Жизнь давида царя: Житие праведного царя Давида – Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Содержание
История царя Давида | bibliya-online.ru
авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Содержание статьи:
- Семья царя Давида.
- Царствование царя Давида
- Давид и Вирсавия.
- Старость и смерть царя Давида.
- Царь Давид в истории и археологии
- Псалмопевец Давид
- Значение фигуры Давида в Христианстве.
Семья царя Давида
Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:
- Михаль, вторая дочь царя Саула;
- Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
- Ахиноама;
- Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
- Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
- Аггифа;
- Авитала;
- Эгла.
Дети царя Давида.
У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.
Родословие царя Давида
Царствование царя Давида
Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.
…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…
После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.
Давид и Саул
Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.
П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год
Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.
Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Карта бегства Давида от Саула
Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».
Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу
У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.
После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.
Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:
престол твой устоит во веки
Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.
Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.
… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…
Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.
Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.
Старость и смерть царя Давида.
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.
Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.
Стела Тель-Дан
Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.
Стела Меша
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.
Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.
Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.
Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.
Память Давида.
В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.
Царь Давид | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Оглавление
Царь Давид — праведник, воин, песнопевец ↓
Давид в книгах ТаНаХа ↓
Помазание на царство и воцарение Давида ↓
Укрепление царства с центром в Иерусалиме ↓
Величие Давида и роль в истории ↓
Царь Давид — праведник, воин, песнопевец
[↑]
Царь Давид (דוד המלך) — Давид бен Ишай из колена Йеуды, один из самых известных царей Израиля, величайший праведник, псалмопевец и музыкант. Давид стал основателем царской династии. Согласно традиции, еврейский спаситель — Машиах (Мессия) — будет прямым потомком Давида. При Давиде израильская держава достигла своего расцвета. Царь Давид, будучи отважным воином и искусным военачальником, разбил врагов еврейского народа и объединил 12 колен Израилевых. Давид отвоевал Иерусалим, куда перенес столицу и где создал единый духовный и политический центр. Не менее велик вклад Давида в духовную жизнь народа: Давид отредактировал книгу Теилим — сборник Псалмов (Псалтырь), многие из Псалмов написаны самим Давидом. Считается, что именно царь Давид выбрал место для иерусалимского Храма и заложил его фундамент, на котором уже сын Давида, мудрый царь Шломо (Соломон) построил великолепное здание Первого Храма.
Годы жизни: 2854—2924 гг. (906—836 гг. до н.э.).
Родился в городе Бейт-Лехеме. По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза, который был прямым потомком вождя колена Йеуды — Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11).
Давид в книгах ТаНаХа
[↑]
Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом], о конфликте с тогдашним царем Шаулем.
Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.
В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид).
Помазание на царство и воцарение Давида
[↑]
В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля — ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11—13; Седер олам раба 13; Седер адорот).
Помазанный на царствование пророком Шмуэлем, царь Давид [стал официально признанным царем только спустя несколько лет].
В 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот). А в 2892 году /868 г. до н.э./, представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной.
Укрепление царства с центром в Иерусалиме
[↑]
Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского Храма, но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы, великий и мудрейший царь Шломо (Соломон).
Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.
Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.
Величие Давида и роль в истории
[↑]
С именем Давида связано множество легенд. По одной из них, он должен был умереть сразу после рождения, но Адам, первый человек, согласился уступить ему семьдесят лет, прожив оставшиеся 930.
Своего величия Давид не потерял и после смерти: в день последнего суда, когда будет устроен великий пир для цадиков [праведников] всех поколений, именно он произнесет кидуш (для послетрапезного благословения) над бокалом вина. И об этом он пророчески написал в одном из своих псалмов (Теилим 116:13): «Чашу спасения подниму и воззову к Имени Б-га» (Песахим 119б).
Подвиг его жизни соразмерен с подвигом наших праотцев. Мы и поныне говорим: «Давид, царь Израиля, жив и здравствует! Давид мелех Исраэль хай векаям!»
Царь Давид назван в Талмуде среди семи величайших пастырей человечества — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом, Авраамом, Яаковом и Моше (Сукка 52б).
«Род Давида не мог прекратиться, ведь его вечность была нам обещана Всевышним, — пишет наш учитель р. Ицхак Зильбер. — …И сегодня известно немало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих мудрецов — Абраванеля, Маараля из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко» («Пламя не спалит тебя», стр. 30-31).
Подробная биография царя Давида на сайте — в цикле «Хроника поколений».
16 фактов о царе Давиде
Царь Давид был пастухом, который стал третьим и самым важным царем Израиля. Он самый часто упоминаемый человек в Ветхом Завете и второй по частоте упоминания во всей Библии (больше упоминается только Иисус Христос).
Давид — главный герой ветхозаветных книг 1 Царств, 2 Царств, 1 Паралипоменон и 2 Паралипоменон. Он также упоминается в нескольких других книгах, и почти половина псалмов приписывается ему. Сегодня Дэвид наиболее известен как мальчик, победивший великана из рогатки. Фактически, знаменитое повествование о «Давиде и Голиафе» настолько распространено в литературе, искусстве и культуре, что стало обычным клише для описания других историй о неудачниках. Но что делает Давида такой значимой библейской фигурой, так это его роль в создании земной штаб-квартиры Бога в Иерусалиме.
Несмотря на вопиющие недостатки, Давид описывается как муж по сердцу Божьему (1 Царств 13:14, Деяния 13:22). Давид был далек от совершенства, но его вера и рвение сделали его эталоном, по которому будут сравниваться все будущие цари Израиля.
Так кем же был Царь Давид? Что мы знаем о нем? В этом руководстве мы рассмотрим основные факты о том, кто он и что говорит о нем Библия.
Кем был царь Давид?
Библия дает нам много информации о царе Давиде. Между 1 Царств, 2 Царств, Псалмами и 1 Паралипоменонами можно практически написать его биографию! (Не волнуйтесь, это было сделано много раз. )
Вот некоторые вещи, которые мы знаем о Дэвиде.
1. Давид был из колена Иуды
12 колен Израиля произошли от 12 сыновей Иакова, и, за исключением Левия, каждое колено контролировало определенную территорию в пределах народа Израиля. Иуда был сыном, который «победил своих братьев» (1 Паралипоменон 5:2), и хотя Саул — первый царь Израиля — был из колена Вениамина, Иуда стал коленом царей.
Территория Иуды включала город Иерусалим. Когда Давид стал царем, он сделал Иерусалим столицей государства и штаб-квартирой Бога, навсегда изменив значение Иудеи в еврейской жизни и культуре. Линия Давида правила в Иерусалиме около 400 лет, пока царь Навуходоносор не захватил город и не сломал линию царей.
2. Давид был правнуком Руфи и Вооза
Книга Руфи – это история любви и искупления. В нем используются отношения между мужчиной по имени Вооз, женщиной по имени Руфь и ее свекровью Ноеминь, чтобы нарисовать картину Божьего сострадания к Израилю.
Давид является прямым потомком Руфи и Вооза. Несколько отрывков описывают его родословную, и все они указывают на то, что он был сыном Иессея, который был сыном Овида, который был сыном Вооза и Руфи, что делает его правнуком этой важной пары (1 Паралипоменон 2:12). ).
Redemption запустили в семью. На протяжении всей своей жизни Давид часто был проводником, который Бог использовал, чтобы проявить свое сострадание и искупить свой народ. После своей смерти он стал символом уникальных взаимоотношений Бога с Израилем и грядущего искупления.
3. Давид был младшим из семи сыновей (или у него было семь братьев)
После того, как он завершил работу творения, Бог почил в седьмой день и освятил его (Бытие 2:3). В результате число семь стало представлять собой завершение и совершенство во всех аспектах древней еврейской культуры. Мы видим это в празднике кущей, который длился семь дней седьмого месяца. Юбилейный год, когда, среди прочего, были прощены долги и имущество возвращено первоначальным владельцам, наступил после семи циклов по семь лет.
Библейские авторы представляют несколько иные представления о ближайших родственниках Давида: он был либо седьмым сыном Иессея, либо восьмым (1 Паралипоменон 2:13–14, 1 Царств 16:10–11). Ученые спорят, представляет ли это противоречие или один из братьев Давида был просто опущен, но суть не в этом. Давид не был первенцем — привилегированное положение в иудаизме — и авторы намеревались работать с числом семь, связывая Давида со святостью и совершенным планом Бога для своего народа.
4. Давид был родом из Вифлеема
Сегодня у большинства людей маленький городок Вифлеем ассоциируется с рождением Иисуса. Но за столетия до Иисуса из этого скромного городка пришел еще один спаситель. В Евангелии от Луки Вифлеем называется «городом Давида» (Луки 2:4), потому что было хорошо известно, что это было старое убежище Давида, и именно там Самуил помазал его в цари народа Божьего.
В то время как современные читатели, как правило, сосредотачиваются на рождении Иисуса в яслях, важно учитывать последствия того, что эти ясли находились в Вифлееме — городе, который евреи связывают с одним из самых больших провозглашений в своей истории, где их самый важный царь имел скромное начало.
5. Давид был Божьим «помазанником»
Большинство людей слышали, что Иисуса называют мессией. Но он был не единственным, кто носил этот титул. В Библии «помазанник» и «мессия» являются синонимами. Божий помазанник был человеком, которого Он выбрал, чтобы вести и спасать свой народ. Когда израильтяне хотели царя-человека, пророк Самуил помазал Саула, чтобы показать, что Бог отделил его для этой особой роли:
говоря: «Не помазал ли тебя Господь над наследием Своим?» (1 Царств 10:1 9).0003
Годы спустя, когда Саул ослушался Бога, Бог отверг его как царя (1 Царств 15:26). И пришло время Богу выбрать кого-то другого. Поэтому он послал Самуила к Иессею из Вифлеема, сказав ему: «Я избрал царем одного из его сыновей» (1 Царств 16:1).
Самуил думал, что узнает, кого Бог избрал по их внешнему виду, и предположил, что старший, Елиав, явно был избранным:
«Когда они пришли, Самуил увидел Елиава и подумал: «Конечно, помазанник Господень стоит здесь перед Господа’» — 1 Царств 16:6
Но Бог сказал Самуилу, что он не использует те же факторы, что и люди, когда дело доходит до выбора царей:
«Не обращайте внимания на его внешность или рост, ибо Я отверг его. Господь не смотрит на то, на что смотрят люди. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце». — 1 Царств 16:7
Ранее Самуил пророчествовал Саулу: «Господь отыскал человека по сердцу его и поставил его правителем своего народа за то, что вы не соблюли повеления Господня» (1 Царств 13:14). И когда Самуил увидел младшего сына Иессея, пастуха Давида, Господь сказал: «Встань и помажь его; это тот самый».
Когда Самуил помазал Давида, это не сразу сделало его царем, но это означало, что он был избранником Господа, и «с того дня Дух Господень сошел на Давида» (1 Царств 16:13). ).
6. Давид был пастухом
Прежде чем стать царем, Давид был пастухом. Вот почему его не было со своими братьями, когда Самуил пришел помазать следующего царя (1 Царств 16:11). А когда вторглись филистимляне (и Голиаф), Давид разрывался между своими обязанностями музыканта Саула и обязанностями пасти овец своего отца (1 Царств 17:15).
Будучи пастухом, Дэвид не просто пас и вел овец своего отца. Хотя должность пастуха может показаться несущественной, она все же была опасной. Давид убивал медведей и львов, чтобы защитить овец своего отца. Фактически, Давид ссылается на свой опыт пастуха, чтобы убедить Саула, почему он может победить Голиафа:
«Твой слуга пас овец своего отца. Когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, я шел за ним, бил его и спасал овцу изо рта. Когда он повернулся ко мне, я схватил его за волосы, ударил и убил. Твой слуга убил и льва, и медведя; этот необрезанный филистимлянин будет подобен одному из них, потому что он поносил воинство Бога живого. Господь, избавивший меня от лапы льва и лапы медведя, избавит меня от руки этого филистимлянина». — 1 Царств 17:34–37
В противостоянии с Голиафом Давид будет заботиться о стадах Яхве — народе Израиля — и снова защищать «овец своего отца» от зла. На этот раз Господь спасет его от врага, которого боялись Саул и все его войско (1 Царств 17:11).
Позже Давид использовал свой пастырский опыт, чтобы создать одно из самых ярких изображений отношений Бога со Своим народом, прообраз «доброго пастыря» Иисуса (Иоанна 10:11):
«Господь пастырь мой, я ни в чем не нуждаюсь.
Он укладывает меня лежать на зеленых пастбищах,
ведет меня к тихим водам,
он освежает мою душу.
Он ведет меня по прямым путям
во имя Его.
Даже если я иду
через самую темную долину,
я не убоюсь зла,
ибо вы со мной;
твой жезл и твой посох,
они утешают меня.
Ты готовишь передо мной стол
в присутствии моих врагов.
Ты помажешь мне голову маслом;
моя чаша переполняется.
Конечно, ваша доброта и любовь будут сопровождать меня
все дни моей жизни,
и я буду жить в доме Господнем
навсегда». — Псалом 23:1–6
7. Давид был музыкантом
За много лет до того, как Самуил помазал Давида и Дух Господень сошел на него, Самуил помазал Саула, и Дух Господень сошел на Саула (1 Царств 10:1–6). Когда Давид был помазан, Дух Господа оставил Саула, и его начал мучить злой дух (1 Царств 16:14).
Слуги Саула верили, что музыкант поможет успокоить Саула всякий раз, когда его будет мучить дух. И так уж получилось, что Дэвид был талантливым музыкантом. Саул велел привести его и сделал одним из своих оруженосцев.
«Всякий раз, когда дух Божий сходил на Саула, Давид брал свою лиру и играл. Тогда к Саулу придет облегчение; ему станет лучше, и злой дух оставит его». — 1 Царств 16:23
С этого момента обязанности Давида были разделены между наблюдением за отцовскими овцами и музицированием для царя.
8. Давид был убийцей великанов
Возможно, самой большой славой Давида стала его легендарная битва с филистимским великаном Голиафом. Войска израильтян и филистимлян выстроились на противоположных холмах, Голиаф насмехался над израильтянами и вызывал их на дуэль, чтобы решить исход битвы: он против одного из них (1 Царств 17:8-11).
Никто не хотел принимать его предложение. Но Давид пришел в стан израильтян, чтобы сыграть музыку для Саула, и услышал насмешки Голиафа. Он также слышал, как израильтяне говорили о том, что Саул даст человеку, победившему Голиафа (1 Царств 17:23-27).
Голиаф не просто насмехался над израильтянами. Он бросал вызов самому Богу на его территории. Каждый день Израиль отклонял вызов Голиафа, они признавали, что их Бог не может сравниться с богами филистимлян. Дэвид больше не собирался позволять этому продолжаться. Убедив Саула позволить ему бросить вызов Голиафу, Давид выбрал пять камней и вышел ему навстречу.
Голиаф издевался над ним и проклинал его. И тогда Давид классно ответил:
«Вы идете против меня с мечом, копьем и дротиком, а я иду против вас во имя Господа Всемогущего, Бога воинств Израиля, Которого вы поносили. Сегодня Господь предаст тебя в мои руки, и я убью тебя и сниму с тебя голову. В тот же день Я отдам трупы филистимского войска птицам и диким зверям, и весь мир узнает, что в Израиле есть Бог. Все собравшиеся здесь узнают, что не мечом и не копьем спасает Господь; ибо это война Господа, и Он всех вас предаст в наши руки».
Давид убил Голиафа одним камнем, брошенным из пращи. Он обезглавил Голиафа и забрал его оружие в качестве трофеев.
История Давида и Голиафа столько раз рассказывалась в литературе и искусстве, что Давид, Голиаф и их противостояние стали шаблонными символами неудачников, жестоких антагонистов и историй о преодолении непреодолимых препятствий.
Но в Библии это не история проигравшего. Это история веры. Вера Давида стала одной из его определяющих характеристик, и она привела его к победе над бесчисленными врагами после Голиафа.
9. Давид был великим воином
Победа над Голиафом положила начало жизни Давида как воина. Куда бы Саул ни посылал Давида, Бог шел с ним, и он был успешен. И чем успешнее становился Давид, тем больше ответственности возлагал на него Саул:
«Какую бы миссию ни послал ему Саул, Давид был настолько успешен, что Саул дал ему высокое звание в армии. Это понравилось всему войску, а также военачальникам Саула». —1 Царств 18:5
Но затем люди стали считать Давида более великим, чем Саул. После того как израильтяне победили филистимлян, женщины танцевали и пели:
«Саул поразил тысячи,
и Давид десятки тысяч». —1 Царств 18:7
Понятно, что это заставило Саула почувствовать угрозу со стороны Давида. По мере того как слава Давида как воина росла, Саул все больше и больше боялся его. Этот страх побудил Саула отказаться от своего величайшего актива. Он несколько раз пытался убить Дэвида и стал его постоянным врагом.
После того, как Саул погиб в битве с филистимлянами, Давид воевал против военачальника Саула Авенира и последнего сына Саула, Иш-Восфея, которого Авенир поставил царем Израиля.
В конце концов, Давид стал королем (подробнее о том, как это произошло чуть позже) и продолжил свое наследие великого воина.
10. Давид был величайшим царем Израиля
Несмотря на то, что он был помазан, чтобы править Божьим народом, Давид прошел долгий и трудный путь к царству. Даже после того, как Саул погиб в бою, те, кто был ему верен, не собирались просто передать царство Давиду. Помните, Саул тоже был помазан. А Давид жил с филистимлянами и сражался за них — израильтян, заклятых врагов.
Когда Саул умер, колено Иуды помазало Давида своим царем (2 Царств 2:4), но Авенир, сын Нира, военачальник Саула, поставил Иевосфея, сына Саула, царем над всем Израилем. Так было два царя и два царства: Иевосфей стал вторым царем Израиля, а Давид правил Иудеей.
К несчастью для Иевосфея, его правление было недолгим. И хотя он и Авенир воевали с Давидом все время, пока он был у власти, Иевосфей не умер от руки Давида.
И Иевосфей, и Авенир были убиты. Авенир был убит из мести, а Давид проклинал своих убийц и оплакивал его смерть. Иевосфей был убит израильтянами, которые, казалось, пытались заслужить благосклонность Давида. Когда они пришли к Давиду со своими «хорошими новостями», он приказал казнить их за их преступление.
Когда семья Саула исчезла из поля зрения, старейшины Израиля встретились с Давидом и помазали его царем над всем Израилем, когда ему было тридцать лет (2 Царств 5:3-4).
При Сауле был захвачен Иерусалим, а Ковчег Завета находился в Иудее. Когда Давид стал царем, он отвоевал крепость Сион (которая стала известна как Город Давида), завоевал Иерусалим и вернул в город Ковчег.
Как царь Израиля, Давид выиграл множество сражений и сделал Израиль грозным народом, расширив его территорию и военную мощь, при этом обращая свой народ к Богу.
11. Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией
Когда его войска вели войну без него, Давид шел по крыше своего дворца и увидел купающуюся красивую женщину. Он послал кого-то разузнать о ней и узнал, что она замужем за Урией Хеттеянином, одним из его лучших воинов (2 Царств 23:39).).
Так вот, это было за сотни лет до того, как Иисус сказал, что смотреть на женщину с вожделением означает прелюбодействовать в вашем сердце (Матфея 5:27-28), но в этот момент Давиду было совершенно ясно, что это были , а не отношения. он мог преследовать. В Торе было кое-что сказано о прелюбодеянии (Левит 18:20, Второзаконие 5:18, Исход 20:14), и оно каралось смертью (Второзаконие 22:22, Левит 20:10).
Давид все это знал, но все равно послал за ней, переспал с ней и сделал ее беременной (2 Царств 11:4-5). Когда Давид узнал, что она беременна, он придумал план, чтобы скрыть свой грех: поскольку ее муж Урия был на войне, Давид велел вернуть его домой. Если бы Урия спал с ней, то никто не мог бы сказать он был тем, от кого она забеременела.
Но так не вышло. После неоднократных попыток Давида уговорить Урию провести время с его женой, Урия сказал ему:
«Ковчег, Израиль и Иуда остановились в шатрах, а мой военачальник Иоав и люди моего господина расположились станом в поле. Как я мог пойти в свой дом, чтобы есть и пить и заниматься любовью с моей женой? Пока ты жив, я этого не сделаю! —2 Царств 11:11
Итак, чтобы скрыть свой грех, Давид совершил еще один.
12. Давид задумал убить Урию
Давид убил много людей в бою. Он убил много пленных после боев. И он казнил многих преступников. Но особенно одно убийство «неугодно было Господу» (2 Царств 11:27). Когда Давид не смог уговорить Урию переспать с его женой Вирсавией (и, следовательно, скрыть прелюбодеяние Давида), он задумал убить Урию в бою.
«Утром Давид написал письмо Иоаву и отправил его с Урией. В нем он написал: «Поставь Урию впереди, где сражение идет сильнее всего. Тогда отойди от него, чтобы он был поражен и умер».
Пока Иоав держал город в осаде, он поставил Урию в месте, где, как он знал, были самые сильные защитники. Когда жители города вышли и сразились с Иоавом, некоторые из мужчин в войске Давида пали; кроме того, Урия Хеттеянин умер». —2 Царств 11:14-17
Чтобы убить Урию в битве, Иоаву пришлось принести в жертву некоторых из других людей Давида, и Иоав опасался, что Давид рассердится из-за потери (2 Царств 11:20). Но Давид был довольно равнодушен. Он сказал посланнику Иоава:
«Скажи это Иоаву: «Пусть это тебя не огорчает; меч пожирает как одного, так и другого. Соверши нападение на город и разрушь его». Скажи это, чтобы ободрить Иоава». —2 Царств 11:25
Жизни Божьего народа были просто побочным ущербом в попытке Давида скрыть свой грех.
Когда Урия умер и Вирсавия успела его оплакать, Давид женился на ней, и она родила сына.
Позже пророк Нафан упрекнул Давида за его грех. Натан рассказал историю о богатом человеке, который украл ценного ягненка у бедняка. Давид осудил человека в этой истории, не зная, что это была метафора того, что он сделал с Урией с Вирсавией (2 Царств 12:1-10). Нафан сказал Давиду, что «Господь снял с тебя грех твой» (2 Царств 12:13), но он также проклял его, и сын, родившийся от прелюбодеяния Давида, умер.
Давид совершил тяжкий грех. Но после встречи с Натаном Давид написал 50-й псалом, в котором отражается его смирение и искреннее раскаяние в содеянном.
13. Давид был мужем по сердцу Божьему
Прежде чем помазать Давида, пророк Самуил упрекнул Саула и предупредил его, что «искал Господь человека по сердцу Его» (1 Царств 13:14). Давид — единственный человек, упоминаемый таким образом в Библии. Но Библия прямо не говорит нам, что имел в виду Самуил. Возможно, он просто имел в виду, что Давид заботился о том, что заботило Бога. Также возможно, что мы узнаем что-то о характере Бога через характер Давида.
В Деяниях 13:22 Павел, кажется, дает объяснение:
«Удалив Саула, он сделал Давида своим царем. Бог свидетельствовал о нем: «Я нашел Давида, сына Иессеева, человека по сердцу Моему; он сделает все, что Я хочу, чтобы он сделал». Но также стоит отметить: не дай Бог Давиду построить свой храм, потому что он пролил кровь (1 Паралипоменон 28:3). Таким образом, кажется, что между Давидом и Божьим сердцем есть некоторое несоответствие.
Забавный факт: Отрывок, который цитирует Павел, отличается от версии 1 Царств 13:14, которую вы, вероятно, найдете в своей Библии. Это потому, что Павел цитирует раннюю греческую рукопись Ветхого Завета, известную как Септуагинта, а в большинстве современных Библий для отрывков из Ветхого Завета используется оригинальный иврит из масоретского текста.
14. Давид жил около 1000 г. до н.э.
Библия прямо не говорит, когда жил Давид, но многие ученые считают, что он существовал около 1000 г. до н.э. Каменная надпись, известная как Стела Тель-Дан, датируется концом девятого или началом восьмого века до нашей эры и относится к «Дому Давида». Другая надпись, датируемая примерно 840 г. до н.э. (Моавская стела), также может относиться к Давиду. Части 1 и 2 Царств были написаны еще в седьмом и шестом веках до нашей эры, вероятно, с использованием более ранних отчетов в качестве источников.
15. У Давида было (как минимум) восемь жен
У Давида было множество жен и наложниц. Библия называет восемь жен, но, возможно, у него было больше. They are:
- Ahinoam of Jezreel
- Abigail (the widow of Nabal of Carmel)
- Maakah daughter of Talmai king of Geshur
- Haggith
- Abital
- Eglah
- Michal (daughter of Saul)
- Bathsheba
Библия не дает полного списка жен Давида, но 2 Царств 3:2-5 называет нам имена его сыновей, а также шесть его жен, и он женится на Мелхоле (1 Царств 18:27) и Вирсавия (2 Царств 11:27) в других отрывках.
16. Давид написал около половины Книги Псалмов
Давид был талантливым музыкантом. Но он также приложил свои данные Богом творческие способности к работе в качестве автора песен. На протяжении всего ветхозаветного повествования мы видим, как Давид пишет жалобы и песни, чтобы отметить важные моменты и выразить глубокие эмоции, например, когда он узнает, что Саул и Ионафан умерли (2 Царств 1:19-27).
Согласно масоретскому тексту (основанному на древнееврейской традиции), Давид написал 73 из 150 псалмов. Септуагинта (ранний великий перевод Ветхого Завета) и латинская Вульгата (латинский перевод Библии четвертого века) содержат дополнительные псалмы, приближая число, приписываемое Давиду, к 85.
Хотя псалмы часто (ошибочно) считают самой большой книгой Библии, Давид на самом деле не написал этой большей части Библии по сравнению с такими авторами, как Моисей, Ездра, Лука, Иеремия и Павел. Каждый из них написал не менее 32 000 слов, а вся книга Псалмов состоит всего из 30 000!
Вот 73 псалма, приписываемых Давиду, согласно еврейской (и протестантской) традиции:
Псалом 3 Псалом 4 Псалом 5 Psalm 6 Psalm 7 Psalm 8 Psalm 9 Psalm 11 Psalm 12 Psalm 13 Psalm 14 Psalm 15 Psalm 16 Psalm 17 Psalm 18 Psalm 19 Psalm 20 Psalm 21 Psalm 22 Psalm 23 Psalm 24 Psalm 25 Psalm 26 Psalm 27 Psalm 28 Psalm 29 Psalm 30 Psalm 31 Psalm 32 Psalm 33 Psalm 34 Psalm 35 Psalm 36 Psalm 37 Psalm 38 Psalm 39 PSALM 40 PSALM 41 PSALM 51 PSALM 52 PSALM 54 PSALM 55 PSALM 55 PSALM 55 309 Psalm 58
Psalm 59 Psalm 60 Psalm 61 Psalm 62 Psalm 63 Psalm 64 Psalm 65 Psalm 68 Psalm 69 Psalm 70 Psalm 86 Psalm 101 Psalm 103 Psalm 108 Psalm 109 Psalm 110 Psalm 122 Psalm 124 Psalm 131 Psalm 133 Psalm 138 Psalm 139 Psalm140 Psalm 141 Psalm 142 Psalm 143 Psalm 144 Psalm 145 Most of the Psalms David wrote — это жалобы, дающие нам интимные портреты его самых мрачных моментов. Но Давид также писал хвалебные и благодарственные псалмы и часто заявлял о своем уповании на Господа, несмотря на обстоятельства.
Несовершенный мессия
Вполне уместно, что Давид — такая выдающаяся фигура в Ветхом Завете. Потому что, как несовершенный человек, помазанный Богом, чтобы спасать и править своим народом, Давид закладывает основание для Иисуса Христа — единственного безгрешного человека, которого Бог хотел использовать, чтобы спасти и править всем человечеством.
Как царь Давид взошел на трон Израиля
National Geographic исследует известных библейских персонажей в нашей продолжающейся серии Люди в Библии, в рамках нашего освещения истории Библии и поиска священных текстов.
Царь Давид не родился в королевской семье. Он вошел в жизнь как скромный пастух, поднялся, чтобы основать династию, и стал центральной фигурой в иудаизме, христианстве и исламе.
В Книге Самуила Саул, первый царь Израиля, не смог одержать решающей победы над вражеским племенем, филистимлянами. Бог послал пророка Самуила в Вифлеем и привел его к Давиду, скромному пастуху и талантливому музыканту. Он привел юношу ко двору Саула, где его арфа так успокаивала, что Саул призывал Давида всякий раз, когда его донимал «злой дух», посланный Богом (I Царств 9).:16). Саул был так увлечен этим молодым человеком, что назначил Давида своим оруженосцем.
Гигантская битва
Победа Давида над Голиафом была популярной темой для скульпторов эпохи Возрождения, включая Андреа дель Верроккьо в 1476 году. Несанкционированное использование запрещено.
Вскоре после этого замаячила крупная битва филистимлян. На этот раз филистимляне выставили новое устрашающее оружие: великана по имени Голиаф с огромным бронзовым копьем (1 Царств 17:5-7). Израильтяне замерли от страха, кроме юного Давида. Вооружившись только пращой, он подобрал камень со русла реки и метнул его в голову Голиафа. Цель Давида была верна; камень попал в гиганта и убил его, заставив филистимлян бежать. Израильтяне ликовали. Саул был вынужден поставить молодого Давида во главе своего войска (1 Царств 18:5).
Несмотря на то, что затем Давид женился на дочери Саула Мелхоле и стал близким другом сына Саула Ионафана, между новым военачальником и царем возникло ожесточенное соперничество. Саул даже начал замышлять убить его. У Давида не было иного выбора, кроме как бежать на вражескую территорию.
Падение Саула
Вскоре страна снова была разорвана войной, когда филистимляне собрались у горы Гелвуй, и Саул и его сыновья, все служившие командирами в его армии, бросились им навстречу. Но Бог отвернулся от Саула, и ряды израильтян были уничтожены. Все сыновья Саула пали от филистимлянских мечей, включая его наследника Ионафана. Тяжело ранив себя, Саул пал на собственный меч (I Царств 31:1-7).
Когда израильская армия стремительно отступала, филистимляне наводнили еврейские нагорья. Единственный оставшийся в живых сын Саула, Ишбаал, был помазан его преемником при поддержке северных племен. Но южные старейшины отправились в Хеврон, военную базу Давида, и со временем помазали Давида царем «над домом Иуды».
Сначала Давид решил проигнорировать филистимлян и вместо этого двинулся на Иерусалим (2 Царств 5:6). После захвата Иерусалима Давид смог победить филистимлян. В конце концов все регионы Ханаана перешли под контроль Давида.
Царство Давида
Теперь, наконец, Давид смог обратить свое внимание на строительство государства, управляемого из настоящей израильской столицы. Он разбил шатер Скинии для размещения Ковчега Завета. Это явно не было удовлетворительным решением, и царь пожаловался пророку Нафану, что «я живу в доме из кедра, а ковчег Божий стоит в шатре» (2 Цар. 7:2). Оракул от Бога заверил Давида, что «Господь сотворит тебе дом» — династия Давида, — но что его потомки (царь Соломон) должны будут «построить дом имени Моему» (2 Царств 7:11- 13).
И царствовал Давид над всем Израилем; и он вершил правосудие и справедливость для всего своего народа.
By1 Chronicles 18:14
Согласно Книгам Самуила и последующим Книгам Царств, Давид затем расширил свою территорию, пока Израиль не стал доминирующим государством в Леванте, поглотив народы Аммона, Моава и Едома. Современные исследования ставят под сомнение это утверждение, и многие ученые считают, что некоторые легендарные материалы, окружавшие Давида, служили тому, чтобы возвысить его как идеального царя, столь же успешного как в мире, так и на войне, любимого Богом, а также своим народом.
В самом деле, величайшим достижением Давида (и его сына Соломона) является не расширение их предполагаемого царства, а слияние враждующих племен в одну нацию. Некоторые ученые даже задаются вопросом, является ли Давид исторической фигурой, хотя обнаружение стелы из Тель-Дана с надписью bytdwd (что может означать «Дом Давида») свидетельствует об обратном.
Несмотря на политические достижения Дэвида, его личная жизнь была полна конфликтов и трагедий.