За что льва толстого отлучили от церкви: 120 лет назад церковь сообщила об отлучении Льва Толстого
Содержание
120 лет назад церковь сообщила об отлучении Льва Толстого
24 февраля 1901 года в Российской империи стало известно об отлучении Льва Толстого от церкви решением Святейшего Синода. Высшие православные иерархи обвинили писателя в ниспровержении сущности христианской веры. В ответ Толстой заявил, что верит в Бога так, как сам его понимает. Отлучение графа так и не было снято и сохраняет свое действие до сих пор.
В журнале «Церковные ведомости» 24 февраля (по ст. стилю) 1901 года было опубликовано определение Святейшего правительствующего синода (высшего органа управления РПЦ) об отпадении от церкви графа Льва Толстого — всемирно известного писателя и мыслителя. Авторы определения констатировали, что попытки к вразумлению «нового лжеучителя» не увенчались успехом, и поэтому церковь не считает его своим членом, пока он не раскается.
«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая», — гласило определение Синода.
Отныне Толстой не мог принимать таинств исповеди, причастия и соборования, а также лишался права быть похороненным в соответствии с православными традициями.
Хотя в тексте не сообщалось об этом прямо, фактически писатель был отлучен от церкви. Инициатором решения выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Под его давлением шесть иерархов подписали определение вопреки желанию обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева, который хотя и был злейшим врагом Толстого, но считал, что подобная акция только добавит писателю популярности. После революции 1917 года выяснилось, что и Николай II не одобрял такого шага. Аналогичной позиции придерживался и его отец Александр III, которого еще в 1880-е призывали строго наказать «богохульника» Толстого. Однако император заявлял о нежелании прибавлять к славе графа «мученического венца».
Определение Синода было составлено в жанре обличения. Утверждалось, что в своих сочинениях и письмах Толстой «проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской», отвергает все таинства и даже «не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию».
25 февраля 1901-го текст определения напечатали многие газеты Российской империи. Известие об отлучении Толстого от церкви вызвало широкий резонанс в обществе. Взволнованные читатели слали в газеты письма как с критикой «безбожного графа», так и с восхищениями в его адрес. Были и те, кто требовал отлучить от церкви их самих в знак солидарности с писателем.
«Тема веры является ключевой для творчества Толстого, — отмечается в статье Григория Токарева «Представления Л.Н. Толстого о религии-вере». — Она нашла свое воплощение как в художественном, так и публицистическом наследии писателя. Данная тема получает выражение с опорой на такие ключевые слова, как религия, вера, Бог, церковь. Перевод Толстым Евангелия, написание им трактата «Критика догматического богословия», отлучение от церкви зачастую трактуются как факты атеистического мировоззрения писателя. Такой подход является величайшим заблуждением: всю свою жизнь мыслитель стремился выстроить в соответствии с заповедями Христа, на протяжении всего своего творчества Толстой оставался религиозным писателем».
Критике церкви Толстой посвятил ряд работ. Он еще в 1880-е выработал свое собственное понимание христианства, которое считал изначальным и неиспорченным.
«Нет ничего, что бы обязательно должен был делать христианин и от чего он должен был бы обязательно воздержаться, если не считать постов и молитв, самою церковью признаваемых необязательными», — писал он.
Толстой считал, что церковь перестала быть духовным руководителем общества и лишь «перетолковала метафизическое учение Христа так, чтобы оно не мешало людям жить так, как они жили». Писатель подчеркивал, что в современном ему мире «все живое отпало от церкви и всяких церквей и живет своею жизнью независимо от церкви». По Толстому, госучреждения игнорируют церковь, а наука и вовсе всегда ей враждебна. Мыслитель объяснял такое положение вещей тем, что религия использовалась для оправдания существующего государственного порядка и существующего социального зла, тем самым превращаясь в инструмент насилия одних людей над другими.
Как заключал Толстой, церковь — «название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими».
В марте 1901 года Толстой продиктовал письмо к своим сторонникам, в котором благодарил всех «от сановников до простых рабочих», выразивших ему лично, по почте или телеграфу свое сочувствие по поводу постановления Святейшего синода. Впрочем, газеты так и не напечатали этот текст. При этом ответ Толстого Синоду, написанный в апреле того же года, несколько церковных изданий опубликовали со значительными сокращениями. В частности, Толстой указывал на недостатки определения: на его взгляд, оно незаконно, неосновательно, неправдиво и к тому же содержало клевету и подстрекательство «к дурным чувствам и поступкам».
«Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством», — заключал Толстой.
В 1910 году, незадолго до смерти графа, к нему из Оптиной пустыни по поручению Святейшего синода прибыл старец Варсонофий Оптинский. Однако родственники не пустили его к умирающему Толстому. После кончины писателя Синод запретил священнослужителям совершать панихиды по усопшему. Несмотря на это, вдова Софья Толстая в 1912 году нашла согласившегося нарушить запрет священника и заказала отпевание покойного супруга. Когда произошедшее придали огласке, близкие к церкви круги постановили считать состоявшееся богослужение частной молитвой.
В последующие годы РПЦ не пересматривала свою позицию по Толстому.
В 2001 году церковь отказала потомкам писателя, обратившимся с просьбой об отмене определения в патриархию. В 2010-м с аналогичным прошением выступил Сергей Степашин. Тогда было заявлено, что отлучение не может быть снято с человека, который сам отверг себя от церкви.
Гений-отступник. За что Льва Толстого отлучили от Церкви?
Как отмечают историки и богословы, постановление Синода было скорее констатацией свершившегося факта — выхода Толстого из Церкви, — нежели его принудительным исключением из неё. Лев Николаевич к тому моменту уже много лет не посещал служб и не участвовал в таинствах, открыто называл себя противником Церкви.
Фото: © wikimedia.org
Впервые наиболее чётко свою позицию в отношении официальной религии он определил в письме к тётушке Александре Андреевне Толстой, с которой состоял в многолетней переписке, 4 марта 1882 года. Там он называет себя не просто противником православия — он берёт на себя более глобальную функцию.
«Я ведь в отношении православия — вашей веры — нахожусь не в положении заблуждающегося или отклоняющегося — я нахожусь в положении обличителя»
В 2010 году, к 100-летию кончины писателя, благодаря известным его потомкам в РПЦ был поднят вопрос о пересмотре решения Синода. Однако патриархия ответила, что это невозможно. Причиной тому были слова самого Льва Николаевича, написанные в ответе Синоду. Ничего отрицающего эту позицию с тех пор от писателя ни разу не прозвучало.
То, что я отрёкся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрёкся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…
Лев Толстой, ответ Синоду Русской Церкви, 1901 год
Немного протестанства в Ясной Поляне
Если рассматривать религиозные взгляды Льва Николаевича, можно сделать вывод, что он был не столько обличителем русской Церкви, сколько близок к отрицанию самой основы христианства. Таким образом, окажись Толстой в среде католиков-консерваторов, вероятно, его постигла бы та же участь — отлучение от церкви. В России же церковники, вероятно, были для Толстого носителями тех взглядов, которые стали ему чужды, и оттого раздражали.
Что отрицал Толстой
— Божественную природу Христа
— Воскрешение Христа
— Загробную жизнь
— Троичность Бога
— Непорочное зачатие Богоматери
— Церковные таинства — причастие, исповедь, венчание и т.д.
Тем не менее Толстой никогда не был человеком неверующим, и в своей «Исповеди» он пишет, что всегда верил во «что-то». Благодаря почитанию Библии и Христа как проповедника более всего его взгляды походят на протестантские вероучения, коих множество. Все они зарождались примерно как у Толстого: не согласный с линией церкви создавал собственное течение.
Не могу заставить себя встать на колени перед Иисусом Христом
Лев Толстой
Ни одно из существующих учений не устраивало Толстого до конца, и в поисках «идеальной религии» он создал собственный кружок. В религию он развиться не успел, но «Евангелие от Толстого» всё же было создано. Кстати, среди потомков Толстого, которые разбрелись по разным континентам, включая Америку и Австралию (сейчас их около ста человек), наиболее многочисленной является ветка, исповедующая протестантизм. Они проживают в Швеции. Также известно, что именно протестанты особенно почитают литературу Толстого как наиболее близкую своим идеям.
Фото: © РИА Новости
Всё началось в «Воскресении»
В крупной художественной форме антицерковные идеи Толстого нашли отражение в романе «Воскресение». С особенным презрением писатель относился к Константину Победоносцеву — идеологу контрреформ Александра III и обер-прокурору Русской церкви. Именно он стал прототипом антигероя Топорова. В его характеристике писатель заостряет внимание на отсутствии у него главного, с точки зрения самого Толстого, религиозного чувства — сознания равенства и братства людей.
Он относился к поддерживаемой им религии так, как относится куровод к падали, которою он кормит своих кур: падаль очень неприятна, но куры любят и едят её, и потому их надо кормить падалью
Лев Толстой, «Воскресение»
Духовные поиски
Религиозный кризис Толстого тянулся с конца 1870-х годов, когда он начал в беседах и переписках задаваться неразрешимыми вопросами о духовной стороне жизни, написал очерк «Исповедь». Из него становится ясно, что сомнения посещали Толстого ещё в молодости.
— Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать, — пишет он.
Фото: © РИА Новости
Тогда же Лев Николаевич начал ездить в Оптину Пустынь (монастырь в Калужской области), где в те годы был расцвет старчества и где жил Амвросий Оптинский — прототип старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Там писатель вёл с отшельниками долгие беседы о вере и Боге. Но итогом всех исканий и диспутов стало ускоренение собственных антицерковных убеждений. Если роман «Воскресение» стал литературным воплощением этих взглядов, к которым пришёл Толстой, то научным стало «Исследование догматического богословия», которое опубликовали в 1891 году в Женеве.
Было ли покаяние
О многом говорит то, что первым пунктом странствований Толстого после его ухода из дома в ноябре 1910 года стала Оптина Пустынь. По воспоминаниям сопровождавшего его врача Маковицкого, Толстой даже хотел остаться там жить.
— Лев Николаевич желал видеть отшельников-старцев, […] поговорить с ними о Боге, о душе, об отшельничестве и посмотреть их жизнь и узнать условия, на каких можно жить при монастыре, — вспоминает он.
Фото: © РИА Новости
По словам Маковицкого, писатель дважды подходил к воротам скита, но так и не решился войти в него. Оттуда он направился в другой монастырь — Шамординский, а вскоре, на станции Астапово, ему стало плохо. Узнавший об этом игумен Оптиной Ворсанофий отправился к нему и взял с собой все необходимые церковные атрибуты, чтобы принять его покаяние (по инструкции, он ждал от него лишь слова «каюсь») и причастить перед смертью.
Неизвестно доподлинно, желал ли сам Толстой примириться с Церковью перед кончиной, однако технически это не случилось по его плану. Старца так и не пустили к писателю, поскольку тот чётко прописал это в заранее подготовленном завещании.
Толстой отлучил себя от церкви, но христиане сострадательны / Православие.
Ru
Патриарху Кириллу Москва и Всем
Россия
Ваше Святейшество!
Сергей Вадимович Степашин, президент Российского книжного союза.
Разрешить
мне, как президенту Российского книжного союза, выразить
эти искренние слова Вашему Святейшеству за Ваше
неизменное духовное наставление и поддержка в делах
духовно-нравственных литературных подвигов в нашей
страна. Российский книжный союз считает своим долгом
развивать плодотворное сотрудничество с российскими
Православная Церковь.
В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на
вопрос, который волнует многих граждан России, в том числе
православный. Эта деликатная тема неизбежна на
канун 20 ноября, которому исполняется сто лет
годовщина смерти великого русского писателя Льва
Николаевич Толстой.
Учитывая особую чувствительность
этому предмету, а также русским православным
Неспособность церкви пересмотреть свое решение
отлучить Льва Толстого, прошу Вас, Ваше Святейшество,
проявить сострадание, которое именно Церковь может проявить
к этому сомневающемуся человеку сегодня, тем более, что Лео
Толстой, как известно, ехал в Оптину пустынь.
[когда он умер].
По мнению Книжного союза, православные
общество и общество в целом были бы признательны за
разъяснение позиции Церкви по этому вопросу,
и проявление той или иной формы сострадательного чувства
для этого великого писателя накануне той скорбной даты.
Я очень рассчитываю на мудрое решение Вашего Святейшества относительно
этот очень деликатный вопрос.
Позвольте выразить сердечное пожелание, Ваше Святейшество, чтобы
дальнейших успехов в вашей многотрудной службе по вынашиванию
святой Патриарший крест.
С глубоким уважением,
Степашин С.В., президент Русской книги
Союз
Президенту Русской Книги
Союз
Уважаемый Сергей Вадимович!
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В
благословение Святейшего Патриарха Московского Кирилла
и всей России, отвечаю на твое письмо, в котором
Вам, как президенту Российского книжного союза, на
канун столетнего юбилея дня Льва
Толстой умер, поинтересовались об отношениях
Русская православная церковь к этому писателю.
В истории русской литературы было
никогда не был более трагичной личностью, чем Лев Николаевич
Толстой, «великий писатель русской
земли», по словам Ивана Тургенева. Его литературный
произведения достигают высот не только российского, но и мирового
литература. Поэтому боль и недоумение многих
людей, уважающих его произведения, можно понять; эти
относятся православные христиане, для которых причиной
решение от 20 февраля 1901 г. Священного Правительствующего Синода
отлучить его от церкви все еще может быть неясно.
Священный Синод просто сослался в своем решении на то, что
уже свершилось — граф Лев Толстой
отлучил себя от Церкви и полностью
разорвал с ним связь. Это то, что он не только
не отрицал, а даже решительно подчеркивал при каждом
удобная возможность: «Вполне оправданно
что я отрекся от церкви, называющей себя
Православный… Отрекаюсь от всех таинств… Я
истинно отрекся от Церкви, перестал исполнять
его обряды, и я написал в своем завещании моим близким
что они не должны допускать никаких священнослужителей из Церкви
рядом со мной, когда я буду умирать…» Это просто
несколько из многочисленных прокламаций великого писателя
в этом отношении.
Более того, когда Льву Толстому было двадцать семь лет,
он вынашивал идею создания новой веры, которую
дневниковые записи очевидца. В старости, когда он
почувствовал, что его цель почти достигнута, писатель
создал небольшую секту своих поклонников и написал «The
Евангелие от Толстого». Основной объект
Нападками Толстого стала Православная Церковь. Его
слова и действия, направленные против Церкви, были
ужасно для православного сознания. Кроме того, Лео
Толстой в последние десять лет
его жизнь была, к сожалению, поистине разрушительной для
Россия, которую он любил. Они принесли беду
людям, которым он так сильно хотел служить. это не случайно
что вождь большевиков чрезвычайно дорожил целью
деятельности Льва Толстого и назвал
писатель «зеркало русской революции».
Великие подвижники Русской Православной Церкви — свт.
Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие
другие с сожалением признавали, что граф Толстой
целенаправленно использовал свой великий талант, чтобы уничтожить
Традиционный духовный и общественный строй России.
Последние дни писателя говорят нам о
мучительная борьба, которая шла в его душе. Он бежал от своего
родовое гнездо, Ясная Поляна — не своему единомышленнику
друзья, «толстовцы», но больше всего
знаменитый русский монастырь Оптина пустынь, где подвижники
жили старики. Он хотел встретиться с ними, но в
в последнюю минуту он потерял решимость, о которой
с сожалением сказал своей сестре, монахине Шамординского монастыря
возле Оптиной. Когда на станции Остапово он почувствовал свою
приближаясь к смерти, он просил, чтобы телеграмма была отправлена на
Оптиной пустыни с просьбой прислать к нему старца
Джозеф. Однако, когда в Астапово прибыли два священника,
последователи писателя не позволили бы им
встретиться…
Церковь связана с духовной судьбой писателя
с огромным состраданием. Не было «анафем»
или проклятия», произносимые либо до, либо после его
смерти, как некоторые недобросовестные историки и полемисты
настаивали 100 лет назад и продолжают делать сегодня. Православные люди
по-прежнему уважаю литературный талант Льва Толстого, но
до сих пор не принимают его антихристианские идеи.
Несколько поколений православных читателей в нашей стране и
за рубежом высоко ценят литературное творчество Льва Толстого.
творения. Они благодарны ему за такое
незабываемые, красивые работы как Детство, Отрочество,
Юность, Хаджи-Мурат, Война и мир, Анна Каренина, и
Смерть Ивана Ильича. Тем не менее, поскольку
сам писатель так и не помирился с Церковью (Лев
Толстой никогда публично не отрекался от своего трагического духовного
заблуждение), отлучение, которым он отделил себя
из церкви не могут быть удалены. Это означает, что
канонически он не может поминаться в Церкви. Но
сострадательное сердце любого христианина, который держит
литературные произведения этого великого писателя в большом почете не могут
быть закрытым для искренней, смиренной молитвы о его душе.
С искренним уважением, архимандрит Тихон,
(Шевкунов)
Секретарь Патриаршего культурного
Совета,
Настоятель Сретенского монастыря,
Москва
Перевод Православия. ру/Православие.com
За что Толстого отлучили от церкви? « ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА И ЖИЗНЬ
Видение, дарованное монахине Марии о ее брате Льве Толстом. А также его отступничество, его отлучение от Русской Православной Церкви, его трагические последние дни, мучительная борьба, которая шла в его душе при последнем издыхании, и «экзамен» его духовной жизни у св. Иоанна Кронштадтского и св. условие
«Я отрекся от Церкви, именующей себя Православной… Отрекаюсь от всех таинств… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды, о чем написал в завещании своим близким чтобы не подпускали ко мне никаких священнослужителей Церкви, когда я буду умирать. ..» (Лев Николаевич Толстой). Но в последние дни своей жизни Толстой искал самый известный русский монастырь Оптину Пустынь, где жили подвижнические старцы. Он хотел встретиться с ними, но в последний момент потерял решимость, о чем с сожалением сообщил своей сестре, монахине Шамординского монастыря под Оптиной. Когда на станции Остапово он почувствовал приближение своей кончины, то попросил прислать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Однако, когда в Астапово приехали два священника, сторонники писателя не позволили им встретиться…»
*
«В истории русской литературы не было более трагической личности, чем Лев Николаевич Толстой, «великий писатель земли русской», по выражению Ивана Тургенева. Его литературные произведения достигают высот не только русской, но и мировой литературы. Поэтому понятна боль и недоумение многих уважающих его труды людей; к ним относятся православные христиане, для которых причина решения 20 февраля 1901 Священного Правительствующего Синода об отлучении его от церкви все еще может быть неясным.
Священный Синод своим решением просто сослался на уже имевший место факт — граф Лев Толстой отлучил себя от Церкви и полностью порвал с ней связи. Это то, что он не только не отрицал, но даже решительно подчеркивал при каждом удобном случае: «Вполне оправданно, что я отрекся от Церкви, именующей себя Православной… Я отрекаюсь от всех таинств… Я действительно отрекся от Церкви, я прекратили совершать ее обряды, и я написал в завещании своим близким, чтобы они не допускали ко мне никаких священнослужителей Церкви, когда я буду умирать…» Вот лишь некоторые из многочисленных воззваний великого писателя по этому поводу. .
Кроме того, когда Льву Толстому было двадцать семь лет, он вынашивал идею создания новой веры, о чем свидетельствуют его дневниковые записи того времени. На старости лет, когда он почувствовал, что его цель почти достигнута, писатель создал небольшую секту своих поклонников и написал «Евангелие от Толстого». Главным объектом нападок Толстого стала православная церковь. Его слова и действия, направленные против Церкви, ужасали православное сознание. Кроме того, деятельность Льва Толстого в последние десять лет его жизни была, к сожалению, поистине разрушительной для любимой им России. Они принесли несчастье людям, которым он так сильно хотел служить. Не случайно вождь большевиков чрезвычайно ценил цель деятельности Льва Толстого и называл писателя «зеркалом русской революции».
Великие подвижники Русской Православной Церкви – Св. Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие другие с сожалением признавали, что граф Толстой целенаправленно использовал свой великий талант для разрушения традиционного духовного и общественного строя России.
Последние дни писателя говорят нам о мучительной борьбе, которая шла в его душе. Он бежал из своего родового гнезда, Ясной Поляны, но не к друзьям-единомышленникам, «толстовцам», а в самый известный русский монастырь Оптина Пустынь, где жили подвижнические старцы. Он хотел встретиться с ними, но в последний момент потерял решимость, о чем с сожалением сообщил своей сестре, монахине Шамординского монастыря под Оптиной.