Житие алексия божьего человека: Житие Алексия, человека Божия / Православие.Ru

Разное

Житие Алексия, человека Божия / Православие.Ru

Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира.
Святитель Иоанн Златоуст

Преподобный Алексий, человек Божий

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.

Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417) в присутствии императора Гонория (395 – 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимитана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обречены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

«Настольная книга священнослужителя», т.3

Тропарь препедобного Алексия, человека Божия

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Помни о будущей жизни

Вам, без сомнения, слушатели, известно как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил с лишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтении Святого Евангелия.

Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?

У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия, те не должны всем сердцем любить их и всею душою привязываться к ним, то есть не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться.

Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко тогда можно забыть Бога и жизнь будущую.

Почему, ведь преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!

А кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает: те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей, Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мыли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, и даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, то есть от радования о Боге? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда , или мечь? Ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение Святого Евангелия и находить в нем утешение.

Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирские.

Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.

На книге Евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием; и вы успокоитесь потому, что ее учение есть учение Иисуса Христа, Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокоились.

Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни много часто нет, если иногда и самого необходимого не достает, не скорби…, но ты не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен: только помни, что есть Бог, есть будущая вечно-блаженная жизнь, – вспомни это и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобою будет сама радость – Бог. Аминь.

Из поучений протоиерея Р. Путятина

«Житие Алексия, человека Божия» за 6 минут. Краткое содержание книги

События Жития относятся к концу IV — началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).

В Риме живёт богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живёт в боязни Бога. К сожалению, Бог не даёт им детей. Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит её старость. Наконец желание её исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и «церковное устроение», и хотя учится немного, но становится «премудр». Когда же наступает время, родители решают женить сына. Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шёлк, и говорит: «Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит Бог делам нашим». Алексий добавляет ещё какие-то «тайные слова», после чего покидает свою «обрученицу». После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне. Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.

Реклама:

Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти «от суетного жития сего» и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.

С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продаёт всё, что у него было, а деньги раздаёт нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Всё, что ему подают, он раздаёет.

В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих. Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.

Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем «угождает Богу». Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: «Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…» Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его. И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: «Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий». Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. «Волею Божиею» корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего. Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный приём, потому что «отрок ему тот приятен».

Реклама:

Но слуги отца всячески издеваются над странником — пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг «научение дьяволово». Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живёт в родительском доме. Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести «харатию» (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.

В тот день по окончании литургии, когда в церкви ещё находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И во второй раз раздаётся глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрёт. В четверг вечером собирается народ в церкви Св. Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни «пустые люди». Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека. Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чём дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведёт странник.

Реклама:

Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках «харатию». Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом. При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит «как львица из клетки» и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св. Вонифатия.

Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут «одр» (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело. Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.

Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого. Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.

Пересказала О. В. Гладкова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Жития святых

./images/bg_header.jpg»>
Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Святитель Алексий, человек Божий

30 марта (17 по старому стилю) Церковь празднует память святителя Алексия, человека Божия.

Какой чудесный святой и как глубоко трогательна его жизнь! Святитель Алексий родился в 4 веке н.э. в Риме, в царствование императоров Аркадия и Гонория. Его родители, Ефимиан и Аглаида, были очень набожны и являли собой образец целомудрия и гостеприимства. Хотя Ефимиан был богатым вельможей, сам он ел только один раз в день, но каждый день кормил у себя дома множество вдов, сирот, странников, бедняков и больных. Святитель Алексий также вырос благочестивым и образованным юношей, сведущим в Священном Писании и других религиозных писаниях.

Когда святой Алексий достиг совершеннолетия, родители обручили его с девицей из княжеского рода, но после венчания святой явился к своей невесте и подарил ей свой золотой перстень, потом ушел в свою комнату, переоделся в бедняка одежду и тайно покинул свой дом и свой город. Прибыв на берег моря, он нашел корабль, который должен был плыть в Малую Азию, и вот он отплыл на этом корабле, желая спастись от суеты светской жизни. Поскитавшись некоторое время, святитель пришел в город Едессу и поселился там при храме Пресвятой Богородицы. Святитель Алексий жил нищим у церковных ворот и соблюдал строжайший пост, вкушая только хлеб и воду. От такой суровой жизни у него иссохло все тело и увяла красота лица.

Тем временем его родители и невеста ужасно горевали о его исчезновении, а отец рассылал повсюду слуг на поиски сына. Некоторые из них даже пришли в Эдессу, но не узнали святого Алексия и, приняв его за нищего, подали ему милостыню.

Святитель Алексий, человек Божий

Святитель Алексий прожил в Эдессе при храме Божией Матери 17 лет и своей благочестивой жизнью снискал благодать Божию. В это время церковному пономарю было видение о преподобном Алексии: пономарь видел икону Пресвятой Богородицы, Которая сказала ему: Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как фимиам, и Дух Святой почивает на нем, как венец на голове царя.

После этого видения пономарь стал искать человека такой праведной жизни и, не найдя его, воззвал о помощи к Пресвятой Богородице. И еще раз было ему видение, в котором он услышал голос, исходящий от иконы Богородицы, говорящий, что человек Божий есть нищий, сидящий у церковных ворот. Тогда пономарь ввел святого в храм, чтобы он там поселился.

Однако, так как многие люди стали почитать святого Алексия за его праведную жизнь, он еще раз тайно покинул город, чтобы бежать от земной славы. Святитель сел на корабль, плывший в Силикию, но по промыслу Божию во время плавания случилась буря, и корабль неожиданно оказался в Риме. Тогда святой Алексий решил вернуться в свой дом, но жить там странником. Ефимиан, увидев бедного странника и не узнав своего сына, тепло приветствовал его и приказал слугам построить ему маленькое жилище у входа в дом и служить ему.

Так прожил святой Алексий в подъезде родительского дома еще 17 лет, преодолевая своим необыкновенным терпением многие невзгоды: с одной стороны, ему приходилось сносить обиды от отцовских слуг, которые по наущению диавола , издевался над ним самым суровым образом; с другой стороны, святой постоянно вынужден был слышать жалобный плач матери и невесты, которые не переставали оплакивать его. Его сердце разрывалось от жалости при виде их слез, но любовь к Богу помогла ему вынести это испытание и продолжать вести избранную им жизнь.

Но пришло время святому оставить эту временную жизнь, в которой он испытал такую ​​нищету и лишения, и войти в радость вечной жизни. В это время в городском соборе служилась Божественная литургия, по окончании которой из алтаря раздался дивный глас: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Все находившиеся в храме в страхе пали на землю, вопя: Господи, помилуй! Тогда второй раз послышался голос: Ищите человека Божия, который уже уходит из этой жизни; пусть молится за город. Все стали искать по всему Риму такого человека, но не знали, где его найти. Между тем снова послышался голос от жертвенника: Ищите человека Божия в доме Ефимиана. В это время царь, находившийся в то время в соборе, обратился к Ефимиану и спросил: как это ты, имея в своем доме такое сокровище, не сказал нам о нем? Ефимиан ответил: «Поскольку Бог мне свидетель, я ничего об этом не знаю».

Тогда царь встал и пошел вместе со своими вельможами в дом Ефимиана, решив искать там самого человека Божия. Придя к воротам, они нашли мертвым нищего, жившего у входа, но лицо которого теперь сияло ангельским сиянием, а рука его сжимала письмо к родителям, объясняющее все случившееся. Царь немедленно приказал отнести тело святого Алексия на средину города, чтобы все могли поклониться святому. И весь Рим собрался там; и весь народ поклонился святому, от которого было много исцелений и чудес. После этого тело святого целую неделю простояло в соборе, открытое для всеобщего почитания, а затем, когда его клали в мраморный ларец, из тела истёк поток благовонного мира, наполнявший весь ларец. Этим миром мазались все жители города и исцелялись от всех своих болезней.

Святитель Алексий, человек Божий, скончался в 411 г. н.э.

./images/pm.jpg» bgcolor=»#cccc99″>

© 2000-2010 Русская Православная Церковь Преображения Господня.

Святитель Алексий, человек Божий

 

Святитель Алексиос, Человек Божий

   

Редкий титул «Человек Божий» был дарован св. Алексию за то, как он предал себя Иисусу Христу, оставив невесту даже у алтаря, чтобы буквально исполнить прочитанное наставление. его, когда он подумывал о зачислении на службу Господу. Он держал свою истинную личность в секрете всю жизнь, вместо того, чтобы рискнуть предать Учителя из-за собственных эмоций, и невозможно сказать, сколько душевных страданий он перенес в тишине ради своего обязательства. Почувствовав зов, он ответил нерешительностью, за которую слишком строго судил себя и которую хранил в немом секрете.

Алексиос родился в 380 г. н.э. в вечном городе Риме во времена правления Феодосия Великого и воспитывался в царской семье у своих родителей, Ефемия и Аглаи, которые разглядели в сыне пристрастие к Церкви, религиозное рвение они не могли поделиться и которые они пытались обескуражить, опасаясь, что потеряют его. Они, не теряя времени, устроили его женитьбу и внушили ему, что он в долгу перед своими родителями, и поэтому он должен уважать их желания во всем. Он неохотно подавил призыв к служению Господу, который он чувствовал, и согласился на брак, когда однажды ему было видение святого Павла, который сказал, что он должен ответить на призыв к Богу любой ценой, читая ему отрывок из Евангелия от Матфея. в котором говорится: «Кто любит отца или мать больше, чем меня, не достоин меня».

Сбитый с толку Алексиос разрывался между своим чувством долга перед родителями и стремлением служить Господу, колебался между тем и другим, в конце концов решив выполнить то, что обещал своей семье. Чувство, что он должен идти другим путем, грызло его, даже когда он стоял у алтаря, а когда церемония была завершена, он посмотрел на Крест Иисуса и, не говоря ни слова, ушел от невесты, семьи и друзей, чтобы сделать то, что он хотел. Должен сделать.

Он вошел в анонимный сирийский монастырь, где в течение следующих восемнадцати лет принимал другую личность и никогда не оглядывался на Рим. Сделав выбор, против которого они выступали, он заподозрил, что его родители лишили его наследства и что его невеста аннулировала брак, но это было не так. На самом деле невеста уехала жить к его родителям в нежной надежде, что Алексиос когда-нибудь вернется, и родители не жалели средств, пытаясь найти сына, но после восемнадцати лет без известий от него они предположили, что он быть мертвым.

За восемнадцать лет пребывания в монастыре Алексиос превратился в уважаемого святого, чье торжественное посвящение Иисусу стало предметом многочисленных дискуссий не только среди монахов, но и среди общины, которой он служил. В отличие от других монахов, он был немногословен и оставил проповедь и проповедь другим братьям-монахам, в то время как он сосредоточился на написании многих вопросов, касающихся веры. Видение святого Павла, которое было у него много лет назад, все еще преследовало его, и у него было горячее желание отправиться в Тарс, место рождения Павла. Он сел на лодку, направлявшуюся в короткую поездку вверх по побережью, но в море поднялся сильный шторм и унес судно на много миль в сторону от курса, оставив его брошенным на милость ветра и приливов. В конце концов их подобрал корабль, направлявшийся в Рим, и Алексиос вернулся в город своего рождения. Ностальгия охватила его, и он отправился в фамильное поместье, прежде всего для того, чтобы мельком увидеть своих родных, но когда они не узнали его, он почувствовал себя обязанным остаться и получил задание духовного советника не только в поместье, но и в соседние семьи тоже. Брошенная невеста все еще жила с родителями, и она также не узнала его, за что он был благодарен, ибо он находил удовлетворение в возможности служить Господу, не раскрывая свою истинную личность, что, по его мнению, было бы медвежьей услугой для Господа. Спаситель после всех лет анонимности. Он исполнял свои обязанности с благодатью и пользовался уважением семей на многие мили вокруг. Когда он почувствовал приближение смерти, Алексиос написал письмо своей семье, в котором выразил свою любовь к ним, чего он не мог сделать в жизни. Письмо было посмертно прочитано не только его семьей, но и епископом Рима, который похоронил его в часовне Святого Петра. Он умер за Христа 30 марта 440 г. после тридцати четырех лет безбрачия и анонимности.

Источник: http://www.orthodoxchristian.info

Святитель Алексий Божий человек

В четвертом веке жили в Риме богатые супруги Евфимиан и Аглая, известные своим милосердием и состраданием. Они ежедневно принимали бедняков, сирот, вдов и странников в своем доме и кормили их. Если в какой-нибудь день к столу подходило лишь несколько бедняков, Евфимиан с грустью говорил: «Я недостоин ходить по земле Бога моего».

Все любили Евфимиана и его жену, но детей у них не было. Евфимиан и Аглая сожалели об этом и ежедневно просили Господа, чтобы для утешения в старости Он послал им сына. Наконец Бог услышал их молитву, и у них родился сын, которого при крещении назвали Алексеем. Родители приложили все усилия, чтобы их сын вырос хорошим и благочестивым.

Под руководством благочестивых родителей Алексис с ранних лет любил Господа. Он строго постился, скромно одевался и часто молился. Когда Алексей достиг зрелости, родители нашли ему невесту и женились на нем. [Примечание переводчика: Буквально «венчал его» — имеется в виду возложение венцов на головы жениха и невесты во время православного венчания.]

В первый день их бракосочетания, когда молодые супруги остались одни, Алексей подошел к своей девственнице-жене, дал ей золотое кольцо и драгоценный пояс и сказал: «Сохрани это, и да будет Бог между тобою и мною до тех пор, пока Его благодать не устроит для нас что-то новое». Сказав это, Алексей удалился.

Сняв с себя богатые свадебные одежды, он надел одежду деревенского жителя, взял немного денег и ушел из родительского дома. Алексея привлекали слова Христа: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечная» (Мф. 19:29). Можно предположить, что перед отъездом из отчего дома святой Алексий согласился жениться, чтобы обеспечить будущее своей невесты.

Кочуя с земли на землю, Алексис наконец добралась до города Эдессы. Здесь он нашел древний Образ Спаса Нерукотворного. В Эдессе Алексей раздал свои последние деньги бедным и стал жить на милостыню возле храма в честь Пресвятой Богородицы. Алексей день и ночь проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Таин. Так он провел семнадцать лет в нищете и духовной борьбе.

Постепенно многие жители Эдессы познакомились с нищим, сидевшим у церкви, и оценили его высокие душевные качества. Один из служителей церкви видел во сне Пресвятую Деву Марию, которая сказала ему: «Введи в мою церковь человека Божия: ибо молитва его простирается к Богу, и как венец на царской голове, так и Святого Духа на нем». Церковный служитель недоумевал, к кому относились эти слова, но видение повторилось, и Богородица указала на нищего, сидевшего у дверей храма.

С этого времени еще более возросло уважение к Алексею, и его стали восхвалять и открыто ставить в пример. Алексей, спасаясь от тщеславия, оставил Эдессу. Достигнув Средиземного моря, он сел на корабль, чтобы добраться до какой-то другой земли. Во время плавания по морю поднялась страшная буря, которая через несколько дней выбросила поврежденный корабль к берегам Италии — недалеко от Рима, где раньше жил Алексей.

Достигнув берега, Алексей направился к себе домой и по дороге встретил отца, возвращавшегося из церкви. Поклонившись ему, Алексий сказал: «Помилуй меня грешного и дай мне угол в доме твоем. Да благословит тебя Господь за сие и дарует тебе Царство Небесное, и если есть у тебя кто из ближних твоих странствующих, пусть Он благополучно вернет его». Эти слова напомнили Евфимиану о его потерянном сыне. Он плакал и велел дать бедняку ​​маленький домик в его имении.

Таким образом, Алексей стал жить в имении своего отца, никем не узнанный, потому что он так сильно изменился в своем внешнем виде после того, как так долго жил в лишениях. Дома Алексей вел такой же образ жизни, как прежде в Эдессе: постоянно молился Богу, причащался каждое воскресенье, терпел бедность и довольствовался самым малым. Алексею, живущему рядом с отцом, матерью и женой, было тяжело видеть их скорбь по погибшему сыну и мужу. Так прошло еще семнадцать лет.

Когда Алексей почувствовал приближение своей смерти, он описал на пергаменте свою жизнь, начиная со дня разлуки с родом, и стал готовиться к смерти.

В следующее воскресенье епископ Римский Иннокентий служил литургию в храме в присутствии императора Гонория. Молящихся было много. Во время богослужения в храме раздался глас: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Император, обратившись к Евфимиану, спросил: «Почему ты не известил нас, что с тобою живет человек Божий?» Евфимиан ответил: «Бог видит, что я не знаю, о ком ты говоришь».

Тогда император Гонорий и папа Иннокентий решили лично посетить дом Евфимиана, чтобы встретиться с человеком Божиим. Придя в его владения, они узнали от слуг, что в домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и строгом посте. Войдя, они увидели изможденного человека, лежащего без дыхания на полу. Его лицо сияло, а тело благоухало.

Император, увидев пергамент в руке Алексея, взял его и прочитал вслух. Тогда, наконец, Евфимиан и все присутствующие узнали, что нищий, живший там столько лет, был его потерянным сыном. Мать и отец очень скорбели, что так поздно узнали о любимом сыне, но в то же время утешались тем, что он достиг такой великой святости.

Тело святого, совершившего много чудес, было положено посреди площади, где собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно простояло целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей начало изливаться благоуханное миро, даровавшее исцеление больным.

Тропарь :
От славного и славного корня отпочковался еси; / от царственного и славного града расцвел еси, премудрый Алексий; / презрел еси все на земле, как тленное и преходящее,/ и ко Христу поспешил Владыка. / Всегда умоляй Его спасти наши души.

Кондак:
Нынче с песнопениями и хвалою/ праздник Алексея Блаженного празднуем и вопием:/ Радуйся, радостное украшение праведных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts