть ситуацию в свою пользу и быстро обезвредить врага. Противник, над головой которого уже нависала сабля Али, сказал: «Ты обманул меня». На это Али ответил: «Но ведь ты воспользовался моей невнимательностью» и прочитал ему хадис: «Война – это хитрость». (Ибн Сунни, Ибн Лал)
2 – Для примирения двух мусульман:
Обида которая тянется более трех дней – грех. Чтобы примирить рассорившихся мусульман, можно сказать такое что может их примирить. В хадис шарифах сказано:
«Примирить двоих людей лучше чем дополнительный намаз, пост и садака». (Тирмизи)
«Не считаются ложью слова сказанные чтобы примирить две стороны и для хорошего дела». (Муслим)
«Соврать мусульманам чтобы они помирились не будет ложью». (Ибн Лал)
Досточтимый Умар, спросил у пророка почему тот улыбнулся. Пророк ответил:
«Двое людей из моей уммы, предстали перед Всевышним Аллахом. Один сказал:
— О Аллах, прошу у Тебя отобрать у него что принадлежит мне!
Аллаху тааля сказал:
— Верни то, что принадлежит ему!
— О Аллах, у меня не осталось ни одного доброго дела, как я смогу ему вернуть?
Аллаху тааля сказал просителю:
— У него ничего не осталось. Что будешь делать?
— Пусть возьмет мои грехи!
И тут пророк, со слезами на глазах сказал: «Это настолько страшный день, что человек не говоря даже о чужих грехах, не сможет выдержать гнет собственных грехов.
Аллаху тааля скажет просителю:
— Подними голову и взгляни на эти прекрасные дворцы в раю!
После этого проситель скажет:
— Да я вижу. Кому из шахидов, сыддиков (избегающего всего что мешает приближению к Аллаху тааля), пророков принадлежат эти дворцы?
— Эти ослепительные дворцы предназачены для тех, кто может заплатить за них
— О Аллах, но кто может заплатить на них?
— Ты.
— Как я смогу это сделать, у меня ведь ничего нет?
— Можешь простить своего брата и стать обладателем этого дворца.
— Конечно же я простил о Аллах.
Аллаху тааля скажет:
— Ну-ка возьмитесь за руки и проходите в рай!»
Пророк продолжал:
«Бойтесь Аллаха и поправляйте отношения между собой! Так как в судный день Аллаху тааля будет поправлять ваши взаимоотношения». (Хараити)
3 – Чтобы предотвратить ссору среди мусульман:
Разрешается соврать чтобы предотвратить ссору между мусульманами. Обман для чего-то хорошего, лучше правды которая приведет к смуте.
4 – Для хороших отношений с супругом:
Супруги могут соврать друг другу чтобы сохранить теплые отношения. В хадис шарифе сказано:
«Разрешает соврать чтобы хорошо управляться с супругой». (Ибн Лал)
«Если супруги соврут друг-другу чтобы поладить, то это не считается грехом». (Муслим)
Досточтимый Ибн Аркам пришел к Умару (радиаллаху анх) с жалобой: «Жена меня не любит. Говорит об этом открыто. Я не хочу жить с такой женой». Умар спросил у женщины: «Почему вы говорите об этом открыто?» Она ответила: «Чтобы не врать. Разве можно в таком случае врать?» Досточтимый Умар сказал, «Конечно же в таком случае можно солгать. Если жена не любит мужа и соврет чтобы не не расстроить его, то это не будет грехом».
5 – Соврать чтобы скрыть мусульман от рук злодея.
6 – Чтобы защитить имущество мусульман от злодея.
7 – Чтобы порадовать мусульманина:
Когда купленный другом галстук или пошитая на заказ одежда нам не нравится, можно сказать что ему очень идет. Нужно искать предлог чтобы обрадовать мусульманина. В переводе хадис шарифа говорится:
«Кроме фарза, Всевышнему Аллаху тааля очень нравится когда радуют мусульманина». (Табарани)
Женщины очень падки на все красивое и обращают внимание на свою одежду. Сказать про купленную ею одежду «очень красивая одежда, очень тебе идет» не будет ложью. Потому что ислам разрешает соврать жене чтобы в семейной жизни было согласие и гармония. В особенности глупо отказываться от справедливой оценки.
8 – Чтобы скрыть грех, тайну и недостаток мусульманина:
«Молодой мусульманин по ложному обвинению был приговорен к смертной казни. В ожиданий смерти, он во все горло ругал людей оклеветавших его, судью вынесшего неоправданный приговор. Его крики продолжались долго. Крики доносились до правителя сидевшего во дворце, но слов было не разобрать.
Правитель пришел к двоим своим визирям и спросил у него о чем говорит этот юноша. Один из них сказал: «О падишах, этот юноша приводит хадисы – ′′Аллах возвеличит прощающего′′, ′′Место прощающего в раю′′. Просит у вас отменить приговор». Эти слова понравились правителю и он сказал: ′′Я прощаю этого юношу. Освободите его′′. Второй визирь вскочил и сказал: ′′О великий падишах, ваш визирь врет. Юноша не просит пощады, он осыпает вас ругательствами′′. Падишах ему сказал: ′′ Но ведь ты, своею правдой, становишься причиной для двух смертей. А ложь этого визиря спасет одну жизнь. Не забывай, что ложь во благо, лучше правды которая приведет к смуте′′».
Правитель уволил визиря который не к месту стал говорить правду, а визиря который своею ложью спас невинного человека, назначил самым главным визирем.
9 – Для благородного жеста по отношению к бедняку:
Если наш товар окажется для бедняка дорогим, то товар за 10 мы можем предложить, ′′мы купили за 5, добавили 1 и продаем за 6. Бери за 6′′. Такая продажа разрешена, здесь не будет греха.
10 – Будучи правым сказать оппоненту «ты прав»:
Согласие в семье установится когда один из супругов говорит: «Ты прав». Если правы оба, то семейная жизнь не заладится. Когда оба признают неправоту, то в таком случае наступает настоящая любовь. В хадис шарифе сказано:
«Аллаху тааля возвысит того кто прощает ради Аллаха». (Муслим)
И еще во многих подобных случаях разрешается соврать. Например, если у выпившего и совершившего другой грех спросят выпивал ли он, то чтобы не послужить плохим примером он может сказать «Нет я не грешил». В одном хадис шарифе сказано: «Тот, кто совершил плохие деяния, пусть молчит о них!» (Хаким)
Великие люди ислама, когда необходимо было солгать, меняли смысл слов, но говорили правду. К примеру когда Муаз бин Джабаля сняли с должности, то на слова жены: «Ты столько лет проработал, собирал закят, а нам ничего не принес» ответил: «За мной следили, я не мог ничего тебе принести» имея ввиду Аллаху тааля. А жена посчитала что за ним присматривал человек от досточтимого Умара и в сердцах отправилась к нему где сказала: «Муаз славился надежностью при пророке и Абу Бакре. Почему вы за ним приставили человека?» халиф Умар разунав от Муаза всю суть дела, отправил ей подарок.
ЛЮБИТЕЛИ ВРАТЬ
Вопрос: В некоторых случаях разрешается солгать. Но человек, воспринимая это как разрешенное, так и извергается ложью. Но пкогда все выясняется, то тут же оправдывается мол это была шутка. Ложь в нашей религий большой грех, ведь так?
Ответ:
О том что ложь большой грех, передается и в аятах и хадисах. В 105-м аяте суры «Нахль» сказано: «Те, которые не верят в эти аяты, выдумывают неправду».
Ложь противоречит иману. В четырех хадис шарифах сказано:
«Ложь, противоположно иману». (Байхаки)
«Ложь, признак лицемерия». (Бухари)
«Человек в котором есть три качества, даже если он совершает намаз, соблюдает пост, из лицемеров: Лживость, не выполнение обещания, покушение на доверенное». (Бухари, Абу Давуд)
«У верующего человека может оказаться какой угодно характер. Но он не будет предателем и не будет лгать». (Ибн Аби Шаиба, Баззар)
О вреде лжи в хадис шарифах говорится:
«Ложь — одна из ворот ада». (Хатиб)
«Бойтесь обмана! Потому что ложь ведет к греху, грех ведет в ад». (Бухари)
«Ложь уменьшает ризк». (Исфахани, Абушшейх)
«Мусульманин брат мусульманина. Не будет ему врать и не предаст его». (Тирмизи)
Не разрешается врать даже ради смеха и в шутку. В хадис шарифе сказано:
«Пусть будет стыдно тому кто соврал чтобы рассмешить других!» (Абу Давуд)
Досточтимый Абдуллах бин Амир передал:
Я был маленьким когда в наш дом пришел расулуллах. Я собирался уходить играть, когда меня позвала мама и сказала: «Абдуллах иди ко мне, я дам тебе кое-что». Пророк спросил у нее «Что ты хочешь ему дать?» «Финик» ответила мама. На это пророк сказал:
«Если бы ты не собиралась ничего давать и соврала, то записался бы грех за ложь». (Шира)
ЛОЖНАЯ КЛЯТВА
Вопрос: Насколько велик грех вранья, ложной клятвы?
Ответ: Как-то пророк сказал людям которые были рядом:
«Многие из торгвоцев, грешники!» Люди спросили почему это так. В ответ прозвучало:
«Их сделка не будет халяльной. Потому что они вступают в грех частыми клятвами и врут». В двух хадис шарифах сказано:
«Завладевший чужим имуществом уверив его ложной клятвой, в судный день, увидит гнев Аллаху тааля».
«Верующий может быть с любым недостатком. Но он никогда не соврет и не предаст».
Посланник Аллаха говоря в каких ситуациях можно соврать, сказал:
«Ложь возможна в трех случаях: На войне и в любое длругое время когда есть необходимость защитить себя от врагов религий или чтобы защитить мусульман. Второе, для примирения двух мусульман, одному сказать приятные слова и выдать их за слова другой стороны. третеье, чтобы управляться между женами».
Разрешается соврать чтобы скрыть местонахождение мусульманина, защитить имущество, грехи, примирить двух мусульман, исключить распространение тайны мусульманина и предотвратить другие подобные харамы. Это похоже на ситуацию когда чтобы не умереть, можно съесть мертвечину.
ложь запрещено в Исламе
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيم
Вся хвала из -за того, что Аллах возвышается, и пусть Аллах поднимет звание нашего любимого пророка Мухаммеда. то, чего он опасался за них впоследствии;
Ложь входит в число грехов языка.
Выдавать ложную информацию, зная, что то, что говорят, не является правдой. Грешно (харам) делать это серьезно или в шутку.
Пророк Мухаммед, allallāhu `alayhi wa sallam, сказал:
لاَ يَصْلُحُ الْكَذِبُ فِي جِدٍّ وَلاَ فِي الٍ
la yaṣluḥu l-kadhibu fī Jidin ha na.
Что означает: « Врать нехорошо, будь то всерьез или в шутку. ”(Связанный Аль-Байхакий.)
Пророк Мухаммед, ṣallallāhu` alayhi wa sallam, сказал:
« وَيْلٌ لِلَّذِيُضْحِكَدِّثُ القَوْلٌاsيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِكيُضْحِك Вы с.
« .0003
, что означает: « Горе тому, кто разговаривает с людьми и лжет, чтобы рассмешить их, горе ему, горе ему », переданное имамом Ахмадом в его «Муснаде»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также said:
إِيَّاكَ وَالْكَذِبَ فَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَلاَ يَزَالُ الْعَبْدُ يَكْذِبُ وَيَتَحَرَّى الْكَذِبَ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّاباً
Iyyāka wa l-kadhib, fa’inna l-kadhiba yahdī ila l-fujūr. Ва инна л-фуджура йахди ‘ила н-нар. Ва ля язалу ль-абду якзибу ва ятахарра ль-хадиба хатта юктаба индАллахи кадхдхаба.
Что означает: « Никогда не лгите, потому что ложь ведет к очень отвратительным грехам, а те, в свою очередь, ведут к Адскому Пламени. Человек продолжает лгать и стремится делать это до тех пор, пока он не будет записан как лжец в некоторых книгах Аллаха ». (Передал Ибн Маджа.)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал, что означает: « Правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет в Рай. Мусульманин, который продолжает быть правдивым, будет записан как правдивый человек. Никогда не лгите, потому что ложь ведет к очень отвратительным грехам, а те, в свою очередь, ведут к адскому огню. Человек продолжает лгать и стремится делать это до тех пор, пока он не будет записан как лжец в некоторых книгах Аллаха. » (Передал Ибн Маджа).
Есть много вещей, которые входят в число грехов языка и подпадают под категорию лжи. К ним относятся: клятва Аллаха во лжи, ложное свидетельство и ложное приписывание чего-либо Аллаху и Его Пророку.
1- Клятва Аллаха во лжи:
Это один из тяжких грехов. Клянусь Аллахом в том, что противоречит истине. Например, если кто-то говорит: «Клянусь Аллахом, я сделал то-то и то-то», зная, что он не совершал этого действия. Точно так же, если кто-то говорит: «Клянусь Аллахом, я не делал то-то и то-то», когда он это сделал. Это считается использованием имени Бога напрасно, что указывает на отсутствие должного прославления Аллаха.
2- Ложные показания:
Это один из самых больших грехов. Например, свидетельствовать перед судьей, что кто-то что-то украл, зная, что этого не было.
Пророк, ṣallallāhu `alayhi wa sallam, сказал:
عَد→ شَهَادَةُ الزُّورِ الإِشْرَاكَ بِالهِ
` adalat shahādatu z-zuri l-hrahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahakahaka.
Что означает: « Ложное свидетельство — большой грех » Связано аль-Байхаки. Этот хадис не означает, что этот грех выводит человека из ислама.
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил лжесвидетельство с богохульством, потому что и то и другое является серьезным грехом. Этот хадис не означает, что тот, кто дает ложные показания, уже не мусульманин. Скорее, это означает, что такой человек является большим грешником.
3- Ложное приписывание чего-либо Аллаху и Его Пророку: Это также относится к большим грехам.
Аллах, Тауала, сказал в Коране:
وَيَ скучативный0003
Ва йавма ль-киямати тара ль-ладхина кадхабу алАллахи вуджухухум мусвадда.
Аят 60 Сурату з-Зумар означает: { В Судный день у тех, кто солгал об Аллахе, будут черные лица [от стыда]. }
Примером этой лжи является то, что кто-то говорит: «Аллах создал в таком-то направлении золотую гору». Хотя мы знаем, что у Аллаха есть сила создать ее, если этой горы не существует, утверждение этого человека противоречит действительности.
Ложное приписывание чего-либо Пророку – это когда кто-то лжет и говорит, что Пророк сказал то, чего он не говорил.
Есть много вещей, которые входят в число грехов языка и подпадают под категорию лжи. К ним относятся: клятва Аллаха во лжи, ложное свидетельство и ложное приписывание чего-либо Аллаху и Его Пророку.
Пример этой лжи, если кто-то говорит: Аллах создал в таком-то направлении гору золота. Хотя мы знаем, что у Аллаха есть сила создать ее, если этой горы не существует, утверждение этого человека противоречит действительности.
Ложное приписывание чего-либо Пророку – это когда кто-то лжет и говорит, что Пророк сказал то, чего он не говорил.
The Prophet, ṣallAllāhu `alayhi wa sallam, said:
إِنَّ كَذِباً عَلَيَّ لَيْسَ كَكَذِبٍ عَلَى أَحَدٍ، فَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّداً فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ
Which means: » Falsely attributing something to me is not like falsely attributing something to кто-нибудь еще. Пусть тот, кто заведомо лжет обо мне, займет место в Hellfire ». Связано с Муслимом.
Приписывание ложного вопроса Аллаху может привести к богохульству, например, если кто-то утверждает, что Аллах сделал что-то дозволенным, зная, что это харам, или наоборот.
Итак, важно тренировать свой язык, чтобы говорить правду и избегать лжи. Ложь — скверная привычка. Есть много людей, которые имеют привычку много лгать, из-за чего другие называют их лжецами и не могут им доверять.
В этом благородном высказывании Пророк, да возвысит Аллах его ранг и защитит его народ от того, чего он опасается за него, призвал нас говорить правду и предостерег нас от лжи. Ложь говорит то, что отличается от правды. Это действие запрещено в серьезных и шутливых делах.
Если мусульманин говорит то, что отличается от истины, зная это, то он впал в грех лжи. Пример лжи: человек говорит: «Я ударил этого человека», хотя на самом деле он этого не делал.
Если ложь причиняет вред другому мусульманину, то это большой грех.
В заключение мы хотим предостеречь вас от того, что люди называют «первоапрельской шуткой», поскольку многие люди пострадали или пострадали из-за множества лжи, распространяемой людьми в первый день апреля.
Да защитит нас Аллах от такой нечестной деятельности и да даст нам Аллах силы противостоять таким действиям, когда они имеют тенденцию заражать наше мусульманское общество. Амин
https://www.islam.ms/en/?p=126
Пятничные выступления Исламская юриспруденция Исламские напоминания sinsdiscord ложная клятва великий грех в исламе ложь ложь namîmah Грехи языка грехи языка сказки первоапрельская шутка
Достоверность хадиса о Ложь
Хвала Аллаху.
Ложь в исламе
Ложь в исламе является одной из характеристик лицемеров, и это достойная порицания черта, которая побуждает человека совершать зло и мешает ему делать добро. Аль-Бухари (609 г.4) и Муслим (2607) передал, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я приказываю вам быть правдивыми, ибо правдивость ведет к праведности, а праведность ведет в Рай. Человек может продолжать говорить правду и стараться быть правдивым, пока он не будет записан у Аллаха как говорящий правду. И остерегайтесь лжи, ибо ложь ведет к злу, а зло ведет в ад. Человек может продолжать лгать и пытаться лгать, пока он не будет записан у Аллаха как лжец».
Худший вид лжи
Худший вид лжи – это лгать об Аллахе и Его Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует), а затем распространять ложь среди людей, чтобы создать между ними проблемы. Привычка лгать во время разговора является одним из признаков лицемеров, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть четыре признака, кто имеет их все, тот чистый лицемер, а кто имеет хотя бы один из них». имеет одну из характеристик лицемерия, пока не отказывается от нее: когда ему что-то доверяют, он предает это доверие, когда говорит, он лжет, когда заключает завет, он предает его, а когда он спорит, он прибегает к непристойным речам. ». (Передал аль-Бухари (34) и Муслим (58) 9. 0003
Как покаяться во лжи в исламе
То, что должен сделать тот, кто солгал, даже если он сказал одну ложь, — это покаяться перед Аллахом, да будет Он возвышен. Ат-Тирмизи (1973) передал, что ‘Аиша сказала: «Нет ничего более ненавистного для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чем ложь». Если человек лгал в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он продолжал чувствовать какое-то беспокойство в своем сердце, пока не узнал, что человек раскаялся. (Классифицирован аль-Албани как достоверный в ас-Сахиха (2052 г.)
Достоверность хадиса о лжи
Мы не смогли найти источник хадиса, упомянутого в вопросе, после изучения вопроса. Судя по всему, это ложно приписывают Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые заявили, что одним из признаков сфабрикованного хадиса является то, что в нем упоминается преувеличенная награда или наказание за определенное деяние, и этот хадис таков.
Ложь хуже зины?
Основной принцип заключается в том, что зина хуже, чем ложь, поэтому грехи упоминаются в порядке убывания тяжести, после грехов приписывания Аллаху сотоварищей (ширк) и убийства, в аяте, в котором Аллах, да будет Он возвышен, говорит (интерпретация смысла):
«И те, которые не взывают к какому-либо другому илаху (богу) наряду с Аллахом, и не убивают такую жизнь, которую Аллах запретил, кроме как по справедливой причине, и не совершают незаконных половых сношений, и кто бы это ни делал, прими наказание» [аль-Фуркан 25:68].
Что касается зина, то существует предписание наказания в этом мире (наказание хадд) и предупреждение о наказании в Последней жизни, которое не упоминается в случае лжи.
Когда ложь может быть хуже зины?
Однако некоторые виды лжи хуже, чем зина и другие большие грехи, такие как ложь против Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах, да будет Он возвышен, говорит (интерпретация смысла):
«Скажи: «Воистину, те, кто выдумывает ложь против Аллаха, никогда не преуспеют»» [Юнус 10:69]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в мутаватир хадисе: «Кто скажет ложь против меня преднамеренно, пусть он займет свое место в аду».
Что касается того, что ложь вообще хуже зина, то это неверно, не говоря уже о том, что это хуже совершения зина семьдесят раз («семьдесят блудодеяний»), наименьшим из которых является блуд с матерью. Это одно из самых глупых понятий и самая очевидная ложь, и это невозможно!
Достоверность хадиса «Может ли верующий лгать?»
Что касается сообщения, переданного Ибн Асакиром в его Тарихе (27/241) от Абдуллы ибн Джарада, согласно которому он попросил Пророка (благословения и Мир Аллаха ему: О Пророк Аллаха, может ли верующий совершить зина? И он сказал: «Это может случиться».
Он сказал: Может ли верующий украсть? сказал: «Может ли верующий лгать?» Он сказал: «Нет, ложь выдумывается неверующими» –
Это ложный хадис.