Вырицкий святой: преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
Содержание
преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
День памяти: 21 марта (3 апреля)
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Муравьев Николай Иванович, Муравьева Хиония Алимпьевна, будучи набожными людьми, стремились привить любовь к Богу и сыну.
На сороковом году жизни у Василия умер отец, и он, десятилетний ребенок, отправился на заработки. Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора; существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери.
К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии же он сделался одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже и за границу.
В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, с благословения старца Варнавы Гефсиманского они стали жить, как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни.
В 1905 году Василий Николаевич вступил в членство одной из крупнейших благотворительных организаций России — Ярославского благотворительного общества.
Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку. Но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств; имел возможность отправиться в эмиграцию, но не захотел.
В 1920 году Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. Василий получил новое имя Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, вступила в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с наречением имени Христина.
Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт.
Приблизительно в 1926-27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя — Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры.
Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло.
Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели.
В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним.
Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост.
Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим стал молиться на камне ежедневно.
С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу и не боялся говорить об этом оккупантам.
В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдёт и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки.
Святой старец Серафим тихо отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года.
В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских.
Чин прославления в Санкт-Петербургской епархии был совершён 1 октября 2000 года. Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священнослужителей. Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому были отслужены в Казанском храме посёлка Вырица Ленинградской области.
Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, // да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8
Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися // покаяние нам даровати и в разум истины приити.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: // и нас премудро ко спасению управи.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко пресветлая звезда Российския земли, / возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, / и, силою Святаго Духа наставляем, / светом чудес твоих страну нашу озарил еси духовно. / Темже и мы, притекающе ко гробу твоему, / умильно глаголем: // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, // милостивый наш предстателю пред Господем.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: // от всех бед избави нас молитвами твоими.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Возрадуйся паки, граде святаго Петра, / и малая весе Вырица, возвеличися, / се бо светильник веры в тебе просиявает, / всеисцеляющий бальзам нам источается, / новоявленный бо великий чудотворец, / любве и покаяния наставник, / пророк и старец, // новый преподобный Серафим в тебе является.
Читать онлайн «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», Валерий Филимонов – ЛитРес
© Авторский текст, материалы и фотографии к житию преподобного Серафима Вырицкого – В. П. Филимонов, 2010
© В. П. Филимонов, издательство «Сатисъ», оформление и оригинал-макет, 2010
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата
Рецензент-редактор – кандидат богословия В. П. Овсянников
* * *
Посвящается тем, кому дорога судьба России
Икона святого преподобного Серафима Вырицкого Чудотворца с предстоящими преподобным Серафимом Саровским и преподобным Варнавой Гефсиманским.
Работа Инны Воронковой. Просим молитв о ее упокоении.
Дорогие читатели!
Перед Вами пятое издание книги В. П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», исправленное и дополненное. Первое издание увидело свет в 1999 году, с тех пор книга переиздавалась четырнадцать раз. Интерес к ней вызван не только личностью святого преподобного Серафима Вырицкого, которого любят и почитают многие, но и качеством самой книги.
Автор, Валерий Павлович Филимонов, работая над книгой, много лет провел в архивах, встречался с родными преподобного, опросил огромное количество людей, знавших батюшку Серафима, видевших его и прибегавших к его помощи. Результатом этого труда явилось подробное, документально обоснованное, жизнеописание Старца Серафима Вырицкого, одного из самых выдающихся подвижников Русской Православной Церкви XX столетия, написанное с любовью, благоговением и с предельной научной достоверностью.
В данное издание впервые включены важнейшие материалы из архивных и библиотечных фондов, не публиковавшиеся ранее, а также новые свидетельства родственников и духовных чад преподобного о проявлении его благодатных дарований.
Книга полностью лишена описаний разного рода нелепиц и небылиц, которые, к сожалению, часто встречаются у иных авторов, спекулирующих на легковерии и малознании читателей. Написанная в лучших традициях отечественной агиографии, книга В. П. Филимонова о святом преподобном Серафиме Вырицком служила и служит делу духовного возрождения русского народа.
Благочинный Гатчинского городского округа, настоятель Павловского кафедрального собора Гатчинской епархии, митрофорный протоиерей Владимир Феер
Одобрение Издательского Совета Московского Патриархата на книги В. П. Филимонова.
Отзыв на книги В. П. Филимонова, данный в 2000 году наместником Валаамского монастыря архимандритом Панкратием, ныне епископом Троицким, Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых.
Отзыв на книги В. П. Филимонова Синодальной Комиссии по канонизации святых, данный в 2000 году по благословению ее Председателя, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Отзыв на книгу В. П. Филимонова, данный в 2000 году наместником Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием, ныне епископом Кронштадским.
Чудеса и ныне совершает Бог…
Есть в России места, которые озаряют весь мир тихим, невечерним светом. Места, куда устремляются верующие души в надежде обрести мир Христов и радость о Господе. Одним из таких чудных уголков является живописный поселок Вырица в окрестностях Петербурга. Здесь, под Покровом Царицы Небесной, в нескольких шагах от храма в честь чудотворной иконы Ее Казанской, на маленьком церковном погосте обрел свое земное упокоение великий праведник – старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых для общецерковного почитания Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 14 августа 2000 года.
Жизнь новопрославленного угодника Божия – это урок для всех, кто искренне ищет спасения своей безсмертной души среди невзгод и искушений временной земной жизни. Как подняться над миром и оторваться от страстей, в нем бушующих? Как укротить плоть с ее греховными устремлениями? Как уберечься от сетей диавольских и устоять на пути к вожделенному Небесному Отечеству? Как распорядиться земными богатствами, чтобы стать обладателем нетленных небесных сокровищ?
Именно жизнью и реальными делами ответил на эти и многие другие духовные и практические вопросы преподобный и богоносный отец наш Серафим Вырицкий чудотворец.
Благочестивый православный мирянин, по послушанию готовивший себя к монашеской жизни в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы кровавых гонений на веру и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находились многие известные иерархи Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил завет преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…», – вот основные этапы земного пути вырицкого подвижника.
Нелегким был этот путь, ибо он всегда шел тесными вратами (Мф. 7,13), всецело возлагая упование свое на Единого Господа. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… (Мф. 6, 33) Для отца Серафима это наставление Спасителя было путеводной нитью и краеугольным камнем во всяком добром начинании. Он воистину был человеком не от мира сего, одним из тех удивительных людей, которые, шествуя по земле, ум и сердце устремляют к небесам.
Более всего заботился преподобный о спасении души, что для него неразрывно было связано со спасением душ его ближних. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13) – этот завет Христа был буквально начертан на скрижалях сердца смиренного и кроткого старца.
Время старческого служения иеросхимонаха Серафима Вырицкого пришлось на период открытого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим открыто и безбоязненно исповедал перед людьми верующими, неверующими и даже перед воинствующими безбожниками Святую Веру Православную. Воистину солью земли и светом миру стал вырицкий старец. Самой своей жизнью он свидетельствовал о Христе и внес неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа.
Находившийся почти двадцать лет на одре тяжелой болезни, пастырь порою принимал за день сотни посетителей, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. Покаяние, смирение и глубокую веру обретали все, искавшие помощи у духоносного старца.
Многие из деяний преподобного Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями. Редких подвижников наделяет Господь дарами Духа Святаго еще при их земной жизни. Преподобного Серафима Вырицкого можно справедливо отнести к таким избранникам Божиим. Основание тому – многочисленные свидетельства очевидцев его непостижимых подвигов. Не оставляет он всех скорбящих и после своего перехода к блаженной Вечности. И этому также есть убедительные примеры.
В настоящей книге описано около 200 конкретных фактов проявления чудесных дарований вырицкого старца. Сюда относятся удивительные случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого, настоящего и будущего его посетителей; дивных исцелений больных неизлечимыми телесными недугами; власти над лукавыми духами; духовного рассуждения; предсказаний и пророчеств. Сподобился угодник Божий и самых высших благодатных даров – духовного утешения, молитвенных созерцаний и дара святой любви о Христе к каждому творению Создателя. Той совершенной любви, которая долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… все покрывает и никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). В годы своей земной жизни преподобный согревал ею страждущие души и сердца человеческие. В наши дни влечет эта любовь к месту его упокоения верующих людей из России и других стран мира. Многие православные называют Вырицу северным Иерусалимом…
Удивительна история создания этой книги. Ее написание благословили приснопамятные старец протоиерей Николай Гурьянов и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). При этом и батюшка Николай, и владыка Иоанн напутствовали меня практически одинаковыми словами: «Давно пора сделать это важнейшее для Церкви дело. Буду за Вас молиться».
После кончины митрополита Иоанна труды по написанию книги продолжались по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) и благочинного Гатчинского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Феера. Он был в теплых отношениях с рядом петербургских пастырей, посещавших преподобного в дни его земной жизни – протоиереями Виктором Голубевым, Борисом Глебовым, Иоанном Мироновым, Василием Ермаковым и другими. Отец Владимир с необычайным благоговением относился к великому вырицкому старцу, при малейшей возможности посещал Вырицу и постоянно служил панихиды у места земного упокоения батюшки Серафима…
Работа шла под духовным окормлением и при непосредственном участии настоятеля вырицкого храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы протоиерея Алексия Коровина (†2005)[1]. Отец Алексий служил в Вырице с 1967 года. С великим вырицким старцем его соединяла глубочайшая молитвенная связь. Более 30 лет (до официального церковного прославления подвижника) он каждый день служил панихиды и литии у святых мощей преподобного, поминал его на всех Богослужениях и буквально жил с ним одним духом. В самом облике настоятеля, в его характере, в личных нравственных качествах явственно ощущалось то, что роднило его с отцом Серафимом. Прежде всего, здесь необходимо отметить точное следование святоотеческому учению, верность церковным традициям, высочайшую эрудицию и необыкновенную духовную трезвость. Отец Алексий был воистину добрым пастырем, но органически не мог терпеть лицемерия и малейшей лжи.
Писатель В. П. Филимонов у батюшки Николая Гурьянова.
Где ложь, там и отец лжи – лукавый человекоубийца, стремящийся обольстить, обмануть и направить всех на путь вечной погибели. Поэтому не удивительно, что, получив в руки первое книжное издание о старце Серафиме (составитель А. Трофимов, Москва, Братство святителя Алексия), наполненное многими грубейшими фактическими ошибками и кощунственными небылицами, протоиерей Алексий, выйдя из алтаря, по окончании всенощного бдения под воскресный день, произнес: «Братия и сестры! Если человек разумный, расположенный к Православию, прочтет подобное писание, то может решить, что у нас не Церковь Православная, а театр кабуки».
К величайшему сожалению, в последнее время появились и другие недобросовестные «авторы-составители», которые, не задумываясь о духовных последствиях своей деятельности для доверчивых читателей, буквально «пекут» свои «сочинения» о святом преподобном Серафиме Вырицком, наполняя их собственными нелепыми домыслами и немыслимыми фольклорными «сказаниями», противоречащими действительности. Очень печально, что при этом они искажают истинный духовный образ человека святой жизни, превращая великого подвижника благочестия в своего рода факира, «ясновидца» или «народного целителя». Подобные издания отец Алексий рекомендовал сжигать, предварительно вырезав из них все иконы и фотографии… При этом он частенько вспоминал слова святителя Димитрия Ростовского: «Да не будет мне лгати на святаго!»
Батюшка очень ревностно относился ко всему, что было связано с именем отца Серафима. Он был хорошо знаком со множеством людей, посещавших преподобного. Очень теплые отношения связывали его и с родственниками вырицкого подвижника. Внучка старца, Маргарита Николаевна Набоко, неразлучно провела с отцом Серафимом более 30-ти лет и знала такие подробности его жизни, которых никто другой знать не мог. Она была живой свидетельницей ряда важных событий, многое видела собственными глазами, немало ей было известно из рассказов самого старца и рассказов матушки Серафимы (Муравьевой), которая в миру была его супругой. В настоящей книге любимой внучке батюшки Серафима и нашему с ней общению, во славу Божию, посвящена отдельная глава.
Протоиерей Алексий Коровин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией матери в поселке Вырица († 26.09.2005).
Родственники преподобного благоговейно хранили святую память о его жизни и подвигах. Берегли в семейном архиве святыни, документы, фотографии и воспоминания – все, что удалось уберечь в годы воинствующего безбожия. Тем не менее, многое было безвозвратно утрачено…
В целом же были известны лишь основные вехи жизненного пути преподобного Серафима Вырицкого: благочестивый коммерсант и благотворитель – священноинок Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры – глубоко почитаемый в народе старец, обладавший многими духоносными дарами. Точные данные, касающиеся многих жизненных событий, фактов и дат, практически отсутствовали. Не были даже известны дата рождения и место рождения преподобного, поскольку перед принятием монашества он уничтожил все документы, относящиеся к предыдущей жизни. О купеческой деятельности подвижника и его пребывании в Лавре также имелись только самые общие сведения.
В течение нескольких лет, по крупицам, мы восстанавливали с Маргаритой Николаевной и ее дочерью, Ольгой Даниловной, многие страницы из жизни преподобного. Одновременно я вел исследования в архивных и библиотечных фондах, собирал живые свидетельства о жизни, подвигах и чудотворениях вырицкого подвижника.
Каждую главу рождавшейся, с Божией помощью, книги вычитывал с карандашом в руке отец Алексий Коровин. Мы перепроверяли каждый новый факт, каждое свидетельство. Не раз обсуждали мы с батюшкой, как лучше описать те или иные моменты из жития богоносного старца, как донести до читателя дух того времени, о котором говорится в повествовании. Постоянно советовались с его родными и согласовывали с ними подлинность тех или иных эпизодов из жизни отца Серафима. Наше общение быстро выросло в настоящую духовную дружбу, явно согреваемую любовью преподобного. Это были незабываемые дни, когда куда-то уходили все земные заботы и скорби, полностью теряло цену все вещественное, а небесное было совсем-совсем рядом…
Несомненно, что первейшим делом в моих трудах было регулярное участие в Богослужениях в вырицком Казанском храме и, конечно же, молитва у места земного упокоения великого вырицкого старца. Молитвенное общение с преподобным дарило не только свои безценные духовные плоды, но и помогало решать сугубо практические вопросы. Не раз явно ощущалось его незримое присутствие, а небесное предстательство давало возможность шаг за шагом продвигаться к намеченной цели.
Первый вариант рукописи был готов к лету 1996 года. В день Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, 13 июля 1996 года, в Иоанновском женском монастыре Санкт-Петербурга на Карповке, служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После совершения Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви благословил издание книги со словами: «Это очень нужное и полезное для всех нас дело». Казалось, труд вот-вот выйдет из печати…
Однако, по неизреченной милости Божией, неожиданно, одни за другими, стали открываться все новые и новые сведения и важные подробности из жизни отца Серафима Вырицкого. Это были совершенно неизвестные ранее ее страницы. Дивные открытия следовали одно за другим. Буквально чудом находились подлинные документы и материалы, необходимые для составления подробного жизнеописания вырицкого старца. Господь посылал все новые и новые встречи с очевидцами его подвигов. Как сказал тогда отец Алексий: «Вижу, что это будет именно тот труд, который благословляет сам отец Серафим». Работа над книгой была продолжена…
При тщательном изучении жизни и подвигов преподобного Серафима Вырицкого стало совершенно очевидным, что невозможно осмыслить и понять все их величие в отрыве от главных событий, которые происходили в России и Русской Православной Церкви в исследуемый период времени. Поэтому работа вышла за рамки простого жизнеописания и охватывает ряд важнейших страниц истории русского народа и Матери Церкви конца 19 – середины 20 веков. В книге описан путь отца Серафима к вершинам христианского совершенства и его подвиг как великого молитвенника и печальника земли Русской.
В. П. Филимонов знакомит протоиерея Алексия Коровина с новыми архивными материалами.
Источниковой базой книги явились архивные документы. Значительная часть необходимых сведений была собрана мною в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Это материалы, относящиеся к пребыванию отца Серафима в Александро-Невской Лавре. Здесь, в частности, были обнаружены документы, подтверждающие внесение подвижником крупных денежных сумм на нужды обители еще до принятия им монашества. По журналам заседаний Духовного Собора Лавры удалось установить точные даты его зачисления в число братии монастыря, его монашеского пострига, рукоположений и поднять множество документов, касающихся его деятельности в качестве заведующего кладбищенской конторой, главного свечника и казначея обители. Среди других документов несомненную ценность составляют найденные мною материалы, описывающие жизнь обители в период 1920–1927 годов.
Важные сведения удалось почерпнуть в документах архивного фонда Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области (УФСБ РФ) при изучении следственных дел священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), священномученика епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева), епископа (впоследствии – митрополита Крутицкого и Коломенского) Николая (Ярушевича), архимандрита (впоследствии – митрополита Ленинградского и Ладожского) Гурия (Егорова) и его брата священномученика архимандрита Льва (Егорова), исповедника протоиерея Алексия Кибардина, монахини Иоанны (Шихобаловой) и других сподвижников и духовных чад отца Серафима, пострадавших за веру в годы гонений.
Ряд необходимых для работы над книгой материалов удалось мне обнаружить в архивах Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Ценные данные поступили из Рыбинского отделения Государственного архива Ярославской области. Они позволили уточнить родословную подвижника, определить точную дату и место его рождения; точную дату и место рождения Ольги Ивановны Муравьевой – его супруги в период жизни в миру, а также установить дату и место их венчания.
Многие интересные подборки документов по истории России и Русской Православной Церкви были изучены мною в фондах Российской национальной библиотеки и библиотеки Российской Академии наук. Здесь впервые удалось собрать неизвестные ранее материалы о жизни отца Серафима в миру. Это точные сведения, касающиеся мест его проживания в Санкт-Петербурге и его коммерческой деятельности в период 1892–1917 годов, а также документы о его деятельности в качестве действительного члена Общества для распространения коммерческих знаний в России и Ярославского благотворительного общества, широко известных тогда своей патриотической направленностью.
В тех же фондах были собраны многие сведения о духовном наставнике вырицкого подвижника, преподобном и богоносном отце нашем Варнаве Гефсиманском чудотворце: его биографические данные, послужной список, материалы по строительству Иверского монастыря в Нижегородской губернии, письма батюшки Варнавы, его слова и наставления, которые воистину служат руководством к стяжанию Духа Святаго Божия и обретению Царствия Небесного.
Документы, касающиеся церковной тематики, изучались также по изданию «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти», книге профессора-протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви. 1917–1997», книге М. В. Шкаровского «Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917–1945 годы.» и по «Справочнику по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга, 1917–1945 гг.» под редакцией М. В. Шкаровского и Н. Ю. Черепениной.
При работе над книгой были использованы православные периодические издания конца XIX – начала XX веков: «Церковные ведомости при Святейшем Правительствующем Синоде», «Церковный голос», «Колокол», «Ярославские епархиальные ведомости», «Петроградский церковно-епархиальный вестник», а также «Журнал Московской Патриархии», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие.
В процессе работы мне удалось собрать уникальные архивные документы и фотоматериалы, которые впервые были опубликованы именно в этой книге.
Повествовательную основу книги составили рассказы родственников подвижника и его близких духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру, включая годы его детства и юности. Общение с этими удивительными людьми оставило совершенно незабываемые впечатления. Все они очень ответственно и бережно относились к каждому своему слову, их рассказы лишены всякого вымысла и приукрашивания. «Я ведь отвечу за свои слова перед Господом!» – так почти все они предваряли свои рассказы. Многие из них не могли без слез рассказывать о своих встречах с преподобным, который в те трогательные моменты духом был с нами.
Все имена, фамилии и данные благочестивых пастырей, монашествующих и чад Церкви Христовой, которые любезно согласились предоставить свои свидетельства о деяниях вырицкого старца – подлинные. Их адреса и телефоны имеются у автора настоящей книги. В нее вошло около 100 живых свидетельств, многие из которых нам удалось зафиксировать с помощью видеоаппаратуры.
Неизвестные ранее факты удалось установить в ходе бесед с родственниками духовника Царской Семьи святителя Феофана Полтавского, митрополита Гурия (Егорова) и брата его священномученика архимандрита Льва (Егорова), исповедника протоиерея Алексия Кибардина, исповедника протоиерея Константина Титова и других церковных деятелей. Свидетельства также предоставили многие близкие духовные чада Патриарха Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) – Елена Николаевна Сергиевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, Ольга Яковлевна Виноградова и другие. Важные сведения предоставили видные петербургские ученые – Михаил Сергеевич Фаворский, Татьяна Николаевна Алихова, Александр Сергеевич Иванов, Юрий Константинович Герасимов, дочь профессора Михаила Ивановича Граменицкого, Елена Михайловна Кузьмина, и другие.
Неоценимую помощь в работе оказали петербургские пастыри: протоиерей Алексий Коровин (†2005), протоиерей Василий Ермаков (†2007), протоиерей Иоанн Миронов, протоиерей Виктор Голубев, протоиерей Борис Глебов, протоиерей Игорь Мазур, протоиерей Николай Преображенский, протоиерей Вячеслав Клюжев (†2006), профессор-протоиерей Георгий Митрофанов, а также насельники Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Валаамского подворья и других петербургских обителей.
Земной поклон родным батюшки Серафима, всем благодетелям и благотворителям, имена которых известны Господу. Слава Богу за все!
Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого преподобного Серафима Вырицкого. Невозможно перечислить всех почитателей святого имени преподобного Серафима, с помощью которых появилась моя первая книга о нем – «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Она получила одобрение Издательского Совета Московского Патриархата и вышла в свет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году. Ее сокращенный вариант получил название «Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого».
Редактирование книг было осуществлено одним из старейших сотрудников Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии», кандидатом богословия Вячеславом Петровичем Овсянниковым, который, обладая колоссальным опытом в своей области, стал для меня не только строгим духовным цензором, но и замечательным учителем. Приношу ему слова своей самой искренней благодарности.
Изданию книги предшествовали мои многочисленные публикации о вырицком подвижнике в период 1996–1999 годов в газетах: «Православная жизнь», «Православный Санкт-Петербург», «Софийский собор», «Благовест», «Литературный Петербург», «Русское слово»; в журналах: «Духовный собеседник» и «Церковный вестник», а также выступления на радио и телевидении, в которых я регулярно знакомил читателей, слушателей и зрителей с новыми фактами из жизни преподобного старца, рассказывал о ходе работы по подготовке к его канонизации, зачитывал главы из создававшейся книги. С лекциями о жизненном пути и духовном наследии подвижника я выступал в ряде храмов и библиотек.
В мае 1999 года состоялось представление книги в кинотеатре «Свет» с участием представителей петербургского духовенства и очевидцев жизни и подвигов старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого. Во встрече приняли участие благочестивые чада Матери Церкви, получившие небесную помощь по молитвам отца Серафима уже после его блаженной кончины, а также сотрудники православного петербургского издательства «Сатисъ», которые буквально с благоговением и особым подъемом выполняли работы по подготовке книги к печати. Преподобный собрал на этот духовный праздник очень многих верующих людей. Зал не смог вместить всех желающих.
В том же 1999 году собранные мною материалы о жизни и подвигах вырицкого старца, свидетельства о чудотворениях и глубоком народном его почитании были переданы в Синодальную комиссию по канонизации святых. В очередном заседании Комиссии было принято решение о представлении этих материалов в качестве основания для канонизации старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. К Архиерейскому Собору мною было подготовлено издание книги «Житие преподобного Серафима Вырицкого», которая была вручена каждому участнику Собора.
После прославления подвижника во святых книги получили новые названия: «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и «Житие, подвиги и чудотворения преподобного Серафима Вырицкого».
В дальнейшем был собран еще целый ряд важных свидетельств и материалов, которые вошли в новую книгу – «К преподобному Серафиму в Вырицу», созданную в соавторстве с Ларисой Кудряшовой. Эта книга явилась продолжением первого труда и вышла в свет также стараниями коллектива издательства «Сатисъ» в 2007 году.
В настоящее издание вошли не публиковавшиеся ранее сведения из Санкт-Петербургских и других архивов и библиотечных фондов. Также впервые приводятся копии уникальных документов и публикуются редкие фотографии. В книгу включены новые главы и свидетельства, а в первоначальный текст внесены необходимые исправления и существенные дополнения, содержащие новые сведения о жизни и подвигах преподобного отца нашего Серафима Вырицкого чудотворца, а также повествования о прославленных во святых его духовных наставниках и соратниках.
Надеюсь, что этот труд принесет читателям духовную радость, поможет в обретении свойств граждан горнего мира и укрепит на пути к стяжанию нетленных небесных сокровищ.
С искренней любовью о Христе, пожеланиями милости Божией и спасения в блаженной Вечности всем читателям сей книги, испрашивая их святых молитв,
Валерий Павлович Филимонов.
Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Духа. Бог, по неизреченным – Любви Своей и Смирению не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтобы пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу…
Хотите ли быть храмом Божиим? Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? – Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашей жизнью, – не только мыслию, сердцем и устами…
Иисус говорит: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». – Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!»
Святитель Игнатий Брянчанинов
Не бойся мира, ибо Я победил мир.
Почему вы, более боязливые, должны бояться? Это святые слова, для всех страждущих, вот истинный бальзам…
Великомученик Феодор Тирон Амасийский (ок. 306)
Святая Мариамна, равноапостольная, сестра апостола Филиппа (1-го век)
Святой Авксивий Солийский , епископ Солийский на Кипре (102)
Мученик Феодулос , в Кесарии Палестинской (308)
Святой Император Маркиан (457) и Святая Пульхерия, его жена (453)
Преподобномученик Феоктерист, игумен Пелекетского монастыря близ Прусы (8 век) (см. также: 10 ноября и 28 февраля)
Святитель Евксифий I, епископ и чудотворец, числится в некоторых синаксариях в числе «300 аллеманьих святых» на Кипре (конец XII в.)
прп. Феодор Молчаливый, Киево-Печерский Монастырь (XIII в.)
прп. Феодосий, основатель монастыря на Келифаревской горе (1363 г. ) и его ученик Св. Роман (ок. 1370 г.) из Тырново, Болгария.
Новомученик Михаил Мавроидис Адрианопольский (1490)
Святитель Ермоген Московский, Патриарх Московский и всея Руси (1612)
Новомученик Феодор Византийский, в Митилини 9003 Хитеродор
Аджарии , иеромонах, на Афоне (1822)
прп. Варнава, старец Гефсиманского скита, Сергиева Лавра (1906)
Обретение мощей (867-869) мученика Мины Красноречия , Александрийского (ок. 313)
Плачущая Тихвинская икона Пресвятой Богородицы , в Ильинском Казачьем скиту на Афоне.
Покой из Старейшина Агапит из Qiev Caves (1887)
Покой Schemank John (Shova) Kolitsou Skete, Mt. Athos (2009)
отмечен 17 февраля
Гимн. Теодор Тиро
Святителя Николая Велимировича
«Не бойся мира, ибо Я победил мир». (*)
Это святые слова и тогда, и сейчас.
Для всех страждущих, вот истинный бальзам,
Больше всего для славных мучеников Божиих.
Чего бояться вам, более боязливым?
Мир боится собственной тени!
Сильные и правящие, чего бояться?
А умирающих вещей, постоянно умирающих?
Кто с Домовладельцем дома не боится,
Хозяин видит все, что есть в доме,
И нет ничего, чего бы Он не знал,
А слуга Его, чего ему бояться?
И все же когда он слышит Господа, как Он говорит:
«Не бойся мира!» Чего еще ты желаешь?
«Не бойся мира, ибо Я победил мир!»
Наш Господь правит и правит миром.
На огонь и смерть Теодор улыбался,
За то венки он получил, что никогда не увядает.
( * ) Св. Иоанна 16:33
Пролог из Охрида: Жития святых святого Николая Велимировича
http://prologue.orthodox.cn/February17.htm
2 (1831-1906):
Благодать Святого Духа
S Стремись Стяжать Благодать Святого Духа, ибо без благодати есть человек мертвый, и надо стяжать ее теплой молитвой , с горячими слезами и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за тех, кто творит вам несчастья, и старайтесь всегда читать Иисусову молитву; пусть весь твой разум будет в Боге, ибо как птица не может летать без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Ради юродивого, Андрей за Христа видел инока, идущего и шепчущего молитву, но из уст его исходило пламя и к небу, Ангел Божий шел одесную его и имея в руке меч, он также отгоняли демонов.
Крестное знамение
T ему нужно всегда прибегать к защите Святого Креста и силе крестного знамения Отец Варнава рассказал следующую историю, чтобы научить своих сестер.
Иисусова молитва
C Уговаривая сестер стараться учить Иисусову молитву и день и ночь прославлять Пречистую Богородицу, старец часто приводит следующую замечательную историю. Из этого рассказа особенно видно, как велика награда и сколько великих искушений предстает перед теми, кто непрестанно имеет в уме и сердце Иисусову молитву.
«Один благочестивый монах, — говорит старец, — пытался выучить Иисусову молитву и, наконец, после больших усилий стяжал этот дар непрестанного призывания всемогущего имени Иисуса, которым безжалостно поражал невидимых духов злость на всю жизнь. Не имея возможности лично приблизиться к подвижнику, коварный враг посеял ненависть и злобу к нему в сердце другого брата-монашества, который с этого времени всячески старался вредить и досаждать своему брату.
Однажды, стоя в церкви на утрени, этот брат взглянул в сторону ненавистного ему монаха и увидел, что рядом с ним стоит прекрасная Жена в черном монашеском одеянии и плетет венок из цветов, коих рядом с Ней лежало немало. Она берет девять белых роз и десятую малиновую и сплетает их в венок. На возглас иеродиакона: «Величаем в песнях Богородицу и Матерь Света», супруга вдруг поднялась на воздух и увенчала преподобного плетеным венцом.
В ужасе этот брат упал на платформу церкви. Затем, подойдя к монаху, увенчанному рукой Красавицы чудесным венком, он падает перед ним на колени и умоляет открыть ему, чем он так угодил Богу и Царице Небесной, чем заслужил такую награду. от нее. Благочестивый монах-молитвенник с удивлением и смирением ответил, что ничего хорошего о себе не знает, кроме умения безмолвно творить Иисусову молитву. Молился он постоянно так: девять раз читал Иисусову молитву и десятый – песню Богородице.
Здесь мой брат понял, почему Прекрасная Монахиня вплела в венок одну малиновую розу через каждые девять белых роз. Он был тронут его душой и попросил благочестивого монаха принять его в ученики. “
Осуждение
Т Старшая настоятельно просит сестер избегать в их обычных разговорах любых сплетен, упреков, а иногда и совершенно неверных обвинений в чем-то грешном в адрес посторонних. В этом случае мы часто действуем легкомысленно. У нас нет власти судить наших ближних, и очень часто мы не можем судить правильно.
«Один брат, — рассказывает священник сестрам, — много лет живя в монастыре, был невнимателен к обязанностям монашества: то к обедне опоздал, то к утрене заснул… Все считали его нерадивым. При его смерти все с удивлением заметили, что на его лице сияет какая-то необыкновенная радость, и спросили его:
— Почему ты такой веселый? Тебе не страшно умереть? Ведь вы всегда жили в запустении.
«Нет, это не страшно», — ответил он. – С момента поступления в монастырь я никого не осуждал и ни на кого не имел злости. Я жил все время с полной верой в слова Спасителя: не осуждай — и не будешь осужден, прощай — и будешь прощен. Теперь я видел, как Ангелы Божьи разрывали почерк моих грехов. Поэтому я с радостью ухожу в вечность.
Отсюда видно, объясняет старец, что не следует торопиться обвинять тех, кто, видимо, действительно виноват, ведь всегда можно осудить невиновного. Действительно, мы не можем быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся. Каждая из сестер должна усиленно следить за собой, замечать и искоренять собственные ошибки и дурные наклонности. Тогда никто не осудит ближнего своего — не только осудит, но и будет считать его гораздо лучше себя.
Но если кто из вас, заметив свои грехи, внимательно следя за своими сокровенными мыслями, впадет в уныние и отчаяние, то согрешит вдвойне, ибо самая эта безысходность есть величайший грех.
Итак, наш долг — терпеливо переносить горести, быть довольным всем в жизни. Главное, чтобы вы не давали повода ловить темных духов вместе с нами. Да будет подвиг твой в том: не держи злобы на ближнего в сердце твоем, как сказано: да не зайдет солнце во гневе твоем (Еф. 4:26). Сдерживай свой язык, чтобы не злословить в гневе на ближнего твоего. Сказанное слово возврату не подлежит, но оно, сказанное в гневе, острее ножа и поражает сердце ближнего…
У вас есть привычка: соберетесь несколько человек и начнете судить, кому хорошо живется, кому плохо; старайтесь, сестры, ради Бога, прошу вас, никогда никого не осуждайте, вы видите только согрешающих, но не видите их покаяния, искреннее покаяние есть второе крещение: как ни велик грех, после сокрушения и искренним покаянием прощается, и этот человек делается чистым и угодным Богу. Смотрите не в начало, а в конец, что покажет.
Печали и искушения
…S невозможно нам возвышение без скорбей и искушений… Велик соблазн – вот где борьба: проси помощи у Подвижника Господня, от Которого уготована великая награда претерпевшим искушение .
***
Ф от Гефсиманского скита начался крестный путь царственных мучеников, память которых Церковь празднует 17 июля.
В начале 1905 года Николай II и его семья посетили отца Варнаву. Достоверно известно только, что именно в этот год Государь получил благословение принять мученическую кончину, когда Господу угодно будет возложить на него этот крест.
Старец Варнава предсказал «невиданную славу Его Царственного Имени…». В то же время, по словам старца, Россию ждут суровые испытания, жестокие гонения постигнут православную веру. Он сказал: « Гонения на веру будут постоянно усиливаться. Будет неслыханное горе и мрак, и почти все храмы закроются. Но когда людям покажется, что терпеть больше нельзя, тогда придет избавление. Будет цветение. Церкви даже начнут строить. Но это будет цветение до конца ». *
Некоторые из Новомучеников Российских тоже говорили подобное, говоря словами святых отцов, что придет такая скорбь, какой мир еще не видал, но потом наступит краткий цвет — до конец света. Воистину, было ли когда-нибудь горе горше, чем гонения сатанинского режима, который с чисто дьявольской яростью уничтожает и оскверняет все святое — храмы, иконы, святые мощи, мучает старых священников и монахов, выкалывает им глаза, отсекает их носы и языки, распиная их, стреляя им в рот, говоря: «Мы вас причащаем»? Но гонения вызвали неслыханный расцвет веры. На муки и смерть люди шли радостно, с пением; были даже дети-исповедники и мученики. И общее мнение в России было такое, что такой расцвет мог быть только перед концом всего. Об этом духовном расцвете говорил и епископ Новомученик Петр. Он не говорил о внешнем цветении. Те, кто живет только по мирским меркам, не могут этого понять; для этого должно быть откровение сердцу.
Из частного письма (Н . Китер)
Эти пророчества были опубликованы в выпуске «Православного Слова» за май-июнь 1973 года (Братство Св. Германа, Платина, Калифорния) в статье под названием «Падение и Воскресение». России. Слова Девяти Пророков Святой Руси о судьбах России».
Святой Серафим (Вырицкий) г. Москва (+1942):
«Когда Восток окрепнет, все станет шатким. Цифры на их стороне. Но мало того: у них трезвые рабочие и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство. Придет время, когда Россию разорвут на части. Сначала они его поделят, а потом начнут воровать его богатства. Запад сделает все, чтобы помочь уничтожению России и на время отдаст ее восточную часть Китаю. Дальний Восток попадет в руки Японии, а Сибирь — в руки китайцев, которые начнут переселяться в Россию, жениться на русских женщинах и в конце концов хитростью и коварством захватят территорию Сибири до Урала. Но когда Китай захочет пойти дальше, Запад будет сопротивляться и не допустит этого. Восток будет крещен в России. Весь небесный мир вместе с земными понимают это и молятся о просвещении Востока.
Придет время, когда не гонения, а деньги и наслаждения мира сего будут отвращать людей от Бога, и погибнет гораздо больше душ, чем во дни открытой борьбы с Богом, – говорил преподобный, – с одной стороны – будут воздвигнуты кресты и позолочены купола, а с другой – придет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, и спастись можно будет только скорбями и болезнями. самый изощренный и непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда от Казанского собора будет крестный ход в Александро-Невскую лавру»
* Старец Варнава, во о. Серафим Роуз, «Будущее России и конец света», Православное слово, 1981, т. 1, с. 17, вып. 100-101, с. 211. Большая часть о. Цитаты серафимов были взяты из ортодоксальной России, N 21, 1969.
***
Saint Seraphim of Vyritsa
Выдержка из своей жизни
I N сентябрь 1920 года. послушник в Александро-Невской Лавре. Затем на 16 (29) октября 1920 года стал монахом с именем Варнава. В том же году в женском монастыре Пресвятой Богородицы Иверской в Санкт-Петербурге приняла монашество и его жена. В своем постриге она взяла имя Кристина.
Через некоторое время отец Варнава был рукоположен во диакона. Затем 29 августа 1921 года, в день Усекновения главы бесценного Предтечи, святителя Иоанна, митрополит Вениамин Казанский рукоположил его во пресвитера.
В 1927 году отец Варнава облачился в великолепную одежду и был переименован в Серафима в честь преподобного Серафима Саровского. Затем он стал и духовником Лавры. Прежде чем получить великую привычку, отец Варнава провел строжайший 40-дневный пост, во время которого ничего не ел.
Еще до того, как стать монахом, Василий однажды увидел сон, который позже рассказал своему духовнику, монаху Варнаве из Гефсиманского скита. Итак, он сказал ему следующее: «Я видел во сне, что еду в монастырь Святого Николая на паломничество. Я сбился с дороги и брел по лесу. Вдруг я увидел, что передо мной проходит старик с сумкой за спиной и с топором в руке. Я спросил его, как пройти к монастырю Святого Николая. Он ответил мне»:
«Пойдем вместе. Я тоже собираюсь туда».
Как-то раз внимательно взглянув на своего попутчика, я понял, что это преподобный Серафим Саровский и спросил его:
«Дорогой отец, может быть, вы отец Серафим?»
«Да, я Серафим», — ответил он мне, и мы молча продолжили нашу дорогу в лесу. Отец Серафим нашел ствол дерева и сел, положив сумку и топор. Я тоже сидел рядом с ним. Внезапно я увидел отца Варнаву, идущего ко мне. Когда он подошел к нам, то сел рядом со мной так, что я оказался между ним и отцом Серафимом. Оба старейшины очень радостно поприветствовали друг друга, а затем начали дискуссию. Но я ничего не слышал из того, что они говорили, и тогда я проснулся. Отец Варнава, услышав эту историю, засмеялся и сказал:
«Ты был между нами и не слышал, что мы говорили!»
Это видение показывает, что не случайно в монашеском постриге Василий получил имя Варнава, а в великом обряде — Серафим. Сам отец Серафим много раз говорил, что всегда ощущал присутствие своего покровителя, преподобного Серафима Саровского. Он верно следовал примеру этого святого в своей жизни, как мы увидим из следующего повествования.
***
M любые святые Божии отличались духом ясновидения. Этот дар был и у старца Варнавы. Вот несколько свидетельств этого дара. Когда послушник Захария (будущий старец Троице-Сергиевой Лавры схиархимандрит Захария ) прибыл с Белых Берегов паломником в Гефсиманский скит, он увидел массу народа. Все столпились, хотят видеть старца Варнаву, но нет возможности к нему попасть. Но тут вышел отец Варнава и, обратившись к толпе, сказал: «Где здесь лаврский монах? Подойди сюда. » На призыв никто не ответил, так как в толпе не было лаврских монахов. Отец Варнава спустился по лестнице и сказал: «Пусть, пусть проходит лаврский монах». Он подошел к молодому послушнику, взял Захарию за руку и ласково сказал: «Ну, иди, иди в мою келью». — Я не лаврский монах, я с Белобережья, — возразил Захария. «Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в Лавре и будешь лаврским монахом». Приведя обрадованного Захарию в келлию, старец благословил его, сказав:
– Ты живешь с преподобным Сергием и придешь ко мне в Гефсиманский скит.
— А если меня сюда не примут? — спросил Захария.
— Вас примут, идите к Лаврским воротам, там вас уже ждут три начальника.
Захария подошел к воротам, и там действительно стояли игумен и три монашеских начальника. Захария попросил принять его в Лавру. Они охотно приняли его, и Захария стал монахом лавры.
E Старший Варнава помогал полковнику Павлу Ивановичу Плеханкову (будущий Старец Варсонофий ) для входа в Оптину пустынь.
Истинная Церковь всегда будет гонима. Желающие спастись спасутся от болезней и невзгод. Путь, которым будут происходить преследования, будет очень хитрым, и человеку будет очень трудно предвидеть преследования. Преподобный Серафим Вирицкий
быть-спасенным-с-болезнями-и-невзгодами-способ-которого-будут-преследования-будут-очень-хитрыми-и-будут-очень-разными/
Тропарь святому Феодору Тиронскому Глас 1
Г рати дела веры!/ В источнике огненном, как в освежающей воде, возрадовался святой мученик Феодор ;/ ибо, весь поглощенный огонь он принес, как сладкий хлеб, Троице.// Молитвами его, Христе Боже, спаси Ты души наши!
Тропарь святому Феодору Тирону Глас 2
Г действии веры подвиги!/ В огненном источнике, как в освежающей воде,/ Святой мученик Феодор возрадовался./ Всесожжение на огне принесено,/ и Троице хлебы принесено. / Молитвами его, Христе Боже наш, спаси души наши.
Тропарь преподобному Феодору Византийскому Глас 1
Т еси драгоценный дар Богу твоими трудами бранными принесся,/ и соделался приношением непорочным и благоприятным./ О блаженный Феодор , мы соберись с любовью восхвалять подвиги твои,/ славу Богу, укрепившему тя,/ многострадальному, против всех врагов твоих,/ видимых и невидимых.
Аполитикион святой Мариамны Тон 4
А s агнец ты пошла за Христом Спасителем, агнец непорочный вместе с прославленным апостолом, братом ее Филиппом, всечтимый Мариамна , ты всех изумила, и стала ты для многих благодетель душ, возвещающий небесную жизнь.
Кондак 1
Т избранный угодник Христов и чудный чудотворец, справедливый учитель подвижников земли Российской и заступник наш, с любовью восхваляем тя, преподобный отче Варнава . Ты же, яко имеешь дерзновение ко Господу, избави молитвами твоими от всех бед наших, да зовем тя: Аллилуиа.
Кондак 5
Т еси богоданная звезда, яко лучи благодати, народы России просвещая, еси еси, раб Божий, егда удостоился еси образа преподобного и священство, и с того часа многих привел ты к Солнцу Истины Христу словом благодати и примером жизни твоей, все посвящается на постное служение Богу и ближним твоим. И яко бы видел тя людей у престола храма Божия, молящихся за всех и обо всем Спасителю мира, и ныне возноси свои молитвы за Святую Церковь, Отечество наше и за всех почитающих Тебя и поющих Тебе Бог: Аллилуйя.
Тон IV, Спец. Мел: «Яко доблестный среди мучеников…» —
М ревностью божьей возлюблен, душою твоею пламенею любви Христа Спасителя, преславный, лжебогиню и храм ее испепелил еси, возвещая имя истинного Бога и Владыки, и спесь мучителей посрамил, и вечной радости сподобился еси, страстотерпче Феодор .
H ав вознесен, O Феодор , к вершине познания Христа, превзошла ты видимые вещи и искала только Его; и найдя Его, ты возлюбил Его и ради Него страдал душою доблестною. Его моли, да избавятся от растления и беды празднующие преславную память твою.
C Богоданной силой и ранами подвигов твоих превозмогаяся, страстотерпец Феодор , предстоял еси Христу Богу, Царю всего творения, приняв от Него венцы чести; Его моли, да избавятся от тления и беды те, кто верно празднует преславную память твою.
Слава…, в гласе VI—
T дар освящения и богатство божественной жизни явил еси миру, о Феодор . Яко Христос прославил память твою, премудрая, сему мы, верные, вместе радуясь, воспеваем подвиг страданий твоих.
На Апостихе, Слава…, в гласе VIII—
H Мужеством мученическим вооружившись благочестиво, Христов подвижник, и тайно силою Его силою соединившись, подвизаясь принести разумную жертву Богу, ты показал безбожие идолопоклонства и угрозы мучителей напрасно, презирая пытки и преходящий огонь. Но, о, божественные дары! И на деле, и на имени, от всякого злого обстоятельства молитвами твоими спасаешь празднующих память твою.
На Апостихе стихиры Октоиха; и, Слава…, в гласе II —
О триблаженный Феодор, почитаю тя тезкою даров божьих; ибо явившись немеркнущим светочем божественного света, ты просветил все творение своими страданиями; и, оказавшись сильнее огня, Ты погасил пламя и сокрушил голову лежащего змея. Посему Христос, прикоснувшись к тебе среди страданий твоих, увенчал твою божественную главу. О великомученик и страдалец, яко имеешь дерзновение пред Богом, усердно молись о душах наших.
Мегалинарион святой Мариамны
Y ой прогнал от нас заблуждения, божественная Мариамна, и освятив Христу наше стремление к Свету, мы празднуем твою память, и с тоской почитаем, твою чтимую икону.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Категории: АНГЛИЙСКИЙ, православный, Молитвы | Теги: Варнава Гефсиманский, Не бойся, Великомученик Феодор Тирон, Святой Николай Велимирович, Святой Серафим Вирицкий, Схиархимандрит Захария, Царь Николай II | Постоянная ссылка.
Соборы, церкви и храмы на Невском проспекте, Санкт-Петербург
Невский проспект — главная артерия и одна из самых популярных улиц Санкт-Петербурга.
Длина проспекта около 4,5 километров. Он протянулся от Александровского сада до площади Александра Невского.
Вдоль Невского проспекта расположено множество значимых объектов, часть из которых входит в список достопримечательностей Санкт-Петербурга, в том числе бывшие дворцы и особняки, роскошные магазины и доходные дома, мосты, а также церкви, базилика и собор . Подробнее о Невском проспекте…
На Невском проспекте расположены : три действующие церкви, собор, базилика, домовая церковь и бывшая голландская реформатская церковь, а в конце проспекта находится большой монастырский комплекс. сложный.
Все святыни, кроме монастыря, расположены в пределах так называемой «Фронтовой» части проспекта — самого изысканного и посещаемого отрезка Невского проспекта.
Казанский собор
Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.
Собор есть собор.
Казанский собор построен по замыслу императора Павла I на месте скромной церкви Рождества Богородицы, хранившей одну из главных петербургских святынь — чудотворную икону Казанской Божией Матери. Бог.
Церковь заложена 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 года в присутствии императора Александра I, сына Павла I. Строительство собора велось в 1811 году по проекту арх. Андрея Никифоровича Воронихина собором города для хранения иконы Казанской Божией Матери.
Сегодня Казанский собор является выдающимся памятником русской истории, архитектуры и изобразительного искусства.
Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом. Главным фасадом с колоннадой, двумя стоячими памятниками и раскинувшейся одноименной площадью с фонтаном собор выходит на Невский проспект.
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн на три нефа (коридора).
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18-начала 20 веков.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (список) чудотворной иконы, обретенный в Казани в 1579 году. Хотя икона в Санкт-Петербургском соборе является списком, она, как и сама подлинная икона, признана чудотворной. Подробнее о Казанском соборе…
Адрес Казанского собора : Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.
Координаты Казанского собора : 59°56’03″N 30°19’28″E , 30.324444).
Ближайшие станции метро : «Невский проспект» и «Гостиный Двор».
Сайт Казанского собора : kazansky-spb.
Посетить Казанский собор можно как самостоятельно, так и в составе одной из экскурсий
Базилика Святой Екатерины Александрийской
Базилика Святой Екатерины Александрийской — католический храм, который является старейшим в городе и одним из старейших храмов Римско-католической церкви в России.
Это единственный католический храм в России, удостоенный почетного звания малой базилики.
Церковь построена в 1763-1783 годах в стиле раннего классицизма по проекту архитекторов Пьетро Трезини, Жана-Батиста Валена Деламотта и итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди.
Здание базилики венчает большой купол. Главный фасад храма имеет форму монументального арочного портала, который поддерживают массивные колонны с изящными архитектурными капителями. На высоком парапете фасада расположены фигуры четырех евангелистов, а центральную часть украшают фигуры двух ангелов, держащих крест.
Над главным порталом (входом) расположено простое украшение в виде фронтона и надписи на латыни из Евангелия от Матфея: «Мой дом наречется домом молитвы» с датой окончания строительства храм.
Исторический интерьер храма до наших дней не сохранился, а частично восстановлен по старинным документам и фотографиям.
Старый напрестольный крест храма был спасен в 1938 году при разграблении храма и теперь возвращен базилике. Узнать больше о Базилике Святой Екатерины Александрийской…
Вход в Базилику Святой Екатерины Александрийской бесплатный.
Адрес Базилики Святой Екатерины Александрийской : Невский проспект, 32-34.
Координаты базилики : 59°56’08″N 30°19’44″E (59.935556, 30.328889).
Ближайшие станции метро : «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Веб-сайт Базилики Святой Екатерины Александрийской : catherine.spb.
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петерскирхе)
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петерскирхе) — крупнейшая евангелическо-лютеранская церковь в России.
В костеле Святых Петра и Павла проводятся богослужения, экскурсии, в том числе в катакомбы Петрскирхе, выставки и культурные мероприятия. В церкви есть органы.
Нынешнее здание церкви является вторым и построено в период с 1833 по 1838 годы по проекту архитектора и художника Александра Павловича Брюллова. Впоследствии фасады и интерьеры церкви подверглись реставрации и художественным дополнениям.
Сегодня Петерскирхе является действующей лютеранской церковью. Он имеет классические черты с двумя симметричными квадратными башнями, арочным порталом (входом) и окнами. На уровне второго яруса фасада церкви расположена открытая аркада с горельефами евангелистов.
Верхняя часть главного фасада (парапета), обращенная к Невскому проспекту (на юг), украшена скульптурной композицией ангела с крестом.
На аттике выделяется бронзовый литер надписи «Святой Петри» с позолотой.
Интерьер Петерскирхе прост в исполнении.
На первом этаже расположена небольшая выставка, рассказывающая об истории храма и о лютеранской общине Санкт-Петербурга.
В храме есть «Катакомбы» — подвалы храма, появившиеся при реконструкции 1990-х годов, когда новый этаж храма был поднят на 4 метра выше предыдущего и еще есть помещения под его, включая сохранившуюся чашу бывшего плавательного бассейна, который был установлен в стенах храма после революции 1917 года. Подробнее о Петерскирхах… день с 9: с 00 до 21:00.
Адрес Петерскирхе : Невский проспект, 22-24.
Координаты Петерскирхе : 59°56’12″N 30°19’26″E (59.936667, 30.323889).
Ближайшие станции метро : «Гостиный двор», «Невский проспект» и «Адмиралтейская».
Веб-сайт Peterskirche : petrikirche.
Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины
Церковь Святой Екатерины (арм. Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — архитектурный памятник Армянской Апостольской церкви, Апостольская церковь.
Церковь построена в 1771-1779 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.
Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.
Главный фасад церкви обращен на Невский проспект (на юг) и выделен строгим колонным портиком, на фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель совершает крещение царя Трдата III».
Фасад церкви также отличается архитектурным убранством окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.
Интерьер церкви выглядит просторным и величественным, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадному убранству святыни придает и то, что колонны, стены и пол отделаны цветным искусственным мрамором.
Интерьер церкви украшают росписи на библейские мотивы, лепные декоративные карнизы с зубцами, роспись и массивные «бальные» люстры. Узнать больше об Армянской церкви Святой Екатерины…
Вход в Армянскую Апостольскую церковь Святой Екатерины бесплатный (бесплатно).
Адрес храма : Невский проспект, 40-42.
Координаты церкви : 59°56’07″N 30°19’56″E (59.935278, 30.332222).
Ближайшие станции метро : «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Сайт Армянской Апостольской церкви Святой Екатерины : армянская церковь.
Домовая церковь прп. Серафима Вырицкого
Домовая церковь прп. Серафима Вырицкого расположена в отреставрированном здании 1869 года постройки во дворе Большого Гостиного двора (ныне торговый центр), спроектированном архитектором Кузьминым специально для Комитет по управлению Большим Гостиным Двором и Периней.
Также в здании находится музей истории купечества Санкт-Петербурга и России. И такое соседство не случайно!
Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) видный представитель русского купеческого сословия. Трудовую деятельность начал десятилетним мальчиком в Гостином дворе, где работал посыльным.
Сегодня храм-музей, расположенный в Большом Гостином дворе, представляет собой памятник русскому купечеству, который призван показать, что можно успешно вести дела и при этом сохранять высокую духовность. Подробнее о Большом Гостином Дворе…
Вход в храм и музей осуществляется через центральный портик Невской линии. Запись на экскурсию заранее по телефону.
Адрес Большого Гостиного Двора : Невский проспект, 35.
Координаты Большого Гостиного Двора : 59°56’03″N 30°19’56″E (59.934167, 322.3327).
Сайт Большого Гостиного Двора : bgd.ru.
Ближайшие станции метро : «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Дом Голландской реформатской церкви
Дом Голландской реформатской церкви или просто Голландская церковь — бывшая церковь Голландской реформатской церкви.
Здание церкви построено в 1831-1835 годах архитектором французского происхождения Полем Жако в стиле русского классицизма на месте дома голландца Пьера Пюзи.
После революции 1917 г., в 1926 г. службы были прекращены, а здание церкви было национализировано и в нем размещались различные организации.
В настоящее время в здании находятся, в том числе, жилые квартиры, коммерческие помещения и Центр искусства и музыки ЦГБ им. Маяковского.
Место бывшего церковного зала теперь выделено на главном фасаде здания, обращенном к Невскому проспекту, четырехколонным коринфским портиком, объединяющим три этажа. В тимпане фронтона над колоннадой расположен горельеф с фигурами двух ангелов.
Фасады бывшего храма с полукруглыми окнами на первом этаже образуют сплошную аркаду.
Над плоской крышей здания возвышается покатый купол, на котором раньше был крест. Подробнее о доме голландской реформатской церкви…
Эти апартаменты расположены в бывшей голландской церкви рядом с Эрмитажем. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, бесплатная парковка, 2 спальни, телевизор с плоским экраном, оборудованная кухня с посудомоечной машиной и микроволновой печью, стиральная машина, санузел с душевой кабиной. Ссылка на квартиру
Адрес здания бывшей голландской реформатской церкви : Невский проспект, дом 20.
Координаты здания : 59°56’10″N 30°19’16″E (59.936111, 30.321111).
Ближайшие станции метро : «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра не расположена прямо на Невском проспекте, а является концом проспекта.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь, основанный в 1710 году и посвященный святому князю Александру Ярославичу Невскому и получивший статус Лавры в 1779 году..
Сегодня монастырь представляет собой крупный комплекс, в который входят : Свято-Троицкий собор, Александро-Невская церковь и ряд других церквей, кладбища (ныне некрополи), постройки различного назначения, в том числе монастырские постройки, а также сад , памятники и музеи.
Вход на территорию комплекса, в Свято-Троицкий собор и храмы свободный (бесплатно). Плата взимается за посещение гостиничных музеев, расположенных на территории Лавры. Read more about the Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra…
Address of the Alexander Nevsky Lavra : embankment of the Monastyrka River, 1.
Coordinates of the Alexander Nevsky Lavra : 59° 55’11» с.ш. 30°23’19» в.д. (59.919722, 30.388611).
Сайт Александро-Невской Лавры : lavra.