Жанр слово примеры: «Слово» как вид произведения в древнерусской словесности / Православие.Ru
Содержание
«Слово» как вид произведения в древнерусской словесности / Православие.Ru
Принадлежность древнерусского словесного
произведения к тому или иному жанру, как правило,
указывается в начале названия данного произведения. В
дошедших до нас рукописях встречается около сотни таких
жанровых определений. Вид произведения, получивший
название «слова», относится к числу
наиболее ранних и распространенных. Многие древние
«слова» изначально предназначались для
произнесения в самом почитаемом и священном месте
– в храме. Их них развилась церковная проповедь.
Таковы, например, «слова» Кирилла
Туровского на церковные праздники (XII в.). Другие
«слова» предназначались для произнесения на
иных торжественных собраниях, перед князьями.
Самым ранним из дошедших до нас самобытных произведений
Древней Руси считается «Слово о законе и
благодати» митрополита Илариона. В месте с этим
произведением к числу известных и влиятельных древних
«слов» относятся «Слово о полку
Игореве» и «Слово Даниила Заточника».
Три знаменитых «слова» можно считать
прообразами для сотен «слов», украсивших
русскую словесность.
Внутреннее видовое единство всех этих, весьма различных,
на первый взгляд, «слов» до сих пор не
получило должного осмысления. Между тем несомненна та
закономерность, согласно которой, по выражению Д.С.
Лихачева, «жанровые определения Древней Руси очень
часто соединялись с определением предмета повествования:
“видение”, “житие”,
“подвизи”, “страсть”,
“хождение”, “чюдо”,
“деяния” и пр.»[1]. С этой точки зрения,
жанр «слова» должен быть посвящен слову как
таковому: его природе, его возможностям, его
предназначению. И это безусловно так.
У древних славян, как и у многих других народов, еще в
язычестве сложилось представление о божественном
происхождении слова, о его изначально божественной
сущности. У славян это почитание слова выразилось даже в
народном самоназвании (словены, словаки и т.д.:
слава и слово происходят от одного корня). В
язычестве славяне поклонялись богине Славе, олицетворявшей
божественную природу слова[2]. С крещением славян
представление о божественности слова углубилось,
укрепилось и преобразилось христианской верой: Христос,
как сказано в особо полюбившемся славянам Евангелии от
Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1: 1).
Название христианской веры у славян также оказалось
знаменательным: это Православие, то есть
Право-словие – правильное словесное
почитание и прославление Бога. Отношение к слову как
дару Божиему обусловлено у православных славян двумя
библейскими указаниями на всемогущество слова,
исходящего от Бога: ветхозаветным – «И
сказал Бог…» (Быт. 1: 3) и новозаветным
– «В начале было Слово, и Слово было у
Бога, и Слово было Бог <…> Все через Него
начало быть» (Ин. 1: 1, 3).
Представлениями о божественной природе слова, о его
предназначенности к богопочитанию и прославлению Бога как
Творца всего сущего определяется особенная, подчеркнутая
обращенность содержания древнерусских «слов»
как вида словесных произведений к прославлению Бога,
славословию Бога, богословию о божественном происхождении
мира и человека, о творческом Промысле Божием, отраженном
в истории. С тем же связано и сильно выраженное в
«словах» молитвенное начало. Неслучайно
«Слово Даниила Заточника» в другой, вероятно,
более поздней, редакции названо
«Молением…». «Слова»
– это молитвенное общение прежде всего с Богом, но в
то же время и с людьми: с одной стороны, с выдающимися,
святыми, почитаемыми за образец, с другой – с
обычными, которых «слово» призвано
духовно-нравственно возвышать и просвещать. И слава
воздается в «словах» не только Богу, но и
людям, как творению Божиему.
В древнерусских «словах» прежде всего
рассматривается история русского народа и нравственное
состояние русского человека, однако в соотнесении с
мировой историей и сущностью человека вообще. В среде
народа при этом усматривается вождь, князь, которому, как
представителю своего народа перед Богом, воспевается
особенная слава. Кроме того, в «словах»
прославляется и вся целокупность тварного естества,
окружающая человека природа, особенно природа родная,
русская – тоже как творение Божие, пронизанное
божественной волей, одушевленное божественным творческим
замыслом и Промыслом о его развитии. Вместе с тем природа
рассматривается одушевленной и по причастности к ее
составу бесчисленных духов, душ, наделенных духовным
самосознанием. В этом ключе преображается, переосмысляется
языческое почитание природных стихий, явлений (сам переход
от языческого к христианскому почитанию природы запечатлен
в «Слове о полку Игореве»).
Общая обращенность «слов» к единому
прославлению Бога, человека и всей природы ярко выражена в
«Слове игумена о построении стены в
Выдубицах», написанном Моисеем Выдубицким в XII
веке: «Слову ятися о Господе дерзаем, то же не от
скудости нашего нищетоумья, но от дел твоих (князя.
– А.М.) притчу приобретше. И с преподобным
Мефедьем глаголем[3] <…>:
“Малое небо, богомудрого душа, воину поведающи
славу Божию правостью веры и словесы истеньными, и делы
добрыми. Небеса бессловесное естьство суще, и
сочювьствено, и самовластьно, но точью светлостью
солнца, и растением луны, украшением звезд, и
непременьно храняще уставы временемь владычня
повеления, поведают славу Его”. Яко же всим,
добре смотрящим Творца, о том похвалити добраго ради
уряжения, зде же преболе нам того о тобе является:
словеса бо честьна, и дела благолюбна, и держава
самовластна, ко Богу изваяная, славою паче звезд
небесных, не токмо в рускых концех ведома, но и сущим в
море далече»[4].
Изначально «слово» – это звучащая устная
речь, прославляющая изображаемое в ней, слывущая в людях.
Отчасти с этим связана относительная краткость
древнерусских слов, их ограниченность условиями
единовременного произнесения и восприятия. Будучи
записанными, «слова» все равно изначально
предназначались для произнесения и восприятия на слух. Это
именно речь, проистекающая из уст, как река вытекает из
устья в море бытия.
Другая причина краткости «слов» –
смиренное православное стремление к немногословию, к
молчаливому созерцанию Божией Премудрости. Как выразился
Даниил Заточник в своем «Молении»
(«Слове»): «Да не взненавидим буду миру
со многою беседою, яко же бо птиця, частяще песни своя,
скоро взненавидима бывает»[5]. Слова использовались с
почтением, без кощунственной и дерзкой суеты.
Вместе с тем считалось, что слово как высший дар Божий
способно выражать бесконечную тонкость, изощренность и
глубину Божией Премудрости. При смиренном стремлении к
немногословию, «слова», по причине того же
смирения, оказываются весьма витиеватыми в своем
ритмико-образном составе – именно в желании передать
как можно глубже и точнее (и в этом смысле смиреннее)
открывающуюся человеку Премудрость Бога. Вот почему
словесно-образная ткань «слов» всегда
оказывается на пределе возможностей устного выражения и
восприятия на слух. И тут древнерусским книжникам на
помощь приходит почти обязательное письменное запечатление
их «слов» – в духе особенного
православно-славянского отношения в диалектике устного и
письменного слова, рассматриваемых в некой симфонии,
согласии. Письменное запечатление «слова»
изначально подразумевается, учитывается, и само первичное
звуковое выражение рассматривается как начало такого
запечатления средствами вещественного мира. Прообразом
тому является Сам Бог, Который Своим Словом творит
вещественный мир как некую запись Слова, книгу бытия.
«Слово» как словесный вид отличается
исключительной весомостью и емкостью содержания. Данная
особенность предопределяется исходной обращенностью к Богу
как Творцу мироздания в целом. Событийный ряд в
«слове» не является основой повествования. Он
краток, обычно сведен к какому-то одному событию, более
или менее выдающемуся, случившемуся давно или недавно.
Избранное событие служит отправной точкой для широких
историософских и духовно-нравственных рассуждений о
судьбах мира и своего народа, о месте отдельного человека
в мировой истории. Таким отправным событием может стать
чудесное происшествие, празднуемое Церковью в определенный
день, крещение Руси, поход князя, иное событие из жизни
князя, например строительство храма, вообще текущее
правление князя, события церковной, монастырской жизни,
нашествие врагов и т.п.
Словесный дар человека неразрывно связан с его личным
самосознанием. Поэтому в «словах» естественным
оказывается личностное, лирическое самовыражение авторов.
Это представление утвердилось на Руси благодаря
Православию. В одном из списков «Пчелы»,
широко распространенного на Руси сборника
богословско-назидательных сочинений, переведенных с
греческого, говорится: «Фотий. Слово подобно есть
зерцалу, якоже тем образ телесныи и личныи являеться,
такоже и беседою душевный образ образуем
назнаменуется»[6]. В «словах»
выражается личное общение человека с Богом, духами,
другими людьми, в том числе святыми, преставившимися в
мир иной. В итоге возникает целостный
духовно-нравственный образ автора.
Понимаемое как выражение живой души и Божиего Духа
(принятого во вдохновении), «слово»
представляется как нечто неповторимо целостное, чудесно
преображающее дробность составляющих его частей, которые
относятся к целому «слову», подобно неким
«буквам». Целостность боговдохновенного
«слова» должна оберегаться от искажающих
изменений, и внешне она выражается в красоте, слаженности,
неповторимой ритмичности повествования. Каждое
«слово» стремится выражать предстояние
человека, народа перед Богом не только во времени, но и в
вечности.
[1] Лихачев Д.С.
Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп. М.:
Наука, 1979. С. 58.
[2] Григорий Дьяченко,
священник, магистр. Полный церковно-славянский
словарь (с внесением в него важнейших древнерусских
слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского
патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С.
612–613.
[3] «Словом коснуться
Бога дерзаем – не от скудости нищего нашего
разума, но делами твоими себе пример получив. И с
преподобным Мефодием скажем <…>».
[4] Памятники литературы
Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 408–410.
[5] Там же. С. 398.
[6] Из 15 главы
«Пчелы» по раннему списку, изданному в
книге: Семенов В. Древняя русская
«Пчела» по пергаменному списку. СПб.,
1893. См.: Древняя русская литература. М., 1980. С.
69.
4. «Слово» как жанр древнерусской литературы
«Слово»
в древнерусской
литературе —
наиболее употребительное заглавие
сочинений, иногда заменяемое другими:
Сказание,
Повесть,
Поучение.
Иногда Слово
опускается в заглавии, но подразумевается;
например, Об
Антихристе,
О
письменех
и т. п. Словами
назывались в древнерусской литературе,
как поучения и послания церковного
характера, так равно и сочинения светского
характера (например Слово
о Полку Игореве).
Многие
древние «слова» изначально предназначались
для произнесения в самом почитаемом и
священном месте – в храме. Их них
развилась церковная проповедь. Таковы,
например, «слова» Кирилла Туровского
на церковные праздники (XII в.). Другие
«слова» предназначались для произнесения
на иных торжественных собраниях, перед
князьями.
Самым
ранним из дошедших до нас самобытных
произведений Древней Руси считается
«Слово о законе и благодати» митрополита
Илариона. В месте с этим произведением
к числу известных и влиятельных древних
«слов» относятся «Слово о полку Игореве»
и «Слово Даниила Заточника».
У
древних славян, как и у многих других
народов, еще в язычестве сложилось
представление о божественном происхождении
слова, о его изначально божественной
сущности. У славян это почитание слова
выразилось даже в народном самоназвании
(словены, словаки и т.д.: слава и слово
происходят от одного корня). В язычестве
славяне поклонялись богине Славе,
олицетворявшей божественную природу
слова[2]. С крещением славян
представление о божественности слова
углубилось, укрепилось и преобразилось
христианской верой: Христос, как сказано
в особо полюбившемся славянам Евангелии
от Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1:
1). Название христианской веры у славян
также оказалось знаменательным: это
Православие, то есть Право-словие
– правильное словесное почитание и
прославление Бога. Отношение к слову
как дару Божиему обусловлено у православных
славян двумя библейскими указаниями
на всемогущество слова, исходящего от
Бога: ветхозаветным – «И сказал Бог…»
(Быт. 1: 3) и новозаветным – «В начале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог <…> Все через Него начало быть»
(Ин. 1: 1, 3).
«Слова»
– это молитвенное общение прежде всего
с Богом, но в то же время и с людьми: с
одной стороны, с выдающимися, святыми,
почитаемыми за образец, с другой – с
обычными, которых «слово» призвано
духовно-нравственно возвышать и
просвещать. И слава воздается в
«словах» не только Богу, но и людям, как
творению Божиему.
В
древнерусских «словах» прежде всего
рассматривается история русского народа
и нравственное состояние русского
человека.
Древнерусская
литература житий святых собственно
русских начинается жизнеописаниями
отдельных святых. Образцом, по которому
составлялись русские «жития», служили
жития греческие типа Метафраста, то
есть имевшие задачей «похвалу» святому.
Ряд чудес святого — необходимая
составная часть жития. В рассказе о
самой жизни и подвигах святых часто
вовсе не видно черт индивидуальности.
В XV веке ряд составителей житий
начинает митроп. Киприан,
написавший житие митроп. Петра (в новой
редакции) и несколько житий русских
святых, вошедших в состав его «Степенной
книги» .
С
биографией и деятельностью второго
русского агиографа, Пахомия
Логофета, подробно знакомит исследование
проф. Ключевского «Древнерусские Жития
святых, как исторический источник», М.,
1871). Он составил
житие и службу св. Сергию, житие и службу
преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского,
слово о перенесении мощей св. Петра и
службу ему; ему же, по мнению Ключевского,
принадлежат житие св. новгородских
архиепископов Моисея и Иоанна; всего
им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов
и 4 похвальных слова святым. Пахомий
пользовался большой известностью у
современников и потомства и был образцом
для других составителей житий.
Из
городских центров дело русской агиографии
переходит в XVI веке
в пустыни и отдаленные от культурных
центров местности в XVI веке. Авторы
этих житий не ограничивались фактами
жизни святого , а старались знакомить
с церковными, общественными и
государственными условиями, среди
которых возникала и развивалась
деятельность святого. Жития этого
времени являются, таким образом, ценными
первоисточниками культурной и бытовой
истории Древней Руси.
Новую
эпоху в истории русских житий составляет
деятельность всероссийского митрополита
Макария. Его время было особенно
обильно новыми «житиями» русских святых,
что объясняется, с одной стороны,
усиленной деятельностью этого митрополита
по канонизации
святых, а с другой — составленными
им «великими
Минеями-Четьими». В 1627—1632 гг.,
появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева
монастыря Германа
Тулупова, а в 1646—1654 гг. —
Минеи-Четьи священника Сергиева
Посада Иоанна
Милютина.
Эти
два сборника отличаются от Макариева
тем, что в них вошли почти исключительно
жития и сказания о русских святых.
Тулупов вносил в свой сборник всё, что
находил по части русской агиографии,
целиком. Жития святых в Четьях-Минеях
Димитрия расположены в порядке календаря:
по примеру Макария здесь находятся
также синаксари на праздники, поучительные
слова на события жизни святого или
историю праздника.
Определение жанра и значение — Merriam-Webster
ˈzhän-rə
ˈzhäⁿ-;
жаⁿр;
ˈjän-rə
1
: Категория художественного, музыкального или литературного произведения, характеризующаяся особым стилем, формой или содержанием
классика жанра готического романа
2
: вид, род
3
: картина, изображающая сцены или события из повседневной жизни, обычно реалистично
Знаете ли вы?
Жанр , как можно догадаться по звучанию, происходит прямо от французского языка, основанного на латыни. Оно тесно связано с родом , словом, которое вы, возможно, встречали на уроках биологии. Оба слова содержат корень род-, потому что они указывают на то, что все в определенной категории (жанре или роде) принадлежит к одному и тому же «семейству» и, следовательно, имеет одно и то же происхождение. Таким образом, основные жанры классической музыки будут включать симфонии, сонаты и оперы, а основные жанры литературы будут включать романы, рассказы, поэзию и драму. Но в рамках категории романов мы могли бы также сказать, что детективные романы, научно-фантастические романы, любовные романы и романы для подростков — это отдельные жанры.
Синонимы
- порода
- класс
- описание
- перо
- подобная
- почка
- вид
- как
- манера
- природа
- заказ
- сортировать
- вида
- штамм
- полоса
- тип
- разнообразие
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
В жанровой фантастике между писателем и читателем подразумевается договор о том, что справедливость восторжествует; «добро» не всегда может побеждать «зло», но различие между ними должно соблюдаться.
Джойс Кэрол Оутс, 9 лет0033 New York Review of Books , 14 августа 2003 г.
Один из первых маркетологов за пределами хип-хопа, осознавший силу этого жанра… . он впервые отправил моделей на подиум в 1991 году в шике хип-хопа, кроссовках и массивных золотых цепях…
Джонни Л. Робертс, Newsweek , 2 сентября 2002 г.
Даже местный еженедельник католической епархии, жанр которого вряд ли можно назвать захватывающим, предлагает более провокационную выборку мнений на своей редакционной странице.
Уокер Перси, «Моя любовь из Нового Орлеана», 19 лет.68,
в Указатели в чужой стране , 1991
Эта книга является классикой детективного жанра .
герой романа другого жанра чем традиционный
Недавние примеры в Интернете
Тем не менее Мэй предсказывает ренессанс жанра во Франции.
Эльза Кесласи, Variety , 30 ноября 2022 г.
Но тем, кто не является ярым фанатом жанра или не понимают корейский — не говоря уже о тех, кто видел радикально отличающуюся и намного превосходящую внебродвейскую версию в 2017 году — будет труднее насладиться этим.
Джесси Грин, New York Times , 27 ноября 2022 г.
Типичная для своего жанра , эта турбочетвёрка не производит самого проникновенного звука двигателя, но в целом V60 довольно тихий.
Джо Лорио, 9 лет0033 Автомобиль и водитель , 10 ноября 2022 г.
Его музыка представляет собой жанровую смесь фолка, альтернативы и хип-хопа.
The Enquirer , 18 ноября 2022 г.
Опыт создателей фильма заметно отличается от «Все повсюду», научно-фантастического фильма, охватывающего жанра и охватывающего жанра, в котором Йео играет владельца прачечной, который путешествует по мультивселенной с новообретенными способностями в надежде победить абсолютное зло.
Миа Галуппо, 9 лет0033 The Hollywood Reporter , 17 ноября 2022 г.
Аргентинская рэперша и певица Nathy Peluso прокладывает путь в латиноамериканской музыке своим жанровым изгибным стилем и неподражаемым голосом.
Памела Авила, USA TODAY , 16 ноября 2022 г.
Есть рэперы, есть рок-звезды, а есть талантливые жанра -изгибы личности, которые не позволяют ландшафтам музыки и моды определять их.
Д’Шонда Браун, 9 лет0033 Сущность , 31 октября 2022 г.
В конце концов, людей угостили радугой из жанров музыкальных исполнителей, которые варьировались от латиноамериканского рока до реггетона и ска.
Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 19 октября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «жанр». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Французский, от среднефранцузского, вид, пол — больше в роде
Первое известное использование
1770, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование жанра было
в 1770 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
жанр
-гениальный
жанр
генро
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Жанр.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/genre. По состоянию на 8 декабря 2022 года.
существительное
ˈzhän-rə
ˈzhäŋ-,
ˈjän-rə
: Особый тип или категория литературного, музыкального, или художественного композиции
Подробнее от Merriam-Webster на
Genre
4. жанр для говорящих на испанском языке
Britannica English: перевод жанра для говорящих на арабском языке
Britannica.com: Энциклопедическая статья о жанре
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Жанры — Словарь | Vocabulary.
com
Изучение слов с помощью карточек и других занятий
Другие занятия по обучению
Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову. Используйте это, чтобы подготовиться к следующему тесту!
Vocabulary JamСоревнуйтесь с другими командами в режиме реального времени, чтобы увидеть, кто правильно ответит на большинство вопросов!
Проверка орфографии Проверьте свою орфографическую хватку. Прочитайте определение, послушайте слово и попробуйте написать его!
Инструменты для обучения
Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас.
Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.
- мемуары
рассказ о личном опыте автора
- фантазия
воображение не ограничено реальностью