Жертвоприношение авраама рембрандт: Жертвоприношение Авраама Картина Рембрандта
Содержание
Жертвоприношение Авраама Картина Рембрандта
1635. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►
Живопись эпохи барокко
Размер картины голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама» 193 x 132 см, холст, масло.
Авраам, ветхозаветный патриарх и родоначальник иудейского народа, родился согласно библии за 2040 лет до нашей эры.
Живя среди языческого мира, Авраам первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и стал.
На старости, когда его жене Саре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился сын Исаак, который и должен был стать прямым наследником Авраама и продолжить род еврейского племени.
Союз об этом Бог заключил с Авраамом еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания.
Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории.
Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока.
Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном
предопределении, внесла у многих голландцев, и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира; человек не
может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения, испытывать себя.
С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий
вопрос: на что способен человек? Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от
почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих,
выброшенных на свалку общества; отчуждающую картину этих обездоленныж нидерландское искусство описывало уже почти два
столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу.
Перейти к следующей работе мастера ►
Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама» – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
В Книге Бытия рассказывается о том, что Бог призвал Авраама, которого апостол Павел назовёт «отцом всех религий», принести своего любимого, единственного сына Исаака в жертву. Что же происходит?
Бог подарил старику Аврааму и его жене Сарре сына. Они уже не надеялись, но чудо совершилось, потому что нет ничего невозможного для Бога. И что же теперь делать? Бог сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь…»
«Авраам встал рано утром, оседлал осла, наколол дров для всесожжения, пошёл на место, о котором сказал ему Бог». Пришли. «Устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и положил сына, связав, поверх дров». Авраам в страшной тоске, в смущении, в растерянности. Он закрывает сыну лицо, глаза. Он хочет защитить его от ужаса, от самого себя.
«И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба: „Авраам!“ — „Вот я“. Ангел сказал: „Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога, не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня“».
Нож стремительно падает.
Тридцатые годы XVII века. Эпоха барокко — странное, причудливое время сложных вопросов, сложных, затейливых форм и сложных решений. Человек ощущает себя песчинкой, ничтожеством. А с другой стороны, он понимает, что он между всем и ничем, между небом и землёй. Множество страхов, сомнений, трудных и мучительных задач, и нет ответа, зачем всё это. Среди роскоши мира видимого, обольстительного угадывается мир невидимый, главный мир — тот, который посылает нам непосильные испытания.
У Рембрандта умирает сын, его первенец. Жизнь обошлась жестоко. «Но почему? — спрашивает Рембрандт. — За что?»
Наступает новая пора в его жизни, в которой уже никогда не будет прежнего счастья, прежней лёгкости, прежней радости. Жестокость и милосердие, страх и сомнение, беспомощность и всё-таки надежда. Но на что? Может быть, воскресение, возвращение, изменение? Может быть, нужно пройти испытание, чтобы душа возродилась? И главное — вера без дел мертва, как ни жестоко это звучит.
Рембрандт учился теософии в Лейденском университете, изучал труды мудрейших учёных, древнееврейских философов и, может быть, задумался о многозначности выражения «принести во всесожжение». Что означает это выражение? У древних мудрецов объяснение такое: вознести во всесожжение — направить к новой, высшей жизни. И, может быть, неправильный перевод усложняет ситуацию.
Более пятидесяти музыкальных произведений посвящено этой традиции. Одно из них — баллада Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» — единственное вокальное произведение композитора. Готовы ли мы к жертве — говорит Стравинский? Нужна ли жертва Богу? Может быть, это одно из испытаний? А может быть, мы не понимаем слова Бога? А может быть, мы всегда надеемся: ангел успеет, нож упадёт, и новая жизнь начнётся?
История об Аврааме вечно остаётся чудесной, кто бы её ни трактовал и как бы её ни понимали. Авраам вызывает восхищение, и ужас, и всё-таки надежду: напрасных жертв не требует Господь.
Жертвоприношение Исаака, 1635 Рембрандт
Предоставлено www.RembrandtPaintings.com |
Хотя на первый взгляд рембрантовская версия «Жертвоприношение Исы » в Эрмитаже кажется близкой Ластману и Питеру Паулю Рубенсу, его переделки представляют собой штрихи чистой театральности.
гений. И снова в центре внимания находится ручное исполнение. Правая рука ангела, нарисованная самой текучей гладью Рембрандта, кладется на огромную, более темную лапу Авраама, и вместо того, чтобы положить руку Авраама на
голову сына, повязка на глазах была удобно снята, чтобы мы могли видеть выражение ужаса Исаака, Рембрандт превращает саму руку в повязку, полностью закрывающую, даже почти удушающую, лицо сына, сразу
жест нежности и удушающей жестокости. В перерывах между игрой рук жертвенный нож, которому Рембранд уделил свое обычное тщательное внимание, висит в свободном падении, его лезвие по-прежнему направлено на
обнаженное горло беспомощного мальчика.
Рембрандт, как и его католические предшественники (Караваджо, Ластман, Рубенс), должен был знать, что христианская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как прообраз
позднее жертвоприношение крови Отцом Своего Сына: Распятие. Тот, кто заказал картину, понял бы, что этот подтекст является важным элементом ее религиозной привлекательности. Но как всегда задача
Рембрандт ставил перед собой (и в этом отношении он действительно был наследником и Караваджо, и Рубенса) не заумной конфессиональной иконографии — его работа заключалась в том, чтобы сделать священную историю правдоподобно человеческой. Испытание
отец приказал убить сына, его старость была страшной серьезностью у кальвиниста.
Буря на Галилейском море
Ночной дозор
Возвращение блудного сына
Иаков благословляет детей Иосифа
Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа
Еврейская невеста
Синдики Гильдии Драпировщиков
Янв Шесть, 1654
Печать сотен гульденов, 1649
Вирсавия в бане
Пир Валтасара
Даная
Аристотель с бюстом Гомера
Ослепление Самсона
Заговор Клавдия Цивилиса
-урок-анатомии-д-ра-николаеса-тулпа
Автопортрет, 1669
Польский всадник
Автопортрет, 1658
Женщина, купающаяся в ручье
Давид играет на арфе перед Саулом
Автопортрет, 34 года
Произведения по стилю: Барокко — WikiArt.
org
В 1527 году в Европе религиозное господство имело право направлять и формировать содержание и климат художественной продукции общества. В то время негативная реакция на консервативную протестантскую Реформацию вынудила католическую церковь восстановить свою важность и величие в обществе. Художники последовали их примеру, возродив идеалы красоты эпохи Возрождения, привнеся в произведения искусства, музыку и архитектуру эпохи возрожденный поклон классицизму, еще более усиленный новой буйной экстравагантностью и склонностью к витиеватости. Этот богато украшенный стиль был придуман барокко и стал отмечен его инновационными методами и деталями, привносящими пышный новый визуальный язык в то, что было относительно сдержанным периодом для искусства.
Барокко распространилось по всей Европе, прежде всего во главе с папой в Риме и католическими правителями в Италии, Франции, Испании и Фландрии. В дальнейшем он был распространен влиятельными религиозными орденами через их разветвленную сеть монастырей и женских монастырей. Стиль быстро распространился во Францию, северную Италию, Испанию и Португалию, затем в Австрию и южную Германию.
Барокко снова привлекло внимание общественности к изображениям для религиозного поклонения после того, как было запрещено за прославление неземного и идеального. Это искусство должно было быть легко понято и сильно прочувствовано простыми людьми, что должно было способствовать благочестию и благоговению перед церковью. Барочные церкви стали центральным примером активизации внимания к славе католицизма с их проектами, которые включали большое центральное пространство с куполом или куполом высоко над головой, позволяя свету освещать пространство внизу. Купол был одним из центральных символических элементов архитектуры барокко, иллюстрирующим союз между небом и землей. Чрезвычайно замысловатые интерьеры, изобилующие орнаментом, создавали ощущение полного погружения в возвышенное и священное пространство.
Определяющими характеристиками стиля барокко были: реальное или подразумеваемое движение, попытка представить бесконечность, акцент на свете и его эффектах, а также фокус на театральности. Художники эпохи барокко представили или получили дальнейшее развитие ряд техник для достижения этих эффектов, в том числе quadro riportato (фрески, создающие иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратура (роспись потолка) и trompe l. масло техники. Это позволило стереть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерно для движения.
Барокко открыло новую эру для европейской скульптуры, во главе которой в основном стояли работы Джан Лоренцо Бернини, которые подчеркивали чувственное богатство, драматический реализм, сильные эмоции и движение. В скульптуре в стиле барокко фигуры приобрели новое значение, часто спирально раскручиваясь из центрального вихря, достигая окружающего пространства, чтобы их можно было рассматривать кругом с разных точек зрения.
Использование chiaroscuro , в котором обработка света и тени в произведении помогала создать драматическое напряжение, было ключевым компонентом в произведениях искусства в стиле барокко. Он был далее развит мастером барокко Караваджо в тенебризм, который использовал усиление контраста в темных атмосферных сценах, чтобы выделить определенные элементы.
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников эпохи барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто именуемое голландским золотым веком) было представлено новым типом станкового искусства — глянцевой формой жанра живопись — направлена на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская реалистическая школа жанровой живописи также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных изображениях, композициях животных и, в частности, к новым формам натюрморта, включая протестантский жанр, известный как живопись ванитас.