Ярополк князь киевский: Ярополк Святославич, великий князь Киевский

Разное

Содержание

Ярополк Святославич: биография и правление

Великий князь Ярополк, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: 955 г. – 11 июня 978 г.
  • Отец и мать: Святослав Игоревич и Предслава.
  • Супруга: греческая монахиня.
  • Дети: Святополк Владимирович Окаянный (предположительно).

Ярополк Святославич (дата рождения неизвестна – скончался 11 июня 978 г.) – великий князь Киевский.

Ярополк Святославич был старшим сыном Святослава Игоревича – князя Киевского и Новгородского. Имя матери Ярополка осталось неизвестным. У него было два брата: родной – Олег Святославич, а также сводный по отцовской линии – Владимир Святославич.

Первое упоминание о Ярополке представлено в «Повести временных лет» в 968 году. В этот период на Киев осуществляли набеги печенеги, княгиня Ольга, защищаясь от них, закрылась в городе вместе со своими внуками: Ярополком, Олегом и Владимиром.

Междоусобица и гибель

Святослав Игоревич разделил земли между своими сыновьями: Киев – Ярополку, Древлянское княжество – Олегу, Новгород – Владимиру. И после его смерти в 972 году сыновья стали править каждый своим городом.

Сохранилось мало записей о правлении Ярополка. Известно, что ему стала служить печенежская орда хана Илдеи. Он заключил мирный договор с Византией, а также вел переговоры с Римом.

Но в 975 году произошел инцидент, послуживший поводом к вражде между братьями. Во время охоты Олег Игоревич встретил на пути сына Свенельда, воеводы Ярополка, и убил его. После этого Свенельд уговаривал великого князя напасть на Олега и захватить его власть.

В 977 году Ярополк напал на Древлянское княжество. Князь не хотел убивать брата, но во время побега Олег упал с моста и был раздавлен воинами. Ярополк тяжело переживал его смерть. Он унаследовал княжество брата. Владимир, узнав об этом, бежал. Таким образом, Ярополк Святославич стал единственным правителем всего Древнерусского государства.

В 980 году Владимир Святославич вернулся уже с целым войском. Первым делом он направился в Новгород и захватил его, следующим стал Полоцк, после князь направился в Киев. Во время осад Ярополк закрылся в городе со своим воеводой Блудом и союзниками. Блуд перешел на сторону Владимира. Блуд убедил Ярополка уйти из Киева и скрыться в укрепленном городе Родне. Князь послушал воеводу и перебрался в укрепленный город, но вскоре там начался голод.

Владимир же захватил Киев и взял в осаду Родню. Блуд продолжил их план и стал убеждать Ярополка в том, что его брат не желает ему зла, и что необходимо заключить с ним мир. Младший дружинник Варяжко пытался убедить великого князя в неверности такого решения, он уговаривал Ярополка бежать к печенегам, собрать войско и вернуться.

11 июня 978 года (хотя в «Повести временных лет» указывается другая дата – 980 год) Ярополк пришел на встречу к Владимиру, Блуд сразу же закрыл за ним дверь, тем самым не дав союзникам Ярополка войти, два варяга, как написано в летописи, «подняли его мечами под пазухи», он скончался.

Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича, в 1044 году приказал вырыть останки братьев своего отца – Ярополка и Олега, их крестили и перезахоронили в Десятинной церкви, расположенной в Киеве.

Ярополк Святославич: семья и дети

Во время военных походов Святослав Игоревич взял в плен греческую монахиню, она и стала женой Ярополка. Она была беременна, когда ее муж был убит. Владимир, младший брат Ярополка, взял ее в наложницы.

Примерно в 979 году она греческая монахиня родила Святополка Владимировича Окаянного. Владимир считал его своим сыном и законным наследником, но сам Святополк признавал своим отцом Ярополка.

В те времена было разрешено многоженство. Второй женой Ярополка должна была стать Рогнеда, княжна полоцкая, но брат Ярополка Владимир захватил Полоцк и насильно взял ее в жены.

Русские земли

Из Полоцка Владимир двинулся с большим войском на Ярополка; тот не был в состоянии сопротивляться ему, и затворился в Киеве, а Владимир окопался на Дорогожичи, между Дорогожичем и Капичем. Это бессилие Ярополка легко объяснить: храбрая дружина ушла с Святославом в Болгарию, много ли возвратилось с Свенельдом? Ярополк мог и с малою дружиною одержать верх в сшибке с еще меньшею дружиною брата своего Олега, но ему нельзя было выйти с нею против войска Владимирова, которое летописец не один раз называет многочисленным, состоявшим из наемных варягов и северных племен. Притом известно, что народонаселение наших древних областей неохотно принимало участие в княжеских усобицах; далее, надобно заметить, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи, которого ратники были под знаменами Владимира, сражалось за этого князя по тем же побуждениям, по каким после новгородцы с таким усердием отстаивали Ярослава против Святополка; Владимир был их князь, у них выросший; с его низложением они должны будут опять подчиниться посадникам Ярополка; но возвращение последних не могло быть выгодно для новгородцев, ибо трудно предположить, чтобы Владимир выгнал их без ведома и согласия последних, которые поэтому не могли быть в приязненных отношениях к киевскому князю; заметим еще и то, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи — издавна было гораздо теснее соединено между собою, чем южное; мы видим эти племена действующими заодно при изгнании варягов, в призвании князей, следовательно, имеем право думать, что они относительно яснее понимали свои выгоды и дружнее могли отстаивать своего князя, чем племена южные, недавно только оружием князей приведенные в некоторую связь и зависимость от одной общей власти. Итак Ярополк, будучи не в состоянии биться с Владимиром в чистом поле, затворился в Киеве с людьми своими и с Блудом, воеводою. Этот Блуд является главным советником князя, главным действователем во время события; князь беспрекословно исполняет его внушения, что и понятно, если вспомним возраст Ярополка, если вспомним, что и при Владимире роль Блуда исполнял Добрыня. Следовательно, Владимиру или Добрыне нужно было иметь дело с Блудом, а не с Ярополком. И вот Блуд от имени новгородского князя получил предложение покинуть Ярополка, предать его младшему брату. Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не потеряет, что и при Владимире он будет иметь такое же значение, какое имел при Ярополке, т. е. значение наставника, отца при молодом князе; Владимир велел сказать ему: «Помоги мне; если я убью брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». В летописи помещены тут же слова Владимира, в которых он оправдывает поведение свое относительно брата: «Не я, говорит он, начал избивать братию, но он, я пришел на него, побоявшись такой же участи». Блуд велел отвечать Владимиру, что он будет всем сердцем помогать ему. Летописец старается сложить всю вину на Блуда. По его рассказу, Блуд стал обманывать Ярополка, беспрестанно ссылаясь с Владимиром, советуя ему приступать к городу, а сам придумывал, как бы убить Ярополка; но посредством граждан нельзя было убить его. Тогда Блуд замыслил погубить князя лестью: он не пускал его на вылазки из города и говорил: «Киевляне ссылаются с Владимиром, зовут его на приступ, обещаются предать тебя ему; побеги лучше за город». Ярополк послушался, выбежал из Киева и затворился в городе Родне, на устье реки Рси. Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, где сделался большой голод, так что надолго осталась пословица: «Беда, как в Родне». Тогда Блуд начал говорить Ярополку: «Видишь, сколько войска у брата твоего? Нам их не перебороть, мирись с братом». Ярополк согласился и на это, а Блуд послал сказать Владимиру: «Твое желание сбылось: приведу к тебе Ярополка, а ты распорядись, как бы убить его». Владимир, получивши весть, вышел на отцовский теремный двор и сел тут с дружиною, а Блуд начал посылать Ярополка: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, то и возьму». Ярополк пошел, хотя один из дружины, именем Варяжко, говорил ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги лучше к печенегам и приведи от них войско». Но Ярополк не послушал его, пошел к Владимиру и как стал входить в двери, то два варяга прокололи его мечами, а Блуд затворил двери и не дал своим идти за ним. Так был убит Ярополк. Варяжко, видя, что князь убит, бежал с двора к печенегам и много раз приходил с ними на Владимира, так что тот едва успел перезвать его к себе, поклявшись не делать ему никакого зла. Следовательно, из начальной киевской летописи оказывается, что Владимир был одолжен своею победою, во-первых, тому, что Ярополк не имел достаточно войска, чтобы стать против него в чистом поле: во-вторых, измене Блуда, который, стращая князя вероломством киевлян, не пускал его на вылазки и потом уговорил совершенно оставить Киев.


При рассказе об этом событии нельзя умолчать об известном отрывке из Иоакимовой новгородской летописи, сохраненном у Татищева; не заключая в себе никакого противоречия начальной Киевской летописи, летопись Иоакимова главною причиною Владимирова торжества выставляет борьбу христианства с язычеством; если бы даже это объяснение было выдумано, то и тогда нужно было бы упомянуть о нем, как о догадке, очень остроумной и вероятной. Известно, что отец Владимира Святослав по своему характеру не мог склониться на увещания св. Ольги и что поклонники Христа при нем подвергались ругательствам от поклонников Перуна, хотя собственно гонения не было. Но во время греческой войны, по свидетельству Иоакима, Святослав переменил свое поведение относительно христиан: поверив внушениям окружавших его язычников, будто виновниками неудач военных были христиане, находившиеся в дружине, князь воздвиг на них гонение, причем не пощадил даже своего брата Глеба и послал в Киев приказ разорить христианские храмы. Но, отказавшись от принятия христианства сам, Святослав между тем осгавил сыновей своих при бабке-христианке; ясно, какие внушения должны были получить от нее молодые князья. В Иоакимовской летописи читаем, что Ярополк был кроток и милостив, любил христиан и если сам не крестился, боясь народа, то по крайней мере другим не препятствовал. Те, которые при Святославе ругались над христианством, естественно, не любили князя, приверженного к враждебной религии: этим нерасположением к Ярополку воспользовался Владимир (т. е. Добрыня) и успел отнять жизнь и владение у брата. Ярополк, по словам Иоакимовой летописи, послал увещевать брата к миру и вместе войско в землю Кривскую. Владимир испугался и хотел было уже бежать к Новгороду, но дядя его Добрыня, зная, что Ярополк нелюбим язычниками, удержал племянника и послал в Ярополков стан с дарами к воеводам, перезывая их на сторону Владимира. Воеводы обещали передаться и исполнили свое обещание в битве при реке Друче, в трех днях пути от Смоленска. Последующие события описаны, согласно с начальной Киевской летописью.

Изяслав I Ярославич «Великий князь Киевский» Рюрикович (1024-1078)

Мемориал успешно обновлен.

Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Мемориал успешно перенесен

Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Сообщено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Пожалуйста, выберите проблему

Детали:

Какой мемориал вы считаете дубликатом Изяслава I Рюрика (117748587)?

Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Недействительный мемориал

Пожалуйста, введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Связанные поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.

Спонсор этого мемориала

Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Изменить или предложить изменить

Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Есть отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

Выбрано 1 фото. ..

Выбрано 2 фото…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успешно

Неудачно

Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий

Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал

Неверный тип файла

Загрузка 1 фото

Загрузка 2 фотография

1 Фотография Загружено

2 Фотографии Загружено

Добавлены

. ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Неверный мемориал

Дублирующаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок

Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Владимир Киевский и Ольга, первые христианские правители Руси

Ольга (Хельга, укр. Ольга), бабушка Владимира Великого, родилась в Пскове около 89 г.0. Она вышла замуж за князя Игоря Киевского, а после его смерти исполняла обязанности регентши их сына Святослава. Она провела административные и финансовые реформы в Киевской Руси и была одним из первых обращенных в христианство среди варяжских или скандинавских правителей Руси, территории, где доминировали викинги в глубине славянских земель. В 957 году она посетила Константинополь, где, по некоторым сведениям, она была крещена, хотя по другим данным, она была христианкой за несколько лет до своего визита в столицу Восточной Римской империи. Ее крещение не означало обращения ни ее народа, ни даже ее собственной семьи, поскольку язычники сплотились вокруг ее сына, сопротивлявшегося ее усилиям научить его христианской вере. Ольга умерла в 969, и чтится 11 июля в Украинской и Русской Церквах как Исапостол Равноапостольная.

Владимир (укр. Владимир) родился в 956 г., младший сын Святослава Киевского и правнук Рюрика, традиционного основателя династии Рюриковичей, правившей Киевской Русью и ее правопреемниками княжествами, и Российского государства . Владимир стал князем Новгородским в 970 году. Через два года, после смерти Святослава, разгорелась ожесточенная борьба между тремя его сыновьями: Ярополком, князем киевским, Олегом и Владимиром. Олег (или Олед) был убит, а Владимир был вынужден бежать к своему родственнику Хокону Сигурдссону из Норвегии. Вернулся в 980 г. при поддержке скандинавов захватил города Полоцк и Смоленск, предательски убил Ярополка при взятии Киева, тем самым сделав себя господином всей Киевской Руси. Успешный военачальник, он расширил контроль России от юго-востока Польши до долины Волги.

Хотя христианская вера завоевала немало новообращенных среди народа Киевской Руси еще со времен Ольги, Владимир оставался убежденным и даже ревностным язычником, брал многочисленных жен и наложниц и воздвигал капища языческим богам. Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, продвигая бога-громовержца Перуна как верховное божество. В 983 г., после одного из своих удачных военных походов, Владимир и его войско сочли нужным принести богам человеческую жертву. Был брошен жребий, показывающий, что юноша по имени Иоанн должен быть принесён в жертву. Его отец Федор, христианин, усиленно сопротивлялся замыслу армии, обличая языческих богов. «Ваши боги — просто дерево», — сказал он. «Сейчас он здесь, но завтра может сгнить в небытие. Ваши боги не едят, не пьют, не говорят и сделаны руками человека из дерева, тогда как есть только один Бог, которому поклоняются греки, и он сотворил небо и землю. А ваши боги? Они ничего не создали, потому что они были созданы сами. Никогда я не отдам своего сына чертям! Затем разъяренная толпа убила Федора и Иоанна, и они почитаются Православной Церковью как первомученики российские.

Это происшествие, возможно, имело какое-то продолжительное влияние на Владимира, потому что к концу десятого века, объединив всех восточных славян под своей властью в Киеве, по политическим, а также по интеллектуальным и духовным причинам, он хотел знать, что было истинным религия. В Русской Первой Летописи описывается отправка Владимиром послов в разные части света по очереди. Его эмиссары не были впечатлены булгарами-мусульманами, которые не имели радости и запрещали употребление алкоголя. Не впечатлил их и иудаизм, ибо евреи-хазары живут в изгнании со своей земли, а Владимир приложил немало усилий для создания империи и не хотел рисковать ее потерять. Католицизм немцев был непривлекательным, их богослужение лишено красоты. Но когда делегация, наконец, посетила Константинополь и присутствовала на Божественной литургии в великом храме Святой Премудрости Святой Софии, они воскликнули: «Мы не знали, на небе мы или на земле! Бог обитает там среди людей. Мы не можем забыть эту красоту». В 988 Владимир отправил шеститысячное войско к византийскому императору Василию Второму, нуждавшемуся в военной помощи, прося взамен руки сестры Василия Анны. Император согласился при условии, что Владимир станет христианином. В том же году Владимир был крещен епископами из Империи. Но император тогда не захотел выполнять свою часть соглашения, так что Владимир напал на Крым, в результате чего император уступил, и княгиня Анна стала женой Владимира. Ее сопровождали в Киев священники из имперской столицы. Когда царская чета вернулась в Киев, народ последовал примеру и настоянию своего князя и крестился.

Несмотря на сомнительные и откровенно политические обстоятельства своего обращения, Владимир был полностью привержен новой вере. Он отпустил своих прежних жен и наложниц, изменил свою жизнь и публично уничтожил идолов (главного идола Перуна в Киеве он избил и бросил в реку). Он стал горячим сторонником христианской веры, построил множество церквей и монастырей, расширил судебные и образовательные учреждения, помогал бедным и поддерживал греческих миссионеров среди своего народа. Евангелизация Киевской Руси шла быстро, отчасти потому, что Владимир в значительной степени полагался на физическое принуждение, наказывая тех, кто сопротивлялся крещению. Возникшая Украинская (и Русская) Церковь оставалась под юрисдикцией Константинополя, но оставалась дружественной по отношению к Западу.

Последние годы жизни Владимира были омрачены восстанием его сыновей и бывших языческих жен, и он погиб в походе против одной из них на Берестове, под Киевом, 15 июля 1015 года. Восточные Церкви как Исапостол , как и его бабушка Ольга.

составлено из Новая Книга Праздников и Памяти и других источников

Сбор

Всемилостивый Боже, привела еси рабу Твою Княгиню Ольгу в храм и великолепием Божественной Литургии явила внуку ее Владимиру славу Царства Небесного Твоего: Милостиво даруй нам, поминающим их днесь, плодиться в добрых делах и достигнуть славного венца святых Твоих; через Сына Твоего, Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою, и Святого Духа, единого Бога, ныне и во веки веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts