Ввел на руси христианство: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Разное

Когда День Крещения Руси? Кто крестил Русь?

28 июля – День Крещения Киевской Руси-Украины. Это официальный праздник, утвержденный 25 июля 2008 года Указом Президента Украины (при каденции Виктора Ющенко). Но когда же на самом деле крестили Русь? Известно ли это точно, и из каких источников?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: День Ольги 2021: когда отмечается день ангела Ольги и какая история праздника

Дата Крещения Руси

Точный день этого события неизвестен. Но большинство историков едины в утверждении, что год крещения Руси – 988. На это указывают данные со знаменитой «Повести временных лет». Также, по описанию, произошло это в теплое время года, наиболее вероятно – летом.

Так почему же именно 28 июля выбрали как официальный день крещения Руси? Дело в том, что именно в этот день православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, который и считается главным крестителем Руси.

Кто крестил Русь?

Киевскую Русь крестил князь Владимир Великий, которого еще называют Владимир Ясное Солнышко. Он начал привить в 980 году, по информации из той же «Повести временных лет». Известно, что князь Владимир хотел объединить государство и править им единолично. Поэтому он вел борьбу за власть с племенными вождями, провел административную, законодательную реформы.

Но старая языческая вера мешала ему достичь своей цели, поскольку вера во многих богов не поддерживала идею одного сильного правителя. А вот вера в одного Бога предусматривала и подчинения одному князю. Поэтому князь Владимир принял у себя посланцев от различных религий, которые исповедовали веру в единого Бога: от ислама, иудаизма и христианства. Православный вариант христианства больше всего пришелся ему по душе, и князь решил окрестить Русь по византийскому образцу.

Фото: wikipedia.org/Nick Grapsy

Этот выбор был неслучаен, ведь Византия в Х веке была самой мощным и богатым государством региона, и установить с ним прочные связи было полезно для Киевской Руси как государства. К тому же, крещение Руси окончательно закрепило в глазах византийских правителей легитимность власти киевских князей.

Как проходило крещение?

В «Повести временных лет» написано, что князь Владимир окрестил киевлян в 988 году. Крещение происходило на реке Почайна, притоке Днепра. По преданию, многие люди не хотели добровольно проходить обряд крещения, но должны были подчиниться воле князя.

После Киева таким же способом постепенно окрестили и жителей других городов Киевской Руси. Однако этот процесс встречал сопротивление, и языческие обычаи и верования еще долго церковь пыталась искоренить на наших землях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психологический тест по картинке с домами «Как вы смотрите на мир»

Крещение Руси было, несомненно, удачным политическим решением князя Владимира. Во-первых, он сумел объединить все русские земли под своей единоличной властью. Во-вторых, принятие христианства позволило укрепить связи Киевской Руси с другими странами. Также христианство обогатило культурное достояние древней Руси, способствовало развитию письменности, искусства.

Интересно, что Владимир – это не первый киевский князь, принявший христианство. Его опередила родная бабушка, княгиня Ольга. Но она не решилась сделать христианство официальной религией Киевской Руси. А вот сын Ольги, отец Владимира князь Святослав, был убежденным язычником. Наверное, он даже не догадывался, что именно его сын будет главным крестителем Руси.

Введение христианства на Руси князем Владимиром: VIKENT.RU

Введение христианства на Руси, как государственной религии, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в конце X века, но по традиции — вслед за летописной хронологией — это событие принято относить именно к 988 году…

«В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождающие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.

Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёл в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Жители без явного противодействия крестились в Днепре отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно  распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению.

Самое древнее русско-славянское язычество не имело определённого характера, общего для всех в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства.

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает (это продолжается и в XXI веке и не только в области христианства — Прим. И.Л. Викентьева). Борьба язычества с христианством выражалась пассивно: продолжительным соблюдением языческих приёмов жизни и сохранением языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира, но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов.

Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские.

Одна уже эта черта показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начала новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу, и проводил своё намерение, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них как о мёртвых.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев, и хотя сначала согласился, было, на увещевания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом с совета бояр и городских старцев установил наказывать преступников только денежною пенею — вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми, и с малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питьё. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов».

Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей, Том I, CПб, «Лениздат», 2007 г., с. 8-9.

 

Порча христиан по Блезу Паскалю

 

Путин и «торжество христианства» в России | Владимир Путин

Пять лет назад известная оскорбительная акция протеста женской панк-группы Pussy Riot в главном соборе Москвы была направлена ​​на высмеивание растущего взаимопонимания между российским государством и Православной церковью, особенно на близкое отношение президента Владимира Путина и духовный лидер церкви патриарх Кирилл друг для друга.

В то время это был относительно второстепенный концерн; Большинство россиян думали о других вещах, таких как экономические проблемы страны, ухудшение ее отношений с Западом из-за Сирии и переизбрание Путина на высший пост после междуцарствия на посту премьер-министра.

Но теперь это снова на повестке дня, потому что многие из противников Путина считают, что восторженные одобрения и взаимные пощечины, которые Кремль и Православная церковь дают друг другу в эти дни, способствуют еще более жесткому социальному и религиозному консерватизму, нетерпимому национализму и растущий культ личности вокруг президента.

Мы слышали, что наиболее очевидным внешним признаком этих близких отношений было распространение религиозного фанатизма, заполнившее эфир. Поэтому мы отправились в офис Царьград ТВ, расположенный недалеко от Красной площади в Москве, чтобы встретиться с Александром Дугиным, главным редактором самого ультраконсервативного православного канала России, который может похвастаться самой быстрорастущей аудиторией в стране.

«После падения коммунизма была великая бездна…, пустота, потому что все начало падать в черную дыру. Все уверенности, все истины, все то, что считалось само собой разумеющимся, в один момент исчезло», — говорит Дугин.

С помощью Путина, объяснил Дугин, Русская православная церковь заполняет эту пустоту. Действительно, вид, увиденный глазами Царьграда ТВ, представляет собой горизонт Москвы с бесчисленными куполами и крестами, соперничающими с серпами и молотами — поле битвы символов — и ясно, чья сторона побеждает.

Владелец канала, связанный с Кремлем инвестиционный банкир Константин Малофеев, когда-то был назван божьим олигархом, но этого титула он избегает: «Я Божий слуга, а не божий олигарх…» — настаивает он, сидя за большим портретом Николая II.

«Мы живем теперь в России… восхитительное время, время торжества христианства».

Малофееву ясно, кто виноват. «Президент Путин — наш лидер… данный нам Богом».

Другие настаивают на том, что, выводя Православную церковь на центральное место в делах России, Путин просто обеспечивает поддержку церковью своей консервативной и националистической политической программы. православные христиане.

Леонид Симонович-Никшич из Православных знаменосцев, чей девиз «Православие или смерть» [Гленн Эллис/Аль-Джазира]

Декриминализация домашнего насилия

На следующее утро мы у здания российского парламента, Думы.

В последние годы из этого здания вылилось множество социально-регрессивных законов, часто поддерживаемых Русской православной церковью.

Один из самых спорных из этих законов (принят 358 голосами против двух) эффективно декриминализует насилие в семье, что кажется странным для христианской организации.

По этому закону, когда ты кого-то избиваешь, ты можешь просто заплатить штраф, как штраф за парковку, даже такую ​​же сумму. Звучит безумно, но это правда.

Алена Попова, активистка

Тем не менее, в заявлении, опубликованном после принятия закона, церковь настаивала на том, что физическое наказание является «неотъемлемым правом».

Активист Алена Попова ждет нас и, не теряя времени, сообщает, что она думает об этом законе.

«По этому закону, когда ты кого-то избиваешь, ты можешь просто заплатить штраф, как штраф за парковку, даже такую ​​же сумму. Звучит дико, но это правда», — говорит Попова.

В прошлом году, по ее словам, 14 000 женщин в России умерли от травм, нанесенных партнером по отношениям, что соответствует одной женщине каждые 40 минут.

Попова лоббирует депутатов Думы, чтобы они изменили законодательство, но она знает, что это будет непросто, учитывая ту поддержку, которую закон получил при прохождении через парламент.

Законы против других церквей и вероисповеданий

В тот же вечер мы ищем тех, кто стал жертвой другого недавнего постановления, известного как Закон Яровой, по имени одного из его спонсоров. По сути, это набор поправок 2016 года к действующему «антитеррористическому» и «экстремистскому» законодательству, закон примечателен включением новых ограничений на евангелизацию и религиозно-миссионерскую деятельность.

В соответствии с его положениями миссионерская деятельность определяется как:

«Деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своих убеждениях среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) этого религиозного объединения, в целях привлечение этих людей в качестве участников (членов, последователей). Она осуществляется непосредственно религиозными объединениями или уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами, публично, с помощью средств массовой информации, сети Интернет или иными законными способами».

Целью этих предписаний, по словам недоброжелателей закона, являются приверженцы церквей и конфессий, отличных от Православной церкви. И вот с кем мы встречаемся сегодня вечером, с группой Свидетелей Иеговы и их представителем Микаилом Паничевым.

Мы рискуем, когда просто говорим с кем-то о Библии… не говоря уже о наших учениях. Любой разговор может вызвать подозрения — пойдут и сообщат в полицию.

Микаил Паничев, пресс-секретарь Свидетелей Иеговы

Мы встречаемся с нашим посредником на плохо освещенной автостоянке в Подмосковье, и он ведет нас к ближайшему жилому дому. В лифте наш проводник делает вид, что не знает нас, когда в него входит кто-то другой. Нас проводят в квартиру, где около дюжины людей сидят за столом и читают Библию. Нас предупреждают, что в любой момент может появиться ФСБ (госбезопасность).

По словам участников собрания, Свидетели Иеговы, когда-то преследуемые нацистами за строгую приверженность пацифизму, теперь и здесь объявлены угрозой обществу; ушли в подполье в апреле прошлого года, когда Верховный суд России конфисковал все их имущество, объявив группу «экстремистской».

С тех пор было совершено множество нападений на их дома и места отправления культа. Большая часть этой небольшой группы уже провела время под стражей, в том числе девочка-подросток.

По словам Паничева, «мы рискуем, когда просто говорим с кем-то о Библии… не говоря уже о наших учениях. Любой разговор может вызвать подозрения — они пойдут и сообщат в полицию».

После падения коммунизма в России было построено или восстановлено около 25 000 церквей [Гленн Эллис/Аль-Джазира]

Полуночные рейды

Поскольку наши съемки продолжались в последующие дни, нам казалось, что подъем Русской Православной Церкви не остановить. С момента падения коммунизма в России было построено или восстановлено 25 000 церквей при государственной поддержке, если не всегда при всеобщей общественной поддержке.

Мы отправились на поиски одного набора противников, которые каждую неделю встречаются в московском парке. Они сказали нам, что земля была выделена для еще одной церкви, против чего они возражали, потому что это означало лишение общественных удобств.

Но открыто оспаривать такие разработки, которые обнаружил Евгений Лебедев в ноябре прошлого года, рискованно. Он рассказал нам, что в его дом и дома еще 11 человек ворвались полицейские в масках во время полуночных рейдов: «Они взорвались с криками: «Лежать на пол!» Кто-то бросил меня на пол. Я был таким в течение 20 минут, мои дети плакали».

Офицеры расследовали возможное нарушение еще одного нового закона, который поддерживает Православная церковь. В данном случае уголовно наказуемо «оскорбление чувств верующих».

Рейды транслировались по национальному телевидению, и Патриарх Кирилл назвал Лебедева и его друзей «язычниками».

Это рутинное использование силы правоохранительных органов для укрепления статуса и привилегий православной церкви показалось нам глубоко ироничным, учитывая, что всего несколько десятилетий назад коммунисты применяли такие же жестокие меры для подавления организованной религии.

В те времена в основе государственного взгляда на религию лежало бы изречение основателя Советского государства В.И. Ленина:

«Религия есть опиум народа… Все современные религии и церкви, все и всякие религиозные организации всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и одурения рабочего класса ».

Наверное, когда еще существовал Советский Союз и Владимир Путин был еще лояльным офицером КГБ, он бы искренне поддержал такое мышление из соображений политической целесообразности, если не личного убеждения.

Но теперь он президент, у него явно другая точка зрения — и РПЦ в выигрыше.

Президент России Владимир Путин (справа) и митрополит Московский и всея Руси Корнилий (слева) Русской православной старообрядческой церкви посещают Покровский собор [EPA/ Алексей Никольский/ Sputnik/ Кремлевский бассейн]

EXPLAINER: Как Россия-Украина война связана с религией?

Запутанная политическая история Украины с Россией находит свое отражение в религиозном ландшафте, когда большинство православного населения Украины разделено между независимо мыслящей группой, базирующейся в Киеве, и другой, лояльной своему патриарху, в Москве.

Но несмотря на призывы к религиозному национализму и в России, и в Украине, религиозная лояльность не отражает политической верности в условиях борьбы Украины за выживание.

Несмотря на то, что президент России Владимир Путин отчасти оправдывал свое вторжение в Украину защитой ориентированной на Москву православной церкви, лидеры обеих украинских православных фракций яростно осуждают российское вторжение, как и значительное католическое меньшинство Украины.

«С молитвой на устах, с любовью к Богу, к Украине, к ближним боремся со злом — и увидим победу», — поклялся предстоятель Киевской Православной Церкви Украины митрополит Епифаний.

РЕКЛАМА

«Забудьте о взаимных ссорах и недоразумениях и… соединитесь с любовью к Богу и нашей Родине», — сказал митрополит Онуфрий, глава Украинской Православной Церкви, которая находится в подчинении Московского православного патриарха, но имеет широкую автономию.

Российско-украинский конфликт

  • Байден: США стремятся укрепить отношения с Эквадором0113

  • Кипр: завод по переработке израильского газа на экспорт опцион

  • Путин в Беларуси, присматривается к следующим шагам в войне на Украине

  • Даже этот, казалось бы, единый фронт сложен. Через день после публикации сообщения Онуфрия в четверг на сайте его церкви начали публиковаться сообщения о нападениях на ее церкви и людей, в одном нападении обвиняя представителей конкурирующей церкви.

    Разделение между украинскими православными организациями в последние годы отразилось во всем мире, поскольку православные церкви боролись с тем, как и стоит ли принимать чью-либо сторону. Некоторые американские православные надеются, что они смогут отложить в сторону такие конфликты и объединиться, чтобы попытаться положить конец войне, но при этом опасаются, что война может усугубить раскол.

    ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ УКРАИНЫ?

    Опросы показывают, что подавляющее большинство населения Украины исповедует православие, при этом значительное меньшинство украинских католиков поклоняются византийской литургии, похожей на православную, но лояльны папе. Население включает меньший процент протестантов, евреев и мусульман.

    Украину и Россию разделяет общая история, как религиозная, так и политическая.

    Они ведут свое происхождение от средневекового царства Киевской Руси, чей князь Владимир (укр. Владимир) в 10 веке отверг язычество, крестился в Крыму и принял православие в качестве официальной религии.

    В 2014 году Путин привел эту историю в оправдание своего захвата Крыма, земли, которую он назвал «священной» для России.

    В то время как Путин говорит, что Россия является истинным наследником Руси, украинцы говорят, что их современное государство имеет особую родословную и что Москва стала державой лишь столетия спустя.

    В православных отношениях сохраняется напряженность.

    РЕКЛАМА

    Православные церкви исторически были организованы по национальному признаку, при этом патриархи имели автономию на своих территориях, но были связаны общей верой. Вселенский патриарх Константинополя считается первым среди равных, но, в отличие от папы-католика, не обладает универсальной юрисдикцией.

    КТО СЕГОДНЯ УПРАВЛЯЕТ ПРАВОСЛАВНЫМИ ЦЕРКВАМИ УКРАИНЫ?

    Это зависит от того, как интерпретировать события более чем 300-летней давности.

    В связи с усилением России и ослаблением Константинопольской церкви под властью Османской империи Вселенский Патриарх в 1686 году делегировал Московскому Патриарху полномочия рукополагать митрополита (верховного епископа) Киевского.

    Русская православная церковь говорит, что это был постоянный перевод. Вселенский патриарх говорит, что это было временно.

    За прошедшее столетие независимые украинские православные сформировали отдельные церкви, которые не имели официального признания до 2019 года, когда нынешний Вселенский патриарх Варфоломей признал Православную церковь Украины независимой от Московского патриарха, который яростно протестовал против этого шага как нелегитимного.

    Ситуация на Украине была мрачнее на местах.

    Многие монастыри и приходы остаются под властью московского патриарха, хотя точную статистику найти сложно, считает Джон Берджесс, автор книги «Святая Русь: возрождение православия в Новой России». По словам Берджесса, на уровне деревни многие люди могут даже не знать о мировоззрении своего прихода.

    ЭТОТ РАСК ОТРАЖАЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ?

    Да, хотя это сложно.

    Бывший президент Украины Петр Порошенко провел прямую ссылку: «Независимость нашей церкви — часть нашей проевропейской и проукраинской политики», — сказал он в 2018 году.

    Но нынешний президент Владимир Зелинский, еврей , не уделял такого же внимания религиозному национализму. В субботу он сказал, что разговаривал как с православными лидерами, так и с высокопоставленными представителями католиков, мусульман и евреев. «Все лидеры молятся о душах защитников, отдавших свои жизни за Украину, за наше единство и победу. И это очень важно», — сказал он.

    Путин попытался нажиться на этом вопросе.

    В своем выступлении 21 февраля, стремясь оправдать неизбежное вторжение в Украину искаженным историческим нарративом, Путин бездоказательно заявил, что Киев готовится к «уничтожению» Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

    Но реакция митрополита Онуфрия, сравнившего войну с «грехом Каина», библейского персонажа, убившего своего брата, свидетельствует о том, что даже у московской церкви есть сильное чувство украинской национальной идентичности.

    Для сравнения, Московский патриарх Кирилл призвал к миру, но не возложил вину за вторжение.

    Украинская Православная Церковь Московского Патриархата уже давно имеет обширную автономию. Кроме того, он все больше становится украинским.

    «Независимо от церковной принадлежности… у вас много новых священнослужителей, выросших в независимой Украине», — сказал Алексей Криндатч, национальный координатор переписи православных христианских церквей США. «Их политические предпочтения не обязательно коррелируют с формальной юрисдикцией их приходов», — сказал Криндач, выросший в бывшем Советском Союзе.

    КУДА НУЖНЫ КАТОЛИКИ?

    Украинские католики проживают в основном в Западной Украине.

    Они возникли в 1596 году, когда некоторые православные украинцы, находившиеся тогда под властью Речи Посполитой, в которой доминировали католики, подчинились власти папы по соглашению, которое позволяло им сохранять отличительные обычаи, такие как их византийская литургия и женатые священники. .

    Православные лидеры уже давно осуждают такие соглашения как католическое и иностранное посягательство на их паству.

    Украинские католики имеют особенно сильную историю сопротивления преследованиям при царях и коммунистах.

    «Каждый раз, когда Россия захватывает Украину, Украинская католическая церковь уничтожается», — сказала Марьяна Карапинка, руководитель отдела коммуникаций Украинской католической архиепархии Филадельфии.

    Украинские католики подверглись жестоким репрессиям со стороны Советов, несколько лидеров были замучены. Многие украинские католики продолжали поклоняться в подполье, и после падения коммунизма церковь сильно восстановилась.

    С такой историей у украинских католиков может быть веская причина сопротивляться очередному захвату Москвой. Но они не одиноки, — сказал Карапинка. «Украинские католики были не единственной группой, которую преследовали Советы, — сказала она. «У многих групп есть причины сопротивляться».

    Недавние папы пытались разморозить отношения с Русской православной церковью, даже защищая права украинцев и других католиков восточного обряда.

    Но после российского вторжения Папа Франциск в пятницу посетил российское посольство, чтобы лично «выразить свою озабоченность в связи с войной», как заявил Ватикан, в необычном папском жесте, не имеющем прецедентов в последнее время.

    КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ РАСК ОКАЗАЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УКРАИНЫ?

    Русская православная церковь решила «разорвать евхаристическое общение» со Вселенским Константинопольским патриархом в 2018 году, когда он выступил за признание независимой церкви в Украине. Это означает, что члены московских и константинопольских церквей не могут причащаться в чужих церквях.

    Споры распространились на восточные православные церкви в Африке, где русские православные признали отдельный набор церквей после того, как патриарх Африки признал независимость украинской церкви.

    Но многие другие церкви стремились избежать драки. В США с несколькими православными юрисдикциями большинство групп по-прежнему сотрудничают и поклоняются друг другу.

    Война может создать точку единства между церквями США, но может еще больше подвергнуть их отношениям испытанию, сказал преподобный Александр Ренттель, канцлер Православной церкви в Америке, которая имеет русские корни, но теперь независима от Москвы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts