Высота храм христа спасителя: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Содержание
Храм Христа Спасителя — История и Архитектура , Москва
- Главная
- Росcия
- Москва
- Храмы и монастыри
- Храм Христа Спасителя
Едва ли не самый известный российский храм — Храм Христа Спасителя – является кафедральным собором Москвы. Именно здесь проходят все торжественные богослужения в честь главных православных праздников, собирая верующих со всех уголков России. Монументальность и величие храма, его роскошное убранство – все говорит об особом статусе храма и его значении для русской православной церкви. Однако всему этому предшествовала весьма драматичная история.
Грандиозное строительство храма, в ознаменование победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года началось в 1817 году по указу российского императора Александра I. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа.
Автор первого проекта храма архитектор Александр Витберг заложил храм на Воробьевых горах. Однако горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения и Николай I, сменивший Александра I на российском престоле поставил условие, чтобы храм был выполнен в «древнерусском стиле» и назначил нового архитектора храма. Им стал знаменитый московский архитектор — Константин Тон.
В 1839 году на новом месте, на берегу Москвы-реки, где стоял древний женский Алексеевский монастырь, который был переведен в Сокольники — Тоном было заложено новое здание храма. Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден с любой точки Москвы и соседствовал с Кремлем.
На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушли десятилетия. И, наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и всей императорской семьи.
В плане собор представлял собой равноконечный крест. Восхищали размеры храма (высота храма была 103 м, общая площадь 6800 кв. м): он мог вместить до 10 000 человек.
Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы — Верещагин, Суриков, Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду о проклятии монахини, которая, выступая против переноса монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизма в Советском Союзе.
По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 г. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов. Однако планы эти были нарушены Второй мировой войной. А котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной церкви обратился к правительству с просьбой о разрешении восстановлении великого храма. В 2000 году полностью воссозданный в своем первоначальном виде храм был освящен и в нем начались богослужения.
Здание поставлено на высокий стилобат, в котором разместились нижняя церковь, помещения Священного Синода и Духовной Академии, зал заседаний Поместных Соборов и ряд других служб. Сейчас здесь расположена единственная в Москве музейная экспозиция, расположенная в галерее действующего храма. В неё входят материалы, рассказывающие об истории создания, строительства, разрушения и воссоздания храма. Также здесь находится музей Отечественной Войны 1812 года.
Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства — 79 м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.
Храм Христа Спасителя: история, описание, фото
Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 — 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
Координаты: 55°44’40.9″N 37°36’19.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Содержание:
Краткая история
Архитектурные особенности и внешнее оформление храма
Интерьеры самого большого храма России
Экскурсии по храму
Храм Христа Спасителя на карте
Краткая история
Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.
Вид на храм с Большого Каменного моста
В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.
Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.
Вид храма с Москвы реки
В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.
С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.
Вид храма с Патриаршего моста
В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.
Архитектурные особенности и внешнее оформление храма
Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.
Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.
Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.
Входные порталы храма
Интерьеры самого большого храма России
Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.
Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.
Скульптурная компазиция на стенах храма
Экскурсии по храму
Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.
Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.
Скульптуры на входных дверях
Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.
Рейтинг достопримечательности
← СОБОРЫ МОСКВЫ | МОСКВА → |
Храм Христа Спасителя в Москве на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань
|
Санкт-Петербург
|
Владимир
|
Ярославль
|
Муром
|
Ростов Великий
|
Александров
|
Иваново
|
Калуга
|
Кострома
|
Сергиев Посад
|
Нижний Новгород
|
Псков
|
Касимов
|
Переславль-Залесский
|
Суздаль
|
Храм Христа Спасителя
- Дом
- Россия
- Москва
- Храмы
- Храм Христа Спасителя
Пожалуй, самым известным храмом России является Храм Христа Спасителя. Там проходят все торжественные службы в честь главных православных праздников, собирающие верующих со всей России. Монументальность и величие храма, его великолепные интерьеры – все говорит об особом статусе храма и его значении для Русской Православной Церкви. Но всему этому предшествовала очень драматическая история.
Грандиозное строительство храма в память победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года началось в 1817 году по указу российского царя Александра I. Новый храм должен был стать воплощением героизма русского народа.
Автор первого храма, архитектор Александр Витберг, заложил храм на Воробьевых горах. Однако гора стала прогибаться под тяжестью постройки. Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, поставил условие, чтобы храм был выполнен в древнерусском стиле, и назначил нового архитектора Константина Тона.
В 1839 году Тон начал строительство на новом месте на берегу Москвы-реки, где стоял старинный Алексеевский женский монастырь, позже перенесенный в Сокольники. Место для строительства было выбрано очень удачно: храм был виден из любой точки Москвы и стоял рядом с Кремлем.
На завершение строительства и внутренней отделки Храма Христа Спасителя ушло несколько десятков лет. Наконец, 26 мая 1883 года церковь была торжественно освящена в присутствии Александра III и всей царской семьи. Собор был выложен в виде креста. Впечатляли размеры собора (высота храма — 103 м, общая площадь — 6800 кв. м): он вмещал до 10 000 человек. Богатое убранство Храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камня, выполненных прославленными русскими живописцами — Верещагиным, Суриковым, Крамским. По периметру здание было окружено галереей, ставшей первым музеем войны 1812 года. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет. Многие вспомнили легенду о проклятии монахини, которая прокляла место строительства храма в знак протеста против его переноса на новое место и предсказала, что ни одно здание не простоит на этом месте более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие господствовавшей в нем идеологии атеизму в Советском Союзе. По приказу Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На пустыре планировалось построить Дворец Советов. Однако эти планы нарушила Вторая мировая война. Котлован, вырытый для фундамента Дворца, был использован для строительства открытого бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет. 19 февраля90 г. Священный Синод Русской Православной Церкви обратился к правительству за разрешением на восстановление великого храма. В 2000 году храм полностью восстановили в первозданном виде, освятили и начали богослужения. Здание было поставлено на высокий стилобат, в котором разместились нижний храм, Святейший Синод и Духовная академия, зал заседаний Поместных Соборов и ряд других служб. Сейчас в галерее действующей церкви находится единственная в Москве музейная экспозиция. Он состоит из материалов, документирующих историю основания, строительства, сноса и восстановления храма. Здесь же находится музей Отечественной войны 1812 года.
Внутреннее величие храма соответствует внешнему. Высота его внутреннего пространства составляет 79 метров. Прямо по оси главного входа находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмиугольной часовни, увенчанной золоченым куполом. Главные святыни Храма – икона Рождества Христова работы Святейшего Патриарха Алексия из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен Верещагина и подлинный престол Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.
Какое значение имело то, что завеса в храме разорвалась надвое, когда умер Иисус?
ГлавнаяМатериалыИндексИисус ХристосКрест и гробница храма завеса разорвана
Вопрос
Ответ
При жизни Иисуса святой храм в Иерусалиме был центром еврейской религиозной жизни. Храм был местом, где совершались жертвоприношения животных и неукоснительно соблюдалось поклонение в соответствии с Законом Моисея. Евреям 9:1-9 говорит нам, что в храме завеса отделяла Святое Святых — земное жилище Божьего присутствия — от остальной части храма, где жили люди. Это означало, что человек был отделен от Бога грехом (Исайя 59:1-2). Только первосвященнику разрешалось выходить за эту завесу один раз в год (Исход 30:10; Евреям 9:7), чтобы войти в Божье присутствие для всего Израиля и совершить искупление их грехов (Левит 16).
Храм Соломона был высотой 30 локтей (3 Царств 6:2), но Ирод увеличил высоту до 40 локтей, согласно трудам Иосифа Флавия, еврейского историка I века. Существует неопределенность в отношении точного измерения локтя, но можно с уверенностью предположить, что эта завеса была где-то около 60 футов в высоту. Раннее еврейское предание говорит, что завеса была толщиной около четырех дюймов, но Библия не подтверждает это измерение. Книга Исход учит, что эта толстая завеса была сделана из голубой, пурпурной и червленой материи и тонкого крученого льна.
Размер и толщина завесы делают события, происходящие в момент смерти Иисуса на кресте, намного более важными. «И когда Иисус снова возопил громким голосом, он испустил дух. В тот момент завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу» (Матфея 27:50-51а).
Итак, что мы делаем из этого? Какое значение имеет для нас сегодня эта разорванная завеса? Прежде всего, разрыв завесы в момент смерти Иисуса драматически символизировал, что Его жертва, пролитие Его собственной крови, было достаточным искуплением за грехи. Это означало, что теперь путь во Святое Святых был открыт для всех людей, во все времена, как для иудеев, так и для язычников.
Когда Иисус умер, завеса разорвалась, и Бог покинул это место, чтобы никогда больше не обитать в храме, построенном человеческими руками (Деяния 17:24). Бог покончил с этим храмом и его религиозной системой, и храм и Иерусалим остались «пустыми» (разрушенными римлянами) в 70 г. по Р.Х., как и пророчествовал Иисус в Луки 13:35. Пока храм стоял, он означал продолжение Ветхого Завета. Евреям 9:8-9 относится к эпохе, которая уходила, когда устанавливался новый завет (Евреям 8:13).
В некотором смысле завеса была символом Самого Христа как единственного пути к Отцу (Ин. 14:6). На это указывает тот факт, что первосвященник должен был входить во Святое Святых через завесу. Теперь Христос — наш высший Первосвященник, и, веруя в Его завершенную работу, мы причастны к Его лучшему священству. Теперь мы можем войти в Святая Святых через Него. В Евреям 10:19-20 говорится: «У нас есть уверенность войти во Святое Святых через кровь Иисуса новым и живым путем, открытым для нас через завесу, то есть через Его тело». Здесь мы видим образ плоти Иисуса, разрываемой для нас точно так же, как Он разрывал для нас завесу.
Глубокое значение разрыва завесы объяснено в великолепных подробностях в Послании к Евреям. Вещи в храме были тенью грядущего, и все они в конечном счете указывают нам на Иисуса Христа. Он был завесой Святая Святых, и благодаря Его смерти верующие теперь имеют свободный доступ к Богу.
Завеса в храме была постоянным напоминанием о том, что грех делает человечество непригодным для присутствия Бога. Тот факт, что жертва за грех приносилась ежегодно и ежедневно повторялись бесчисленные другие жертвы, наглядно показывала, что грех нельзя искупить или стереть простыми жертвоприношениями животных.