Яко с нами бог лавров с: Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом

Разное

Содержание

Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом

Оглавление

  • Полный текст
  • От автора
  • Искусство защищать
  • Часть первая. Диспут
  • Начало диспута
  • Пчелы
  • Дарвинизм
  • О природе
  • Перерыв
  • Непостижимая сила
  • Книга природы… кто ее Автор?
  • Путь к Богу
  • Целесообразность в природе
  • Разумное существо — Творец
  • Колебания Матюхина
  • Бегство Альтшулера
  • Чудесная сложность организма
  • Кто создал клетку?
  • Планы и законы в природе
  • Новый, переубежденный Матюхин
  • Часть вторая. О Боге
  • О Святой Троице
  • Как возник мир
  • Откуда произошел человек?
  • О душе
  • О вере
  • О смерти и бессмертии
  • О Воскресении мертвых
  • Часть третья. Путь ко спасению
  • Вступление
  • О смирении
  • Об осуждении
  • О любви
  • О целомудрии
  • О скорбях и болезнях
  • О покаянии
  • О доброй жизни
  • О дружбе с миром
  • О Молитве
  • О Церкви
  • О Причащении
  • О посте
  • О Кресте и крестном знамении
  • Что же требуется, чтобы быть другом Христовым?

“Когда я со своей супру­гой стал уси­ленно изу­чать духов­ную лите­ра­туру, то среди мно­го­чис­лен­ного чте­ния попа­лась бро­шюра «Яко с нами Бог». Прежде меня при­вле­кали раз­лич­ные уче­ния, в том числе эзо­те­ри­че­ские (Рериха, Бла­ват­ской и проч.), но после про­чте­ния этой тон­кой кни­жицы уже не было вопроса, где Истина. Бро­шюра так пора­зила, что стал я выяс­нять, кто ее автор. На обложке зна­чи­лось С.Лавров – и ника­кого пояс­не­ния. Кто он – уче­ный, монах, писатель?

Поль­зу­ясь воз­мож­но­стями интер­нета, обра­щался в пра­во­слав­ные изда­тель­ства, кото­рые изда­вали «Яко с нами Бог», и везде полу­чал один ответ: мы пере­пе­ча­тали с такого-то изда­ния. Все ссы­ла­лись друг на дружку. Нако­нец, под­ска­зали мне, что в одной из радио­бе­сед извест­ный про­по­вед­ник архим. Амвро­сий (Юра­сов) при­знал свое автор­ство, пояс­нив, что псев­до­ним Лав­ров взял потому, что сам он из Тро­ице-Сер­ги­е­вой лавры. Каза­лось бы, поиски мои закон­чи­лись… Но исто­рия воз­ник­но­ве­ния этой заме­ча­тель­ной книги ока­за­лась куда инте­рес­нее, чем ожи­дал. В интер­нете слу­чайно наткнулся на сооб­ще­ние мос­ков­ского инфор­ма­ци­он­ного агент­ства «Вер­то­градъ-Информ» «Ста­ро­об­рядцы обви­няют архи­манд­рита Амвро­сия (Юра­сова) в пла­ги­ате». Там же была при­ве­дена погром­ная, иного слова не под­беру, ста­тья ста­ро­об­рядца. Он утвер­ждал, что на самом деле эту книгу напи­сал Ф.Е.Мельников, ста­ро­об­ря­дец-поле­мист, а «нико­ни­ан­ский» свя­щен­ник, мол, все из нее поза­им­ство­вал. Кто же тут прав?

На этот вопрос отве­тил сам архим. Амвро­сий: «В соро­ко­вых годах в одном из жур­на­лов Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии был напе­ча­тан неболь­шой рас­сказ о том, как в селе Покров­ском высту­пал лек­тор-ате­ист. Назы­вался рас­сказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один про­фес­сор-аст­ро­ном (ныне он насто­я­тель собора) при­вез 3–4 листочка сфо­то­гра­фи­ро­ван­ного тек­ста. Я про­чи­тал их. Рас­сказ очень понра­вился, и я все думал: как бы ожи­вить его, при­бли­зить к совре­мен­но­сти… Этот рас­сказ мог стать малень­кой отду­ши­ной для пра­во­слав­ных хри­стиан. Мы взяли его «ске­лет» за основу, нарас­тили его, внесли свои изме­не­ния. В нашем вари­анте ате­ист Матю­нин пре­вра­тился в Матю­хина (иро­нией хоте­лось под­деть его, вспом­ни­лось «тюха-матюха»), немой Тро­фи­мушка заго­во­рил (для него спе­ци­ально сочи­нили диа­логи), напи­сали много тек­стов для Матю­хина, Демьяна Лукича, дру­гих участ­ни­ков дис­пута. Трех­стра­нич­ная зари­совка пре­вра­ти­лась в боль­шой подроб­ный рас­сказ. Мно­гое вклю­чили из свя­тых отцов, из совре­мен­ных писа­те­лей и иссле­до­ва­те­лей. Напи­сали вто­рую и тре­тью части о том, как жить по воле Божией.

Пер­вая книжка назы­ва­лась «Как в селе Покров­ском похо­ро­нили ате­изм». Книжку раз­мно­жили на копи­ро­валь­ной тех­нике. Мно­гие стали пере­пе­ча­ты­вать ее, кто на пишу­щих машин­ках, кто, как и мы, копи­ро­вали… Нашлись доб­рые люди, издали бро­шюрку за гра­ни­цей. Бро­шюрка мигом разо­шлась по Рос­сии… Она, подобно пчелке, раз­несла свою весть о Боге по всей нашей огром­ной стране. Дело сде­лано, теперь можно рас­ска­зать о том, как это было…»
Самое заме­ча­тель­ное в этой исто­рии то, что сюжет книжки не выду­ман – Федор Евфи­мо­вич Мель­ни­ков (1874 – 1960), сын свя­щен­ника Бело­кри­ниц­кой ста­ро­об­ряд­че­ской иерар­хии, дей­стви­тельно про­во­дил в совет­ской Рос­сии рели­ги­оз­ные дис­путы. Пуб­лично он высту­пал на пре­ниях с марк­сист­скими идео­ло­гами (про­тив Троц­кого, Луна­чар­ского, Буха­рина), резуль­та­том кото­рых были издан­ные в 1935 и 1937 годах за гра­ни­цей труды «Совре­мен­ное без­бо­жие, опро­вер­га­е­мое им самим (марк­сизм и ате­изм)» и «О без­бож­ни­че­ских и хри­сти­ан­ских дог­ма­тах (двух­днев­ный пуб­лич­ный дис­пут с боль­ше­вист­скими мис­си­о­не­рами без­бо­жия)». Будучи заочно при­го­во­рен­ным к рас­стрелу Том­ским губерн­ским нар­су­дом в 1920 году, он скры­вался сна­чала на заим­ках в тайге, после – уже в 1925 году – ему уда­лось пере­браться сна­чала на Кав­каз, а затем, в 1930 году, в Румы­нию, где он про­жил еще 30 лет. Там, в эми­гра­ции, он и напи­сал рас­сказ «Откуда про­изо­шла вера в Бога?», кото­рая легла в основу совре­мен­ной книги «Яко с нами Бог». Что бы ни гово­рили про­тив неко­то­рые ста­ро­об­рядцы, это заме­ча­тель­ный при­мер сотруд­ни­че­ства с тра­ди­ци­он­ным ста­ро­ве­рием про­тив без­ве­рия века сего.

От автора

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, гово­рит Гос­подь, Кото­рый есть и был и гря­дет, Все­дер­жи­тель. (Отк. 1:8)

После воз­вра­ще­ния из кос­ми­че­ского полета Юрий Гага­рин ска­зал: «Я был в меж­пла­нет­ном про­стран­стве и не видел Бога. Зна­чит, Бога нет». Неко­то­рые рядо­вые люди при­няли это заяв­ле­ние за истину: совре­мен­ная наука якобы опро­вер­гает суще­ство­ва­ние Бога. Дру­гие, видя, что Гага­рин не доле­тел даже до Луны, заклю­чили: вряд ли он был вправе заявить, будто иссле­до­вал все кос­ми­че­ское про­стран­ство. Ведь для того, чтобы про­ле­теть нашу галак­тику со ско­ро­стью света (300000 км/с), потре­бо­ва­лось бы один мил­лион лет и пол­тора мил­ли­она лет, чтобы достиг­нуть дру­гой галак­тики. А таких галак­тик бил­ли­оны! При­нять за истину наив­ное рас­суж­де­ние покой­ного Гага­рина могут лишь люди, умыш­ленно отвер­га­ю­щие Бога.

В про­ти­во­по­лож­ность им пер­вая группа аме­ри­кан­ских аст­ро­нав­тов, доле­тев­ших до Луны и сде­лав­ших на ней высадку, читала в орбите Луны 1‑й стих Биб­лии: «В начале Бог сотво­рил небо и землю», — и это чте­ние пере­да­ва­лось по теле­ви­де­нию во всем мире. Заклю­че­ние Гага­рина ни в коей мере не было при­нято ни дру­гими аст­ро­нав­тами, ни, тем более, уче­ными. Так, уче­ный Бьерке гово­рит: «Совре­мен­ная наука не убила фун­да­мен­таль­ные истины Биб­лии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию».

Среди бес­чис­лен­ного мно­же­ства небес­ных све­тил, пла­нет и звезд наша Земля — кро­хот­ная, неза­мет­ная пылинка, и на этой пылинке живет чело­век: здесь про­изо­шло его гре­хо­па­де­ние и здесь совер­ши­лось его спа­се­ние. Сам Тво­рец мира, при­няв образ чело­ве­че­ский, сошел на землю и жил под чело­ве­че­ским покро­вом трид­цать три с поло­ви­ной года; но тво­ре­ние вос­стало про­тив сво­его Творца и пре­дало Его крест­ной смерти.

Что чело­век по срав­не­нию с Богом? Ничто. Но и сей­час, как когда-то, он бро­сает дерз­кий вызов Небу: в своем безу­мии он отри­цает сво­его Творца и тем самым обре­кает себя на веч­ную гибель.

Однако вера в Бога не может исчез­нуть: она жила и будет жить в народе, пока суще­ствует мир; она живет в серд­цах таких чистых людей, как Демьян Лукич — муд­рый ста­рец, с кото­рым ты, доро­гой чита­тель, позна­ко­мишься на стра­ни­цах этой книги.

Искусство защищать

Мно­гим хорошо известна неболь­шая кни­жечка под назва­нием «Яко с нами Бог», под­пи­сан­ная псев­до­ни­мом «С. Лав­ров» или дру­гим име­нем. Попу­ляр­ность этого сочи­не­ния, кото­рое убе­ди­тельно сокру­шает рас­хо­жие доводы «уче­ных» без­бож­ни­ков, направ­лен­ные про­тив «неве­же­ствен­ных» веру­ю­щих, огромна. Сово­куп­ный тираж ее еже­год­ных пере­из­да­ний пре­вы­шает мил­лион экзем­пля­ров, и спрос на книгу не сбавляется.

Однако не все знают имя насто­я­щего автора, под­лин­ное назва­ние этого сочи­не­ния и — глав­ное — его пер­во­на­чаль­ный неис­ка­жен­ный текст. Дей­стви­тель­ное загла­вие этой крат­кой апо­ло­гии хри­сти­ан­ства таково — «Откуда про­изо­шла вера в Бога. (Пуб­лич­ный дис­пут в совет­ской Рос­сии)». Книга была напи­сана зна­ме­ни­тым ста­ро­об­ряд­че­ским писа­те­лем и цер­ков­ным дея­те­лем Федо­ром Ефи­мо­ви­чем Мель­ни­ко­вым (1874–1960) еще в 1920 г. во вре­мена боль­ше­вист­ских гоне­ний на Цер­ковь Хри­стову в сибир­ской «тайге», как ука­зал сам автор.

После опуб­ли­ко­ва­ния в 1905 г. Имен­ного Высо­чай­шего Указа Пра­ви­тель­ству­ю­щему Сенату об укреп­ле­нии начал веро­тер­пи­мо­сти такие мно­го­люд­ные «пре­ния о вере» стали отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью духов­ной жизни доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. К ним про­яв­ляли устой­чи­вый инте­рес пред­ста­ви­тели рус­ского обра­зо­ван­ного обще­ства. Один из них, редак­тор мос­ков­ской газеты «Рус­ское слово» Алек­сандр Пан­кра­тов писал: «Выда­ю­щийся ора­тор­ский талант Мель­ни­кова поста­вил его в пер­вый ряд рус­ских обще­ствен­ных дея­те­лей». До 1917 г. на лек­ции и пуб­лич­ные собе­се­до­ва­ния ста­ро­об­ряд­че­ского начет­чика (начет­чик — начи­тан­ный чело­век) с рели­ги­оз­ными про­тив­ни­ками, про­хо­див­шие, напри­мер, в Поли­тех­ни­че­ском музее, трудно было достать отнюдь неде­ше­вый билет. Столь велико ока­за­лось вни­ма­ние тогдаш­ней пуб­лики к серьез­ным бого­слов­ским дис­кус­сиям. Гос­подь все­гда даро­вал победу защит­нику хри­сти­ан­ства, кото­рый, посто­янно пом­нил запо­ведь Спа­си­теля: «Когда же при­ве­дут вас в сина­гоги, к началь­ствам и вла­стям, не заботь­тесь, как или что отве­чать, или что гово­рить, ибо Свя­тый Дух научит вас в тот час, что должно гово­рить» (Лк. 12:12-11).

Воин­ству­ю­щие без­бож­ники, терпя на дис­пу­тах пора­же­ние за пора­же­нием и видя свою немочь, вожде­лели све­де­ния сче­тов. Ста­ро­об­ряд­че­ский епи­скоп Инно­кен­тий (Усов) сви­де­тель­ство­вал: «Пуб­лич­ные дис­путы по рели­ги­оз­ным вопро­сам совет­ская власть допус­кала только до 1929 года. Но и тогда талант­ли­вые апо­ло­геты хри­сти­ан­ства, высту­пав­шие на них, рис­ко­вали своей сво­бо­дой, а ино­гда и самой жиз­нью. Немало их погибло в совет­ских тюрь­мах и на каторге».

Позже Мель­ни­ков так вспо­ми­нал о той поре: «…Я был при­го­во­рен в совет­ской Рос­сии… к рас­стрелу за «контр­ре­во­лю­цию», како­вой счи­та­лась рели­ги­оз­ная дея­тель­ность… Меня не могли разыс­кать… в непро­хо­ди­мой сибир­ской тайге… Три раза при­ез­жали боль­ше­вист­ские отряды для розыс­ков меня, и каж­дый раз уез­жали ни с чем… С 1925 по 1930 (вто­рой поло­вины) я про­жил на Кав­казе, зани­ма­ясь там пче­ло­вод­ством… Писать днем было опасно, ибо на пасеку загля­ды­вали ино­гда крас­ные вла­сти… Я начал писать поэтому ночью, в своем поход­ном шалаше, при туск­лом свете керо­си­но­вой лампы. Но вскоре при­шел ко мне ночью бли­жай­ший сосед-пче­ло­вод и пре­ду­пре­дил: «Опас­ное дело вы дела­ете, чока­нье вашей пишу­щей машинки в ноч­ной тишине очень далеко слышно и может заин­те­ре­со­вать про­ез­жих, а про­ез­жие могут быть крас­ные. Тогда и вам доста­нется, да и нас не поми­луют». Я пре­кра­тил ноч­ную работу на машинке, стал писать днем. Писал я с боль­шой опас­ли­во­стью, чуть ли не каж­дую минуту выгля­ды­вая из сво­его шалаша: не едет ли кто к нам на пасеку, не идет ли подо­зри­тель­ный чело­век?.. Бог помог мне пере­браться за гра­ницу (в Румы­нию) и при­ве­сти сюда почти все мои сочи­не­ния, напи­сан­ные на родине в опро­вер­же­ние безбожия…».

Обще­ствен­ное при­зна­ние Мель­ни­кова в те годы огромно. Он много пишет, активно изда­ется, часто высту­пает с пуб­лич­ными лек­ци­ями и бесе­дами. Его про­из­ве­де­ния пере­во­дят на евро­пей­ские языки. На них откли­ка­ются в Бел­граде и Иеру­са­лиме, в Париже и Вар­шаве, в Киши­неве и Афи­нах, в Хар­бине и Нью-Йорке. Окс­форд­ский про­фес­сор Нико­лай Зер­нов вклю­чает его, един­ствен­ного ста­ро­об­рядца, в свой авто­ри­тет­ный био­биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник «Рус­ские писа­тели эмиграции».

архимандрит Амвросий (Юрасов) — Яко с нами Бог читать онлайн бесплатно

12 3 4 5 6 7

Яко с нами Бог

С. Лавров (Архим. Амвросий (Юрасов))

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-315-2173)

Как появилась эта книга

Я есмь Альфа и Омега,

начало и конец, говорит Господь,

Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Откр. 1, 8

Как-то, отвечая на вопросы радиослушателей в прямом эфире православной радиостанции «Радонеж», услышал вопрос: «Есть такая книга «Яко с нами Бог», ее ведь Вы написали? А старообрядцы говорят, что это их книга». Пришлось объяснить, как появилась эта книга, почему мне пришла мысль издать ее.

Книга «Яко с нами Бог» состоит из 3-х частей: 1-я часть «Диспут», 2-я часть «О Боге», 3-я часть «Путь к спасению». 1-я часть – «Диспут» – построена на основе сочинения писателя-старообрядца Ф.Е. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога (публичный диспут в советской России)», написанного в 1920 году.

В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез несколько листочков сфотографированного текста, в котором не было ни титульного листа, ни конца, потому автор был неизвестен. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал, как бы оживить его, приблизить к современности – ведь прошло уже много лет, все изменилось: и наука, и люди. Когда был в отпуске, взялся за переделку. В те годы не было литературы, просто и доходчиво рассказывающей о вере и спасении, а этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли «скелет» рассказа за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил: для него специально сочинили диалоги, написали тексты для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей.

Составили предисловие, в котором было два действующих лица – боксеры на духовном ринге, главы в книге превратились в раунды (эти образы мне, как бывшему боксеру, были близки). Придумали обложку: над селом Покровским занесла свою косу смерть-атеизм. Дали книжке автора – С. Лавров. Поскольку я несколько лет молитвами преподобного Сергия Радонежского жил в Сергиевой Лавре, решил и дать автору имя С. Лавров – Сергиева Лавра, место моего духовного рождения.

Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали. Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Мы ее не продавали, а раздавали. Брошюрка мигом разошлась по России. Тогда же пришла мысль написать вторую и третью части, объясняющие, что такое вера в Бога, в чем смысл церковных Таинств, как жить православному христианину. Книжка обрела объем и стала называться «Яко с нами Бог». Почему?

Когда наша семья жила в Сибири и я работал в шахте, начались гонения. Атеизм тогда бушевал вовсю. Местные власти всячески старались «вразумить» нашу семью через собрания, радио, газеты. В местной газете напечатали статью: «Ни одного отстающего в пути». В ней писали, что в нашем доме появилась домашняя церковь. Посмотреть на эту церковь, а заодно и побеседовать с нами как-то приехали представители из органов. Дома никого не оказалось, милиционеры заглянули в окно и увидели белой краской выведенное на дверях: «Яко с нами Бог».

С нами Бог. «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог», – эти слова с детства звучали в душе, они напоминали о Рождестве, вселяли уверенность: с нами Бог. «Если Бог за нас, кто против нас?»

Сейчас эта книжка разошлась миллионными тиражами, мало кто из церковных людей не знает ее. Она подобно пчелке разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране.

Много лет спустя стало известно, что текст тех страничек принадлежит старообрядческому религиозному публицисту Федору Ефимовичу Мельникову. С тех пор мы при переизданиях книги «Яко с нами Бог» всегда указываем авторство 1-й части книги: «на основе книги Ф. Е. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога».

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Среди бесчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля – крохотная, незаметная пылинка и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом тридцать три с половиной года, но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.

Что человек по сравнению с Богом? Ничто! Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов Небу; в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную гибель.

Однако вера в Бога не может исчезнуть. Она жила и будет жить в народе, пока существует мир. Она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич, мудрый старец, с которым ты, дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.

Часть I

Диспут

(на основе книги В. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога»)

На праздник Рождества Христова я поехал к своим родственникам в село Покровское, и там произошло событие, которое побудило меня написать эту книгу.

Перед праздником по селу были расклеены объявления, что в помещении Дома культуры состоится лекция на тему «Как произошла вера в Бога?» В объявлениях также указывалось, что после выступления лектора общества «Знание» товарища Матюхина И. П. состоится диспут.

Покровка испокон веков слыла в области православным Ватиканом. Почти в каждом доме была религиозная литература. Уже с раннего возраста дети воспитывались в православном духе: усваивали молитвы, ходили со старшими в церковь. А потом в школе из них выбивали, как могли, религиозный «туман».

Поэтому подбор лектора для Покровки имел особое значение.

Народу пришло много: врачи, учителя во главе с директором школы, школьники. Молодые и пожилые, верующие и атеистически настроенные заполнили зал Дома культуры. Слово «диспут» магически притягивало людей. Чтобы не ударить в грязь лицом перед приезжим лектором, директор Дома культуры позаботился о соответствующем оформлении зала. В зале развесили плакаты: «Религия – опиум для народа», «Религия – дурман» и «Ни одного отстающего в пути».

Подобные мероприятия проводились в Покровском редко, поэтому представлял лектора сам директор Дома культуры Альтшулер.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7

Не почивайте на лаврах — служения растущего христианства

Посвящение для растущего христианства

Неемия 7:1 — После того, как стена была восстановлена ​​и я поставил двери на место, привратники, певцы и левиты были на месте. назначен.

В греческих играх древнего мира победителя увенчивали венком из лавровых листьев. Но если победитель хотел остаться чемпионом, он не мог «почивать на лаврах». Каждый спортсмен усваивает эту истину на собственном опыте: надежный и быстрый способ уйти от пиковых результатов — прекратить тренировки по окончании гонки или сезона и просто расслабиться и отдохнуть от прошлых достижений.0007

Не останавливаться на достигнутом важно и в духовной сфере. Купание в лучах славы прошлых духовных побед может привести к духовному поражению. Почему? Потому что наши духовные битвы никогда не прекращаются . Расслабление, когда мы достигли плато духовного роста, может обернуться катастрофой, потому что бездействие приведет к духовной атрофии. Мы должны давить! Мы никогда не должны почивать на лаврах в этой жизни. Время отдыха наступит на Небесах, когда мы, наконец, услышим, как Спаситель скажет: «Молодец».

Предыстория

Принцип «не почивать на лаврах духовных» ясно преподается во второй половине книги Неемии. Неемия 1-6 рассказывает о физическом восстановлении стены вокруг древнего города Иерусалима под руководством Неемии. Вторая половина книги, Неемия 7-13, посвящена духовному восстановлению людей благодаря постоянным усилиям Неемии.

События книги Неемии происходили в 5 веке до нашей эры — около 445 года до нашей эры. Приблизительно за 100 лет до времен Неемии евреи приближались к концу своего 70-летнего изгнания в Вавилоне. Они были в плену из-за своего непослушания завету, который Бог заключил с ними. Но Бог милостив! В 539 г.до н.э. персидские армии победили вавилонян, и персидский император Кир издал указ доброй воли, разрешавший пленным евреям вернуться на родину, если они того пожелают. Около 50 000 евреев вернулись в Иерусалим в 538 г. до н.э.

После некоторого промедления они восстановили свой Храм, разрушенный вавилонскими войсками под предводительством Навуходоносора. Восстановленный храм был завершен около 516 г. до н.э. Однако стены вокруг Иерусалима оставались грудами щебня еще 70 лет. Очевидно, никто не был достаточно заинтересован или достаточно энергичен, чтобы организовать восстанавливающую партию. Без стены город был слаб и открыт для нападения, что позорило имя Господа.

Неемия, еврейский виночерпий персидского царя Артаксеркса, был настолько обеспокоен плачевным состоянием разрушенных стен, что попросил у Артаксеркса разрешения отправиться в Иерусалим, расположенный более чем в 1000 милях от него, чтобы он мог что-то сделать со стенами (главы 1-2). Разрешение на поездку было получено чудесным образом, и Неемия отправился из Суз, персидской столицы, в Иерусалим. Там он побудил сердца и силы людей восстановить стену (глава 3). Несмотря на большое сопротивление, стена, окружающая Иерусалим, была полностью восстановлена ​​всего за 52 дня (главы 4-6). Удивительный подвиг!

Меньше двух месяцев ушло на работу, которой пренебрегали почти 70 лет! Удивительно, что Бог может сделать за короткое время через людей, чьи сердца и энергия объединены и посвящены Ему. Даже когда отправной точкой являются «кучи щебня», нет предела тому, что Бог может сделать с нами и через нас.

Но Неемия знал, что мы не можем «почивать на лаврах». Когда люди начали восстанавливать стену, началось великое духовное пробуждение, но он знал, что пробуждение будет недолгим, если не будет постоянного упора на деятельность. Если бы люди просто откинулись на спинку кресла, расслабились и возрадовались проделанной великой работе, вскоре наступила бы долгая апатия и холодность сердца. Так всегда бывает. Если мы почием на лаврах нашего духовного строительства стен, то вскоре огонь пробуждения остынет.

Но что такое  духовное возведение стен? Духовные стены строятся благодаря участию в мероприятиях, укрепляющих наше христианское свидетельство и делающих нас сильнее в Господе. Как Бог хотел видеть прочные и прочные стены вокруг города Своего Храма во времена Неемии, так и сегодня Он хочет видеть твердые и прочные свидетельства о Его храме. (См. 1-е Коринфянам 3:16 и 6:19.) Принципы духовного возведения стен можно применить к нашей личной жизни, нашей семейной жизни или к духовной жизни наших церквей. Можно построить крепкие духовные стены, но духовная деятельность никогда не должна останавливаться, даже у сильных и зрелых христиан. Даже когда Бог благословляет нас удивительными достижениями в духовном строительстве, давайте не будем останавливаться на достигнутом!

В Неемии 7:1 акцент Неемии на деятельности после того, как стены Иерусалима были восстановлены, сосредоточен на нас. Обратите внимание на три различных направления деятельности: назначение привратников, певцов и левитов. Каждая из этих трех групп предлагает аналог духовной деятельности, которая постоянно необходима сегодня, чтобы удержать нас от скатывания к менталитету «почивать на лаврах».

Наблюдение

Работа привратников заключалась в  присмотре за воротами . Это было чрезвычайно важно, потому что ворота древних городов-крепостей были слабыми местами — местами, наиболее уязвимыми для вражеского нападения или проникновения. Враг может проскользнуть незамеченным через неохраняемые ворота.

Охрана ворот имеет духовный аналог в христианской жизни. Нам нужно следить за теми сферами нашей жизни, где мы особенно уязвимы для вражеских атак. И давайте следить не только за теми областями, в которых мы знаем, что мы слабы, но и за теми областями, в которых мы думаю  мы сильны ! Помните слова 1 Коринфянам 10:12, : «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

У каждого христианина есть «врата». Имущество, например, является воротами для многих христиан. Сатана может очень легко «проникнуть ногой в дверь», когда за этими воротами не наблюдают. Результат — материализм. Непреодолимое желание накопить вещей позволило разрушить когда-то прочные стены христианского свидетельства во многих христианских семьях.

Секс, очевидно, является еще одним важным входом в стену для некоторых христиан. Сколько христиан, включая выдающихся лидеров христианского сообщества, позволили сатане проскользнуть через свои ворота в этой области? Враг наших душ очень искусно проверяет силу этих ворот. У него много, и разнообразных, и тонких тактик для проникновения в нашу жизнь через эти ворота. Будьте бдительны!

Ворота должны были быть открыты только средь бела дня (7:3). В остальное время они должны были быть заперты. Это должно быть правилом и для врат в жизни верующего. Ворота могут быть открыты, но только в надлежащих и контролируемых условиях! Возьмем, к примеру, телевидение, фильмы и Интернет. Некоторые телепрограммы, фильмы и веб-сайты не наносят вреда, но многие  являются — как для взрослых, так и для детей. Большинству из нас необходимо установить для себя четко определенные ориентиры в этих областях. Ограничения «среди бела дня» — потому что может быть очень опасно оставлять эти ворота все время настежь открытыми.

Деятельность по наблюдению за вратами имеет множество применений, потому что в наших духовных стенах много врат. У всех христиан проблемы с разными вратами. Некоторые из ваших христианских братьев и сестер более уязвимы в определенных областях, чем вы, и наоборот! Будьте чувствительны к этому факту в ваших отношениях с ними. Недостаток чуткости и понимания может привести к неудаче и катастрофе  свою  жизнь и споткнуться в жизни своего брата или сестры.

Помните: призыв сатаны открыть наши врата в неподходящее время всегда будет звучать хорошо, особенно если мы почиваем на лаврах наших прошлых духовных достижений. Следите за своими воротами!

Поклонение

Назначение певцов подчеркнуло активность поклонения . Неемия понимал, что воспевание хвалы Господу будет отличной гарантией от того, чтобы не попасть в рутину «почивать на лаврах», и это остается верным и сегодня. Отвечать Господу в песнях хвалы — это поклонение, угодное Господу. Неудивительно, что характеристика наполненности Духом равна 9.0005 «поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефесянам 5:18-19 )!

Из этих стихов следует, что пение – это приказ, а не выбор, для христианина. Независимо от качества наших голосов, мы должны петь! Пение является характерной чертой поклонения, и оно также способствует поклонению . Вы когда-нибудь замечали, как хвалебные гимны могут успокоить ваше беспокойное сердце или смягчить ваше плохое отношение? Пение и прослушивание музыки прославления может направить нас в правильном направлении к поклонению!

Назначение Неемией певцов не было спонтанной, новой идеей. Неемия следовал образцу, который Господь дал царю Давиду для Храма и его функций (1 Паралипоменон 25 и 28). Бог установил пение как часть храмового порядка, чтобы подчеркнуть, что Он желает поклонения от Своего народа. Постоянный акцент на поклонении по-прежнему является Божьим желанием для Своей Церкви.

Рабочий

Третьей группой назначенцев были левиты. Левиты были служителями храма, и они говорят нам о работа или служение Господу. Левиты помогали священникам. Они выполняли всю тяжелую работу по содержанию Храма. Можете ли вы представить себе нагрузку левитов, когда весь народ Израиля приходил в Храм для жертвоприношения и празднования, как того требовал Закон Божий?

Трудовая деятельность или христианское служение очень важны для растущего христианина. Многие христиане, почивающие на лаврах, жалуются на то, что дела в поместной церкви идут под откос, или даже критикуют тех, кто на самом деле и работают!

Вы работаете или только «посещаете» церковь? Участие в работе Господа не означает, что вы должны оставить свою нынешнюю работу и полностью посвятить себя служению. НЕТ! Но в области христианского служения необходимо выполнить много работы, и мы все можем найти место, где можно принять участие и чем заняться. Нет никаких причин, по которым христианин с «крепкой стеной» не может начать изучение Библии или, по крайней мере, ,  вовлечься и помочь в нем. И в каждой церкви есть множество служений, которым нужна помощь! Если вы сейчас не участвуете в христианском служении, вы могли бы встретиться один на один, чтобы помочь христианину, чья стена не так крепка, как ваша.

Наблюдение, поклонение и работа — это действия, которые требуют постоянного внимания в христианской жизни. Давайте не будем сидеть сложа руки и почивать на лаврах только потому, что мы считаем, что наши стены прочны и хорошо построены. Поскольку пробуждение прекращается, когда прекращается деятельность, давайте продолжать активно наблюдать и укреплять наши слабые места, поклоняться нашему Господу и служить Ему и Его народу с радостью.

«Радость Господня — ваша сила!» (Неемия 8:10).

— Дэйв Рид

Подробное изложение известного греческого мифа

Аполлон и Дафна e, Джон Уильям Уотерхаус, 1908 г., частная коллекция; с Аполлоном и Дафной , Пьеро дель Поллайоло, ок. 1441, Национальная галерея, Лондон

 

Миф об Аполлоне и Дафне — это история, описывающая, что происходит, когда похоть сталкивается с отвержением. Это история о силе любви, силе Купидона (или Эроса по-гречески), который может даже ослепить самых могущественных греческих богов. В мифе Аполлон безумно влюбляется в Дафну, женщину, поклявшуюся оставаться девственницей. Аполлон охотится на Дафну, которая отказывается принимать его ухаживания. В тот момент, когда он ловит ее, она превращается в лавровое дерево — сцена, известная в романе Бернини «Девять».0005 Аполлон и Дафна скульптура.

Миф об Аполлоне и Дафне

Римская мозаика с изображением Аполлона и Дафны, 2-3 века н.э., через Художественный музей Принстонского университета

 

Самым ранним источником этого знаменитого мифа о трансформации является Парфений, греческий поэт, живший в 1-м веках до нашей эры. Другим известным источником является Павсаний, греческий писатель-путешественник, живший во 2 –90 135 годах н. э. Однако наиболее лирическую попытку представить историю Аполлона и Дафны предпринял римский поэт Овидий в своем Метаморфозы сборник греческих басен, написанных в 8 г. н.э.

 

В этой статье мы сначала рассмотрим историю, рассказанную Овидием. После этого мы рассмотрим другие версии. В заключительном разделе будет кратко представлена ​​знаменитая скульптура Бернини « Аполлон» и «Дафна ».

 

Аполлон убивает питона и оскорбляет Купидона

Аполлон, стреляющий в питона стрелой, и Купидон, приближающийся к Аполлону, мастеру штампа, 1530–1560, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

История Аполлона и Дафны в « Метаморфозах » Овидия (I.438-567) происходит сразу после того, как Аполлон убил Пифона, великого змея, терроризировавшего человечество. Аполлон, названный Овидием Фебом, пронзил Пифона 1000 стрел и основал священные Пифийские игры, названные в честь змея. Святилище Дельф, дом знаменитого оракула по имени Пифия, было построено на вершине мертвого тела питона.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

После победы над таким могущественным врагом Аполлон был полон высокомерия. Увидев бога любви Эроса, более известного как купидон, который также был известным лучником, Аполлон начал над ним смеяться:

 

«Наглый мальчик, что ты делаешь с мужским оружием?»

 

Амур часто изображался в виде крылатого мальчика, что объясняет комментарий Аполлона. Аполлон чувствовал, что Купидон украл его славу, прославившись как знаменитый лучник. Победив Пифона, он поверил, что он и только он достоин держать лук и колчан:

 

«Я точно могу поразить диких зверей и ранить своих врагов, а недавно уничтожил бесчисленными стрелами распухшего Пифона, покрывавшего много акров своим чумным брюхом.

Вы должны быть полны решимости разжечь скрытое пламя любви своим горящим головою, а не претендовать на мою славу!

 

Реакция Купидона на замечания Аполлона

Аполлон и Питон , Корнелис де Вос, по Питеру Паулю Рубенсу, 1636-1638, Музей Прадо, Мадрид

 

Купидон не воспринял обиду легкомысленно:

«Ты можешь поразить все остальное, Феб, но мой лук поразит тебя: насколько все живые существа меньше богов, настолько твоя слава меньше моей».

 

Следующее, что сделал Купидон, было тем, чего Аполлон не предвидел. Бог любви взмахнул крыльями и полетел рядом с богом музыки. Затем он выстрелил ему в грудь «золотой стрелой с острым блестящим наконечником». Эта стрела не убила и не ранила Аполлона. Настоящая травма была не телесной, а сентиментальной, но Аполлон скоро узнает об этом.

 

Второй стрелой, «тупой со свинцом под древком», Амур выстрелил в Дафну, нимфу, которая также оказалась девственной охотницей богини Артемиды. Дафна была очень красива, и многие мужчины приходили просить ее руки. Однако она была предана охоте и следовала законам богини Артемиды, требовавшей целомудрия и девственности. Овидий пишет, что ее отец, речной бог Пеней, был не согласен с ее жизнью и просил ее остепениться и дать ему внуков:

 

«Я должен, дитя моего сердца, получить внуков», — сказал Пеней.
«Дорогой отец, позволь мне навсегда остаться девственницей! Отец Дианы подарил ее ей», — всегда отвечала Дафна.

 

Любовь Аполлона встречается с отвращением Дафны: трагический тупик

Аполлон и Дафна , Франческо Альбани, 1615-1620, Лувр, Париж

Возвращаясь к стрелам Купидона, они оба обладали особыми способностями. Тот, что поразил Аполлона, был стрелой любви и сильной страсти. В тот момент, когда он был поражен стрелой, Аполлон заметил Дафну, охотящуюся в дикой природе, и, не в силах сдержать свою страсть, пошел за ней. Однако стрела, поразившая Дафну, была стрелой, наполнившей сердце нимфы отвращением к появившемуся перед ней богу.

 

Месть Купидона была жестокой. Аполлон был безумно влюблен в женщину, которая ненавидела его каждой клеточкой своего существа.

 

Любовь Аполлона к Дафне была настолько сильна, что бог пророчеств не мог предсказать его будущее, но все же его эмоции были неуправляемы. Он подошел к нимфе, которую он теперь видел более красивой и добродетельной, чем она была на самом деле. Он начал хвалить ее снова и снова. Но Дафна не могла выносить даже его присутствия. Прежде чем Аполлон успел получить надлежащий ответ, Дафна сбежала.

 

Аполлон преследует Дафну

Аполлон и Дафна, Питер Пауль Рубенс, Музей Бонна, via RKD

 «Подожди, нимфа, дочь Пенея, умоляю тебя!», закричал Аполлон, но Дафна даже не обернулась.

 

Бог продолжал умолять Дафну остановиться. Он пытался объяснить, что не представляет для нее угрозы и что у него добрые намерения:

 

«Я, преследующий тебя, тебе не враг. Нимфа, подожди! Так овца убегает от волка, олень от горного льва, […] но это любовь заставляет меня следовать за тобой! Пожалейте меня!»

 

Погоня продолжалась, а Аполлон становился все более и более параноиком. Он боялся, что Дафна может упасть и пораниться. В безнадежной попытке заставить ее остановиться, он начал объяснять ей, кто он такой. Кроме того, он был богом красоты, пророчеств, медицины и музыки, и ни одна женщина не могла устоять перед ним:

 

«Спешная девочка, ты не знаешь, ты не можешь понять, от кого ты бежишь, вот и бежишь. Земли Дельф принадлежат мне, Кларос и Тенедос, и Патара признает меня королем. Юпитер (Зевс) мой отец. Через меня открывается то, что было, что есть и что будет. Сквозь меня струны звучат в лад, под песню. Моя цель верна, но стрела, более точная, чем моя, ранила мое свободное сердце! Весь мир зовет меня вестником помощи; медицина — мое изобретение; моя сила в травах.

Но любовь не может быть излечена никакими травами, и искусства, которые лечат других, не могут исцелить их господина!»

 

Трагический финал

Аполлон преследует Дафну , Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1755-1760, Национальная художественная галерея, Вашингтон

 

«Как галльская гончая, подгоняющая зайца в пустом поле, который мчится к своей добыче, она в поисках безопасности»

 

Этими словами Овидий ( Метаморфозы 525-550) описывает погоню Аполлона и Дафны по мере того, как история приближалась к своему трагическому завершению.

 

Аполлон сосредоточился на поимке Дафны. Он бежал и бежал, а нимфа видела, что она все ближе и ближе к тому, чтобы попасться. Временами Аполлон мог почти схватить ее, но она ускользала от него в последнюю секунду. Однако становилось ясно, что Дафну рано или поздно поймают. Секунды шли, Дафна истощалась. И вот, наконец, Аполлон схватил ее:

 

«Так дева и бог: он движим желанием, она страхом.

Он бежал быстрее, Амор одарил его крыльями и не давал ей покоя, висел на ее убегающих плечах, дышал на волосы, развевающиеся вокруг ее шеи. Силы ее ушли, она побледнела, одолеваемая усилием своего быстрого полета» 9.0171

 

Аполлон и Дафна, Пьеро дель Поллайоло, ок. 1441, Национальная галерея, Лондон

 

Именно в этот момент Дафна увидела воды реки своего отца Пенея и закричала:

 

«Помоги мне, отец! Если твои потоки обладают божественной силой, измени меня, уничтожь эту красоту, которая слишком нравится!»

 

Пеней помог своей дочери, которая теперь была твердо в руках Аполлона. Дафна начала превращаться в дерево. Ее волосы стали листьями, ее руки — ветвями, а ноги — корнями. Прежде чем Аполлон успел взглянуть на ее лицо, она исчезла. Единственное, что стояло там, где стояла Дафна, было красивое лавровое дерево (буквально «дерево дафни» по-гречески).

 

Любовь Аполлона никогда не умирает

Аполлон и Дафна , Джон Уильям Уотерхаус, 1908 г. , частная коллекция, через Wikimedia Commons

 

Даже после превращения Дафны любовь Аполлона не угасла. Бог взял листья дерева в руки и поцеловал древесину дерева. Затем он прошептал:

 

«Раз ты не можешь быть моей невестой, ты должна быть моим деревом! Лорел, с тобой мои волосы будут сплетены, с тобой моя лира, с тобой мой колчан. Вы пойдете с римскими полководцами, когда радостные голоса провозгласят их триумф, а Капитолий станет свидетелем их длинных процессий. Ты будешь стоять вне дверных косяков Августа, верный страж, и охранять крону дуба между ними. И как моя голова с нестриженными волосами всегда молода, так и ты будешь носить красоту неувядающих листьев».

 

И поистине с тех пор лавр стал священным деревом Аполлона. В Дельфах оракул жевал лавровые листья, прежде чем получить божественную мудрость, которую она перевела в пророчество. Кроме того, призом Пифийских игр, вторых по значимости игр древности после Олимпийских игр, был лавровый венец.

 

Другие версии мифа

Аполлон любит Дафну , Никола Пуссен, 1663-1664, Лувр, Париж

 

Согласно Парфению, Дафна была дочерью Амикла (а не Пенея) и жила в группе женщин, верных Артемиде. Как последователи Артемиды, они должны были сохранять девственность, и, следовательно, в их ряды не допускались мужчины. Однако Левкипп, сын Эномая, царь Пизы, влюбился в Дафну.

 

Чтобы приблизиться к Дафне, Левкипп переоделся женщиной и стал ее лучшим другом, живущим среди последователей Артемиды. Но Аполлон, который также был влюблен в Дафну и завидовал Эномаю, использовал свои божественные силы, чтобы Дафна захотела искупаться в ручье. Когда они прибыли, Дафна и ее служанки разделись, но Эномай отказался. Применив силу, женщины разорвали на нем одежду. Когда они поняли, что это был человек, который был с ними все это время, они тут же атаковали его своими копьями. На этом несчастья Дафны не закончились. Аполлон, как и у Овидия, влюбился в нимфу и пошел за ней. В этой версии Дафна превратилась в дерево после того, как помолилась Зевсу (а не Пенею).

 

Павсаний, греческий писатель-путешественник 2 веков н. э., представляет ту же историю, что и выше, но с Дафной как дочерью реки Ладон.

 

Гигин, современник Павсания, писал, что Дафна просила защиты у Геи (Земли), которая превратила ее в дерево.

 

Бернини

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна , Джан Лоренцо Бернини, ок. 1622-1625, Галерея Боргезе, Рим

 

История Аполлона и Дафны была особенно популярна среди художников на протяжении веков. Превращение женщины в дерево стало настоящим испытанием для всех, кто хотел доказать, что может преодолеть величайшую проблему в искусстве; изображение движения. По крайней мере визуально, именно об этом и идет речь в финальном акте мифа об Аполлоне и Дафне, о быстром движении. Аполлон преследует Дафну, которая за мгновение до того, как сдаться, кричит своему отцу о защите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts