Житие это в литературе определение: Житие как жанр литературы | это… Что такое Житие как жанр литературы?
Содержание
Что это — житие: определение жанра и его особенности
Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Жанры религиозной литературы
Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть. Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.
Характерные признаки жития как жанра
Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.
Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.
Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.
Жития преподобных
Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым. Тут есть все, что должно быть в художественных текстах этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость. Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм. Жития русских святых подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника – преподобного.
Перечень житийных произведений русской литературы
Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства. Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Жанр жития на русской почве — Проект Русский язык: через прошлое в будущее
Жития святых1´ – это описания жизни церковных и государственных деятелей, канонизированных христианской церковью. Причтение подвижника к лику святых было возможно только после его смерти и при наличии комплекса доказательств его святости в виде свидетельств о прижизненных и посмертных чудесах, совершавшихся и самим подвижником, и от его мощей, и в местах, связанных с его именем.
Жития как жанр книжности возникают в византийской христианской литературе. С течением времени вырабатывается канон агиографического сочинения.
Житие представляет собой рассказ о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень «святого». В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного самому автору лично или по рассказам его современников. Целью жития было прославить героя, сделать его образцом для последователей и почитателей. Необходимая идеализация реального персонажа вела к обязательному нарушению жизненных пропорций, к отрыву его от земного и плотского, превращению в божество. Чем дальше отдалялся житийный автор по времени от своего героя, тем фантастичнее становился образ последнего. «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона», – отмечал В. О. Ключевский.2´
Симеон Метафраст. Современная икона.
Живые лица и поучительные типы, биографическая рамка и назидательный панегирик в ней, портрет и икона — это необычное сочетание отражает самое существо житийного художественного способа изображения. В житийной литературе воплощается нравственный идеал средневекового человека, прославляются христианские добродетели, которые торжествовали над земными привязанностями человека. Иначе говоря, житие акцентирует внимание не на временном, а на вечном, идеальном. Этим и обусловлено характерное для житийного жанра «идеальное отображение действительности», преобладание символической образности, тяготение к художественному абстрагированию.3´
В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи. Общее развитие византийской агиографии завершилось в X веке созданием канонической формы жития Симеоном Метафрастом.
По объему излагаемого биографического материала выделяют два вида жития:
1) биографическое (биос),
2) мученическое (мартириос).
Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма — более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа житий лежат «протоколы» допросов христиан («акты мучеников»), поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого. Мучитель — обычно правитель-язычник (Нерон, Диоклетиан, Дамициан). Он заключает мученика-христианина под стражу и требует принести жертву языческим богам. Христианин отказывается, и тогда его подвергают пыткам.
В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, различают жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью.
В композиционном отношении жития строились по строгому плану, композиционному канону (или тематическому плану), который включал в себя «стандартные» положения и мотивы, «общие места». Впервые «агиографическая схема» была описана Хр. М. Лопаревым.4´ Как правило, к ним относились следующие эпизоды:
1 Рассказ о благочестивых родителях (редко — нечестивые, что оттеняет святость).
2 Благочестие проявляется с младенчества (отвергает материнское молоко в постные дни — по средам и пятницам).
3 Чуждается сверстников, не играет в игры, уединяется.
4 Семи лет отдают в учение, он быстро овладевает грамотой и читает божественные книги.
5 Решает посвятить себя Богу, избирает форму подвижничества и приступает к ней.
6 Терпит невзгоды и искушения (борьба с дьяволом, иноверными, еретиками, соблазнами, бесами, дикими зверями и пр.), но всегда одерживает чудесную победу по вере своей.
7 Предсказывает день и час своей кончины молится и благочестиво умирает, окруженный учениками или принимает мученическую смерть. Тело его остается нетленным.
8 Посмертные чудеса — самая главная часть, доказывающая право подвижника называться святым: чудеса на могиле, от мощей, от икон святого, в тех местах, где он жил или бывал.
Житийная литература на Руси бытовала в двух типах сборников: Четьи-Минеи и Про́лог. Поэтому в зависимости от своего назначения жития делились на минейные5´ (использовались в качестве душеполезного ежедневного чтения, читались за монастырской трапезой, были более пространными) и проложные (более краткие, использовались в богослужебной практике).6´
Жития в древнерусской литературе в течение семи веков претерпели определенные изменения. Можно говорить, по крайней мере, о четырех этапах развития древнерусской агиографии. Однако, как замечает Л. Боева, «попытка представить себе схему развития житийного жанра, конечно, условную и ограниченную, как всякая схема, привела бы нас к изображению не прямой линии, а спирали. Уже в первых житиях преобладают реалистические элементы, черты действительной жизни. Вслед за этим житийный жанр канонизируется, в нем резко возрастают нормативные элементы, идеализированное изображение, символика. В последний период в житиях снова происходит нарастание жизненного, реального; жития трансформируются в жанр светской повести».7´
На базе житий, замечает исследовательница, внутри самого жанра происходит процесс формообразования, и отдельные жития приближаются все больше к различным литературным или фольклорным жанрам. Одни жития начинают походить на рассказы, другие на исторические, воинские, бытовые или психологические повести, третьи на остросюжетные новеллы, четвертые на поэтические сказки, некоторые принимают вид забавных небылиц, иные имеют легендарный характер или приобретают подчеркнуто проповеднически поучительное звучание, другие не отказываются от занимательности и определенных элементов юмора и иронии. Все это разнообразие, нарушающее канонические рамки религиозного жанра, отрывает его от церковной линии и приближает к светским повестям и рассказам.
Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII— начало XIV века (Киевский национальный музей русского искусства)
Действительно, на русской почве на первом этапе развития жанра широко распространяются переводные византийские жития, из них особенно популярным становится занимательное «Житье святаго человека Божия Алексия». Из оригинальных русских житий получило широкую известность анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Но уже первые русские жития отступают от традиционной схемы в сторону сближения с реальной жизнью. Для них типично введение в ткань повествования отдельных конкретных изображений, живых психологических моментов, некоторых жизненных ситуаций. Образ самого героя обычно меньше затронут подобными нарушениями агиографического этикета. Он нарисован с самым пунктуальным соблюдением абстрактного религиозного идеала (например, агиографические сочинения Нестора).
Возникновение оригинальной древнерусской агиографии (XI-XII века) было обусловлено внутренними потребностями древнерусского государства, той борьбой, которую вела Русь с Византией за утверждение политической и религиозной самостоятельности. Еще в первой половине XI века Ярослав Мудрый настойчиво добивался у Византии причисления к лику святых мучеников-варягов, княгини Ольги, князя Владимира, своих братьев Бориса и Глеба, убитых в междукняжеской распре Святополком. Канонизация национальных святых рассматривалась Ярославом как факт религиозной и политической независимости Руси.
То, что первыми русскими святыми были не церковные деятели, не монахи-аскеты, а люди, занимавшие самую высокую ступень в феодальной иерархии – князья Борис и Глеб – явление не случайное. Церковный культ Бориса и Глеба, окружавший личность князей ореолом святости, служил государственным интересам Руси, упрочению основ феодального общества. Князья-братья прославлялись не только за христианские добродетели. Их подвиг укреплял сложившуюся систему феодального правопорядка подчинения старшему в роде, свидетельствовал о высоком чувстве чести, верности, самоотверженности, о развитом патриотическом самосознании.
Жития подвижников церкви, которые можно датировать серединой-концом XIII века, в целом следует охарактеризовать как памятники, строго соблюдающие канон. Образцом такого рода произведения можно назвать «Житие Авраамия Смоленского» составленное книжником по имени Ефрем. Однако иная картина наблюдается в княжеских житиях этого времени. Значительные отклонения от канона обусловлены типом героя — государственного деятеля. В княжеских житиях XIII века отразились события монголо-татарского нашествия и ига. В это время создается «Житие Александра Невского», которое соединяет в себе черты жития и воинской повести. В то же время создается «Житие Михаила Черниговского», выполненное как мартирия, повествующая о страданиях святого за православную христианскую веру, принятых от нечестивого мучителя-язычника.
Житие преподобного Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Серба. Шифр: Соф. 1248, л. 329. Илл. из открытого источника. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Radonegsky/epifany.php
Второй этап в эволюции русской литературы и в развитии агиографии (конец XIV— начало XV вв.) связан с так называемым вторым югославянским влиянием. В конце XIV века и в русской литературе впервые появляется интерес к человеческим эмоциям и чувствам героев. В житиях расцветает торжественный риторический высокопарный стиль, известный нам по болгарским житиям и названный Д. С. Лихачевым эмоционально-экспрессивным или панегирическим стилем. В наиболее завершенном и оригинальном виде экспрессивно-эмоциональный стиль представлен в творчестве Епифания Премудрого, перу которого принадлежат два жития – «Житие Стефана Пермского» (1396-1398 гг.) и «Житие Сергия Радонежского» (1417-1418 гг.), а также в книжной деятельности Пахомия Серба, который придал эмоционально-экспрессивному стилю строго официальный церковно-религиозный характер – жития, написанные им, стали формальными образцами для всей последующей агиографии.
Хорошо разработанной системе Епифания и Пахомия противостоят в агиографии второй половины XV века, с одной стороны, «неукрашенные» описания жизни святых, рассматривавшиеся, по-видимому, как материал для последующей литературной обработки, а, с другой – жития-легенды, основанные на фольклоре и обладающие хорошо разработанными, но не традиционно-агиографическими сюжетами.
К «неукрашенным» житиям первого типа принадлежит составленная в 1477-1478 годах записка о последних днях крупнейшего церковного деятеля XV века, основателя и игумена Боровского монастыря Пафнутия. Составил эту записку келейник игумена Иннокентий. Последний видел свою задачу в том, чтобы как можно точнее записать предсмертные речи и последние дни Пафнутия. Именно благодаря отсутствию риторики безвестному монаху удалось создать необыкновенно выразительный образ больного старика, еще недавно возглавлявшего огромное монастырское хозяйство и, наконец, уставшего от всей этой суеты и жаждущего покоя.
Примером жития-легенды может служить новгородское «Житие Михаила Клопского» – развернутое агиографическое описание жизни и чудес новгородского святого-юродивого, сочувствовавшего Московским князьям (именно это обстоятельство способствовало сохранению жития в общерусской письменной традиции после присоединения Новгорода). Создатель произведения, несомненно, опирался на определенные литературные традиции, скорее фольклорные (то есть основанные на фольклоре), нежели агиографические.
Повесть о Петре и Февронии. РНБ.F.I.879 Сборник. Л.1. Илл. из открытого источника: URL: http://expositions. nlr.ru/literature/drevrus/show_Manuscripts.php?i=55367BD4-B54B-44E2-A047-1CD6B08CA775&v=&l=5
В XVI в., который мы определяем как третий этап развития древнерусской агиографии, жанровые критерии в русской литературе снова укрепляются. Создаются монументальные житийные своды. Жития для них специально перерабатываются, по возможности сглаживаются различия между ними, все подводится под общую государственную концепцию (обоснование государственного и церковного единства), пишутся в официозном, пафосном, риторическом стиле, приподнято взволнованным старославянским языком. Макарьевские «Четьи Минеи» в 12 томах — и вершина развития жанра, и его окончательная канонизация, от которой движение могло пойти только в обратную сторону, к нарушениям жанра, к его разложению и окончательному преодолению.
Однако в XVI веке продолжается и традиция легендарного жития-повести В середине столетия появляется созданная русским писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой в основе повествования лежит сюжет сказки о мудрой деве и легендарная история о девушке из села Ласково Муромской земли.
В русской литературе переходным был, как известно, XVII век. Это последний, четвертый, этап развития древнерусской агиографии. Если до этого времени изменения в житиях не были систематическими и последовательными, то теперь происходит окончательная ломка жанра, завершающаяся его отрицанием в форме пародии. Древние авторы рисовали человеческие образы в значительной мере примитивно: изображали или один момент в душевной жизни героя, или какое-либо одно статичное состояние чувств, не учитывая связи отдельных моментов между собой, причин их; возникновения, развития чувств. Показ сложности и противоречивости духовного мира человека, более цельная его характеристика появляются только к концу XVI века. И лишь литература XVII века открывает собственно человеческий характер.
В конце XVI – XVII вв. жанр житий активно вбирает в себя светские тенденции. Характерна группа северных житий, где главными героями-святыми, были люди из народа, трагически, загадочно погибшие или на море, или от удара молнии, или даже разбойники, убийцы. Такого рода сочинения свидетельствовали об усилении интереса к человеческой личности как таковой. В этих житиях повествование зачастую развивается по линии «освобождения жанра от обязательного рассказа о жизненном пути святого, в ряде случаев агиографы совсем не знают биографии человека, признанного святым и описывают только его посмертные чудеса или дают отдельный известный эпизод из его жизни, связанный с его канонизацией, чаще всего необычную, “подвижническую” смерть героя».8´
Именно в это время в развитии житийного жанра намечаются две различные линии: отказ от биографизма, усиление бытовых деталей и сюжетных подробностей, с одной стороны, а с другой — подчеркнутый биографизм, выделение одной центральной фигуры и подробное описание ее истории и ее внутреннего мира. Первая линия приведет к бытовым повестям и авантюрным новеллам, вторая — к психологическим повестям и историко-мемуарной прозе.
Житие протопопа Аввакума. РНБ. ОЛДП Q. 730 Сборник старообрядческий. Л.6 об. Илл. из открытого источника: http://expositions.nlr.ru/literature/drevrus/show_Manuscripts.php?i=53C3B27C-E708-4B93-9CCB-6AEEFA7229DC&v=&l=12
Линию развития житийного жанра в русской литературе завершает и зачинает собой линию новой повествовательной литературы знаменитое «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». По своей критической направленности и художественным особенностям оно тесно связано с демократической сатирой XVII века, с историческими и бытовыми повестями. Из агиографического наследия Аввакум перенял как старую житийную форму, так и то традиционное нарушение канонов, которое было для нее столь типично. В житии это проявляется в тенденции к отражению мотивов живой действительности, в анализе чувств и психологии героя, в цельности его образа, данного в становлении и развитии, в его связях с другими людьми, в окружающем его богатом бытовом фоне и т. п.
Но «Житие протопопа Аввакума» не одиноко в литературе XVII века. Автобиографические тенденции, проявлявшиеся в различных жанрах (например, в сочинениях Авраамия Палицына, Ивана Хворостинина), реализовались отчасти в «Повести об Ульянии Осорьиной», написанной сыном главной героини, а также в «Свитке» Елеазара Анзерского, «Житии» инока Епифания. Последние произведения названы еще по-старому – житиями. Однако с них в том числе начинается утверждение нового жанра – наследника житийного биографизма – мемуаров.
__________
1 ’ Житие (греч. βίος, лат. vita) – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
2 ’ Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения. Т.2. М.,1957. С.253-254.
3 ’ Подробно об абстрагировании в древнерусской литературе см.: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 102 –111.
4 ’’ См.: Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII и IX вв. – Пг., 1914. Ч. 1-2.
5 ’ Минея (греч. μηνιαίος – месячный, длящийся месяц) – общее название богослужебных и четиих (предназначенных для домашнего или келейного чтения) книг.
6 ’ Синаксарь или синаксарий (греч. συναξάριον – сборник; греч. συνάγω – собираю; греч. σύναξις – собрание) – первоначально собрание верующих на праздник, в дальнейшем – собрание сведений о святом или о каком-либо празднике. снаксарии помещаются в Минеях и Триодях постной и цветной на все праздники, начиная от Недели мытаря и фарисея и до недели всех святых. Также синаксарем называется книга особого состава, содержащая краткие жития святых и памяти на праздничные дни, расположенные по дням года; русской традиции известна по названием Про́лог.
7 ’ Боева Л. Вопросы древнерусской литературы. София, 1981. С.241.
8 ’ Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л.,1973. С.213.
Что на самом деле означает литературная жизнь — Вирджиния Пай
На этой неделе стало известно, что группа ученых раз и навсегда доказала, что чтение художественной литературы повышает способность сопереживать другим. Для некоторых из нас в писательском бизнесе это не проблема. Тем не менее, приятно, когда наше понимание вещей подтверждается.
Ученые объяснили, что художественная литература, показывающая внутреннюю жизнь персонажей, учит нас тому, как люди думают. Коммерческая фантастика, которая, как они утверждают, больше фокусируется на действии, не достигает этого. На протяжении многих лет я слышал, как писатели и профессиональные издатели определяют эти типы письма, но никогда не с таким авторитетом. Возможно, это помогает быть вне мира книг, чтобы увидеть его более ясно.
В эти дни я так погружен в «литературную жизнь» — пишу или читаю, посещаю конференции и фестивали, встречаюсь с коллегами-писателями и профессиональными издателями — что могу забыть, зачем вообще это делаю. Это заставляет меня задаться вопросом, что на самом деле означает литературная жизнь?
Прошлой ночью автомагнитола помогла мне вспомнить ответ. Я сидел в темноте на подъездной дорожке и слушал репортаж Всемирной службы Би-би-си о литературных событиях по всему миру. Не чтение Салмана Рушди в каком-то священном, увитом плющом зале. Не интервью с Джумпой Лахири или Дэйвом Эггерсом об их последних книгах. Но вместо этого сообщения с дальних аванпостов — деревень и деревень далеко от проторенных дорог. И каждый короткий рассказ ярко иллюстрировал силу литературы.
В Сомалиленде дети толпятся вокруг и толкают друг друга, чтобы достать книги. В этом отдаленном регионе истерзанной войной страны сложили оружие. И взрослые, и дети сидят, склонив головы над книгами. По понятным причинам их фаворитом является «Война и мир».
В Афганистане женщины пишут свои истории — истории, которые одинаково ужасны, но они охотно делятся ими. Однако ближе к концу интервью девочка-подросток говорит, что устала от женщин, которые пишут истории об изнасиловании, инцесте и убийствах. Она заявляет, что пора им вместо этого написать новую историю своей страны.
Другой репортер посещает магазин Shakespeare & Company на Левом берегу в Париже, книжный магазин, от пола до потолка битком набитый книгами. Джойс и Штейн, Хемингуэй и Камю тусовались здесь. Лабиринт комнат больше похож на библиотеку, чем на магазин, на священное место литературной истории. (Я помню свой первый визит туда в восемнадцать лет и был благодарен каждый раз, когда я возвращался, чтобы найти его без изменений. )
Мулы, нагруженные книгами, пробираются через пересеченную местность в аргентинские деревни, предлагая популярную мобильную библиотеку. В Кении школы также являются мобильными, чтобы кочевые племена пастухов могли научиться читать и писать. В песчаной почве овечий помет используется для написания алфавита.
В южной части Тихого океана пожилой британский торговец вынужден наконец выбросить свои книги: путевые дневники капитана Кука, тома Роберта Луи Стефенсона, Робинзона Крузо , Джеймса Миченера и десятки других, все они пострадали от влажности и ошибки. Старый торговец говорит: . Вы должны знать, с чем вам предстоит столкнуться, . Его испорченные книги, кажется, иллюстрируют то, что он имеет в виду.
А на городской площади в Марокко один из последних дюжины рассказчиков в стране делится сценой из Тысяча и одна ночь . Таким образом, истории передавались из поколения в поколение более 1000 лет. В стране с 40-процентным уровнем неграмотности сказки теперь записываются в цифровом виде и сохраняются для потомков.
Это истории из литературной жизни, которые я хочу попытаться вспомнить, когда в следующий раз загляну в свой аккаунт на Goodreads или на страницу автора на Amazon. Книги, как теперь доказали ученые, помогают нам понять человеческое сердце. В условиях суровой жизни это понимание имеет решающее значение. Здесь, в домашнем комфорте, он также предлагает жизненно важную линию жизни для того, что имеет значение.
Литература в жизни — Пункт назначения
Другое
Артикул
Литература — основа жизни. Это означает выражение индивидуальной и общественной жизни и мысли посредством языка. Связь между литературой и жизнью важна и жизненно важна. Это путешествие, вписанное в страницы и питаемое воображением читателя. Его предмет и трактовка представляют общий человеческий интерес; выражение всегда эмоционально, так как мысль доставляет эстетическое удовольствие и удовлетворение. Это зеркало, которое люди держат перед миром, перед собой и перед историей.
Литература универсальна. Ему нравится иметь дело не с каким-то конкретным обществом, а с обществом в целом. В конечном счете, литература предоставила читателю возможность рассказать читателю о жизненном опыте, от самых грустных историй до самых радостных, которые тронут их сердца. Литература должна иметь социальные функции. Он может показать нам, кем мы были, кто мы есть и кем мы можем стать.
Современные писатели развили талант к выражениям, чувствам и ситуациям, тонким и сложным в языке. Английские писатели Вордсворт поняли это и усилили речь попечителей. Современная литература дает читателям представление о современной политике, а иногда дает нам важный взгляд на жизнь окружающих нас людей. Чем больше литература освобождается от своей классовой ограниченности и становится проводником мыслей и чувств простых людей, трудящихся, тем больше она стремится стать популярной и публичной. Итак, литература — это искусство, которое вовлекает нас в некоторые из лучших аспектов человеческого бытия.
Литература важна, потому что она учит тому, что такое жизнь, какой она была в прежние времена. Ее не следует смешивать с социологией, философией, психологией, религией и т. д., хотя они придают литературе содержание и глубину. Он может передавать или не передавать знания, религиозные или моральные наставления прямым путем. Его темой может быть социальная проблема, политическая революция или религиозное движение; но это может с равным основанием быть индивидуальной страстью, проблемой или фантазией. Но цель не столько в том, чтобы учить, сколько в том, чтобы восхищать.
Книги считаются литературой и связывают нас с реальной жизнью. Это расширяет кругозор, дает возможность мыслить со всех точек зрения, улучшаются аналитические способности. Когда-то самыми глубокими вещами в жизни были те, которые имели дело с тем, что называлось вечными разновидностями жизни. Идеи определенных моральных добродетелей должны были быть вечными. Но опыт и более широкое знание изменяющихся условий общественной жизни поколебали веру человека в неизменность таких понятий.