Заповеди христа на понятном русском: Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни

Разное

10 заповедей на языке детей

Запо­веди – это закон, пра­вила, кото­рые Бог дал людям для того, чтобы они могли раз­ли­чать добро и зло в своих поступ­ках и наме­ре­ниях.  Объ­яс­нить ребёнку запо­веди можно про­стыми сло­вами и в сти­хо­твор­ной форме.

  1. «Я есть Гос­подь Бог твой, и нет дру­гих богов, кроме Меня».

Это зна­чит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также есте­ственно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и забо­тится о каж­дом из нас. Нужно любить и почи­тать Бога, часто вспо­ми­нать о Нем, обра­щаться к Нему в молитве.

 «Пусть только Гос­подь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыс­лом всей жизни твоей!
Пусть Он управ­ляет и власт­вует в ней!».

  1. «Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что ста­но­вится для нас самым глав­ным в жизни вме­сто Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его запо­ве­дях. Глу­пец тот, кто готов поме­нять маму на куклу или папу на ком­пью­тер. Напри­мер, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снеж­ная коро­лева стала для него куми­ром.  Разве был он счаст­лив в ледя­ном замке со сво­ими иде­аль­ными пра­виль­ными холод­ными игруш­ками? Только когда любовь Герды рас­то­пила лед в его сердце, он вспом­нил о Боге и ожил.  На пер­вом месте в жизни хри­сти­а­нина дол­жен быть Бог, потом все близ­кие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сде­лать ее холод­ной и черствой.

«Гос­подь твой пусть будет един­ствен­ным Богом,
Хоть в жизни все­гда раз­ных идо­лов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

  1. «Не поми­най имени Гос­пода Бога тво­его всуе». 

Это зна­чит,  что нельзя про­сто так про­из­но­сить имя Бога. Про­из­но­сить имя Божие сле­дует со вни­ма­нием и бла­го­го­ве­нием. Любое обра­ще­ние к Богу – это молитва. По мет­кому выра­же­нию одного свя­щен­ника, когда мы гово­рим: «Гос­поди», мы как бы сни­маем теле­фон­ную трубку и наби­раем номер, и на «том конце» нам немед­ленно отве­чают: «Слу­шаю». Имя Бога надо хра­нить бережно в сердце и не выпус­кать оттуда пона­прасну. Если ты по при­вычке в раз­го­вор­ной речи гово­ришь: «Гос­поди», при­бавь к этому слова: «поми­луй» или «слава Тебе». Так упо­ми­на­ние имени Бога ста­нет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Ува­же­ние твое пусть в сло­вах тех горит.
Пусть с любо­вью к Нему твое сердце стучит,
Бла­го­дар­ность и вера в нем вечно звучит!».

  1. «Шесть дней рабо­тай и делай вся­кие дела свои, а седь­мой есть день отдох­но­ве­ния, кото­рый посвяти Гос­поду Богу тво­ему».

Это зна­чит, что седь­мой день дол­жен быть посвя­щен Богу. Каж­дый день мы молимся Богу, испол­няем Его запо­веди, но этот  день сугубо посвя­щаем нашему Небес­ному Отцу.

«С Богом жизнь для себя хри­сти­а­нин выбирает,
И поэтому цер­ковь все­гда посещает.
Знать о Гос­поде больше он очень стремится,
И из Биб­лии муд­ро­сти Божьей учиться».
Посвя­щай время Гос­поду – будешь успешен,
И Его веч­ной мило­стью нежно утешен».

  1. «Почи­тай отца тво­его и мать, да будешь бла­го­сло­вен на земле и долголетен».

Это зна­чит, что маму и папу надо слу­шаться и помо­гать им. Роди­тели помо­гают тебе, пока ты рас­тешь и нуж­да­ешься в их помощи и заботе, а потом дети помо­гают пре­ста­ре­лым и уже немощ­ным роди­те­лям на закате их жизни. Почи­та­ние – это не про­сто веж­ли­вые слова, а реаль­ная под­держка роди­те­лей взрос­лыми детьми, в том числе душев­ным вни­ма­нием и уча­стием. К этой же запо­веди отно­сится ува­же­ние к учи­те­лям, настав­ни­кам, старшим.

«Отно­сись с ува­же­нием к папе и маме!
Муд­рость, опыт роди­те­лей стоят внимания!
Дорожи ими, слу­шайся и подчиняйся!
Как у Бога харак­тер свой сде­лать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Дол­гой будет она, и, при этом, нескучной».

  1. «Не убий».

Самое ужас­ное, что может сде­лать чело­век по отно­ше­нию к дру­гому чело­веку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать дру­гого чело­века этого дара. Что каса­ется убий­ства захват­чи­ков на войне, то это тоже грех, но мень­ший, чем пре­да­тель­ство ближ­них, отказ защи­щать их.

Нужно пом­нить, что уби­вать людей можно не только ору­жием, но и сло­вом, делом, под­лыми поступ­ками. Также нельзя мучить зве­рей, птиц, насе­ко­мых, домаш­них живот­ных. Всех их создал Гос­подь, а чело­веку запо­ве­до­вал забо­титься о них.

«Людей уби­вает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А гру­бое слово,
Посту­пок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботь­тесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

  1. «Не пре­лю­бо­дей­ствуй».

То есть не пере­сту­пай через любовь. Не пре­да­вай. Это запо­ведь о вер­но­сти тому, кто любит тебя, и любим тобою. Вер­ность этой запо­веди – залог сохра­не­ния семьи.

«Прой­дут года. Ты вырас­тешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полю­бишь. Всту­пишь в брак. Все­гда будь верен, пре­дан другу.
Над отно­ше­ньями тру­дись. Жди Божьего ответа.
Не изме­няй своей любви. Не нару­шай завета».

  1. «Не укради».

Украсть, взять чужое и не вер­нуть – очень пло­хой посту­пок.  Неко­то­рые думают, что взять себе вещь, кото­рую нашел на улице – не воров­ство. Допу­стим, шел чело­век и нашел на улице хоро­ший теле­фон. Он может взять его себе – посту­пить дурно, а может посту­пить бла­го­родно – найти хозя­ина этого теле­фона. Нико­гда не бери чужое и нико­гда не воруй – так ты смо­жешь про­явить свою вер­ность свя­тому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Чело­век тот вором стал,
Это ста­нет всем известно».

  1. «Не лже­сви­де­тель­ствуй».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь пре­одо­леть отдель­ные непри­ят­но­сти, избе­жать нака­за­ния. Но это иллю­зия, потому что рано или поздно любой обман обя­за­тельно раскроется.

Также ни в коем слу­чае нельзя при­ду­мы­вать о людях то, что ты не зна­ешь. Такие пред­по­ло­же­ния назы­ва­ются кле­ве­той и часто поро­чат совер­шенно невин­ного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хоро­шее в ближ­них своих.
Не злое, а доб­рое думать о них!
Ложь может несча­стье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

  1. «Не поже­лай ничего чужого».

Нико­гда не зави­дуй. Зависть мешает радо­сти и не знает гра­ниц, ведь все­гда най­дется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни при­мер жад­ной ста­рухи из сказки Пуш­кина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близ­ких и дру­зей, у кото­рых слу­чи­лось что-то хоро­шее, бла­го­дари за это Бога.
Как же отно­ситься к тому, что у ближ­него есть хоро­шая вещь или талант, кото­рого ты не име­ешь? У хри­стиан нет выра­же­ния «белая зависть», но есть сора­до­ва­ние – радость о бла­го­по­лу­чии ближ­него. В отли­чие от муча­ю­щей зави­сти это добродетель.

 «Не желай ничего, чем вла­деет ближний.
Не меч­тай, что пред­мет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе при­не­сут страданья,
Ведь за грех при­не­сёшь ты себе наказанье».

 

Библия онлайн, Синодальный перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ (Лк 6:20-49)> 1 Заповеди блаженства (Лк 6:20-23), 13 Соль земли и свет мира, 17 Христос и Закон, 21 Шестая заповедь, 27 Седьмая заповедь (Мф 19:9; Мк 10:11; Лк 16:18), 31 О разводе, 33 О клятве, 38 Право мести, 43 Закон любви

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом,
 
ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие,
 
ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие,
 
ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды,
 
ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые,
 
ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем,
 
ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы,
 
ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду,
 
ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали
и

пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.  22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.  30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Свет Заповедей на Грузию

Сотни людей погибли, десятки тысяч остались без крова из-за противостояния между Россией и Грузией. Одни считают, что конфликт начал лидер Грузии, предпринявший военные действия против самопровозглашенной провинции Южная Осетия, другие считают, что его спровоцировал российский президент.

Пытаясь понять все последствия таких международных вспышек, многие люди обращаются к своим Библиям, чтобы направлять свои молитвы. Один из подходов — начать с Десяти заповедей. Первое упоминание об этих заповедях может быть вековой давности, но их ценность неподвластна времени: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… Не произноси имени Господа Бога твоего в напрасно… Помни день субботний, чтобы святить его… Почитай отца твоего и мать твою… Не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй… Не желай …». (Исх. 20:3-17).

Духовное значение каждой из этих заповедей в той или иной степени проявляется в качестве основного закона большинства людей в мире, какой бы религии они ни придерживались. Использование этих духовных идей в качестве основы для размышлений о наших отношениях с другими может разрешить все конфликты, от личных до международных. Духовные решения защитят и в конечном итоге благословят как отдельного гражданина, так и нацию. Они выстоят и принесут прочный мир.

Христос Иисус резюмировал десять заповедей таким образом, когда кто-то спросил Его, какая из них самая важная: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. первая и великая заповедь. И ей подобна вторая: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях весь закон…» (Мф. 22:37-40).

Принимая, что «любить» — это закон, наши молитвы могут признать, что этот закон способен управлять всеми народами и нациями, включая грузин и русских, и всех остальных, вовлеченных в этот конфликт. Наши молитвы могут чтить закон божественной Любви, признавая Божье руководство по мере развития событий в этой части мира. Только закон Любви, выражающийся в нашей жизни в том, что мы прощаем своих врагов и любим и их, и себя, может предотвратить перерастание напряженных ситуаций в более широкие конфликты.

Это не так сложно сделать, как можно было бы подумать, потому что реальный статус каждого из нас – духовный, созданный по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26). Как подобие Бога, который есть божественная Любовь, мы не можем не отражать и не выражать Любовь. Естественно любить Бога и ближнего, где бы и кто бы ни был этот ближний. И противоестественно , а не любить.

Мэри Бейкер Эдди написала в своей книге «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию»: «Этот текст в книге Екклесиаста передает мысль Христианской науки, особенно когда слово долг, которого нет в оригинале, опущено: … ‘Выслушаем заключение всего дела: возлюби Бога и соблюдай заповеди Его: ибо в этом весь человек по образу и подобию Его’» ( стр. 340).

Любить Бога и наших ближних — это больше, чем просто выполнять долг. вовлечённые в любой спор, созданы Богом, чтобы они в конечном итоге любили своих ближних, как самих себя 9.0003

Хотя очевидно, что это может быть нелегко для тех, кто лишился своих домов или потерял близких в этом и других конфликтах, это можно сделать. Любить естественно для духовного человека; ненавидеть противоестественно.

Молитвы о том, что любовь является духовным законом Десяти Заповедей, законом, которому мы все подчиняемся, помогут тем, кто вовлечен в эту естественную способность любить. Это единственное прочное решение всех земных проблем, в том числе задачи поиска исцеляющего ответа на борьбу между Россией, Грузией и отколовшимися провинциями.

Притча о неправедном управителе

Притча о неправедном управителе была рассказана Иисусом Христом сразу после притчи о блудном сыне, в которой была выражена милость Божия к грешнику, сознательно предавшемуся греховной жизни. говорят о. Но, оказавшись на краю пропасти, этот грешник вспомнил о Боге и в покаянии отправился к своему Отцу. С радостью Бог принял и простил блудного сына; Он принимает и прощает каждого истинно раскаявшегося человека. Любовь к сыну, хотя бы и блудному, заставляет Отца радоваться, что пропавший нашелся, что умерший ожил.

Сказав эту притчу, Господь затем обратился не к Своим Апостолам, а к ученикам, и произносит следующую притчу о неправедном управителе. Епископ Феофан Затворник объясняет, что все, кто следовал за Иисусом, назывались его учениками, в том числе и мытари, и грешники. Из содержания этой притчи видно, что Христос обращался именно к мытарям (мытарям) и другим грешникам. О мытарях и грешниках Иисус не раз говорил, что и они могут стать «сынами Царствия». И когда Его укоряли за то, что он ест и пьет с мытарями, Он сказал: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведность, но грешников к покаянию (Мф. 9).:12-13). Понятно, что грешники, услышав эти поистине утешительные слова, с готовностью пошли за Спасителем, чтобы узнать, как им спастись.

Притча предназначалась также книжникам и фарисеям. Это видно из того, как эти любители всего земного реагировали на его смысл: Слышали все это и любостяжательные фарисеи, и смеялись над Ним (Лк. 16:14).

Евангелист Лука передал нам притчу о неверном управителе:

Жил-был один богатый человек, у которого был управляющий; и тот же был обвинен ему в том, что он растратил свое имущество. И, подозвав его, сказал ему: как я слышу это от тебя? дай отчет о твоем управлении; ибо ты можешь быть уже не управителем. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? ибо мой господин отнимает у меня управление: я не могу копать; просить мне стыдно. Я решил, что делать, чтобы, когда меня выведут из управления, они приняли меня в свои дома. И, призвав должников господина своего, всех до одного, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми счет твой, садись скорее и напиши пятьдесят. Тогда сказал другому: а ты сколько должен? Он сказал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми счет твой и напиши восемьдесят. И похвалил владыка неправедного управителя за то, что он поступил мудро: ибо дети мира сего в роде своем мудрее детей света. А Я говорю вам: приобретайте себе друзей у богатого неправедного; дабы, когда потерпите неудачу, приняли вас в обители вечные (Луки 16:1-9).).

Почти все в Евангелии понятно. Но есть в ней места, которые могут вызвать недоумение и даже замешательство. Одним из таких мест, столь трудных для понимания, а может быть, даже самым трудным, является притча о неверном управителе.

В притче все более или менее ясно. Но его заключительная часть не совсем понятна. И похвалил владыка неправедного управителя за то, что он поступил мудро: ибо дети мира сего в роде своем мудрее детей света. А Я говорю вам, — добавляет Сам Иисус Христос, — приобретайте себе друзей у богатого неправедного; чтобы, когда вы потерпите неудачу, они могли принять вас в вечные жилища. Нельзя не остановиться в недоумении: как же так? Похвалил ли господин неправедного управителя за то, что тот ловко обманул его и за его счет приобрел себе друзей? Неужели Сам Господь предлагает Своим последователям приобретать себе друзей неправедным богатством? Это возможно?

Нет, конечно, нельзя так понимать притчу и связанную с ней заповедь Христову. Господин в притче — это Бог; стюард — мужчина. Совершенно невозможно допустить, чтобы Господь похвалил человека за мошенничество и повелел так поступать Своим ученикам. Нужно искать другой смысл.

Надо принять во внимание, что в те древние евангельские времена в Иуд=Е6а был класс людей, отличавшихся алчностью и ростовщичеством. Представители этого класса просто собирали себе колоссальные надбавки, и это считалось нормальным, даже похвальным. Те, кто этим занимался, приобрели для себя большие богатства. Их называли «князьями». «Иерусалимские князья» своей нечестной коммерцией обеспечили себе дворцы, сады, поместья и прочее. Наряду с этим богатством была великая нищета. Бедных было больше, чем богатых. Неимущие зарабатывали себе на жизнь за счет богатых; они арендовали землю, сады и поля и платили ренту не деньгами, а продуктами. Князья-помещики сами не управляли своими большими имениями и потому нанимали приказчиков или управляющих, которым назначали всю сумму ренты; но они не вдавались в подробности того, как они вели свои дела. Этим воспользовались наемные управляющие и собрали с арендаторов больше, чем установил хозяин, прикарманив все, что осталось.

Итак, как правильно понимать заключительные слова притчи — И похвалил господь управителя неправедного за то, что он поступил мудро [разумно поступил — NKJV]; ибо дети мира сего в своем поколении мудрее [проницательнее — NKJV], чем дети света. А Я говорю вам: приобретайте себе друзей у богатого неправедного; чтобы, когда вы потерпите неудачу, они могли принять вас в вечные жилища? Некоторые толкователи притчи о неправедном управителе пытались выйти из затруднения гипотезой, что управитель не просто уменьшил количество долгов на расписках должников, что означало бы причинение помещику большого убытка. , но покрыл этот убыток из собственных средств. Это было бы вполне возможно и даже вполне уместно, если бы в самой притче не было небольшой оговорки. Когда управитель убедился, что господин его отнимает у [его] управление, он сказал себе: что мне делать? я не умею копать; просить мне стыдно. Если его положение оказалось настолько критическим, что ему пришлось бы либо заниматься неквалифицированным трудом, либо просить милостыню, то это значит, что он не имел никаких собственных средств, да и просто растратил помещичье добро, может быть, на какую-то сиюминутную выгоду. удовольствий, не откладывая ничего ни для помещика, ни для себя. И, следовательно, он едва мог уплатить помещику половину долга своих должников.

В чем же заключалась проницательность стюарда? Если он сам не заплатил, если он не причинил помещику убытка, а заслужил его похвалу, если он приобрел себе друзей среди помещичьих должников, то кто вообще возместил помещику ту сумму, которую он таким образом взял? от счетов?

Математика имеет свои непреложные законы. Сумма, причитающаяся помещику, должна была бы быть кем-то уплачена — иначе помещик понес бы убыток и не похвалил бы проницательность управителя, выпутавшегося из положения за чужой счет.

Управитель снял с векселей должников своего хозяина только то превышение, которое он сам предварительно прибавил к ним по сравнению с действительным долгом, надеясь при уплате получить себе прибыль. По-видимому, он пользовался безграничным доверием помещика и вел все дела сам, без всякого контроля со стороны помещика. Безнаказанно управляющий повышал цены на продаваемые продукты, уплачивая помещику установленную им цену, а сам получал себе, втайне от помещика, произвольную надбавку, которую уже сам же оговаривал в своем договоре с покупателями. Это, его неправедное богатство, то есть богатство, которое он неправедно приобрел, было бы его в будущем, — но в своих снах он воспринимал его как свое уже теперь; и то, что управитель смог вовремя отказаться от этого неправедного богатства ради приобретения себе друзей на черный день, на самом деле характеризует его как проницательного человека. Должники не могли знать, что он вычел из их долгов только ту сумму, которую сам предварительно прибавил для своей выгоды, и думали, что он, рискуя своим положением, из дружбы к ним обманул своего помещика. В земном смысле должники могли быть благодарны управляющему и даже самый факт последующего его увольнения (если оно имело место) могли приписать раскрытию помещиком именно этого, его действия. Хозяин, как-то узнав всю правду, совершенно искренно похвалил приказчика за его проницательность, ибо сам от этого ничего не потерял.

В такой формулировке действие стюарда действительно заслуживает похвалы, как технически разумное и с моральной точки зрения не предосудительное. При ближайшем рассмотрении можно даже найти в действиях стюарда следы некоторой подлинной нравственной ценности. Он способен отказаться от некоторых желаемых ценностей ради будущих и более высоких ценностей. Именно на это и указывает Христос, когда призывает нас следовать примеру неправедного управителя, то есть уметь вовремя отказаться от низших ценностей ради высших и не пытаться служить двум господам одновременно. С сожалением, хотя и не без иронии в отношении детей мира сего, Христос говорит, что они в своем поколении проницательнее детей света, так как очень хорошо понимают материальные ценности мира сего, будучи чрезвычайно способными, в случае потребность, отказаться от менее ценных благ ради более ценных. Дети света очень часто не в состоянии вовремя предпочесть духовные ценности ценностям земным и отказаться от последних ради первых. Таким образом, дети света оказываются технически ниже сынов мира сего, то есть менее проницательны, менее надежны для Царства Божия (Лк. 9).:62), чем могли бы быть сыны мира сего, если бы они включали в свой кругозор и высшие, нравственные ценности. Но так как сыны мира сего не имеют на это ума, то их превосходство над сынами света остается все же относительным превосходством, превосходством в их порождении…

До сих пор остается не совсем ясным, почему Господь говоря ученикам не просто о богатстве, то есть вообще о всякой материальной ценности, а именно о неправедном богатстве? Нужно учитывать, что в слове Божием всегда можно найти множество различных значений. Так и в притче о неправедном управителе. Не следует ограничивать значение слова «несправедливый» значением неправедно приобретенного или украденного. Вообще все наше богатство несправедливо, так как оно хрупко, непрочно, иллюзорно, временно и не имеет никакого значения для вечности. Несправедливо оно и тем, что по существу своему чуждо человеку, лишь на время вверено ему Богом, как управителю в притче, не для того, чтобы он употребил его только для своей выгоды. Богатство не только от Бога, но еще более общечеловеческое, и отдельный человек не имеет права присваивать его, потому что Бог даровал это богатство всему человечеству. Если случится, что кто-то накопил богатство или какие-то суммы попадут в его руки, он должен употребить их так же, как неправедный управитель в притче: оставив их в пользу своих ближних и раздав их, и таким образом обретение в этих ближних заступников для себя, то есть высших, небесных, подлинных ценностей. Ибо по молитвам этих благодарных соседей и он будет принят в вечные обители.

В своем толковании на притчу о неправедном управителе епископ Феофан Затворник пишет: «Установи себе наперед, что в притчах не надобно придавать значения каждому признаку, а держаться только главной мысли притча, на которую почти всегда указывает Сам Господь.Например, Господь называет Себя «вором» только в том смысле, что Он придет неожиданно и незаметно.Все остальные черты, отличающие вора, не должны приниматься во внимание Так и в сей притче Господь имел в виду указать только на одну черту, а именно на то, как неправедный управитель, услышав, что его ожидает отставка, не стал зазеваться, но тотчас же принялся за дело и позаботился о себе. грядущее. Приложение таково, — продолжает святитель Феофан: — Мы, зная наверняка, что ждет нас лишение царства, не внимаем: живем, как живем, как будто никакая беда нас не ждет. ты Когда он сказал: «Дети мира сего мудрее детей света».

Митрополит Московский Филарет поясняет значение слов «Подружитесь с маммоной неправды» следующим образом: «…был у сирийцев идол, которого они называли мамоной и суеверно почитали как покровителя богатства. Отсюда , то же имя, маммона, было перенесено и на само богатство.Конечно, Господь недаром вместо простого названия богатства употребил слово маммона, в котором понятие богатства соединяется с понятием идолопоклонства , и нельзя предположить для этого никакой другой причины, кроме того, что Он хотел обозначить не просто богатство, но богатство, страстно собранное, страстно одержимое, превращенное в идола сердца. , маммона неправедности, это означает богатство, которое делается неправедным и развращенным от страсти к нему, ибо на священном языке неправедность может означать порок вообще, так же как праведность может означать добродетель вообще л. Что же означает наставление: «Приобретайте себе друзей у маммоны неправедной»? Это значит: Богатство, которое от страсти легко делается для нас мамоной неправды, субстанцией порока, идолом, обрати в благое приобретение, делая добро бедным, и обрети в них духовных друзей и заступников тебе. А те богатые, которые не только не свободны от неправедности страсти к богатству, но и обременены неправедностью злоупотребления им, — напрасно ищут легкого средства прикрыть свою неправедность в притче о неправедном управителе. Но если они хотят истинного руководства, которое должно относиться к ним должным образом, то они найдут его в истории Закхея» 9.0003

Последуем совету Митрополита Филарета. Вспомним Закхея. Христос пожелал поселиться в доме Закхея мытаря, начальника сборщиков налогов, своего рода министра финансов. Почти все относились к нему с презрением. Вхождение Христа в его дом возродило Закхея и воскресило в нем самые лучшие качества души. Закхей во всеуслышание торжественно обещал Христу Богу: вот, Господи, половину имения моего отдаю нищим; и если я что у кого взял ложным обвинением, то воздам ему вчетверо (Луки 19:8). Другими словами, Закхей обещал раздать беднякам половину тех благ, которые были приобретены им честным путем. Все, что было приобретено неправедным путем, он возвратит в должное, и даже прибавит из оставшегося у него богатства, чтобы вчетверо возвратить обиженным им.

Тронутый благодатью Божией, Закхей, как и управитель притчи, проявил проницательность в исправлении своих серьезных ошибок и грехов. Здесь и мы, христиане, должны действовать находчиво в делах милосердия и в жизни вообще. Если кого обидели — попросим прощения. Если мы нечестно присвоили чужой товар — давайте его вернем. И только тогда Бог примет нашу жертву Ему, по слову Господа: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником и пойди; прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Матфея 5:23-24).

«Миллионы пришли и ушли». Земное богатство есть временное имущество; это здесь сегодня, и сделано завтра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts