Животные символы евангелистов: Символы евангелистов
Содержание
Символы евангелистов
5 ступеней веры
- Символы св. Евангелистов И.В. Баженов
Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.
***
В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.
Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.
Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.
Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.
Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).
У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.
В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).
- 37 тыс. 1
-
0 -
- С
Символы Евангелистов, Тетраморф | |
— | РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Символы Евангелистов (Тетраморф)
Символы Евангелистов (Тетраморф) — символические изображения авторов
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Каковы символы четырех евангелистов?
В: У авторов Евангелий есть символы — человек, лев, бык и орел — которые, я думаю, относятся к Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Почему эти символы?
Традиционно четыре автора Евангелий были представлены следующими символами (как указано в вопросе):
- Святой Матфей, божественный человек;
- Святой Марк, крылатый лев;
- Святой Лука, крылатый вол; и
- Святой Иоанн, восходящий орел.
Эти символы сначала взяты из пророка Иезекииля (1:1-21):
В 30-м году, в пятый день четвертого месяца, когда я был среди изгнанников у реки Ховар, небеса разверзлись , и я видел божественные видения…. Пока я смотрел, с севера налетел штормовой ветер, огромная туча с вспыхивающим огнем, из середины которого что-то блестело, как электрум. Внутри него находились фигуры, подобные четырем живым существам, выглядевшим вот так: форма их была человеческая, но у каждой было четыре лица и четыре крыла, и ноги их шли прямо вниз; подошвы их ног были круглыми. Они сверкали, как полированная бронза. Лица их были таковы: у каждого из четырех было лицо человеческое, но с правой стороны было лицо льва, а с левой стороны было лицо тельца, и, наконец, у каждого было лицо орла… .
В Книге Откровения (4:6-8) мы находим похожее описание:
Этот престол окружали двадцать четыре других престола, на которых сидели двадцать четыре старца; они были одеты в белые одежды и имели на головах золотые венцы. От престола исходили вспышки молний и раскаты грома; перед ним зажгли семь горящих светильников, семь духов Божиих. Пол вокруг трона был подобен кристально чистому стеклянному морю. В самом центре, вокруг самого престола, стояли четыре живых существа, покрытые глазами спереди и сзади. Первое существо напоминало льва; второй, бык; у третьего было лицо человека; а четвертый был похож на летящего орла. У каждого из четырех живых существ было по шесть крыльев и глаз на всем протяжении, внутри и снаружи. День и ночь, не переставая, они поют: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, и сущий, и грядущий!»
Эти образы как в Ветхом, так и в Новом Завете побудили св. Иринея (140-202) уподобить их четырем авторам Евангелий из-за содержания их Евангелий и их особого внимания к Христу. В своем трактате Adversus Haereses ( Против ересей XI) св. Ириней постулировал:
«Первое живое существо было подобно льву», символизируя Его действенную работу, Его лидерство и царскую власть; «второй был подобен тельцу», что означает Его жертвенный и священнический сан; но «у третьего было как бы лицо, как у человека» — очевидное описание Его пришествия как человека; «четвертый был подобен орлу летящему», указывая на дар Духа, парящего крыльями над Церковью. И поэтому Евангелия соответствуют этим вещам, среди которых восседает Христос Иисус.
Говоря более конкретно, св. Ириней объяснил символизм следующим образом:
Св. Матфей представлен божественным человеком , потому что Евангелие подчеркивает вхождение Иисуса в этот мир, во-первых, представляя Его родословную — «Семья летопись Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» (Мф 1:1) — и Его воплощение и рождение: «Итак произошло рождение Иисуса Христа» (Мф 1:18). «Итак, — по словам св. Иринея, — это Евангелие Его человечества; по этой причине характер смиренного и кроткого человека сохраняется во всем Евангелии».
Святой Марк, представленный крылатым львом, ссылается на пророка Исайю, когда он начинает свое Евангелие: «Здесь начинается Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия. У пророка Исайи написано: «Я посылаю вестника Моего пред тобою приготовить путь твой: голос глашатая в пустыне, вопиющего: «Приготовьте путь Господу, очистите Ему прямой путь». вопль пустыни» напоминает львиный рык, а пророческий дух, спускающийся на землю, напоминает «крылатую весть». Лев также означал королевскую власть, подходящий символ для Сына Божьего.
Крылатый бык представляет Святого Луку. Быков использовали в храмовых жертвоприношениях. Например, когда Ковчег Завета принесли в Иерусалим, через каждые шесть шагов приносили в жертву быка и откормленного (2 Цар. 6). Св. Лука начинает свое Евангелие с сообщения о рождении св. Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии, приносящему жертву в храме (Лк. 1). Св. Лука также включает притчу о блудном сыне, в которой закалывают откормленного теленка, не только для того, чтобы отпраздновать возвращение младшего сына, но и для того, чтобы предвещать радость, которую мы должны иметь в получении примирения через нашего милостивого Спасителя, Который как Священник предложил Себя в жертву, чтобы простить наши грехи. Поэтому крылатый бык напоминает нам о священническом характере нашего Господа и Его жертве ради нашего искупления.
Наконец, Святой Иоанн представлен восходящим орлом. Евангелие начинается с «высокого» пролога и «поднимается», чтобы проникнуть глубже всего в тайны Божии, в отношения между Отцом и Сыном, в воплощение: «В начале было Слово, Слово было пред Богом , а Слово было Богом. Он присутствовал перед Богом в начале. Через Него все начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин 1:1-3). И «Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его: славу единородного Сына, исходящего от Отца, исполненного непреходящей любви» (Ин. 1:14). Евангелие от Иоанна, в отличие от других Евангелий, привлекает читателя самыми глубокими учениями нашего Господа, такими как длинные беседы Иисуса с Никодимом и самаритянкой, а также прекрасные учения о Хлебе Жизни и Добре. Пасти. Иисус тоже определил Себя как «путь, истину и жизнь», и всякий, кто принимает Его как такового, поднимется с Ним к вечной жизни.
Хотя каждый из этих символов фокусируется на определенной теме каждого Евангелия, только проникая во все четыре Евангелия, мы полностью встречаемся с нашим Господом.
Примечание редактора: эта статья любезно предоставлена «Арлингтонским католическим вестником».
изображение: Рената Седмакова / Shutterstock.com
Знаете ли вы, какие 4 существа связаны с 4 Евангелиями?
Древняя и часто неизвестная традиция связывает Матфея, Марка, Люка и Иоанна с разными существами. Вот почему.
Одним из самых распространенных мотивов христианского искусства является почти вездесущий Тетраморф. От греческого тетра , четыре; и morphe , форма, слово применяется к любому представлению набора из четырех элементов; буквально любое изображение, которое включает в себя четыре формы. В частности, в христианском искусстве это наиболее распространенный способ изображения четырех евангелистов, каждый из которых либо сопровождается, либо представлен фигурой, причем трое из них являются животными, и только один — тот, который сопровождает или представляет Матфея, — человек или, более того, чаще всего ангельский.
Подобные изображения, в отличие от некоторых других традиционных мотивов христианского искусства, например, пеликана, действительно имеют библейскую основу. По крайней мере, два делают. Первое из них соответствует видению так называемых «четырех живых существ» Иезекииля: пророк описывает четырех существ, и «у них у четырех было лицо человека и лицо льва с правой стороны: и у них у четырех было лицо быка с левой стороны; у всех четырех также было лице орла» (Иезекииль 1, 10). Можно только удивляться, откуда у Иезекииля такие сложные образы.
Все мы знаем, что комбинация различных существ и символов была довольно распространена в Древнем Египте, а также в древней Месопотамии. Здесь может пригодиться воспоминание о египетских сфинксах, крылатых вавилонских быках и греческих гарпиях, поскольку Иезекииль, на самом деле, был одним из еврейских пророков, живших в изгнании в Вавилоне примерно в шестом веке до Рождества Христова, так что на его видение могло повлиять — Библеисты утверждают — древними мотивами ассирийского искусства, в котором эти сочетания действительно были довольно распространены.
Но все мы знаем, что сочетание различных существ и символов было довольно распространено в Древнем Египте, а также в древней Месопотамии. Здесь может пригодиться воспоминание о египетских сфинксах, крылатых вавилонских быках и греческих гарпиях, поскольку Иезекииль, на самом деле, был одним из еврейских пророков, живших в изгнании в Вавилоне примерно в шестом веке до Рождества Христова, так что на его видение могло повлиять — Библеисты утверждают — древними мотивами ассирийского искусства, в котором эти сочетания действительно были довольно распространены.
Более того, благодаря археологии, палеографии и другим соответствующим наукам известно, что эти существа соответствуют четырем фиксированным знакам вавилонского зодиака: бык представляет Тельца; лев, очевидно, Лев; Скорпион, орел и крылатый человек (или ангел), в созвездие Водолея. Затем первобытные христиане приняли эти символы, приписав их четырем евангелистам, начиная с V века, полностью изменив их значение.
Другое библейское основание для этого представления находится в Откровении Иоанна (то есть в Апокалипсисе), глава 4, стих 7: «И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, у третьего зверя было лицо человека, и четвертый зверь был подобен орлу».
Тетраморф из Келлской книги, VIII век.
Итак, почему мы назначаем каждому евангелисту конкретное существо, а не любое другое? Почему, например, мы приписываем орла Иоанну? Есть веские и убедительные причины, связанные с особенностями Евангелий каждого автора, по словам св. Иеронима.
- Матфей ассоциируется с крылатым человеком — или ангелом — потому что его Евангелие сосредоточено на человечности Христа, утверждает святой Иероним. На самом деле именно Матфей включает повествование о родословной Иисуса.
- Лев связан со Святым Марком, потому что в его Евангелии подчеркивается величие Христа и Его царственное достоинство, точно так же, как лев традиционно считался царем зверей. Евангелие от Марка начинается с пророческого голоса Иоанна Крестителя, вопиющего в пустыне подобно львиному рыку.
- Лука получает быка, потому что его Евангелие фокусируется на жертвенном характере смерти Христа, а вол всегда был жертвенным животным par excellence , как для иудаизма, так и для римского язычества.